Методические рекомендации по государственной аттестации выпускников по направлению подготовки 031000
СОДЕРЖАНИЕ: «Филология» (магистратура), а также Положения о выпускной квалификационной работе, разработанном в Волгоградском государственном университетеМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ.
Директор института
______________Шамне Н.Л.
«____»______________2011 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 031000
«ФИЛОЛОГИЯ. РусскИЙ ЯЗЫК»
(магистратура)
ВОЛГОГРАД – 2011
Методические рекомендации составлены на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 520300 «Филология» (магистратура), а также Положения о выпускной квалификационной работе, разработанном в Волгоградском государственном университете.
Составители: Н.А. Тупикова, О.А. Прохватилова.
Методические рекомендации утверждены на заседании Ученого совета института филологии и межкультурной коммуникации.
«____»___________2011 г.
Директор института ________________________Н. Л. Шамне
Общие требования к итоговой государственной аттестации
Итоговая государственная аттестация магистра филологии включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и сдачу государственного экзамена по направлению «Филология. Русский язык».
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения общих и специальных (профессиональных) компетенций магистра филологии, определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, способствующих его устойчивости на рынке труда и продолжению образования в аспирантуре.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, полностью соответствуют содержанию проблемного поля «Русский язык» программы подготовки магистра филологии, которую он освоил за время обучения.
Итоговый экзамен по проблемному полю «Русский язык» направления подготовки «Филология» (магистратура)
Итоговым экзаменом по проблемному полю «Русский язык» направления подготовки магистра филологии является государственный экзамен по русскому языку. К сдаче итогового государственного экзамена допускаются магистранты, прошедшие полный курс обучения в соответствии учебным планом университета, что подтверждается соответствующими записями в зачетной книжке магистранта.
Структура государственных экзаменационных билетов
Экзаменационные билеты государственного экзамена по направлению «Филология. Русский язык» включают два теоретических вопроса и спецвопрос, подготовленный магистрантом в форме презентации своей практической разработки учебного занятия (тема – по выбору) или элективного курса для школьников (тематика – по выбору).
Объем и содержание экзаменационных билетов соответствует действующему Государственному образовательному стандарту по программе подготовки магистра филологии (направление 520300 –«Филология»), программам и требованиям к профессиональной подготовленности магистра.
Критерии оценок ответа
на итоговом государственном экзамене
При сдаче государственного экзамена магистрант должен продемонстрировать:
а) знание основ теории и истории языкознания;
б) владение терминологическим аппаратом современного языкознания;
в) понимание теоретических проблем, относящихся к определенной заданной области языкознания;
г) способность последовательно и аргументировано излагать содержание теоретического материала;
д) владение различными современными методами филологического анализа текстового материала и способность использовать их для решения конкретных лингвистических задач;
е) Владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
Оценка отлично ставится при условии, если:
• магистрант обладает всеми знаниями и умениями, перечисленными в приведенном списке общих компетенций;
• содержание вопросов изложено четко, последовательно и с полным пониманием места обсуждаемых проблем в общей проблематике соответствующей области языкознания;
• отсутствуют фактические ошибки при ответах на основной и дополнительные вопросы;
• практическая разработка подготовлена с учетом современных достижений языкознания и применением современных методов лингвистических исследований.
Оценка хорошо ставится при условии, если:
• магистрант обладает знаниями и умениями, перечисленными в приведенном списке общих компетенций;
• содержание предъявленных в билете вопросов изложено в целом последовательно и с пониманием места обсуждаемых проблем в общей проблематике соответствующей области языкознания;
• допущены некоторые малозначительные фактические ошибки при ответах на основной и дополнительные вопросы;
• в практической разработке в недостаточной степени учтены современные достижения языкознания.
Оценка удовлетворительно ставится при условии, если:
• магистрант обладает не всеми знаниями и умениями, перечисленными в приведенном списке общих компетенций;
• содержание предъявленных в билете вопросов изложено фрагментарно, отсутствует понимание места обсуждаемых проблем в общей проблематике соответствующей области языкознания;
• допущены фактические ошибки при ответах на основной и дополнительные вопросы;
• в практической разработке не учтены современные достижения языкознания.
Оценка неудовлетворительно ставится при условии, если
• магистрант не обладает знаниями и умениями, перечисленными в списке общих компетенций;
• студент не может четко изложить содержание предъявленных в билете вопросов;
• допущены существенные фактические ошибки при ответах на основной и дополнительные вопросы;
• практическая разработка учебного занятия (или элективного курса) не представлена.
Вопросы
для государственного экзамена по программе подготовки магистра филологии (направление 031000.68 – «Филология. Русский язык»)
1. Язык, речь, речевая деятельность. Язык как сложнодинамическая система (многоуровневость, иерархичность, открытость, саморегуляция). Парадигматика и синтагматика языка.
2. Методы изучения и описания языков.
