Методические рекомендации к урокам литературы Гречишникова Марина Анатольевна
СОДЕРЖАНИЕ: Час факультатива по литературе в 8 классе. Стихотворный размер как одно из средств создания поэтического образаМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УРЕНГОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
629860, ЯНАО, Пуровский район, п. Уренгой, ул. Геологов, д. 43,
телефон (34934) 9-25-67, 9-14-70
ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Методические рекомендации к урокам литературы
Гречишникова Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы, методист
Адрес автора: 629860, ЯНАО, Пуровский район,
п. Уренгой, микрорайон 5, д. 3, кв. 8
телефон (34934) 9-16-62
Уренгой, 2010 год
Содержание
1 |
Зачем анализировать стихи |
стр.3 |
2 |
Анализ лирического стихотворения (примерная схема) |
стр.4 |
3 |
Вместо заключения |
стр.5 |
4 |
Час факультатива по литературе в 8 классе. Стихотворный размер как одно из средств создания поэтического образа |
стр.6-8 |
5 |
Урок из часов развития для 11 лицейских классов. «Кроме любви твоей, мне нету солнца» |
стр.8-12 |
6 |
Фрагменты занятий, посвященных анализу лирического стихотворения |
стр.12-23 |
1. ЗАЧЕМ АНАЛИЗИРОВАТЬ СТИХИ?
Уроки изучения лирики занимают особое место в школьной практике и справедливо считаются одними из самых сложных. Почему?
Лирика – самый субъективный по форме выражения род литературы. Главный способ создания художественного образа в ней – “самораскрытие” автора. Изображая человеческое чувство, автор лирического произведения пишет, прежде всего, о самом себе, о том, что пережито и перечувствовано лично им. Но в его чувстве мы видим черты, характерные для героя его времени, черты его эпохи. В лирике каждый образ имеет “двойной” смысл: конкретный и обобщенный. В ней все – “подтекст”. Редко когда авторские чувства выражаются напрямую. Гораздо чаще они зашифрованы в образной ткани стихотворения.
Анализ стихотворения должен вести к открытию, глубокому пониманию поэзии, разгадке ее тайны. Обучаясь анализу лирики, учащиеся приобщаются к возвышенному через чтение высококлассных текстов. Восприятие поэзии складывается из взаимодействия трех элементов:
ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЭМОЦИИ |
ВООБРАЖЕНИЕ |
ОСМЫСЛЕНИЕ |
(первое впечатление, переживание) |
(работа души, фантазия) |
(постижение авторского замысла) |
Это предполагает не только общение с автором произведения, согласие или мысленный спор с ним, но и открытие нового в жизни, познание самого себя.
Итак, что же дает поэзия человеку? Как и зачем ее анализировать?
# Поэзия обогащает человека эмоционально, развивает природное чувство прекрасного, эстетический вкус. Ведь поэзия – это искусство.
# Поэзия – это искусство слова. Слово, язык для человека – важнейшее средство освоения мира. И именно в поэзии язык предстает во всем своем величии. Только поэтическое слово “переливается” всеми гранями. Анализ стихотворения позволяет постичь не только тайну души, но и тайну языка.
# Прочесть лирическое стихотворение – “не безделица”, как выразился Н.В. Гоголь. Его надо пережить, “пропустить” через себя, прочувствовать и понять, чтобы донести до слушателей “музыку души” поэта, чтобы и они пережили те же чувства. Поэзия воспитывает талантливого читателя.
# Талантливый читатель заново испытывает удивление перед миром, интерес к нему. Поэзия помогает познать, объяснить и заново открыть для себя действительность.
# Поэзия помогает воспитывать душу, а это – “самое сложное искусство”, но и самое прекрасное.
Таким образом, главная цель уроков литературы, посвященных анализу лирического стихотворения, – воспитание: духовное, нравственное, чувственное, эстетическое. И задача учителя – приобщить к этому увлекательнейшему занятию своих воспитанников. Уроки анализа лирического стихотворения – это уроки сотворчества. Только тогда они становятся интересными, а поэзия – любимой.
2. АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ (ПРИМЕРНАЯ СХЕМА)
Восприятие лирики всегда индивидуально, поэтому многое при анализе может быть спорно. Главное – научить учащихся аргументированно отстаивать свою точку зрения, опираясь на знания теории литературы и стихосложения.
Схема построения лирического стихотворения может выглядеть примерно так:
ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ (схема)
|
|
|
||
Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить:
# непосредственное содержание лирического произведения – переживание,
чувство;
# “принадлежность” чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении:
лирический герой (образ в котором выражены эти чувства);
# предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая – косвенная);
# организацию (композицию) лирического произведения;
# своеобразие использования изобразительно – выразительных средств;
# лексический рисунок;
# ритмику;
# звуковой рисунок;
# интонацию.
Важно также учесть контекст, в котором создавалось стихотворение, т.е. историческую обстановку или моменты биографии автора.
3. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Знание и понимание “законов” стиха способствует более глубокому восприятию поэтического текста. В каждом искусстве есть технологическая сторона. Стиховедение из всех областей литературоведения наиболее четкая, техничная. Сами поэты, как правило, прекрасные стиховеды. Многие создавали руководства по стихосложению (Ломоносов М.В.. Тредиаковский В.К., Маяковский В.В.). Хочется отметить, что поверка “алгеброй гармонии” самими поэтами не мешает им творить эту “гармонию”.
Пользоваться предложенной выше схемой лучше в старших классах, т.к. учащиеся уже достаточно хорошо знакомы с понятиями содержания и формы, теорией стихосложения. Необходимо учесть, что данная схема только помогает упорядочить ход рассуждений, не упустить важные элементы “построения” лирического произведения. Не следует использовать её как обязательный план анализа. Ведь на каждом конкретном уроке учитель ставит перед учащимися определенную цель, решает частные задачи. Поэтому анализ может быть частичным, выборочным, сопоставительным и т.д. На уроке можно обсуждать сразу несколько произведений, объединенных одной темой. Возможны и часы, посвященные анализу только одного произведения. Главное – научить мыслить, разбудить чувственное восприятие, показать красоту и изысканность поэтической речи.
Я предлагаю вашему вниманию несколько фрагментов уроков, посвящённых анализу стихотворений, а также разработку факультативного занятия для 8 класса по изучению стихотворных размеров. Надеюсь, учителей литературы заинтересует урок «Кроме любви твоей, мне нету солнца…» (Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Лиличка!»).
ЧАС ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 8 КЛАССА
Тема: Стихотворный размер как одно из средств
создания поэтического образа
Цель: расширить представления учащихся о стихотворных размерах.
Задачи:
Обучающие – используя сравнительный и выборочный анализ, на практике показать важную роль стихотворного размера в создании общего фона стихотворения, его настроения, передаче чувств лирического героя;
Развивающие – развитие навыков анализа лирического текста, умений применять на практике знания по теории литературы;
Воспитательные – учить понимать, воспринимать, любить поэзию, ценить красоту поэтического слова.
ХОД УРОКА
Учащиеся умеют определять стихотворный размер, но, к сожалению, не до конца понимают важную роль этого поэтического средства в создании лирического образа. Для большинства учащихся понятие стихотворного размера остается только литературным термином. На уроках, посвященных лирике, больше внимания уделяется тематике и проблематике произведения, подробный анализ проводится редко. Возможность детального анализа и практической отработки есть, пожалуй, только в школах с углубленным изучением литературы или на факультативах. Подобное занятие можно провести при подготовке к выпускным экзаменам с целью систематизации знаний учащихся.
