Меркантилизм в Англии. Теория занятости и безработицы Дж. М. Кейнса

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ 1.Меркантилизм в Англии 3 2.Теория занятости и безработицы Дж. М. Кейнса 7 Список литературы 15 1 МЕРКАНТИЛИЗМ В АНГЛИИ Меркантилизм - это систематизированная политика, направленная на создание сильных централизованных национальных государств в условиях, сложившихся после развала средневековой системы организации промышлен- ности и торговли.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Меркантилизм в Англии 3

2.Теория занятости и безработицы Дж. М. Кейнса 7

Список литературы 15

1 МЕРКАНТИЛИЗМ В АНГЛИИ

Меркантилизм - это систематизированная политика, направленная на создание сильных централизованных национальных государств в условиях, сложившихся после развала средневековой системы организации промышлен- ности и торговли. Меркантилизм в отдельных странах имел свои особенности. Его развитие было связано с уровнем зрелости капиталистических производ- ственных отношений, что определяло и практические резуль­таты националь- ных меркантилистских теорий.

Меркантилизм, как экономическая политика, в странах Западной Евро- пы нашел свое наиболее отчетливое выражение в Англии. Разделяют два этапа в развитии меркантилизма. Ранний этап характеризуется как система денежного баланса. Это такая форма государственного регулирования в целях обеспечения благосостояния общества, основным принципом которой было стараться поку- пать у иностранцев меньше, чем продавать на иностранные рынки. Англия, ис- пользуя законодательную базу, стремилась привлечь как можно больше денег из-за границы, а с другой стороны, всячески добиться того, чтобы удержать их в стране. Первая задача - форсирование привлечения денег в страну - ставилась перед так называемыми складочными местами, представлявшие собой офици- альные торговые пункты, где правительство взимало пошлины и непосред- ственно контролировало денежное обращение. Что касается второй цели, кото- рая ставила перед собой система денежного баланса - удержания денег внутри страны, - то для этого употреблялись следующие средства контроля: учрежде- ние монетного двора, должности королевских менял, должности так называе- мых сыщиков, таможенных надсмотрщиков и закон истрачения. Весь этот ком- плекс особых мер исходил из правила, что оценка иностранной монеты совер- шалась правительственными учреждениями. Раннюю стадию меркантилизма в Англии представлял Уильям Стаффорд (1554–1612гг.), автор книги Критичес- кое изложение некоторых жалоб наших соотечественников (1581). Развивая концепцию монетаризма, Стаффорд высказал тревогу по поводу отлива за гра- ницу денег. Задачу накопления денежных бо­гатств он предлагал решать в ос- новном административными мера­ми, требуя от государства запрещения вывоза монет, ввоза предме­тов роскоши, ограничения импорта ряда других товаров.

C ростом торгового и промышленного капитала в стране ранний мер- кантилизм, с его мелочной опекой над торговыми сделками, с его стремлением непосредственно регулировать перемещение благородных металлов между странами, с его оборонительным протекционизмом, стал тормозить экономи- ческое развитие страны. На смену раннему меркантилизму, монетарной систе- ме, которая рассматривала активный баланс в качестве денежного баланса, при- шел развитой меркантилизм, добивавшийся активного торгового баланса. Сис- тема торгового баланса, считавшая, что сумма продаж товаров должна превы- шать на государственном уровне сумму покупок, представляла собой более зре- лый этап экономической политики, обусловленный дальнейшим развитием производительных сил.

В Англии переход к развитому меркантилизму произошел в 16 веке в частности на почве известных успехов в мануфактурной промышленности. Цель системой преследовалась прежняя, но способы и методы ее достижения практиковались иные, чем система денежного баланса. Если монетарная поли- тика стремилась к накоплению денежных сокровищ в стране мероприятиями чисто административного характера, то развитой меркантилизм ориентировался на широкий вывоз товаров, осуществлял политику протекционизма (запрет на вывоз сырья, субсидии мануфактурам, госзаказы, ограничение уровня зарпла- ты), покровительствовал насаждению мануфактур, поощрял колониальную экс- пансию. Ограничения по ввозу иностранных товаров осуществлялись соответ- ствующей таможенной политикой и законами против роскоши. В 17 веке развивается морская торговля и происходит образование больших торговых компаний.