3. Своеобразие языка как общественного явления. Место языка в жизни общества. Функции языка / речи. Формы существования общенародного языка.
4. Языки и народы мира. Соотношение понятий «народ» (этнос) и «язык». Типологическая и генеалогическая классификация языков. Язык и культура. Идеи В. фон Гумбольдта и А.А. Потебни.
5. Московская, Ленинградская (Петербургская) и Казанская лингвистические школы.
6. Источники и методы исторического изучения языка. История русского литературного языка как история нормы.
7. Труды отечественных ученых по сравнительно-историческому и сопоставительному языкознанию.
8. Звуковые процессы, происходившие в системе гласных и согласных позднего праславянского языка. Исторические чередования гласных и согласных в русском языке.
9. История категорий и форм имен существительных и прилагательных в русском языке.
10. Развитие системы времен и наклонений русского глагола. История именных форм глагола.
11. Проблема периодизации истории русского литературного языка и концепции происхождения русского литературного языка.
12. Понятие «языковая ситуация» применительно к истории русского литературного языка.
13. Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка.
14. Фонема в концепции ЛФШ. Положение об автономности фонемы.
15. Фонема в концепции МФШ. Отношение фонемы к морфеме.
16. Учение о делимитативной функции звуковых единиц в теории Н.С. Трубецкого.
17. Кодификация произносительной нормы. Орфоэпические словари и справочники.
18. История становления и развития произносительной нормы. Периодизация истории произносительной нормы, предложенная М.В. Пановым.
19. Особенности произношения заимствованных слов, малочастотной и сверхчастотной лексики.
20. Слово как единица лексического уровня языка. Соотношение формы и значения в слове. Основные направления в изучении семантики слова, сложившиеся в русистике.
21. Парадигматические отношения в лексике. Понятие функционально-семантического поля и лексико-семантической группы. Синтагматические отношения в лексике.
22. Морфемика и морфология как разделы науки о языке. Способы словообразования. Морфологическая категория и грамматическое значение. Учение о частях речи.
23. Имя существительное и имя прилагательное: грамматические значения, система категорий, синтаксические функции, лексико-грамматические разряды.
24. Глагол: грамматические категории, синтаксические функции, формообразующие основы. Классификация глаголов. Вопрос о статусе причастий и деепричастий.
25. Лексико-грамматическая семантика глагола и способы глагольного действия.
26. Синтаксис как раздел науки о языке. Синтаксические единицы. Виды синтаксических связей и синтаксических отношений. Словосочетание и предложение.
27. Грамматические членение предложения. Смысловая организация и семантическая структура предложения. Коммуникативная организация предложения. Соотношение актуального и грамматического членения.
28. Общелитературная и стилистическая норма. Современное состояние стилистических норм литературного языка.
29. Современные представления о стилистической дифференциации русского языка (В.Г. Костомаров, М.Н Кожина и др.).
30. В.В. Виноградов о структуре, задачах и основных категориях стилистики.
31. Основные направления и методы современных стилистических исследований.
32. Понятие «стилистический анализ звучащей речи». Типы взаимодействия лексико-грамматической и интонационно-звуковой структур звучащего текста. Этапы стилистического анализа звучащего текста.
33. Средства выражения стилистических различий в звучащей речи: сегментные и суперсегментные единицы.
34. Понятие «произносительный стиль». Классификации произносительных стилей русского языка в работах старших языковедов и современных лингвистов.
35. Представление о семантической структуре слова в фоносемантике. Методы изучения фонетического значения и различные направления в фоносемантике.
36. Фонетический аспект проблемы статуса разговорной речи. Полный и неполный типы произнесения.
37. Территориальные варианты произношения как результат внутриязыковой интерференции.
38. Антропоцентрический аспект изучения языка и текста.
39. Концепт как объект исследований в лингвистике.
40. Когнитивный аспект явлений языка в тексте.
41. Коммуникативные стратегии в отношении к типам дискурса.
42. Общедидактические и лингвистические принципы обучения русскому языку.
43. Педагогическое общение: сущность, специфика, функции.
44. Урок как учебно-речевая ситуация общения.
45. Педагогические конфликты. Речевое поведение в конфликте.
46. Общая характеристика оформления научной работы. Справочно-библиографический аппарат научного произведения.
47. Структурные особенности научного произведения. Логическая схема научного исследования. Композиция. Рубрикация. Объем.
48. Проблемы компрессии научной информации. Этапы свертывания информации. Аннотация и реферат как вторичные документы.
49. Теория речевых жанров М.М. Бахтина – основа современного жанроведения.
50. Система частных риторик и их жанровые системы. Модели описания риторического жанра.
51. Основные принципы построения дискуссии. Понятие о манипуляции в современной речевой практике.
52. Речевое поведение на переговорах.
53. Современные технические средства, их классификация, роль в профессиональной деятельности филолога.
