Методические рекомендации для разработки плана развития муниципального сектора экономики Российской Федерации на 2009 год
СОДЕРЖАНИЕ: Правительства Российской Федерации от 3 июня 2007 г. № Аж-п13-2810 и в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»Методические рекомендации для разработки плана
развития муниципального сектора экономики Российской Федерации на 2009 год
План развития муниципального сектора экономики разрабатывается в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2007 г. № АЖ-П13-2810 и в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
План развития муниципального сектора экономики выполняется в разрезе муниципальных образований, входящих в состав субъектов Российской Федерации и представляется в целом по субъекту РФ.
Разработка планов развития осуществляется в два этапа. На первом этапе формируется предварительный вариант, на втором этапе - уточненный вариант с учетом результатов рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предварительного прогноза развития страны, оценки социально-экономической ситуации текущего года в регионах, вариантов стабилизации их работы и развития, а также уточненных сценарных условий функционирования экономики и индексов-дефляторов цен.
Минэкономразвития России рассылает пакет необходимой документации для выполнения планов развития муниципального сектора экономики:
1. Форма №2-муницип. «Основные показатели, представляемые для разработки плана развития муниципального сектора экономики Российской Федерации»;
2. Методические рекомендации для разработки плана развития муниципального сектора экономики.
Общие положения по разработке годового плана развития муниципального сектора экономики.
Основные источники получения информации :
-федеральные государственные статистические наблюдения;
- информация, предоставляемая территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
-собственная информация муниципальных образований, которой располагают соответствующие учреждения и подразделения исполнительных органов местного самоуправления. В первую очередь, к ним относятся показатели, характеризующие объекты социальной сферы, эффективность использования муниципального имущества, местный бюджет.
Работа над планом предполагает выявление и исследование факторов, влияющих на развитие муниципальной экономики. К таким факторам могут быть отнесены: состояние, структура и развитость объектов муниципальной собственности; наличие определенных природно-климатических условий, наличие и распределение трудовых ресурсов, финансовое состояние производств по основным видам экономической деятельности; финансово-экономическое положение основных организаций муниципальной формы собственности; демографические изменения; действующее законодательство и нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, правовые акты органов местного самоуправления.
Кроме этого, должны учитываться направления, мероприятия и показатели, которые предусмотрены на прогнозируемый год долгосрочными и среднесрочными прогнозами развития муниципальных образований, муниципальными, региональными и федеральными целевыми программами.
План развития муниципального сектора экономики выполняется на основе соответствующих данных за отчетный период, оценки состояния до конца базового года и тенденций развития на планируемый финансовый год.
Важнейшей исходной информацией для подготовки планов развития муниципального сектора экономики в составе муниципальных образований является анализ существующих тенденций развития основных экономических и социальных показателей соответствующего субъекта РФ (темпы роста добывающих и обрабатывающих производств, электроэнергетики, сельскохозяйственного производства, изменения в уровне доходов населения, обеспечение населения услугами объектов социальной сферы и др.).
Краткосрочный план развития муниципального сектора экономики, прежде всего, должен быть ориентирован на рациональное использование имеющегося потенциала и местных возможностей: экономической базы, производственной инфраструктуры, социальной сферы, земельных, водных рекреационных, природно-минеральных и других ресурсов, экономико-географического положения и природно-климатических условий.
План развития муниципального сектора экономики включает доклад о развитии муниципального сектора экономики на прогнозный период и основные технико-экономические и социально-экономические показатели развития с краткими пояснениями в необходимых случаях источников информации и методов их расчета.
Предполагается разработка двух вариантов развития: основного (1 вариант) и оптимистического (2 вариант).
Различия в количественных оценках этих вариантов определяются степенью выполнения поставленных задач в результате воздействия благоприятных или неблагоприятных тенденций и факторов социально-экономического развития.
При подготовке доклада следует обратить особое внимание на пояснение и обоснование резких изменений в динамике и структуре основных показателей.
Исходя из анализа сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок, необходимо разработать и обосновать оптимальные пути развития муниципального сектора экономики.
При подготовке плана развития муниципального сектора экономики возможно применение различных методов прогнозирования.
