Методические рекомендации к выполнению проекта по технологии 1

СОДЕРЖАНИЕ: Проект это самостоятельная творческая завершенная работа. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видео­фильм, компьютерная разработка и т п., а теоретической является пояснительная записка

Приложение 2

Методические рекомендации к выполнению проекта по технологии

1. Общий вид и структура пояснительной записки.

Проект - это самостоятельная творческая завершенная работа. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видео­фильм, компьютерная разработка и т. п., а теоретической является пояснительная записка.

Пояснительная записка всех видов работ брошюруется в папке текстовых документов формата А4 по ГОСТ 2.301 или близкого к нему (на которых написана пояснительная записка).

Структура пояснительной записки зависит от вида работы, и в общем случае должна содержать:

1. Титульный лист.

2.Оглавление (содержание).

3.Введение.

4.Главы, параграфы основной части.

5.Заключение.

6.Библиографический список (список использованной литературы).

7.Приложения.

2. Структурные элементы пояснительной записки.

Титульный лист

Титульный лист - первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного за­ведения. В среднем дается название проекта без слова «тема» и ка­вычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - со­ответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в но­вое заглавие. Далее указываются фамилия, имя, факультет, группа проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и ини­циалы руководителя проекта.

В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова «год»).

Оглавление

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглав­ления.

Введение к работе

В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, ука­зываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характери­стика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно пере­числить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

Главы основной части

Содержание и структура основной части пояснительной запис­ки зависит от вида работы (проекта) и определяется заданием. Ак­туальность - обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предпола­гаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

От формулировки цели проекта необходимо перейти к указа­нию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., опи­сать..., установить..., выявить... и т. п.).

В первой главе проекта рассматривается предполагаемая мето­дика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литера­туры и других материалов по теме.

В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом можно воспользоваться рядом опреде­ленных критериев. Иногда поисковую часть дополняют клаузурой - это сравнительно большой лист бумаги, на котором пред­ставлен свободными рисунками, а также прорисовками частей де­талей, элементов образ будущего изделия в целом. Лист должен иметь законченную композицию и выразительность, допускает надписи, выделения цветом, даже наложение изображений, «рент­геновские рисунки». В результате определяются одно или несколь­ко предложений, которые предполагается разрабатывать.

В технологической части проекта необходимо разработать по­следовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и спо­собов обработки. Ниже приведены варианты ее оформления.

1-й вариант

№ п/п

Описание операции

Графическое

изображение

Станки, инструменты,

приспособления

2-й вариант

№ п/п

Название операции

Эскиз

Описание

операции

Инструменты и

приспособления

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологиче­скую оценки проекта. В экономической части представляется пол­ный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Здесь же представляются проект рекламы и маркетинговое исследование. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке про­екта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проекти­руемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Содержание глав основной части должно точно соответство­вать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение проектанта сжато, логично и аргументировано излагать материал, изложение и оформление которого должно со­ответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляе­мым в печать.

Заключение

Пояснительная записка завершается заключением. В нем по­следовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформу­лированными во введении, дается самооценка учащимся проде­ланной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

Список использованной литературы

После заключения принято помещать список использованной литературы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в список работы, которые факти­чески не были использованы.

Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые за­громождают основную часть работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они мо­гут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного при­ложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), на­пример: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д. Нумерация стра­ниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и про­должать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребля­ются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

3. Требования к оформлению пояснительной записки.

Пояснительная записка выполняется на компьютере не одной стороне листа с полями: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см, шрифт Times New Roman, кегль – 14, интервал – 1, 5. Отступ первой строки – 1 см. Все страницы работы (за исключением титульного листа) должны быть пронумерованы. Номер страницы ставится в середине верхнего поля листа.

Заголовки структурных частей работы: «Оглавление», «Введе­ние», «Глава», «Выводы», «Самооценка», «Список использованной литературы», «Приложения» - печатаются прописными буквами симметрично тексту.