54. Использование информационных технологий для обработки и анализа учебной, научной и деловой информации.
Требования к выпускной квалификационной работе
Магистерская диссертация представляет собой законченную теоретическую или экспериментальную научно-исследовательскую работу, связанную с решением актуальных задач языкознания. Магистерская программа имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной актуальной темы, соответствует современному уровню развития языкознания, свидетельствует о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.
Диссертация оформляется в виде рукописи, в которой диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений.
Диссертация отражает как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их использования.
Содержание диссертации характеризуют оригинальность и уникальность приводимых сведений. Основой содержания является принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей, или обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте.
Содержание диссертации в наиболее систематизированном виде фиксирует как исходные предпосылки научного исследования, так и весь его ход и полученные при этом результаты.
В диссертации допускаются субъективные оценки, характеризующие творческую индивидуальность диссертанта.
Диссертация характеризуется особой научной формой изложения, высокой степенью авторского суждения, активным применением математического аппарата, средств логического мышления, компьютерных методик и т.д.
Выпускная работа защищается в Государственной аттестационной комиссии.
Порядок подготовки и сроки представления
выпускной квалификационной работы
Закрепление за магистрантом темы выпускной квалификационной работы на основании его личного письменного заявления осуществляется приказом ректора по представлению кафедры.
В соответствии с темой работы научный руководитель выдает магистранту задание по изучению объекта исследования и по сбору материала к магистерской диссертации. Одновременно магистранту выдается задание на выпускную квалификационную работу, составленное научным руководителем и утвержденное заведующим кафедрой, с указанием сроков промежуточного контроля и даты представления на кафедру завершенной работы.
Срок представления темы работы на кафедру – до 15 сентября текущего года.
Консультации с научным руководителем проводятся согласно графику, который подписывается заведующим кафедрой до 20 сентября текущего года.
ВКР вместе с отзывом руководителя представляется на кафедру для рецензирования не позднее 20 мая. Предзащита выпускной квалификационной работы проводится на заседании кафедры не позднее 30 мая текущего года, где принимается решение о допуске к защите магистерской диссертации. Заведующий кафедрой на основании этих материалов делает запись на титульном листе магистерской диссертации «Работа допущена к защите».
Решение о сроке представления работ на кафедру и порядок регистрации поступивших работ доводятся до сведения магистрантов не позднее начала учебного года выпуска.
Не позднее, чем за три дня до назначенного срока защиты в Государственную аттестационную комиссию представляются:
а) переплетенный машинописный текст работы, оформленный по образцу;
б) машинописный текст заверенного отзыва научного руководителя;
в) машинописный текст рецензии с подписью рецензента, заверенной на предприятии или учреждении, в котором он работает;
г) диск с электронным вариантом магистерской диссертации в формате pdf.
Для внешнего рецензирования магистерской диссертации привлекаются специалисты из других вузов по профилю специальности – кандидаты и доктора филологических наук. Рецензенты утверждаются приказом по университету.
Порядок защиты выпускной квалификационной работы
Защита магистерская диссертация осуществляет в ГАК в присутствии научного руководителя и рецензента в устной форме с обязательным представлением результатов работы в форме презентации (или с элементами презентации) в Power Point. В ходе защиты магистранту предоставляется слово для изложения основных результатов своего исследования и для ответов на вопросы членов комиссии и иных лиц, присутствующих на защите. После оглашения рецензии студенту дается возможность ответить на высказанные замечания и вопросы. Государственная аттестационная комиссия оценивает магистерскую диссертацию с учетом требований, предъявляемых к содержанию и форме выпускной квалификационной работы, с учетом качества презентации работы в процессе защиты, а также с учетом мнения руководителя и рецензента (рецензентов).
Требования к оформлению
выпускной квалификационной работы
Магистерская диссертация представляется в ГАК в печатном (1 экземпляр, переплетенный типографским способом) и электронном (на CD-RW) видах, что обеспечивает возможность библиотечного хранения.
Объем магистерской диссертации составляет 80–90 машинописных страниц (шрифт 14, Times New Roman, интервал – 1,5, поля – 20 мм). Магистерская диссертация должна быть структурирована на главы, параграфы, иметь введение, заключение, список используемой литературы, оформленный в соответствии с требованиями действующего ГОСТа 2004 г.
Введение магистерской диссертации включает следующие разделы:
· актуальность исследования;
· объект и предмет исследования;
· цель и задачи работы;
· материал (краткое описание фактического материала, его объема с указанием единицы наблюдения);
· методы исследования (перечень и краткая характеристика);
· положения, выносимые на защиту;
· новизна исследования;
· апробация результатов исследования;
· структура работы (перечень основных разделов работы и их краткое описание).
