Методические рекомендации по написанию курсовой работы

СОДЕРЖАНИЕ: Методические указания включают информацию о структуре и содержании курсовой работы, примерный перечень тем курсовых работ и список рекомендуемой литературы

НОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

УТВЕРЖДАЮ

проректор по УР

_________ Бузукина А.Б.

«___» ____________ 200_ г.

Факультет: Менеджмент организации

Кафедра: Менеджмент

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Методические рекомендации по написанию

курсовой работы

(для студентов специальности «Менеджмент организации»)

Разработчик: Соколова Г.Ю., ст. преподаватель, к.э.н.

(Ф.И.О, должность, ученое звание, степень)

______________ «___» _________ 200 г.

(подпись)

Заведующий кафедрой: Лефтерова Т.В., к.п.н., доцент

(Ф.И.О, должность, уч.звание, степень)

______________ «___» _________ 200 г.

(подпись)

ИВАНТЕЕВКА

2010

Методические указания включают информацию о структуре и содержании курсовой работы, примерный перечень тем курсовых работ и список рекомендуемой литературы.

Оглавление

1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 4

Содержание. 4

Введение. 4

Основная часть. 4

Заключение. 5

3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАПИСАНИЯ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 6

4. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………….....8

5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ……………………12

6. ОБРАЗЦЫ ПЛАНОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………15

7. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ………………………………………………………….18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………19

1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Курс «Основы менеджмента» раскрывает вопросы теории и практики управления и предназначен для формирования у будущего специалиста целостного представления о системе управления и процессах ее функционирования, изучения комплекса практических знаний об управлении и приобретения конкретных навыков осуществления различных видов управленческой деятельности.

В рамках курса «Основы менеджмента» предусмотрено написание курсовой работы. Главной целью разработки курсовой работы является приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности, формирование научного управленческого мировоззрения и про­межуточный контроль профессиональных знаний в области менедж­мента, полученных путем планомерного систематизированного изуче­ния рекомендуемой литературы и выработка практических навыков управления.

Данная работа предполагает активный поиск новых источников информации, моделирование практического приложения теории и разработку на этой основе эффективных методов и моделей управления для конкретных практических ситуаций и может быть частью дипломной работы. Она также может быть рекомендована как доклад на научно-студенческую конференцию.

Темы курсовых работ разработаны в соответствии с учебным материалом дисциплины «Основы менеджмента». Примерные темы курсовых работ изложены ниже. Допускается изменение формулировки темы при условии согласования с научным руководителем.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа в обязательном порядке имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников.

Содержание

Содержание включает наименование всех разделов и пунктов с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы, а также введение, заключение, список использованных источников с указанием номеров страниц. Первым считается титульный лист.

Введение

Во введении должна быть обоснована актуальность выбранной темы, приведены цели и задачи работы, объект и предмет исследования, сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц. Объем 2-3 листа.

Основная часть

В основной части отражаются теоретические и практические исследования, расчеты, обобщение результатов, графический материал и т.п. Курсовая работа должна содержать расширенную (по сравнению с материалами лекций и учебников) теоретическую и практическую части. Содержание теоретической части может быть расширено за счет использования дополнительной литературы, представленной статьями по данной тематике, опубликованными в периодике; научными монографиями, рефератами и другой тематической литературой. Необходимо уделить значительное внимание практической направленности курсовой работы. Практическая часть работы должна содержать анализ и соответствующие выводы и рекомендации по конкретной практической ситуации. Проведение анализа и выработка рекомендаций осуществляется путем практического приложения теоретических основ, изложенных в работе. Исследование желательно проводить на примере какого-либо реально действующего предприятия или организации. Также практическая часть работы может быть представлена теоретической разработкой какой-либо проблемы, изложенной в виде конкретной, самостоятельно разработанной модели, теории и т.п, имеющую практическую направленность.

