Место и роль офицеров в реализации требований Министра обороны Российской Федерации по информационному обеспечению реформы Вооруженных Сил РФ

СОДЕРЖАНИЕ: Задачи офицерского состава по информационному обеспечению реформирования. Конституция, законодательство Российской Федерации об обороне страны. Правовая база реформы Вооруженных Сил РФ. Традиции духовной культуры офицерского корпуса Русской армии.

Тема: 3 Место и роль офицеров в реализации требований Министра обороны Российской Федерации по информационному обеспечению реформы Вооруженных Сил Российской Федерации

Вопросы:

1 .Информационная работа - важнейший фактор успешного проведения реформы Вооруженных Сил

2. Задачи офицерского состава по информационному обеспечению процесса реформирования.

Литература:

1. Концепция строительства Вооруженных Сил Российской Федерации от 7.08.97 г.

2. Закон об Обороне.

3. Журналы Министерства обороны Российской Федерации Ориентир № 1 и № 6 1998 года.

Вопрос 1 Информационная работа - важнейший фактор успешного проведения реформы Вооруженных Сил

В конце июля этого года Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин утвердил Концепцию строительства Вооруженных Сил на период до 2005 года. С момента её подписания начался практический этап реализации этой концепции.

Реформирование армии и флота, оптимизация их численности, совершенствование структуры и состава предполагается осуществить в два этапа.

Первый этап: 1997-2000 годы. В этот период времени будут уточнены задачи Вооруженных Сил, упорядочены их структура и состав, ликвидированы параллельные, дублирующие структуры. Работа по этим направлениям идет полным ходом.

Второй этап: 2001-2005 годы. Это, прежде всего, начало оснащения Вооруженных Сил новыми системами вооружения и техники. Будут продолжены мероприятия реорганизации войск. На втором этапе будет осуществлен переход к трехвидовой структуре Вооруженных Сил по сферам их применения: суша, воздух и космос, море. Будет обеспечена подготовка к планомерному повышению качественных параметров войск и сил за счет поставок новейшего вооружения и роста уровня оперативной и боевой подготовки, совершенствования системы руководства Вооруженными Силами.

Таким образом, главная цель реформирования — создание новой армии, отвечающей требованиям современности, армии, в которой будет почетно и престижно служить. Армии, способной надежно защитить Отечество.

По своим задачам, масштабам и сложности военная реформа не имеет аналогов в мировой практике. Основные направления проведения реформы Вооруженных Сил.

1. Оптимизация структуры, боевого состава и численности Вооруженных Сил.

2. Качественное улучшение состава подготовки и обеспечения офицерского корпуса.

3. Подъем эффективности и качества оперативной и боевой подготовки, воспитания войск, укрепления правопорядка и воинской дисциплины.

4. Повышение качественного уровня технической оснащенности войск.

5. Создание экономных, рациональных систем комплектования, подготовки военных кадров, военного образования, военной науки и военной инфраструктуры.

6. Обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих и уволенных с военной службы, их семей.

Реформа Вооруженных Сил протекает в сложных условиях становления новой России. Финансовый и политический кризис, разразившийся в стране, наложил свой отпечаток на строительство армии. В этих условиях как никогда возросла роль офицерских кадров в реализации требований Министра обороны Российской Федерации по информационному обеспечению реформы Вооруженных Сил.

Прежде всего, что такое информационное обеспечение. Буквально по словарю: Информация — это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком. Обеспечить - снабдить чем-то в нужном количестве.

Важнейшая роль в реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации наряду с финансовыми, кадровыми и другими мерами отводится её информационному обеспечению. Сегодня следует стремиться к тому, чтобы информационная работа стала заботой всего офицерского корпуса. Для этого каждому офицеру важно уяснить актуальность этой непростой работы, её цели и задачи и особенности проведения. Предстоит научиться в условиях информационной свободы в обществе эффективно влиять на сознание и чувства подчиненных.

Происходящие в мире и стране события убедительно свидетельствуют о возрастающей роли информации в жизни и деятельности человека. Однако она способна и негативно влиять на людей, коллективы и даже на государственные институты. В последние годы, Вооруженные Силы РФ в полной мере ощутили это воздействие на себе.

Конечно, моральное самочувствие воинов в потоке противоречивой информации зависит от уровня их воспитанности, образованности, слу­жебного и личного опыта, многих иных составляющих.

Не новость то, какой контингент военнослужащих срочной службы, да и зачастую по контракту поступает сейчас в Вооруженные Силы. Набор различных болезней, включая и психические расстройства, до 20% призывников имеют дефицит веса. Какую положительную информацию может нести человек с пустым желудком. Непростая ситуация и с поступающими в военные училища, а ныне институты. Всем нам, особенно преподавательскому составу известно, что качество образования в школах неуклонно падает.

С учетом полной информационной свободы, а проще говоря, информационным хаосом трудно отрицать тот факт, что жизненные установки людей (особенно неподготовленных, обладающих незначительным опытом), их поведение во многом определяются характером и содержанием той информации, которую они получают. Вот почему так необходима целенаправленная работа командиров подразделений и частей, их заместителей по воспитательной работе, всех офицеров по информационному обеспечению стоящих перед Вооруженными Силами задач. Равнодушие офицерских кадров к этой проблеме может тяжело сказаться на ходе преобразований в армии и на флоте.

Под информационным обеспечением реформы понимается целенаправленное, комплексное использование органами военного управления, военными СМИ, офицерским составом средств и методов информационного воздействия на личный состав и общество в целях успешного решения задач реформирования Вооруженных Сил.

Главная цель - способствовать укреплению убеждений воинов в необходимости и важности проводимого реформирования армии и флота, формирование у каждого военнослужащего чувства личной ответственности за судьбу реформы, поддержание высокой боевой готовности, воинской дисциплины и правопорядка.

Отрадно, что информационно-воспитательная работа все больше и больше становится мощным фактором обеспечения боевой готовности войск, укрепления воинской дисциплины, испытанным средством формирования у военнослужащих государственно-патриотической позиции, чувства долга, профессионализма и неукоснительного следования лучшим традициям Российской армии и флота.

Важнейшим условием эффективного информационного обеспечения строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации является целенаправленное, скоординированное использование имеющегося в Министерстве обороны РФ информационного потенциала.

Для выполнения этой задачи решением министра обороны РФ создан Координационный совет Министерства обороны РФ по информационному обеспечению реформирования Вооруженных Сил.