I. Вступительное слово учителя.
Сообщение цели и задач урока.
II. Работа в творческих группах.
Класс делится на 5 групп. Учащиеся получают карточки с текстами 2-3 стихотворений, написанных одним размером. Вопросы можно записать на доске, т.к. они одинаковы для всех:
1. Определите тему и основную мысль стихотворения.
2. Каким настроением наполнено произведение?
3. Определите размер.
4. Помогает ли размер передать настроение, чувства, эмоциональный строй стихотворения? Как?
III. Выступления учащихся. Защита творческих работ.
К каждому из пяти сообщений учитель может добавить некоторые исторические факты и сведения по теории стихосложения. Можно дать такое задание заранее нескольким учащимся.
IV. Материалы в помощь учителю и учащимся.
1.Ямб – двусложная стопа с ударением на втором слоге.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(А.С. Пушкин “И.И. Пущину”)
В древнегреческой мифологии Ямб – сын нимфы Эхо и бога Пана. По другой легенде, весёлые песни служанка Ямба пела для печальной Деметры.
Ямб – возвышенный, энергичный размер, самый распространенный в русской поэзии. Любимый размер Пушкина. Им написан “Евгений Онегин”, ”Маленькие трагедии”. Это излюбленный размер баснописцев. Грибоедов писал ямбом “Горе от ума”. Был обязателен для од в эпоху классицизма.
Для ямба характерны благородство и великолепие.
2. Хорей – двусложная стопа с ударением на первом слоге.
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
(М.Ю. Лермонтов “Дары Терека”)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
(А.С. Пушкин)
Название размера указывает на связь с пляской (греч. “плясовой”, “бегущий”). Хорей – веселый размер, поэтому используется в стихотворениях для детей. К.И. Чуковский (“Муха-цокотуха” , ”Мойдодыр”) называл хорей размером “детских экспромтов”.
Хореем написаны и многие стихотворения, исполненные грустных настроений, их интонация неторопливая. Многие из них впоследствии стали романсами. Например, “Выхожу один я на дорогу” М.Ю. Лермонтова, “Не жалею, не зову, не плачу” С.А. Есенина.
3. Дактиль – трехсложная стопа с ударением на первом слоге.
Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день –
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг передо мной промелькнет твоя тень.
(Н.А. Некрасов “Еду ли ночью по улице темной”).
Дактилем называлась трехсложная стопа, где первый слог был долгим, второй и третий – краткими. Выразительно этимологическое значение слова (греч. “палец”): стихотворная стопа уподоблена пальцу, где большая фаланга по длине равна двум остальным. Изобретение этой стопы приписывалось богу Дионису, беседовавшему с людьми стихами.
Нередко прибегает к дактилю М.Ю. Лермонтов: “Тучи”, “Я, матерь Божия, ныне с молитвою…”. Но особенно характерны дактилические стихи для Н.А. Некрасова: “Несжатая полоса”, “Железная дорога”, “Дедушка Мазай и зайцы”. Дактиль предполагает неторопливую интонацию, нисходящую.
4. Амфибрахий – трехсложная стопа с ударением на втором слоге.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз–воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.А. Некрасов “Мороз, Красный нос”).
Этимологическое значение слова “амфибрахий” подчёркивает структуру стопы (греч. “короткий с боков”): второй слог долгий, первый и третий краткие. В этом размере переплетаются нежность и живость. Амфибрахические стихи отличает ровная интонация, поэтому размер широко используется в повествовательной лирике и в лиро-эпосе, в частности в балладах, поэмах. Например, “Лесной царь” В.А. Жуковского, “Песнь о вещем Олеге” А.С. Пушкина, “Иван Сусанин” К.Ф. Рылеева, “Три пальмы” М.Ю. Лермонтова.
5. Анапест – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге.
Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
(А.А. Фет “Пчелы”).
В античной метрике анапест (греч. “отраженный назад”) – трехсложная стопа, где первый и второй слоги были краткими, третий – долгим. При исполнении анапестических стихов в Элладе приплясывали, отбивая ногой такт на последнем слоге стопы. Согласно легенде изобретатель анапеста – поэт Тиртей, воодушевлявший воинов стихами-песнями, выдержанными в этом размере.
Восходящая интонация выразительно оттеняет усиление, градацию эмоционального напряжения в балладах. В репертуаре русских поэтов анапест широко используется с середины XIX века. Этот размер обычно легко узнается: “Размышления у парадного подъезда”, “Рыцарь на час” Н.А. Некрасова, “В ресторане”, “Соловьиный сад” А.А. Блока.
V. Выводы.
- Насколько важно для поэта выбрать стихотворный размер?
- Что передает стихотворный размер?
- Как создается лирический образ?
Выразительность поэтической речи зависит не только от искусства извлекать из слова богатство смысловых оттенков, не только от лексической стороны речи – важна и формальная сторона. Русские поэты – наследники многовековой традиции стиха. Выбирая тот или иной размер, поэт надеется на встречу с подготовленным читателем. Поэтому так важно изучать и уважать “законы” стиха.
УРОК ИЗ ЧАСОВ РАЗВИТИЯ ДЛЯ 11 ЛИЦЕЙСКИХ КЛАССОВ.
Тема: Кроме любви твоей, мне нету солнца…
(Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Лиличка!»)
Цель: раскрыть для учащихся духовный мир Маяковского – лирика, трагический образ поэта и любящего человека.
Задачи: обучающие – расширение представлений о художественном мире В.В. Маяковского; новаторство поэта в любовной лирике;
развивающие – развитие навыков анализа лирического стихотворения, языкового чутья, выразительного чтения;
воспитательные – воспитание культуры чувств, чувства прекрасного, обогащение духовного мира.
«Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются стихи, и дела, и все пр. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным».
В.В. Маяковский
«Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь».
В.В.Маяковский
Ход урока.
- Оргмомент. Запись темы.
- Вступительная беседа.
- Почему любовь является одной из ведущих, «вечных» тем поэзии? (Любовь – самое сильное чувство, оно дает пищу для творчества; лирика есть чувство, поэтому тема любви в поэзии – самая древняя и, пожалуй, главная. Данте, Шекспир, Петрарка, Пушкин…)
- Запишите эпиграфы к уроку как подтверждение вышесказанного. О Маяковском много спорили и спорят до сих пор. Действительно, В.В. Маяковский – фигура огромная и спорная. Кем же была его единственная любимая женщина, его вдохновительница, его муза?
- Как только не называли Лили Юрьевну Брик: «Святая муза», «Беатриче», «Пиковая дама советской поэзии», «Убивица», «Черная дыра». Попробуйте предположить, почему. («Муза», «Беатриче» - вдохновила М. на стихи; «Убивица» - обвинение в смерти поэта; «Пиковая дама», «Черная дыра» - неизвестная, потемки души, рок. Женщина – бездна.)
- Какой она была? Что двигало ею? Что она любила и ненавидела?
- Роковая женщина В.В.Маяковского. Сообщение учащихся о Лили Брик.
Слайды.
