Методические рекомендации для лабораторно-практических занятий: Лебечный, педиатрический и иностранный факультеты
СОДЕРЖАНИЕ: Правила техники безопасности при работе с электрическими приборами и схемамиСтудентам
Методические рекомендации для лабораторно-практических занятий:
1. Лебечный, педиатрический и иностранный факультеты.
2. Медико-психологический факультет.
· Лебный, педиатрический и иностранный факультеты.
Занятие №1 (Л, П, И)
* Тема раздела : Введение в медицинскую и биологическую физику
* Тема занятия: Введение в физический практикум.
* Цель занятия: Ознакомить студентов с организацией проведения и задачами, стоящими перед ними во время выполнения лабораторных и практических работ, а так же с правилами техники безопасности при работе с электрическими приборами и схемами. Тестовая оценка знаний по математике и физике нового набора студентов для адаптации учебной программы к их уровню знаний.
* Теоретические вопросы:
1. Задачи, решаемые во время проведения лабораторных и практических занятий.
2. Организация проведения занятий на кафедре.
3. Правила техники безопасности при работе с электрическими приборами и схемами.
· Практически выполнить
Практическая работа: Тест для оценки исходного уровня знаний физико-математического профиля.
· Литература
1. Эссаулова И.А. и др. Руководство к лабораторным работам по медицинской и биологической физике -М.: Высшая школа, 1987.
2. Горский Ф.К., Сакевич В.М. Физический практикум с элементами электроники. -Минск: Вышэйшая школа, 1980.
Занятие №2 (Л, П, И)
Тема раздела : Математическое описание медико-биологических процессов и обработка медицинских данных
* Тема занятия: Производная и дифференциал функции.
* Цель занятия: Усвоить основной смысл производной как характеристики быстроты изменения функции. Уяснить возможность использования производной в решении физических, биологических и медицинских задач. Знать производные элементарных функций.
* Теоретические вопросы:
1. Функция и аргумент. Способы задания функциональной зависимости.
2. Понятие производной, ее механический и геометрический смысл.
3. Основные правила дифференцирования и производные элементарных функций.
4. Производные высших порядков.
5. Дифференциал функции.
6. Функции двух и нескольких переменных. Частные производные. Полный дифференциал.
Выучить таблицу основных формул дифференцирования функций пп. 1-16 (Лобоцкая Н.Л. и др. Высшая математика. -Минск.: Вышэйшая школа, 1987. -С. 45)
· Практически выполнить
Решение примеров и задач медико-биологического содержание на нахождение производных и дифференциалов элементарных функций
· Литература
1. Лобоцкая Н.Л. и др. Высшая математика. -Минск.: Вышэйшая школа, 1987.
Занятие №3 (Л, П, И)
Тема раздела : Математическое описание медико-биологических процессов и обработка медицинских данных
Тема занятия: Неопределенный и определенный интегралы.
* Цель занятия: Рассмотреть действие обратное дифференцированию - интегрирование. Ознакомиться с простейшими способами интегрирования. На конкретных примерах показать необходимость знания аппарата интегрального исчисления для решения медико-биологических задач.
* Теоретические вопросы:
1. Первообразная функции и неопределенный интеграл.
2. Основные свойства неопределенного интеграла.
3. Простейшие способы интегрирования.
4. Определенный интеграл.
5. Связь между определенным и неопределенным интегралами.
Выучить таблицу основных формул интегрирования
(пп 1-19, Лобоцкая Н.Л. и др. Высшая математика. -Минск.: Вышэйшая школа, 1987. -С. 82)
Практически выполнить:
Решение примеров на нахождение неопределенных интегралов и расчет определенных интегралов.
· Литература
1. Лобоцкая Н.Л. и др. Высшая математика. -Минск.: Вышэйшая школа, 1987.
Занятие №4 (Л, П, И)
Тема раздела : Математическое описание медико-биологических процессов и обработка медицинских данных
Тема занятия : Оюыкновенные дифференциальные уравнения и их применение для решения медико-биологических задач
* Цель занятия: Ознакомиться с элементами теории дифференциальных уравнений. На конкретных примерах медико-биологического содержания рассмотреть последовательность действий при составлении и решении дифференциальных уравнений
* Теоретические вопросы:
1. Понятие о дифференциальных уравнениях.
2. Основные определения теории обыкновенных дифференциальных уравнений.
3. Дифференциальные уравнения первого порядка с разделяющимися переменными.
4. Составление и решение дифференциальных уравнений на примерах задач медико-биологического содержания
* Практически выполнить:
Разбор примеров на составление и нахождение решений дифференциальных уравнений.
· Литература
1. Лобоцкая Н.Л. и др. Высшая математика. -Минск.: Вышэйшая школа, 1987.
Занятие №5 (Л, П, И)
· Тема раздела : Математическая обработка медико-биологической информации.
· Тема занятия : Элементы теории вероятностей .
· Цель занятия : Изучить основные положения теории вероятностей. Ознакомиться с некоторыми законами распределения дискретных и непрерывных случайных величин и их числовыми характеристиками.
· Теоретические вопросы:
1. Случайное событие, вероятность случайного события.
2. Законы сложения и умножения вероятностей.
3. Законы распределения дискретных случайных величин и их числовые характеристики.
4. Плотность распределения случайных величин.
5. Нормальный закон распределения.
· Практически выполнить
Лабораторная работа: Изучение нормального закона распределения случайной величины.