Принят и осуществляется план информационного обеспечения реформы. Он нацелен на разъяснение личному составу военной политики государства, задач военной реформы, решений Президента РФ и Правительства РФ, приказов и директив министра обороны РФ по реформированию Вооруженных Сил, обеспечению объективного доведения до российской и зарубежной общественности содержания практических мероприятий военной реформы в Российской Федерации; формирование в обществе глубокого понимания деятельности руководства страны по укреплению оборонной мощи государства, повышению престижа военной службы и авторитета Вооруженных Сил.

Для этого предусмотрены:

- организация оперативного доведения до военных и гражданских СМИ решений по военной реформе, а также положительного опыта реформирования войск и сил;

- информационное противодействие попыткам дискредитации замысла и хода военной реформы;

- распространение положительного опыта решения возникающих в ходе военной реформы вопросов в войсках (силах) и другие направления работы.

Несомненно, основная нагрузка по информационному обеспечению реформы непосредственно в войсках (силах) ложится на офицерский состав частей и подразделений. В проведении этой работы важно уметь использовать, прежде всего, занятия по боевой подготовке, ОГП, информирование личного состава, а также другие формы и методы удовлетворения информационных запросов военнослужащих, гражданского персонала.

Вопрос 2 Задачи офицерского состава по информационному обеспечению процесса реформирования

В информационном обеспечении процесса реформирования чрезвычайно важно общие задачи военной реформы спроецировать на проблемы конкретной части (подразделения). Важно помочь людям увидеть реформу не только сверху, но и снизу. Для этой цели целесообразно максимально использовать, прежде всего, боевую учебу.

Не секрет, что в настоящее время боевая подготовка войск связана с известными трудностями. Тем более возрастает ответственность офицеров за ее организацию. В ходе занятий по боевой подготовке следует рассматривать весь учебный материал сквозь призму проблем реформирования Вооруженных Сил, разъяснять личному составу замысел, цели и ожидаемые результаты военной реформы.

Ключевую роль в информационном обеспечении процесса реформирования призвана играть общественно-государственная подготовка. Она имеет наиболее системную организацию, обладает определенной содержательной глубиной, имеет большие возможности по воздействию на сознание личного состава.

В соответствии с приказом министра обороны 1993 года № 250 занятия по ОГП проводятся с офицерами не менее 4-6 часов в месяц, с военнослужащими-женщинами -2 часа в неделю, с остальными категориями военнослужащих - не менее 3 часов в неделю. Предусмотрены также занятия с гражданским персоналом.

В сравнении с другими видами информационного воздействия ОГП имеет наиболее разработанную учебно-методическую базу, позволяет убедительно и основательно довести до слушателей вопросы государственной политики, отечественной истории, права и др.

Следует учитывать, что многие офицеры частей (кораблей) являются руководителями групп ОГП. Перед ними стоит задача эффективно использовать возможности занятий в целях глубокого и всестороннего освещения задач и хода военного реформирования.

Планами общественно-государственной подготовки личного состава на 1998 учебный год предусмотрен блок тем, непосредственно посвященный военному реформированию. Имеются темы, освещающие опыт военных реформ прошлого. Особое значение имеют темы, отражающие сегодняшние проблемы военного реформирования в России. Не обойтись без освещения тех или иных сторон реформы при изучении и других тем. Здесь многое зависит от подготовленности и методического мастерства руководителей занятий.

Другой эффективной формой информационного обеспечения процесса реформирования является информирование личного состава. Согласно приказу Министра обороны РФ № 235 1995 года информирование солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву, организуется 2 раза в неделю по 30 минут; прапорщиков (мичманов), курсантов (слушателей) военно-учебных заведений - 1 раз в неделю по 1 часу; офицеров - 2 раза в месяц по 1 часу; гражданского персонала, членов семей военнослужащих - не менее 1 раза в месяц.

Таким образом, информирование, являясь оперативной формой, позволяет своевременно разъяснять проводимые государственными органами мероприятия по военному реформированию, факты успешного осуществления задач в рамках, реформы в войсках (силах), соответствующие решения командиров и начальников.

Большое значение имеет проведение единых дней информирования. Грамотная и творческая их организация позволяет не только осветить отдельные вопросы реформирования, но и обеспечивает обратную связь. Опытный офицер-руководитель получает возможность изучать настроение подчиненного личного состава, его отношение к конкретным мероприятиям в рамках реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.

С точки зрения информационного обеспечения военной реформы большую роль играет военно-социальная работа. Важное место в ней занимает доведение до подчиненных и разъяснение правовых документов как более общего характера, так и непосредственно связанных с реформой армии и флота. Особенно ценно, когда офицер не только сам проводит данную работу, но и привлекает к ней специалистов правоохранительных органов, представителей военного руководства, государственной власти, местной администрации. Безусловно, такая работа должна подкрепляться повышением уровня социальной защищенности военнослужащих, соблюдением принципов социальной справедливости в части (подразделении). Сделать все возможное для выполнения поставленных задач, для решения проблем подчиненных - первостепенная задача командира (начальника) любого ранга.

Важно использовать и такие формы, как вечера вопросов и ответов, чествования передовиков службы и учебы, подведение итогов работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины.

Эффективность информационного обеспечения военной реформы не будет достаточно высока без индивидуальной работы с подчиненными. Она дает возможность наиболее точно донести до каждого военнослужащего, рабочего и служащего стратегию реформирования, а также поставить подчиненным конкретные задачи, вытекающие из общей логики и целей военного реформирования.

Наряду с перечисленными формами в интересах информационного обеспечения следует использовать культурно-досуговую работу. Имеются в виду тематические вечера, устные журналы, художественная самодеятельность, викторины и многое другое. Словом, речь идет о тех мероприятиях, в проведении которых в войсках накоплен огромный опыт. Перечень форм информационной работы будет неполным, если не упомянуть о стенной печати. Остается лишь внести в эту работу новые идеи, свежий фактический материал, настроить ее, образно говоря, на пульс реформы.

Совершенствуя уровень и направленность информирования различных категорий военнослужащих, целесообразно использовать соответствующие даты и юбилеи, прежде всего государственные праздники и дни воинской славы России. Последние определены Федеральным законом О днях воинской славы (победных днях) России от 16.03.95 г.

Для достижения большего эффекта в информационном обеспечении реформы не стоит замыкаться в рамках части (подразделения). Успех реформы во многом зависит от отношения к ней не только личного состава Вооруженных Сил, но и всего общества. Необходима активная работа с местным населением, на подшефных предприятиях, в организациях и учреждениях.