(Материалы в помощь учителю)
Они встретились впервые летом 1915 г., хотя были наслышаны друг о друге до этого Л.Ю. стала новой и единственной героиней в жизни и творчестве В.М. С 1915 года М. посвящал печатно Л.Ю. все свои поэмы. В 1928 г. вышел первый том его собрания сочинений. Посвящение гласило: Л.Ю.Б. – тем самым поэт посвятил ей все, им написанное и до, и после знакомства.
Поэт не просто любил Лилю, он пылал любовью к ней.
Лили любила Маяковского, она всегда любила мужчин. А еще она любила буржуазный комфорт и всю жизнь прожила в материальном достатке. Любила быть в центре внимания, окружала себя людьми со звонкими именами. Держала салон, в котором постоянно кружилась элитарная публика: поэты, художники, артисты, государственные деятели, чекисты. Она ненавидела скуку. До самой старости сохранила интерес ко многому: с увлечением отдавалась то балету, то кино, то литературе, то издательской деятельности.
Но главная и неизменная ее забота – всегда оставаться, женщиной. Быть женщиной – это ее призвание (увы, не каждой дано).
Лили Брик не была красавицей, но была пикантной, интригующе желанной, сексуальной. (Фотографии А.М.Родценко; портрет Л.Ю.Б. работы В.В.Маяковского и др.)
Павел Антокольский посвятил ей оду:
Я слишком редко видел вас,
Но с давних дней запомнил твердо
Сиянье двух огромных глаз
На той обложке полустертой…
«Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, непостоянной, влюбленной, умной и какой угодно», - писал о ней Виктор Шкловский.
В Лили Брик была не только своеобразная красота, но нечто притягательное, магнетизирующее. Любовь Маяковского создала для Л.Ю. дополнительную притягательную ауру в обществе; кто из других женщин может похвастаться, что ее так бешено любят и посвящают ей такие талантливые лирические признания?
Правда, было одно неудобство: гиперболическая любовь М. Его страсть, не знавшая пределов. « Володя не просто влюбился в меня, - признавалась Л.Ю., - он напал на меня, это было нападение.»
Их жизнь была наполнена животной символикой: Маяковский был щенком (Щен, Щеник, Щенятка), Лиля была кошечкой (Киса, Кисик, Кисит). Однако безоблачной кошаче – щенячьей жизни не было: натуры были не те. Слишком громадным и взрывным был Маяковский, да и «кисик» Лиля была весьма самостоятельна, самолюбива и норовиста, как та хрестоматийная кошка, которая любила гулять сама по себе.
Она держала М. на «коротком поводке»: увлечения – пожалуйста; создать семью – никоим образом. Это мучительно для поэта? Но «страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи», - вот ее позиция.
14 апреля 1930 года Маяковский ушел из жизни. Самоубийство или убийство? Лили Брик считала, что это – самоубийство. Она всегда верила, что рано или поздно это произойдет. Полонская пишет в воспоминаниях: «М. рассказывал мне, что очень любил Л.Ю. Два раза хотел стреляться из – за нее, один раз выстрелил себе в сердце, но была осечка.»
После смерти поэта Л.Ю. Б. продолжала жить. Она была весьма жизнелюбива. Четыре раза не официально была замужем (официальным навсегда остался Осип Брик), причем с каждым годом ее мужья становились все моложе. А далее не будем домысливать, а обратимся к воспоминаниям хорошо знавшей Лили Брик Татьяны Лещенко – Сухомлиной.
24 апреля 1944 года (Л.Ю. 52 года): «У нее такие маленькие беззащитные руки … Очень красивые, маленькие ноги, круглые теплые темно – карие глаза и рыжие волосы…»
15 августа 1956 года (Л.Ю. 65 лет): « Очень медленно, восхитительно медленно, но она стареет, уходит … Руки стали как пожелтевшие осенние лепесточки, горячие, карие глаза чуть подернуты мутью, золотисто – рыжие волосы давно подкрашены, но Лиля – проста и изысканна, глубоко человечна, женственнейшая женщина с трезвым рассудком и искренним равнодушием к «суете сует».
22 октября 1958 года: «С головы до ног – женщина, ни капли «дамского», ни капли «бабского». Умная, добрая, деликатнейшая…»
20 ноября 1961 года: «Жизнь Лили была трагичной, несмотря на весь внешний блеск она была счастлива, пожалуй, лишь в ранней молодости. Если вынуть Лилю из ореола, который ее окружает, то останется сухая и даже жестокая, умная, крайне «материально настроенная» женщина, делающая добро не от сердца, а от разума …»
Но природу нельзя обмануть. Рано или поздно надо платить по счетам. На 87 году жизни Лили Юрьевна сломала шейку бедра. Она знала, что в ее возрасте от такой напасти излечиться невозможно. Значит, впереди – неподвижность. Этого она допустить не могла.
4 августа 1978 года Лиля Брик покончила с собой, приняв много таблеток снотворного. Она предвидела свой конец. Это была сильная, волевая женщина. За 19 лет до кончины она составила завещание: «Пепел мой прошу не хранить, а развеять где – нибудь по полю.»
Эта ее воля была выполнена. 17 мая 1979 года на огромном звенигородском поле в Подмосковье, вблизи деревушки Бушарино. Ветер порывисто подхватил пепел и разнес его по полю…
Теперь на том поле стоит валун, величественный и тяжелый. На нем выбиты буквы: Л.Ю.Б. – Лили Юрьевне Брик.
- Что поразило вас в личности Лили Брик? Чем притягательна эта женщина? Согласны ли вы с определением «роковая»?
- Анализ стихотворения «Лиличка!»
- Текст читает учитель или CD (актёрское исполнение).
- Размышления о прочитанном. Задача учителя – направлять ход рассуждений, а не задавать наводящие вопросы. Учитель дает возможность выразить каждому свое видение, свое прочтение стихотворения. На первый взгляд, такой анализ не представляет связного текста. Но здесь главное – умение учащихся аргументировано отстоять свою точку зрения, показать владение навыками литературного анализа, теорией литературы. Последовательность и логичность сохраняются. Текстом эти разрозненные высказывания становятся в сочинении.
- Отличается ли стихотворение от прочитанного ранее о любви? Чем?
- Найдите общие черты со стихотворениями Пушкина, Лермонтова, Блока и др. (Едина тема, форма монолога, посвящение, письмо, интимность.)
- Адресат назван. Как рисует автор Ее присутствие в стихотворении? (Выгонишь, руки твои, дорогая, хорошая… Ее нет рядом, но Она – повсюду, незримо присутствует.)
- В каком душевном состоянии находится лирический герой? (Волнуется, нервничает, страдает, мучается, чувства разрывают его.)
- «Дым табачный воздух выел» - сигарета за сигаретой, сильное волнение, переживание, тревога.
- «Голова в крученыховском аде» - речь о поэме А.Крученых и В.Хлебникова «Игра в аду».
- «Сердце в железе» - напряженное ожидание, неизвестность давят (оковы любви), предчувствие разлуки, боязнь потерять любимую.
- Поэт «душу цветущую любовью выжег». Не просто красивая, а потрясающая метафора. Ср. «пожар любви», «огонь страсти». У М. – мощнее, гиперболичнее.
- Докажите, что без любви жизнь для лирического героя теряет всяческий смысл. Его не радуют ни солнце, ни море, отказывается от денег и славы. Думает о самоубийстве:
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
- Вдумайтесь только, четыре способа уйти из жизни. В этих строках сила и одновременно осознание собственного бессилия. (Вернитесь к эпиграфу.)
