Методические рекомендации к учебнику «Литература. 10 класс»
СОДЕРЖАНИЕ: Историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, названные в стандартеМетодические рекомендации к учебнику
«Литература. 10 класс»
под редакцией В.Г.Маранцмана
ПЛАНИРОВАНИЕ
Историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, названные в стандарте |
Тематическое планирование полного общего образования. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ |
Тематическое планирование полного общего образования. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ |
Драма как литературный род. Драма и комедия как жанры драматических произведений. Конфликт. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. |
А.Н.Островский Урок 1. Островский - первооткрыватель нового пласта русской жизни. Комедии Островского из купеческой жизни. Урок 2. Драма Гроза. Косный быт и волжские просторы. Урок 3. Законы темного царства. Дикой и Кабаниха. Урок 4. Попытки вырваться из темного царства (Кулигин, Варвара, Кудряш, Борис). Урок 5. Протест и покаяние Катерины. Урок 6. Образ грозы в пьесе Островского. Урок 7. Дискуссия по статьям Н.А.Добролюбова Луч света в темном царстве, Д.И.Писарева Мотивы русской драмы. |
А.Н.Островский Урок 1. Островский - первооткрыватель нового пласта русской жизни. Комедии Островского из купеческой жизни. Урок 2. Драма Гроза. Косный быт и волжские просторы. Урок 3. Законы темного царства. Дикой и Кабаниха. Урок 4. Попытки вырваться из темного царства (Кулигин, Варвара, Кудряш, Борис). Урок 5. Протест и покаяние Катерины. Урок 6. Образ грозы в пьесе Островского. Урок 7. Дискуссия по статьям Н.А.Добролюбова Луч света в темном царстве, Д.И.Писарева Мотивы русской драмы. Урок 8. Комедия Лес. Символизм названия пьесы. Власть денег. Урок 9. Мотив горячего сердца в пьесе Островского. |
А.Н. Островский. Гроза, Бесприданница.
А.Н.Островский как художник купеческого Замоскворечья. Появление Островского в период расцвета дворянской культуры с устойчивыми традициями. Поиски Островским самобытности русской национальной литературы в связи с воззрениями славянофилов и последующим философским осмыслением своеобразного развития русской истории (Владимир Соловьев). Выбор жанра драмы как способа наиболее живого воздействия на широкий круг современников. Особенности драмы как вида искусства.
Предварительное задание к уроку по пьесе Гроза: журналист приезжает в город Калинов и, познакомившись с жизнью города и его обитателями, пишет очерк. Фон, на котором происходит драма семьи Кабановых. Развитие драмы Катерины (чтение сцен по выбору учеников). Развитие действия, где каждая сцена имеет свой малый конфликт, переходящий в общую коллизию пьесы. Комментарии учеников как режиссеров к исполнению роли Катерины. Выбор учениками фразы, сцены для характеристики Катерины. Близость образа Катерины современному театру. Рассказ-доклад об исполнении роли Катерины различными актрисами (Стрепетова, Ермолова, Никулина-Косицкая) с подготовленным чтением сцен из пьесы. Семья Кабановых. Понятие семьи: каковы должны быть отношения в семье в представлении учеников – и семья Кабановых. Отсутствие любви в доме, где все держится лишь на старозаветных традициях и чувстве долга. Кабанова как глава семьи, семейного клана. Ее требования к детям и невестке. Отношения поколений в пьесе. Отбор сцен, эпизодов, связанных с потребностью человека мечтать, любить, творить. Конфликт серости, самодурства, невежества с неумирающей потребностью мыслить и чувствовать. Судьба Кулигина. Провинциальный город в России. Оборотная сторона потребности людей к познанию мира при отсутствии знаний – бытовая мифология.
Творческая работа по теме: Имеет ли смысл изобретать вечный двигатель?. Творческая работа: встреча Островского с труппой актеров Малого театра для представления пьесы, ее героев. Основная мысль пьесы и представление каждого из героев характерной для него репликой.
Бесприданница . Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Возрастающее влияние городской культуры на женские образы этой пьесы (выборочное чтение учителя). «Бесприданница» – фактически городская, мещанская драма. Сопоставление ключевых слов Катерины и Ларисы. Сравнение двух культур. Отражение движения времени в пьесе Бесприданница. Карандышев – агрессия маленького человека. Карандышев и Башмачкин. Паратов – воплощение потребности в воле, свободе и действиях. Размышления учеников о том, почему Лариса любит именно Паратова. Рецензирование фильма Э.Рязанова Жестокий романс.
А.Н.Островский в русской критике. Тезисы статей, подготовленные учениками по группам: Ап.Григорьев. Русская изящная литература в 1852 г.; Н.Добролюбов. Луч света в темном царстве; Д.Писарев. Мотивы русской драмы. Восприятие театра Островского современными писателями.
Теория литературы. Спектакль и экранизация как формы художественного прочтения пьесы.
Внеклассное чтение. А.Володин. «Старшая сестра».
Литературное творчество. Критическая статья по любой прочитанной пьесе А.Н.Островского с использованием законов публицистического жанра. Критическая статья Мир Островского на сцене и на экране. Очерк журналиста, побывавшего в городе Калинове или Бряхимове.
Сочинения: Монолог Катерины с ключом и партитура чувств для его выразительного прочтения, Как бы я поставил(а) сцену свидания Катерины с Борисом, Почему неизбежен конфликт между Катериной и Кабановой?, Размышления о жанровой природе Грозы: драма или трагедия?, Чем вызвана гроза над городом Калиновым?, «В чем своеобразие конфликта пьесы Гроза?», Роль Катерины в интерпретации Стрепетовой (Никулиной-Косицкой, Ермоловой и др.) , Лариса Огудалова и ее поклонники. «Бесприданница в киноверсии Э.Рязаиова».