Проводя информационную работу, офицер должен учитывать социально-политическую реальность сегодняшнего дня. Одним из ее условий является многопартийность общества. Это вызывает идеологическое противоборство партий и течений, является причиной различной трактовки проблем реформирования в СМИ. Не исключено и полное искажение фактов. Противодействие подобным явлениям - одна из важнейших задач офицеров в рамках информационного обеспечения военного реформирования. В этом случае предпочтительна работа на опережение, профилактика негативной, вредной реформе информации. Самым действенным средством в профилактике является своевременное, систематическое и объективное информирование личного состава части (подразделения) о событиях, фактах, проблемах хода реформы. Чем информация убедительнее, тем меньше поводов для появления различных домыслов.

Несомненно, говоря об информационном обеспечении реформы Вооруженных Сил, все предусмотреть невозможно. Однако главное в этой работе - творческий подход и предвидение, инициатива и настойчивость.


Тема: 2 Конституция, законодательство РФ об обороне страны. Правовая база реформы Вооруженных Сил РФ.

Вопросы:

1. Правовые основы организации обороны Российской Федерации. Обязанности органов государственной власти и управления в области обороны.

2. Законодательство Российской Федерации о составе и организации Вооружённых Сил Российской Федерации.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. 1993г.

2. Федеральный Закон Российской Федерации Об обороне.

3. Федеральный закон Российской Федерации О воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 год.

4. Военное право. Учебник для военно-учебных заведений Вооруженных Сил Российской Федерации. Под редакцией Н.И.Кузнецова. - М.:Издательство Военный университет МОРФ, 1996г.

5. На службе Отечеству. Пособие по общественно-государственной подготовке. Под редакцией академика ЛЕН РФ генерал-майора Золотарева В.А., Военное издательство, М.: 1997г.

6. Социально-правовая защита военнослужащих. Сборник нормативных актов и образцов документов. Под редакцией Н.В.Суменко. Издательство Печатный двор, Санкт-Петербург, 1994г.

7. Льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, приравненных к ним лиц и членов их семей.

8. Справочник: Федеральные законы и иные нормативные и правовые акты. // Пчелинцева Л.М., Пчелинцев С.В. Издательство “Альфа”. Санкт-Петербург, 1997 г.

Вопрос1. Правовые основы организации обороны Российской Федерации. Обязанности органов государственной власти и управления в области обороны

Оборона страны является одной из важнейших внешних функций государства. В содержание этой функции входит осуществление комплекса мер экономического, политического, социального, научно-технического, правового и военного характера, обеспечивающих готовность и способность страны отразить любые военные нападения, посягательства на суверенитет и территориальную целостность государства.

Общественные отношения в области обороны и военного строительства регулируются нормами, которые можно объединить понятием “оборонное законодательство”. Учитывая значение и специфику собственно военного строительства, из содержания этой правовой отрасли можно выделить “военное законодательство (право)”, представляющее собой ядро оборонного законодательства (права). Нормы этих правовых отраслей содержатся в Конституции РФ (1993); Законах “Об обороне” (1996), “О статусе военнослужащих” (1993), “О воинской обязанности и военной службе” (1993), “О Государственной границе Российской Федерации” (1993), “О государственном оборонном заказе” (1995), “О Железнодорожных войсках Российской Федерации” (1995) и др.

Вопросы организации обороны и военного строительства регламентируются также в нормативных указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах и директивах министра обороны РФ.

Наиболее важные, принципиальные положения об организации обороны и военном строительстве закреплены в Основном Законе - Конституции РФ. В ее нормах закреплена обязанность государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 3). В ст. 59 Конституции установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В п. 2 этой статьи подчеркивается, что гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом, а в п. 3 установлено право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина.

В Конституции РФ содержатся нормы, закрепляющие конституционные основы полномочий высших органов государственной власти в области организации обороны и военного строительства. Так, в ст. 80, 82, 83, 87-89 Конституции РФ установлена компетенция Президента РФ как главы государства в этой области; в ст. 102, 104, 105 - компетенция Совета Федерации и Государственной Думы; в ст. 114 - основы компетенции Правительства РФ.

Основополагающие принципы оборонного и военного строительства закреплены также в Законах “Об обороне”, “О воинской обязанности и военной службе”, а также в Военной доктрине российского государства.

В Законе “Об обороне” этому посвящен первый раздел, устанавливающий основы и организацию обороны. Закон закрепляет само понятие обороны, определяя тем самым и ее содержание.

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Ведущую роль в осуществлении обороны страны играют Вооруженные Силы. Вместе с тем согласно Закону к обороне привлекаются Пограничные войска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны.

Особое значение для организации обороны страны и военного строительства имеет такой документ, как Основные положения военной доктрины Российской Федерации.

Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войн, вооруженных конфликтов, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия угрозам военной безопасности государства, использование Вооруженных Сип и других войск Российской Федерации для защиты жизненно важных интересов государства.

Действующие Основные положения военной доктрины Российской Федерации утверждены Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г. По своему содержанию данный документ является составной частью концепции безопасности Российской Федерации. Его реализация достигается осуществлением скоординированных мер политического, экономического, правового и военного характера с участием всех органов государственной власти, общественных объединений и граждан.

В этом документе сформулированы политические основы военной доктрины, военные основы, а также военно-технические и экономические основы. К политическим основам относятся положения, устанавливающие отношение Российской Федерации к вооруженным конфликтам, использованию Вооруженных Сил и других войск; определяющие основные источники военной опасности; закрепляющие политические принципы и основные направления социально-политического обеспечения военной безопасности Российской Федерации; формулирующие задачи государства в области обеспечения военной безопасности.

Полномочия Президента РФ как главы государства в области обороны и военного строительства закреплены в ст. 80, 82, 83, 87-89 Конституции РФ, а также в ст. 4 Федерального закона “Об обороне”.

Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, определяет основные направления военной политики и утверждает военную доктрину Российской Федерации; осуществляет руководство Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

На основании положений ст. 87-88 Конституции РФ Президент в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами о ведении военных действий. Он вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на, период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении.

Президент РФ принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению. Данное положение Закона “Об обороне” дает возможность реализации задачи предупреждения и пресечения внутренних конфликтов и иных действий с использованием средств вооруженного насилия на территории Российской Федерации, угрожающих ее территориальной целостности, другим интересам общества и граждан.

Президент утверждает концепцию и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов. Он утверждает также федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение этих испытаний.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом “Об обороне” Президент РФ утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, общее количество должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1-го ранга), присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от этих должностей и увольняет с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Президент утверждает структуру, состав Вооруженных Сил, воинских формирований (до объединения включительно) и органов, а также штатную численность военнослужащих. Он принимает решения о дислокации и передислокации Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований от соединения и выше.