- В стихотворении чувствуется необыкновенная мощь, шквал эмоций. О себе поэт говорит: дикий, обезумевший. Сравнивает себя с быком, слоном. Бык, измученный трудом, изнуренный слон не могут сравниться со страдающим поэтом. Его душевные муки тяжелее, унять их может только любовь.
- Все стихотворение дышит нервным напряжением, страданием. Это крик души.
- Стихотворение держится на ритме, прерывистом, напряженном. (Тонический стих, «лесенка», обилие тире, обособленных одиночных причастий, паузы. Слова словно застревают.)
- Необычная лексика Маяковского:
метафоры – «тело в улицы брошу я» (от безысходности, душевной боли; разлука невозможна, это смертельная рана; без любви поэт – только тело, хочется добавить – бездыханное);
- «отчаяньем иссечась» (кровоточащая израненная душа, физически ощущается боль отчаявшегося поэта);
- «сломанная дрожью рука» (сломанная – опять физически ощущаешь происходящее, словно не поэт страдает, а ты сам);
- «слов сухие листья» (это у Маяковского – то ! сухие);
эпитеты - «в мутной передней» (это в глазах темнеет и расплывается окружающая действительность, п.ч. любимая бросила, выгнала, «изругав» );
«исступленный» (от любви, счастья и осознания, что она никогда не будет его);
- «обиженных жалоб», «в опожаренном песке», «суетных дней» и др. погружают читателя в мир души поэта.
- Аллитерация в строках «Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша?» - шквал страстей утихает, что еще сказать о любви? Как выкричать боль? Как вернуть Ее? Она идет, уходит, а осенние листья летят вслед, стелются к Ее ногам. Своей любовью поэт выстилает дорогу любимой.
- В конце стихотворения – надежда. Разве может угаснуть такая любовь?
- Стихотворение написано в 1916г. Впереди еще 14 лет любви, страсти, разлук, возвращений… Знал ли Он, что Она Его не любила? Ответ в стихотворении: «уходящий шаг». Для Лилички Он был «одним из». (Вернитесь к эпиграфу.)
- Переписка Маяковского и Лили Брик. Инсценированное чтение.
Он: «Дорогой дорогой Лилик! Буду часто выходить за околицу и грустный закрывая исхудавшею ладонью косые лучи заходящего солнца глядеть вдаль не появится ли в клубах пыли знакомая фигура почтальона. Не доводите меня до этого! Целую Лилиньку!»
Она: «У меня болит колено и вторую неделю не танцую. Это очень противно. Я на три фунта потолстела и пришла в отчаянье. Целую тебя, Володенька. Лиля.»
Он: «У меня по – старому. Живу как цыганский романс: днем валяюсь, ночью ласкаю ухо. Все женщины меня любят. Все мужчины уважают. Все женщины липкие и скучные. Все мужчины прохвосты.»
Она: «Милый Щененок, я не забыла тебя. Свою комнату оклеила обоями – черными с золотом; на двери красная штофная портьера. Для веселья купила красных чулок, и надеваю их когда никто не видит – очень весело!! Ужасно люблю получать от тебя письма и ужасно люблю тебя.»
Она: «Любимый мой щеник! Не плачь из – за меня! Я тебя ужасно крепко и навсегда люблю! Жди меня! Не изменяй!»
Она: «Волосик! Не грусти, мой щеник! Не забуду тебя – вернусь обязательно. Не изменяй мне в Харькове! Все обо мне заботятся. У меня масса цветов. Я уже писала вам, что абсолютно верна вам. Сволочной котенок! Опять ты не пишешь! Как тебе без меня живется? Мне без тебя очень плохо.»
Он: «Очень по тебе скучаю, очень люблю и очень тебя жду. Волнуюсь что к твоему приезду не сумею написать стих для тебя. Стараюсь страшно.»
Он: «Ты совсем не должна меня любить но ты скажи мне об этом сама. Прошу. Конечно ты меня не любишь но ты мне скажи об этом немного ласково. Какая я ни есть дрянь я немного все таки человек. Мне просто больно только напиши верно правду! Целую твой Щен.»
Он: «Я ужасно грущу по тебе. Ежедневно чуть не реву. Делай как хочешь ничто никогда и никак моей любви к тебе не изменит.»
Она: «Если есть пришли еще денег, а то мне с ремонтом не хватит. Если у тебя нет – займу… Телеграфируй – отдохнул ли. Ужасно крепко тебя люблю».
Она: «Неужели не будет автомобильчика! А я так замечательно научилась ездить!!! Пожалуйста привези автомобильчик.»
Она: «Мы все тебя целуем и ужасно любим. А я больше всех. Твоя Лиля (кошечка).»
(Можно использовать другие фрагменты переписки из книги Бенгта Янгфельдта. )
- Насколько сильна их любовь?
- Итоги. Выводы
- Что нового открыли вы для себя в личности поэта?
- В чем новаторство М. в любовной лирике? (Необычные метафоры, эпитеты, сравнения; глубина чувства, крик души, словно погрузились в духовный мир поэта, физически ощутили его боль и страдания.)
- Почувствовали ли вы «громаду – любовь» в стихотворении?
ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ,
ПОСВЯЩЁННЫХ АНАЛИЗУ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ.
- Проанализируйте стихотворение Тютчева «День и ночь» - стихотворный размер, лексику, синтаксис, композицию стихотворения; сформулируйте основные мотивы этого стихотворения и его связи с другими стихами поэта.
День и ночь
На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День – сей блистательный покров –
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день – настала ночь; -
Пришла – и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!
Начало 1839
В письме Э.Ф. Тютчевой поэт признавался: «…Чувство тоски и ужаса уже много лет стало привычным состоянием моей души… » Подтверждение этого чувства можно найти во многих произведениях Тютчева, в том числе и в стихотворении «День и ночь».
Противопоставление дня и ночи у Тютчева означает разграничение «дневной» сферы повседневного, будничного, земного и «ночного» мира мистических прозрений. «Дневной» мир связан с суетой, шумом, ночь – с темой самопостижения. День может ассоциироваться с ликованием жизненных сил, с торжеством гармонии и разума, ночь – с хаосом, безумием. День уподобляется «покрову», накинутому над «бездной». Ночь, напротив, обнажает «бездну», раскрывает самую суть природы – стихию, хаос.
Основа поэтической модели Тютчева – двоемирие. Человек, его душа – между небом и землей, «на пороге двойного бытия». Поэт по-новому ощутил место человека в окружающем его мире: он не центр мироздания, а всего лишь песчинка в океане Вселенной. Ощущение покинутости, обнаженности, осознание ничтожности притязаний разума и призрачности человеческой свободы – все это, внутренне пережитое Тютчевым, выливалось в стихи.
Тютчев – открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб его поэтических ассоциаций поразителен:
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами…
Тютчеву было присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности. Он прямой продолжатель монументальной формы философской лирики Ломоносова, достаточно вспомнить такие строки:
Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна.
(М.В. Ломоносов)
Стихотворение «День и ночь» принадлежит к философской лирике поэта. В нем он продолжает тему взаимоотношений человека и природы. Борьба между хаосом (ночь) и космосом (день) не закончена, поэтому порядок и организация в мире – «златотканый покров», под которым дремлют до поры силы разрушения.
Борьба космоса и хаоса происходит в душе человека. День прекрасен:
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
В этих строчках чувствуется движение жизни, самая жизнь. Динамика стихотворения создается четырехстопным ямбом, очень энергичным.
