Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Информатике и икт автор-составитель
СОДЕРЖАНИЕ: Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Информатике и икт
Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Информатике и ИКТ
Автор-составитель
Боченина Н.В.
Содержание
Особенности структуры экзаменационной работы в 2009 году. 5
Основные результаты экзамена по информатике и ИКТ в Саратовской области в 2009 году 12
Приложение 1 . Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по Информатике и ИКТ. 18
Приложение 2 . Памятка. Деятельность педагога в рамках подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. 20
Приложение 3 . Формы контроля на этапе подготовки обучающихся к выполнению экзаменационной работы.. 21
Приложение 4. Тестирование как вид контроля знаний. 26
Приложение 5 . Список литературы для подготовки к экзамену по информатике и ИКТ. 28
Приложение 6. Интернет-ресурсы.. 29
Введение
Информатика – одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Вместе с тем информатика – это стремительно развивающаяся сфера практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Бурное развитие информатики и микропроцессорной техники, движение от постиндустриального общества к информационному ставят перед всей системой образования задачу формирования у граждан нашей страны информационной культуры.
Основы базовой информационной подготовки должны быть заложены в средней школы. Это положение нашло свое отражение в федеральном компоненте Государственных стандартов основного и среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, утвержденном приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.04 г. № 1089.
В 2009 г. в общеобразовательных учреждениях Саратовской области впервые была апробирована новая форма государственной (итоговой) аттестации по информатике и ИКТ выпускников основной школы.
Целями государственной итоговой аттестации в независимой форме являлись проведение комплексной объективной оценки образовательных достижений и создание системы управления качеством образования на региональном уровне.
Задачами проведения государственной итоговой аттестации в независимой форме являются:
- формирование единой объективной независимой системы оценки качества образования обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы основного общего образования;
- повышение ответственности общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования;
- обеспечение преемственности основного общего и среднего (полного) общего образования;
- повышение уровня требований педагогических работников;
- создание условий для качественного комплектования классов и групп профильного обучения на III ступени общего образования, организации приема в областные учреждения начального и среднего профессионального образования.
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы основного общего образования осуществляется в соответствии с независимым порядком аттестации обучающихся с использованием стандартизированной формы контрольно-измерительных материалов, выполнение которых позволяет:
· определить уровень освоения обучающимися федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (пункт 4.1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст.1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст.150; 2007, № 7, ст.838; № 17, ст.1932; № 49, ст.6070);
· получить объективную оценку образовательных достижений школьников;
· реализовать «прозрачный» механизм комплектования профильных классов и групп на III ступени общеобразовательной школы.
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся общеобразовательных учреждений Саратовской области, освоивших образовательные программы основного общего образования, проводится в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 Об образовании (в редакции Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 17-ФЗ), Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 года № 1075, зарегистрированным Минюстом России от 17 февраля 2000 года № 2114 (с изменениями и дополнениями), приказом министерства образования Саратовской области от 01.09.09 № 1605 «Об организации подготовки к проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся IX, XI(XII) классов, освоивших основные образовательные программы общего образования, в 2010 году», другими федеральными, региональными нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию и проведение итоговой аттестации.
Аттестация проводится в виде письменных экзаменов для всех обучающихся IX классов, в виде письменных и устных экзаменов - для детей, обучавшихся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных учреждениях санаторного типа, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более 4-х месяцев, детей-инвалидов, имеющим соответствующие медицинские показания. Перечень предметов на Аттестацию определяется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Содержание экзаменационной работы рассчитано на выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), изучавших курс информатики, отвечающий обязательному минимуму содержания основного общего образования по информатике и ИКТ, по учебникам и учебно-методическим комплектам к ним, имеющим гриф Министерства образования РФ.
Результаты экзамена могут быть использованы при комплектовании профильных десятых классов, а также при приеме в учреждения системы начального и среднего профессионального образования без организации дополнительных испытаний.
Особенности структуры экзаменационной работы в 2009 году
Экзаменационная работа содержит тест и практическую часть, для выполнения которой необходим персональный компьютер каждому экзаменующемуся. Экзаменационная работа по Информатике и ИКТ состоит из трех частей, содержащих 23 задания, которые выполняются в течение 2 часов (120 минут). Обучающиеся могут завершить работу досрочно. К выполнению части 3 обучающийся переходит, сдав бланк с выполненными заданиями частей 1 и 2 экзаменационной работы.
Части 1 и 2 экзамена выполняются в бланковой форме. При решении заданий частей 1 и 2 нельзя пользоваться компьютером, калькулятором, справочной литературой.
Задания по форме, содержанию, уровню сложности соответствуют действующему стандарту основного общего образования и традиционной школьной программе.
