Маяковский Владимир

СОДЕРЖАНИЕ: (19. 07. 1893 - 14. 04. 1930).


(19.07.1893 - 14.04.1930)

Родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец - дворянин, служил лесничим, предки - из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902-1906 годах Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 года, после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 года).

В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 года в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 года как несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов (1909), которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял начало своего творчества.

После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу, чтобы делать социалистическое искусство. В 1911 году Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Д. Бурлюком, организатором футуристической группы Гилея, который открывает в нем гениального поэта. Через три года, в феврале 1914 года, Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления.

В декабре 1912 года Маяковский дебютирует как поэт в альманахе Пощечина общественному вкусу, где были напечатаны его стихотворения Ночь и Утро. В нем же был опубликован и манифест русских кубо-футуристов, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к русской литературе настоящего и прошлого: Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности... Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

Однако вопреки декларациям Маяковский высоко ценил Гоголя, Достоевского, Блока, и других писателей, которые оказали глубокое влияние на его творчество. Творчески плодотворным стал для Маяковского 1913 год, когда вышел его первый сборник Я (цикл из четырех стихотворений), написана и поставлена программная трагедия Владимир Маяковский и было совершено вместе с другими футуристами большое турне по городам России. Сборник Я был написан от руки, снабжен рисунками В. Н. Чекрыгина и Л. Шехтеля и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошел в книгу стихов поэта Простое как мычание (1916).

В 1915-1917 годах Маяковский проходит военную службу в Петрограде в автошколе. 17 декабря 1918 года поэт впервые прочел со сцены Матросского театра стихи Левый марш (Матросам). В марте 1919 года он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты (Окна РОСТА). В 1919 году вышло первое собрание сочинений поэта - Все сочиненное Владимиром Маяковским. 1909-1919. В конце 1910-х годов Маяковский связывает свои творческие замыслы с левым искусством, выступает в Газете футуристов, в газете Искусство коммуны.

Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней поэта имел романтический характер. Маяковский и в советское время оставался футуристом, хотя и с новыми свойствами: комфутом, то есть коммунистическим футуристом, а также руководителем ЛЕФа (Левого фронта искусств) (1922-1928). В 1922-1924 годах Маяковский совершает несколько поездок за границу - Латвия, Франция, Германия; пишет очерки и стихи о европейских впечатлениях: Как работает республика демократическая? (1922); Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней) (1923) и ряд других.

В Париже поэт будет и в 1925, 1927, 1928, 1929 годах. (лирический цикл Париж); в 1925 году состоится поездка Маяковского по Америке (Мое открытие Америки). В 1925-1928 годах он много ездит по Советскому Союзу, выступает в самых разных аудиториях. В эти годы поэт публикует многие из тех своих произведений: Товарищу Нетте, пароходу и человеку (1926); По городам Союза (1927); Рассказ литейщика Ивана Козырева... (1928).

Исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия Владимир Маяковский (1913), первым актом стали поэмы Облако в штанах (1914-1915) и Флейта-позвоночник (1915), вторым актом - поэмы Война и мир (1915-1916) и Человек (1916-1917), третьим актом - пьеса Мистерия-буфф (первый вариант - 1918, второй - 1920-1921) и поэма 150 000 000 (1919-1920), четвертым актом - поэмы Люблю (1922), Про это (1923) и Владимир Ильич Ленин (1924), пятым актом - поэма Хорошо! (1927) и пьесы Клоп (1928-1929) и Баня (1929-1930), эпилогом - первое и второе вступления в поэму Во весь голос (1928-1930) и предсмертное письмо поэта Всем (12 апреля 1930 года).

Остальные произведения Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные произведения поэта.

Художественный мир Маяковского являет собою синтетическую драму, которая включает в себя свойства разных драматургических жанров: трагедии, мистерии, эпико-героической драмы, комедии, райка, кинематографа, феерии и т. д., подчиненных основному у Маяковского - трагическому характеру его главного героя и трагедийной структуре всего его творчества. Следует заметить, что не только его пьесы, но и поэмы по-своему драматургичны и чаще всего трагедийны.

В трагедии Владимир Маяковский поэт видит свой жизненный долг и назначение своего искусства в том, чтобы способствовать достижению человеческого счастья. Искусство для него с самого начала было не просто отражением жизни, а средством ее переделки, орудием жизнестроительства.

Маяковский стремится поставить своего лирико-трагедийного героя, выражающего устремления всего человечества, на место Бога - одряхлевшего, беспомощного, не способного на какие-либо деяния ради людей. Этот герой из-за своей неразделенной любви к женщине и к людям в целом становится богоборцем с сердцем Христа. Однако, для того чтобы стать Человеко-богом, герой и все остальные люди должны быть свободными, раскрыть свои лучшие возможности, сбросить с себя всякое рабство. Отсюда революционный нигилизм Маяковского, нашедший свое выражение в определении программного смысла поэмы Облако в штанах: Долой вашу любовь, долой ваше искусство, долой ваш строй, долой вашу религию - четыре крика четырех частей.

