Массовое и элитарное высшее образование

СОДЕРЖАНИЕ: Белорусский государственный университет Юридический факультет Эссе по университетоведению Массовое и элитарное высшее образование Выполнил: студент

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

Эссе по университетоведению

«Массовое и элитарное высшее образование »

Выполнил:

студент

дневной формы обучения

специальности «Правоведение»

1 группы 1 курса

Минск 2010

Введение

На протяжении веков ведутся дискуссии об образовании — чему и как нужно учить людей.

Элитарность или эгалитарность: нужно ли давать всем одинаковое образование, или же нужно готовить интеллектуальную элиту, а остальным давать необходимый минимум?

Делать упор на практически полезные знания или на общее развитие личности?

Должно ли образование быть специализированным или универсальным?

Образование — это сложное, многогранное социокультурное и личностное явление. Оно как бы собирает потоки культуры и фиксирует их. Индивид, попадая в этот «фокус», получает развитие как личность, как социальный деятель и как homofaber (профессионал). Верно и обратное: став мастером, учителем, он (уже через других —учеников и последователей) влияет на развитие общества и культуры. (1)

Суть проблемы в том, что на рубеже XX — XXI вв. человечество вступило в переходный период от индустриального общества к постиндустриальному, от письменной культуры к культуре информационно-компьютерной.

В сложившихся условиях задача поиска нового облика образования, адекватного возникшим проблемам и устремленного в ХХI век, является как никогда актуальной.

Утверждается, что современный мир переживает кардинальное изменение отношения к образованию. Поскольку последнее покидает статус частной сферы услуг, обеспечивающей решение прагматических задач в самых разнообразных областях общественной практики. Что оно превращается в главную область вложения капитала и интеллектуально-трудовых усилий, а вложение денег в человека превращается в основную форму фьючерной экономики, экономики, работающей с будущим и процессами развития, в которой люди, способные к развитию, к принятию нестандартных решений, становятся наиважнейшим капиталом современного общества.(2)

Основная часть

Высшее образование – высший приоритет любого цивилизованного человека. Почему? Потому что в современном мире, да и несколько последних столетий наличие высшего образования является свидетельством принадлежности его обладателя к высшей прослойке человеческого общества - к интеллигенции. Наличие высшего образования даёт массу положительных моментов. В высших учебных заведениях люди овладевают коммуникационными навыками, получают массу специализированной информации, практические навыки в период производственных и учебных практик, а также семинаров и лабораторных работ, вырабатываю системное мышление.

Между тем, важная роль образования в экономическом и социальном развитии современного общества, обеспечении международной конкурентоспособности национальных экономик предопределяет во всем развитом мире постоянный интерес политических, научных, деловых и общественных кругов к проблемам государственной образовательной политики. Общепринято понимание, что будущее принадлежит тем странам, которые имеют наиболее эффективные школы, способные создать интеллектуальный потенциал как важную объективную основу для развития способностей большинства граждан и для обеспечения их благополучия. (3)

Само стремление к образованию, к знаниям во всем развитом мире признано сегодня одним из важнейших элементов национального богатства. Университеты, например, расцениваются как скрытое оружие в обеспечении конкурентоспособности страны на мировом рынке. Современные индустриально развитые страны получают от достижений НТР рост производительности труда вдвое. Многие исследователи, политики и бизнесмены приходят к выводу, что конкурентную борьбу на мировых рынках новейших технологий и продукции выигрывает уже не столько промышленная, сколько научная база.(4)

Современное образование на распутье. Оно не знает, должна ли формировать у индивида научную картину мира или обеспечивать человеку профессиональную квалификацию, учить мыслить или готовить к жизни. В сегодняшней образовательной практике обучение на уровне большей частью безнадежно устаревших и редуцированных до убогости научных данных нередко превращается в напрасное натаскивание, неприменимое в жизни и подлежащее существенной ломке в вузе. И чем глубже образовательная система дает знание отдельных фрагментов отдельных наук, тем меньше она готовит к жизни, все дальше уходя от своих исконных задач.

Не вдаваясь здесь в суть обширнейших дискуссий по этим вопросам, лишь отметим, что это не просто теоретический спор. В ней выражены позиции общества и различных социальных групп, заинтересованных в реализации на практике определенного взгляда на образование. Каждая социальная группа, - подчеркивают американские философы Гарнет и Нэйш, - через своих теоретиков предлагает и требует построения своей концепции образования, в которой находят отражение ее представления о добре и зле, справедливости, свободе, ее понимание современных общественных процессов и главной цели образования.(5)

Заключение

Высшее образование Беларуси в последние несколько лет сильно «штормило» от многочисленных реформ и нововведений Министерства образования.

Многочисленные поиски путей реформы образования уже не год и не два сотрясают министерства, школы, вузы, семьи. Точки зрения заполоняют страницы газет и журналов, образование становится темой, к которой не высказали своего отношения разве что только большие лентяи. Педагоги активничают малоосмысленно и неуправляемо, подавляя профессиональным снобизмом любую трезвую мысль и записывая любого сомневающегося в ретрограды и душители прогресса.

Между тем, при этом медленно, но неуклонно все же обнаруживается, что существующая модель образования начинает отставать от требований жизни. Она ориентирует учащегося на усвоение готового знания, сложившихся образов деятельности и при этом предполагает, что полученного образования должно хватить человеку на весь период его трудовой биографии. В ситуации относительно медленных социально-экономических и промышленно-технических изменений такой подход был приемлем. Теперь же ситуация совсем иная. Лавинообразно растет объем информации. Появляются все новые и новые научные дисциплины. Сейчас их насчитывается около 15 тысяч. Ориентироваться в этом огромном информационном потоке старыми способами уже невозможно.

Еще одной проблемой для белорусского образования является экстенсивный рост сферы высшего образования. Иными словами, в Беларуси наметилась тенденция к превращению высшего образования не просто в массовое явление, но в некий обязательный атрибут современного человека.

Учитывая тот факт, что массовый продукт по определению не может быть эксклюзивным, качество высшего образования в отечественных вузах объективно должно снижаться. В таких условиях университеты заинтересованы в том, чтобы закрепиться на рынке образовательных услуг, застолбить максимальную долю на этом рынке. Для этого они должны «штамповать» студентов и выпускников, а сделать это без ущерба для их качества невозможно. Таким образом, налицо еще один институциональный конфликт: между расширяющимся рынком образовательных услуг и необходимостью обеспечения качества обучения. Данный конфликт в отличие от предыдущих, являющихся специфическими, является общим для всех развитых стран и выходит за рамки национальных границ.

1. Учебник «Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса.»

2. Федеральная программа развития образования.(МАРО)//Россия-2010.- М., 1993, N2.

3. Education on Trial: Strategies for the Future.- N-Y, 1983, p.XIII.

4. Георгиева Т.С. Информационно-технологическая революция и подготовка кадров в США.- М., 1992, с.43-44.

5. Education and Society Today./ Ed.Harnett and Naish.N-Y, 1986, p.4.

Скачать архив с текстом документа