Маяковский в. в. - Сюжет образы проблематика одной из поэмы

СОДЕРЖАНИЕ: Маяковский в. в. - Сюжет образы проблематика одной из поэмы Работая над поэмой Про это, Маяковский обрек себя на домашнее заточение, чтобы наедине обдумать и осмыслить то, как должен жить новый человек, каковы должны быть его мораль, быт, любовь в послереволюционных условиях. Маяковский так и определил основную тему поэмы: По личным мотивам об общем быте.

Маяковский в. в. - Сюжет образы проблематика одной из поэмы

Работая над поэмой Про это, Маяковский обрек себя на домашнее заточение, чтобы наедине обдумать и осмыслить то, как должен жить новый человек, каковы должны быть его мораль, быт, любовь в послереволюционных условиях. Маяковский так и определил основную тему поэмы: По личным мотивам об общем быте.
В этой теме, и личной и мелкой,
перепетой не раз и не пять,
я кружил поэтической белкой
и хочу кружиться опять.
Эта поэма, революционная по духу, во многом трагическая и кризисная, является важным звеном в творческом развитии Маяковского. До того как эта тема стала самостоятельной и вылилась в отдельное произведение, проблемы, решаемые в нем, уже ставились, уже намечались пути решения. Произведение сложное, не для легкого чтения. Современники даже не поняли и не приняли эту поэму.
Поэма Про это состоит из пролога и двух частей. Первая часть Баллада Редингской тюрьмы делится на 11 главок, а вторая, Ночь под Рождество, - на 23. Вступление отвечает на вопрос Про что - про это? и определяет тему. Заключение Прошение на имя..., как и пролог, названо полушутливо. Если в основной части выделяется лирический герой, то во вступлении и заключении он сливается с самим автором. Особенностью поэмы является то, что все описанное происходит не на самом деле, а в сознании лирического героя, и проходит как смена образных ассоциаций. Отсюда необычная гротескность и фантастичность, крутые повороты судьбы и экстремальность событий.
Все описание пронизано скорбной, негодующей и трагической тональностью и обрамляется глубоко оптимистичным ораторским тоном автора. Герой в силу каких-то сложных отношений, остающихся за пределами поэмы, разлучен с любимой и чувствует себя в своей комнате как в тюрьме. Телефон для него - соломинка для утопающего. Он узнает, что она больна, и страшнее пуль то, что с ним не хотят говорить.
Чувство скребущейся ревности превращает героя в медведя. Но медведь страдает, плачет. Слезы - вода. Эта ассоциация разрастается в образ реки. Начинается любовный бред-галлюцинация. Он на льдине-подушке плывет по Неве в прошлое и узнает себя в человеке из-за семи лет, тоже отвергнутом любимой. Со страниц поэмы раздается крик о помощи: Спасите! Там на мосту, на Неве, человек!
Герой плывет дальше, и под ним остров растет подушечный. Остров разрастается в сушу, и вот он уже в Москве в том же облике медведя. Он обращается ко всем встречным с мольбой помочь тому человеку на мосту. Никто его не понимает. Он с ужасом убеждается в том что и в нем самом, а не только в окружающих, не выкорчеваны пережитки прошлого. А в это время человек из-за семи лет сам прошагал к герою поэмы и заявляет ему, что он готов один мучиться за всех, чья любовь опошлена мещанским бытом. В полубреду-полусне герой видит себя на колокольне Ивана Великого, и снизу против него идут дуэлянты. Ты враг наш столетний. Один уж такой попался - гусар! - издеваются над героем-поэтом обнаглевшие мещане, сравнивая его с Лермонтовым. Они расстреливают его с сотни шагов, с десяти, с двух в упор - за зарядом заряд....
Страшен сон, но жив поэт-герой. Сущность его борьбы и возрождения в том, что на Кремле поэтовы клочья сияли по ветру красным флажком. Герой-победитель плывет на борту созвездия Большой Медведицы, горланя стихи мирозданию в шум. Ковчег пристает к окну его комнаты, откуда началось фантастическое путешествие. Герой сливается теперь с самим поэтом, раскрывает смысл всего происшедшего в заключительной резолюции, или Прошении на имя....
Многие после появления поэмы писали, что в ней отразил ся период НЭПа. Но Маяковский брал шире, возвращая в прошлое и намечая перспективу. Одна из основных тем поэмы - это борьба с мещанством. К раскрытию темы В.Маяковский приступает с присущей только ему особенностью, с огромной энергией нагнетая давление:
Эта тема придет, вовек не износится,
Только скажет: Отныне гляди на меня! -
и глядишь на нее, и идешь знаменосцем,
красношелкий огонь над землей знаменя.
Тема же первой главы актуальна и сегодня. В эпизоде разговора по телефону герой не хочет признаться себе в том, что любимая отвергла его, что он не признает право женщины на свободу чувства. Вот такая дилемма: вопрос об исключительности высокой сущности любви и о ревности как низменном чувстве собственника, бывшем издавна чувством и правом мужчины. Но поэт ставил проблему любви с прицелом на ком-муну-столетия. И потому просит в эпилоге химика XXX века воскресить его, чтобы он долюбил свое на земле коммунизма.
Нет, это не грезы о несбыточном. Это наметка реального будущего, которая обосновывает его веру в настоящее, дает ориентиры в светлое будущее в настоящем. И это важнее. Не откладывая все до XXX века, поэт в конце концов приходит к позитивному решению и, как бы продолжая поэму Про это, в Письме товарищу Кострову из Парижа о сущности любви пишет:

Любить - это с простынь, бессонницей рваных,
срываться. ревнуя к Копернику, его,
а не мужа Марьи Иванны, считая своим соперником.
В системе образов поэмы Про это основное место занимает лирический герой, его отношения и связи с другими людьми. Напряженность конфликта выражается в том, что героя окружают грубость, насилие, грязные слова. Самым близким людям его устремления непонятны. Все, кто его окружает, любовь заменяют чаем, штопкой носков. Это заставляет героя переступить даже через свою семью. И вот последняя надежда: сквозь ненавистный мир мещанства поэт пробирается к любимой.
Теперь лишь ты могла б спасти.
Вставай! Бежим к мосту! -
Быком на бойне под удар
Башку мою нагнул.
Сборю себя, пойду туда.
Секунда - и шагну.
Но... ее окружает тот же враждебный сброд. И герою приходится переступить даже через собственную любовь. Самым трудным, однако, оказывается не это. Самое трудное для лирического героя - это перестройка сознания. В нем сильны попытки уклониться от борьбы за новое в семье и любви, консерватизм и инерция старого мышления, когда ситуация требует нового подхода к жизни. Мысль о капитуляции отвергается, так как герой не может свою любовь заменить на штопку носков, не может в себе убить человека. Потому что любовь невозможна в мире торгашей, как невозможны в нем красота и добро.
Поэтому и следует сказать, что поэма Про это отражает важнейший, переломный момент в становлении нового человека. У героя возникает потребность душу седую из себя вытрясти. Перед ним вдруг открывается, что эта сверхсложная задача может быть разрешена в далекой исторической перспективе, в смене ряда человеческих поколений. Поэт, на собственном горьком опыте познает, как сложен и мучителен путь нравственного самоочищения...

Скачать архив с текстом документа