Место личных прав и свобод в системе основных прав и свобод человека

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 2 1. Понятие и особенности личных прав 4 2. Эволюция личных прав (на примере Великобритании, США, Франции) 7 3. Конституционное закрепление личных прав: 19

Содержание

[1] .

Важнейшие права личности — свобода и личная неприкосновенность, физическая и психическая.

Личная неприкосновенность означает, что временное лишение человека свободы (арест и полицейское задержание) может быть осуществлено только на определенный срок и с обязательным соблюдением установленных законом процедур. Арест возможен при возбуждении уголовного дела с санкции судьи. Как частный случай возможен дисциплинарный арест — содержание военнослужащего на гауптвахте (мера наказания).

Среди личных прав конституции называют достоинство личности. Запрещаются пытки (положения об этом содержатся в конституциях ряда развивающихся стран), жестокое и негуманное обращение, унижающее человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица. В судебном порядке достоинство личности охраняется с помощью особого иска о защите достоинства (например, при оскорблении в печати), возбуждения уголовного дела по обвинению в клевете, диффамации. Гражданский иск в случае признания судом его обоснованности влечет обязанность публикации опровержения, извинения и выплаты истцу определенной суммы в качестве компенсации морального ущерба.

Конституции всех стран, в том числе и тех, где существует государственная церковь (о ее положении будет сказано ниже), провозглашают свободу совести. Этот термин имеет исторические корни: на протяжении веков мировоззренческие вопросы были тесно связаны с религией, с религиозными представлениями о мире, о нравственности. Теперь это право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (относиться к религии нейтрально), вести пропаганду религиозных и иных взглядов (в конституциях стран тоталитарного социализма говорится не об иных, а об «антирелигиозных взглядах»). Никто не обязан заявлять о своих религиозных или антирелигиозных убеждениях (в странах тоталитарного социализма это обязательно для членов коммунистической партии и ее молодежной организации)[2] .

Конституционным правом личности является тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений, сообщений по факсу, электронной почте и т.д. Ознакомление с личной корреспонденцией опять-таки возможно с разрешения судьи (имеется в виду переписка лиц, подозреваемых в совершении преступления). Такой же порядок установлен для прослушивания телефонных переговоров, но в обоих случаях судье должны быть представлены доказательства необходимости таких мер. Незаконное прослушивание телефонных переговоров своих политичес­ких противников избирательным штабом президента Никсона (о чем он знал) привело в 1974 г. впервые в истории США к отставке президента (под угрозой импичмента, т.е. отрешения от должности парламентом путем особой процедуры, и последующего уголовного процесса). Это дело широко известно как «Уотергейт» (по названию местности, где располагался избирательный штаб демократической партии).

Свобода передвижения по территории страны и выбор места жительства — неотъемлемое право человека. Оно может быть ограничено на основании закона для иностранцев (например, они не допускаются для постоянного проживания в военные городки). Ограничения в целях обес­печения военной тайны могут быть введены и для отдельных категорий граждан, а также в зонах экологических бедствий, массовых заболеваний, в условиях чрезвычайного положения.

Лицо вправе в любое время эмигрировать, а гражданин — и возвратиться в свою страну. Положения об этом особенно характерны для постсоциалистических конституций, поскольку в странах тоталитарного социализма такое право не признавалось. Однако существуют ограничения на выезд из страны: если лицо призвано на военную или альтернативную службу, является обвиняемым, осужденным, знает государственную тайну, сообщило о себе ложные сведения при оформлении документов на эмиграцию.

Многие конституционные права личности связаны с судебной сферой. Это право свободного доступа к суду, право на получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту и др.

2. Эволюция личных прав (на примере Великобритании, США, Франции)

Концепция прав человека, лежащая в основе конституционного регулирования США, исходит из идеи о естественных и неотчуждаемых правах. Политические права гражданина были включены в конституцию впоследствии, а о социально-экономических и культурных правах в конституционных текстах вообще не говорится (за исключением поправки V о гарантиях частной собственности). Эти права не считаются фундаментальными и не обеспечиваются судебной защитой путем исков — защищаются лишь производные от них права, например, право на оплату труда, а не само право на труд. Эти пробелы конституционного регулирования заполняются отдельными законами. Речь идет, например, о нескольких законах о гражданских правах, принятых в 50—60-е годы, о судебных прецедентах (особенно о решениях Верховного суда США), конституциях штатов (многие из них содержат хартии гражданских прав), о законах штатов. Некоторые из этих законов содержат новые конституционные положения, например право на информацию, на здоровую окружающую среду[3] .

Первым конституционным документом, в котором говорилось о правах личности в США, была упомянутая выше Декларация независимости 1776 г., в которой заявлялось о неотъемлемых правах человека —о праве на жизнь, свободу и стремление к счастью. Здесь впервые было сформулировано и коллективное право народа на восстание против угнетения (имелось в виду колониальное угнетение со стороны короны Великобритании).

Конституция 1787 г. (с поправками) закрепляет личные свободы не столько в общей, сколько в конкретизированной форме. Кроме чрезвычайных ситуаций она запрещает приостанавливать действие правила хабеас корпус, предписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием присяжных заседателей, запрещает принимать законы об опале (наказании без судебного разбирательства) и законы, имеющие обратную силу. Конституция запрещает лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены за государственную измену, исключает проверку религиозных убеждений в качестве условия для занятия какой-либо государственной должности.

Билль о правах тоже исходит из концепции естественных прав. Поэтому его формулировки носят запретительный характер, так как запрещают ограничивать права и свободы, которые резюмируются. Это относится и к политическим правам. Билль устанавливает, что конгресс не должен издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний (мирных и без оружия), право народа носить и хранить оружие, право обращаться к правительству с петициями. Согласно Биллю о правах, обеспечивается свобода совести, охрана личности, бумаг (документов, переписки и др.), имущества, предусматривается суд присяжных не только по уголовным делам, но и по определенной категории гражданских дел, право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи показаний против самого себя. Не допускается двойное наказание за одно и то же преступление, запрещается требовать большой залог по судебным делам, налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания.