Президент РФ издает указы о призыве граждан на военную службу, на военные сборы (с указанием численности и распределения), а также об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву. Он утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти.

Конституция РФ и Федеральный закон “Об обороне” устанавливают полномочия высших органов законодательной власти в области обороны.

Совет Федерации рассматривает:

- расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете;

- принятые Думой федеральные законы в области обороны;

- утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению;

- решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны.

Государственная Дума рассматривает:

- расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете;

- принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ “осуществляет меры по обеспечению обороны страны” (п. “д” ст. 114). Эта конституционная норма конкретизирована в ст. 6 Закона “Об обороне”, устанавливающей полномочия Правительства РФ в области обороны.

Правительство:

- осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

- руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти.

- представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете.

- организует оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам;

- организует их обеспечение материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;

- организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса.

- организует разработку и выполнение планов перевода (мобилизационных планов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени, а также планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

- осуществляет руководство мобилизационной подготовкой органов исполнительной власти местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны.

В области военного образования Правительство РФ принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения и военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования; утверждает Положение о военных кафедрах при этих учреждениях.

Среди полномочий Правительства РФ важное место занимает организация разработки федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проведения мероприятий по реализации программы, а также разработки планов размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов.

Важное место в руководстве обороной и военным строительством принадлежит Совету Безопасности РФ, возглавляемому Президентом. Совет Безопасности - это конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Задачи и функции Совета Безопасности, его состав и порядок формирования, порядок работы и другие вопросы регулируются Законом “О безопасности” и Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ 10 июля 1996 г.

Кроме высших органов исполнительной власти Российской Федерации в деятельности по организации и обеспечению обороны и военного строительства участвуют органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления. Функции и обязанности этих органов также закреплены в Федеральном законе “Об обороне”, где подчеркивается, что они осуществляют эту работу во взаимодействии с органами военного управления.

Организуя и обеспечивая исполнение законодательства в области обороны, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления:

- участвуют в разработке и обеспечении программ оперативного оборудования территории и подготовки коммуникаций в целях обороны;

- организуют и обеспечивают воинский учет, подготовку граждан к военной службе, призыв на военную

службу и по мобилизации;

- осуществляют бронирование на период мобилизации и в военное время;

- обеспечивают учет и мобилизационную подготовку транспортных и иных технических средств в целях обороны;

- организуют работу по военно-патриотическому воспитанию;

- обеспечивают потребности в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах;

- обеспечивают социальные гарантии, установленные в связи с военной службой, участием в военных действиях;

- обеспечивают выполнение мобилизационных планов и заданий накопления государственного и мобилизационного резервов;

- участвуют в планировании и обеспечивают мероприятия по гражданской и территориальной обороне;

- обеспечивают выполнение оборонного заказа.

В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако в области обороны они наделяются отдельными государственными полномочиями.

Вопрос:2 Законодательство Российской Федерации о составе и организации Вооружённых Сил РФ..

Вооруженные Силы РФ - это государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Вооруженные Силы состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в Тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.

Вид Вооруженных Сил РФ - это их составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как правило, в какой-либо среде. Это Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска. Войска противовоздушной обороны. Военно-воздушные Силы, Военно-Морской Флот.

Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач.

Сухопутные войска включают: ракетные войска и артиллерию; мотострелковые; танковые; воздушно-десантные войска; войска противовоздушной обороны; специальные войска (инженерные, химические, радиотехнические, связи, автомобильные, дорожные, трубопроводные).

В войсках противовоздушной обороны - зенитно-ракетные; истребительная авиация; радиотехнические войска.

Военно-воздушные Силы состоят из дальней, фронтовой и военно-транспортной авиации.

В состав Военно-Морского Флота входят: надводные, подводные силы флота; авиация ВМФ; береговые войска; морская пехота; вспомогательный флот.

К решению задач обороны страны предназначены и другие войска, к которым относятся: Пограничные войска РФ; внутренние войска Министерства внутренних дел РФ; Железнодорожные войска РФ; войска Федерального агентства правительственной связи и информации; войска гражданской обороны.

Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.

В соответствии с основными положениями военной доктрины Российской Федерации Вооруженные Силы и другие войска могут применяться для противодействия внутренним источникам военных угроз. Для предупреждения и пресечения внутренних конфликтов и иных действий с использованием средств вооруженного насилия на территории России, угрожающих ее территориальной целостности, другим интересам общества и российских граждан, привлекаются в основном внутренние войска и органы внутренних войск. Они обеспечивают охрану общественного порядка и поддержание правового режима чрезвычайного положения в районе конфликта; осуществляют локализацию и блокирование районов конфликта; пресекают вооруженные столкновения; проводят мероприятия по разоружению и ликвидации вооруженных формирований и изъятию оружия у населения в районе конфликта и т. д.

Для содействия органам внутренних дел и внутренним войскам Министерства внутренних дел в локализации и блокировании района конфликта, пресечении вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, а также в защите стратегически важных объектов в порядке, установленном действующим законодательствам, могут привлекаться отдельные формирования Вооруженных Сил и других войск.

Государственная граница Российской Федерации охраняется Пограничными войсками. На Вооруженные Силы также могут возлагаться задачи по оказанию помощи в охране Государственной границы, содействию в охране морских коммуникаций, важных государственных объектов и экономических зон, в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, пиратством. Силы и средства Вооруженных Сил и других войск могут также привлекаться для оказания помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.

Применение Вооруженных Сил для выполнения задач в соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации осуществляется на основе и в соответствии с порядком, установленным Конституцией и законодательством Российской Федерации и оговоренным в этих договорах и соглашениях. Часть состава Вооруженных Сил РФ может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В Законе “Об обороне” впервые сформулированы правовые основы решения вопросов, связанных с дислокацией Вооруженных Сил. Дислокация объединений, соединений и воинских частей осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями мест дислокации. Передислокация воинских частей и подразделений в пределах территорий, переданных в пользование Министерству обороны, осуществляется по решению министра обороны, а от соединений и выше - по решению Президента РФ.


Тема: 4 Традиции духовной культуры офицерского корпуса Русской армии

Вопросы:

1. Культурные традиции Русской армии. Влияние выдающихся русских полководцев на развитие воспитательного процесса в русской армии.

2. Русское офицерство - нравы и традиции. Военная тема в русской художественной культуре.