Зрелый меркантилизм представлен в Англии трудами Томаса Мена (1571-1641). Классический представитель мануфактурной сис­темы Т. Мен яв- лялся вместе с тем крупным коммерсантом своего времени, одним из директо- ров Ост-Индской компании. Отстаивая интересы компании от нападок против- ников, критиковавших ее за вывоз монет, Т. Мен в 1621 г. выступил с памфле- том Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией». Концепции монетаристов автор противопоставил теорию торгового баланса. В 1630 г. Т. Мен пишет ра- боту Богатство Англии во внешней торговле или баланс внешней торговли как регулятор богатства. Это его основное произведение, в самом названии кото- рого формулировалось кредо развитого мер­кантилизма. Т. Мен считал вредной жесткую регламентацию денеж­ного обращения, выступал за свободный вывоз монет, без которого невозможно нормальное развитие внешней торговли. Глав- ной забо­той он считал обеспечение правила: продавать иностранцам еже­годно на большую сумму, чем мы покупать у них. Требуя отмены закона об истрачи- вании мо­нет для иностранцев, Т. Мен исходил из того, что запрет вывоза денег тормозит спрос на английские товары за границей, а избыток денег в стране способствует росту цен.

Меркантилистские идеи в Англии развивал также сын торговца Самуил Фортрей (1622-1681) в памфлете «Выгода и благосостояние Англии, заключа- ющиеся в увеличении запасов и расширении торговли этого королевства». В целях поощрения развития промышленности он требовал обложения иностран- ных товаров высокими пошлинами. В результате цены на ввозимые в Англию товары возрастут, что приведет, по его мнению, к расширению сбыта товаров отечественного производства. Фортрей заявлял, что поэтому и роскошь богатых полезна для народа, и не беспокоился о том, что рост цен наносит ущерб народ- ным массам. Этому этапу характерны засилье монополистических торговых компаний, широкое вмешательство государства в экономическую жизнь стра- ны, покровительственная система, правительственная регламентация. Новая политика позволила усилить влияние капитала и развитие капиталистических отношений, одновременно углубляя крах феодальной системы.

Итак, меркантилизм, как экономическая политика, прошел два этапа в своем развитии, - систему денежного баланса (ранний меркантилизм или моне- тарная система) и систему торгового баланса (развитой меркантилизм или ма- нуфактурная система). Оба этапа меркантилистической политики, в конечном счете, добивались накопления денежных сокровищ в стране. Однако пути к достижению этой цели были различными.

В соответствии с этими этапами развития меркантилизма, как системы экономической политики, находилось и развитие меркантилизма как системы экономических воззрений. Благодаря тому, что в своем капиталистическом раз- витии Анг­лия обогнала другие страны мира, программа меркантилистов оказа- лась здесь наиболее эффективной. Ее осуществление способствовало созданию условий для превращения Англии в первую про­мышленную державу мира.

2 ТЕОРИЯ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ ДЖ. М. КЕЙНСА

В западной экономической литературе причины безработицы исследу- ются преимущественно на основе чисто экономического подхода. При этом безработица рассматривается как макроэкономическая проблема недостаточно полного использования совокупной рабочей силы. Часто причины безработицы объясняются несбалансированностью рынка труда или неблагоприятными из- менениями на этом рынке.

Наибольшее распространение в западной экономической науке получи- ли кейнсианская теории безработицы. Кейнсианская теория занятости сформи- ровалась в основном в 30-х годах XX века. Она связывается с именем английс- кого эконо­миста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), наиболее выдающегося исследователя в области макроэкономики. В 1936 г в своей работе Общая тео- рия занятости, процента и денег он предложил принципиально новое объясне- ние безработицы. Кейнсианская теория занятости резко отличается от класси- ческого подхода. В кейнсианской концепции занятости последовательно и обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер (в неоклассическом его понимании), а вынужденный. По мнению Кейнса, неоклассическая теория действительна лишь в пределах отраслевого, микроэкономического уровня, и поэтому она не в состоянии отве- тить на вопрос о том, чем определяется действительный уровень занятости в экономике в целом. Кейнс показал, что объем занятости определенным образом связан с объемом эффективного спроса, а наличие неполной занятости, т. е. без- работицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары. Кейнс утверждал также что, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.