Кроме Билля о правах в дальнейшем было принято около 10 поправок, которые касаются прав и свобод человека. Однако в целом Декларация независимости, конституция США и поправки к ней не содержат того перечня прав и свобод, который соответствовал бы международным стандартам — Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., Международным пактам о правах человека, вступившим в силу в 1976 г. Как отмечалось, эти недостатки хотя и не полностью, но восполняются конституциями отдельных штатов, федеральными законами, судебными прецедентами.

Главную роль в закреплении и регулировании основных прав и свобод во Франции играют два структурно обособленных кон­ституционных текста. Это Декларация прав человека и гражданина, одобренная 26 августа 1789 г., и Преамбула к Конституции 1946 г. Некоторое число постановлений, относящихся к этой сфе­ре, содержится также в тексте, вотированном в 1958 г.

Декларация 1789 г. представляет собой выдающийся право­вой акт, оказавший огромное влияние на конституционно-правовое развитие как Франции так и многих других государств мира. Небольшой по объему документ, состоящий всего из 17 статей, не только закрепляет важнейшие права и свободы личности, но в значительной мере отражает на уровне права те концептуальные теоретические положения и идеи, которые получили распростра­нение во Франции в период, предшествующий Великой француз­ской революции, и в ходе ее осуществления. В ней нашли, в час­тности, свое отражение взгляды и идеи, развивавшиеся Жан Жаком Руссо (в том, что касается естественных прав человека, верховенства закона, национального суверенитета), идеи Шарля Монтескье, особенно его учение о разделении властей, идеи Дидро и Вольтера, в том числе относящиеся к свободе совести, идеи шко­лы физиократов относительно собственности и свободы предприни­мательства и целый ряд других. Декларация 1987 г. представляет собой, таким образом, двоякий интерес, раскрывая отражение в праве доктринальных построений и одновременно устанавливая т.е. позитивные нормы, которые регулируют осуществление основ­ных прав и свобод[4] .

Несмотря на то, что Декларация разрабатывалась в усло­виях столкновения разных подходов и мнений и в очень корот­кий срок (на ее создание было истрачено всего, 9дней), в этом документе излагается. довольно стройная доктринальная концеп­ция.

Ст. 1 Декларации провозглашает, что все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Таким образом, в ней закрепляется учение о естественных и неотъемлемых правах че­ловека, правах, присущих ему как разумному существу, правах, которые не могут быть отчуждены, не могут быть дарованы кем-то свыше, в том числе государством, а принадлежат человеку в силу самого его существа. К числу таких прав отнесены, напри­мер, свобода, собственность, безопасность, право на сопротивле­ние угнетению.

Для того чтобы защитить естественные и неотъемлемые пра­ва человека, люди вступают в политический союз, заключают сво­его рода общественный договор, в результате которого и возни­кает государственная власть. Однако верховная власть, суверени­тет принадлежат только нации в целом, и, соответственно, лишь народ является источником власти. Главная задача этой последней состоит в том, чтобы защитить каждого человека, каждого члена общества от возможных посягательств на его естественные права и обеспечить их осуществление. Важнейшей гарантией осуществ­ления прав человека и гражданина служит существование пуб­личной власти. Публичная власть учреждается в интересах всех, а следовательно, сила этой власти не может служить частным интересам тех, кому она доверена. В совокупности с правом на сопротивление угнетению эта формула означала право на исполь­зование всех средств для противодействия неправомерным акци­ям властей.

Интересно решает Декларация вопрос о месте и роли закона. Закон квалифицируется как выражение всеобщей народной воли. Каждый гражданин имеет право лично или через посредство своих представителей участвовать в законотворчестве. Декларация Провозглашает равенство всех перед законом, социальные же различия увязывает с общественной полезностью, а не с принад­лежностью к тем или иным социальным группам и слоям. Закон не может и не должен наносить ущерб общественным интересам. Никого нельзя Принуждать к совершению действий, которые не предписаны законом. Декларация устанавливает, таким образом, важнейший принцип конституционного права применительно к сфере прав и свобод, согласно которому дозволено все, что пря­мо не запрещено законом[5] .

С этим принципом связано и само определение свободы. В соответствии со ст. 4 Декларации под свободой понимается право делать все, что не наносит ущерб третьим лицам. Осуществление естественных прав каждым человеком ограничивается наличием аналогичных прав, принадлежащих другим лицам. При этом каж­дый из членов общества должен пользоваться одинаковыми пра­вами, а их ограничения могут быть установлены только законом.

Итак, Декларация 1789 г., опираясь на доктрину естествен­ных прав и свобод человека, закрепляет необходимость публичной власти как гаранта этих прав, принадлежность власти народу, признание за законом выражения высшей народной воли и обес­печение при помощи равного для всех закона свободы и возмож­ных пределов ее ограничения. На этой основе формулируются процессуальные и другие Субъективные права, закрепляемые в Декларации 1789 г. Авторы Декларации не только провозглашают те или иные принципы или свободы, они одновременно указыва­ют на необходимость их реального осуществления и на те гаран­тии, которые призваны обеспечить защиту человека, общества от произвола власти. В этом отношении особенно показательна ст. 16, которая устанавливает, что любое общество, не обеспечивающее гарантию прав и не осуществляющее разделение властей, прак­тически не обладает Конституцией, т. е. не имеет конституцион­ного законного строя.

В основе Декларации 1789 г. лежала концепция либерализма, В соответствии с которой При осуществлений своих прав, при ре­шении своей собственной судьбы индивид должен был рассчиты­вать только на свои собственные силы. Задача же государства заключалась в том, чтобы создать благоприятные внешние усло­вия и обеспечить равенство возможностей различных членов об­щества. Все это нашло свое выражение в известной формуле ли­берализма, признававшей за государством роль ночного сторожа.

