Методические рекомендации по написанию реферата и темы рефератов по курсу «Психология делового общения» для студентов специальности 151005 «Технология машиностроения»
СОДЕРЖАНИЕ: «Психология делового общения» для студентов специальности 151005 «Технология машиностроения»ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Бийский технологический институт (филиал)
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет
им. И.И. Ползунова»
Е.В. Разгоняева
ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Методические рекомендации по написанию реферата и темы
рефератов по курсу «Психология делового общения» для студентов специальности 151005 «Технология машиностроения»
Бийск
Издательство Алтайского государственного технического университета
им. И.И. Ползунова
2009
УДК 15
ББК 88.5
Рецензенты: доцент кафедры практической и коррекционной
психологии БГПУ им. В.М. Шукшина, кандидат
психологических наук Н.И. Трубникова;
доцент кафедры иностранных языков БТИ АлтГТУ,
кандидат психологических наук Ю.В. Клюева.
Работа подготовлена на кафедре гуманитарных наук
Разгоняева, Е.В.
Психология делового общения: методические рекомендации по написанию реферата и темы рефератов по курсу «Психология делового общения» для студентов специальности 151005 «Технология машино-строения» / Е.В. Разгоняева; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2009. – 40 с.
Предлагаемое издание направлено на оказание методической помощи при написании реферата по курсу «Психология делового общения» и содержит в себе методические рекомендации по написанию и оформлению реферата, темы рефератов с рекомендуемым списком литературы.
Предназначено для студентов специальности 151005 «Технология машиностроения».
УДК 15
Рассмотрено и одобрено на заседании
кафедры гуманитарных наук.
Протокол № 11 от 20.04.2009 г.
© Е.В. Разгоняева, 2009
© БТИ АлтГТУ, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА 5
2 общие Методические РЕКОМЕНДАЦИИ к оформлению реферата 7
2.6 Список использованной литературы.. 11
3 СПИСОК ТЕМ РЕФЕРАТОВ С РЕКОМЕНДУЕМЫМ СПИСКОМ ЛИТЕРАТУРЫ 12
4 ОБЩИЙ СПИСОК ПРЕДЛАГАЕМЫХ ТЕМ РЕФЕРАТОВ.. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А Образец оформления титульного листа реферата. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Образец оформления содержания. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ В Примеры библиографического описания некоторых документов 38
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная деятельность специалиста любого профиля связана с решением не только организационных, финансовых или технических проблем, но и проблем психологических, которые возникают, прежде всего, в процессе общения с коллегами, руководителями, подчиненными. Курс «Психология делового общения» является одной из дисциплин, которые обеспечивают подготовку будущих специалистов к решению подобных проблем. Предлагаемый курс способствует не только общетеоретической подготовке студентов в области делового общения, но и позволяет выработать необходимые практические навыки, так как во многом носит прикладной характер.
Одной из форм организации работы по овладению студентами курсом «Психология делового общения» является написание реферата. Такая работа способствует всестороннему изучению одной из проблем курса, овладению навыками самостоятельной работы с научной лите-ратурой, выработке умения анализировать и обобщать теоретический материал, применять полученные знания на практике.
Предлагаемое издание направлено на оказание методической помощи при написании реферата по курсу «Психология делового общения» и содержит в себе методические рекомендации по написанию и оформлению реферата, темы рефератов с рекомендуемым списком литературы.
1
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Реферат (от лат. refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение в письменном виде результатов изучения научной темы, включающее обзор соответствующих литературных источ-ников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назна-чение.
В реферате студент должен показать умение самостоятельно работать с книгой, творчески обрабатывать и оценивать изучаемый материал, а также сжато, логично и аргументировано излагать мысли с использованием общенаучной и специальной терминологии.
В связи с этим можно выделить несколько задач, стоящих перед студентом при подготовке и написании реферата:
- изучить основную литературу по курсу, найти и использовать в реферате необходимые материалы в соответствии с выбранной темой;
- полно и логически последовательно изложить материал по выбранной теме, раскрыть основные понятия;
- дать практические рекомендации по использованию в практике делового общения тех или иных теоретических положений;
- сформулировать и изложить свое личное отношение к проблемам, затрагиваемым в контрольной работе.