Цель работы : Ознакомиться с особенностями нормального закона распределения случайной величины, получить практический навык расчета статистических характеристик случайной величины.
· Литература:
1. Лобоцкая Н.Л. Высшая математика. - Минск: Вышэйшая школа, 1987.
2. Конспект лекций.
Занятие №6 (Л, П, И)
· Тема раздела : Математическая обработка медико-биологической информации.
· Тема занятия : Основы математической статистики.
· Цель занятия : Ознакомиться с основами статистической обработки экспериментальных данных при определении величины случайной ошибки.
· Теоретические вопросы:
1. Случайная величина. Генеральная совокупность и выборка.
2. Статистическое распределение выборки. Полигон и гистограмма.
3. Выборочные характеристики: математическое ожидание, стандартная ошибка и ошибка среднего.
4. Доверительный интервал. Оценка случайных погрешностей при прямых и косвенных измерениях.
· Практически выполнить:
Решение примеров на расчет погрешностей при прямых и косвенных измерениях.
· Литература:
1. Лобоцкая Н.Л. высшая математика. - Минск: Вышэйшая школа. 1987.
2. Конспект лекций.
Занятие №7 (Л, П, И)
· Тема раздела : Математическая обработка медико-биологической информации.
· Тема занятия : Элементы дисперсионного и корреляционного анализа.
· Цель занятия : Получить представление о дисперсионном и корреляционном анализах связей между случайными переменными процессами.
· Теоретические вопросы:
1. Статистическая и корреляционная зависимости
2. Уравнение регрессии, коэффициент линейной корреляции.
3. Понятие о дисперсионном анализе.
Коллоквиум по разделу:
« Математическое описание медико-биологических процессов и обработка биомедицинских данных»
· Литература:
1. Лобоцкая Н.Л. Высшая математика. -Минск: Вышэйшая школа. 1987. -
2. Конспект лекций.
Занятие №8 (Л, П, И)
* Тема раздела : Основы информатики и вычислительной техники
* Тема занятия: Эволюция и cтруктурная организация цифровых компьютерных систем.
* Цель занятия: Ознакомиться с историей создания и развития компьютерной техники в общем и персональных компьютеров в частности. Знать структурную организацию и принципы функционирования современных компьютерных систем.
* Теоретические вопросы:
1. Информация и единицы ее измерения.
2. Эволюция средств вычислительной техники. Поколения ЭВМ.
3. Принцип фон Неймана в построении компьютерных систем. Структурная схема цифровых ЭВМ.
4. История создания и современные тенденции в развитии ПК.
5. Физическая структура IBM-подобных ПК. Принцип открытой архитектуры в построении компьютерных систем.
· Практически выполнить:
Лабораторная работа: Управление файлами, папками и дисками в среде Windows Explorer
Цель работы: Ознакомиться с основными понятиями пользовательского интерфейса Windows 98: рабочий стол, линейка задач, кнопка «Пуск», окна, папки, ярлыки. Получить практический навык по манипуляции файлами, папками и дисками в среде Windows Explorer.
· Литература
1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. –М: Высшая школа, 1996. –С 55-61.
2. Конспект лекций.
3. Э л ектронная верс ия лекции «Персональные компьютеры: эволюция, основные устройства и их характеристики» (ауд. № 314, время: 14.00-19.00)
Занятие №9 (Л, П, И)
* Тема раздела : Основы информатики и вычислительной техники
* Тема занятия : Логическая структура и основные устройства персональных компьютеров.
* Цель занятия: Ознакомиться с логической структурой ПК. Знать основные устройства ПК, их назначение и характеристики
* Теоретические вопросы:
1. Логическая структура ПК (классический вариант).
2. Современная (мультишинная и хабовая) архитектура ПК. Понятие о чипсете.
3. Микропроцессоры для ПК, их назначение и основные характеристики.
4. Системная и локальные шины для ПК. Основные стандарты локальных шин.
5. Внешние интерфейсы (последовательный и параллельные порты, шины USB, Firewire, SCSI, IDE/ATA).
6. Устройства ввода/вывода информации, их назначение и основные характеристики:
· Накопители на гибких и жестких магнитных и оптических дисках;
· Клавиатура;
· Дисплеи и видеоадаптеры;
· Печатающие устройства;
· Сканеры.
· Практически выполнить:
Лабораторная работа: Создание и редактирование документов в среде Microsoft Word for Windows
Цель работы: Ознакомиться с основными понятиями пользовательского интерфейса в среде Microsoft Word for Windows. Получить практический навык по созданию и редактированию текстовых документов с помощью современных текстовых редакторов.
· Литература
1. Конспект лекций.
2. Методическая разработка кафедры.
3. Э л ектронная верс ия лекции «Персональные компьютеры: эволюция, основные устройства и их характеристики» (ауд. № 314, время: 14.00-19.00)
Занятие №10 (Л, П, И)
* Тема раздела : Основы информатики и вычислительной техники
* Тема занятия: Системное и прикладное программное обеспечения персональных компьютеров
* Цель занятия: Ознакомиться с программным обеспечением для ПК и его классификацией. Знать назначение и функциональные возможности современного системного и прикладного программного обеспечения.
* Теоретические вопросы:
1. Структура программного обеспечения ПК: операционные, сервисные, инструментальные системы, коммуникационные системы и системы технического обслуживания ПК, прикладные системы.
2. Операционные системы для ПК, их назначение. Стандарты ОС для ПК (СР/М, MS DOS, OS/2, Unix). Особенности и основные характеристики современных графических операционных сред Windows 9х и Windows 2000.
