Мережковский Дмитрий Сергеевич

СОДЕРЖАНИЕ: Мережковский Дмитрий Сергеевич - известный поэт, романист, критик и публицист.

Мережковский Дмитрий Сергеевич - известный поэт, романист, критик и публицист. Родился в 1866 г. Отец его занимал видное место в дворцовом ведомстве. Окончил курс на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Женат на известной поэтессе-модернистке З.Н. Гиппиус(XIII, 577).

С 15 лет помещал стихи в разных изданиях. Первый сборник его стихотворений появился в 1888 г. Очень много Мережковский, вначале своей деятельности, переводил с греческого и латинского; в Вестнике Европы (1890) напечатан ряд его переводов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Отдельно вышел прозаический перевод Дафниса и Хлои, Лонга (1896). Переводы трагиков изящны, но, очень рано Мережковский выступает и в качестве критика: в Северном Вестнике конца 1880-х годов, Русском Обозрении, Труде и других изданиях были напечатаны его этюды о Пушкине, Достоевском, Гончарове, Майкове, Короленко, Плинии, Кальдероне, Сервантесе, Ибсене, французских неоромантиков и пр. Часть их вошла в сборник: Вечные Спутники (с 1897 г. 4 изд.). В 1893 г. издана им книга О причинах упадка современной русской литературы.

Крупнейшая из критических работ Мережковского (первоначально напечатана в органе новых литературно-художественных течений Мир Искусства) - исследование Толстой и Достоевский (2 т., с 1901 г. 3 изд.). Из других критико-публицистических работ вышли отдельно: Гоголь и Черт (с 1906 г. 2 изд.), М.Ю. Лермонтов, поэт сверхчеловечества (1909 и 1911), книжка Две тайны русской поэзии. Тютчев и Некрасов (1915) и брошюра Завет Белинского (1915). В Северном Вестнике 1895 г. Мережковский дебютировал на поприще исторического романа Отверженным, составляющим первую часть трилогии Христос и Антихрист. Вторая часть - Воскресшие боги. Леонардо да Винчи - появилась в 1902 г., третья - Антихрист. Петр и Алексей - в 1905 г. В 1913 г. издан отдельно (печатался в Русской Мысли) 2-томный роман Александр I.

В начале 1900-х годов Мережковский, изжив полосу ницшеанства, становится одним из главарей, так называемого богоискательства и неохристианства, и вместе с З. Гиппиус,Розановым, Минским, Философовыми др. основывает религиозно-философские собрания и орган их - Новый Путь. В связи с этим перестроем миросозерцания, получившим яркое выражение и в исследовании Толстой и Достоевский, Мережковский пишет ряд отдельных статей по религиозным вопросам. С середины 1900-х годов Мережковский написал множество публицистических фельетонов в Речи и др. газетах, а в последние годы состоит постоянным сотрудником Русского Слова. Религиозные и публицистические статьи Мережковского собраны в книгах: Грядущий Хам (1906), В тихом омуте (1908), Не мир, но меч (1908), Больная Россия (1910), Было и будет. Дневник (1915). В Париже Мережковский, совместно с З. Гиппиус и Д. В. Философовым, напечатал книгу Le Tsar et la Revolution (1907). В сотрудничестве с ними же написана драма из жизни революционеров: Маков цвет (1908). Драма Мережковского Павел I (1908) вызвала судебное преследование, но суд оправдал автора, и книга была освобождена от ареста.