Изложение актуальности иссдедования должно составлять не менее 1-2 страниц работы. Особое внимание должно быть уделено новизне и практической значимости магистерского сочинения. Формулировки данного раздела введения должны иметь конкретный характер. Следует указывать виды разработок, которые дают представление о возможности применения результатов исследования, о внедрении НИР в учебный процесс и практику.
Сноски делаются постранично. Титульный лист оформляется по образцу. Цитаты, содержащиеся в работе, заключаются в кавычки и сопровождаются ссылками на источники. Искажение текста оригинала на русском языке не допускается; перевод цитируемого текста на иностранном языке должен полностью передавать смысл цитируемого высказывания.
Иллюстрации и таблицы вставляются в текст работы или размещаются на отдельных листах в приложениях в порядке их обсуждения в тексте работы. Все рисунки, схемы, диаграммы и таблицы должны иметь названия. Использованные в них обозначения должны быть пояснены. Заимствованные из работ других авторов рисунки и таблицы должны содержать после названия ссылки на источники этой информации.
В квалификационном сочинении не допускаются орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки. Немногочисленные исправления в тексте (отдельные слова, формулы, знаки препинания) вносятся чернилами, тушью, пастой черного цвета.
Нумерация страниц работы должна быть сквозной и учитывать титульный лист и приложения. Страницы нумеруются арабскими цифрами, на титульном листе номер страницы не указывается. Оглавление, иллюстрации, таблицы и т.п. включаются в общую нумерацию страниц.
Список литературы, а также ссылки на научную литературу, справочные издания и словари в тексте работы обязательны и оформляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам, направляемым в печать, с обязательным указанием полных выходных данных публикаций. Кроме литературы магистерская диссертация должна включать список источников, словарей и справочных изданий, принятых сокращений.
Особое внимание следует уделить обязательному использованию литературы на иностранных языках, научных работ последних лет, исследований ученых Волгоградского государственного университета, преподавателей кафедры, на которой специализируется студент.
В качестве приложения в магистерскую диссертацию включаются разработки практического характера по теме исследования. В приложение также могут быть вынесены те материалы, которые не являются необходимыми при написании собственно работы: промежуточные таблицы обработки данных, графики, словники, тексты разработанных программ, методических рекомендаций и т.д. Приложение может включать материалы, раскрывающие практическую ценность работы.
Критерии оценки качества
выпускной квалификационной работы магистра
Оценка за магистерскую диссертацию выставляется ГАК с учетом предложений рецензента и мнения научного руководителя. При оценке магистерской диссертации учитываются:
· содержание работы;
· ее оформление;
· характер защиты.
Научный руководитель магистерской диссертации в отзыве обязан:
· определить степень самостоятельности магистранта в выборе темы, поисках материала, методики его анализа;
· оценить полноту раскрытия темы магистрантом;
· установить уровень филологической подготовки выпускника, освоение им комплекса теоретических и историко-филологических знаний, широту научного кругозора студента;
· сделать вывод о возможной защите данной магистерской диссертации в ГАК.
Рецензент в отзыве на магистерской диссертации оценивает:
· степень актуальности и новизны работы;
· четкость формулировок цели и задач исследования;
· степень полноты обзора научной литературы;
· структуру работы и правомерность такой подачи материала;
· надежность материала исследования – его аутентичность, достаточный объем;
· научный аппарат работы и используемые в ней методы;
· теоретическую и практическую значимость результатов исследования;
· владение стилем научного изложения.
Отзыв завершает вывод о соответствии работы основным требованиям, предъявляемым к ВКР данного уровня, и оценка выпускного сочинения.
Оценка отлично выставляется при условии, если:
I
• тема работы соответствует проблематике направления;
• исследование удовлетворяет требованиям актуальности и новизны;
• в работе продемонстрированы знание теоретических основ языкознания и методов исследования;
• магистрант проявил глубокое знание и понимание теоретических вопросов, связанных с заявленной темой;
• в работе правильно определены объект и предмет исследования;
• демонстрируется умение выявлять основные дискуссионные положения по теме и обосновывать свою точку зрения на предмет исследования;
• содержание работы показывает, что поставленные цели достигнуты, конкретные задачи получили полное и аргументированное решение;
• в работе получены значимые результаты и сделаны убедительные выводы;
• отсутствуют элементы плагиата;
II
• отбор и обработка исследуемого материала осуществляется с использованием современных методов и технологий;
• анализ фактического материала осуществляется с применением адекватных методик исследования;
• в работе исследован достаточный объем материала, позволяющий сделать аргументированные выводы по заявленной теме;
• в работе отсутствуют фактические ошибки;
III
• структура работы отражает логику изложения процесса исследования;
• в работе ставятся цели и перечисляются конкретные задачи исследования, обсуждаются различные точки зрения и подходы к решению поставленной проблемы, делаются аргументированные выводы по всем главам работы;
• в заключении обобщается весь ход исследования, излагаются основные результаты проведенного анализа и подчеркивается их теоретическая значимость;
• в приложении приводится учебно-методический материал, свидетельствующий о практической значимости исследования;
IV
• оформление работы соответствует изложенным выше требованиям;
• список использованной литературы составлен в соответствии с ГОСТом и насчитывает число источников, достаточное для раскрытия темы исследования; имеется литература на иностранных языках;
• работа не содержит орфографических ошибок, опечаток и других технических погрешностей;
• язык и стиль изложения соответствует нормам русского языка;
• демонстрируется умение пользоваться научным стилем речи.