В зависимости от характера темы, возможностей и выбора студента, теоретический и практический аспекты работы могут оформляться по-разному. Рекомендуется выделение теоретической и практической частей в самостоятельные главы. В этом случае первая глава будет иметь теоретический характер, а вторая и третья, если они предусмотрены планом, - практический. Также возможен вариант, когда материал группируется по главам в соответствии с содержанием, а уже в каждой главе выделяется теоретическая и практическая часть в виде параграфов, либо можно оформить практическую часть в виде приложений, даваемых в конце работы, после списка использованных источников. Допустима и другая структура основной части, при условии согласования с научным руководителем.

Желательно, чтобы все главы работы имели примерно равный объем.

Заключение

В заключении подводится итог всей работы: необходимо обосновать, что цель работы, которая была декларирована во введении достигнута; выявить соответствие между целью работы и полученными результатами. Заключение должно содержать краткие выводы курсовой работы, основные рекомендации, значимость работы. Объем 2-3 листа.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАПИСАНИЯ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Процесс написания курсовой работы предполагает самостоятельную работу студента и работу с научным руководителем во время консультаций. Время, необходимое для выполнения одной курсовой работы, как показывает опыт, составляет от 30 до 70 часов самостоятельной работы студента. С целью сократить временные затраты и повысить качество курсовой работы, тематика курсовых работ выдается заблаговременно, чтобы студенты могли работать над ними и в процессе обучения (на лекциях, практических занятиях, консультациях). Тем не менее, студент должен спланировать свою работу, зарезервировав время на оформление курсовой работы, возможные допол­нительные консультации с преподавателем и т. п.

Рекомендуемый алгоритм работы над курсовой работой следующий:

1. Знакомство с данными методическими указаниями и методическими указаниями по оформлению курсовых работ. Выбор примерной темы и плана работы, осознание и формулирования цели работы.

2. Изучение источников, которые дадут информацию для освещения теоретических и практических аспектов работы (источники; учебная, научная литература; монографии; авторефераты; первичная информация и т.п.).

3. Уточнение темы и плана работы, утверждение у научного руководителя окончательного варианта.

4. Полномасштабный подбор литературы и сбор необходимой информации для практической части.

5. Написание введения и первой главы, которые должны быть представлены на проверку руководителю.

6. Исправление ошибок по проверенному материалу, написание второй главы, предоставление для проверки и т.д.

7. Оформление всей работы полностью, включая титульный лист, содержание, список использованных источников, приложения.

8. Защита курсовой работы.

Защита курсовой работы производится в следующем порядке:

1. С материалами выполненной работы предварительно знакомится научный руководитель. В ходе предзащитных консультаций работа обсуждается и корректируется.

2. Представленная к защите курсовая работа должна быть оформлена в соответствии с изложенными в рекомендациях тре­бованиями.

3. За 1—2 недели до начала экзаменационной сессии науч­ный руководитель определяет время, место и список групп сту­дентов для защиты. Расписание защит вывешивается на кафед­ральный информационный стенд. Поскольку студенты должны регулярно просматривать информацию на стенде, ответственность за собственную информированность о сроках защиты они несут сами.

4. Студент в течение 7—10 минут делает доклад по существу проблемы и о полученных результатах исследования.

5. Научный руководитель и все присутствующие задают сту­денту вопросы. На вопросы и ответы отводится 10—15 минут.

6. После заслушивания выносится решение об оценке кур­совой работы, которая объявляется публично научным руково­дителем.

  1. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Основой научно-информационного обеспечения курсовой работы являются учебники, учебно-методические пособия по менеджменту, научно-теоретические журналы и монографии по менеджменту. Общий объем работы должен составлять 30-35 (без учета приложений, страницы которых не нумеруются). Рекомендуется, чтобы основные разделы работы примерно соот­ветствовали по объему. Работа представляется в виде аккуратной, отредактированной, сброшюрованной рукописи на стандартных листах белой бумаги (формат А4) . Текст рас­полагается на одной стороне стандартного листа.

Допускается использование цветных рисунков, схем и ди­аграмм. При написании текста необходимо оставлять поля следую­щих размеров: слева — 30 мм; справа — 15 мм; сверху — 20 мм; снизу — 20 мм. Нумерация страниц должна быть сквозной. Номер простав­ляется арабскими цифрами в нижнем правом углу страницы. Ти­тульный лист имеет номер 1, который на нем не ставится. Введе­ние обычно начинается со страницы 3.