Представленный экзаменационный материал не зависим от конкретной реализации содержания предмета в существующих учебниках. Экзаменационную работу можно считать универсальной, поскольку содержание теоретической части ориентировано на федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, а содержание практической части предполагает проверку уровня компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это подразумевает, что при решении конкретной задачи курса Информатики и ИКТ или любой смежной области знаний необходимо опираться на теоретические знания и практические умения в области ИКТ.
Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и информационно-коммуникационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: «Представление и передача информации» (разделы 1.1 и 1.2 кодификатора), «Обработка информации» (разделы 1.3 кодификатора), «Основные устройства, используемые в ИКТ» (раздел 2.1 кодификатора), «Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов» (раздел 2.3 кодификатора), «Математические инструменты, электронные таблицы» (раздел 2.6 кодификатора), «Организация информационной среды, поиск информации» (разделы 2.7 и 2.4 кодификатора).
Экзаменационная работа состоит из трёх частей.
Часть 1 содержит задания из всех тематических блоков, кроме заданий по темам «Организация информационной среды, поиск информации». В этой части представлено 9 заданий базового и повышенного уровня сложности, все задания с выбором ответа, подразумевающие выбор одного правильного ответа из четырех предложенных.
Часть 2 включает задания по всем темам, кроме «Проектирование и моделирование». Она содержит 11 заданий базового и повышенного уровней сложности, задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде последовательности символов.
Задания части 3 направлены на проверку практических навыков по работе с текстовой и табличной информацией, а также на умение реализовать сложный алгоритм. В 3 части содержатся 1 задание повышенной сложности и 2 задания высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения. Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Части работы
|
Число заданий
|
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального балла за всю работу (26) |
Тип заданий
|
Часть 1 |
9 |
9 |
35% |
С выбором ответа |
Часть 2 |
11 |
11 |
42% |
С кратким ответом |
Часть |
3 |
6 |
23%
|
С развернутым ответом |
Итого: |
23 |
26 |
100% |
|
Распределение заданий экзаменационной работы
по уровню сложности
Часть 1 экзаменационной работы содержит 6 заданий базового уровня сложности и 3 задания повышенного уровня сложности.
Часть 2 содержит 7 заданий базового уровня сложности и 4 задания повышенного уровня сложности.
Часть 3 содержит 1 задание повышенного уровня сложности и 2 задания высокого уровня сложности.
Предполагаемый процент выполнения заданий базового уровня — 60 — 90%. Предполагаемый процент выполнения заданий повышенного уровня — 40—60%. Предполагаемый процент выполнения заданий третьей части — менее 40%.
Для оценки достижения базового уровня используются задания с выбором ответа и кратким ответом. Достижение уровня повышенной подготовки проверяется с помощью заданий с выбором ответа, кратким и развернутым ответом.
Для проверки достижения высокого уровня подготовки в экзаменационной работе используются задания с развернутым ответом.
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности заданий |
Число заданий
|
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального балла за всю работу (26) |
Базовый |
13 |
13 |
50% |
Повышенный |
8 |
9 |
35% |
Высокий |
2 |
4 |
15%
|
Итого: |
23 |
26 |
100% |
Критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом
Оценка выполнения заданий с развернутым ответом в рамках государственной (итоговой) аттестации по информатике и ИКТ в новой форме проводится с учетом полноты и правильности приведенного решения.
В соответствии с назначением и особенностями заданий с развернутым ответом и требованиями к подготовке учащихся по информатике и ИКТ, достижение которых проверятся данными заданиями, в решениях фиксируются следующие аспекты, характеризующие его полноту и правильность:
- конечный результат (текст, соответствующий заданному образцу – для задания по текстовому редактору, правильно отсортированный список учащихся – для задания в электронных таблицах, записан правильный алгоритм – для задания на умение реализовать сложный алгоритм);
- выполнений промежуточных действий;
- обоснование выводов, приводящих к правильному ответу.
Задание считается выполнено верно, когда получен правильный ответ при достаточном объеме обоснований, промежуточных действий, которые потребовались при переходе от исходных данных к конечному результату.
При определении шкалы балловых оценок за выполнение заданий мы опирались на следующие положения:
1. Задания с развернутым ответом рассчитаны на учащихся, способных продемонстрировать следующие умения:
- создать текст с использованием базовых средств текстовых редакторов и включением в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул.
- разработать технологию обработки информационного массива с использованием средств электронной таблицы или базы данных.
- разработать алгоритм для формального исполнителя с использованием условных инструкций и циклов, а также логических связок при задании условий.
2. Учащиеся, имеющие хорошую подготовку по предмету, не должны допускать грубых ошибок (вычислительных, орфографических, логических) при выполнении соответствующих заданий.