Литература:

1.П-к ТРЯКИН Сплав героизма, духовности и чести. Суворовский натиск (10 июля, 1996г).

2.Волков С. Русский офицерский корпус, - М: Воениздат, 1993 г,

3.Кривицкий Л. Традиции русского офицерства. - М. 1945 г. О долге и чести воинской в Российской армии. -М. Воениздат, 1990 г.

4.Мишанов С. Традиции и духовная культура офицерского корпуса русской армии //Ориен. 1996 - № 2,

5. Саханский Н. Нравственный облик офицера российской армии //Ориентир - 1997 - № 3

6. Шмаков Ю. Нравственные качества офицера русской армии 18-19 в /Военная. мысль 1994 - № 2.


Вступление

Российская армия переживает не самые лучшие времена. Исчезли моральные ценности, скреплявшие коллективы Вооруженных Сил СССР на протяжении целых десятилетий. Вместе с тем давайте взглянем на нравственные качества военного человека, на те ориентиры, которые на протяжении 2-х веков навей истории позволяли русскому офицеру являть собой образец служения Отечеству.

У военного дела на Руси богатейшая история. И всегда русские ратники были любимы и уважаемы соотечественниками. Одна из причин тому - высокий уровень духовности российского военного. Столетиями вырабатывался в русской армии кодекс нравственности. Его непроходящие ценности - верность долгу, воинская честь, достоинство, гордость за принадлежность к профессии защитника Отечества - сохранялись как святыни и передавались из поколения в поколение, проверялись на прочность в сражениях и воспитывались в ратном труде. Чем же определялись нравственные качества офицера, как они приобретались и в какой мере влияли на силу русской армии? Прежде всего, необходимо отметить, что моральный облик человека не в последнюю очередь определяется общей культурой той прослойки или сословия, в которых проходит его воспитание и становление. Чем выше уровень культуры, тем выше планка нравственных отношений членов общества. Не вызывает сомнение и то, что моральные качества во многом определяются уровнем образования людей, вступающих в межличностные отношения.

Спасение общества и армии - в развитии культуры. Иного, видимо, нет и не может быть пути. Решающим фактором всех преобразований был, есть и будет сам человек. Только таким людям по силам возродить воинские традиции, поднять авторитет армии, ее роль как школы воспитания. Сегодня выход из создавшегося положения - возвращение к традициям духовной культуры русского офицерского корпуса, наработанные многими поколениями российских офицеров.

Каковы же истоки традиций духовной культуры русских офицеров? Каков вклад русских офицеров в ее развитие? В чем заключаются задачи по формированию духовной культуры сегодняшних офицеров? Ответы на эти вопросы являются целью навей лекции.

Вопрос1. Культурные традиции русской армии. Влияние выдающихся русских полководцев на развитие воспитательного процесса в русской армии

На протяжении 18-19 веков офицерский состав русской армии формировался, как правило, из привилегированного сословия - дворян. Молодые люди, призванные на службу, сначала проходили её на рядовых должностях, а затем получали офицерский чин. В январе 1701 года начала функционировать Навигационная школа; в 1715-м - Академия морокой гвардии, готовившие кадры для флота. С 1731 года подготовка офицерских кадров стала также осуществляться в Шляхетском кадетском корпусе. В 19 веке сеть военных учебных заведений. Наряду с ними существовали казачьи учебные заведения, разного рода офицерские классы и школы, военные гимназии, действовала система производства в офицеры рядовых за боевые заслуги.

Все эти элементы организации учебы и службы непосредственным образом влияли на формирование моральных качеств русского офицера.

Одним из главных требований, предъявляемых к офицерскому составу еще со времен Петра I, был высокий нравственный ценз, понимаемый как совокупность тех личностных качеств, которые необходимы человеку, решившему посвятить себя служению Отечеству.

Своего рода аттестацию кандидату в офицеры давало общество офицеров данного полка путем тайной баллотировки. При таких условиях, несмотря на сословную пестрату, командный состав отличался редким товариществом и единодушием.

Для воспитания качеств, необходимых для военной службы, в годы правления Екатерины 2 были изданы Правила, по которым всякий офицер, следуя военную службу с полным удовольствием продолжать может. В них осуждались пьянство, ложь, пустословие, бахвальство. Молодой человек должен себя беречь, чтобы таковым титлом не прославиться.

Непременным качеством русского воина и офицера считалась верность православной вере. Петр I в одном из своих приказов по армии объявлял: Вера и благочестие в особенности необходимы воину; он чаще других бывает в огне, чаще других встречаются со смертью и чаще других имеет нужду в тех утешениях, которые людям подаются святой христианскою верою. Верность христианской вере как необходимое нравственное качество офицера и война отмечал и А.В.Суворов. В связи с этим необходимо вспомнить, что с 1710 года в России существовал и неплохо работал институт военного духовенства. В основе его воспитательной работы лежали догматы Православия, традиции русской армии. Именно чувство глубокого патриотизма было фундаментом ее морали, именно этим чувством был пронизан вековой девиз: За веру, царя и Отечество! К этому можно добавить, что и сейчас вера в благородные цели защиты Отечества может скреплять воинские коллективы. Сейчас налаживается связь армии с церковью в целях духовного воспитания российского воинства и законы сейчас не запрещают офицеру отправлять религиозные обряды в служебное время.

Важное место в выработке высоких нравственных качеств уже в 18 веке занимало изучение Истории. Знакомство с деятельностью великих мужей, которые прославились своей храбростью и преданностью Отечеству, способствовало воспитанию в их потомках твердости духа, неустрашимости. О пользе чтения книг по истории и военному искусству, о качествах, необходимых для военной службы, писал А.В. Суворов одному из своих родственников: Достоинства военные суть: храбрость для солдата, бодрость для офицера, мужества для генерала, но оные должны быть руководствуемые правилами порядка и строгости, а управляемы неусыпностью и прозорливостью. Будь чистосердечен с твоими друзьями, умерен в своих нуждах и безупречен в своем поведении.

В службе своему государю являет пламенную резонность; люби истинную славу; отличай благочестие от надменности и гордости. Учись заблаговременно прощать погрешности ближнего и никогда не продай оных в самом себе. Умей пользоваться положением места, будь терпеливым в трудах военных, не унывай в несчастье, предупреждай предметы истинные сомнительные и ложные, остерегайтесь запальчивости. Храни в памяти своей мужей великих, подражай им…

Русскому офицеру всегда присуща любовь к Отечеству, гордость за принадлежность к русскому народу. Накануне Полтавского сражения Петр I, обращаясь к войску, произнес знаменательные слова: Воины, пришел час, который должен решить судьбу 0течества! Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь...