Заголовки должны быть сформулированы кратко. Они ну­меруются иерархически. Номер помешается перед названием, после каждой группы цифр ставится точка, например: «Глава 1. Назва­ние; параграф 1.1. Название». В конце заголовка точка не ставится. Заголовки одного уровня оформляются одинаково по все­му тексту. Каждый раздел (заголовок 1-го уровня) следует на­чинать с новой страницы. Заголовки 1-го уровня следует распо­лагать в середине строки и набирать прописными буквами. За­головки 2-го уровня и ниже следует начинать с абзацного от­ступа и печатать с прописной буквы. Переносы в заголовках не допускаются. Заголовки следует отделять от текста промежутком, разме­ром не менее чем в интервал. Подчеркивание заголовков не до­пускается. После любого заголовка должен следовать текст, а не рисунок, формула, таблица или новая страница.

При компьютерном наборе основной текст следует наби­рать шрифтом Times New Roman 12 кеглем. Заголовки 1-го и 2-го уровней, названия рисунков и таблиц рекомендуется набирать полужирным шриф­том. Размер абзацного отступа составляет 5 знаков. Все рисунки, таблицы, формулы нумеруются. Нумерация рисунков, таблиц и формул может быть либо сквозной по всему тексту, например «Таблица 7», либо по главам, например «Рис. 2.5», что означает рисунок 5 в главе 2. Номер формулы располагается справа от нее в скобках.

Каждый рисунок должен иметь название, состоящее из слова «Рис.», номера рисунка с точкой и текстовой части. Название таблицы состоит из слова «Таблица», номера таблицы с точкой и текстовой части, которая для таблиц необязательна. Точки после текстовой части не ставятся. При отсутствии текстовой части точ­ка после номера не ставится.

Название рисунка располагается под ним по центру. Назва­ние таблицы располагается над ней справа. Все названия должны располагаться без отрыва от соответствующего объекта. Если рисунок или таблица продолжается на нескольких страницах, то каждая часть, начиная со второй, снабжается названием вида: «Таблица 1.2. Продолжение». На последней час­ти вместо слова «Продолжение» рекомендуется записывать «Окончание». Заголовочная часть таблицы должна повторяться на каждой странице полностью либо с применением нумерации колонок. В последнем случае колонки нумеруются и на первой странице таблицы.

На каждый рисунок, таблицу и приложение в тексте долж­на быть ссылка в скобках, например: (рис. 3.4). Ссылки на фор­мулы даются при необходимости, номер формулы помещается в скобки, например: «Y из формулы (3)».

В раздел «Список литературы» помещаются все источники, которые использовались при написании текста и прохождении практики. В списке использованной литературы должно содержаться не менее 30-35 современных источников литературы на старше 5 лет, которые должны использоваться в самом тексте работы.

На материалы, заимствованные из литературных и других источников, в тексте должны быть ссылки с указанием номера источника по списку. Номер, интервал или список номеров про­ставляется в квадратных скобках, например: [1], [3—5, 6, 13]. При необходимости может быть указан номер страницы или но­мер пункта в источнике, например: [3, стр. 157], [4, п. 1.8].

Источники в списке литературы располагаются в алфавит­ном порядке. Пример написания источников:

1. Аистова, М. Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям [Текст] / М.Д. Аистова. - М.: «Альпина Паблишер», 2002. - 287 с.

2. Ермакова, М.Г. Интеллектуализация труда как фактор устойчивого экономического роста [Текст] / М.Г. Ермакова // Российское предпринимательство. – 2006. – №10.

3. Рубцов, С. В. Уточнение понятия « бизнес-процесс» [Электронный ресурс] / С.В. Рубцов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – № 6. – http://www.cfin.ru/press/management/2001-6/03.shtml

Приложения идентифицируются номерами или буквами, например: «Приложение 1» или «Приложение А». На следующей строке при необходимости помещается название приложения, которое оформляется как заголовок 1-го уровня без нумерации. В раздел «Содержание» названия приложений, как правило, не помещают.