3. Оценка заданий определяется полнотой и правильностью выполнения задания.
Если решение учащегося отвечает всем этим требованиям, то его можно считать полным и правильным. В этом решении не должно быть ошибок или описок, которые могут привести к неверному ответу.
Для каждого из трех заданий с развернутым ответом, включенных в вариантах экзаменационной работы по информатике и ИКТ, разработана шкала выставления баллов за его выполнение.
Уровень требований к обоснованию ключевых моментов возрастает с уровня сложности задания.
В задании № 21 требуется создать в текстовом редакторе документ и написать в нем предложенный текст, точно воспроизводя все оформление текста, имеющееся в образце.
Баллы |
Критерии оценки выполнения задания |
2 |
Задание выполнено правильно. При проверке задания контролируется выполнение следующих элементов: 1. Основной текст набран прямым нормальным шрифтом гарнитуры с засечками размером 14 пунктов. 2. Текст в абзаце выровнен по ширине. 3. Правильно установлен абзацный отступ (1 сантиметр), не допускается использование пробелов или символа табуляции для задания абзацного отступа. 4. Текст в целом набран правильно и без ошибок (допускаются отдельные опечатки). 5. В тексте не используются разрывы строк для перехода на новую строку (разбиение текста на строки осуществляется текстовым редактором). 6. В основном тексте все необходимые слова выделены жирным шрифтом и курсивом. 7. Таблица содержит правильное количество строк и столбцов. 8. В обозначении км2 используется верхний индекс для символа «2». При этом в тексте допускается до 5 орфографических (пунктуационных) ошибок или опечаток. Также текст может содержать не более одной ошибки из числа следующих: 1. Используется шрифт неверной гарнитуры. 2. Используется шрифт неверного размера. 3. Одно слово, из выделенных в примере, не выделено жирным или курсивным шрифтом. 4. Не используется верхний индекс для записи «км2». 5. Шрифт в основном абзаце выровнен по левому краю. |
1 |
Ошибок, перечисленных выше, 2 или 3, либо имеется одна из следующих ошибок: 1. Отсутствует таблица, либо таблица содержит неправильное число строк и столбцов. 2. Основной текст набран курсивом или набран полужирным шрифтом. 3. Используются пробелы или символ табуляции для создания красной строки. 4. Используются символы разрыва строк или конца абзаца для разбиения текста на строки. При этом в тексте допускается до 10 орфографических (пунктуационных) ошибок или опечаток. |
0 |
Задание выполнено неверно или имеется не менее четырех ошибок, перечисленных в критериях на 2 балла, или не менее двух ошибок, перечисленных в критериях на 1 балл. |
Критерии выполнения задания № 22 учитывают только правильность хода решения и полученного ответа, но не включают требование к его обоснованию. Это объясняется тем, что при работе в табличном процессоре возможны различные варианты решения данного задания.
Баллы |
Критерии оценки выполнения задания |
2 |
Получен правильно отсортированный список участников. Способ выполнения задания при этом неважен. |
1 |
Допущена одна из следующих ошибок: 1. Правильно подсчитана сумма баллов и количество решенных задач для каждого участника, но сортировка выполнена неверно или не выполнена. 2. Сумма баллов для каждого участника не подсчитана или подсчитана неверно, сортировка выполнена либо только по количеству верно решенных задач, либо с учетом неверно подсчитанной суммы. 3. Количество верно решенных каждым участником задач не подсчитано или подсчитано неверно, сортировка выполнена либо только по сумме баллов, либо с учетом неверно подсчитанного числа решенных задач. |
0 |
Задание выполнено неверно или имеется не менее двух серьезных ошибок. |
В задании № 23 необходимо записать правильный алгоритм, не приводящий к уничтожению робота, полностью решающий поставленную задачу.
Баллы |
Критерии оценки выполнения задания |
2 |
Записан правильный алгоритм, не приводящий к уничтожению робота, полностью решающий поставленную задачу. Допускается использование иного синтаксиса инструкций исполнителя, более привычного учащимся. |
1 |
Алгоритм в целом записан верно, но может содержать одну или две легко устранимые ошибки. Примеры ошибок: 1. Робот разрушается в результате столкновения со стенкой, например, вследствие неверного определения конца стены. 2. Робот закрашивает лишнюю клетку или, наоборот, не закрашивает клетку, которую необходимо закрасить. 3. Нет инструкции движения вниз (ниже стены). |
0 |
Задание выполнено неверно, или возможных ошибок в алгоритме больше двух. |
Основные результаты экзамена по информатике и ИКТ в Саратовской области в 2009 году
Экзаменационную работу по Информатике и ИКТ выполняли 1240 обучающихся общеобразовательных учреждений из 34 районов Саратовской области, что составляет 5,47 % от общего числа обучающихся Саратовской области.