О патриотических чувствах не раз напоминал подчиненным А.В.Суворов.” Мы - русские! Мы все одолеем? Эти олова служили первой заповедью русского офицера.

Поэтому не удивительно, что офицеров, этого периода русской военной истории отличали необыкновенное благородство, удивительная способность подавить личное чистолюбие, забыть свое Я в минуты, когда шла речь о пользе Отечеству. Понятие чести, как высокой нравственной категории, без которой нет офицера, стало единым для всего офицерского корпуса русской армии начала 19 века. Что было недостойно младшего начальника, то же возобранялось и старшему, В основе всего лежала идея бескорыстного служения Родине.

С уходом из русской армии соратников Суворова, Румянцева, Кутузова заложенные ими благородные воинские традиции стали исчезать. Осознавая пагубные последствия этого и учитывая, что в армию стали приходить люди из низших сословий, военное руководство стадо думать о создании такой системы подготовки кадетов в военных училищах, которая восполняла бы недостатки семейного воспитания и вырабатывала у обучаемых твердые нравственные качества. С этой целью в 1830 году император Николай I утвердил Устав для военно-учебных заведений второго класса, в котором вопросам нравственного воспитания был отведен целый раздел и ставилась цель Сделать будущих офицеров добродетельными и благочестивыми. Воспитательный процесс был на­правлен на выработку таких качеств, как благочестие” чувство долга, беспредельная преданность государю, повиновение начальству, нежная почтительность к родителям, уважение к старшим, благодарность и любовь к ближнему. Тем не менее, принятые меры не могли быстро дать положительных результатов. Поэтому после поражения в Крымской войне 1854-1856 годов были предприняты попытки проанализировать причины неудач русской армии. Большинство исследователей пришли к выводу: что основная из них заключается в неправильной постановке системы подготовки и воспитания солдата, в том, что солдат испортился и совсем не тот, что в эпоху Суворова и Кутузова.

Главная причина происшедших в армии изменений кроется в нравственных качествах руководителей армии, считал военный Министр Д.А. Милютин. Армия эпохи Суворова и Кутузова была сильна не только своими солдатами, сколько духом и личными достоинствами начальников. Генерал старой школы - рыцарь долга и чести, гордый своим призванием, -видел в своих офицерах таких же рыцарей, верных товарищей и помощников. Понимая, что офицер не раб и поденщик, что страх наказания несовместим с достоинством человека, этот генерал искал возвышенных стимулов, чтобы приохотить офицера к работе. Близость к офицеру, обаяние личности начальника, развитие в подчиненных честолюбия - вот те основы, на которых лежало воспитание в армии.

Анализируя эти события, приходишь к мысли о неразрывной связи нравственного состояния русского офицерского корпуса с делами на полях сражений.

Высокие нравственные качества, такие как твердость характера, честолюбие и честь, добросовестность в исполнении своего долга, храбрость и мужество, презрение к смерти и любовь к Отечеству, уважение к поверженному противнику, человеколюбие, чувство дружбы и дисциплины, становились залогом высокого профессионализма командного состава армии и флота.

ВЫВОД :

Русская военная школа прошла большой и сложный путь становления. Идеи Петра I и его учеников, положенные в основу обучения и воспитания войск, на протяжении веков продолжали и развивали выдающиеся военные деятели, полководцы и военачальники. Усилиями лучших представителей офицерского корпуса в России была создана собственная национальная школа воинского воспитания, основанная на глубоком патриотизме, гуманизме, высоком чувстве долга и чести.

Вопрос 2. Русское офицерство – нравы и традиции. Военная тема в русской художественной культуре.

Традицией Российской армии с давних времен было сосредоточение в офицерском корпусе людей не только высокообразованных, но и думающих, творческих. Деятельность российских офицеров распространялась в той или иной мере на все области культуры.

Наиболее показательным здесь является литература. Среди сотен русских литераторов ХУШ - начала XX века примерно каждый третий был офицером или выходцем из офицерской семьи.

Навсегда вошли в историю русской литературы поэты Антиох Кантемир Михаил Собакин, Василий Майков, Гавриил Державин, Яков Княжин, писатели Александр Сумароков, Николай Курганов, Михаил Херасков, Андрей Болотов, Николай Новиков, Василий Капнист, Николай Карамзин и многие другие.

Выдающееся место в русской литературе ХУИ! века занимает Гавриил Державин (1743-1816). Первые десять лет своей службы он прошел простым солдатом. На офицерских должностях Державин прослужил пять лет и в 1777 г. был произведен в капитан-поручики, после чего вскоре был переведен на статскую службу. Его ждала завидная карьера - он стал губернатором, государственным казначеем, министром. Но наибольшую известность получил как поэт. Целый ряд державинских од можно по праву назвать военными. Таковы оды поэта На взятие Измаила, На переход Альпийских гор и другие, посвященные А.Суворову, который был не только героем его творчества.

XIX век был еще более богато и ярко представлен творчеством офицеров. Начало Отечественной войны 1812 года привело в ряды действующей армии не только тех, кто уже носил офицерский мундир, но и великое множество одаренных людей, стремившихся встретить врага с оружием в руках.

Попросту бежали в армию юные И. Лажечников и А. Грибоедов, устремился в партизанский отряд А. Погорельский, сменили перо на саблю драматурги М. Загоскин и Н. Хмельницкий. Определились в разные полки известнейшие писатели В. Жуковский, П. Вяземский, К. Батюшков, Сергей и Федор Глинка.

Наиболее характерным в этой связи можно назвать творчество героя многих войн и прославленного поэта Дениса Давыдова (1734-1839).

Не случайно чуть ли не все русские поэты первой трети 19 века восторженно воспевали этого человека. Дывыдов вошел в историю как поэтгусар, певец-герой. Герой его стихов - лихой рубаха гусар-гуляка и острослов. За этим живым и озорным миром - воспевание свободы, высоких и благородных чувств.

После победы в войне 1812 года передовые русские офицеры выступили решительными сторонниками преобразований в России. Наиболее крупными поэтами из числа офицеров были К.Ф. Рылеев, А.И. Одоевский, Ф.Н. Глинка, оставивший потомкам Очерки Бородинского сражения и Письма русского офицера.

Неизмеримо много сделали в этот период для развития отечественной литературы офицеры А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Е.А. Баратынский, И.А. Крылов, К.Н.. Батюшков, В.И. Даль и десятки других великолепных поэтов и прозаиков. Сегодня каждый культурный человек знает, что такое Словарь Даля, но гораздо меньше людей осведомлены о том, что....