Заголовки разделов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца. Точку в конце их не ставят. Если заго­ловок состоит из двух или более предложений, их разделяют точ­кой. Заголовки и подзаголовки приводят в форме именительного падежа единственного и (реже) множественного числа.

Заголовки рубрик могут начинаться как с прописной, так и со строчной буквы, подзаголовки - только со строчной (если это, ко­нечно, не имена собственные). Окончания рубрик знаками препи­нания не фиксируются.

Заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой на странице.

Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 3-4 интервалам. Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа.

Иллюстрировать пояснительную записку необходимо исходя из определенного общего замысла по тщательно продуманному пла­ну, что поможет предупредить неоправданные пропуски иллюстра­ций и избавиться от случайных рисунков. Все иллюстрации в про­екте должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, то есть через всю работу. Если иллюстрация в проекте единственная, то она не нумеруется.

В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие их по­рядковые номера (рисунок 1, рисунок 2 и т. д.).

Каждую иллюстрацию необходимо снабдить подрисуночной подписью, которая должна соответствовать ее содержанию и ос­новному тексту.

Подпись под иллюстрацией имеет четыре основных элемента:

• наименование графического сюжета, обозначаемого словом «Рисунок»;

• порядковый номер, который указывается без знака номера арабской цифрой;

• тематический заголовок, содержащий текст с краткой харак­теристикой изображаемого;

• экспликация, которая строится так; детали сюжета обозна­чаются цифрами, затем их выносят в подпись, сопровождая тек­стом.

Чертеж - основной вид иллюстрации в проектных работах. Он используется, когда надо максимально точно изобразить конструк­цию машины, механизма или их части, и должен быть выполнен в точном соответствии с правилами черчения и требованиями ЕСКД. Чертеж в пояснительной записке - это, прежде всего иллюстрация, которую по сравнению с рабочим чертежом значительно упроща­ют, избавляясь от всего, что не требуется для главного - понимания конструкции объекта либо характера его действия или устройства. Названия узлов и деталей на таком чертеже обычно не пишутся. Если по содержанию текста требуется указать отдельные детали, то они нумеруются на чертеже арабскими цифрами (слева направо по часовой стрелке). Расшифровку этих цифр (позиций) дают либо в тексте по ходу изложения, либо в подписи под чертежом.

Технический рисунок используется, когда нужно изобразить предмет таким, каким мы его зрительно воспринимаем, без лишних деталей и подробностей. Такие рисунки выполняются, как правило, в аксонометрической проекции с указанием точных размеров. Они позволяют выделить основные части изображаемого, показать ме­ханизм или его деталь в разрезе.

Фотография - достоверное средство наглядной передачи дей­ствительности. Она используется тогда, когда необходимо с доку­ментальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями. Во многих случаях фото­графия - это не только иллюстрация, но и научный документ (изо­бражение ландшафта, вида растения или животного, расположение объектов наблюдения и т. п.).

Схема - это изображение, передающее обычно с помощью ус­ловных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и по­казывающее взаимосвязь их главных элементов.

Диаграмма - один из способов графического изображения за­висимости между величинами. В соответствии с формой построе­ния различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. Наибольшее распространение получили линейные диаграммы, а из плоскостных - столбиковые (ленточные) и секторные.

Для построения линейных диаграмм обычно используют коор­динатное поле. По оси абсцисс в изображенном масштабе отклады­ваются время или факториальные (независимые) признаки, на оси ординат- показатели на определенный момент, период времени или размеры результативного независимого признака. Точки пере­сечения соединяются отрезками, в результате чего получается ло­маная линия. На линейные диаграммы одновременно можно нано­сить ряд показателей.

На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображают­ся в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины, рас­положенных вертикально или горизонтально. Длина (высота) прямоугольников пропорциональна изображаемым ими величинам. При вертикальном расположении прямоугольников диаграмма на­зывается столбиковой, а при горизонтальном - ленточной.

Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, величины которых пропорциональны величинам частей отображаемого объекта или явления.

Результаты обработки числовых данных можно дать в виде графиков, то есть условных изображений величин и их соотноше­ний через геометрические фигуры, точки и линии. Графики ис­пользуются как для анализа, так и для повышения наглядности ил­люстрируемого материала.

Кроме геометрического образа, график должен содержать ряд вспомогательных элементов:

• общий заголовок;

• словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;

• оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки;

• числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей.

Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят. В неко­торых случаях графики снабжаются координатной сеткой, соответ­ствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат. По осям ко­ординат должны быть указаны условные обозначения (в буквенном виде) и размерности отложенных величин в принятых сокращени­ях. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного, и они являются краткими. Много­словные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи.

Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать теми значе­ниями, в пределах которых рассматривается данная функциональ­ная зависимость.

Работа над проектом, как всякое творчество, требует опреде­ленной степени свободы. Поэтому автор вправе изменять последо­вательность изложения материала, не включать отдельные разделы из рекомендуемого перечня или добавлять то, что, по его мнению, может улучшить качество работы.

ГОСТ 7.80-2000

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ. ЗАГОЛОВОК

Приложение А (справочное)

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРЛ ФИЧЕСКИХ ЗАПИСЕЙ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ С ЗАГОЛОВКОМ, СОДЕРЖАЩИМ ИМЯ ЛИЦА

Анурин, В.Ф. Интеллект и социум: Введ. в социологию интеллекта: Монография / В.Ф.Анурин; Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского.- Н. Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1997.- 436 с: ил.- Ч. текста прил.: англ.-Библиогр.: С.344-348.- Из прил.: Тесты на выявление уровня интеллекта.

Ивении, Б.А. Грешники: Повести / Владимир Ивенин, Елена Козина.- Саранск: Морд. кн. изд-во, 1997.-163 с: ил.

Большаков, А.В. Основы философских знаний: Ocновы гуманитар, и соц.-экон. дисциплин: Курс лекций для преподавателей и студентов сред спец. учеб. заведений / [А.В. Большаков, СВ. Грехнев, В.И. Добрынина]; Науч.-метод. центр сред. проф. Образования Рос. Федерации.- М.: НМЦСПО, 1997.- 228 с.-Авт. указаны на 3-й с.

Иннокентий (Борисов, И.А.). Шесть акафистов архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борис-га).- М.: Изд-во Моск. Патриархии: Благо, [1997?].- 157,[2] с: ил.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ С ЗАГОЛОВКОМ, СОДЕРЖАЩИМ НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Институт российской истории (Москва). Доклады Института российской истории РАН, 1995-1996 гг./ Рос. акад. наук.- М.: ИРИ, 1997.- 250 с.

Компьютеризация в музеях, всероссийская конф.(1996; Москва). Сборник докладов всероссийской конференции Компьютеризация в музеях (9-12 апр.1996 г.).- М.: Б.и, 1997.- 184 с: ил.

Российская Федерация. Президент (1991- ; Б.Н. Ельцин). Об очередном этапе предварительной компенсации вкладов отдельных граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992-1995 годах: Указ Президента Рос. Федерации // Рос. газ.- 1997.- 3 дек.- С.4.

Российская Федерация, Совет Федерации. О мероприятиях по розыску и возвращению из Чеченской Республики российских военнослужащих, а также других граждан, удерживаемых в качестве заложников: [Постановление Совета Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации] // Рос. газ.- 1997,- 4 дек.- С.4.

Российская Федерация. Правительство. О Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации // Рос. газ.- 1997.- 26 нояб.- С.7.

Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации // Рос. газ.- 1997.- 19 нояб.- С.4.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ С ЗАГОЛОВКОМ, СОДЕРЖАЩИМ УНИФИЦИРОВАННОЕ ЗАГЛАВИЕ

Повесть о Шемякиной суде. Шемякин суд // Рус. слово.- 1997.- №10.- С.5-28.

