Методические рекомендации для преподавателя Дисциплина «История экономики» Специальности экономического направления

СОДЕРЖАНИЕ: Методические рекомендации для преподавателя рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Экономическая теория»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОЬРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Кафедра «Экономическая теория»

Утверждаю:

Проректор по учебной

работе, д.э.н., профессор

__________ Новикова Н.Г.

«___» ___________ 2008 г.

Методические рекомендации

для преподавателя

Дисциплина «История экономики»__________________

Специальности экономического направления

Москва 2008 г.

Методические рекомендации для преподавателя составлены на основании рабочей программы по дисциплине «История экономики».

Методические рекомендации для преподавателя рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Экономическая теория».

Протокол № __ «__» _________ 2008 г.

Заведующий кафедрой

Экономическая теория д.э.н., доц. Леонова В.П.

Методические рекомендации для преподавателя одобрены Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол № ___ «___» ______________ 200_ г.

Методические рекомендации разработал:

Преподаватель кафедры

«Экономическая теория» ст. преп. Утчева И.А.

Согласовано:

Зам. проректора-начальник

Учебно-методического управления к.э.н., доц. Дуборкина И.А.

Начальник

Методического отдела Рыженок Н.В.

Введение

Изучение истории экономики в современных условиях перехода в рыночной экономике является особенно актуальным, т.к. без знания последствий экономических реформ, проводимых в развитых странах на различных этапах исторического развития, обобщения и изучения их опыта, осуществление эффективного научно обоснованного реформирования экономики России практически невозможно.

Целью изучения дисциплины является овладение студентами знаниями реформирования зарубежной и российской экономики в историческом аспекте.

В процессе изучения этого курса у студентов формируется система знаний о предмете истории экономики, о проблемах ее периодизации, об основных чертах развития стран на различных исторических этапах, об особенностях реформирования экономики России.

Данные методические рекомендации позволят преподавателям при подготовке к лекционным занятиям правильно выстроить план своих лекций, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции.

Содержание дисциплины

№ п/п

Наименование тем

Дневная форма

полный курс

Л

С

1

2

3

4

Раздел I

1

Предмет и задачи курса. Периодизация истории экономики

2

1

2

Становление первых цивилизаций. Восточный и античный варианты экономического развития

2

2

3

Варианты развития феодальной экономики

4

2

Раздел II. Индустриальная экономика

4

«Великий переход» – эпоха первоначального накопления капитала

4

2

5

Становление индустриальной экономической системы. Варианты развития промышленного капитализма

4

2

6

Эволюция промышленного капитализма в конце XIX-начале XX в. Монополизация экономики

4

2

7

Установление системы макроэкономического регулирования в зарубежных странах

4

2

8

Становление экономической системы государственного социализма в СССР

4

2

Раздел III. Постиндустриальная экономика

9

Основные тенденции развития мирового хозяйства после второй мировой войны и варианты его трансформации

4

2

10

Попытки трансформации советской экономической системы. Экономика переходного периода в России

4

2

Итого

34

17

Тема 1. Предмет и задачи курса. Периодизация истории экономики

I. Содержание темы

Предмет, метод и задачи курса истории экономики. Различные подходы к определению предмета и периодизации истории экономики. Взаимодополняемость цивилизованного и формационного подходов. Место истории экономики в системе экономических наук.

II. Вопросы темы:

1. Возникновение и развитие истории экономики и ее связь с другими дисциплинами.

2. Предмет, метод и задачи истории экономики.

3. Различные подходы к определению предмета и периодизации истории экономики.

III . Вопросы семинарского занятия:

1.Возникновение и развитие истории экономики и ее связь с другими дисциплинами.

2.Предмет, метод и задачи истории экономики.

3. Проблемы периодизации истории экономики.

IV . Вопросы для контроля знаний студентов:

1. Что изучает история экономики?

2. Сформулируйте суть формационного и цивилизованного подходов к периодизации истории экономики.

3. Каково значение истории экономики для подготовки современных специалистов?

V. Студент должен уметь пользоваться следующими понятиями и определениями:

Предмет истории экономики, периодизация курса, формационный подход, цивилизованный подход, доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

VI. Рекомендуемая литература:

1. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. «История экономики» Учебное пособие: - М: Инфра – М, 2006.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. Учебник. – М.: Академический проект, 2005.

3. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. История экономики. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2002.

4. Полетаева Н.И., Голубович В.И. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервиз; Экоперспектива, 2002.

VII. Методические рекомендации:

При разработке данного раздела следует подчеркнуть процесс развития человеческого общества под давлением экономических факторов.

Проведение той или иной политики диктовалось в исторически значимых периодах объективными условиями существования и развития общества. Динамика изменений экономических условий существования общества и закономерности этих изменений и предопределила возникновение такой науки как «История экономики» (она же «Экономическая история», «История народного хозяйства»).

Также при разработке данной темы необходимо обратить внимание на возникновение и развитие истории экономики, на различные подходы к определению предмета и периодизации истории экономики.

Вопрос о периодизации истории экономики является одним из наиболее сложных. Здесь существует два основных подхода: формационный и цивилизованный (некоторые ученые говорят о линейном и циклических подходах).

Следует уделить особое внимание взаимодополняемости цивилизованного и формационного подходов периодизации истории экономики.

История экономики связана со многими общественными науками и является неотъемлемой частью подготовки не только экономистов, но и юристов, политологов, социологов.

Тема 2. Становление первых цивилизаций. Восточный и античный варианты экономического развития

I. Содержание темы

Становление цивилизации как воспроизводящего хозяйства. Имперский тип воспроизводства: иерархия власти и собственности на Ближнем Востоке, в Индии, Китае. Азиатский способ производства. «Восточная стагнация».

Средиземноморский регион: новые центры цивилизации. Античные государства: геополитические факторы и стратегия. Античный опыт имперской глобализации экономики. Расцвет римской рабовладельческой экономики. Рыночная инфраструктура. Кризис рабовладельческого строя.

II. Вопросы темы:

1. Становление цивилизации как воспроизводящего хозяйства.

2. Имперский тип воспроизводства: иерархия власти и собственности на Ближнем Востоке и Среднем Востоке, в Индии, Китае.

3. Расцвет римской рабовладельческой экономики.

4. Кризис рабовладельческого строя.

III . Вопросы семинарского занятия:

1. Периоды развития первобытного строя.

2. Хозяйственная деятельность в условиях первобытной общины.

3. Причины разрушения первобытнообщинного строя.

4. Экономическое развитие стран Древнего Востока.