Экзамен по Информатике и ИКТ для обучающихся 9 классов в новой форме в 2008-2009 году проводился впервые. На экзамене были использованы контрольно-измерительные материалы, предложенные ФИПИ.
В среднем по области успеваемость составила 98,57 %, а качество усвоения знаний – 67,27%.
По области по результатам экзамена было выявлено количество «5» – 212, количество «4» – 702, количество «3» – 321, количество «2» – 7.
Соответствие среднего балла и отметки с максимальным баллом и отметкой представлено в Таблице 1.
Таблица 1
Максимальный балл |
Средний балл по области |
Максимальная отметка |
Средняя отметка по области |
26 |
16 |
5 |
3,9 |
Доля обучающихся, набравших балл выше среднего составляет 48,29 %, доля обучающихся, подтвердивших школьные отметки – 56,18 %, доля обучающихся, набравших максимальный балл – 3,83 %.
В результате проведения анализа результатов экзамена было выявлено, что процент соответствия результатов аттестации за год и экзамене составляет в среднем по области 61,43%.
В Части 1 экзаменационной работы были представлены задания на выявление уровня знаний по темам «Представление информации. Передача информации», «Обработка информации», «Основные устройства ИКТ», «Создание и обработка информационных объектов», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты, электронные таблицы».
Затруднения обучающихся выявлены следующие:
· « Математические инструменты, электронные таблицы» - 57%
· «Создание и обработка информационных объектов» - 54%
· «Обработка информации» - 47%
· «Представление информации. Передача информации» - 32%
· «Основные устройства ИКТ» - 30%
· «Проектирование и моделирование» - 17%
Если рассматривать затруднения обучающихся с точки зрения элементов содержания, то элементы выявлены следующие:
· умение оценивать количественные параметры информационных объектов;
· умение определять значение логического выражения;
· умение применять правила форматирования текста;
· умение читать диаграммы, планы, карты;
· умение кодировать и декодировать информацию;
· знание о файловой системе организации данных;
· знание технологии записи изображений и звука;
· умение представлять формульную зависимость в графическом виде;
· умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд.
Наибольшие затруднения у большинства экзаменующихся вызвали задание № 9 (исполнение готового алгоритма для формального исполнителя) и задание №2 (логическое выражение). Большая часть затруднений обучающихся связана с отсутствием необходимого количества часов для более подробного усвоения данного материала.
В Части 2 экзаменационной работы были представлены задания на выявление уровня знаний по темам «Представление информации. Передача информации», «Обработка информации», «Основные устройства ИКТ», «Создание и обработка информационных объектов», «Организация информационной среды, поиск информации», «Математические инструменты, электронные таблицы». Распределение затруднений следующее:
· «Обработка информации» - 60%
· «Представление информации. Передача информации» - 48%
· «Организация информационной среды, поиск информации» - 35%
· «Математические инструменты, электронные таблицы» - 27%
· «Основные устройства ИКТ» - 16%
· «Создание и обработка информационных объектов» - 12%
Элементы содержания, вызвавшие наибольшие затруднения у обучающихся, выполнявших вторую часть экзаменационной работы:
· умение переводить единицы измерения количества информации;
· знание и умение использовать основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл;
· умение исполнить линейный алгоритм, записанный на простейшем алгоритмическом языке;
· умение осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию;
· умение использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
· знание основных принципов создания текстов в текстовых редакторах;
· умение записать простой линейный алгоритм для формального исполнителя;
· умение определять скорость передачи информации;
· умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки;
· умение определять адрес ресурса в сети Интернет;
· умение осуществлять поиск информации в Интернет.
Наибольшее затруднение у большинства экзаменующихся вызвало задание № 18 (умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов). Учителям необходимо обратить внимание на преподавание темы «Алгоритмы и исполнители», особенно на вопросы составления и исполнения алгоритма исполнителя, обрабатывающего цепочки символов, и отработать с обучающимися навыки его записи на формальном и естественном языках.
В Части 3 экзаменационной работы были представлены задания на выявление уровня знаний по темам «Обработка информации», «Создание и обработка информационных объектов», «Математические инструменты, электронные таблицы». Все задания данной части экзаменационной работы выполнялись обучающимися с использованием компьютеров. Необходимо отметить, что при выполнении задания №23 у учащихся возникли затруднения с его правильным исполнением из-за отсутствия среды исполнителя. Затруднительным оказалось «увидеть» окончательный результат написанного алгоритма для предложенного исполнителя на естественном языке.
Распределение затруднений обучающихся, вызванных при выполнении заданий Части 3 представлено в Таблице 2.