Оценка хорошо выставляется при условии, если:
I
• содержание работы соответствует изложенным выше требованиям, предъявляемым к работе с оценкой отлично;
II
• анализ конкретного материала в работе проведен с незначительными отступлениями от требований, предъявляемых к работе с оценкой отлично;
III
• структура работы в основном соответствует изложенным требованиям;
выводы и/или заключение работы достаточно полно отражают результаты исследования;
• в приложении приводится учебно-методический материал, свидетельствующий о практической значимости исследования;
IV
• оформление работы в основном соответствует изложенным требованиям;
• работа содержит ряд ошибок или опечаток, есть другие технические погрешности.
Оценка удовлетворительно ставится при наличии одного или нескольких из следующих недостатков:
I
• содержание работы не соответствует одному или нескольким требованиям, предъявляемым к работе с оценкой хорошо;
• студент на защите не проявил достаточного знания и понимания теоретических проблем, связанных с темой исследования;
II
• анализ материала проведен поверхностно, без использования обоснованного и адекватного метода интерпретации фактов;
• исследуемый материал недостаточно полно представлен в работе, что не позволяет сделать мотивированные выводы по заявленной теме;
• в работе допущен ряд фактических ошибок;
III
• работа построена со значительными отступлениями от требований к изложению хода исследования;
• отсутствуют выводы по главам, заключение не отражает теоретической значимости результатов исследования;
• список использованной литературы содержит недостаточное число источников; нет литературы на иностранных языках;
IV
• оформление работы в целом соответствует изложенным выше требованиям;
• в работе много ошибок, опечаток, технических недостатков;
• список использованной литературы оформлен с нарушением требований ГОСТа;
• язык не соответствует нормам русского научного стиля речи.
Работа оценивается как неудовлетворительная при условии, если:
I
• содержание работы не соответствует требованиям, предъявляемым к работам с оценкой удовлетворительно;
• в работе установлены части, написанные иным лицом;
• работа выполнена не самостоятельно, студент на защите не может обосновать результаты представленного исследования;
II
• отбор и анализ материала носит фрагментарный, произвольный и/или неполный характер;
• в работе много фактических ошибок;
• исследуемый материал недостаточен для раскрытия заявленной темы;
III
• структура работы нарушает требования к изложению хода исследования;
• выводы отсутствуют или не отражают теоретические положения, обсуждаемые в соответствующих главах работы;
• список используемой литературы не отражает проблематики, связанной с темой исследования;
IV
• оформление работы не соответствует предъявляемым требованиям;
• в работе много ошибок, опечаток, технических недостатков;
• список используемой литературы оформлен с нарушением требований ГОСТа;
• язык не соответствует нормам русского научного стиля речи.
Приложение 1
Правила оформления списка использованной литературы
Общие замечания
Рекомендуется представлять единый список литературы к работе в целом. Список обязательно должен быть пронумерован. Каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы.
Наиболее удобным является алфавитное расположение материала, так как в этом случае произведения собираются в авторских комплексах. Произведения одного автора расставляются в списке по алфавиту заглавий.
Официальные документы ставятся в начале списка в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.). Внутри каждой группы документы располагаются в хронологическом порядке.
Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке, образуя дополнительный алфавитный ряд.
Для каждого документа предусмотрены следующие элементы библиографической характеристики: фамилия автора, инициалы; название; подзаголовочные сведения (учебник, учебное пособие, словарь и т. д.); выходные сведения (место издания, издательство, год издания); количественная характеристика (общее количество страниц в книге).
Примеры библиографических записей
Книги одного автор
а
Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук. – М. : РАГС, 2003. – 268 с.
Игнатов, В. Г. Государственная служба субъектов РФ: Опыт сравнительно-правового анализа : науч.-практ. пособие / В. Г. Игнатов. – Ростов-на-Дону : СЗАГС, 2000. – 319 с.
Книги двух авторов
Ершов, А. Д. Информационное управление в таможенной системе / А. Д. Ершов, П. С. Конопаева. – СПб. : Знание, 2002. – 232 с.
Игнатов, В. Г. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность / В. Г. Игнатов, В. К. Белолипецкий. – Ростов-на-Дону : МарТ, 2000. – 252 с.
Macroeconomics. A European Text. Michael Burda, Charles Wyplosz. Oxford University Press, 1993. – 486 p.