5. Экономическое развитие античных государств.

6. Кризис рабовладельческой системы.

IV . Вопросы для контроля знаний студентов:

1. Каковы основные признаки первобытнообщинного строя.

2. Какие изменения произошли в эпоху неолита?

3. Каковы условия перехода от родовой к соседской, семейной общине?

4. Каковы причины появления первых государств на Востоке?

5. Что такое ирригационное земледелие?

6. Какие виды собственности характерны для государств Востока?

7. Назовите основные отличительные черты восточной модели хозяйственного развития.

8. Какие основные варианты экономических моделей характерны для древней Греции?

9. Что такое эргастерия?

10. Что такое вилла и латифундия?

11. Каковы особенности развития ремесла и торговли в древнем Риме?

12. Каковы причины кризиса античной модели хозяйственного развития?

V. Студент должен уметь пользоваться следующими понятиями и определениями:

Палеолит, мезолит, неолит, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, «неолитическая революция», родовая община, земледельческая община, соседская община, ирригационные системы, колонии, античные полисы, долговое рабство, классическое рабство, эргастерии, латифундии, виллы, пекулий, колонат, ростовщический капитал, торговый капитал.

VI. Рекомендуемая литература:

1. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. «История экономики» Учебное пособие: - М: Инфра – М, 2006.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. Учебник. – М.: Академический проект, 2005.

3. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. История экономики. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2002.

4. Полетаева Н.И., Голубович В.И. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервиз; Экоперспектива, 2002.

5. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

VII. Методические рекомендации:

При разработке данного раздела следует особое место уделить становлению различных цивилизаций как воспроизводящего хозяйства.

Далее необходимо рассмотреть особенности экономического развития государств Древнего Востока и античных рабовладельческих государств.

В заключительной части лекции следует проанализировать причины кризиса античной модели хозяйственного развития и возникновения протофеодальных отношений.

Тема 3. Варианты развития феодальной экономики

I. Содержание темы

Общее и особенное в развитии западноевропейских стран в эпоху феодализма. Экономическое развитие Франкского государства. Сельское хозяйство Западной Европы. Городская экономика. Уровень общественного разделения труда. Цеховой строй. Развитие товарно-денежных отношений и зарождение капиталистического хозяйства.

Зарождение феодальных отношений на Руси. Периодизация феодализма. Киевская Русь. Экономика удельных княжеств. Закрепощение населения. Становление государственного хозяйства. Предпосылки перехода от азиатского способа производства к феодализму. Утверждение крупных феодальных владений (княжеств) в Японии.

II. Вопросы темы:

1. Генезис феодализма в Западной Европе.

2. Экономика стран Западной Европы в эпоху феодализма.

3. Особенности экономического развития западноевропейских городов в феодальную эпоху.

5. Становление феодальных отношений на Руси.

6. Развитие ремесленного производства и промышленности на Руси в период феодализма.

III . Вопросы семинарского занятия:

1. Генезис феодализма в Западной Европе.

2. Экономика стран Западной Европе в XI- XV вв.

3. Экономическая роль городов. Цеховая организация ремесла.

4. Становление феодальных отношений на Руси.

5. Особенности феодального хозяйства в период формирования централизованного государства. Закрепощение крестьян.

6. Развитие ремесленного производства и промышленности.

IV . Вопросы для контроля знаний студентов:

1. Перечислите основные черты и этапы развития феодальной экономики в Западной Европе. Что такое аллод, бенефиций, феод?

2. Как происходил процесс коммутации ренты? Какое влияние оказал этот процесс на экономику Франции, Англии, Германии?

3. Как происходил процесс становления городов в Западной Европе?

4. Назовите причины и последствия коммунальных революций.

5. В чем заключалось сущность цеховой системы организации ремесел в средневековой Европе?

6. Как происходило зарождение и развитие торговли и денежного обращения в Западной Европе?

7. Каковы основные формы феодального землевладения в России?

8. Каковы основные условия и причины объединения русских земель?

9. Кто такие «служилые дворяне»? На каких принципах строилась их служба?

10. Как происходил процесс закрепощения крестьян? Объясните смысл понятий: «заповедные лета», «урочные лета».

V. Студент должен уметь пользоваться следующими понятиями и определениями:

Феодалы, бенефиций, феод, рыцари, натуральное хозяйство, рента, феодальная раздробленность, барщина, крепостное право, коммутация, цех, регламентация производства, города – коммуны, корпорация, купеческие гильдии, менялы – банкиры, вотчина, поместье, «полюдье», смерды, холопы, бояре, «кормление», артели, подряды, посад, служилые дворяне, «заповедные годы», «черные земли», «второе издание крепостничества».

VI. Рекомендуемая литература:

1. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. «История экономики» Учебное пособие: - М: Инфра – М, 2006.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. Учебник. – М.: Академический проект, 2005.

3. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. Учебник. – М.: Палеотип; Логос, 2005. – 208 с.

4. Полетаева Н.И., Голубович В.И. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервиз; Экоперспектива, 2002.

5. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

6. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2005.

VII. Методические рекомендации:

Чтение лекции следует начинать с рассмотрения периодизации западноевропейского феодализма. Особое внимание стоит уделить особенностям зарождения и развития феодализма.

По мере развития производительных сил главным направлением развития феодализма в сельском хозяйстве в Западной Европе стал рост товарного производства. Главным здесь является процесс постепенной ликвидации натуральных форм феодальной ренты, перевод их на деньги. Этот процесс – коммутация. Рассматривая данный вопрос, определите значение этого процесса для стран Западной Европы.

В разложении Западноевропейского феодализма не последнюю роль сыграли города. С самого своего основания города противостояли феодалам: именно из городских бюргеров, из третьего сословия вырастала буржуазия, которая пришла на смену феодалам. Рассматривая данный вопрос, определите значение цеховой организации ремесла: Западноевропейский феодализм – это вариант классического феодализма.

Далее следует акцентировать внимание студентов на особенностях возникновения и развития феодализма в России. До нашествия монголов развитие Киевской Руси шло по тому же пути, что и другие европейские государства, а ее экономика и культура находились на высоком уровне. К концу монгольского ига она намного отставала от европейских стран. Вследствие монгольского нашествия Русь не просто отстала в своем развитии, но и пошла по другому пути: в ее экономику включены многие элементы азиатского способа производства.

Рассмотрите, как развивалась экономика Росси сначала в период феодальной раздробленности (конец XII – первая половина XV века), а затем в период формирования централизованного Русского государства (вторая половина XV – XVII века).