Таблица 2
Тема курса |
% допущенных ошибок обучающимися |
Обработка информации |
67% |
Создание и обработка информационных объектов |
18% |
Математические инструменты, электронные таблицы |
80% |
Задание №21 не вызвало особых затруднений у обучающихся. Анализируя предложения членов предметной подкомиссии по Информатике и ИКТ, выявлены предложения педагогов области об усложнении данного задания и предложении обучающимся работать с уже готовым текстом, но при этом предложить им также работу с более сложными таблицами, графическими изображениями, формулами.
Задание №22 не стандартно и требует от ученика осмысленного и глубокого владения средствами табличного процессора, оно выявило недостаточную компетентность учащихся в использовании электронных таблиц. Мощность таблицы, предложенной для обработки очень велика для обучающихся 9 классов.
Задание №23, связанное с Исполнителем, целесообразно связать с построением и проверкой в программной среде.
Наибольшее количество ошибок было допущено при выполнении заданий темы «Обработка информации» третьей части экзаменационной работы – 64% обучающихся не справились с заданием, а 38 % не приступали к данному заданию. Также обучающиеся испытали затруднения при выполнении заданий по темам «Создание и обработка информационных объектов», «Математические инструменты, электронные таблицы».
Наименьшее количество затруднений было вызвано при выполнении заданий по темам «Основные устройства ИКТ» и «Представление и передача информации».
Рекомендации для учителей информатики по подготовке к экзамену и совершенствованию учебного процесса с учетом результатов экзамена по информатике и ИКТ в 2009 году
Изучить нормативные правовые акты, регламентирующие проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся общеобразовательных учреждений в независимой форме.
Проанализировать результаты аттестации по информатике и ИКТ в 2009 году.
Вносить изменения в поурочное планирование, выделяя резерв времени как во время проведения урока, так и во время обобщающего повторения для повторения и закрепления наиболее значимых и сложных тем учебного предмета за курс основной школы.
Подбирать задания с чёткими немногосложными формулировками, включающими понятную для обучающихся терминологию, для того чтобы формировать умения кратко, по существу вопроса (устного и письменного) излагать свои знания.
Развивать умения формулировать свои мысли, выполнять задания с развёрнутым ответом, комментируя устные ответы обучающихся и ошибки в логике высказываний на ту или иную учебную тему.
Выстроить систему контроля знаний, умений и навыков обучающихся, используя для этого задания, аналогичные заданиям экзаменационных материалов.
Проходить повышение квалификации на курсах повышения квалификации и проблемных семинарах разных уровней методической сети.
Заниматься самообразованием по вопросам, связанным с преподаванием школьного курса информатики и ИКТ и внедрением в практику преподавания предмета современных технологий, направленных на подготовку к тестированию.
В ходе обучения информатики и ИКТ необходимо обратить самое серьезное внимание на обеспечение усвоения всеми учащимися минимума содержания на базовом уровне.
Понятно, что этап формирования базовых умений у менее подготовленных школьников займет больше времени, чем у более подготовленных учащихся. Поэтому в арсенале учителя должны быть средства и методы, позволяющие обеспечить дифференцированный подход к учащимся, предоставить для учащихся со слабой подготовкой возможность более длительной отработки умений в ходе решения простых задач, а для более подготовленных – достаточно быстрый переход к решению задач повышенного уровня. Нужно заметить, что задач первичного закрепления базового материала в учебниках и во многих дидактических материалах очень мало. Поэтому при выборе дидактических пособий (задачников, рабочих тетрадей, карточек и т.п.) следует обращать внимание на наличие, элементарных заданий на закрепление изученного материала.
Анализ данных о выполнении заданий повышенного уровня сложности показывает, что они вызывают трудности у значительного числа учащихся, причем, не только у слабоподготовленных, но и у учащихся, продемонстрировавших при выполнении всей работы хороший уровень подготовки.
Особо следует обратить внимание на то, что задания, входящие в контрольные измерительные материалы по контролируемым в них элементам содержания не выходят за рамки образовательного стандарта. В этой связи, отметим, что успешное выполнение вариантов государственной итоговой аттестации всецело зависит от полноценного и глубокого изучения всего программного материала по действующим учебникам.
Таким образом, подготовка к государственной итоговой аттестации по информатики и ИКТ в новой форме должна быть обеспечена качественным изучением нового материала, продуманным текущим повторением, и, наконец, обязательным обобщением, систематизацией знаний из различных разделов курса информатики и ИКТ.
Приложение 1
Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по Информатике и ИКТ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать:
· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
· программный принцип работы компьютера;
· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
· создавать информационные объекты, в том числе:
· структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
· создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности — в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
· создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
· создавать записи в базе данных;
· создавать презентации на основе шаблонов;
· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, не компьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Приложение 2
Памятка. Деятельность педагога в рамках подготовки девятиклассников к итоговой аттестации.