Книги трех авторов
Кибанов, А. Я. Управление персоналом: регламентация труда : учеб. пособие для вузов / А. Я. Кибанов, Г. А. Мамед-Заде, Т. А. Родкина. – М. : Экзамен, 2000. – 575 с.
Журавлев, П. В. Мировой опыт в управлении персоналом: обзор зарубежных источников / П. В. Журавлев, М. Н. Кулапов, С. А. Сухарев. – М.: Рос. Экон. Акад. ; Екатеринбург. : Деловая книга, 1998. – 232 с.
Аяцков, Д. Ф. Кадровый потенциал органов местного самоуправления: проблемы и опыт оценки / Д. Ф. Аяцков, С. Ю. Наумов, Е. Н. Суетенков; РАН при Президенте РФ. ПАГС. – Саратов : ПАГС, 2001. – 135 с.
Книги четырех авторов
Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала / К. Д. Скрипник [и др.]. – М. : Приор, 1999. – 189 с.
Книги, описанные под заглавием
Управление персоналом : учеб. пособие / С. И. Самыгин [и др.] ; под ред. С. И. Самыгина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. – 511 с.
Управление персоналом: от фактов к возможностям будущего : учеб. пособие / А. А. Брасс [и др.] – Минск : Технопринт, 2002. – 387 с.
Словари и энциклопедии
Социальная философия : словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. – М. : Академический Проект, 2003. – 588 с.
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 2000. – 940 с.
Чернышев, В. Н. Подготовка персонала: словарь / В. Н. Чернышев, А. П. Двинин. – СПб. : Энергоатомиздат, 2000. – 143 с.
Экономическая энциклопедия / Е. И. Александрова [и др.]. – М. : Экономика, 1999. – 1055 с.
Статьи из сборников
Бакаева, О. Ю. Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного права / О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко // Таможенное право. – М. : Юрист, 2003. – С. 51–91.
Веснин, В. Р. Конфликты в системе управления персоналом / В. Р. Веснин // Практический менеджмент персонала. – М. : Юрист, 1998. – С. 395–414.
Проблемы регионального реформирования // Экономические реформы / под ред. А. Е. Когут. – СПб. : Наука, 1993. – С. 79–82.
Статьи из газет и журналов
Арсланов, Г. Реформы в Китае: Смена поколений / Г. Арсланов // Азия и Африка сегодня. – 2002. – № 4. – С. 2–6.
Козырев, Г. И. Конфликты в организации / Г. И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 2. – С. 136–150.
Громов, В. Россия и Европа / В. Громов // Известия. – 1999. – 2 марта. – С. 2.
Hahn, Frank. The Next Hundred Years. Economic Journal, January, 1991, 101 (404). – Р. 47 – 50.
Описания официальных документов
О базовой стоимости социального набора: Федеральный Закон от 4 февраля 1999 № 21 – ФЗ // Российская газ. – 1999. – 11.02. – С. 4.
О правительственной комиссии по проведению административной реформы: Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 № 451 // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 31. – Ст. 3150.
О мерах по развитию федеральных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27 ноября 2003 N 1395 // Собрание законодательства РФ. – 2003. – Ст. 4660.
Электронные ресурсы
Statsoft, Inc.(1999). Электронный учебник по статистике. Москва, Statsoft. Web: http://www.statsoft.ru/home/textbook.
Приложение 2
Образец заполнения титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Институт филологии и межкультурной коммуникации
Кафедра русского языка
Стратегии и тактики реализации дипломатического речевого этика в отчетах русских послов XVI – XVII вв. и документах «Воссоединение Украины с Россией»
МАГИСТЕРСКАЯ диссертация
по направлению подготовки 031000.68 – Филология. Русский язык
ВЫПОЛНИЛ:
студент гр. ФРям-101
Рогожкина Ирина Викторовна
_______________________
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
д. филол. н.,
профессор кафедры русского языка
Тупикова Наталия Алексеевна
________________________
РЕЦЕНЗЕНТ:
к.филол.н.,
доцент ВГТУ
Белякова Лариса Федоровна
________________________
Допущен к защите:
заведующий кафедрой русского языка
Тупикова Наталия Алексеевна
______________________
Волгоград 2011
Методические рекомендации по государственной аттестации выпускников по направлению подготовки 031000 «Филология. Русский язык» (магистратура) утверждены на заседании кафедры русского языка (протокол №___ от_____________ ).
Зав. кафедрой русского языка Н.А. Тупикова
I. Требования к содержанию и оформлению магистерских работ.
1. Выполнение магистерских работ является заключительным этапом обучения магистрантов в университете и имеет своей целью:
- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных и производственных задач;
- развитие навыков самостоятельной работы, овладение методологией и методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в работе проблем и вопросов;
- выявление уровня готовности магистрантов к самостоятельной работе в современных условиях.
Выполненная работа магистранта представляет собой законченную самостоятельную учебно-исследовательскую работу, в которой решаются конкретные задачи, актуальные для филологии.