3. Назначение, классификация и основные характеристики современного сервисного ПО (интерфейсных систем, оболочек ОС, утилит).
4. Назначение и классификация инструментальных систем в составе ПО ПК. Языки программирования и их характеристики.
5. Назначение и краткая характеристика систем технического обслуживания ПК.
6. Прикладное программное обеспечение и его назначение:
· Системы управления базами данных.
· Электронные таблицы.
· Текстовые редакторы.
· Интегрированные системы.
· Издательские системы.
· Экспертные системы.
· Электронные словари и системы компьютерного перевода.
· Системы оптического распознавания текста.
· Математические пакеты.
· Средства работы с графикой.
· Практически выполнить:
Лабораторная работа: Введение в технологию обработки информации в середе Microsoft Excel .
Цель работы: Ознакомиться с основными понятиями пользовательского интерфейса в среде Microsoft Excel for Windows. Получить практический навык по обработке информации в среде электронных таблиц..
Литература
1. Конспект лекций.
2. Методическая разработка кафедры.
3. Э л ектронная верс ия лекции «Программное обеспечение персональных компьютеров» (ауд. № 314, время: 14.00-19.00)
Занятие №11 (Л, П, И)
* Тема раздела : Основы информатики и вычислительной техники
* Тема занятия : Компьютерные сетевые технологии и их примение
* Цель занятия: Знать преимущества сетевой организации компьютерных сетей, получить представление о наиболее распространенных сетевых топологиях и сетевых конфигурациях. Получить представление о принципах функционирования сети Internet и e - mail .
* Теоретические вопросы:
1. Преимущества сетевой организации компьютерных систем. Виды компьютерных сетей.
2. Основные топологии и конфигурации компьютерных сетей.
3. Аппаратная и программная организация компьютерных сетей (средства коммуникации, сетевые адаптеры, коннекторы, хабы, сетевые программные средства).
4. Глобальная компьютерная сеть Internet. Технология поиска информации в WWW.
5. Электронная почта (e-mail).
· Практически выполнить:
Лабораторная работа: Введение в Internet -технологии
Цель работы: Ознакомиться с основами технологии поиска информации в сетях Internet, получить представление о телеконференциях, электронной почте и организации беседы по компьютерной сети (chat).
Литература
1. Конспект лекций.
2. Методическая разработка кафедры.
3. Э л ектронная верс ия лекции «Компьютерные сетевые технологии» (ауд. № 314, время: 14.00-19.00)
Занятие №12 (Л, П, И)
· Тема раздела : Механические колебательные и волновые процессы. Акустика.
· Тема занятия : Механические колебания и волны
Цель занятия : Ознакомиться с колебательными и волновыми процессами и их физическими характеристиками. Знать эффект Доплера и его применение в медицине.
Теоретические вопросы:
1. Механические колебания: гармонические, затухающие.
2. Энергия гармонических колебаний.
3. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания
4. Разложение колебаний в гармонический спектр.
5. Механические волны, их виды и скорость распространения.
6. Уравнение волны. Энергетические характеристики волны.
7. Эффект Доплера и его применение для неинвазивного измерения скорости кровотока
· Практически выполнить:
Демонстрационная работа: «Принцип действия доплеровского индикатора скорости кровотока»
Цель работы: Получить представление о принципе действия доплеровского индикатора скорости кровотока, основанного на явлении эффекта Доплера.
Литература
1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996.
2. Конспект лекций
3. Методическая разработка кафедры.
· Самостоятельно решить задачи
№№ 2.37, 2.43, 2.51, 2.66
Ремизов А.Н. Сборник задач по мед. И биологической физике. – М.: Высшая школа, 1987.
Занятие №13 (Л, П, И)
· Тема раздела : Механические колебательные и волновые процессы. Акустика.
· Тема занятия : Акустика.
Цель занятия : Ознакомиться с физиологическими характеристиками звуковых ощущений, биофизическими механизмами звукового восприятия. Знать физические основы применения акустических методов в медицине.
Теоретические вопросы:
1. Акустика. Физические характеристики звука.
2. Характеристики слухового ощущения и их связь с физическими характеристиками звука. Закон Вебера-Фехнера. Уровни интенсивности, уровни громкости звука и единицы их измерения. Аудиометрия и фонокардиография.
3. Физические основы работы аппарата восприятия звука.
4. Поглощение и отражение звуковых волн, акустический импеданс. Реверберация.
5. Ультразвук. Природа ультразвука и его основные характеристики. Источники ультразвука.
6. Воздействие ультразвука на биосистемы. Хирургическое и терапевтическое применение ультразвука. Ультразвуковая диагностика.
7. Инфразвук, вибрации и их влияние на организм.
· Практически выполнить:
Лабораторная работа: «Снятие спектральной характеристики уха на пороге слышимости»
Цель работы: Снять нижнюю пороговую спектральную характеристику уха и определить диапазон частот, для которых ухо обладает максимальной чувствительностью к звуку.
Литература
1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996.
2. Горский Ф. К., Сакевич Н.М. Физический практикум. – М высшая школа, 1980
3. Конспект лекций
4. Методическая разработка кафедры.
· Самостоятельно решить задачи
№№ 2.88, 2.92, 2.94, 2.97
Ремизов А.Н. Сборник задач по мед. И биологической физике. – М.: Высшая школа, 1987.