Библия. Н.З. Евангелие от Марка. Евангелие от Иоанна. Послание к римлянам. Апокалипсис: Пер./ Славян. Библейский фонд.- СПб.: Б.и.; 1997.- 159 с.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ С ЗАГОЛОВКОМ, СОДЕРЖАЩИМ ОБОЗНАЧЕНИЕ ДОКУМЕНТА

ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76). Реферат и аннотация. Общие требования: Межгос. стандарт.- Введ. 01.07.97 // Стандарты по издательскому делу/ Сост. А.А. Джиго, С.Ю. Калинин.- М.,1998.- С.132-137.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ С ЗАГОЛОВКОМ, СОДЕРЖАЩИМ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ

Любинский, р.п.(Омская обл.) Фатеев В.М. Здравствуй, Любинский!: Хроника жизни рабочего пос. Любинский и насел, пунктов Любинск. р-на Оме. обл.- Омск: Изд.-полигр.комплекс Омич,1997.- 230 с: ил.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ НА СОСТАВНУЮ ЧАСТЬ КНИГИ

Рогожин П.В. Современные системы передачи информации: Интернет и Россия / П.В. Рогожин // Компьютерная грамотность: Сб.ст./ Сост. П.А. Павлов.-2-е изд.-М.,2001.-С68-99.

Зощенко М.М. О чём пел соловей: Рассказ / Михаил Зощенко // Зощенко М.М. Весёлые рассказы / Михаил Зощенко, Аркадий Аверченко; Сост. В.А. Петрова.-М..2001.-С.43-47.

Михайлова М.М. Чудесный дар поэта: [ Вступ. ст.]/ Марина Михайлова // Гиппиус З.Н. Параллели: Проза поэта / Зинаида Гиппиус- М.,2001.- С.3-5.

Залыгин П.А. Народы Крайнего Севера / П.А. Залыгин, А.А. Зубов // Этническая одонтология России.- М.,2000.- Гл.4.- С.243-310.

Булгаков М.А. Роковые яйца: Повесть / Михаил Булгаков // Собр. Соч.: В 3 т.-СП6..2001.-ТЛ.-С.144-220.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ НА ПУБЛИКАЦИЮ В ГАЗЕТЕ, ЖУРНАЛЕ, ПЕРИОДИЧЕСКОМ ИЛИ ПРОДОЛЖАЮЩЕМСЯ СБОРНИКЕ

Баулин П. Крылья; Дерево на холме; Не знаю...; Притча; Ваши проблемы; Таинство: [Стихи]/ Павел Баулин // Трибуна.- 2001.- 26 апр.- С.6.

Новая безопасность для России: Как укрепить обороноспособность, не увеличивая бюджет, затрат: [Беседа за круглым столом в центре стратег, разраб./ Записали Анна Остапчук, Евгений Красников]// Моск. новости.- 2001.-18-24апр.(№15).-С.6.

Князев С.А. К вопросу о возникновении аканья в русском языке / Сергей Александрович Князев // Вопр. языкознания.- 2001.- Вып.4.- С.74-77.

Александрова И. Безысходность: Новелла /Инна Александрова // Диалог.-2001.-№4.-С.86-95.

Кремлёв А.Г. Интеграционный метод построения информационных множеств сингулярно возмущённых систем: [Сообщение]/ А.Г. Кремлёв // Автоматика и телемеханика.- 2001.- №3.- С.20-21.

Чехоев А.Г. Украина дрейфует на Запад. С помощью России: [ Беседа с зам. пред. Ком. Гос. Думы по делам СНГ и связи с соотечественниками А.Г. Чехоевым / Записал Леонид Левицкий]// Рос. Федерация сегодня.- 2001.- №4.-С.48-50.

Федорченко О.А. Принятие решений об инвестировании в рыночных условиях/ О.А. Федорченко // Науч. тр./Моск. ун-т леса.- 2001.- Вып.310.- С.146-148.