Излагая свои взгляды, Дж. Кейнс показывает, что безработица присуща рыночной экономике и вытекает из самих ее законов. В кейнсианской концеп- ции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только при пол- ной занятости, но и при наличии безработицы. Это объясняется тем, что пред- ложение труда, по мнению Кейнса, зависит от величины номинальной заработ- ной платы, а не от реального ее уровня, как полагали классики. Следовательно, если растут цены и реальная заработная плата понижается, то рабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на труд, предъявляемый на рынке пред- принимателями, является функцией реальной заработной платы, которая изме- няется при изменении уровня цен: при повышении цен рабочие смогут купить меньше товаров и услуг и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, что объем занятости в большей степени зависит не от работников, а от предприни- мателей, поскольку спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Эластичность соотношения цен и за- работной платы, как утверждают кейнсианцы, просто не существует в той сте- пени, которая необходима для восстановления полной занятости при снижении совокупного спроса. Наниматели весьма осторожно относятся к снижению за- работной платы, учитывая его отрицательное воздействие на взаимоотношения в коллективе и производительность труда рабочих. Практически нельзя рассчи- тывать, что эластичность соотношения цен и заработной платы компенсирует воздействие безработицы на снижение сокращения совокупного спроса. Более того, даже если снижение цен и заработной платы сопровождаются сокращени- ем общих расходов, сомнительно, чтобы это сокращение способствовало бы снижению уровня безработицы. Объём совокупного спроса на деньги не может оставаться постоянным, когда падают цены и снижается заработная плата. Бо- лее низкие цены и заработная плата неизбежно ведут к более низким денеж- ным доходам, а последние, в свою очередь, вызывают дальнейшие сокращения общих расходов. В результате вероятны небольшие или вообще нулевые изме- нения в снизившемся производстве и занятости.

Таким образом кейнсианцы утверждают, во-первых, что цены и заработ- ная плата фактически не являются эластичными в направлении понижения. Во-вторых, если бы они и были таковыми, то весьма сомнительно, что понижение цен и заработной платы смягчило бы широко распространившуюся безработи- цу. Согласно кейнсианской теории занятости даже если и произойдёт времен- ное сокращение общих расходов, то оно будет компенсировано снижением цен и заработной платы, так что реальный объём производства, занятость и реаль- ный доход не снизятся. С ростом эффективного спроса занятость увеличива- ется при одновременном сохранении существующей реальной заработной пла- ты или даже её снижении. Условия полного равновесия требуют, чтобы цены и заработная плата, а следовательно и прибыль возрастали бы в той же пропор- ции, что и расходы, т.е. чтобы «реальное» значение всех величин, включая объ- ём производства и занятость, оставалось неизменным во всех отношениях. Если эффективный спрос в обществе недостаточен, поскольку он определяется преж- де всего предельной склонностью к потреблению, которая падает по мере роста доходов, то занятость достигает равновесного уровня в точке, расположенной ниже уровня полной занятости.

Кроме того, занятость значительной части рабочей силы определяется таким компонентом совокупных расходов, как инвестиции. Отношение между увеличением занятости и ростом инвестиций характеризует мультипликатор за- нятости, равный мультипликатору спроса. Рост инвестиций ведет к увеличению первичной занятости в отраслях, непосредственно связанных с инвестициями, что оказывает, в свою очередь, воздействие на отрасли, производящие предме- ты потребления, и в результате все это приводит к росту спроса, а значит, и со- вокупной занятости, увеличение которой превосходит прирост первичной заня- тости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями.

Занятость по Кейнсу - это функция объема национального производства (дохода), доли потребления и сбережения. Поэтому для обеспечения полной за- нятости необходимо поддерживать определенную пропорциональность между:

затратами на создание ВНП и его объемом;

сбережениями и инвестициями.

Если затраты на производство ВНП недостаточны для обеспечения пол- ной занятости, в обществе возникает безработица. Если они превышаю необхо- димые размеры, возникает инфляция. В экономике отсутствует механизм, га- рантирующий полную занятость. Полная занятость скорее всего случайна, чем закономерна. Мысль о том, что конкурентный процесс непрерывно толкает эко- номику к устойчивому состоянию полной занятости всякий раз, когда она от- клоняется в сторону недоиспользования своего капитального запаса, пронизы- вала все макроэкономическое мышление до Кейнса. Действительно, она была настолько общепризнанной, что зачастую скорее подразумевалась, чем открыто доказывалась. Если в теории Кейнса и содержится что-либо поистине новое, так это именно продуманная критика этой веры во внутренние восстановитель- ные силы рыночного механизма.

Экономический кризис 1929-1933 гг. показал трудности стихийного при- способления к новому экономическому равновесию. По мере развития рыноч- ной экономики ее механизм саморегулирования начал давать сбои. Катастрофи- ческое снижение объема производства в большинстве стран мира породило массовую безработицу (26 млн. человек). Для облегчения бедственного положе- ния трудящихся правительства США, Англии и Швеции стали применять такие инструменты регулирования, как программы общественных работ, заморажива- ние уровня заработной платы, выдачу пособий по безработице.