Занятие №14 (Л, П, И)
· Тема раздела : Биореология. Физические основы гемодинамики
· Тема занятия : Физические основы гемодинамики и биореологии
Цель занятия : Ознакомиться с основными законами гидродинамики, реологии и их применением для изучения закономерностей течения крови по крупным и мелким кровеносным сосудам.
Теоретические вопросы:
1. Основные понятия гидродинамики. Условие неразрывности струи. Уравнение Бернулли.
2. Вязкость жидкости. Уравнение Ньютона. Единицы вязкости. Кровь как неньютоновская жидкость. Феномен Фареуса-Линдквиста. Факторы, влияющие на вязкость крови в живом организме.
3. Формула Пуазейля. Гидравлическое сопротивление. Распределение давления и скорости течения крови в сосудистой системе.
4. Ламинарное и турбулентное течения. Число Ройнольдса. Условия проявления турбулентности в системе кровообращения.
5. Методы измерения вязкости жидкостей, определение вязкости крови.
6. Пульсовая волна. Роль эластичности кровеносных сосудов в системе кровообращения.
7. Физические принципы определения давления и скорости движения крови.
8. Работа и мощность сердца, их количественные оценки.
· Практически выполнить:
Лабораторная работа: »Определение вязкости жидкости вискозиметрами Оствальда и ВК-4 и исследование зависимости вязкости раствора от концентрации».
Цель: Освоить методику определения вязкости жидкостей вискозиметрами Оствальда и ВК-4. Исследовать зависимость вязкостей растворов от концентрации.
Литература
1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996.
2. Конспект лекций
· Самостоятельно решить задачи
№№ 2.105; 2.117; 2.119; 2.129
Ремизов А.Н. Сборник задач по мед. И биологической физике. – М.: Высшая школа, 1987.
Занятие №15 (Л, П, И)
· Тема раздела : Биореология. Физические основы гемодинамики.
· Тема занятия : Молекулярные явления в жидкостях
· Цель занятия : Рассмотреть влияние поверхностного натяжения, явлений смачивоемости и капиллярности на протекание процессов жизнедеятельности в организме
Теоретические вопросы :
1. Особенности молекулярного строения жидкостей.
2. Поверхностное натяжение, единицы измерения коэффициента поверхностного натяжения.
3. Явления смачивания и несмачивания. Капиллярные явления. Давление Лапласа. Газовая эмболия.
4. Поверхностные явления в альвеолах. Сурфактант.
5. Методы измерения коэффициента поверхностного натяжения .
· Практически выполнить:
Лабораторная работа: «Определение поверхностного натяжения методом измерения максимального давления в пузырьке воздуха».
Цель: Освоить методику определение поверхностного натяжения жидкостей по методу Ребиндера, исследовать температурную зависимость поверхностного натяжения жидкостей.
· Литература
1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996.
2. Горский Ф. К., Сакевич Н.М. Физический практикум. – М высшая школа, 1980
3. Конспект лекций
4. Методическая разработка кафедры.
· Самостоятельно решить задачи
№№ 2.120; 2.121; 2.122; 2.123.
Ремизов А.Н. Сборник задач по мед. И биологической физике. – М.: Высшая школа, 1987.
Занятие №16 (Л, П, И)
· Тема раздела : Основы биомеханики
· Тема занятия : еханические свойства биологических тканей.
Цель занятия : Изучить основные механические свойства тканей. Знать их значение в реализации функций различных органов.
Теоретические вопросы:
1. Деформации и их виды. Закон Гука для упругих деформаций.
2. Механические свойства биотканей (мышечная и костная ткани, кровеносные сосуды).
3. Механические модели биообъектов.
4. Молекулярные основы упруго-эластических свойств биообъектов. Активное и пассивное напряжение мышц.
5. Сочленения и рычаги в опорно-двигательном аппарате человека.
6. Механическая работа человека. Эргометрия.
· Практически выполнить:
Лабораторная работа: «Определение модуля упругости кости по изгибу».
Цель: Осуществить проверку выполнения закона Гука для костной ткани. Определить численное значение модуля упругости кости.
· Литература
1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996.
2. Горский Ф. К., Сакевич Н.М. Физический практикум. – М высшая школа, 1980
3. Конспект лекций
4. Методическая разработка кафедры.
· Самостоятельно решить задачи
№№ №№ 2.125-2.128
Ремизов А.Н. Сборник задач по мед. И биологической физике. – М.: Высшая школа, 1987.
Занятие №17 (Л, П, И)
* Тема раздела : Термодинамика и энергетика биологических систем.
* Тема занятия : Биоэгнергетика. Первое начал, второе начала термодинамики и живые организмы.
* Цель занятия: Знать основные понятия и положения термодинамики, уметь интерпретировать их применительно к энергообмену в биологических системах.
Теоретические вопросы:
1. Термодинамика и предмет ее изучения. Биоэнергетика, биотермодинамика.
2. Основные понятия и исходные положения термодинамики.
3. Первое начало термодинамики и его применение к живым системам.
4. Энерготраты организма. Теплопродукция организма как следствие необратимости реальных процессов. Первичная и вторичная теплота организма.
5. Тепловой баланс организма. Способы теплообмена. Термометрия и калориметрия.
6. Второй закон термодинамики. Энтропия и её свойства.
7. Термодинамические потенциалы и их физический смысл.
8. Стационарное и равновесное состояния открытой термодинамической системы. Организм как открытая система. Теорема Пригожина.