В выполненной работе магистрант должен показать умение анализировать научную литературу по проблемам исследования, классифицировать фактический языковой и литературный материал, обобщенно представлять результаты исследования. Магистрант должен продемонстрировать знание основных методов исследования и навыки их применения, владение научным стилем речи.
Магистерская диссертация должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений в избранной области профессиональной деятельности.
2. Закрепление за магистрантом темы магистерской работы осуществляется по его личному письменному заявлению и по представлению кафедры приказом ректора. В соответствии с темой работы научный руководитель выдает магистранту задание по изучению объекта исследования и по сбору материала к магистерской работе. Тема работы отражается в индивидуальном плане магистранта, подписанного научным руководителем и руководителем магистерской программы.
Срок представления темы работы на кафедру – до 15 сентября текущего года. Консультации с научным руководителем проводятся согласно графику, который подписывается зав. кафедрой до 20 сентября текущего года. Готовая магистерская диссертация представляется на кафедру до 30 мая.
3. После просмотра и одобрения работы руководитель подписывает работу и вместе со своим письменным отзывом представляет заведующему кафедрой. В отзыве должна быть дана характеристика проделанной работы по всем разделам работы. Заведующий кафедрой на основании этих материалов решает вопрос о допуске магистранта к защите магистерской работы, делая об этом соответствующую запись на титульном листе.
4. В Государственную экзаменационную комиссию представляются:
1) машинописный (компьютерный) текст работы (2 экз.), на титульном листе которой указаны:
- полное наименование выпускающей кафедры, вуза, вышестоящей организации;
- тема работы;
- фамилия, имя, отчество магистранта и его подпись;
- фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание научного руководителя и его подпись;
- фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание рецензента и его подпись;
- отметка заведующего выпускающей кафедры о допуске к защите с указанием даты;
2) машинописный текст отзыва научного руководителя, заверенный отделом кадров;
3) машинописный текст рецензии с подписью рецензента, заверенной отделом кадров предприятия или учреждения, в котором работает рецензент.
Для внешнего рецензирования рекомендуется привлечение специалистов из других вузов по профилю специальности. Текст магистерской работы должен быть выполнен любым печатным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 (210х297 мм) через 1,5 интервала. Шрифт – Times New Roman, размер – 14.
5. Объем магистерской работы – 80-90 стр.
Во введении работы отражаются актуальность, цель, задачи, степень новизны исследования, даются формулировки практического применения работы и положений, выносимых на защиту; в работы магистрантов включаются также в качестве приложения разработки методического (практического) характера. Изложение актуальности исследования должно составлять не менее 1-2 страниц работы. Особое внимание должно быть уделено новизне и практической значимости магистерского сочинения. Формулировки данного раздела введения должны иметь конкретный характер, следует указывать виды разработок, которые дают представление о возможности применения результатов исследования, о внедрении НИР в учебный процесс и практику.
Иллюстрации и таблицы вставляются в текст работы или размещаются на отдельных листах в приложениях в порядке указания на них в тексте работы. Все рисунки, схемы, диаграммы, таблицы, графики, словники должны иметь названия. Использованные в них обозначения должны быть пояснены. Заимствованные из работ других авторов рисунки и таблицы должны содержать после названия ссылки на источники этой информации. Приложение может включать материалы, раскрывающие практическую ценность работы.
В магистерском сочинении не допускаются орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки. Немногочисленные исправления в тексте (отдельные слова, формулы, знаки препинания) вносятся чернилами, тушью, пастой черного цвета.
Нумерация страниц работы должна быть сквозной и включать титульный лист и приложения. Страницы нумеруются арабскими цифрами, на титульном листе номер страницы не указывается. Иллюстрации, таблицы и т.п. включаются в общую нумерацию страниц.
6. Список литературы, а также ссылки на научную литературу, справочные издания и словари в тексте работы обязательны и оформляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам, направляемым в печать, с обязательным указанием полных выходных данных публикаций. Кроме литературы на русском и иностранных языках магистерская работа должна включать список источников, словарей и справочных изданий, принятых сокращений.
Особое внимание следует уделить обязательному использованию литературы на иностранных языках, научных работ последних лет, исследований ученых Волгоградского государственного университета, преподавателей выпускающих кафедр.
7. Работа готовится в печатном виде (3 экземпляра). Первые два экземпляра переплетаются типографским способом, подписываются магистрантом, научным руководителем, рецензентом и сдаются на кафедру на подпись заведующему кафедрой.
8. Защита магистерской работы должна проходить с обязательным использованием элементов презентации в Power Point (сроки подготовки презентации определяются научным руководителем).
II . Общие критерии оценки качества
выпускной квалификационной работы магистра.