На подготовительном этапе учитель должен обратиться к нормативным документам, определяющим содержание и структуру обучения информатике и ИКТ за период основного общего образования (обязательный минимум или федеральный компонент, примерные программы, авторскую программу), и согласовать деятельность на уроках с основными требованиями, предъявляемыми к знаниям, умениям и навыкам выпускников основной школы.
На организационном этапе педагогу необходимо ознакомить обучающихся со структурой и содержанием экзаменационной работы, процедурой проведения экзамена, с критериями оценки составных частей экзаменационной работы.
На содержательном этапе учитель должен осмыслить основные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам выпускников основной школы, и выстроить на завершающем этапе обучения подготовку к итоговой аттестации таким образом, чтобы как можно рациональнее было использовано оставшееся время, отобрав при этом для повторения и обобщения такие темы, которые вызывают затруднение у большинства обучающихся.
Приложение 3
Формы контроля на этапе подготовки обучающихся к выполнению экзаменационной работы
В современной системе контроля используются различные виды проверки знаний и диагностики усвоения знаний.
Этап подготовки обучающихся к выполнению экзаменационной работы за курс основного общего образования занимает продолжительный временной интервал. С точки зрения временного фактора различают следующие формы контроля: предваряющий, текущий, периодический и итоговый.
Предваряющий контроль предназначен для выявления уровня знаний, умений и навыков, а также развития учащихся к началу определённого этапа обучения.
Текущий контроль – систематическая проверка знаний, умений и практических навыков обучающихся, осуществляемая по ходу обучения и являющаяся элементом многих уроков, прежде всего комбинированных. Позволяет достаточно точно определить степень сформированности знаний, умений, навыков, практических действий, а также их глубину, прочность и совершенство. Учитель в этом случае не только определяет уровень овладения текущим материалом, но и обеспечивает повторение ранее пройденных тем. Осуществляется в виде устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы.
Периодический контроль – проверка и оценка знаний, осуществляемая после изучения крупных разделов программы или продолжительного времени обучения, учитывающая оценки текущего контроля. Осуществляется в виде контрольных работ, собеседований, зачётов, тестирования.
Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения, зафиксировать необходимый минимум подготовки, который обеспечит дальнейшее обучение. Проводится после изучения курса или в конце определённого этапа обучения (четверть, полугодие, семестр, окончание уровня образования). Его виды – зачёты, защита рефератов, переводные и выпускные экзамены.
В рамках подготовки к сдаче ГИА обучающимися по информатике и ИКТ можно использовать и возможности компьютерной техники наравне с стандартными формами и методами обучения. Наличие компьютерного класса предоставляет широкие средства и возможности для разноуровневой дифференциации и индивидуализации обучения и контроля результатов. Здесь, наравне с общеизвестными методами, учитель встречается с нетрадиционными средствами, с системами, реализуемыми через возможности программного пакета компьютера.
При подготовке обучающихся контроль за усвоением материала необходим, как при любой обучающей деятельности. Контроль может быть:
· индивидуальный контроль или контроль учителем;
· взаимоконтроль;
· самоконтроль.
Индивидуальный контроль (контроль учителем) |
Взаимоконтроль |
Самоконтроль |
· Устный опрос. · Зачет (устный, письменный). · Домашняя работа (контрольная, творческая). · Самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно – вариативная; эвристическая; творческая) · Диктант (компьютерный, цифровой). · Контрольная работа, лабораторная работа. · Тестирование. |
· Устный опрос (в парах, в группах). · Проверка самостоятельной работы по эталону (образцу), четкие критерии оценок. |
· Используя эталон или опорный конспект, справочный материал. · Тестирование. |
Рассмотрим некоторые из форм контроля знаний.
Диктант
Эта форма письменной проверки знаний дает возможности подготовить учащихся к усвоению нового материала, обобщению и систематизации пройденного, хорошей отработки навыков и умений при выполнении элементарных операций. Диктант представляет собой перечень вопросов, которые могут:
· продиктованы учителем через определенный интервал времени;
· продемонстрирована через проектор поочередно;
· представлены в виде таблиц с набором ответов.
Компьютерный диктант даст возможность проверить основы раздела «Информационные технологии», закрепить понятия и определения и сформировать навык ответа на задание за короткий промежуток, который необходим при решении первой части итоговой работы в ГИА. Необходимо научить выпускников из нескольких вариантов ответов выявлять ответы явно неверные и акцентировать внимание на верных ответах, который должны быть очевидными. С этой же целью можно проводить цифровой диктант, который позволяет не только проверить уровень усвоения темы, а также способствует развитию логического мышления, внимания. В ходе такого диктанта учитель читает высказывание, если обучающийся считает его истинным, он молча ставит в карточке 1, если нет - 0. Ответы группируются тройками чисел, например, 110, которые можно быстро проверить, в том числе и самими учащимися, например, обменявшись карточками с результатами с соседом по парте, а учитель с помощью проектора может спроецировать правильные ответы на экран.