Практика общественного развития весьма быстро показала, что одновременное соблюдение принципа свободы и равенства может оказаться источником серьезного социального конфликта. Свобода в ее абсолютном выражении неизбежно порождает неравенство, прежде всего экономическое, и угрозу нарастания соци­ального конфликта, и, следовательно, потенциальную угрозу са­мой свободе. В свою очередь имущественное неравенство создает необходимость более активного участия государства в регулиро­вании общественных процессов, в обеспечении большей социаль­ной справедливости и защите наиболее обездоленных слоев и чле­нов общества. На этой основе рождается концепция социального государства, которое не только выступает в роли ночного сторо­жа, но и обеспечивает предоставление определенных социальных услуг, необходимых для прогресса всего общества в целом. В сфе­ре правовой это приводит к появлению и закреплению на консти­туционном уровне широкого круга социальных и экономических прав и свобод, прав и свобод в области культуры и творчества. Первые законодательные акты в данной области появляются еще в XIX и первой половине XX в., но, пожалуй, наиболее полное отражение этот новый подход и, соответственно, его правовое выражение находят в Преамбуле к Конституции 1946г.

Конституционные реформы, осуществленные в Пятой рес­публике, формально не затронули сферу основных прав и свобод человека и гражданина. Однако за эти годы был принят целый ряд законодательных актов, которые уточнили само понимание от­дельных конституционных постановлений и в значительной мере определили механизм их реализации. В силу особенностей фран­цузской правовой системы наряду с законом значительную роль сыграли в этой области и регламенты исполнительной власти. На­конец, следует отметить, что по мере активизации Конституци­онного совета многие из принимавшихся им решений позволили уточнить толкование отдельных прав и свобод и определить рам­ки правомерной деятельности высших государственных органов и прежде всего законодательного Органа страны, в этой области.

Современная конституционно-правовая доктрина во Франции проводит различия в понятии основные (или основополагающие) принципы и общие принципы права. К числу первых относятся те положения, которые непосредственно фигурируют в конституци­онных текстах. Эти основополагающие принципы обязательны для законодателя, и Конституционный совет должен следить за тем, чтобы принимаемые законодательные акты соответствовали ука­занным принципам. Практически все основные права и свободы, перечисленные в конституционных текстах, рассматриваются се­годня как основополагающие принципы, а значит, законодатель обязан следовать этим принципам во всей своей деятельности[6] .

Что касается общих принципов права в том смысле, как о них говорит ст. 34 Конституции, они рассматриваются в первую очередь как принципы, связывающие не законодателя, а испол­нительную власть. Соответственно функция контроля за их со­блюдением возлагается не на Конституционный совет, а на орга­ны административной юстиции, возглавляемой Государственным советом Франции. На практике, тем не менее, грань между этими двумя понятиями оказывается достаточно условной. Конституци­онный совет даже путем толкования может признать те или иные Принципы, содержащиеся в законе в качестве основополагающих, Превращая их тем самым в положения, как бы приравненные по своей силе к конституционным и, следовательно, подконтроль­ные самому Конституционному совету.

Личные права и свободы

Личные права и свободы традиционно относят во Франции к числу естественных и неотъемлемых прав человека. Основные по­ложения, относящиеся к личным правам и свободам, содержатся в Декларации 1789 г. В свою очередь Преамбула к Конституции 1946 г. подтверждает, что всякое человеческое существо неза­висимо от расы, религии и вероисповедания обладает неотъемле­мыми и священными .правами. Французский народ торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освящен­ные Декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признан­ные законами Республики. Как видно из приведенного положе­ния, основные права и свободы и основополагающие принципы, их определяющие, содержатся не только в конституционных тек­стах, но и в законах Республики, которые тем самым с точки Зрения материальной превращаются как бы в составную часть фран­цузской Конституции.

Посмотрим, каковы же те основные принципы, которые ре­гулируют осуществление личных прав и свобод. Согласно ст. 2 Декларации ими являются: свобода, собственность, безопасность и право на сопротивление угнетению. В известной степени эти положения конкретизируются последующими статьями Деклара­ции, которая определяет само понятие свободы, а также условия и пределы свободы в рамках организованного общества. Согласно ст. 7, никто не может быть обвинен, арестован или задержан ина­че как на основании закона и в формах, которые им предусмотре­ны. Любой произвол, любое нарушение в этой области влекут за собой ответственность. Никто не может быть наказан иначе как на основании закона, причем закон,, устанавливающий или ужесточающий наказание, не имеет обратной силы. Статья 9 Декларации формулирует презумпцию невиновности. Декларация содержит по­ложение, весьма близкое к принципу хабеас корпус. Основные Процессуальные гарантии, предусмотренные в ней, и предопре­деляют характер соответствующего процессуального, а в опреде­ленной мере и материального права Франции.

В Декларации 1789 г., содержится также целый ряд других постановлений, формулирующих конкретные права и свободы. Среди них: свобода мнений, свобода вероисповедания, свобода распространения своих идей, при условии возможной ответствен­ности за злоупотребление этим правом, устанавливаемой на осно­ве закона.

К числу личных свобод, рассматриваемых в качестве одного из фундаментальных принципов французского права, относится право частной собственности. Она провозглашается священной и неприкосновенной. Вместе с тем Декларация наряду с этой общей посылкой указывает и на возможность ограничения данного права. Лишение собственности Возможно Только на основании закона, в случае если это порождается общественной необходимостью и при условии предварительной и справедливой компенсации.

Все принципы, провозглашающие и регулирующие осуще­ствление прав и свобод, получили свою детализацию в текущем законодательстве, в решениях и постановлениях высших судеб­ных органов и Конституционного совета, а также были в опреде­ленной мере дополнены положениями международных договоров и соглашений, касающихся осуществления прав и свобод, участ­ником которых является Франция. В этом смысле среди наиболее важных следует назвать такие международно-правовые акты, как договоры, учреждающие Европейские Сообщества, и Маастрихт­ский договор 1992 г., который, в частности, относит основные права и свободы, а равно демократические конституционные принципы к общим принципам права. В число важнейших актов, содержа­щих общеобязательные правила, определяющие пользование пра­вами и свободами, входит также Европейская Конвенция о защи­те прав человека и основных свобод, подписанная в 1950 г. Прав­да, Франции понадобилось десять лет, прежде чем эта Конвенция была ратифицирована, тем не менее она была введена в действие, и Франция согласилась с обязательной юрисдикцией контрольных органов, создание которых предусмотрено этой Конвенцией. От­мечая эволюцию института личных прав и свобод, необходимо обратить особое внимание на законодательное подтверждениеправа на жизнь, повлекшее за собой отмену и запрет смертной казни во Франции[7] .