Российское дворянство образовалось из военного сословия. Но дворяне не были собственниками земли, земля была в собственности государства и использовалась им для содержания армии. Дворянство находилось на службе государства, и государство держало дворян в экономическом подчинении посредством раздачи поместий.

В России не было цехов и купеческих гильдий, а во главе городов стояли администраторы, назначенные царем из числа знатных бояр.

Основной чертой привнесенного игом азиатского способа производства явилось то, что крупное производство в России первоначально было государственным.

Тема 4. «Великий переход» – эпоха первоначального накопления капитала.

I. Содержание темы

Первоначальное накопление капитала (ПНК). Социально-экономическая сущность. Методы, источники, периодизация. Рыночная перестройка хозяйства. Сдвиги в приоритетах хозяйственной деятельности. Расширение государственных прерогатив в экономике, меркантилизм.

Западная Европа. Великие географические открытия. Цивилизация христианского Запада: Возрождение, Реформация и «дух капитализма». Формирование мирового рынка, колониальная экспансия, борьба за лидерство. Экономическое первенство Голландии в XVI в., причины его утраты. Форсированный характер ПНК в условиях французского абсолютизма и феодальной реакции в Германии.

Россия. Процессы ПНК и усиление феодально-государственного режима. Возрастание роли геополитических факторов, милитаризации хозяйства в период империи. Противоречивость экономических реформ Петра I: «великие» прорывы и провалы. Япония. Специфика процессов ПНК в условиях самоизоляции, консервации феодального режима.

II. Вопросы темы:

1. Эпоха Великих географических открытий и ее экономические последствия.

2. Особенности генезиса капиталистического хозяйства в странах Западной Европы (Англия, Нидерланды, Франция)

3. Особенности экономического развития России в XVII – XVIII вв.

4. Сущность и противоречивость экономических реформ Петра I: «великие» прорывы и провалы.

5. Особенности экономического развития России в первой половине XIX в. Реформы Александра II: их причины и следствия.

6. Отмена крепостного права. Аграрная реформа 1862 года.

III . Вопросы семинарского занятия:

1. Эпоха Великих географических открытий и ее экономические последствия.

2. Первоначальное накопление капитала. Особенности становления капиталистического способа производства в Англии.

3. ПНК в Голландии. Экономическое первенство Голландии в XVI в. и причины его утраты.

4. Модификация процессов ПНК в условиях французского абсолютизма.

5.Особенности экономического развития России в XVII – XVIII вв.

6.Сущность и противоречивость экономических реформ Петра I: «великие» прорывы и провалы.

7. Особенности экономического развития России в первой половине XIX в. Реформы Александра II: их причины и следствия.

8. Отмена крепостного права. Аграрная реформа 1861г.

IV . Вопросы для контроля знаний студентов:

1. Каковы основные факторы, способствующие ВГО?

2. Что такое «революция цен»? Каковы были ее экономические последствия?

3. Что такое «огораживание»? Какую роль сыграл этот процесс в зарождении и развитии капиталистического производства в Англии?

4. Каковы причины экономического господства Голландии в XVI в.?

5. В чем проявлялись особенности ПНК во Франции?

6.Как развивалось промышленное производство в XVII – XVIII вв.? Что такое «мануфактура»?

7. Чем казенная мануфактура отличалась от купеческой?

8. Что вы знаете о формах государственного вмешательства в экономику России в начале XVIII в.?

9. Что такое «подушная подать»? Что такое «ревизии»?

10. Как экономическая политика Петра I повлияла на формирование капиталистического хозяйства в России?

11. Когда были подписаны «Манифеста об освобождении крестьян» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» и кем?

12. Как проходил выкуп крестьянских наделов?

13. Удалось ли реформе 1861 года до конца ликвидировать феодальные отношения в России?

V. Студент должен уметь пользоваться следующими понятиями и определениями:

Великие географические открытия (ВГО), меркантилизм, первоначальное накопление капитала (ПНК), «огораживание», централизованная мануфактура, рассеянная мануфактура, разделение труда, акционерные компании, «навигационный акт», биржа, казенная мануфактура, посессионная мануфактура, «подушная подать», «ревизия», промыслы, «выкупная сумма», командная экономика.

VI. Рекомендуемая литература:

1. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. «История экономики» Учебное пособие: - М: Инфра – М, 2006.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. Учебник. – М.: Академический проект, 2005.

3. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. Учебник. – М.: Палеотип; Логос, 2005. – 208 с.

4. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. История экономики. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2002.

5. Полетаева Н.И., Голубович В.И. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервиз; Экоперспектива, 2002.

6. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

7. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2005.

VII. Методические рекомендации:

При разработке данной темы следует особое внимание роли Великих географических открытий (ВГО) в переходе мирового хозяйства от феодального к капиталистическому способу производства. Эпоху ВГО иногда еще называют эпохой первоначального накопления капитала (ПНК).

Рассматривая этот вопрос акцентируйте внимание студентов на то, как эти два процесса повлияли на развитие капиталистического производства в странах Западной Европы.

Далее рассмотрите особенности процесса ПНК в России. В XVII в. в России, в значительной степени усилиями государства, рождается симбиоз феодальных и капиталистических отношений в экономике. Это обеспечило дальнейший рост феодально-крепостнического хозяйства, усилило государство, повысило международный престиж. Однако противоречия между развивающимся капиталистическим производством и феодальными отношениями привели к кризису феодально-крепостнической системы.

Именно крепостное право стало инструментом, который позволил приспособить капиталистическую мануфактуру феодальному строю. Крепостная мануфактура была «вторым изданием крепостничества», крупным товарным производством с использованием крепостного труда.

Уникальной особенностью России было то, что в результате петровских реформ основную часть мануфактур составляли казенные и посессионные, принадлежащие государству. Основная часть продукции поступала в казну, а цены на нее устанавливались государственными указами.

Мануфактура еще могла быть крепостной, но крепостная фабрика была невозможна. Применение машин несовместимо с крепостным трудом.

Прогресс в сельском хозяйстве выражался в капиталистических, по существу, явлениях. Но их развитие тормозила государственная феодально-крепостническая система, поэтому прогрессивные явления получали уродливую форму. Крепостничество затормозило в России промышленный переворот. Рассмотрите возможность и значимость аграрной реформы в 1861 г. Удалось ли данной реформе до конца ликвидировать феодальные отношения в России.