Одним из них является экстраполяция , т.е. составление перспективы исходя из практики за предшествующий период и предположения, что тенденции и темпы экономического развития в будущем не претерпят значительных изменений. Этот метод пригоден для прогнозирования главным образом тех параметров развития муниципального сектора экономики, которые имеют сравнительно стабильный характер.
Другим методом является метод экспертных оценок , т.е. прогноз строится на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами. Целесообразно применять оба эти метода одновременно, используя как объективные тенденции развития, так и мнения экспертов.
Еще одним методом прогнозирования является корреляционный анализ и балансовый метод , с помощью которых исследуются закономерности взаимосвязей параметров развития объектов муниципального сектора экономики с другими наиболее важными показателями, такими, как объем производства, численность населения, денежные доходы населения и др.
Структура доклада о развитии муниципального сектора экономики на прогнозный период
I. Институциональная структура муниципальных образований.
В этом разделе оцениваются основные проблемы и диспропорции территориального развития отдельных муниципальных образований. Дается общая характеристика производственного и социально-культурного потенциала муниципальных образований, в том числе за период 2006-2009 гг., с выделением организаций муниципальной формы собственности. Для анализа представляются основные количественные показатели развития муниципальных образований в целом, а также организаций муниципальной формы собственности. Оцениваются перспективы дальнейшего развития муниципальных организаций с учетом оценки, как положительного опыта, так и отрицательного.
В разделе также необходимо дать информацию по состоянию границ муниципальных образований, о принятых на текущее время законодательных и правовых актах, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в частности о нормативных правовых актах по межбюджетным отношениям, а также с какого года в субъекте Российской Федерации планируется переход к реализации Закона в полном объеме.
Пояснения к Разделу I (Форма №2-муницип.)
Типологизация муниципальных образований (с 1.01.2005 г.) дается в соответствии со ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
II . Бюджет муниципальных образований .
В разделе дается подробный анализ состояния бюджета муниципального образования (местного бюджета) с точки зрения обеспеченности бюджетных расходов собственными доходами, уровня самостоятельности местного бюджета, размеров финансовой помощи от бюджетов других уровней. Необходимо оценить степень участия в функционировании муниципального сектора экономики различных источников финансирования.
При формировании прогнозных показателей должны быть учтены и обоснованы потенциальные возможности сокращения бюджетного дефицита (если он есть) и увеличения доходной части местных бюджетов, в первую очередь, за счет собственных доходов.
Оценка на 2008 год и прогноз местного бюджета на 2009 год выполняется с учетом изменений, внесенных в Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 2004 года № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах», Федерального закона от 20 августа 2004 года № 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».
В прогнозе бюджета муниципального образования должны найти отражение доходы и их источники, необходимые для достижения бюджетной обеспеченности на душу населения муниципальных образований уровня бюджетной обеспеченности на душу населения соответствующего субъекта Российской Федерации.
Необходимо также оценить действующую и вводимую налоговую структуру муниципальных образований. Дать, по-возможности, обоснование оптимальной системы распределения налоговых доходных источников между бюджетами различного уровня.
Пояснения к Разделу II (Форма №2-муницип.)
В разделе представлены выборочные статьи местных бюджетов, в соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», формами отчетности Федерального казначейства об исполнении бюджета муниципального образования.
Собственные доходы местных бюджетов определяются в соответствии со ст.47 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
III . Эффективность использования муниципальной собственности .
В разделе представляется динамика доходов, полученных от продажи, сдачи в аренду и эксплуатации находящегося в муниципальной собственности имущества. Необходимо проанализировать достижения и неудачи в использовании и распоряжении муниципальной собственностью. Оценить роль и эффективность деятельности муниципальных унитарных предприятий.
Прогнозные показатели использования муниципальной собственности необходимо увязать с планами приватизации, а также предусмотреть использование наиболее обоснованных и оправдавших себя условий и методов продажи и сдачи муниципальной собственности в аренду.
Необходимо дать оценку использования муниципальной собственности в рамках действующей законодательной и нормативно-правовой базы, а также предложить актуальные направления по повышению эффективности использования муниципальной собственности на прогнозный период.
