Маяковский в. в. - Юмор и сатира в стихах маяковского.

СОДЕРЖАНИЕ: Сатира и юмор присутствуют во многих произведениях. Маяковского и сейчас нам трудно представить творчество поэта как без сатиры так и без юмора. В начале своего творческого пути. Маяковский критиковал высмеивал в основном буржуев их жизненные ценности.

Сатира и юмор присутствуют во многих произведениях Маяковского, и сейчас нам трудно представить творчество поэта как без сатиры, так и без юмора. В начале своего творческого пути Маяковский критиковал, высмеивал, в основном, буржуев, их жизненные ценности, устоявшиеся принципы, уклады. Буржуазный мир казался ему чем-то жалким, гадким и уж никак не достойным примером для подражания. Очень ярко это выражено в стихотворении Нате!, написанном в 1913году. В одном четверостишье Маяковский удивительно кратко и точно показывает натуру обывателей:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Обыватели – люди, не имеющие духовных ценностей, им присущи лишь низменные интересы. Маяковский подобрал довольно яркое сравнение – человек и моллюск. Женщины, подобно устрицам, огородились от внешнего мира своими вещами, им хорошо внутри – они чувствуют себя тепло и безопасно, а больше им ничего и не надо.
Маяковский использует в своем творчестве множество сатирических приемов. Так, ирония прослеживается даже в названиях произведений поэта, например, ряд гимнов: Гимн обеду, Гимн судье, Гимн критику, Гимн ученому, Гимн здоровью. Всем известно, что под словом гимн обычно подразумевается что-то торжественное, величественное, важное. А в стихотворении под таким торжественным названием никакой величественностью даже и не пахнет. Какой выразительный прием. Ирония, которую нельзя не заметить. В своих Гимнах Маяковский показывает людей, которые не могут, не умеют радоваться жизни и завещают это другим, они стремятся сделать мир бесцветным и унылым. Особенно яркий сатирический пафос слышится в стихотворении Гимн обеду. Герои стихотворения – сытые люди, те самые люди, которые являются символом буржуазного мира. Очень интересный прием использовал в этом стихотворении Маяковский – тут вместо человека действует желудок:
Желудок в панаме! Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя, кроме аппендицита и холеры!
Своеобразным моментом в сатирическом творчестве Маяковского стала частушка, написанная в 1917году: Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй. Тут чувствуется желание раннего Маяковского направить свое творчество на службу новой власти. Отношения с этой самой властью складывались далеко не просто (в принципе, это отдельный разговор, так что не будем тут углубляться, дабы не отходить от своей темы), но все же несомненно одно – Маяковский искренне верил в революцию. Такой вывод можно сделать из его автобиографии, где он написал: Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция. Теперь автор ставит в центр своих сатирических произведений других героев. В первую очередь, врагов революции. Долгие годы эта тема оставалась важной для поэта, давая русской литературе все новые и новые произведения Маяковского. В первые годы после революции это стихи, которые писались на агитационных плакатах. Маяковский принимал участие в их создании не только как поэт, но и как художник-оформитель – ко многим его стихам прилагались рисунки. На этом этапе для Маяковского характерно использование таких литературных приемов как гротеск, гипербола, пародия – так, некоторые надписи напоминают мотивы известных в то время песен, например, Во Францию два гренадера. Герои этих песен – белые генералы, несознательные рабочие и крестьяне, буржуи – непременно в цилиндрах и с большими, отяжелевшими животами. К новой жизни Маяковский предъявляет высокие требования и, видимо поэтому, многие сатирические стихи поэта показывают ее пороки. Например, стихотворение О дряни, которое приобрело большую популярность, показывает обывательскую жизнь как нельзя лучше. Тут к Маяковскому будто бы возвращается прежний антиобывательский пафос: Страшнее Врангеля обывательский быт. Вполне безобидные предметы быта, такие как самовар, домашние цветы, птица в клетке, приобретают значение символов нового мещанства и становятся зловещими. Маяковский разоблачает некоторое людское двуличье, высмеивает его. Так, например, женщина хочет купить платье с серпом и молотом не из-за советских идеалов и убеждений, а лишь для того, чтобы не показаться необразованной и темной, чтобы пощеголять на балу: И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете. В чем сегодня буду фигурять я на балу в Реввоенсовете?. Подтверждение тому, что женщина эта, равно как и ее муж, является невежей – отложенная в сторону газета, в которой опубликованы произошедшие в стране события: На Известиях лежа, котенок греется. Зачем же покупать газету, если ее никто не читает? Да просто обыватели хотят казаться умнее, чем они есть на самом деле. В финале стихотворения разворачивается гротескное действие – оживает портрет Маркса, который выступает с довольно странным призывом: Скорее головы канарейкам сверните, чтоб коммунизм канарейками не был побит!. Надо отметить, что понятен этот призыв только после прочтения всего стихотворения, в котором канарейки приобрели значение символа мещанства.
В сатирическом стихотворении 1922г. Прозаседавшиеся Маяковский показывает негативные черты бюрократизма, волокиты, бесконечных заседаний. В гротескной форме поэт описывает долгое и муторное хождение просителя по инстанциям. Характерно то, что в стихотворении нет строгого размера стиха, наоборот – в нем слышны живые интонации разговорной речи. Комизм ситуации нарастает по мере развития сюжета, превращаясь постепенно в фантастическую картину раздвоившихся людей: Они на двух заседаниях сразу. В день заседаний на двадцать
Надо поспеть нам.
Поневоле приходится разорваться!
Используя гиперболу, Маяковский высмеивает разнообразие заседаний: Заседают: - покупка склянки чернил Губкооперативом, Все до 22 лет на заседании комсомола, На заседании а-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома. Сразу бросается в глаза нелепость, ненужность и бессмысленность заседания из-за покупки баночки чернил. Этим автор хочет показать, на какие мелочи приходится тратить служебные часы, в то время, когда они нужны для разрешения более важных проблем. Стихотворение заканчивается фразой, ставшей своего рода крылатой: О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний.
Вся поэзия Маяковского пронизана сатирой и юмором. Он высмеивает обывательский быт, осуждает чиновников, освещает волнующие его проблемы. Сатира становится сильным оружием, когда служит талантливому человеку, например, такому, как Маяковский.

Скачать архив с текстом документа