Тема 5. Становление индустриальной экономической системы

I. Содержание темы

Социально-экономическая сущность индустриальной системы, этапы эволюции. Промышленная революция: технический, организационный, социальные аспекты. Предпосылки и основные этапы промышленной революции в странах Западной Европы. Становление экономики индустриального типа в США. Промышленный переворот в США. Развитие промышленности и транспорта в России до 1860 года. Начало промышленного переворота. Особенности пореформенного периода промышленности переворота в России: эффект массового железнодорожного строительства. Начало финансовых банковских реформ.

II. Вопросы темы:

1. Социально-экономическая сущность индустриальной системы: движущие силы и институты индустриализации в континентальной Европе и США.

2. Особенности промышленного переворота по странам Западной Европы (Англия, Франция, Германия).

3. Особенности промышленного переворота в США.

4. Развитие промышленности и транспорта в России до 1860 года. Начало промышленного переворота.

5. Особенности пореформенного периода промышленного в России. Форсирование железнодорожного строительства.

III . Вопросы семинарского занятия:

1. Промышленный переворот как социально- экономическое явление.

2. Промышленный переворот в Англии и его социально- экономические последствия.

3. Особенности промышленного переворота во Франции.

4. Особенности промышленного переворота в Германии.

5. Особенности промышленного переворота в США.

6. Развитие промышленности и транспорта в России до 1860 года. Начало промышленного переворота.

7. Особенности пореформенного периода промышленного в России. Форсирование железнодорожного строительства.

IV. Вопросы для контроля знаний студентов:

1.В чем заключается сущность промышленного переворота?

2.Какое изобретение считается центральным событием промышленного переворота?

3.Почему стало возможно такое явление, как «примитизация труда»?

4. Какова была специфика промышленного переворота во Франции?

5.Какие преимущества давало позднее осуществление промышленного переворота в Германии?

6. Каковы были предпосылки промышленного переворота в США?

7. Назовите особенности и последствия промышленного переворота в США?

8. Каковы причины позднего осуществления промышленного переворота в России?

9. Что вы знаете о развитии железнодорожного транспорта в России в конце XIX века?

V. Студент должен уметь пользоваться следующими понятиями и определениями:

Капитализм, индустриализация, промышленный переворот, паровой двигатель, машинное производство, ростовщичество, «прусский путь» развития капитализма в Германии, юнкерство, страна «молодого капитализма», акционерное предпринимательство, американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве, «дефицит рабочих рук», расслоение крестьянства, кустарные промыслы, иностранный капитал.

VI. Рекомендуемая литература:

1. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. «История экономики» Учебное пособие: - М: Инфра – М, 2006.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. Учебник. – М.: Академический проект, 2005.

3. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. Учебник. – М.: Палеотип; Логос, 2005. – 208 с.

4. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. История экономики. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2002.

5. Полетаева Н.И., Голубович В.И. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервиз; Экоперспектива, 2002.

6. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

7. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2005.

VII. Методические рекомендации:

Разработку лекции по данной теме следует начать с рассмотрения социально-экономической сущности промышленного переворота.

Промышленный переворот характерен для всех стран мира, однако в силу того, что в разных странах предпосылки к нему вызревали не одновременно, происходил он в различные исторические времена и имел свои специфические особенности.

Обратите внимание студентов на эти особенности. Какие причины позволили Англии стать первой страной, в которой произошел промышленный переворот и какие привели к отставанию промышленного переворота во Франции и Германии? Каковы причины экономических успехов США в результате промышленного переворота?

Особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса о развитии промышленного переворота в России.

Какие причины привели к большому опозданию промышленного переворота в России по сравнению с Англией, и как поменялась ситуация в России после аграрной реформы 1861 года?

Тема 6. Эволюция промышленного капитализма в конце XIX – начале XX веков. Монополизация экономики

I. Содержание темы

Прогресс науки, техники и технологии производства в последней трети XIX – начале XX веков. Монополизация экономики. Концентрация и централизация производства и капитала. Образование финансового капитала и финансовой олигархии. Вывоз капитала, экономический и территориальный раздел мира.

Особенности развития на рубеже XIX – начале XX веков США, Германии, Англии, Франции, Японии, России.

Развитие монополистического капитализма в США. Экономический подъем конца XIX – начала XX века и его причины. Особенности экономической экспансии США. Развитие сельского хозяйства. Причины ускорения индивидуализации Германии, формирование крупной промышленности. Причины промышленного отставания Англии, колониальная экспансия и ее роль. Особенности структуры народного хозяйства Франции. Аграрные противоречия. Причины отставания французской промышленности. Российские синдикаты. Национальное предпринимательство. Иностранный капитал. Аграрные преобразования: зоны слабого восприятия, прогрессивные сдвиги.

II. Вопросы темы:

1. Вторая технологическая революция и ее влияние на экономику ведущих стран мира в последней трети XIX – начале XX веков.

2. Характеристика монополистической стадии развития.

3. Особенности развития экономики стран Западной Европы в период ее монополизации.

4. Развитие монополистического капитализма в США.

5. Экономическое развитие России в эпоху империализма (до первой мировой войны).

III. Вопросы семинарского занятия:

1. Вторая технологическая революция и ее влияние на экономику ведущих стран мира в последней трети XIX – начале XX в.

2. Характеристика монополистической стадии развития.

3. Особенности развития экономики стран Западной Европы в период ее монополизации.

4. Развитие монополистического капитализма в США.

5. Экономическое развитие России в эпоху империализма (до первой мировой войны).

6. Политика С.Ю. Витте по привлечению иностранного капитала в российскую экономику.

IV . Вопросы для контроля знаний студентов:

1.Охарактеризуйте основные изменения в развитии науки, техники и технологии производства в последней трети XIX в.

2.Назовите основные экономические признаки империализма.

3.Проанализируйте основные формы монополистических объединений.

4.Перечислите предпосылки экономического подъема Германии в последней трети XIX в.

5.Разъясните особенности германских монополий.

6.Проанализируйте причины утраты Англией промышленной гегемонии.

7.Определите причины промышленного отставания Франции.

8. Каковы факторы ускоренного роста США в последней трети XIX в?

9. Каковы основные монополистические объединения США и причины антитрестовского законодательства?

10. Каковы основные направления внешнеэкономической экспансии американского капитала?

11. Как происходил процесс образования первых российских объединений монополистического типа?

12. Назовите крупнейшие монополистические объединения в экономике России начала XIX века.

13. Какую роль играл иностранный капитал в российской экономике на рубеже XIX – начале XX веков?

14. Кому из государственных деятелей удалось добиться снятия всяческих препятствий для иностранных инвестиций?

15. Как проявлялась взаимосвязь промышленного и банковского капитала в начале XX века?