Но дневная жизнь не в состоянии утолить тоску человека по иным формам общения. Эти неудовлетворенные потребности тревожат человека, ищут выхода. И как только «благодатный покров» дня поглощается ночным мраком, выходит на поверхность и обнажается неохваченная космосом темная бездна с ее «страхами и мглами», с ее непросветленной, таинственно-разрушительной глубиной. «Бездна обнажена». Кроме метафорического эти слова несут на себе и первозданный смысл, что характерно для лексики тютчевских стихотворений, которая как бы вторично рождается. И слово «обнажена» относится не только к бездне ночи, но и к бездне человеческой души: обнажена – значит открыта, незащищена, отсюда и страхи перед неизвестностью и непостижимостью самого себя.
Современная цивилизация хрупка, она не в силах высветить душевные глубины человека, подсознательные их недра остаются темными, неупорядоченными, хаотическими. Тема одиночества современного человека, «ночная» тема развиваются Тютчевым в таких стихотворениях, как «Есть некий час в ночи всемирного молчанья…», «О чем ты воешь, ветр ночной…», «Бессонница», «Сны».
Главный жанр Тютчева – фрагмент, представляющий собой разложение прежнего жанра – оды. Поэтому стихам Ф.И. Тютчева свойствен декламационный синтаксис, использование архаичной лексики: «духов», «болящей», «мглами». Возвышенность и особенную прелесть стихотворению придают сложные эпитеты «земнородных», «златотканый».
Композиция стихотворения – две строфы – традиционна для Тютчева. В центре стихотворения как будто намечен перелом, отмечена симметрия. Произведение строго делится на две контрастные части, о чем заявлено в самом названии – «День и ночь».
Тютчев близок здесь Л.Н. Толстому и Ф.М. Достоевскому: первому в понимании диалектики души, второму – в психологизме изображаемого и ощущении трагичности человеческого бытия.
- Проанализируйте стихотворение Фета «На заре ты ее не буди…» - стихотворный размер, лексику, синтаксис, композицию стихотворения; сформулируйте основные мотивы этого стихотворения и его связи с другими стихами поэта.
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит.
1842
Своим строением стихотворение напоминает «Зимнее утро» Пушкина: утром поэт обращается к возлюбленной и вспоминает, что было вечером. Но картина, созданная Фетом, оригинальна. Утро прекрасно, лирический герой хочет порадоваться чудесному утру вместе с возлюбленной (как в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…»), но не хочет ее будить. Она спит сладко, но подушка горяча, «горяч утомительный сон». Почему? Вечером она сидела у окна и наблюдала за луной:
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Почему? Что произошло? Какие события могли вызвать у героини стихотворения подобные переживания? Фет ничего не говорит о конкретных событиях. Мы их можем только домыслить или вообразить.
Девушка переживала, ощущала беспокойство, но только во сне к ней пришел желанный покой: «На заре она сладко так спит!» покой любимой дорог лирическому герою, и он не хочет тревожить желанный отдых девушки. Может быть, с пробуждением беспокойство вновь овладеет ею. В любовной лирике Фета отсутствует индивидуализированный образ девушки, образ ее сливается с образами природы. В этом стихотворении портрет героини создан легкими набросками: мы видим грудь, ланиты, косы, любуемся ее красотой вместе с лирическим героем. Характер и судьба героини отсутствуют. Поэт уловил состояние молодости с ее тайными желаниями, нетерпеливыми ожиданиями, смутными тревогами.
Возвышенное настроение создает устаревшая лексика и архаичные грамматические формы: «ланиты», «бегут на плеча». В стихотворении создана романтическая обстановка: луна, соловей, ночь. Но образы не выглядят схематично – они наполнены жизнью.
Стихотворение наполнено трехстопным анапестом, который соответствует ритму вальса. Это придает стихотворению еще большую интимность и романтизм.
Перекрестная рифмовка, богатые мужские рифмы (закрытая: спит – ланит, сон – сторон и открытая: буди – груди, луна – она, больней - соловей), частые повторы (на заре…, на заре…; подушка «горяча», сон «горяч») создают неповторимую музыкальность стихотворения. Фета не зря называли поэтом-музыкантом: параллелизм синтаксических конструкций («И чем ярче играла луна/ И чем громче свистал соловей…»), аллитерации («А вч ер а у окна вв еч ер у…», «Сердце б ил ось б ол ьней и б ол ьней») помогают поэту создавать мелодию стихотворения. Недаром на это стихотворение была написана музыка, и получился один из самых популярных романсов.
Мир природы у Фета живет полной жизнью: «утро дышит», «горит», луна «затевает игру». Очень выразительны эпитеты – «утомительный сон», «на юной груди». Можно также отметить метафоры, соединенные с олицетворениями: «И, чернеясь, бегут на плеча/ Косы лентой с обеих сторон».
В основе стихотворения – кольцевая композиция.
Это стихотворение принадлежит к любовной лирике Фета, ее раннему периоду. Лирический герой испытывает любовь-радость, которая сочетается с картинами природы.
3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СТИХОТВОРЕНИЙ Ф.И. ТЮТЧЕВА «ВЕСНА»
И А.А. ФЕТА «ШЕПОТ, РОБКОЕ ДЫХАНЬЕ…»
Цели работы :
- Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы с поэтическим текстом.
- Освоить анализ лирического текста через сопоставление стихотворений сходной тематики двух поэтов.
- Выявить особенности мироощущения А.А. Фета и Ф.И. Тютчева в их лирике.
- Воспитание поэтической зоркости.
Пояснения:
Работу можно провести в рамках элективного курса «Анализ лирического стихотворения», при подготовке старшеклассников к ЕГЭ (выполнение части С) или на уроке литературы в 10 классе при изучении творчества А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.
Результатом работы и формой контроля может быть сочинение – сравнительный анализ.
Вступительное слово учителя :
Афанасий Фет в «Воспоминаниях» называл Тютчева одним из величайших лириков на земле. В программной статье 1859 года «О стихотворениях Тютчева» Фет отмечал: «Тем больше чести народу, к которому поэт обращается с такими высокими требованиями. Теперь за нами черед оправдать его тайные надежды».
Тютчев тоже не остался равнодушен к стихам своего последователя. В стихотворении «Иным достался от природы…» он сопоставляет свой поэтический дар с талантом Фета:
Иным достался от природы
Инстинкт пророческий слепой –
Они им чуют, слышат воды
И в темной глубине земной…
Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел –
Не раз под оболочкой зримой ты самое ее узрел…
- В чем, по мнению Тютчева, особенность поэтического дара каждого из художников слова?
- Сравните стихотворения Ф.И. Тютчева «Весна» (Как ни гнетет рука судьбины …) и А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
- Какие жизненные реалии отражены в этих стихотворениях? Как использованы их образы в стихотворениях поэтов?
- Мысль или чувство они рождают прежде всего? Какую мысль? Какое чувство?
- А.С. Пушкин в «Евгении Онегине», пародируя приверженность Владимира Ленского к романтизму, так характеризует поэтические опыты своего героя:
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туману даль,
И романтические розы;
Он пел про дальние страны,
Где долго в лоне тишины
Лились его живые слезы…
Розы, слезы, луна, тишина – непременные атрибуты поэзии тех, кто, по выражению Пушкина, пишет «темно и вяло». Банальные рифмы часто возникали в бездарных стихах графоманов, современников Пушкина. Есть «розы – слезы» и в сравниваемых стихотворениях. С какой целью используют их поэты?