Правовое регулирование гражданства в Великобритании имеет свои особенности. Это исторически обусловлено местом прецедентного права в правовой системе страны и статутом крупнейшей колониальной державы, после распада которой образовалось Содружество, повлиявшее на традиционное для других стран регулирование вопросов гражданства.

В соответствии с Законом 1981г. устанавливаются в Великобритании следующие категории гражданства:

1. Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (British).

2. Граждане британских зависимых территорий (BritishDependentTerrirories).

3. Граждане британских заморских территорий (BritishOversears.)

Специальный статус предусматривается для:

1) лиц под британской защитой ( Britishprotectedpersons);

2) лиц, проживающих в третьих странах и имевших британское гражданство по закону 1948г., но утративших его в связи с принятием законов о гражданстве в государствах их постоянного проживания (в основном проживающие в Шри-Ланке, Индии, Пакистане.)

1. Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии составляют основную категорию граждан, обладающих всеми правами и свободами, и прежде всего, правом свободного въезда и выезда из страны.

Способы приобретения гражданства:

1)по рождению;

2.) по происхождению;

3) путем натурализации.

В случае вступления в брак с британским гражданином закон предусматривает меньшие требования к желающему получить гражданство путем натурализации.

4.) путем регистрации приобретают гражданство:

а) несовершеннолетние лица, родившиеся на и вне территории Великобритании, но не ставшие британскими гражданами по разным причинам, однако имеющие на это право по закону;

б) совершеннолетние лица, являющиеся гражданами британских зависимых и заморских территорий, лица, находящиеся под британской защитой и проживающие в третьих странах, но имевшие британское гражданство по Закону о гражданстве 1948г.

Утрата гражданства происходит двумя способами:

А) путем отказа от гражданства;

Б) в результате лишения гражданства.

2. Гражданство британских зависимых территорий представляет собой специфическую правовую связь лиц, проживающих в ряде бывших британских колоний. Этот статут не предусматривает права свободного въезда на территорию Великобритании, но позволяет в упрощенном порядке (в порядке регистрации) получить гражданство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

3. Гражданство британских заморских территорий представляет собой переходный, временный правовой статус лиц, которые не приобрели гражданства Великобритании или гражданства британских зависимых территорий до января 1983г.

Лицами под британской защитой могут быть граждане бывших английских колоний или территорий, находившихся под протекторатом Великобритании, которые в соответствии с Законом о гражданстве 1981г. и на основании Приказа в Совете по решению монарха объявляются лицами под британской защитой. Этот правовой статус позволяет получить британское гражданство путем регистрации.

Британское понимание прав человека имеет две основные характеристики: 1) юридические права индивидуума- это остаток его свобод после того как они были формализованы законом и правоприменительной практикой;

2) главным в институте прав человека является не формальное закрепление их обширного перечня в законе, а эффективные судебные и внесудебные средства их защиты.

В британском конституционном праве не существует единой классификации прав и свобод граждан. Традиционное деление на личные, политические, экономические и социальные права и свободы применимо в Великобритании с оговорками. Для англичан права и свободы - это прежде всего индивидуальные права, ограничиваемые государством в силу общественного договора и вытекающие из принципа: каждый может делать то, что не запрещено правовыми нормами.

Свобода личности в понимании англичан означает право не подвергаться тюремному заключению, аресту или любому другому физическому ограничению свободы без надлежащих юридических оснований и гарантий от произвола.

Основой защиты прав граждан от произвола является:

а) право задержанного выяснить причины его задержания и потребовать от судьи их проверки в течение 24 часов;

б) право считаться невиновным до тех пор, пока вина не будет доказана судом;

в) запрет на получение доказательств вины путем психического и физического давления;

г) право на обычный, а не чрезвычайный или с особыми полномочиями суд.

Свобода личности означает не только личную неприкосновенность, но и свободу частной жизни. Это понятие включает в себя тайну переписки и телефонных переговоров; защиту от электронных средств контроля за личной жизнью; свободу совести и вероисповедания.

Социальные права получили свое развитие и закрепление в законодательстве лишь в самую последнюю очередь. Среди них выделяются: право на равную плату за равный труд; право на отдых, право на социальное обеспечение; право на образование; право на здоровье и др.

3. Конституционное закрепление личных прав:

3.1. Право на жизнь

Гражданские (личные) права и свободы возможности человека, ограждающие от незаконного вмешательства (и нежелательного) в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразию и автономию личности. Они принадлежат человеку от рождения и не зависят от его принадлежности к конкретному государству. Они составляют основу всего правового статуса человека.

К их числу относится прежде всего право на жизнь. В странах, где отменена смертная казнь как вид наказания (Австралия, Австрия, ФРГ, Франция, Норвегия, Дания, Португалия, Швеция, всего около 40 государств), право на жизнь означает, что ни один человек, ни за какие деяния не может быть лишен жизни даже государством (так называемое абсолютное право на жизнь). В почти 30 странах сохранилась смертная казнь в законодательстве, но не применяется на практике (Бельгия, Греция); в 18 странах смертная казнь применяется лишь при особых обстоятельствах (военное время) – Аргентина, Бразилия, Израиль, Канада, Мексика, Швейцария; более чем в 100 государствах смертная казнь применяется за совершение преступлений (США, Бангладеш, Индия, Ангола). В уголовном законодательстве Китая существует около 30 составов преступлений, за которые может быть применена смертная казнь. В Гватемале, Гане, Ливии, Турции смертная казнь обязательна за наиболее тяжкие преступления (умышленные убийства).[8]

В некоторых государствах запрещены аборты (в Конституции Словакии зафиксировано, что «жизнь достойна охраны уже до рождения»).