На титульном листе ставится дата и подпись научного ру­ководителя, удостоверяющая готовность курсовой работы.

В конце работы (последний лист списка источников и лите­ратуры) студент ставит дату и личную подпись, удостоверяю­щую, что текст выверен, цитаты проверены.

Текст курсовой работы содержит грамматически и лексичес­ки согласованную информацию по указанной в теме проблеме. Одна из глав курсовой работы должна быть написана на примере конкретной организации (предприятия). Студент, не выполнивший курсовую работу и не прошедший ее защиту, не допускается к экза­мену.


5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Методологические основы менеджмента

2. Закономерности управления социально-экономическими системами

3. Основные концепции менеджмента

4. Научное управление трудом и классическая административная школа

5. Школа человеческих и поведенческих наук

6. Управленческое решение

7. Инфраструктура менеджмента

8. Системный и ситуационный подходы к менеджменту

9. Теория стратегий, инноваций и лидерства

10. Программно-целевое управление

11. Цели и задачи в системе современного менеджмента

12. Миссия и философия организации

13. Законы и закономерности менеджмента

14. Современные принципы управления организацией

15. Основные ресурсы и процесс менеджмента

16. Управление персоналом

17. Коммуникация и менеджмент

18. Техника менеджмента и ее роль в развитии менеджмента

19. Современная организация: сущность, структура

20. Технология менеджмента

21. Основные функции менеджмента

22. Принятие решения как основа менеджмента

23. Основные процедуры принятия решения

24. Модели принятия управленческих решений

25. Роль руководителя в принятии решения

26. Организационная структура управления

27. Методы управления

28. Регламенты менеджмента

29. Особенности менеджмента Г.Форда

30. Организация труда управленческого персонала

31. Самоменеджмент

32. Источники и критерии эффективности менеджмента

33. Методика расчета эффективности менеджмента

34. Мировые тенденции развития менеджмента

35. Научные основы менеджмента

36. П.Друкер об эффективном менеджменте

37. Модель менеджера XXI века

38. Менеджмент Ли Якокки

39. Природа менеджмента

40. Управление менеджерами

41. Менеджер и его работа

42. Организация как основа менеджмента

43. Мотивация персонала с позиций содержательных теорий (А.Маслоу, Д. МакКлелланда, Ф.Герцберга)

44. Мотивация персонала с позиций процессуальных теорий (теории ожидания, теории справедливости, комплексной теории мотивации Портера – Лоулера)

45. Стиль менеджера

46. Американский менеджмент и его современные проблемы

47. Японский менеджмент и его особенности

48. Имидж руководителя

49. Типы руководителей и их эффективность

50. Российский менеджмент и его особенности

51. Социофакторы и этика менеджмента

52. Интеграционные процессы в менеджменте

53. Моделирование ситуаций и разработка управленческих решений

54. Природа и состав функций менеджмента

55. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента

56. Организационные отношения в системе менеджмента

57. Формы организации системы менеджмента

58. Мотивация деятельности в менеджменте

59. Регулирование и контроль в системе менеджмента

60. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента

61. Управление человеком и управление группой

62. Руководство: власть и партнерство

63. Стиль менеджмента и имидж менеджера

64. Конфликтность в менеджменте

65. Факторы эффективности менеджмента

6. ОБРАЗЦЫ ПЛАНОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Тема : Совершенствование процесса управления конфликтной ситуацией в организации.

План

Введение.

1. Влияние конфликтов на деятельность организации.

1.1. Природа конфликта.

1.2. Типы и причины конфликта.

1.3. Модели процесса конфликта.

2. Механизм управления конфликтной ситуацией.

2.1. Способы предупреждения конфликта.

2.2. Межличностные стили разрешения конфликтов.

2.3. Методы разрешения конфликтов.

3. Оптимизация конфликтной ситуации в ОАО «А…».

3.1. Анализ конфликтной ситуации.

3.2. Анализ эффективности использования различных методов разрешения конфликта.

3.3. Разработка эффективного механизма управления конфликтной ситуацией.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

Тема: Оптимизация коммуникаций внутри организации в целях повышения эффективности управления.

План

Введение.