- Проследите, как функционируют образы, составляющие эту рифму, в произведениях Тютчева и Фета?
- Обратитесь к синтаксическим особенностям анализируемых стихотворений. Как своеобразие поэтического дара каждого из художников слова влияет на синтаксис стихотворения?
- Каково значение «высокой» лексики в этих стихотворениях?
- Определите тип каждого из лирических текстов.
- Проанализируйте особенности лирического сюжета обоих стихотворений.
- К какому виду лирики (пейзажной, философской, любовной) вы отнесете эти произведения?
- Насколько «зримым» является пейзаж этих стихотворений?
- Докажите, что оба стихотворения представляют по жанру лирику мысли.
- В чем основное различие философской лирики Тютчева и философской лирики Фета? (Используйте категорию «сознательное - бессознательное».)
Творчество Фета и Тютчева традиционно сопоставляют, поскольку они жили в одно время и оба немало писали о природе и о любви. Но внешнее сходство обманчиво – художественные миры поэтов глубоко различны.
4. Сделайте самостоятельно, опираясь на алгоритм анализа стихотворного текста, полный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева « CACHE - CACHE».
CACHE – CACHE
Вот арфа ее в обычайном углу,
Гвоздики и розы стоят у окна,
Полуденный луч задремал на полу:
Условное время! Но где же она?
О, кто мне поможет шалунью сыскать,
Где, где приютилась сильфида моя?..
Волшебную близость, как бы благодать,
Разлитую в воздухе, чувствую я.
Гвоздики недаром лукаво глядят,
Недаром, о розы, на ваших листах
Жарче румянец, свежей аромат:
Я понял, кто скрылся, зарылся в цветах!
Не арфы ль твоей мне послышался звон?
В струнах ли мечтаешь укрыться златых?
Металл содрогнулся, тобой оживлен,
И сладостный трепет еще не затих.
Как пляшут пылинки в полдневных лучах,
Как искры живые в родимом огне!
Видал я сей пламень в знакомых очах,
Его упоенье известно и мне.
Влетел мотылек и с цветка на другой,
Притворно-беспечный, он начал порхать.
О, полно кружиться, мой гость дорогой!
Могу ли, воздушный, тебя не узнать!
(1826 г)
Алгоритм анализа стихотворного текста :
- Определение жанра – чистая лирика, лирика мысли, ролевая лирика, описательная, повествовательная.
- Выявление лирического сюжета – переживания.
- Тема стихотворения.
- Идея.
- Истолкование названия.
- Анализ композиции.
- Характеристика образов.
- Характеристика лирического героя.
- Анализ картин и ситуаций, вызвавших переживание.
- Организация поэтической речи: размер, ритм, паузы, рифма.
- Анализ строфики.
- Лексика. Специальные изобразительные средства.
- Поэтический синтаксис.
- Анализ фонетического строя речи.
Вопросы для анализа :
* Какое впечатление у вас вызвало это стихотворение?
* Каким настроением проникнуты строки о любовном свидании? (радостное, беззаботное) Как передано это мировосприятие?
* Проанализируйте «свет», «звуки», «запахи», которыми наполнено стихотворение. Какими средствами достигается «игра света», «звучание» стихотворения?
* Состоялась ли встреча?
* Чем объяснить шутливый, игривый тон стихотворения?
* Какой вы представляете возлюбленную поэта?
* Что означает название стихотворения? (В переводе с французского – прятки. )
* Найдите характерные для Тютчева эпитеты. Какова их роль?
* Найдите в тексте сравнение. В чем его необычность?
* Согласны ли вы с утверждением, что глаза в любовных стихах Тютчева – главная деталь? Ответ обоснуйте.
* Как в стихотворении появляется Она ? Какие изобразительные средства использовал автор?
* Какое место, по-вашему, это стихотворение занимает в любовной лирике поэта?
Цель анализа – воспитать внимательное отношение к поэтическому слову, сформировать читательский вкус, развить навыки выразительного чтения.
Контрольное задание :
Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть, постарайтесь передать игривость, легкость и беззаботность полудетских отношений.
5. Проанализируйте стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога» - стихотворный размер, лексику, синтаксис, композицию стихотворения; сформулируйте основные мотивы этого стихотворения и укажите его связи с другими стихами поэта.
О маленькой поэме «Железная дорога» существует обширная литература (К.И. Чуковский. Н.Н. Скатов).
Стихотворение написано в 1864 году. В его основу положены факты, связанные со строительством в 1842 – 1851 году Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург, то есть еще во время существования крепостного права. Некрасов, несомненно хотел подчеркнуть, что и после освобождения положение народа мало в чем изменилось: тот же нечеловечески тяжелый труд, те же невыносимые условия, в которых приходилось работать, тот же произвол всякого рода подрядчиков, десятников и проч. Но самое главное – поэт решил воспеть героический труд народа и показать, кто же является истинным созидателем материальных ценностей, в том числе и железных дорог.
Стихотворение начинается с пейзажной зарисовки. Пейзаж этот очень поэтичен. Как отмечает в своей статье Н.Н. Скатов, «чего стоит природа, зовущая выспаться, не спать, а именно выспаться. По-мужицки усталый человек хочет уйти в природу, отдохнуть не для того, чтобы «в истине блаженство находить», а просто… выспаться».[1]
Некрасов поэтизирует непоэтизировавшееся: пни и моховые кочи, лед, словно тающий сахар. Удивительно просты и точны его эпитеты: листья желты и свежи, силы уставшие, ночи морозные. Осень, изображенная Некрасовым, увидена глазами русского человека и воспринимается по-народному, по-мужицки. За этой простотой – родимая Русь! Слова «Всюду родимую Русь узнаю» придают стиху возвышенное звучание.
Всему придает таинственность и фантастичность лунное сияние. Мерный стук колес, наводящий на размышления, успокаивающий, умиротворяющий, передан разностопным дактилем с усеченными стопами. В третьей и четвертой строфах этот темп ускоряется. Словно пробудившись от сна (думы) лирический герой вступает в полемику с генералом: поэт возвращает нас к эпиграфу стихотворения. А дальше начинается сказка-сон Ванюши, вызванная рассказом попутчика. Дактиль передает не только стук колес, он позволяет представить качающиеся в лунном сиянии толпы мертвецов, которых видит за окном Ваня под воздействием неторопливого повествования попутчика, увидеть смену картин за стеклом (как на экране телевизора; великолепная режиссерская находка Некрасова, если можно так сказать).
Первая и вторая части стихотворения едины. Многие склонны видеть между ними контраст:
Нет безобразья в природе…
Значит есть безобразье где-то еще, в чем-то другом – в жизни крестьян, например. Стихотворение написано не столько ради того, чтобы показать эти «безобразья». На мой взгляд, эта маленькая поэма – гимн трудовому народу многонациональной России, восхищение его силой духа, стойкостью. Именно на этом примере воспитывает Ваню (новое поколение) поэт-рассказчик.