С правом на жизнь тесно связана проблема клонирования – воссоздания из клетки тела точной копии живого существа. Во многих странах такие работы официально запрещены до тех пор, пока человечество не сумеет правильно оценить все последствия такого клонирования.

В связи с правом на жизнь существует проблема допустимости эвтаназии - причинение лёгкой смерти безнадёжно больному по его просьбе с целью избавить от излишних мучений. С 1 января 2002 г. эвтаназия в Нидерландах легализована законом.

3.2. Право на неприкосновенность

Под неприкосновенностью частной жизни понимается конституционная гарантия охраны тех сторон личной жизни человека, которые он не желает делать достоянием других. Новейшие конституции в качестве гарантий неприкосновенности частной жизни установили запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Конституции некоторых государств предусматривают право граждан на доступ к информации о них самих. Так, согласно ст. 35 Конституции Португалии 1976 г., все граждане имеют право знать информацию о себе, занесённую в электронные картотеки и реестры, и о целях. для которых она предназначена, причём они могут требовать обновления информации и внесения в неё изменений без ущерба для положений закона о государственной тайне и о судебной тайне. Здесь же содержится запрещение присваивать гражданам единственный в национальном масштабе номер.

3.3. Право на свободу и личную неприкосновенность

Свобода – означает возможность совершать любые правомерные действия (участвовать в выборах, получать образование). Неприкосновенность личности означает, что никто не вправе ограничить свободу человека совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергать кого-либо принуждению или ограничению в правах.

Лишение свободы возможно только по основаниям и в порядке, установленном законом. В случае незаконного задержания или ареста лицо имеет право на возмещение ущерба. В конституциях устанавливается максимальный срок задержания без решения суда (в Испании – 72 часа), арест должен производиться лишь на основе судебного приказа или с санкции прокурора. В Австрии действует Федеральный конституционный закон от 29 ноября 1988 г. «О защите личной свободы», в котором детально урегулированы основания, условия и порядок процессуального задержания.

3.4. Достоинство личности

Запрещаются пытки (положения об этом содержатся в конституциях ряда развивающихся стран), жестокое и негуманное обращение, унижающее человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица В судебном порядке достоинство личности охраняется с помощью особо го иска о защите достоинства (например, при оскорблении в печати) возбуждения уголовного дела по обвинению в клевете, диффамации Гражданский иск в случае признания судом его обоснованности влечет обязанность публикации опровержения, извинения и выплаты истцу определенной суммы в качестве компенсации морального ущерба. Конституционное право охраняет частную жизнь и имеющиеся у государственных органов данные о личности (Болгария, Венгрия, Нидерланды). Такие данные не могут быть обнародованы без ведома лица, запрещается и и? использование во вред личности. Некоторые конституции (например Перу 1993 г.) предусматривают особые формы судебного процесса, связанные с истребованием от государственных органов данных о личности с нарушением правил их обнародования.

Поправка Х11Р - Раздел 1. Ни в Соединенных Штатах, ни в каком-либо другом месте, на которое распространяется их юрисдикция, не должно существовать ни рабства, ни подневольных работ, кроме случаев наказания за преступление, за совершение которого лицо было должным образом осуждено.

3.5. Свобода совести

Конституции всех стран, в том числе и тех, где существует государственная церковь (о ее положении будет сказано ниже), провозглашаю! свободу совести. Этот термин имеет исторические корни: на протяжении веков мировоззренческие вопросы были тесно связаны с религией, с религиозными представлениями о мире, о нравственности. Теперь этс право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (относиться к религии нейтрально), вести пропаганду религиозных и иных взглядов (в конституциях стран тоталитарного социализма говорится не об иных, а об «антирелигиозных взглядах»). Никто не обязан заявлять с своих религиозных или антирелигиозных убеждениях (в странах тоталитарного социализма это обязательно для членов коммунистической пар тии и ее молодежной организации). Верующие вправе совершать религиозные культы, которые не должны нарушать общественный порядок мораль, использоваться в политических целях, хотя в некоторых странах, например в Польше, церковь активно участвует в политике. Запрешается дискриминация на религиозной основе, но кое-где определенные церковные организации пользуются преимуществами или государственной поддержкой (например, католики в Северной Ирландии, Испании мусульмане в арабских странах, иудеи в Израиле, восточная православная церковь в Болгарии и Греции, англиканская церковь в Великобритании, лютеранство в Дании). Провозглашение законом какой-либо религии или церкви государственной не исключает свободного исповедания других религий, но влечет за собой поддержку такой церкви из государственного бюджета, назначение высших священников главами государств — монархами (глава государства одновременно считается главой государственной церкви), оплату священников в войсках из государственного бюджета. В Великобритании в верхней палате парламента «по должности» заседают высшие церковные иерархи государственной церкви. В ряде стран Латинской Америки осуществляется государственный патронат над определенной церковью: президент назначает епископов из числа кандидатур, предложенных ему церковью. Религиозные объединения обычно являются юридическими лицами, имеют собственность, вправе создавать свои предприятия, учреждения (обычно создают сельскохозяйственные, художественные предприятия, учебные заведения), на их работников распространяется законодательство о труде, о социальном страховании.

Поправка V - Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание, либо ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении жалоб.

3.6. Право на жилище

Неприкосновенность жилища как право личности означает, что вход в жилище посторонних возможен только с разрешения хозяина (термин «жилище» толкуется в законодательстве широко: сюда могут относиться и номера в гостинице). Без такого разрешения вход в жилище, например для обыска, выемки каких-либо предметов, документов, возможен лишь на основании постановления судьи. Бывают, однако, экстренные случаи, когда доступ в жилище возможен и без разрешения (например, для тушения пожара, угрожающего не только хозяину, но и другим лицам). Для обыска и выемки необходимо присутствие двух понятых — беспристрастных свидетелей, которые должны удостоверить происходящее и подписаться под протоколом, фиксирующим действия и их результат.