16. Как развивалась экономика России накануне Первой мировой войны?

V. Студент должен уметь пользоваться следующими понятиями и определениями:

Империализм, «вторая промышленная революция», концентрация капитала и производства, монополии, картель, синдикат, трест, государственно-монополистический капитализм, инвестиции, займы.

VI. Рекомендуемая литература:

1. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. «История экономики» Учебное пособие: - М: Инфра – М, 2006.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. Учебник. – М.: Академический проект, 2005.

3. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. Учебник. – М.: Палеотип; Логос, 2005. – 208 с.

4. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. История экономики. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2002.

5. Полетаева Н.И., Голубович В.И. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервиз; Экоперспектива, 2002.

6. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

7. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2005.

VII. Методические рекомендации:

Разработку данной темы следует начать с причин перехода капиталистических стран на монополистическую стадию. Этот переход явился итогом прогресса науки, техники и технологий производства в последней трети XIX – начале XX веков.

Затем дайте характеристику монополистической стадии развития (ее основных элементов) и основных форм монополистических образований – картелей, синдикатов, трестов, концернов. Обратите внимание студентов на особенности развития экономики стран Западной Европы, США и России в период ее монополизации.

В завершении рассмотрите итоги перехода мировой экономики к империализму. Проанализируйте, как изменилась структура промышленности в результате новых значительных технических сдвигов и какие причины привели к росту противоречий между ведущими странами мира в борьбе за передел уже поделенного мира.

Тема 7. Становление системы макроэкономического регулирования в зарубежных странах

I. Содержание темы

Экономические итоги первой мировой войны. Причины укрепления позиций США. Версальский мировой договор. Возрождение экономики Германии. Планы Ч. Дауэса и О. Юнга. «Великая депрессия» 1929-1933 гг. и обострение социальных противоречий. Реформы администрации Ф.Д. Рузвельта («Новый курс»), их результаты и значение.

Экономическая политика фашистской Германии.

План национальной экономики банкира Дж. Мэя.

Экономическая политика французского правительства Народного фронта.

II. Вопросы темы:

1. Экономические последствия первой мировой войны. Образование двух полюсов в мировом хозяйстве.

2. Мировой экономический кризис (1929-1933) и его последствия в США.

3. Экономическое развитие Германии в период между первой и второй мировыми войнами.

4. Возрождение экономики Германии. Планы Ч. Дауэса и О. Юнга.

5. План экономики английского банкира Дж. Мэя.

6. Экономическая политика правительства Народного фронта во Франции.

III . Вопросы семинарского занятия:

1. Экономические итоги Первой мировой войны. Версальский мирный договор.

2. Мировой экономический кризис (1929-1933) и его последствия в США.

3. Реформы администрации Ф.Д. Рузвельта («Новый курс»), их результаты и значение.

4. Экономическое развитие Германии в период между первой и второй мировыми войнами.

5. Возрождение экономики Германии. Планы Ч. Дауэса и О. Юнга

6. План экономии английского банкира Дж. Мэя.

7. Экономическая политика правительства Народного фронта во Франции.

IV . Вопросы для контроля знаний студентов:

1.Охарактеризуйте важнейшие итоги Первой мировой войны для экономики США.

2. Назовите факторы экономического подъема в США в 1924 – 1929 гг.

3. Опишите основные проявления экономического кризиса 1929 -1933гг.

4. Проанализируйте реформы Ф. Рузвельта в кредитно- финансовой сфере.

5. Поясните сущность мер администрации Ф.Рузвельта в государственном регулировании промышленности и трудовых отношений в 1933-1934 гг.

6. Определите меры «нового курса» в сфере аграрных отношений.

7. Проследите изменения в проведении реформ так называемого «второго нового курса».

8. Разъясните значение «нового курса» Ф. Рузвельта для американского хозяйства.

9. Проанализируйте состояние экономики Англии, Германии, Франции после Первой мировой войны.

10. Каковы основные проявления кризиса 1929 – 1933 гг. в странах Западной Европы?

11. Разъясните причины прихода к власти фашистов в Германии и основные направления и результаты их экономической политики.

12. Охарактеризуйте меры английского правительства по выходу из кризиса 1929- 1933 гг.

13. Назовите причины и признаки стабилизации экономического развития Франции в 1924 – 1929 гг.

14. Какие меры предприняло правительство Франции по преодолению последствий мирового экономического кризиса?

V. Студент должен уметь пользоваться основными понятиями и определениями:

Экономический кризис, антикризисные программы, «Великая депрессия», «Новый курс» Ф. Рузвельта, профсоюзы, Версальский договор, план Ч. Дауэса, план О. Юнга, фашизм, план экономик бюджетных средств Дж. Мэя, программа Народного фронта, регулируемый капитализм, девальвация, безработица.

VI. Рекомендуемая литература:

1. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. «История экономики» Учебное пособие: - М: Инфра – М, 2006.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. Учебник. – М.: Академический проект, 2005.

3. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. Учебник. – М.: Палеотип; Логос, 2005. – 208 с.

4. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. История экономики. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2002.

5. Полетаева Н.И., Голубович В.И. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервиз; Экоперспектива, 2002.

6. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

7. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2005.

VII . Методические указания:

Разработку данной темы следует начать с вопроса об экономических последствиях Первой мировой войны (1914-1918 гг.), которые привели к образованию двух полюсов в мировом хозяйстве.

Детально проанализируйте студентам причины экономического подъема экономики США после первой мировой войны. Особого внимания требует вопрос о причинах Мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) и моделях выхода из него ведущих капиталистических стран.

Ведущие капиталистические страны, несмотря на их схожесть проблем, с которыми они столкнулись во время кризиса, использовали разные модели выхода из него. На их выбор влияла существовавшая в каждой стране в период кризиса комбинация политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. Однако при всем разнообразии моделей выхода из кризиса можно отметить главное: кризис дал мощный толчок процессу активного вмешательства государства в экономику и становлению различных систем регулированного капитализма.

Тема 8. Становление экономической системы государственного социализма в СССР

I. Содержание темы

Экономика СССР в годы политики «военного коммунизма». Сущность нэпа. Социальная эволюция советской деревни. Восстановление и перестройка промышленности. Денежная реформа 1922-1924 гг.

Свертывание нэпа. Сталинская модернизация СССР. Первые пятилетние планы: мифы и реальные социально-экономические достижения. Экономический потенциал страны накануне и в период второй мировой войны.