Образ России угадывается уже в первых строчках стихотворения. Кроме того, Некрасов широко использует фольклорные мотивы, народную речь, обороты, встречающиеся в фольклоре: косточки русские (вспомните сказки и былины), сказка о царе Голоде. Мужики, строители железной дороги, пришли
С Волхова, с матушки-волги, с Оки,
С разных концов государства великого…
Как сразу расширяются границы стихотворения (представьте панорамные съемки, как в батальных сценах в «Войне и мире», или сопоставьте с масштабностью «Слова о полку Игореве»). И снова дактиль, который передает страшное гипнотизирующее пение. «Топот и скрежет зубов» слышны благодаря аллитерации:
… «В ноч ь эт у лунную
люб о нам вид ет ь с вой труд !
Мы над рывалис ь под з ноем, под холодом,
С веч но с огнут ой сп иной,
Ж или в з емлянках , б оролис я с голод ом,
Мерз ли и мок ли, болели ц ингой.
Вторая часть – многоголосие. К хору мертвецов присоединяется голос автора, слова рассказчика, обращенные к Ване (мальчик не говорит, но мы видим его реакцию на происходящее):
«Стыдно робеть, закрываться перчаткою, ты уж не маленький!» - говорит ему попутчик.
Из толпы выхвачен «высокорослый больной белорус». Фигура его словно вырастает из лунного сияния (крупный план). Некрасов детализирует портрет с помощью эпитетов:
Губы бескровные , веки упавшие ,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь…
Несколько раз во второй части и дальше в стихотворении повторяется слово «труд», однокоренные с ним «трудно», «трудный», синоним «работа». Стихотворение посвящено трудовому народу. Поэт создает образ трагический и необычайно масштабный. Вторая часть заканчивается восклицанием:
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что Господь ни пошлет!
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Именно в анафоре выражена уверенность в лучшем будущем русского народа. Мне кажется, неправы те, кто считает последние две строчки пессимистическими:
Жаль только – жить в эту пору прекрасную
Уж не придется – ни мне, ни тебе.
В них, безусловно, трагедия. Но лучшее время настанет! Произведение в целом оптимистическое, жизнеутверждающее, так как оно звало к борьбе, к преобразованию жизни. Именно так восприняли его современники поэта.
Третья часть начинается с резкого свистка паровоза. Мы словно пробуждаемся ото сна вместе с Ваней. Здесь в разговор вмешивается генерал с пренебрежительными высказываниями о народе (любой национальности и эпохи), о его неспособности создавать прекрасное, чувствовать. Дактиль во второй строфе теряет две стопы – генерал хохочет! Рассказчик не спорит с генералом – его уже не переубедить. Все стихотворение – обращение к Ване, к новому поколению, которому жить в будущем. Именно с детьми связывал Некрасов надежды на лучшую жизнь.
Некрасов использует в стихотворении переносы. Так связаны между собой третья и четвертая части. Снова многоголосие, дактиль, обращения к слушателям – Ване и генералу. Поэт показывает «светлую сторону». Чем «светлее» рассказ, тем ироничнее становится автор. Внешний пафос растет: появляется бочка вина, звучат радостные клики, народ ликует и несет на руках купчину. За ироническими строчками слышны боль и горечь автора. Но мы уверены, что Ванюша сделает правильные выводы из увиденного и услышанного.
Стихотворение, несомненно, связано с «Крестьянскими детьми» и другими произведениями о детях. В этих произведениях содержится доброе напутствие поэта, обращенное к мальчикам, у которых впереди целая жизнь, и звучит надежда, что они вырастут достойными людьми.
Величие и красота русского трудового народа показаны в поэмах «Мороз, Красный Нос», «Кому на Руси жить хорошо». Труд был основой жизни русского народа. Он был его счастьем и проклятьем. О нем, горьком и радостном, слагал народ свои песни и сказки, причитания и загадки. Народ не только проклинал свой труд, но и гордился сделанным и построенным («Любо нам видеть свой труд»). Некрасов изображал не только массы народные, но и отдельные личности. Раскрывает он народные характеры в стихотворениях «В дороге», «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская» и других. Некрасов шел к осознанию необходимости перемен и поискам путей обновления жизни. Вспомним стихотворение «Размышления у парадного подъезда».
До конца своих дней поэт был убежден, что нет ничего важнее, как только любить народ, родину, служить им сердцем и душою.
6. Сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Некрасова
Большинство интимных стихотворений Некрасова автобиографично, 14 из них посвящено А.Я. Панаевой, ставшей его другом, соавтором романов «Три страны света», «Мертвое озеро», женой, матерью рано умершего сына. Они образуют так называемый «панаевский цикл», своеобразный любовно-психологический роман в стихах, писавшийся тридцать лет.
Поэт с невиданной до него откровенностью изображает и радость и муки любви, ее поэзию и прозу. Своей общечеловеческой значимостью интимные стихи «панаевского цикла» сопоставимы со стихами Тютчева, образующими «денисьевский цикл».
Задание классу :
Сравните стихотворения Н.А. Некрасова «Горящие письма» и Ф.И. Тютчева «Она сидела на полу и груду писем разбирала…». Что общего в этих стихотворениях в изображении любовного чувства? В чем новаторство Тютчева и Некрасова в изображении любви?
Н.А. Некрасов «Горящие письма» Они горят!... Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала… Уж не горит ли с ними и любовь, Которая их сердцу диктовала? Их ложью жизнь еще не назвала, Ни правды их еще не доказала… Но та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! Свободно ты решала выбор свой, И не как раб упал я на колени; Но ты идешь по лестнице крутой И дерзко жжешь пройденные ступени!.. Безумный шаг!.. быть может, роковой… 1877 |
Ф.И. Тютчев Она сидела на полу, И груду писем разбирала – И, как остывшую золу, Брала их в руки и бросала – Брала знакомые листы И чудно так на них глядела – Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело… И сколько жизни было тут, Невозвратимо пережитой – И сколько горестных минут, Любви и радости убитой!.. Стоял я, молча, в стороне И пасть готов был на колени – И страшно-грустно стало мне, Как от присущей милой тени. 1858 |
Вопросы для анализа:
1. О каком этапе развития любовного чувства говорится в этих стихотворениях? (Разрыв отношений, любовь прошла, остались воспоминания и письма: «Уж не горит ли с ними и любовь…», «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «любви и радости убитой»).
2. Чьи письма сжигает героиня стихотворения Некрасова? Чьи письма разбирает Она в стихотворении Тютчева? (В некрасовском стихотворении – неотправленные письма от Нее к Нему – «их ложью жизнь еще не назвала, ни правды их еще не доказала», о содержании писем знает только Она. У Тютчева, скорее, письма Его к Ней, которая героиня хранила – «брала знакомые листы»).
3. В обоих стихотворения присутствуют Он и Она. Дайте характеристику героям (задание групповое)
Некрасов |
Тютчев |
||
Она |
Портрет, характер. |
Независимая и свободная – «свободно ты решала выбор свой», равна в праве выбора с мужчиной. Дерзкая, нашла в себе силы разорвать отношения. Вспыльчивая. |
«Чудно так глядела» - отрешенный взгляд, обращенный в прошлое, в воспоминания. Она не замечает его присутствия. «Милая тень». Любит ли он ее еще? А она? |
Действия |
Сжигает письма, так и не отправленные Ему. Решительно разрывает с любимым человеком. |
«Груду писем разбирала» - отношения между героями были продолжительными (груда писем); разбирала, перечитывала – чувства были взаимными, но теперь остались лишь воспоминания и письма – «знакомые листы». |
|
Чувства |
Обижена, возможно, оскорблена. Любила сильно и страстно, с той же страстью уничтожает любое напоминание о Нем и о былом чувстве. Освобождает Его от обещаний и обязательств – «и не как раб…». |
Грустна, задумчива. Вспоминает о прошлом, о счастье любви. Она не разлюбила, но Он, вероятно, охладел. Чувство умерло, поэтому Она смотрит на прошлое, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело». |
|
Он |
Страдает, падает на колени, умоляя остановиться. |
Сторонний наблюдатель – «стоял я, молча, в стороне». Он еще любит, потому что «пасть готов был на колени» и просить прощения. Но что-то мешает героям быть вместе, он сдерживает свой порыв, поэтому «страшно-грустно». |
4. Какими были чувства героев этих стихотворений? Почему расстались (предположите)? Возможно ли вернуть любовь?