Невозможность преодоления кризиса традиционными методами стано- вилась все более очевидной. На это указывали многие экономисты, предприни- мавшие усилия по разработке новых инструментов экономического анализа. В 1931 г. английский экономист Р. Кан обосновал эффективность организации общественных работ в борьбе с безработицей. Политика занятости, проводимая государством в период депрессии, способствует активизации других производ- ственных процессов, обеспечивает рост занятости в смежных отраслях эконо- мики.

Основная работа Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», влияние которой можно сравнить лишь с влиянием «Капитала» Маркса и «Бо- гатства народов» Смита, показала, что для удовлетворения современных куль- турных и экономических потребностей общества необходимы правительствен- ные меры. Экономическая теория Кейнса была положительно встречена пото- му, что он сумел выразить общепризнанные идеи блестящим языком принци- пов.

Наиболее значительными пороками общества рыночного саморегули- рования, по мнению Кейнса, является неспособность к обеспечению полной за- нятости на рынке труда и несправедливое распределение доходов. Поэтому во избежание дальнейшего нарастания социальной напряженности в обществе го- сударство должно разработать программу занятости, социальной защиты без- работных и помощи беднейшим слоям населения.

Важным направлением в деятельности государства является проведение такой финансово-кредитной политики, которая создавала бы предпринимате- лям выгодные условия для вложения капиталов в создание дополнительных рабочих мест. Необходимо отметить, что при формировании кейнсианской модели занятости соблюдались определенные принципы.

Во-первых, Дж.М.Кейнс рассматривает краткосрочный период, в кото- ром факторы производства не являются взаимозаменяемыми.

Во-вторых, экономика не является экономикой совершенной конкурен- ции. Рынок труда наиболее несовершенен.

В-третьих, цена рабочей силы (заработная плата) — жестко фиксирован- ная величина. Это объясняется существованием в реальной экономике институ- циональных факторов, препятствующих гибкому изменению заработной платы (наличие коллективных договоров и влияние профсоюзов).

Согласно условиям кейнсианской модели, цена труда не может высту- пать в роли регулятора рынка. Эта роль становится прерогативой государства. Уменьшая или увеличивая совокупный спрос, государство способно устранить неравновесие на рынке труда. Спрос на рабочую силу регулируется не колеба- нием рыночных цен на труд, а совокупным спросом или объемом производства.

Исторической заслугой Кейнса является полное отрицание классической

теории и тем самым иллюзии относительно саморегулирующейся рыночной

экономики. В своих работах он обоснованно доказал, что роль государства как регулятора экономической жизни повышается прежде всего в период де- прессии и стагнации. Основные положения теории занятости Дж.М. Кейнса:

поскольку рыночная экономика не является саморегулирующейся системой, сбалансированность между отдельными ее элементами не может быть достиг- нута автоматически, поэтому государство как основной субъект рыночной эко- номики в обязательном порядке должно проводить целенаправленную работу по воздействию, как на отдельные фазы экономического цикла, так и на конъ- юнктурные процессы на рынке труда. Более того, даже в условия кратковре- менного определенного баланса между спросом и предложением на рынке ра- бочей силы , без соответствующего координирующего вмешательства и содей- ствия государства, высокий уровень безработицы может сохраняться довольно продолжительное время.

Основным элементом управления со стороны государства должно стать стимулирование совокупного спроса на товар, включая и такой его специфи- ческий вид, как рабочая сила. Именно увеличение спроса на труд будет способ- ствовать повышению занятости трудоспособного населения. В пределе необхо- димо стремиться к полной занятости, то есть предоставлению работы всем же- лающим трудиться. Только полная занятость способствует росту национально- го дохода и благосостоянию общества. Конкретные меры государственного воздействия на рынок труда сводятся к следующему: расширение объема и со- вершенствование структуры инвестиций в развитие различных отраслей произ- водственной и непроизводственной деятельности; сосредоточение первоочеред- ного внимания правительства на финансово-кредитной и фискальной политике. Это приведет (через увеличение государственных расходов, либо снижение на- логов) к появлению и целевому использованию дополнительных денежных средств, предназначенных для социальных выплат, организации оплачиваемых общественных работ, созданию и сохранению новых рабочих мест, необходи- мой переквалификации рабочей силы, развитию прежде всего малого и сред- него бизнеса. Все это должно происходить только под контролем государства.