II. Вопросы темы:

1. Большевистская экономическая стратегия и тактика. Становление системы хозяйствования в советской России. Политика «военного коммунизма» (1917-1921 гг.).

2. Россия в годы новой экономической политики (1921-1927 гг.).

3. Формирование налогово-распределительной экономики в СССР (1928-1941 гг.).

4. Экономика СССР в годы Великой отечественной войны (1941-1945 гг.).

III . Вопросы семинарского занятия:

1. Становление системы хозяйствования в советской России. Политика «военного коммунизма» (1917-1921гг.)

2. Россия в годы новой экономической политики (1921- 1927гг.)

3. Формирование налогово-распределительной экономики в СССР (1928-1941гг.)

4. Экономика СССР в годы Великой отечественной войны (1941-1945).

IV . Вопросы для контроля знаний студентов:

1. Как происходила национализация банковской системы железнодорожного транспорта, крупной промышленности?

2. Как осуществлялся передел земельного фонда в соответствии с Декретом о земли?

3. Каковы экономические причины Гражданской войны?

4. Что такое продразверстка, как она осуществлялась?

5. Каковы причины кризиса политики «военного коммунизма».

6. Как происходил переход от продразверстки к продналогу?

7. Расскажите об основных формах государственного капитализма в период нэпа.

8. Как формировалась новая система управления в промышленности? Что такое «хозяйственный расчет»?

9. Назовите основные источники средств для индустриализации страны.

10. Расскажите об основных этапах коллективизации сельского хозяйства.

11. Назовите основные признаки ужесточения командно – административной системы в СССР.

12. Расскажите о состоянии экономики СССР в годы Великой Отечественной войны. Что вы знаете о ленд-лизе?

V . Студент должен уметь пользоваться основными понятиями и определениями:

Большевики, социалистическая экономика, национализация, декрет, политика «военного коммунизма», новая экономическая политика (НЭП), планово-распределительная экономика, ускоренная индустриализация в СССР, коллективизация, пятилетка.

VI. Рекомендуемая литература:

1. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. «История экономики» Учебное пособие: - М: Инфра – М, 2006.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. Учебник. – М.: Палеотип; Логос, 2005. – 208 с.

3. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. История экономики. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2002.

4. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2005.

VII. Методические рекомендации:

Разработку данной темы следует начать с причин возникновения социалистической системы хозяйства, становления экономической системы государственного социализма в СССР. А затем детально разобрать цепь экспериментов, производимых большевистским правительством, для поиска путей строительства социалистического хозяйства. Такими экспериментами явились: политика «военного коммунизма», НЭП, индустриализация.

Далее следует проанализировать итоги первых пятилеток и их значения для экономического развития советской России перед Второй мировой войной. Фактически прирост промышленности в предвоенные годы составлял 3-4% в год. Развитие сельского хозяйства не соответствовало плановым цифрам. В то же время форсированными темпами росло производство военной продукции. Военный бюджет увеличился в 7 раз.

К началу войны в 1941 г. СССР имел высокий военно-промышленный потенциал, но не произошло мобилизации промышленности, перевода ее на военные рельсы.

Эвакуация и мобилизация – два главных процесса в экономике в 1942 г.

К концу войны по производству оружия СССР обогнал не только Германию, но и своих союзников – Англию и США.

По официальным данным, довоенный уровень промышленности был восстановлен в 1948 г., по расчетам некоторых современных исследователей, - в 1950 г. Сельское хозяйство пострадало от войны сильнее, чем промышленность.

Тема 9. Страны с развитой рыночной экономикой после Второй мировой войны

I. Содержание темы

Экономические последствия второй мировой войны. Организация международной финансовой системы под эгидой США. План Дж. Маршалла. Экономическая программа Л. Эрхарда в ФРГ на ведущие позиции в Европе в конце 50-х – 60-е годы.

Развитие экономики Франции после второй мировой войны. Послевоенная национализация. Основные направления экономической политики Франции в 50-е – 60-е годы. Политика голлизма. Особенности развития британской экономики в послевоенный период. Японское «экономическое чудо».

II. Вопросы темы:

1. Экономические последствия Второй мировой войны.

2. Экономическое могущество США в послевоенном мире. Организация международной финансовой системы под эгидой США. План Дж. Маршалла.

3. Научно-техническая революция: определяющие черты, основные этапы.

4. Путь Германии к экономическому лидерству в Европе.

5. Развитие Франции после Второй мировой войны.

6. Особенности развития британской экономики в послевоенный период.

7. Превращение Японии в одну из ведущих индустриальных держав.

III. Вопросы семинарского занятия:

1. Основные тенденции экономического развития ведущих капиталистических стран в послевоенный период.

2. Экономическое могущество США в послевоенном мире.

3. Организация международной финансовой системы под эгидой США. План Дж. Маршалла.

4. Путь Германии к экономическому лидерству в Европе.

5. Развитие Франции после Второй мировой войны.

6.Особенности развития британской экономики в послевоенный период.

IV. Вопросы для контроля знаний студентов:

1. Как вы считаете, почему не удалось избежать раскола мира в послевоенное время?

2. Почему США пошли на предоставление помощи европейским странам по плану Маршалла? Какую роль она сыграла в восстановлении экономики этих стран?

3. Как происходила послевоенная реконверсия в США?

4. Что нового появилось в американской экономике в 1960-1970-х годах? В чем заключалась программа «новых рубежей» правительства Дж.Кенеди?

5. С каким трудностям столкнулась администрация Р. Никсона? Как отразился мировой энергетический кризис на экономике США?

6. Охарактеризуйте политику администрации Дж. Картера.

7. Назовите основные параметры экономической политики, получившей название «рейганомика».

8. Каковы основные тенденции развития американской экономики в конце XX века?

9. Дайте оценку экономического состояния Германии во второй половине 40-х гг.

10. Охарактеризуйте основные положения нелиберальной экономической доктрины.

11. Проанализируйте основные направления «большой реформы» 1948г.

12. Выделите основные черты экономического бума в ФРГ в 50-х – начале 60-х гг.

13. Охарактеризуйте особенности экономического развития Западной Германии в 70-е – 80-е гг.

14. Проанализируйте влияние процесса объединения Германии на экономическое развитие страны в 90-е гг.

15. Охарактеризуйте состояние экономики Франции после Второй мировой войны.

16. Проанализируйте меры правительства Франции по ликвидации экономической разрухи во второй половине 40-х гг.

17. Какое влияние на состояние экономики Франции оказал «план Маршала»?

18. Проследите изменения в экономической стратегии правящих кругов Франции в 50-60-е гг.