Таким образом, на такую проверочную работу и ей проверку затрачивает небольшое количество времени, а результат виден и учителю и обучающимся сразу. Получив результат, учитель может скорректировать дальнейшую подготовку к ГИА с учётом результатов таких самостоятельных работ.
Зачет
Это одна из форм наиболее успешного закрепления знаний по пройденному материалу.
Открытые зачеты
Перед началом актуализации знаний по разделу курса учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач, а так же дополнительными вопросами и задачами. Зачет считается сданным только в том случае, если ученик выполнил все предложенные задания.
Закрытые зачеты
В этом случае учащиеся не знакомятся предварительно с вопросами и заданиями по теме, а получают их во время поведения зачета. При этом возможно использование карточек – инструкций в том случае, если учащийся не может справиться с заданием, с целью усвоения навыков решений заданий того или иного типа.
Тематические зачеты проводятся в конце изучения раздела, обязательно должны быть дифференцированными или разноуровневыми, многовариантными.
Тест
Тест представляет собой системы небольших по объему заданий, охватывающих в совокупности большой круг вопросов отдельных разделов курса Информатики и ИКТ.
Тесты могут быть представлены, например, следующими видами (в том количестве вариантов, которые необходимы):
· вид тестов, который предполагает заполнение пропусков или многоточий таким образом, чтобы получилось истинное высказывание. Учащиеся ограничиваются тем, что вместо многоточий они указывают одно – два слова, которые считают необходимо недостающими;
· вид тестов, при котором учащиеся должны установить, истинно или ложно каждое из предложенных высказываний. Учащиеся должны не просто дать ответ «да» или «нет», а проявить умение рассуждать, делать соответствующие выводы, распознавать верно сформулированное математическое предложение от неверного;
· вид тестов, предлагающий на выбор несколько ответов, среди которых есть верный и неверный и ответ, предполагающий отказ от выполнения задания. Количество ответов ограничено четырьмя наиболее значимыми (по аналогии с ЕГЭ), так как набор ответов должен быть легко обозримым для учащихся.
Очень важным элементом проверки знаний является и домашняя работа, которая в свою очередь позволяет систематизировать занятия по информатике и ИКТ. Помимо заданий на повторение и закрепление материала, можно предлагать обучающимся домашние контрольные работы в течение учебного года, при этом каждому ученику можно предложить свой вариант. В варианты домашней работы необходимо предлагать обучающимся задания из КИМов предыдущих лет, задания аналогичные которым уже были разобраны на уроках или в рамках факультативных заданий. Так же для таких заданий можно использовать «Открытый сегмент заданий», представленный на сайте ФИПИ.
С целью эффективного усвоения материала учителю необходимо использовать различные виды самостоятельных работ, которые в свою очередь ещё и разнообразят урок. Например, на первом этапе формирования навыка решение заданий, предлагаемых для итогового контроля в форме ГИА можно использовать воспроизводящую самостоятельную работу - решение по аналогии. Умение действовать по образцу не приходит само по себе, а требует специальных приемов учителя. В частности, важно осуществить - особенно при решении задач - классификацию материала, обеспечивающую постепенное развитие такого умения.
На следующем этапе можно применить реконструктивно-вариативные самостоятельные работы. Например, определить результат выполнения алгоритма или программы теоретически - это уже более сложная задача, требующая значительных знаний. Задания на составление алгоритма решения задачи позволяют развивать логический, конструкторско-аналитический и абстрактный способы мышления.
Приложение 4
Тестирование как вид контроля знаний
Тестирование используется при текущей, рубежной и итоговой проверке знаний, и даже нередко при приёме на работу. Поэтому очень важно со школьной скамьи приучить учащихся к технологии тестирования, научить их к технологии тестирования, научить их свободно оперировать своими знаниями при тестовой форме предъявления заданий.
Преимуществом тестирования является возможность охвата материала по всем разделам информатики. Оценивание результатов носит более объективный характер и не зависит от профессиональных и личностный качеств учителя. В результате учащийся может продемонстрировать свои учебные достижения на более широком содержательном поле информатики. И все это на фоне сокращения временных затрат на проверку знаний. Тесты логичны и непротиворечивы, интерпретация их однозначна, организация тестирования регламентирована.