Задачей государственных органов является устранение и смягчение главным образом этой формы вынужденной незанятости через указанные ранее механизмы. Это является целью политики занятости. Благодаря практическому применению рассмотренной выше стратегии и тактики государственного упра- вления занятостью, американской экономике (в годы правления Ф. Рузвельта) относительно быстро удалось выйти из тяжелого экономического кризиса, со- провождавшегося к тому же высоким уровнем безработицы. Большинство за- падных стран, по примеру США, так же взяли на вооружение данную концеп- цию. В дальнейшем, теория занятости, процента и денег Дж. М. Кейнса приме- нялась на практике на протяжении почти полувека и, несомненно, принесла свои положительные результаты. Вместе с тем в начале 70-х годов ХХ столетия теория занятости Кейнса начала давать сбой и уже не могла разрешить много- численных проблем безработицы и инфляции, предотвратить снижение занято- сти трудоспособного населения. Закономерно появляется новая парадигма заня- тости - теория монетаристов. Они, как и представители классической научной школы, стремились доказать, что влияние государства на процессы занятости и безработицы носит явно негативный характер. Рынок труда, с их точки зрения, должен быть саморегулируемым, неуправляемым, стихийным. Вместе с тем ми- ровой опыт показал, что данная теория не является идеальной, хотя, благодаря ее применению на практике, некоторым странам действительно удалось на ка- кое-то время преодолеть экономический кризис и депрессию в сфере занятости.

В настоящее время широко действует и используется так называемая те- ория неокласического синтеза (П. Самуэльсон, Н. Мэнкью, К. Макконнелл, С. Брю и др.). По их мнению, как в экономике, так и в сфере занятости, необходи- мо использовать на практике все положительное, что было создано в свое время классиками, кейнсианцами, монетаристами.

Заслугой представителей неоклассического синтеза является то, что они впервые предприняли попытку соединить рыночное и государственное регули- рование экономики. В определенные периоды времени использовались или применяются (нередко параллельно) различные теории занятости. Например, когда на западе широко практиковалось кейнсианство, то в бывшем Советском Союзе использовалась марксистская теория занятости. Однако, и одна и другая теория не смогли существовать продолжительное время, так как наступил объ-

ективный момент выхода из цикла. В то же время, когда было широко распро- странено кейнсианство, наряду с ним уже развивалась монетаристская теория занятости и даже теория неоклассического синтеза.

В кейнсианской концепции делается два важных вывода:

гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также заработной платы на рынке труда не является условием полной занятости; даже если бы они и снижались, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали нео- классики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала от- носительно будущих прибылей;

для повышения уровня занятости, в обществе необходимо активное вме- шательство государства, поскольку рыночные цены не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости. Лекарство от безработицы – экспансионист- ская политика государства, опирающаяся главным образом на использование фискальных инструментов. Изменяя налоги и бюджетные расходы, государство может влиять на совокупный спрос и на уровень безработицы.

Кейнс утверждает, что при капитализме не существует ни одноного ме- ханизма, который бы гарантировал полную занятость, что экономика может быть сбалансированной, т.е. может достичь равновесия совокупного объема производства при высоком уровне безработицы и инфляции. Дж.Кейнс призна- ет, что безработица – органически свойственно капитализму явление, которое неизбежно сопровождает современный капиталистический индивидуализм и обусловливается органическими недостатками системы свободной конкурен- ции. Полная занятость не обеспечивается автоматически.

Ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истин- ность. Каждая школа, в той или иной мере, страдает односторонностью и пре- увеличениями, поскольку выступает с позиции определенной социальной груп- пы и определённого периода. Следовательно, общество не должно оказываться в плену отдельных теорий. Его развитие направляется национальными интере- сами, которые складываются в трудном поиске общественных компромиссов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулов Л.В. Кейнсианская модель макроэкономического регулирова- ния. С-П,1993,-192с.

2. Крылов П.В. Основы экономической теории и истории экономических учений.// Российский экономический журнал, 1995. №1,-25 с.

3. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории.- М.: «ВЛА- ДОС»,1994,-141с.

4. Куликов Л.М.Основы экономических знаний.- М.:Прогресс,1995- 34с.

5. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, теории и денег. Петразаводск: Петроком,1993,-308 с.

6. Л.Левина. Основы экономической теории и истории экономических учении.// Российский экономический журнал, 1995 №4,-63с.

7. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1. М.: Прогресс, 1993, -416 с.

8. Саруханов Э.Р. Управление занятостью населения. СПб.: ППбУЭФ, 1993. -164 с.

9. Ядгаров Я.С. История экономических учений.-М.: Экономика, 1996г.-249с.

Скачать архив с текстом документа