19. Выделите особенности промышленной переориентации во Франции в 70-е гг.

20. Назовите экономические меры левого правительства П. Моруа и правого правительства Ж. Ширака в 80-е гг.

21. Какое воздействие на экономическое развитие Франции оказывает ее участие в ЕС?

22. Охарактеризуйте состояние экономики Англии после второй мировой войны.

23. Как отразился на экономике Англии распад колониальной системы?

24. Выделите основные направления экономической политики правительства консерваторов в 50-е гг.

25. В чем проявились противоречия экономического развития Англии в 60-70-е гг.

26. В чем суть экономических взглядов М. Тэтчер?

27. Проанализируйте важнейшие экономические итоги осуществления британской модели неоконсерватизма.

28. Охарактеризуйте изменения в экономике Англии в 90-е гг.

V. Студент должен уметь пользоваться основными понятиями и определениями:

Вторая мировая война, «сверхдержавы», НТР, «план Маршалла», государственное вмешательство в экономику, государственная политика, приватизация корпорации, интеграция, глобализация, инфляция, дерегулирование, «экономическое чудо», энергетический кризис, денационализация, «рейганомика», политика голлизма.

VI. Рекомендуемая литература:

1. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. «История экономики» Учебное пособие: - М: Инфра – М, 2006.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. Учебник. – М.: Академический проект, 2005.

3. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. История экономики. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2002.

4. Полетаева Н.И., Голубович В.И. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервиз; Экоперспектива, 2002.

5. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

VII. Методические рекомендации:

Разработку данной темы следует начать с экономических последствий Второй мировой войны

До середины 70-х гг. экономическое развитие основных капиталистических стран шло высокими устойчивыми темпами: промышленное производство увеличивалось в среднем на 5-6% в год, сельскохозяйственное – на 2-2,5%. Кризисы, периодически поражавшие их экономику, были неглубокими. Отдельные страны (Япония, ФРГ, Италия) развивались такими высокими темпами, что об этом говорили, как об «экономическом чуде». Проанализируйте причины такого стабильного экономического развития.

В 70-е гг. XX в. стало наблюдаться снижение темпов экономического развития ряда ведущих западных стран, вызванное рядом причин, в том числе и внутренней противоречивостью этатистской политики. Эта политика сопровождалась ростом государственных расходов на социальные идеи, содержание бюрократического аппарата, гону вооружений. Особенно чувствительно на эти расходы реагировала экономика США – лидера западного мира. Военные расходы этой страны к концу 80-х гг. в сравнении с последним годом Второй мировой войны выросла в 10 раз. Поэтому со второй половины 70-х гг. XX в. идея активного вмешательства государства в экономику стала подвергаться сомнению и на практике в ведущих странах Западной Европы, США и Японии произошел возврат к саморегулирующейся рыночной экономике.

Далее проанализируйте роль НТР в развитии производительных сил ведущих капиталистических стран. Одним из наиболее сложных вопросов этой темы является вопрос об интеграции Западной Европы.

Начало западноевропейской интеграции было положено в 1952 г. подписанием соглашения о создании Европейского объединения угольной и сталелитейной промышленности (ЕОУС) в составе Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга. Оно предусматривало создание общего рынка продукции угледобывающей и металлургической промышленности. ЕОУС послужило основой для более широкого экономического союза – Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Его часто называли «Общим рынком». Соглашение о нем было подписано в 1957 г. в Риме теми же шестью государствами. В 1973 г. в состав ЕЭС были приняты Англия, Ирландия, Дания, в 1995 г. – Финляндия, Швеция, Австрия. Основной целью ЕЭС объявилось создание таможенного союза, т.е. постепенная отмена таможенных пошлин на все товары в торговле друг с другом и введение единых пошлин на товары других стран. Таким образом, процесс интеграции (объединения) охватил экономическую сферу.

Следует обратить внимание студентов на то, что в 80-90-е гг. устойчивая тенденция к региональной межстрановой интеграции наблюдалась не только в Западной Европе. На создание единого североамериканского экономического пространства были нацелены США, Канада и Мексика. Межгосударственные интеграционные процессы были характерны для стран Юго-Восточной Азии, арабского мира, стран Африки, Центральной и Южной Америки.

Последняя треть XX в. стала периодом углубления глобальной интеграции развитых стран мира.

Однако эпоха глобализации породила и ряд проблем в современной мировой экономике, которые решить очень не просто даже совместными усилиями всего мирового сообщества.

Тема 10. Попытки трансформации советской экономической системы. Экономика переходного периода в России

I. Содержание темы

Экономика СССР после Второй мировой войны. Перенапряжение советского народного хозяйства.

Основные противоречия и трудности экономического развития советского общества в 50-60-е годы.

Социалистическая экономическая интеграция. Реформы 60-70-х гг. и их социально-экономические последствия. Кризис «развитого социализма»: деградация экономики. Подрыв советской тоталитарной системы во второй половине 80-х гг. «Перестройка» и ее итоги. Распад СССР, политический кризис. Российский вариант перехода к рыночной модели хозяйствования в 1991-1995 гг. Проведение массовой приватизации и ее результаты.

II. Вопросы темы:

1. Экономика СССР после Второй мировой войны. Денежная реформа 1947 г.

2. Экономические реформы в 50-60 гг. Перестройка управления экономикой.

3. Реформы 1965 года в России и их социально-экономические последствия.

4. Развитие экономики страны в 70-е годы и в начале 80-х годов: нарастание кризисных явлений в экономике.

5. «Перестройка» и ее итоги.

6. Распад СССР, политический кризис и пути его преодоления. Создание основ рыночной экономики, формирование бизнес-элиты в Российской Федерации.

III . Вопросы семинарского занятия:

1. Экономика СССР после Второй мировой войны. Денежная реформа1947 г.

2. Экономические реформы в 50-60 гг.. Перестройка управления экономикой

3. Реформы 1965 года в России и их социально-экономические последствия.

4. Развитие экономики страны в 70-е годы и в начале 80 –х годов нарастание кризисных экономике.

5. «Перестройка» и ее итоги.

6. Распад СССР, политический кризис и пути его преодоления. Создание основ рыночной экономики.

IV . Вопросы для контроля студентов:

1. Назовите основные итоги войны для советской экономики.

2. Перечислите основные источники послевоенного экономического роста СССР.

3. Как происходила денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы в СССР после войны?

4. Охарактеризуйте экономическое и политическое состояние страны в середине 1950-х годов.

5. Каковы последствия многочисленных «экспериментов» в экономике СССР, проводившихся по инициативе И.С. Хрущева.