Первое собрание сочинений Мережковского издано товариществом М.О. Вольф(1911 - 13) в 17 т., второе - Д. И. Сытиным в 1914 г. в 24 т. (с библиографическим указателем, составленным О. Я. Лариным). Романы Мережковского и книга о Толстоми Достоевском переведены на многие языки и создали ему громкую известность в Западной Европе. - Отличительные черты разнообразной деятельности Мережковского - преобладание головной надуманности над непосредственным чувством. Обладая обширным литературным образованием и усердно следя за европейским литературным движением, Мережковский почти всегда вдохновляется настроениями книжными. Менее всего Мережковский интересен как поэт. Стих его изящен, но образности и одушевления в нем мало, и, в общем, его поэзия не согревает читателя. Он часто впадает в ходульность и напыщенность. По содержанию своей поэзии Мережковский сначала всего теснее примыкал к Надсону. Не будучи гражданским поэтом в тесном смысле слова, он охотно разрабатывал такие мотивы, как верховное значение любви к ближнему (Сакья-Муни), прославлял готовность страдать за убеждения (Аввакум) и т. п. На одно из произведений первого периода деятельности Мережковского - поэму Вера - выпал самый крупный успех его как поэта; живые картины духовной жизни молодежи начала 1880-х годов заканчивается призывом к работе на благо общества. С конца 1880-х годов Мережковского захватывает волна символизма и ницшеанства. Мистицизма или хотя бы романтизма в ясном до сухости писательском темпераменте Мережковского совершенно нет, почему и символы его переходят в ложный пафос и мертвую аллегорию.

Широко задумана трилогия Мережковского, долженствующая изобразить борьбу Христа и Антихриста во всемирной истории. Крайняя искусственность замысла, мало заметная в первом романе, ярко выступила на вид, когда трилогия была закончена. Если еще можно было усмотреть борьбу Христа с Антихристом в лице Юлиана отступника, то уже чисто внешний характер носит это сопоставление в применении к эпохе Ренессанса, когда с возрождением античного искусства якобы воскресли боги древности. В третьей части трилогии сопоставление держится исключительно на том, что раскольники усмотрели Антихриста в Петре. Самый замысел сопоставления Христа и Антихриста не выдерживает критики; с понятием о Христе связано нечто бесконечно-великое и вечное, с понятием об Антихристе - исключительно суеверие. То же самое можно сказать и о другом лейтмотиве трилогии - заимствованной у Ницше мысли, что психология переходных эпох содействует нарождению сильных характеров, приближающихся к типу сверх-человека: представление о переходных эпохах противоречит идее непрерывности всемирной истории и постепенности исторической эволюции. Особенно очевидна искусственность этой идеи в применении к Петру; в исторической науке прочно установился взгляд, что Петровская реформа была лишь эффектным завершением задолго до того начавшегося усвоения европейской культуры.

В чисто художественном отношении выше других первый роман. В нем много предвзятости, психология Юлиана-Отступника полна крупнейших противоречий, но отдельные подробности разработаны порой превосходно. Предприняв поездку в Грецию, тщательно ознакомившись с древней и новой литературой о Юлиане, автор проникся духом эллинизма и сумел передать не только внешний быт античности, но и самую ее сущность. В Воскресших богах Мережковский с особенным увлечением отдался той стороне ницшеанства, которая заменяет мораль преклонением перед силой и ставит искусство по ту сторону добра и зла. Мережковский на всем протяжении романа подчеркивает полное нравственное безразличие великого художника, вносящего одно и то же воодушевление и в постройку храма, и в план особого типа домов терпимости, в придумывание разных полезных изобретений, и в устройство уха тирана Дионисия, с помощью которого сыщики незаметно могут подслушивать. Вторая часть трилогии, как и третья - не вполне художественные произведения; не меньше половины занимают выписки из подлинных документов, дневников и т. п. Еще меньше можно причислить оба романа к подлинной истории. Благодаря, однако, хотя и тенденциозной, но яркой мысли, подкрепленной колоритными цитатами, Воскрешение Боги - одна из интереснейших книг по Ренессансу; это признано даже в богатой западноевропейской литературе. В третьей части трилогии Петр Великий в значительной степени меркнет, и на первый план выступает Петрболее Грозный, чем Грозный царь Иван. Перед нами проходят картины дикого распутства, безобразнейшего пьянства, грубейшего сквернословия и во всей этой азиатчине главную роль играет великий насадитель европеизма. Мережковский сконцентрировал в одном фокусе все зверское в Петре. Новую серию исторических тем Мережковский начал драмой Павел I и большим романом Александр I. Личность Павлаи трагедия его смерти освещены автором самостоятельно, без принижения личности императора. Александровская эпоха разработана довольно поверхностно, а декабристское движение - даже легкомысленно. Стремясь отыскать в декабристах человеческое, слишком человеческое, автор затушевал в них то несомненно-геройское, которое в них было.