· Практически выполнить:
Лабораторная работа: «расчет килородного обеспечения организма в зависимости от эффективности энергообмена»
Цель работы: на основе эмпирических формул произвести расчет некоторых энергетических параметров организма. По результатам вычислений построить график зависимости объема кислорода, потребляемого организмом, от энерготрат организма.
· Литература
1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996.
2. Конспект лекций
3. Губанов Н.И., Утепбергенов А.А. Медицинская биофизика. – М.: Высшая школа, 1978.
4. Методическая разработка кафедры.
· Самостоятельно решить задачи
№№ №№3.1, 3.4, 3.8, 3.17
Ремизов А.Н. Сборник задач по мед. И биологической физике. – М.: Высшая школа, 1987.
· Медико-психологический факультет
Занятие №1 (МПС)
* Тема раздела : Введение в медицинскую информатику
* Тема занятия: Введение в лабораторный практикум по информатике.
* Цель занятия: Ознакомить студентов с организацией проведения и задачами, стоящими перед ними во время выполнения лабораторных работ, а так же с правилами техники безопасности при работе с компьютерной техникой. Тестовая оценка знаний по математике и физике нового набора студентов для адаптации учебной программы к их уровню знаний.
* Теоретические вопросы:
4. Задачи, решаемые во время проведения лабораторных занятий по информатике.
5. Организация проведения занятий на кафедре.
6. Правила техники безопасности при работе с компьютерной техникой.
* Практически выполнить:
Практическая работа: Тест для оценки исходного уровня знаний физико-математического профиля.
Занятие №2 (МПС)
Тема раздела : Введение в медицинскую информатику
Тема занятия: Базовые понятия информатики.
* Цель занятия: Усвоить исходные (базовые) понятие информатики: информация, информационные процессы, информатика, информационные технологии, единицы измерения количества информации.
* Теоретические вопросы:
7. Информация. Роль информации в жизни человека и общества.
8. Содержание и формы представления информации.
9. Информационные процессы. Средства обработки информации.
10. Информатика. Единицы измерения информации.
11. Измерения объема информации в компьютерной технике.
12. Роль информации и информационных процессов в медицине и здравоохранении.
* Практически выполнить:
* Лабораторная работа: Основы пользовательского
интерфейса с IBM ПК .
Цель работы:
- усвоить порядок включения/выключения персонального компьютера и компьютерного периферийного оборудования;
- получить практический навык работы с клавиатурой в среде компьютерного клавиатурного тренажера “Соло на клавиатуре”
· Литература
1. Конспект лекций.
Занятие №3 (МПС)
Тема раздела : Основы пользовательского интерфейса в среде Windows
* Тема занятия: Элементы рабочего стола. Окно Windows . Операции с окнами.
* Цель занятия: Ознакомиться с основными понятиями ОС Windows: рабочий стол, фон рабочего стола, ярлык, папка, документ, окно и операциями над ними.
* Теоретические вопросы:
1. Рабочий стол Windows и его элементы.
2. Объекты Windows : папка, ярлык, документ. Операции с объектами Windows .
3. Окно Windows и его элементы. Операции с окнами.
* Практически выполнить:
· Лабораторная работа : «Элементы рабочего стола. Окно Windows . Операции с окнами.
· Цель: Получить практический навык работы с объектами Windows , окнами и элементами рабочего стола
·
· Литература
1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001
Занятие №4 (МПС)
Тема раздела : Основы пользовательского интерфейса в среде Windows
* Тема занятия: Меню Пуск и Справочная система. Стандартные Windows -приложения: Блокнот, WordPad , Paint , Калькулятор
* Цель занятия: Ознакомиться с меню Пуск и Справочной системой Windows. Получить практический навык работы со стандартными Windows-приложениями.
* Теоретические вопросы:
1. Назначение меню Пуск и его команды.
2. Панель управления и настройки ПК на ее основе.
3. Справочная система Windows .
4. Стандартные Windows -приложения: Блокнот, WordPad , Paint , Калькулятор.
* Практически выполнить:
· Лабораторная работа : «Меню Пуск и Справочная система Windows . Стандартные приложения Windows »
· Цель: Ознакомиться сменю команд Пуск и настройками ОС Windows на основе Панели управления. Получить практический навык работы со стандартными приложениями Windows .
· Литература
1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.
Занятие №5 (МПС)
Тема раздела : Основы пользовательского интерфейса в среде Windows
Тема занятия : Файловый менеджер Windows Explorer
* Цель занятия: Ознакомиться с назначением и функциональными возможностями файловых менеджеров. Получить практический навык работы с файловым менеджером Windows Explorer.
* Теоретические вопросы:
1. Назначение и функциональные возможности файловых менеджеров. Популярные файловые менеджеры (Norton Commander, Explorer, Far- менеджер , Windows Commander).
2. Окно файлового менеджера Windows Explorer. Панель команд, панель инструментов, рабочие панели.
3. Настройки Windows Explorera.
4. Управление объектами (дисками, папками и ярлыками) в среде Windows Explorera .
* Практически выполнить:
· Лабораторная работа : «Файловый менеджер Windows Explorer – основы практического применения»
· Цель: Ознакомиться с элементами и настройками окна Windows Explorer . Получить практический навык работы с объектами Windows в среде файлового менеджера Windows Explorer .
· Литература
1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.
2. Методические материалы к занятию.