1. Коммуникационный процесс в организации.

1.1. Природа и типы коммуникаций в организациях.

1.2. Особенности межличностных организационных коммуникаций.

1.3. Пути повышения эффективности коммуникационного процесса в организации.

2. Преграды на пути межличностных и организационных коммуникаций.

2.1. Создание системы эффективной обратной связи.

2.2. Обеспечение информационной полноты.

2.3. Совершенствование механизма межличностного общения.

3. Анализ совершенствования коммуникаций как фактор повышения эффективности деятельности организации ( на примере ОАО «Н…»).

3.1. Анализ влияния эффективности функционирования коммуникационной сети на деятельность организации.

3.2. Анализ сильных и слабых сторон системы коммуникаций в ОАО «Н…».

3.3. Пути повышения коммуникационного процесса в ОАО «Н…».

Заключение.

Список использованных источников.

Приложение.

Тема «Способы принятия управленческих решений»

План

Введение

1. Понятие и классификация процедур принятия решений

1.1. Основные виды проблем, требующих решения

1.2. Оценка проблемной ситуации и разработка альтернатив

1.3. Схема этапов принятия управленческих решений

2. Методы решения проблем

2.1. Индивидуальное решение и его особенности

2.2. Коллективное решение и его особенности

2.3. Роль и значение риска в принятии решения

3. Схема принятия управленческих решений на предприятии ООО «А…»

3.1. Основные проблемы, возникающие на предприятии ООО «А…»

3.2. Способы и методы их решения

3.3. Оценка результатов и эффективности принятых решений

Заключение

Литература

7. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

При проверке курсовой работы оценивается то, как студент понимает содержание дисциплины Основы менеджмента, его способность применять теории и концепции дисциплины, а также уме­ние анализировать, системно и ясно излагать свои мысли на бумаге. Среди перечислен­ных критериев оценки наиболее важным является способность практи­ческого применения теорий в конкретных ситуациях. Проверяя курсовую работу, преподаватель обращает внимание на следующие параметры:

- полноту ответа на поставленные вопросы, показывающую степень усвоения теорий дисциплины;

- понимание материалов дисциплины, выраженное в собственном, желательно формализованном виде (в виде таблиц, схем, диаграмм, графи­ков) изложении ответов на вопросы задания, а не автоматической пе­реписке материалов учебника;

- умение применять теоретические основы менеджмента в конкрет­ных ситуациях;

- стиль оформления работы (структура, заголовки, подзаголовки, общий дизайн).

Оценка выполненной курсовой работы производится по пятибалль­ной системе. Для получения общей положительной оценки по дисцип­лине необходимо выполнить и сдать курсовую работу в установленные сроки до начала сессии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основная литература

1. Балашов А.П. Основы менеджмента. –М.: Вузовский учебник 2009г.- 288 с.

2. Веснин В.Р. Менеджмент. 2-изд. М., Проспект, 2009г.,320с.

3. Драчева Е.Л. Менеджмент М.: Академия 2009 г.- 288 с.

4. Переверзев М.П. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. (ВО) - М.: ИНФРА. М, 2010

Дополнительная литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Экономистъ, 2007.

2. Грязнова А.Г., Джинджолия А.Ф. Основы менеджмента. М.: Экономика, 2008 г., 427 стр.

3. Друкер, Питер, Ф Практика менеджмента: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006

4. Друкер, П Эффективное управление: Пер. с англ. М.: ООО «Изд-тво «Астрель»,2004

5. Кантор В.Е., Маховикова Г.А Менеджмент М.:ЭКСМО 2009 г. 208 стр.

6. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Уч. пос. - М.: ДЕКА, 2006г.

7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента. -3-е изд., Изд. ИД Вильямс, 2008г., 672с.

8. Основы менеджмента. ред. Афоничкин А.И. - СП.: Питер, 2007г., 528с.

9. Пустынникова Е.В. Основы менеджмета. М.: Кнорус, 2008г., 320с.

Научные журналы

Менеджмент в России и за рубежом,

Менеджмент сегодня,

Управление персоналом,

Проблемы теории и практики управления.

Скачать архив с текстом документа