При проверке ВКР по направлению Филология оцениваются но следующим параметрам:
I. Полнота раскрытия заявленной темы.
II. Умение магистранта осуществлять лингвистический анализ языкового и литературоведческого материала.
III. Структура работы и стиль изложения.
IV. Оформление работы.
Оценка отлично выставляется при условии, если:
I
• тема работы соответствует проблематике направления;
• исследование удовлетворяет требованиям актуальности и новизны;
• в работе продемонстрированы знание теоретических основ языкознания и методов исследования;
• магистрант проявил глубокое знание и понимание теоретических вопросов, связанных с заявленной темой;
• в работе правильно определены объект и предмет исследования;
• демонстрируется умение выявлять основные дискуссионные положения по теме и обосновывать свою точку зрения на предмет исследования;
• содержание работы показывает, что поставленные цели достигнуты, конкретные задачи получили полное и аргументированное решение;
• в работе получены значимые результаты и сделаны убедительные выводы;
• отсутствуют элементы плагиата;
II
• отбор и обработка исследуемого материала осуществляется с использованием современных методов и технологий;
• анализ фактического материала осуществляется с применением адекватных методик исследования;
• в работе исследован достаточный объем материала, позволяющий сделать аргументированные выводы по заявленной теме;
• в работе отсутствуют фактические ошибки;
III
• структура работы отражает логику изложения процесса исследования;
• в работе ставятся цели и перечисляются конкретные задачи исследования, обсуждаются различные точки зрения и подходы к решению поставленной проблемы, делаются аргументированные выводы по всем главам работы;
• в заключении обобщается весь ход исследования, излагаются основные результаты проведенного анализа и подчеркивается их теоретическая значимость;
• в приложении приводится учебно-методический материал, свидетельствующий о практической значимости исследования;
IV
• оформление работы соответствует изложенным выше требованиям;
• список использованной литературы составлен в соответствии с ГОСТом и насчитывает число источников, достаточное для раскрытия темы исследования; имеется литература на иностранных языках;
• работа не содержит орфографических ошибок, опечаток и других технических погрешностей;
• язык и стиль изложения соответствует нормам русского языка;
• демонстрируется умение пользоваться научным стилем речи.
Оценка хорошо выставляется при условии, если:
I
• содержание работы соответствует изложенным выше требованиям, предъявляемым к работе с оценкой отлично;
II
• анализ конкретного материала в работе проведен с незначительными отступлениями от требований, предъявляемых к работе с оценкой отлично;
III
• структура работы в основном соответствует изложенным требованиям;
выводы и/или заключение работы достаточно полно отражают результаты исследования;
• в приложении приводится учебно-методический материал, свидетельствующий о практической значимости исследования;
IV
• оформление работы в основном соответствует изложенным требованиям;
• работа содержит ряд ошибок или опечаток, есть другие технические погрешности.
Оценка удовлетворительно ставится при наличии одного или нескольких из следующих недостатков:
I
• содержание работы не соответствует одному или нескольким требованиям, предъявляемым к работе с оценкой хорошо;
• студент на защите не проявил достаточного знания и понимания теоретических проблем, связанных с темой исследования;
II
• анализ материала проведен поверхностно, без использования обоснованного и адекватного метода интерпретации фактов;
• исследуемый материал недостаточно полно представлен в работе, что не позволяет сделать мотивированные выводы по заявленной теме;
• в работе допущен ряд фактических ошибок;
III
• работа построена со значительными отступлениями от требований к изложению хода исследования;
• отсутствуют выводы по главам, заключение не отражает теоретической значимости результатов исследования;
• список использованной литературы содержит недостаточное число источников; нет литературы на иностранных языках;
IV
• оформление работы в целом соответствует изложенным выше требованиям;
• в работе много ошибок, опечаток, технических недостатков;
• список использованной литературы оформлен с нарушением требований ГОСТа;
• язык не соответствует нормам русского научного стиля речи.
Работа оценивается как неудовлетворительная при условии, если:
I
• содержание работы не соответствует требованиям, предъявляемым к работам с оценкой удовлетворительно;
• в работе установлены части, написанные иным лицом;
• работа выполнена не самостоятельно, студент на защите не может обосновать результаты представленного исследования;
II
• отбор и анализ материала носит фрагментарный, произвольный и/или неполный характер;
• в работе много фактических ошибок;
• исследуемый материал недостаточен для раскрытия заявленной темы;
III
• структура работы нарушает требования к изложению хода исследования;
• выводы отсутствуют или не отражают теоретические положения, обсуждаемые в соответствующих главах работы;
• список используемой литературы не отражает проблематики, связанной с темой исследования;
IV
• оформление работы не соответствует предъявляемым требованиям;
• в работе много ошибок, опечаток, технических недостатков;
• список используемой литературы оформлен с нарушением требований ГОСТа;
• язык не соответствует нормам русского научного стиля речи.
Руководитель магистерской программы Н.А. Тупикова
д.ф.н., профессор