Занятие №6 (МПС)
Тема раздела : Windows -приложения
* Тема занятия: Технология обработки информации в среде текстового редактора MS Word : основы практического применения
* Цель занятия: Ознакомиться с назначением и функциональными возможностями текстовых редакторов в целом и редактора Microsoft Word 2000 в частности. Изучить назначение элементов окна MS Word и панелей Стандартная, Форматирование. Получить практический навык работы по загрузке текстового редактора, созданию и сохранению документа Word.
* Теоретические вопросы:
1. Назначение текстовых редакторов.
2. Основные характеристики и функциональные возможности текстового редактора Microsoft Word .
3. Окно MS Word и его элементы.
4. Меню команд, панели Стандартная, Форматирование.
5. Создание, открытие и сохранение документа Word на ВЗУ.
* Практически выполнить:
· Лабораторная работа : Технология обработки информации в среде MS Word : ввод и редактирование информации
· Цель: Ознакомиться с назначением элементов окна MS Word. Получить практический навык по созданию, редактированию и сохранению документов в среде MS Word.
· Литература
- Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.
- Методические материалы к занятию.
Занятие №7 (МПС)
Тема раздела : Windows -приложения
* Тема занятия: Технология обработки информации в среде текстового редактора MS Word : форматирование документов
* Цель занятия: Ознакомиться с понятием форматирования документа
* Теоретические вопросы:
1. Понятие о форматировании документа.
2. Форматирование символов (тип шрифта, размер, очертание, цвет, выделение цветом, положение символа относительно других символов строке и т.д.).
3. Абзацы, междустрочные интервалы, выравнивание текста в пределах строки.
4. Работа с нумерованными и маркированными списками.
5. Создание буквицы в начале абзаца.
6. Вставка специальных символов и знаков.
7. Нумерация страниц и колонтитулы
8. Вставка разрывов документа
9. Создание таблиц.
10. Предварительный просмотр документа.
* Практически выполнить:
· Лабораторная работа : Технология обработки информации в среде MS Word : форматирование документов
· Цель: Ознакомиться с операцией форматирования документа MS Word. Получить практический навык по форматированию документов в среде MS Word.
· Литература
- Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.
- Методические материалы к занятию.
Занятие №8 (МПС)
Тема раздела : Windows -приложения
* Тема занятия: Технология обработки информации в среде текстового редактора MS Word : Работа с несколькими окнами. Набор формул. Создание надписей. Вставка таблиц, рисунков и других объектов
* Цель занятия: Ознакомиться с созданием и настройкой пользовательских панелей инструментов. Получить практический навык работы со встроенным редактором и формул и блоком WordArt. Научиться форматировать многоколоночный текст. Освоить технологию вставки в текстовый документ таблиц, рисунков, формул.
* Теоретические вопросы:
1. Понятие панели инструментов в MS Word . Стандартные панели.
2. Технология создания и редактирования пользовательской панели инструментов.
3. Встроенный редактор формул: основы создания и редактирования формул.
4. Блок создания надписей WordArt и его применение.
5. Технология вставки в документ рисунков из файла.
6. Вставка в документ колонтитулов, сносок, примечаний и другой справочной информации.
* Практически выполнить:
* Лабораторная работа : Технология обработки информации в среде MS Word : Работа с несколькими окнами. Набор формул. Создание надписей. Вставка таблиц, рисунков и других объектов
· Цель: Ознакомиться с технологией создания и настройкой пользовательских панелей инструментов. Получить практический навык набора формул и создания рисунков всреде MS Word. Освоить технологию создания текста сложной конфигурации инструментовпользова
· Литература
1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е, перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.
2. Методические материалы к занятию.
Занятие №9 (МПС)
* Тема раздела : Windows-приложения
* Тема занятия: Технология обработки информации в среде Microsoft Excel: Основы практического применения.
* Цель занятия: Ознакомиться с назначением и функциональными возможностями электронных таблиц. Познакомиться с назначением элементов окна. Получить практический навык по вводу числовой и текстовой информации в среде Microsoft Excel, использованию формул и построению графиков.
* Теоретические вопросы:
- Назначение и функциональные возможности электронных таблиц (табличных процессоров). Электронные таблицы Microsoft Excel.
- Элементы окна в среде Microsoft Excel.
- Понятие рабочей книги и листа. Организация листов в рабочей книге.
- Элементы структуры листа: ячейки, линии сетки, заголовки строк и столбцов.
- Порядок ввода числовой и текстовой информации в среде Excel .
- Операции с ячейками рабочей книги (выделение, копирование, перемещение, форматирование)
* Практически выполнить:
· Лабораторная работа : Введение в обработку информации в среде Microsoft Excel: создание таблицы, редактирование и форматирование таблицы, операции с ячейками и рабочими листами.
· Цель работы: Ознакомиться с основными понятиями пользовательского интерфейса в среде Microsoft Excel for Windows. Получить практический навык по вводу и редактированию числовой и текстовой информации, научиться манипулировать ячейками и рабочими листами в среде Microsoft Exсel.
· Литература
1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е, перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.
2. Методические материалы к занятию.
Занятие №10 (МПС)
* Тема раздела : Windows-приложения
* Тема занятия: Технология обработки информации в среде Microsoft Excel: численные и статистические расчеты, построение графиков и диаграмм.
* Цель занятия: Ознакомиться с возможностями электронных таблиц по созданию графиков и диаграмм, а так же по численным и статистическим расчетам. Получить практический навык организации и проведения численных расчетов с помощью встроенных и конструируемых пользователем формул в среде Microsoft Excel. Уметь применять формулы для базового статистического анализа и создания объектов презентационной графики.