6. Расскажите об основных изменениях в социальной сфере в 1950 – 1960-х годах

7. Назовите основные направления деятельности советского руководства на международной арене в 1950 –1960 –х годах

8. Расскажите об основных причинах экономического расчета в 1960-1970 годах.

9. Как происходила экономическая реформа в сельском хозяйстве?

10.Чем обусловлен процесс отхода от принципов экономической реформы?

11.Что вы знаете о проявления теневой экономики в 1970-1980 –х годах?

12.Как были использованы нефтедолары в экономике СССР?

13.Какие иллюзии существовали в этот период в обществе? Что вы знаете о начале «перестройки» в СССР?

14.Что означал курс на «ускорение социально-экономического развития страны»?

15.Как происходила экономическая «перестройка» СССР?

16. Каковы экономические причины распада СССР?

17.Охарактеризуйте состояние российской экономики в конце 1991 года

18.Как происходило развитие экономических реформ в 1992-1993 годах? Расскажите о динамике инфляции, обменного курса рубля, а также о распаде рублевой зоны.

19.Назовите этапы и варианты приватизации в российской экономике.

20.Расскажите о малой приватизации, приватизация жилья, земли.

21.Что такое ГКО – ОФЗ, валютный коридор, валютная интервенция?

22.Что такое дефолт? Каковы причины и последствия?

23.Расскажите об итогах развития российской экономики в конце 1990-х годов.

V. Студент должен уметь пользоваться следующими понятиями и определениями:

Фонды экономического стимулирования, хозяйственный расчет, теневая экономика, нефтедоллар, «Продовольственная программа», «перестройка», Госприемка, рабочее самоуправление, «гласность», распад СССР, либерализация цен, обвальное падение курса рубля, референдум, распад рублевой зоны, ваучерная приватизация, малая приватизация, «черный вторник», деноминация рубля, валютный коридор, дефолт, олигарх.

VI. Рекомендуемая литература:

1. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. «История экономики» Учебное пособие: - М: Инфра – М, 2006.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. Учебник. – М.: Палеотип; Логос, 2005. – 208 с.

3. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. История экономики. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2002.

4. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2005.

VII. Методические указания:

Разработку темы следует начинать с рассмотрения экономической ситуации в стране в послевоенный период, а затем с рассмотрения причин экономических перемен в середине 1950-х годов. Необходимо объяснить студентам, как проходило реформирование советской экономической системы, почему решение продовольственной проблемы ставилось одной из главных задач, и какие изменения произошли в сельском хозяйстве, социальной сфере.

Затем следует акцентировать внимание студентов на основных принципах реформы 1965 года и развитии хозяйственного расчета в 1960-1970 годах. Почему попытка усовершенствовать социалистическую систему хозяйствования оказалась половинчатой и не дала заметных и устойчивых результатов? С чем был связан кризис в советской экономике в середине 1970-х гг.? Почему больших успехов в этот период достигла экономика?

В марте 1985 года генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев и начался новый и последний этап в истории СССР, получивший название «перестройка». При изучении этого вопроса обратите внимание на то, как походила экономическая «перестройка» СССР, какие законы были приняты в этот период, как происходило ослабление экономического и политического единства Советского Союза и каковы экономические причины распада СССР. Последний вопрос этой темы следует начинать с изучения состояния российской экономики в конце 1991 года, с проведения новых экономических реформ. При рассмотрении этого вопроса особое внимание обратите на динамику инфляции, обменный курс рубля в период реформ в 1992-1993 годах. А затем рассмотрите каждый из этапов развития российской экономики в 1990-е годы. Здесь очень важны такие процессы, как приватизация (малая приватизация, приватизация жилья, земли, проблемы внутреннего государственного долга, дефолт, а также успехи и итоги реформирования в конце 1990-х годов.

Список рекомендуемой литературы .

Основная литература

1. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. Учебник. - М.: Академический проект. 2005

2. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

3. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2005.

Дополнительная литература

3. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. «История экономики» Учебное пособие: - М: Инфра –М, 2006

4. Качановский Ю.В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства. М., 1971.

5. Конотопов М.В. Сметанин С.И. История экономики России. Учебник. - М.: Палеотип; Логос, 2005. –208 с.

6. Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. М., 1990.

7. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. История экономики. Учебник. – М.: ИНФА –М, 2002.

8. Полетаева Н.И., Голубович В.И. Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие. - Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2002.

9. Сергиенко М. Жизнь Древнего Рима. М.-Л., 1964.

10. Сказкин С.Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. М., 1968.

11. Сурин А.И. История экономики и экономических учений – М.: Финансы и статистика, 2006.

12. Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. М., 1965.

13. Фишер В. Европа: Экономика, общество и государство. 1914-1980. М.ВЛАДОС,1999.

14. Штаерман Е.М. Древний Рим: проблемы экономического развития. М., 1978

15. .Экономическая энциклопедия. В 4-х томах. М., 1977-1980. Т.3 (статья «Рабовладельческий строй»).

16. Экономическая энциклопедия. В 4-х томах. М., 1977-1980. Т.1 (статьи «Земельная рента», «Земельная собственность», «Гильдии»); Т.2 («Крестьянство»; «Ремесло»); Т.4 («Феодализм», «Цехи»).

Электронные издания.

1. Рабочая программа по дисциплине «История экономики» для специальностей экономического направления. – М: МГУС, 2006 (Акт УИОТ МГУС от 13.02.2007, №1520).

2. История экономики: Тестовые задания текущего и рубежного контроля / Сост. преп. И. А. Утчева. ГОУВПО «МГУС». М., 2005.-38с. (АКТ УИОТ МГУС от 20.04.2007, №2080)

3. Гусейнов Р. История экономики России. Учебное пособие, - М.: ИВЦ «Маркетинг», ООО «Издательство ЮКЭА», 1999.- 352 с. (Акт УИОТ МГУС от 05.09.2006, №849; источник: http://inhtik.lib.ru)

4. История экономики (Акт УИОТ МГУС от 13.02.2007, №1521; источник: http://intik.lib.ru/edu_19may2006/edu_19may2006_426.rar)

5. Проклин А.Н. История экономики. учебное пособие. Таганрог, изд-во ТРТУ, 2004г., 85с. (Акт УИОТ МГУС от 09.03.2007, №1867; источник: http://www.tsure.ru)

6. Щербич С.Н. История предпринимательства в России. (Акт УИОТ МГУС от 08.09.2006, №577; источник: http://www.distance.ru)

Скачать архив с текстом документа