3.7. Тайна переписки. Свобода передвижения

Конституционным правом личности является тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений, сообщений по факсу, электронной почте и т.д. Ознакомление с личной корреспонденцией опять-таки возможно с разрешения судьи (имеется в виду переписка лиц, подозреваемых с совершении преступления). Такой же порядок установлен для прослушивания телефонных переговоров, но в обоих случаях судье должны быть представлены доказательства необходимости таких мер. Незаконное прослушивание телефонных переговоров своих политических противников избирательным штабом президента Никсона (о чем он знал) привело в 1974 г. впервые в истории США к отставке президента (под угрозой импичмента, т.е. отрешения от должности парламентом путем особой процедуры, и последующего уголовного процесса). Это дело широко известно как «уотергейт» (по названию местности, где располагался избирательный штаб демократической партии).

Свобода передвижения по территории страны и выбор места жительства — неотъемлемое право человека. Оно может быть ограничено на основании закона для иностранцев (например, они не допускаются для постоянного проживания в военные городки). Ограничения в целях обеспечения военной тайны могут быть введены и для отдельных категорий граждан, а также в зонах экологических бедствий, массовых заболеваний, в условиях чрезвычайного положения.

Лицо вправе в любое время эмигрировать, а гражданин — и возвратиться в свою страну. Положения об этом особенно характерны для постсоциалистических конституций, поскольку в странах тоталитарного социализма такое право не признавалось. Однако существуют ограничения на выезд из страны: если лицо призвано на военную или альтернативную службу, является обвиняемым, осужденным, знает государственную тайну, сообщило о себе ложные сведения при оформлении документов на эмиграцию.

Многие конституционные права личности связаны с судебной сферой. Это право свободного доступа к суду, право на получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту и др.

Поправка VI - Во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, где было совершено преступление; причем этот округ должен быть заранее установлен законом; обвиняемый имеет право на информирование о характере и основаниях обвинения, на очную ставку с показывающими против него свидетелями, на принудительный вызов свидетелей, показывающих в его пользу, и на помощь адвоката для своей защиты.

4. Гарантии и проблемы личных прав

Под гарантиями понимается система средств, условий, способствующих реализации, охране и защите прав и свобод человека и гражданина. Гарантии зависят от уровня демократии, развития экономики, правовой культуры общества, от степени независимости судебной власти и других факторов. Они подразделяются на две большие категории: внутригосударственные и международно-правовые. К международно-правовым гарантиям относится прежде всего право индивида обращаться в международные учреждения (Комитеты ООН) и суды (Европейский Суд по правам человека) за защитой своих прав. Более подробно эти гарантии изучаются в курсе международного права.

Внутригосударственные гарантии принято подразделять на социально-экономические, политические, идеологические и юридические. Социально-экономическими гарантиями прав граждан считаются обладание собственностью, что даёт возможность человеку независимо осуществлять свои права; существование социального государства. Политические гарантии прав связываются с различными формами осуществления власти народа, особенно со свободными и регулярными выборами, проведением референдумов, многопартийностью, свободой оппозиции, с участием граждан в управлении,[9] т.е. зависят от степени демократичности политического режима. Под идеологической гарантией понимается наличие в господствующей идеологии концептуальной значимости прав и свобод человека, приоритетности прав и интересов человека в общественной жизни, рассмотрение блага человека как одной из основных ценностей или высшей ценностью, обоснования важности соблюдения и защиты прав и свобод человека.[10] Немалое значение имеет общественное мнение, которое стало важным элементом демократической политической системы. Правящие круги вынуждены считаться с общественным мнением, воздерживаться от грубых форм ограничения гражданских прав.

Юридические гарантии опираются прежде всего на авторитет конституций, в которых закреплены основные права и свободы. Однако конституции не всегда закрепляют права и свободы в полном объёме, что характерно для Австралии, Новой Зеландии, Швеции.

Практически более важными являются судебные гарантии . Они заключаются в предоставлении гражданину права обращения в суд с требованием признать неконституционным тот или иной закон, который ограничивает какое-то конституционное право гражданина, или издать приказ в адрес административного органа об осуществлении предусмотренного законом действия или о воздержании от какого-либо действия, нарушающего субъективное право граждан.

В США по инициативе судебной власти введено «правило миранды », в соответствии с которым полицейский в момент задержания обязан сообщить задерживаемому лицу перечень его прав: «Вы имеете право не давать показания; все что Вы скажете, может быть и будет использовано против Вас в суде; Вы имеете право консультироваться с адвокатом и он может присутствовать на Ваших допросах; Если у Вас нет средств на оплату труда адвоката, он, если Вы пожелаете, будет назначен до начала допросов; Вы можете воспользоваться этими правами в любое время и не отвечать ни на какие вопросы и не делать никаких заявлений». В Конституции Испании зафиксировано, что «каждый задержанный должен быть немедленно и в понятной ему форме проинформирован о его правах и основаниях его задержания».

Многие конституции содержат прямо выраженный запрет пыток и других унижающих достоинство видов обращения. Право на неприкосновенность личности и одна из наиболее значимых, применяемых в практике зарубежных стран процедура – Хабеас корпус. Это традиционное наименование судебного приказа, который направлен должностному лицу, ответственному за содержание арестованного под стражей. Приказ предписывает доставлять арестованного в суд и сообщить о времени и причинах ареста. Каждый задержанный или арестованный, а также кому было отказано в освобождении под залог имеет право осуществлять производство на основе Хабеас корпус. В соответствии с заявлением судья адресует требуемому учреждению, в котором находится задержанный доставить его в течение 24 часов в суд с тем, чтобы проверить законность задержания или ареста.

Если суд принимает решение относительно необоснованности задержания, ареста или заключения, лицо, подвергшееся этим санкциям, должно быть немедленно освобождено. Лицо, выпущенное на свободу в порядке производства на основе Хабеас корпус не может быть вторично задержано, арестовано или подвергнуто заключению по тем же основаниям. Такое правило действует в США, Австрии (ФКЗ «О защите личных свобод» с 1991 г.), ФРГ, Италии, Испании.