* Теоретические вопросы:
1. Понятие формулы в среде MS Excel . Ввод и редактирование формул, конструируемых пользователем.
2. Адреса ячеек: абсолютные и относительные ссылки.
3. Встроенные стандартные функции Excel . Понятие Мастера функций. Последовательность действий при расчетах с помощью встроенных функции.
4. Базовый статистический анализ в среде MS Excel .
5. Диаграммы и графики в среде MS Excel . Мастер диаграмм. Создание объектов презентационной графики.
* Практически выполнить:
· Лабораторная работа : Введение в обработку информации в среде Microsoft Excel: Численные и статистические расчеты. Построение графиков и диаграмм.
· Цель работы: Ознакомиться с последовательностью действий по вводу и редактированию встроенных и пользовательских формул. Получить практический навык численных и статистических расчетов, научиться создавать и редактировать объекты презентационной графики в среде Microsoft Excel
· Литература
1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е, перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.
2. Методические материалы к занятию.
Занятие №11 (МПС)
* Тема раздела : Windows-приложения
* Тема занятия: Технология обработки информации в среде Microsoft Excel: работа с базами данных.
* Цель занятия: Ознакомиться с возможностью создания базы данных в среде Microsoft Excel. Получить практический навык по обработке информации в списках в среде Microsoft Excel, применению логических функций.
Теоретические вопросы:
- Создание списка (базы данных в виде таблицы, разделенной на столбцы-поля и строки-записи).
- Форматирование ячеек.
- Использование стандартных функций из категорий Логические и Статистические.
- Сортировка данных.
- Использование автофильтра для поиска записей.
- Использование расширенного фильтра.
- Использование команды Итоги для организации списков.
- Создание сводных таблиц.
- Создание диаграмм с использованием данных сводной таблицы.
* Практически выполнить:
· Лабораторная работа: Технология обработки информации в среде Microsoft Excel: обработка информации в списках.
· Цель работы: Научиться создавать базу данных Microsoft Excel, форматировать данные, ознакомиться с возможностями Microsoft Excel сортировать, фильтровать списки, создавать сводные таблицы и строить диаграммы.
· Литература
- Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е, перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.
- Методические материалы к занятию.
Занятие №12 (МПС)
Тема раздела : Windows -приложения
* Тема занятия: Основы архивации данных. Компьютерные вирусы и антивирусные средства.
* Цель занятия: Ознакомиться с назначением и функциональными возможностями утилит архивации данных и компьютерных средств противовирусной обороны. Получить практический навык работы по архивации данных в среде архиватора WinRar, с популярным антивирусным пакетом Касперского AVP.
* Теоретические вопросы:
1. Задачи, решаемые при архивации данных.
2. Общие принципы работы архиваторов. Основные параметры оценки архиваторов.
3. Функциональные характеристики архиватора WinRar . Виды архивов, поддерживаемых WinRar `ом.
4. Понятие о компьютерных вирусах. Виды компьютерных вирусов.
5. Средства противовирусной обороны.
* Практически выполнить:
· Лабораторная работа : Основы архивации данных в среде архиватора WinRar , Основы практического применения антивирусного пакета AVP
· Цель: Ознакомиться с пакетами WinRar (архиватор) и AVP (антивирусный пакет Касперского). Получить практический навык работы по архивации/разархивации данных, обнаружению и обезвреживанию компьютерных вирусов.
· Литература
1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.
2. Конспект лекций
3. Методические материалы к занятию.
Занятие №13 (МПС)
Тема раздела : Основы медицинской информатики
Тема занятия: Эволюция средств вычислительной техники. Структурная организация персональных компьютеров (ПК).
* Цель занятия: Ознакомиться с историей создания и развития средств вычислительной техники вообще и ПК в частности. Знать физическую и логическую структуру современных ПК, основные устройства ПК, их характеристики и их стандарты.
* Теоретические вопросы:
1. Эволюция средств ВТ. Типы ЭВМ.
2. Поколения ЭВМ. И их характеристики.
3. История создания и развития ПК. Виды ПК.
4. Перспективы и тенденции в развитии ПК.
5. Физическая структура ПК
6. Логическая структура ПК (классическая и современная).
7. Основные устройства ПК и их характеристики:
a. Микропроцессор;
b. Локальные шины и их стандарты;
c. Средства расширения ( SCSI и IDE -интерфейсы);
d. Современные внешние интерфейсы ( USB , Firewire );
e. ОЗУ и ПЗУ;
8. Устройства ввода информации и их характеристики:
a. Клавиатура;
b. Манипуляторы (мышь, дожойстик, трекбол, тачпад);
c. Сканеры;
9. Устройства вывода информации и их характиристики:
a. Дисплеи и дисплейные адаптеры;
b. Печатающие устройства;
c. Звуковые карты (аудиоадаптеры)
d. Цифровые фото- и видеокамеры.
* Практически выполнить:
Компьютерный тест по теме «Эволюция средств вычислительной техники. Структурная организация Персональных компьютеров (ПК)».
· Литература
1. Конспект лекций.
Занятие №14 (МПС)
Тема раздела : Основы медицинской информатики
* Тема занятия: Системное и прикладное программное обеспечения персональных компьютеров
* Цель занятия: Ознакомиться с программным обеспечением для ПК и его классификацией. Знать назначение и функциональные возможности современного системного и прикладного программного обеспечения.
* Теоретические вопросы:
6. Структура программного обеспечения ПК: операционные, сервисные, инструментальные системы, коммуникационные системы и системы технического обслуживания ПК, прикладные системы.