Пояснения к Разделу III (Форма №2-муницип.)
Информацию по показателям следует запросить в территориальных органах Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и непосредственно в органах местного самоуправления муниципальных образований.
IY . Производственная деятельность.
Данный раздел содержит прогноз развития основных производственных видов экономической деятельности муниципального сектора экономики, характерных и наиболее весомых в стоимостном выражении для каждого субъекта Российской Федерации.
Разработке прогнозных показателей по производственным муниципальным организациям предшествует анализ и оценка их состояния, выявление тенденций и структурных сдвигов, а также факторов и причин их обусловивших. Такой анализ проводится на основе данных органов государственной и муниципальной статистики о динамике важнейших экономических показателей – объемов и темпов производства, численности кадров, уровня износа основных фондов, финансового состояния предприятий и сведений, предоставляемых хозяйствующими субъектами, находящимися в муниципальной собственности.
Данные по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг определяются исходя из отчетных данных за предшествующий год, оценки ожидаемых объемов за текущий год, произведения этой оценки на прогнозируемую динамику производства и установленные субъектом Российской Федерации индексы - дефляторы оптовых цен.
При анализе состояния основных видов деятельности необходимо выявить тенденции и изменения в структуре производств муниципальных образований в целом, а также рассмотреть особенности развития организаций муниципальной формы собственности.
Пояснения к Разделу I Y (Форма №2-муницип.)
Следует показать объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по организациям муниципальной формы собственности.
Y . Инвестиционная деятельность.
Оценка эффективности инвестиционной деятельности должна основываться на анализе состояния инвестиционного климата муниципальных образований в целом, а также муниципального сектора экономики по основным видам экономической деятельности.
Особенно важно учитывать реальные потребности муниципального образования и его возможности в инвестировании в основной капитал и роль в таком инвестировании федеральных, региональных и местных инвестиционных программ. Необходимо дать оценку инвестиционной привлекательности муниципального сектора экономики муниципальных образований.
Прогноз инвестиционной деятельности составляется с учетом прогноза развития экономической базы муниципальных образований, развития социальной инфраструктуры по направлениям использования и по всем источникам инвестиционных средств – из собственных средств муниципальных предприятий, средств местного бюджета, средств бюджетов других уровней, внебюджетных фондов, средств населения, заемных и прочих источников. Указываются основные приоритеты инвестиционной политики на прогнозный период.
YI. Денежные доходы и расходы населения.
В данном разделе дается оценка уровня жизни населения в разрезе муниципальных образований на основе данных по объемам и структуре денежных доходов, расходов и сбережений населения. Необходимо проанализировать потребительскую структуру расходов, с целью выявления потенциальных возможностей граждан для оплаты жилищно-коммунальных услуг и транспорта. Рассчитывается также распределение населения по уровню доходов и доля населения, живущего ниже уровня бедности.
Оценивается платежеспособный спрос населения. Для его обоснования используются отчетные и прогнозные балансы денежных доходов и расходов населения, балансы трудовых ресурсов.
Для прогнозных оценок применим нормативный метод. При этом методе в увязке с реальным платежеспособным спросом учитываются целевые нормативы потребления важнейших видов продуктов питания, непродовольственных товаров, установленные стандарты обслуживания и социальные нормативы, гарантированные государством в том или ином периоде, особенно для слабо защищенных слоев населения. Это касается, в частности, научно-обоснованных норм потребления товаров и обеспеченности семей предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения длительного пользования, потребительского бюджета, минимальной потребительской корзины, минимальной заработной платы, минимальной пенсии, уровней дифференциации доходов, а также механизма соблюдения таких гарантированных нормативов в различных сферах деятельности.
В разделе оценивается состояние рынка жилья, возможности населения по приобретению недвижимости, а также развитие ипотечного жилищного кредитования муниципальных образований.
YII . Потребительский рынок.
Потребительский рынок складывается из организаций розничной торговли и организаций, предоставляющих платные услуги населению.
К платным услугам населения относятся: жилищные, бытовые, коммунальные, экскурсионные, услуги по туризму, медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные услуги, услуги системы образования, услуги пассажирского транспорта, связи, учреждений культуры, физической культуры и спорта, правового характера, банков.