Любви, искусству, социальному строю и религии старого мира Маяковский противопоставляет свою любовь, свое искусство, свое представление о социальном устройстве будущего, свою веру в идеал нового, во всех отношениях прекрасного человека. Попытка реализации этой программы после революции оказалась для поэта трагической. В Облаке Маяковский выходит к людям безъязыкой улицы в роли поэта-пророка, тринадцатого апостола, сегодняшнего дня крикогубого Заратустры, чтобы произнести перед ними новую Нагорную проповедь. Называя себя сегодняшнего дня крикогубым Заратустрой, Маяковский хотел сказать, что и он, подобно Заратустре, является пророком грядущего - но не сверхчеловека, а освобожденного от рабства человечества.

В поэмах-трагедиях Облако в штанах, Флейта-позвоночник, Война и мир, Человек и Про это у героя Маяковского, выступающего в роли богоборца, тринадцатого апостола, Демона и воителя, появляются трагические двойники, похожие на Христа. В изображении этой трагической двойственности Маяковский развивает традиции Гоголя, Лермонтова, Достоевского и Блока, становится богоборцем с сердцем Христа. Его богоборчество начинается с мук неразделенной любви к женщине и только потом приобретает социальный и бытийный смысл. В поэме Флейта-позвоночник он показал грядущий праздник взаимной, разделенной любви, а в поэме Война и мир - праздник братского единения всех стран, народов и материков.

Маяковский хотел разделенной любви не только для себя, но чтоб всей вселенной шла любовь. Его идеалы трагически разбивались о реальную действительность. В поэме Человек показан крах всех усилий и устремлений героя, направленных на достижение личных и общественных идеалов. Этот крах обусловлен косностью человеческого естества, трагическим дефицитом любви, рабской покорностью людей Повелителю Всего - этому всесильному наместнику Бога на земле, символу власти денег, власти буржуазии, способной купить любовь и искусство, подчинить себе волю и разум людей.

В пьесе Мистерия-буфф и поэме 150 000 000 поэт ставит революционные массы народа на место Бога и Христа. При этом, в отличие от Двенадцати Блока, Маяковский односторонне идеализирует социальное сознание и творческие возможности революционных масс, которые еще недавно изображались поэтом как безликие толпы людей, покорные Повелителю Всего, а теперь, по подсказке автора, самоуверенно заявляющие: Мы сами себе и Христос и Спаситель!

В гениальной поэме-трагедии Про это Маяковский показал борьбу лирического героя за идеальную, разделенную любовь, без которой нет жизни. В ходе этого трагического поединка с героем происходят фантастические метаморфозы, его природное естество под воздействием громады любви развоплощается, превращается в творческую и духовную энергию, символами которой являются стих, поэзия и страдающий Христос.

Гиперболический процесс метаморфоз выражен поэтом в сложной системе трагических двойников поэта: медведя, комсомольца-самоубийцы, похожего одновременно и на Иисуса, и на самого Маяковского, и других. В целом этот трагедийный метаморфический процесс обретает форму поэмы-мистерии о любви, страданиях, смерти и грядущем воскресении Всечеловека, Человека природного, стремящегося занять место Бога.

В поэме Хорошо! и сатирической дилогии Клоп и Баня Маяковский изображает, как в революционной борьбе рождается советская Россия, славит отечество... которое есть, но трижды - которое будет, внимательно следит за ростками новой жизни, стремясь как поэт романтико-футуристического склада помочь их быстрому развитию. Вместе с тем он обнаруживает в зародыше раковые опухоли советского общества, грозящие ему смертельными болезнями.

После поэмы Хорошо! Маяковский хотел написать поэму Плохо, но вместо нее написал сатирические пьесы Клоп и Баня, в которых показал самые опасные тенденции в молодом советском обществе: перерождение рабочих и партийцев в мещан - любителей красивой, аристократической жизни за чужой счет (Присыпкин) и усиление власти невежественных и некомпетентных партийно-советских бюрократов вроде Победоносикова. Сатирическая дилогия поэта показала, что основная масса людей оказалась не готова занять место Бога и приступить к реализации высоких идеалов и потенциальных возможностей человека. В поэме Во весь голос Маяковский называет настоящее окаменевшим говном, а реализацию своего идеала Человека переносит в неопределенно далекое коммунистическое далеко.

Сатира поэта, особенно Баня, вызвала травлю со стороны рапповской критики.

В феврале 1930 года поэт вступает в РАПП (Российская Ассоциация пролетарских писателей). Этот поступок Маяковского был осужден его друзьями. Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой (любовная лодка разбилась о быт). Маяковскому упорно стали отказывать в выезде за границу, где у него должна была состояться встреча с женщиной (стихотворение Письмо Татьяне Яковлевой, 1928), с которой намеревался связать свою жизнь. Все это привело Маяковского к самоубийству, предсказанному еще в трагедии Владимир Маяковский.

Скачать архив с текстом документа