7. Операционные системы для ПК, их назначение. Стандарты ОС для ПК (СР/М, MS DOS, OS/2, Unix). Особенности и основные характеристики современных графических операционных сред Windows 9х и Windows 2000.
8. Назначение, классификация и основные характеристики современного сервисного ПО (интерфейсных систем, оболочек ОС, утилит).
9. Назначение и классификация инструментальных систем в составе ПО ПК. Языки программирования и их характеристики.
10. Назначение и краткая характеристика систем технического обслуживания ПК.
11. Прикладное программное обеспечение и его назначение:
· Системы управления базами данных.
· Электронные таблицы.
· Текстовые редакторы.
· Интегрированные системы.
· Издательские системы.
· Экспертные системы.
· Электронные словари и системы компьютерного перевода.
· Системы оптического распознавания текста.
· Математические пакеты.
· Средства работы с графикой.
* Практически выполнить:
Компьютерный тест по теме « Системное и прикладное программное обеспечения персональных компьютеров».
· Литература
1. Конспект лекций
Занятие №15 (МПС)
Тема раздела : Основы медицинской информатики
* Тема занятия: Основы файловой организации данных
* Цель занятия: Ознакомиться физическим устройством и принципами функционирования накопителей на магнитных дисках. Знать основы файловой организации данных на ПК.
* Теоретические вопросы:
1) Внешние запоминающие устройства и их характеристики (НГМД, НМД, НОД, DVD -диски, НМЛ).
2) Физическое устройство накопителей на магнитных дисках (НМД).
3) Интерфейсы, поддерживаемые современными НМД.
4) Логическая структура жесткого магнитного диска для хранения информации.
5) Основные понятия файловой системы (ФС):
a) Основные стандарты современных ФС;
b) Файл: имя, тип и атрибуты;
c) стандартные типы файлов;
d) групповые имена (шаблоны) файлов;
e) Каталог;
6) Объекты Windows : документ, папка, ярлык.
* Практически выполнить:
Компьютерный тест по теме «Основы файловой организации данных».
· Литература
1. Конспект лекций.
Занятие №16 (МПС)
* Тема раздела : Компьютерные сетевые технологии и их применение
* Тема занятия: Локальные и глобальные компьютерные сети.
* Цель занятия: Знать преимущества сетевой организации компьютерных сетей, получить представление о наиболее распространенных сетевых топологиях и сетевых конфигурациях, о сетевом программном обеспечении.
* Теоретические вопросы:
6. Преимущества сетевой организации компьютерных систем. Виды компьютерных сетей.
7. Основные топологии и конфигурации компьютерных сетей.
8. Базовые методы передачи информации в компьтерных сетях (сетевые протоколы).
9. Сетевые устройства и средства коммуникаций.
10. Сетевые программные средства (сетевые ОС, почтовые клиенты, сетевые пейджеры).
* Практически выполнить:
Лабораторная работа: Основы технологии обмена электронными сообщениями в среде почтового клиента MS Outlook Express.
Цель работы: Ознакомиться с основами технологии получения, просмотра и отправки почтовых сообщений с помощью популярного почтового клиента MS Outlook Express.
Литература
4. Конспект лекций.
5. Методическая разработка кафедры.
6. Э л ектронная верс ия лекции «Компьютерные сетевые технологии» (ауд. № 314, время: 14.00-19.00)
Занятие №17 (МПС)
* Тема раздела : Компьютерные сетевые технологии
* Тема занятия: Основы Internet-технологий
* Цель занятия: Ознакомиться с историей создания и развития всемирной компьютерной сети Internet. Знать уровни представления и протоколы Internet’a. Иметь представление об основных и вторичных службах Internet’a (WWW, DNS, e-mail, Web-mail, FTP)
* Теоретические вопросы:
1. История создания и развития всемирной компьютерной сети Internet .
2. Уровни представления Internet’a .
3. Транспортные и прикладные протоколы Internet ’ a .
4. Основные и вторичные службы Internet ’ a ( WWW , DNS , e - mail , FTP , Web - mail ).
* Практически выполнить:
· Лабораторная работа : Введение в Internet-технологии
Цель работы: Ознакомиться с основами технологии поиска и просмотра информации в сетях Internet, получить представление о телеконференциях, электронной почте и организации беседы по компьютерной сети (chat).
· Литература
1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е, перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.
2. Э л ектронная верс ия лекции « Internet : история, архитектура, протоколы и службы» (ауд. № 314, время: 14.00-19.00)
3. Методические материалы к занятию.
Занятие №18 (МПС)
Тема раздела : ОС Windows и Windows -приложения
* Тема занятия: Итоговое занятие по разделам «Основы пользовательского интерфейса ОС Windows . Стандартные Windows -приложения. Компьтерные сетевые технологии»
* Цель занятия : Обобщение знаний и проверка уровня практических навыков и умений по: 1) Основам пользовательского интерфейса ОС Windows; 2) Стандартным Windows-приложениям; 3) Компьютерным сетевым технологиям.
* Перечень практических навыков и умений,
включенных в задания контрольной работы (см. на доске объявлений кафедры)
* Практически выполнить:
* Контрольная работа : «Основы пользовательского интерфейса ОС Windows и стандартные Windows -приложения»
* Компьютерный тест.
· Литература
- Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е, перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.
- Конспект лекций.
- Э л ектронные верс ии лекций по «Информатике» (ауд. № 314, время: 14.00-19.00).