Миллер Г. Тропик рака: Роман / Генри Миллер; Пер. с англ. П. Васильева // Раритет.- 2001.- №2.- С.0-150; №3.- С.15-220.

Антонов П. Что делать, если издатель обманул автора?/ Пётр Антонов // Рус. юрист.- 2001.- 15 янв.(№2).- С.6; 23 янв.(№3).- С,5.

Методические рекомендации

Тема «ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ»

Как отмечено в кратком педагогическом словаре пропагандиста, общая педагогика разрабатывает методологические, общетеоретические проблемы педагогики и перспективы ее развития, вопросы методов педагогического исследования, общие для всех других отраслей педагогической науки [1, с. 198]. Педагогические проблемы разрешаются в педагогическом процессе, который отражает триединство компонентов, непосредственно взаимодействующих в учебном процессе: учителя, ученика, содержания [2, 3]. Совершенствование педагогического процесса, таким образом, должно идти по трем направлениям, а именно, разрешение противоречий во взаимодействиях компонентов: содержание-учитель, учитель-ученик, ученик-содержание. Взаимодействие первой пары содержит проблемы в подготовке учителем содержания предмета к изложению, взаимодействие во второй паре порождает проблемы в обучении, взаимодействие третьей пары вызывает противоречия в процессе учения.

Процесс развития любой науки приводит не к уничтожению проблем, а к их увеличению. Чем шире область изученного, тем дальше простирается ее граница с незнанием с нерешенными задачами [4, стр. 5]. По-видимому, этот парадокс имел в виду Льюис Кэрролл в своей книге Алиса в стране чудес, когда говорил: для того, чтобы оставаться на месте, нужно все время бежать вперед [5]. Поэтому человечеству приходится постоянно наращивать поисковую активность, увеличивать не только свои знания, но и творческие способности [6, стр. 9]. Чем дальше во времени, тем больший радиус творчества надо иметь и решать все больше вопросов (Г.И. Иванов [6]).

Основы ТРИЗ и история ее возникновения

Архитектура ТРИЗ включает базис — учение о законах развития технических систем — и надстройку в виде фонда стандартов (инструмента для решения стандартных задач), алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ) (инструмента для решения нестандартных задач) и информационного фонда, который входит в АРИЗ и в конечном счете подпитывает и стандарты [7] (с. 80).

В самом начале своего существования ТРИЗ опиралась на обобщение коллективного творческого опыта. Например, известный с давних пор принцип инверсии навел разработчика ТРИЗ (Генриха Сауловича Альтшуллера) на мысль, что наличие типовых ошибок в мышлении означает, что возможно существование антиошибок, т.е. правил правильного мышления. Целенаправленный поиск таких правил дал 40 приемов разрешения технических противоречий, для чего пришлось просмотреть 40000 авторских свидетельств и патентов. Фундаментальные понятия о закономерностях развития технических систем, о формулировании и разрешении противоречий лежали за пределами опита изобретателей и были открыты методами самой ТРИЗ. ТРИЗ можно считать наукой о развитии технических систем, которая имеет свою область исследований и свои цели [7, стр. 80].

ТРИЗ является молодой наукой. Первые попытки исследований возможности организовать правильное мышление были сделаны Г.С. Альтшуллером в 1946 году, в 1956 году вышла первая основополагающая статья [8]. В ней были сформулированы три основных этапа, через которые проходит каждое творческое решение:

1. Постановка задачи и определение противоречия, которое мешает решению задачи обычными, уже известными в технике путями.

2. Устранение причины противоречия с целью достижения нового, более высокого, технического эффекта.

3. Приведение других элементов усовершенствуемой системы в соответствие с измененным элементом (системе придается новая форма, соответствующая новой сущности) [8].