5. Кто является инициатором разрыва в каждом стихотворении: Он или Она?
6. Сравните героинь произведений. Чей характер, по-вашему, сильнее? Аргументируйте.
7. Какие метафоры используют авторы для описания ушедшего чувства? (Тютчев – «остывшая зола», «брошенное тело»; Некрасов – «лестница крутая, сожженные ступени»)
8. Охарактеризуйте чувства главных героев: любовь-страсть, любовь-страдание, любовь-самопожертвование. Как помогает раскрыть чувства героев поэтический синтаксис? (У Тютчева – 5 тире, 2 многоточия, 1 восклицательный знак, у Некрасова – 6 многоточий, 4 восклицательных знака, риторический вопрос. Герои тютчевского стихотворения переживают разрыв, они пока еще связаны воспоминаниями, грустными и светлыми. В некрасовском стихотворении кипят страсти, эмоции, женщина настаивает на прекращении отношений, уничтожает письма, совершая «безумный шаг!.. быть может, роковой». Она страдает, но не простит!)
9. Определите стихотворный размер обоих стихотворений. Как помогает он раскрыть чувства лирических героев? (Оба стихотворения написаны ямбом: пятистопным очень энергичным у Некрасова, четырехстопным музыкальным у Тютчева.)
10. Какое место эти стихотворения занимают в творчестве поэтов? («Горящие письма» - последнее в «панаевском цикле», написано оно в 1877 году. Можно процитировать отрывки из воспоминаний Панаевой и Некрасова. Роман их продолжался 30 лет. «Без клятв и без общественного принуждения я все сделала во имя любви, что в силах сделать любящая женщина» (А.Я. Панаева). «Сколько у меня было души, страсти характера и нравственной силы – все этой женщине я отдал, все она взяла, не поняв… что таких вещей даром не берут, - вот теперь и черт знает, к чему все пришло» (Н.А. Некрасов) . По отношению к Денисьевой Тютчев испытывал трепетные нежные чувства, боялся ее потерять. Он навсегда остался ее пленником. Денисьева тоже поддалась его обаянию. Тяготило двойственное положение, слухи и разговоры в обществе.)
Выводы :
Сходство в изображении чувства – автобиографичность, любовь трагичная, приводит к нервозности во взаимоотношениях, трагическому разрыву.
Различия – женщина – жертва отношений у Тютчева, у Некрасова сильные натуры равны, борются друг с другом, женщина выходит победительницей, разорвав отношения.
Новаторство: Раскрыли «прозу» и «поэзию» любви. Некрасов помимо трагичности отношений впервые в литературе показал любящих на равных в борьбе за любовь и право выбора.
7. Лабораторная работа.
ТЕМА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В ПОЭЗИИ XIX ВЕКА.
Историческая справка : В феврале 1842 года был подписан указ о постройке первой крупной магистрали Москва – Петербург. Началось строительство, и к 1851 году оно было закочено. Первая железная дорога в России стала сенсацией, а для поэтов самой модной темой. Стихотворений множество, и у каждого свой стиль, своя версия этого чуда века.
Фет и Некрасов – современники, но как по-разному они почувствовали и осмыслили факт железной дороги.
Задание : Проанализировать стихотворения А.А.Фета «На железной дороге» и Н.А. Некрасова «Железная дорога». Сравнить темы, идеи, ритмику стихотворений, образность. Можете ли вы установить «фетовское» и «некрасовское» вещество в их стихах?
А.А. Фет «На железной дороге»
Мороз и ночь над далью снежной,
А здесь уютно и тепло,
И предо мной твой облик нежный
И детски-чистое чело.
Полны смущенья и отваги,
С тобою, кроткий серафим,
Мы через дебри и овраги
На змее огненном летим.
И, серебром облиты лунным,
Деревья мимо нас летят,
Под нами с грохотом чугунным
Мосты мгновенные гремят.
И как цветы волшебной сказки,
Полны сердечного огня,
Твои агатовые глазки
С улыбкой радости и ласки
Порою смотрят на меня.
Заполните таблицу:
А.А. Фет |
Н.А. Некрасов |
|
Тема стихотворения |
Поездка по железной дороге |
Строительство железной дороги |
Идея |
Путешествие по железной дороге с возлюбленной превращается в удивительную сказку |
Тяжелая судьба народа – созидателя |
Форма |
Лирический монолог – обращение к любимой (ср. с «Зимним утром» Пушкина: мороз и солнце, день чудесный…; предадимся бегу нетерпеливого коня…) |
Диалог, полилог Лирическое размышление |
Лирические герои |
Он и Она – кроткий серафим с агатовыми глазками и детски-чистым челом |
Рассказчик, Ваня, генерал, крестьяне – строители железной дороги |
Стихотворный размер |
Ямб (пяти и четырехстопный) |
Дактиль |
Волшебные, сказочные элементы |
Паровоз – огненный змей, вся поездка – волшебная сказка |
Сон Вани, песня мертвецов |
Вопросы для анализа и сравнения :
Сделайте сопоставительный анализ по плану. В чем, по-вашему, главная идея каждого стихотворения? В чем новизна этих произведений в ряду стихотворений о железной дороге? Назовите отличительные черты лирики Фета и Некрасова.
План сопоставительного анализа
1. Название – своеобразный «вход» в поэтическое здание и ключ к его пониманию. Слово «железная» употребляется авторами в прямом или переносном значении? Что имел в виду каждый из поэтов?
2. Насколько соответствует содержание каждого стихотворения его названию?
3. Опишите пассажиров поезда у Фета и Некрасова. Выделите портретные детали, составьте речевую характеристику (если это возможно).
4. Какова позиция автора в стихотворении? Автор = лирический герой?
5. С какой целью оба поэта прибегают к мистике? Сопоставьте «серебро лунное» у Фета и «лунное сияние» у Некрасова. Какова роль этих метафор?
6. Что поэтизирует Фет? А Некрасов?
7. Какова роль пейзажа в каждом из этих стихотворений?
8. Найдите возвышенную лексику. С какой целью используют ее поэты в своих стихах?
9. Отметьте характерные для лирики Фета и Некрасова черты: лексику, поэтический синтаксис, ритм, размер.
10. Что, на ваш взгляд, несвойственное характеру лирики Фета, есть в стихотворении «На железной дороге»? Что отличает стихотворение «Железная дорога» от других произведений Некрасова?
Чье стихотворение вам ближе? Почему? Какие чувства вызвали у вас эти произведения
[1] 1. Скатов Н.Н. О поэтичности стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога». «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А.Некрасова. Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1985, с.106.