В разделе оценивается состояние потребительского рынка и рынка платных услуг организаций муниципальной формы собственности. Дается анализ влияния частного предпринимательства на развитие потребительского рынка муниципальных образований в целом и состояние потребительского рынка предприятий и организаций муниципальной формы собственности.
Дается сравнительная оценка темпов роста объемов платных услуг населению и оборота розничной торговли муниципального сектора экономики.
Оборот розничной торговли в организациях муниципальной формы собственности прогнозируется с учётом предполагаемых темпов развития промышленного и сельскохозяйственного производства, повышения уровня реальных денежных доходов населения и социального обеспечения, совершенствования инфраструктуры торговли, изменения структуры оборота розничной торговли.
Для обоснования прогнозируемых объемов платных услуг населению организаций муниципальной формы собственности необходимо проанализировать динамику и структуру потребительских расходов на приобретение товаров и услуг, изменение удельного веса расходов на приобретение услуг в общих потребительских расходах, среднегодовые потребительские цены, индексы дефляторы по платным услугам.
Предлагается на основе сложившейся ситуации представить на прогнозируемый период задачи дальнейшего развития потребительского рынка муниципального сектора экономики в составе муниципальных образований в целом.
YIII . Рынок труда.
В разделе представляются данные о численности и составе трудовых ресурсов, об источниках формирования трудовых ресурсов, численности занятых и безработных, движении рабочей силы, наличии рабочих мест, оплате труда.
Оценивается интенсивность миграционных процессов и их влияние на уровень занятости населения муниципальных образований, влияние муниципальной структуры хозяйства на развитие рынка труда. Дается статистика по численности работников органов местного самоуправления. Дается оценка ситуации в малых городах и приграничных территориях с выделением монопрофильных поселений с тяжелой ситуацией в сфере занятости.
На прогнозный период рекомендуется указать основные направления и мероприятия по развитию рынка труда.
Пояснения к Разделу Y III (Форма №2-муницип.)
Пп. 1-3 раздела YIII заполняются в целом по соответствующим субъектам Российской Федерации.
Количественный состав работников органов местного самоуправления рассчитывается в соответствии со ст.34,35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
IX . Социальная сфера муниципальных образований.
К отраслям социальной сферы относятся: образование, культура и искусство, здравоохранение, туризм, отдых, физическая культура и спорт, наука и инновации, жилищный фонд и коммунальное хозяйство.
Проводится анализ:
1) состояния сети организаций социальной сферы муниципальной формы собственности (состояние основных фондов, доля ветхого и аварийного фонда, потенциальная мощность, фактическая загрузка и т.д.);
2) минимальных потребностей населения по видам социальных услуг;
3) инвестиционных программ строительства и реконструкции объектов социальной сферы за счет всех источников финансирования,
4) объемов незавершенного строительства;
5) кредиторской задолженности;
6) эффективности использования кредитных линий (если используются муниципальными образованиями;
7) реализации мероприятий федеральных, региональных и муниципальных целевых программ.
План развития социальной сферы должен быть ориентирован на повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, доступность получения населением муниципальных образований гарантированных социальных услуг.
Необходимо оценить общее состояние жилищно-коммунального хозяйства, текущую и прогнозную ситуацию по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства населением и организациями.
В заключение пояснительной записки приводятся меры, предпринятые представительными и исполнительными органами власти по социально-экономическому развитию муниципальных образований и совершенствованию деятельности органов местного самоуправления; дается оценка их результативности (например, развитие новых форм организации хозяйственной деятельности, включение муниципальных образований в число объектов федеральных и региональных программ, формирование регионального законодательства, совершенствование межбюджетных отношений).
Предварительный план развития муниципального сектора экономики на 2009 год представляется в Минэкономразвития России в Сводный Департамент макроэкономического прогнозирования (Директор Департамента – Куранов Геннадий Оразович) в печатном виде, а также в форматах WINWORD и Excel по электронной почте по двум адресам.
Адреса E-mail: Avanesyan@economy.gov.ru Sinitsi na@economy. gov.ru