Наряду с известными достоинствами у данного метода существуют и недостатки, которые, в основном, связаны с необходимостью подготовки тестов высокого качества. Вторая проблема касается сложности проверки аналитико-синтетических навыков учащихся.
Аттестация в форме тестирования предполагает получение широкого диапазона результатов обучения. Такой тест можно считать суммирующим. Предлагаемая система тестирования сформирована с учетом важных критериев: широта охвата материала курса, сложность и представительность выборки. Как и любая другая форма аттестации, тестирование нацелено на определение степени достижения результатов обучения. В отличие от устной аттестации, суммирующий тест содержит разноплановые задания, которые обеспечивают более глубокую проверку индивидуальных достижений учащихся.
Предлагаемая система тестирования предназначена для определения уровня обученности учащегося на основании некоторых критериев по оценке знаний, умений и навыков. Критерии выбраны, исходя из требований к уровню подготовки, зафиксированных в рамках базового минимума и на основании требований к индивидуальным результатам обучения курсу информатики, существующих в реальной практике.
Тестовые материалы ориентированы, в основном, на проверку результативности, мягко лимитированы по времени. Результаты теста учащийся фиксирует на специальном бланке.
Аттестация в форме тестирования является инструментом управления. При использовании тестовых технологий руководитель, не обязательно специалист в области информатики, в состоянии определить уровень подготовки учащихся, объективность его оценивания. Тестирование позволяет организовать отслеживание (мониторинг) уровня и степени подготовки учащихся. Тесты обладают вариативностью благодаря модульной организации (допускают развитие без изменения структуры). При их подготовке могут уточняться отдельные вопросы и задания, возможно дополнение новыми разработками. Сами тесты могут быть разграничены по уровням сложности или изменены наборы тестовых заданий при формировании вариантов.
Тест первого вида направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет не только определить, в какой степени обучающиеся подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала и судить о том, какие методы следует принять для ликвидации пробелов.
Тест второго вида применим, как правило, после изучения материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования ставится проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного, творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок.
Тесты третьего вида применяю для заключительного контроля после того, как уже проведены уроки по решению задач на разнообразное применение новых знаний. В такой тест необходимо включить вопросы, для определения глубины усвоения теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.
Систематичность в применении тестового контроля, как правило, формирует у обучающихся дисциплинированность и стремление к состязательности в усвоении программного материала.
Для эффективного использования всех форм и методов контроля при подготовке к ГИА по каждому разделу курса Информатики и ИКТ необходимо руководствоваться следующими правилами:
· определить, чего я, как учитель, хочу достичь данной проверкой;
· определить, что я, как учитель, хочу проверить и оценить;
· помнить, что проверять следует регулярно, тщательно и разнообразно, концентрируя при этом внимание на главном.
Приложение 5
Список литературы для подготовки к экзамену по информатике и ИКТ
К экзамену можно готовиться по учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях», помимо учебников, по которым ведется преподавание, рекомендуется использовать следующие издания:
- Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – 2-е изд. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2006. – 271 с.
- Лапшева Е.Е. «Машинная информатика» (ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»)
- Макарова Н.В. Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию.
- Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям
- Первин Ю.А. Лекции по Роботландии. – М.: КУДИЦ, 1994.
- Поднебесова Г.Б. Основы компьютерной алгебры. Элективный курс: учебное пособие/ Г.Б. Поднебесова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
- Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н.Бородин. – 5-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2008. – 463 с.
- Радченко Н.П. Школьная информатика: впереди экзамены/ Н.П.Радченко. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 475 с.
- Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – 3-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2006. – 416 с.
- Самылкина Н.Н. Материалы для подготовки к экзамену по информатике/ Н.Н. Самылкина, И.А. Калинин, Е.М. Островская - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 372 с.
- Самылкина Н.Н. Построение тестовых заданий по информатике: методическое пособие/ Н.Н. Самылкина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 176 с.
- Самылкина Н.Н. Экзамен по информатике в основной школе/ Н.Н. Самылкина. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. – 125 с.
- Сурчалова Л.В. «Кодирование информации» (МОУ «Лицей прикладных наук» г. Саратов).
Приложение 6
Интернет-ресурсы
1. Все для экзамена по Информатике и ИКТ http://www.examens.ru/otvet/11/9/
2. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://www.klyaksa.net/
3. Контрольные измерительные материалы (КИМ) по Информатике и ИКТ, http://www.fipi.ru/view/sections/92/docs/
4. Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/
5. Образовательные ресурсы портала Информатика http://www.alleng.ru/edu/comp2.htm
6. Сообщество творческих учителей информатики http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=6361tmpl=com
7. Ссылки по информатике http://marklv.narod.ru/inf/links.htm
8. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
9. Форум «ГИА в новой форме по информатике» http://pedsovet.org/forum/topic4861.html