Со временем выяснилось, что закономерности развития ТС такие же, как закономерности развития любых систем. Следовательно, принципы подхода к творческим задачам в любых областях знаний могут быть теми же, что при разрешении технических проблем. Появляются работы по применению ТРИЗ в нетехнических системах, например, в банковском деле [9]. Применение ТРИЗ для решения проблемы совершенствования преподавания физики было осуществлено автором в 1980 году [10].

Проблемное обучение и ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач изначально разработана для совершенствования мыслительных возможностей людей, изобретающих новую технику. Мышление людей формируется в процессе познания. Познание - процесс деятельности людей, отражающий и воспроизводящий объективную действительность в их мышлении [1, стр. 206]. В процессе обучения человек проходит через этапы познания человечества, сформировавшего науку, т.е. вся культура создается по крайней мере дважды — первый раз, когда она творится в процессе познания и преобразования окружающего мира, второй раз в процессе обучения. Совершенно очевидно, что то, что однажды кем-то было познано и усвоено, может быть усвоено в другой раз уже другими. При всем различии познания нового и усвоения его заново в готовом виде первое содержит все элементы, которые свойственны и вторичному усвоению.

Вопрос в том, как это вторичное усвоение, т.е. обучение, более рационально организовать, т.е. сделать значительно эффективнее.

Процесс обучения — учения связан со взаимной деятельностью преподавателя и ученика, первый передает второму накопленный опыт старших поколений. Вся история познания (и первичного и вторичного) представляет историю преодоления познавательных затруднений. Соответственно мышление рождается и развивается при необходимости преодоления затруднений, которые теперь принято называть проблемной ситуацией. Уже 30 лет в нашей стране существует теория проблемного обучения. Она рекомендует относительно самостоятельное решение познавательных задач учащимися под общим руководством учителя. Такое обучение оказывает значительное воздействие на умственное развитие учащихся, т.к. соответствует самой природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для человека закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.

Эвристический метод Сократа обучения в виде бесед можно считать предвестником проблемною обучения. Позже основные направления будущего проблемного обучения разрабатывал ЖЖ. Руссо, немецкий педагог А. Дистверг, наши соотечественники Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. В то время это направление педагогики получило название эвристических бесед. Эвристический или проблемный метод обучения возможен в любых видах учебного процесса. При атом стираются привычные грани между такими общепринятыми понятиями как лекция и семинар, самостоятельная работа и консультация

Проблемное обучение наиболее естественная методика для самообразования, поскольку движущей силой проблемного обучения являются противоречия между познавательными задачами и уровнем знаний, умений ученика. Деятельность учащегося (независимо от того, учится ли он сам или с помощью преподавателя) состоит в логическом поиске в условиях проблемной ситуации.

Не смотря на существование стройной диалектически обоснованной теории, обычно на практике применяются лишь отдельные элементы проблемного обучения, которые талантливыми педагогами интуитивно применялась и до создания теории. Чаще проблемному обучению отдают предпочтение в технических кружках, где предполагается больше возможностей для развития творческих способностей. (Еще Д.И. Менделеев писал министру финансов Витте, что между развитием промышленности и просвещением существует тесная и очевидная связь... [11, стр. 445]. В данном случае эвристическое содержание предмета просто и естественно согласуется с эвристической формой его познания. Тем не менее проблемное обучение пока не стало общей системой обучения, которая позволяет достигнуть массовых результатов, на определенном уровне и обусловливает возможность управления этими процессами

Педагогика в умственных операциях от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы усматривает следующие этапы [2]:

1. возникновение проблемной ситуации,

2. осознание сущности затруднения и постановки проблемы,

3. нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,

4. доказательство гипотезы,

5. проверка правильности решения.

Теория решения изобретательских задач располагает арсеналом логико-эвристического поиска новых технических решений. Интересно, что развиваясь независимо от формирования теории проблемного обучения, эта теория предлагает этапы поиска идеи решения (например, АРИЗ-77) очень близкие по содержанию и названиям этапов:

1. выбор задачи,

2. построение модели задачи,

3. анализ модели задачи,

4. устранение... противоречия,

5. предварительная оценка полученного решения,

6. развитие полученного ответа,

7. анализ хода решения.