Хабеас дата – один из новейших юридических институтов защиты личных прав и свобод граждан. Впервые закреплен в Конституции Бразилии 1988 г. Предоставляет право любому человеку (или только гражданину) требовать в судебном порядке ознакомления с любыми, касающимися его документами, хранящихся в любых архивах и учреждениях, включая архивы служб государственной безопасности.

Гарантией прав и свобод является недопустимость их произвольного ограничения. Конституции часто предусматривают возможность временного ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие), тем самым конституции государств допускают наличиё институтов чрезвычайного режима. При этом расширяются полномочия полиции, которая может более широко проводить обыски и аресты; запрещаются митинги и демонстрации; вводится цензура, предоставляются большие права военной юстиции. Институт чрезвычайного положения закреплён в конституциях Австрии, ФРГ, Франции, Италии и ряда других государств.[11]

Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов управления и злоупотребления властью со стороны чиновников особое место занимает институт омбудсмена. Исторически этот институт имеет скандинавское происхождение. Конституцией Швеции 1809 г. была введена должность омбудсмена юстиции, в 1919 г. в Финляндии, в 1954 г. в Дании. Особая популярность и авторитет данного института объясняется многими демократическими чертами, характеризующими его статус и обеспечивающими эффективность его деятельности:

Институт парламентского омбудсмена в Швеции включает несколько специальных омбудсменов. Шеф-омбудсмен занимается вопросами доступа общественности к официальным документам, а также к компьютерной системе и к банкам персональных данных. К ведению омбудсмена по вопросам юстиции относится деятельность органов правосудия, полиции, тюрем. Специальный омбудсмен осуществляет надзор за вооруженными силами и их отношениями с различными гражданскими структурами, а также надзор за законностью в области социального обеспечения и налогообложения. В 1986 г. в Швеции принят закон против расовой дискриминации и одновременно назначен омбудсмен по этим вопросам (в области трудовых и социальных отношений – найма, оплаты труда, увольнений, аренды жилья). Учреждается омбудсмен по вопросам равноправия женщин и мужчин (Финляндия), по делам национальных и этнических меньшинств (Венгрия), по вопросам защиты прав потребителей и контроля за конкуренцией (Финляндия), по делам обороны, т.е. надзора за положением дел в армии, действиями военной администрации и соблюдения прав военнослужащих (ФРГ, Дания).

Во Франции с 1973 г. действует медиатор (посредник), жалобы которому подаются через членов парламента. Медиатор наделен правом возбуждать дисциплинарное производство в отношении любого государственного служащего, действующего противоправно, или в случае необходимость подать на него жалобу в суд, ходатайствовать о возбуждении против него уголовного дела, выступать в суде в роли обвинителя[12] .

Важной и широко распространенной формой деятельности омбудсмена во многих странах является право законодательной инициативы, право жалобы в Конституционный суд и тем самым содействие обеспечению конституционной законности в сфере прав человека (Испания, Австрия, Португалия).

Общие черты института омбудсмена: а) и нститут омбудсмена представляет собой важной дополнение правообеспечительного механизма, действующего в государстве; б) главной задачей деятельности омбудсмена является охрана прав граждан; в) ведомство омбудсмена относится к высшим органам государства; г) важная черта института омбудсмена – его независимость. В большинстве стран он избирается парламентом и отчитывается только перед ним; д) в основную задачу омбудсмена входит контроль за деятельностью исполнительных органов. Он осуществляется по инициативе омбудсмена и по жалобам граждан; е) в ряде случаев омбудсмен рассматривает дело не только с точки зрения соответствия закону решений и действий администрации, но и может рассматривать комплексно деятельность государственных органов и их должностных лиц и вынести решение о человечности, справедливости, целесообразности их действий; ж) омбудсмен использует методы убеждения, критики, гласности, в его распоряжении нет административных, императивных полномочий; з) граждане (кроме Франции, Великобритании) имеют право непосредственного доступа к омбудсмену, а также на бесплатное производство[13] .

Омбудсмены наделены определенными гарантиями выполнения рекомендаций, содержащихся в их представлениях. Так, омбудсмен юстиции Швеции, французский медиатор вправе наложить штраф на государственных служащих, отказывающихся предоставить информацию; возбудить официальное производство. Кроме того, в этих же странах, а также в Испании, Великобритании, Австралии предусмотрена уголовная ответственность за игнорирование, обструкцию деятельности омбудсмена. Однако они не могут издавать подобных предписаний в отношении министров, судей Верховного Суда без согласия парламента. В то же время финансовый омбудсмен может возбудить процедуру импичмента министра. Полномочия польского омбудсмена в уголовном и гражданском судопроизводстве равнозначны полномочиям прокурора.

В ряде зарубежных стран функционируют иные правозащитные механизмы. Так, к компетенции Датского института прав человека , входящего как независимый орган в состав Датского центра международных исследований и прав человека, относится рассмотрение жалоб жертв дискриминации по различным основаниям со стороны публичных органов власти и частных лиц. Аналогичные полномочия у Национальной Консультативной комиссии по правам человека Франции.[14]

В целом, виды и содержание гарантий прав и свобод человека и гражданина в значительной степени зависят от степени демократичности государства, уровня его социально-экономического развития.

Уровень демократизма любой конституции определяется прежде всего объемом закрепленных в ней прав и свобод, их гарантированностью и некоторыми другими элементами – правовым положением центрального представительного органа, объемом его полномочий, структурой. Конституция США первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан; в то время они были предусмотрены в конституциях штатов, и отказ закрепить их в основном законе страны диктовался стремлением ограничить возможности их требований на национальном уровне. Тем не менее ряд важных норм можно найти в тексте Конституции. Первая поправка а Конституции – одна из самых знаменитых – закрепила свободу религии, слова и печати. Проблема равноправия мужчин и женщин, которая решена в большинстве европейских государств, до сих пор остается актуальной для США. В начале 70-х гг. предпринималась попытка закрепить равенство женщин и мужчин перед законом. Поправка к Конституции была предложена второй сессией 92-го Конгресса 22 марта 1972 г., когда была одобрена Сенатом.