Владимир Иванович Даль /1801-1872/- писатель, лингвист, фольклорист, атнограф, естествоиспытатель, врач. С 13 лет вместе с будущим флотоводцем П.С. Нахимовым обучался в Петербурге в Московском кадетском корпусе. Начал он свою службу в 1819 г. в чине лейтенанта подает в отставку. Получив диплом доктора /в Дерптском университете, он учился вместе с будущими известными хирургами Ф.И. Иноземцевым и Н.И. Пироговым/, в марте 1829г. отправляется на Балканы для участия в русско-турецкой войне; в 1831 г. в составе русской армии совершает поход в Польшу.

Середина XIX века выдвинула новую плеяду писателей-офицеров.

Севастополькие рассказы, которые написал тогда еще молодой артиллерийский офицер Л.Н.Толстой, бесспорно, свидетельствовали о том, что в литературу пришел новый мощный талант. Дух русского народа, показан в этих рассказах через величие рядового солдата. Именно в солдатах Толстой находит проявление силы и достоинства человеческого характера. Не исключение в этом отношении и его гениальный роман Война и мир.

В эти же годы расцветает творчество тончайшего лирика А.Фета недавнего унтер-офицера кирасирского полка, служащего в гвардейской части в Новгородской губернии.

Российскому офицерству 20 века выпала нелегкая судьба. На его долю пришлось немало испытаний. Большой вклад внесли российские офицеры в развитие отечественного изобразительного искусства. Военная тема, произведенная, отображающие баталии, воинские подвиги, совершенные во имя защиты Родины всегда занимали в нем значительное место. Однако это отнюдь не означает, что военные художники отображали только войну. В золотой фонд отечественного изобразительного искусства вошли такие выдающиеся имена, как Н.А. Ярошенко, В.В. Верещагин, П.А. Федотов и многие другие.

Своеобразной личностью в русской живописи был Николай Андреевич Ярошенко /1846-1898/. Сын генерала, он окончил кадетский корпус. Петербургскую артиллерийскую академию и сам дослужился до генерала. Входившый в состав передвижников, Н.А.Ярошенко создал выразительные образы простых людей /Всюду жизнь, Кочегар/.

Всем любителям искусства известно имя Павла Андреевича Федотова /.1815-1852/, известного русского живописца и рисовальщика. Он родился в семье офицера. Окончил Московский кадетский корпус. Служил прапорщиком лейб-гвардии Финлядского полка в Петербурге.

П.А. Федотов считается родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве. Он ввел в бытовой жанр сюжетную коллизию /Свежий кавалер, Сватовство майора/.

Символом русского искусства батальонной живописи продолжает оставаться творчество Василия Васильевича Верещагина /1842-1904/. Еще учась в Морском кадетском корпусе, Верещагин посещает рисовальную школу. Окончив Морской корпус, оставляет военную службу и полностью посвящает себя живописи. Однако он навсегда оставался связанным с армией. Чтобы своими глазами увидеть боевые действия, он неоднократно, бывал на Кавказе и в Туркестане. Его правдивые батальные сцены на темы войны в Туркестане порождают остротой восприятия и передачи чувств /Смертельно раненый, Апофеоз войны и др./.

Своеобразным явлением в отечественном изобразительном искусстве встала деятельность Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Студия военных художников была создана в 1934-1935гг. и названа в честь Митрофана Борисовича Грекова /1899-1934/, художника -баталиста /Трубачи Первой Конной, Тачанка и др./. В студии работали выдающиеся мастера: подполковник Е.В. Вутетич, бывший в годы Великой Отечественной войны командиром взвода, командиром батальона, автор знаменитой скульптуры Воин-освободитель в Трептов-ларке в Берлине, мемориале на Мамаевом кургане в Волгограде.

Значительным событием в нашем искусстве явилось создание коллективом этой Студии шести диорам, показавших важнейшие битвы Великой Отечественной войны, открыток к 50 летнему юбилею Великой Победы в Военно-историческом музее и на Поклонной горе в Москве. Значительный вклад внесли русские офицеры и в развитие отечественной музыкальной культуры. Прежде всего, необходимо отметить наряду с Пушкиным русской музыки, М.И. Глинкой его современника, гусарского офицера А.А. Алябьева. Участник Отечественной войны 1812 года, неоднократно раненный, награжденный за боевые заслуги несколькими орденами, Александр Александрович Алябьев /1787-1851/ вошел в мировую и отечественную музыку, прежде всего как автор знаменитого романса Соловей, который до сих пор является вершиной вокального исполнительства. Однако среди его сочинений и оперы Буря, Волшебная ночь, Рыбак и русалка и т.д. и балеты, и камерно-инструментальная, а также театральная музыка. Он один из первых положил на музыку стихи А.С. Пушкина, а также В.А. Жуковского, А.А. Дэльвига, Н.М. Языкова.

Мало кто знает, что первый учебник истории и первый музыкальный словарь в России были написаны полковником П.Д. Перепелициным.

Во второй половине XIX в. в Петербурге формируется содружества русских композиторов, получившее название Могучая кучка, совершившей переворот в развитие не только отечественного, но и мирового классического музыкального искусства, трое были профессиональными офицерами .

Слава русской музыки, один из наиболее исполняемых композиторов -Николай Андреевич Римский-Корсаков /1844-1908гг/. Это профессиональный морской офицер, окончивший Петербургский морской корпус. С 1873 по 1884 год он являлся инспектором военно-музыкальных хоров морского ведомства.

Именно Н.А. Римскому-Корсакову наше музыкальное искусство обязано тем, что Военно-оркестровая служба в России сегодня - одна из ведущих в мире.

В школе гвардейских прапорщиков получил профессиональное военное образование один из величайших композиторов России, родоначальник основных направлений музыкального искусства XX века Модест Петрович Мусоргский /1839-1881/. Им написаны великие оперы Борис Годунов, Хованщина, Фортепианный циклКартинки с выставки, большое количество песен и романсов.

В послереволюционное время традиции, заложенные велики предками, развивали в армии, прежде всего профессиональные военно-художественные творческие коллективы - военные оркестры и ансамбли песни и пляски. Сегодня никто не осмелится отрицать, что воины Российской армии, и прежде всего ее офицерство, внесли достойный вклад в развитие российской культуры и духовное просвещение своего народа. К какой бы области культурной жизни России ни обратился наш взор, пов­сюду люди в погонах стоят в первых рядах ее творцов, создавая своим умом и талантом то, что они защищали и защищают с оружием в руках.