В критических работах своих Мережковский отстаивает те же принципы, которых держится в творческой деятельности. В первых его статьях, например, о Короленке, еще чувствуется струя народничества начала 80-х годов, почти исчезающая в книжке О причинах упадка современной литературы, а в позднейших статьях, уступающая место не только равнодушию к прежним идеалам, но даже какому-то вызывающему презрению к ним. В 1890-х годах мораль ницшевских сверх-человеков так увлекает Мережковского, что он готов отнести стремление к нравственному идеалу к числу мещанских условностей и шаблонов. В книжке О причинах упадка современной русской литературы не мало метких характеристик, но общая тенденция неясна; автор еще не решался вполне определенно поставить скрытый тезис своего этюда - целебную силу и утилитарной школы русской критики, но собственные его статьи очень тенденциозны. Так, поглощенный подготовительными работами для второго романа трилогии, он в блестящем, но крайне парадоксальном этюде о Пушкине находил в самом национальном русском поэте флорентинское настроение.

В период увлечения религиозными проблемами Мережковский подходил к разбираемым произведениям по преимуществу с богословской точки зрения. Эта специальная точка зрения не помешала, однако, исследованию Мережковского о Толстом и Достоевском стать одним из самых оригинальных явлений русской критики. Сам художник, Мережковский тонко анализирует сущность художественной манеры Толстого, которого характеризует как ясновидца плоти, в противоположность ясновидцу духа - Достоевскому. Замечательно владея искусством перемешивать собственное изложение искусно подобранными цитатами, Мережковский сделал из своего исследования одну из увлекательнейших русских книг. Как в исследовании о Толстом и Достоевском, так и в других статьях попытки Мережковского обосновать новое религиозное миросозерцание сводятся к следующему. Мережковский исходит из старой теории дуализма. Человек состоит из духа и плоти. Язычество утверждало плоть в ущерб духу, и в этом причина того, что оно рухнуло. Христианство церковное выдвинуло аскетический идеал духа в ущерб плоти. В действительности же Христос утверждает равноценность, равносвятость Духа и Плоти и Церковь грядущая есть церковь Плоти Святой и Духа Святого. Рядом с историческим и уже пришедшим христианством должна наступить очередь и для апокалиптического Христа. В человечестве теперь обозначилось стремление к этому второму Христу. Официальное, историческое христианство Мережковского называет позитивным, т. е. успокоившимся, остывшим. Оно воздвигло перед человечеством прочную стену определенных, окаменевших истин и верований; оно не дает простора фантазии и живому чувству. В частности историческое христианство, преклоняющееся перед аскетическим идеалом, подвергло особенному гонению плотскую любовь. Для апокалиптических чаяний Мережковского вопрос пола есть по преимуществу наш новый вопрос; он говорит не только о Святой Плоти, но и о святом сладострастии. Этот довольно неожиданный переход от религиозных чаяний к сладострастию смущает и самого Мережковского. В ответ на обвинения духовных критиков он готов признать, что в его отношении к историческому христианству есть опасность ереси, которую можно назвать, в противоположность аскетизму, ересью астартизма, т. е. кощунственного смешения и осквернения духа плотью.

Несравненно ценнее другая сторона религиозных исканий Мережковского. Второй из его двух главных вопросов, двух сомнений - более действенный, чем созерцательный вопрос о бессознательном подчинении исторического христианства языческому Imperium Romanum: об отношении церкви к государству. Став в начале 1900-х годов в главе религиозно-философских собраний, Мережковский подверг резкой критике всю нашу церковную систему, с ее полицейскими приемами насаждения благочестия. Эта критика, исходящая от кружка людей, заявлявших, что они не атеисты и не позитивисты, а искатели религии, в свое время произвела сильное впечатление. Как публицист, Мережковский слишком неустойчив в своих симпатиях и антипатиях, чтобы иметь серьезное влияние. Он выступал и как апологет самодержавия, и как защитник идей диаметрально-противоположных. Не всегда устойчив Мережковский и как практический деятель; в 1912 г. произвело очень неблагоприятное впечатление обнародование его странно-ласковой переписки с А.С. Сувориным.

Умер 9 декабря 1941 г. в Париже.

Скачать архив с текстом документа