Совпадение можно объяснить тем, что этапы устранения проблемной ситуации и шаги по вскрытию и разрешению противоречий в изобретательских задачах близки по своей диалектической сущности. В этом единство. Для наглядности запишем параллельно эти этапы.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

АРИЗ-77

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе, М, 1977.

Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука, М, 1979.

Возникновение проблемной ситуации. Осознание сущности затруднения и постановка проблемы.

Выбор задачи. Построение модели задачи. Анализ модели задачи.

Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений.

Устранение физических противоречий.

Проверка правильности решения проблемы.

Предварительная оценка полученного решения. Развитие полученного ответа. Анализ хода решения.

Отличие в разработанности практического применения обеих теорий.

ТРИЗ располагает подробным алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ), благодаря чему для владеющего теорией предоставляется возможность решить любую творческую задачу (не только техническую). Проблемное обучение предъявляет повышенные требования к профессиональному уровню учителя не только в отношении знаний, умений, но оно также требует незаурядных творческих способностей от самого учителя. Пользователь ТРИЗ не только может решать творческие задачи, применяя инструментарий ТРИЗ, но и развивает свои творческие способности, выходя на уровень обыкновенной гениальности. Это связано с тем, что ТРИЗ включает не только логическую программу и списки различных приемов правильного мышления (что способствует организации мышления), но и систему приемов развития творческого воображения (РТВ). Изучение техники фантазирования не похоже на зазубривание шаблонных приемов. Одно и то же упражнение может быть выполнено по разному в зависимости от личности человека. Здесь как в музыке технические приемы помогают раскрытию индивидуальных качеств, и интересно выполненные упражнения порой доставляют подлинно эстетическое удовольствие, как хорошо сыгранная вещь. (Г.С.Альтшуллер [12], стр. 273).

Выводы

Обучение ТРИЗ учителей — возможный путь решения проблемы нехватки талантливых учителей для освоения и разработки новых педагогических методик. Обучение этой теории технических и научных специалистов — один из путей повышения уровня современных технологий, обучение детей — обеспечение прогресса во всех областях на следующие за этим десятилетия.

Таким образом, встает задача разработки педагогики ТРИЗ для широкого круга специалистов. Она должна включать в себя в гармоническом сочетании

— цель изучения содержания собственно ТРИЗ,

— способы преподавания,

— приемы учения.

Естественно в преподавании ТРИЗ как предмета применять методы ТРИЗ, Объективные трудности преподавания ТРИЗ являются резервом совершенствования процесса преподавания.

Литература

1. Краткий педагогический словарь пропагандиста. Под ред. М. И. Кондакова А. С. Вишнякова, М.: Политиздат 1988 (с. 198).

2. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе, М.: Просвещение, 1977.

3. Мочалова Н. М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Изд. Казанского ун-та, 1979 (с. 24).

4. Методика преподавания математики в средней школе. М.: Просвещение, 1980 (с. 5).

5. Кэрролл Л, Приключения Алисы в Стране Чудес. Сквозь Зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье. М.: Изд. Пресса, 1992 (с. 183)

6. Иванов В.И. Формулы творчества или Как научиться изобретать. М.: Просвещение, 1994 (с. 9)

7. Дерзкие формулы творчества. Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1987 (с.80).

8. Альтшуллер Г. С. и Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества. Вопросы психологии, № 6. 1956, ее. 37-49, перепечатка: Журнал ТРИЗ, 96,2, Юбилейный номер, ее. 5-14.

9. Журнал ТРИЗ, 96.1, Портфель редакции.

10. Гарина-Домченко А.Н., Крячко В.Б. Можно ли заказать вдохновение. Профтехобразованис, № 12, 1980.

11. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. и начала XX в.. М.: Педагогика. 1990 (с.445).

12. Шанс на приключение. Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1991.

Скачать архив с текстом документа