тема 5: Исторический опыт и уроки военного реформирования в России.

Вопросы:

1. Причина и содержание военных реформ Российского государства 16 по 20 век

2. Уроки, вытекающие из военного реформирования в России.

Вопрос 1

Важнейшим компонентом военных реформ было перевооружение армии и флота. Оно затрагивало сферы разработки новых видов оружия и военной техники, их производство с учетом экономических возможностей страны, освоение и практическое использование. Все осуществленные военные реформы во многом сходны по их структуре, принципам, способам и методам. Вместе с тем, по целому ряду параметров, элементов их содержания конкретные военные реформы имеют некоторые, а порой весьма существенные отличия друг от друга. При определении завершенности военного реформирования исходят как правило из расхождений между задуманным в концепциях, программах и официального провозглашенным запрещенным, государственно - правовых актов.

Военные реформы в истории России

1. Иван Грозный – середина 16 века. Причины: необходимость укрепить централизованное российское государство; Усилить его влияние в межгосударственных делах за счет повышения военной мощи.

Содержание: Создание постоянного стрелецкого войска; Упорядочена систем укомплектования войск, введена дворецкая конница; Введено центральное управление и снабжение; Ограничены сословные привилегии феодальной знати в армии; Артиллерия – самостоятельный род войск; Создана сторожевая служба на южных и западных границах.

2. Петр Великий (первая четверть 18 века) . Причины: необходимость укрепить централизованное российское государственность; Усилить военную мощь государства, ликвидировать экономическую и культурную отсталость России; борьба за выход к Балтийскому морю; отсутствие необходимых стимулов к службе.

Содержание: созданы регулярная армия и флот; Введена единая система обучения и воспитания войск, создание военной коллегии, учреждение должности главкома, открытие военных школ для подготовки офицеров; Введены воинские звания, учреждены ордена и медали; строительство на границах оборонных сооружений, крепостей, баз флота; Проведена военно-судебная реформа; организована санитарная служба.

3.Малютин – (1862-1874 гг). Причины: Совершенствование военной системы государства; рост технической оснащенности армии; Отмена крепостного права; развитие капит. отношений.

Содержание: Рекрутская повинность заменена всесословной воинской повинностью; создана военно-окружная система управления (15 округов); Перевооружение нарезным стрелковым вооружением и артиллерией; Новое положение о полевом управлении войсками в военное время и новые воинские уставы; Создана система подготовки резерва запаса; Учреждены военные и юнкерские училища; Проведена военно-судебная реформа и разработан мобилизационный план страны.

4. Реформы 1905-1912 гг. Причины: Поражение в войне с Японией в 1905 году; Необходимость воссоздания военной мощи государства. Содержание: Усилена централизация военного управления, введена территориальная система комплектования. Приняты новые уставы и новые программы для училищ; Реформировано новое ведомство, обновлен старший командный состав, улучшено материальное положение офицеров; Сокращены сроки службы; Созданы новые образцы артиллерийских систем, усилены инженерные войска; приняты меры по восстановлению ВМФ; Положено начало авиационным частям в армии; Увеличен бюджет военного министерства.

5. Советский период (первая половина 20 века –т 20 годы). Причины: экономические трудности государства; Невозможность содержать крупную армию; Необходимость создания военной организации нового типа.

Содержание: Введение территориально милицейской системы строительства армии в сочетании с кадровой; Армия сокращена за пять лет (1920-1925 гг.) с 9,3 млн. чел до 536 тыс. чел. Установлен ежегодный осенний призыв. Заложена плановая система боевой подготовки.

6. Реформы 1935-1939 гг. Причины: Реальная возможность начала войны с Германией и ее союзниками; Необходимость реформирования армии и народного хозяйства. Содержание: Осуществлен переход к кадровой системе комплектования армии; Поэтапно увеличена численность Вооруженных Сил – 1035 г – 930 тыс., 1939 – 1,5 млн., 1941 – более пяти миллионов; Принят закон о всеобщей воинской обязанности; Упразднен совет труда и обороны, создан комитет обороны при СНК СССР; Накануне войны образованы 16 военных округов, 4 флота и пять флотилий.

7. Реформирование ВС в 60 –годы 20 века. Причины: Всеобщая революция в военном деле ведущих стран мира; Бурное развитие и внедрение ракетно-ядерного оружия в войсках. Содержание: Изменение в вопросах стратегии и тактики ведения войны; Созданы ракетные войска стратегического назначения, Новые рода войск; Новые боевые и общевоинские уставы, наставления; Проведено численное сокращение Вооруженных Сил; Введен институт заместителей по политчасти.

8. Незавершенная реформа 1987-1991 г. Причины: Отказ от четкой конфронтации в отношениях между СССР и США; Необходимость предотвращения ядерной катастрофы, создание системы международной безопасности. Содержание: Ограниченны военные расходы государства, изменена структура Вооруженных Сил; Сокращен и обновлен и омоложен центральный аппарат и высшее командование Вооруженных Сил; Принят закон т пенсиях военнослужащих в сторону увеличения; Упразднены политические структуры в армии и на флоте.

9. Реформирование ВС в современных условиях. Причины: Уровень финансирования ВС не удовлетворяет потребности и повседневного функционирования; Уровень денежного довольствия не соответствует сложности напряженности, значимости и особой ответственности военной службы; Средств на боевую подготовку катастрофически не хватает, научно- исследовательские работы и опытно-конструкторские, закупка вооружения и военной техники финансируются по остаточному принципу.

Вопрос 2. Уроки, вытекающие из военного реформирования в России

- история отечественных военных реформ представляет собой великую школу военного строительства, которая продолжается и требует постоянного совершенствования, изменения в соответствии с требованиями общественных, военно-политических реальностей;

- один из обобщающих уроков – исторически закономерная связь преобразований в военной сфере с переменами в обществе в целом. Вместе с тем все крупнейшие военные реформы в истории отечества всегда были тесно связаны с переменами в обществ6е;

- военная реформа гарантирует интересы народа лишь в том случае, когда он не отстанет от ее разработки и претворения;

- соразмерность реформаторских действий с реальными возможностями страны и народа в состоянии обеспечить успех намечаемых радикальных изменений в военной области;

- военная реформа, особенно крупномасштабная, комплексная – это и безотлагательные, сиюминутные военно-реформаторские акции и вместе с тем прогнозирование перспектив глубоких перемен в ближайшем и отдаленном будущем.

Скачать архив с текстом документа