Франция.

Конституция 1958 г. не содержит специальной главы или раздела, посвященного правовому положению личности. В ней указаны лишь некоторые права, большинство прав и свобод не декларируются в ее тексте. В конституции Французской Республики зафиксировано только равенство перед законом, свобода личности, свобода образования политических партий, коллективное право народов на самоопределение, избирательные права, упоминается о независимости судебной власти как гаранта прав и свобод.

Конституционный Совет в своем решении указал, что Декларация 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., а также основные принципы, признаваемые законами Франции, являются основными частями действующей Конституции, и включил в конституционный блок права и свободы, зафиксированные в этих актах. Это означает, что конституционные нормы могут содержаться и в законах, принятых ранее, которые продолжают действовать. К их числу можно отнести законы, регламентирующие право всеобщего голосования независимо от пола и расовой принадлежности, свободу манифестаций, свободу труда, отмену рабства, смертной казни за политические преступления и т.д. Декларация 1789 г. зафиксировала естественные, неотчуждаемые и священные права человека и гражданина, т.е. такие, которые принадлежат индивиду от рождения. На первый взгляд сегодня этот перечень прав и свобод не кажется обширным, что обусловлено временем принятия Декларации, которая до сих пор является одним из прогрессивных актов в этой сфере. В Декларации провозглашается принцип равенства, который состоит в том, что люди рождаются и остаются равными в правах, а социальные различия могут быть основаны на соображениях общей пользы. Такое равенство служит необходимой предпосылкой естественного характера прав. Декларация раскрывает понятие свободы и устанавливает, что она состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому лицу.

В конституционном праве устанавливаются и обязанности. К ним относятся обязанности трудиться, платить налоги для нужд общества и государства, воинская повинность. Нация провозглашает солидарность и равенство всех французов в отношении бремени, вытекающего из национальных бедствий. Среди обязанностей государства можно выделить обязанность предоставить бесплатное и светское образование, социальную поддержку малоимущим слоям населения. Любое лицо, лишенное возможности трудиться по своему возрасту, физическому, умственному или экономическому положению, имеет право получать необходимые средства для своего существования.

Заключение

В данной курсовой работе дана общая характеристика личных прав в конституциях зарубежных стран. Актуальность вопроса говорит сама за себя. В наше время часто возникают вопросы связанные с конституционными правами и свободами, разрешить которые иногда невозможно. Нет ни одного идеального законодательства, в каждой стране существуют законы противоречащие друг другу. Самое главное, чтобы правовые акты не противоречили конституции и не рушили конституционных порядок в стране, т.е. не противоречили нормы, содержащиеся в конституции. В соответствии с этим все конституции содержат главы о правах и свободах человека и гражданина, которые не могут быть нарушены или отобраны ни одним законом, органом, должностным лицом.

На примере зарубежных стран рассмотрены конституционные права иностранных государств. Одни из них уделяют большее внимание проблемам прав и свобод человека и гражданина, другие наоборот, но самые главные статьи говорят об одном – конституционные права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Были выделены и конституционные обязанности граждан, что также является немаловажной составной частью нормального функционирования государства.

Список использованной литературы

1. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие М.: Юристъ, 2004.

2. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

3. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В.Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И.Лейбо, д.ю.н. Л.М.Энтина. - М.: НОРМА, 2006.

4. Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д.А.Ковачев.- М.: Волтерс Клувер, 2005.

5. Михлин А.С. Понятие смертной казни // Государство и право. 1995. №10.

6. Общая теория прав человека. Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашевой. - М.:Изд-во НОРМА, 1996.

7. Смирнова Е.С. Проблемы соотношения прав, свобод и обязанностей иностранных граждан в зарубежном конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 7.

8. Тиунов. О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999. С. 69.

9. Хаманева Н.Ю.Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. – М., 1997.

10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. .

11. Чуксина В.В. Сравнительно-правовой анализ государственных несудебных правозащитных институтов: комиссия по правам человека и омбудсмен // Государственная власть и местное самоуправлении. 2006. № 4.

12. Гомьен Д., ХаррисД., ЗваакД. Европейская конвенция о пра­вах человека и Европейская социальная хартия: право и поли­тика. М., 1998.

13. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. / Отв. ред. Б А. Страшун. М., 1993. Т. 1. Гл. 3.

14. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993. Гл. 5.

15. Мюллерсон Р. А Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.

16. Права человека: время трудных решений / Отв. ред. Е А Лу-кашева, М. М. Славин. М., 1991.

17. Права человека / Отв. ред. Е А Лукашева. М.: Норма, 1999. С. 151-159.

18. Романовский Г. Б Право на неприкосновенность частной жизни. М., 2001.

19. Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В. Е. Чир-кин. М., 1996. С. 282-291.


[1] Смирнова Е.С. Проблемы соотношения прав, свобод и обязанностей иностранных граждан в зарубежном конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 7.

[2] Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В.Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И.Лейбо, д.ю.н. Л.М.Энтина. - М.: НОРМА, 2006.

[3] Конституция Соединенных Штатов Америки / Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – М., 2002.

[4] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. .

[5] Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993. Гл. 5.

[6] Ардан Филипп. Франция: государственная система: Пер. с франц. – М.: Юрид. лит., 1994.

[7] Жаке Ж.П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие / Пер. с франц. – М.: Юристъ, 2002.

[8] Михлин А.С. Понятие смертной казни // Государство и право. 1995. №10. С. 105.

[9] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С.106 – 107.

[10] Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 130..

[11] Смирнова Е.С. Проблемы соотношения прав, свобод и обязанностей иностранных граждан в зарубежном конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 7. С. 19.

[12] 1Общая теория прав человека. Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашевой. - М.:Изд-во НОРМА, 1996. С.368-369.

[13] Хаманева Н.Ю.Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. – М., 1997. С.189-190.

[14] Чуксина В.В. Сравнительно-правовой анализ государственных несудебных правозащитных институтов: комиссия по правам человека и омбудсмен // Государственная власть и местное самоуправлении. 2006. № 4. С. 43-47

Скачать архив с текстом документа