Работа над рефератом принесет пользу его автору, а сам реферат вызовет интерес других лиц, если студент отнесется к его подготовке серьезно, соблюдая все необходимые требования.
В написании реферата выделяют три этапа:
подготовительный;
исполнительный;
заключительный.
Подготовительный этап начинается с выбора темы, близкой интересам студента. Необходимо наметить основные контуры темы. Это может быть достигнуто путем предварительного составления плана реферата. Опыт показывает, что студенты приступают к напи-санию реферата без заранее подготовленного плана. Вследствие этого материал излагается бессистемно, с повторениями и противоречиями.
Предварительно составленный план служит организующим началом, обеспечивающим структуру реферата и последовательность изложения накопленного материала. Составленный план целесооб-разно согласовать с научным руководителем. В процессе работы план может изменяться в связи с уточнением и более полным освоением материала.
Следующий момент в процессе работы над рефератом – подбор литературных источников в соответствии с рассматриваемой темой и рекомендуемым списком литературы. Поиск информации следует начинать с библиотечных систематических и алфавитных каталогов. В алфавитном каталоге можно установить, имеется ли в библиотеке книга определенного автора, какие произведения того или иного автора представлены в фонде библиотеки. К систематическому каталогу обра-щаются, если нужно подобрать литературу по определенному вопросу. В нем библиографические записи располагаются по отраслям знаний.
В первую очередь следует обратиться к основным книгам выб-ранной проблемы и литературе по тематике, близкой к содержанию работы. В них можно найти составленную авторами прикнижную библиографию. Студенту следует также использовать библиографии-ческие сноски, ссылки и указания в учебниках, монографиях и других трудах по теме реферата. Кроме того, нужно изучить научную, перио-дическую литературу и отобрать материал по теме реферата. Журналь-ную статью можно отыскать сравнительно быстро по указателю статей, помещенных в конце последнего номера журнала за каждый год издания.
Исполнительный этап включает в себя изучение литературы по выбранной теме и написание собственно реферата.
Используя различные источники, опираясь на собственные выписки, тезисы, конспекты, необходимо систематизировать и обоб-щить тот богатый материал, который вы собрали по выбранной теме. Систематизировать полученный материал – значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному вами плану реферата.
При написании реферата следует обращать внимание на следую-щие моменты:
актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа материала;
информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;
простота и доходчивость изложения;
структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;
убедительность, аргументированность, практическая значи-мость и теоретическая обоснованность выводов, сделанных в реферате.
Заключительный этап предполагает окончательную проверку реферата.
После того как реферат написан или отпечатан, необходимо внимательно прочесть его, проверить точность применения слов и правильность построения оборотов речи.
Изложение текстовой части должно быть стилистически правильным. В затруднительных случаях следует обращаться к словарям и справочникам русского языка.
После окончательной проверки листы реферата скрепляются или оформляются в папку.
Помните, что реферат, который студент представляет преподава-телю, должен удовлетворять не только научным требованиям, но и требованиям высокой культуры оформления. По представленной работе преподаватель оценивает возможности и способности студента, судит об его успеваемости.
2 общие Методические РЕКОМЕНДАЦИИ
к оформлению реферата
Реферат, как и другие виды научно-исследовательской работы, оформляется в соответствии с определенными требованиями стандартов.
Средний объем реферата составляет 15–20 страниц печатного текста, оформленного на бумаге формата А4 (размер 210297). Текст реферата набирается в редакторе MS Word шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал – полуторный. Лист заполняется с одной стороны и предусматривает поля следующих размеров: левое поле – 2,5 мм, остальные – по 20 мм. Шрифт должен быть четким, черного цвета. Вписывать в текст отдельные слова, формулы, условные знаки допускается от руки чертежным шрифтом.
Реферат может быть написан от руки. Объем реферата, оформлен-ного рукописным способом – 25–30 страниц на бумаге формата А4 с соблюдением полей, указанных выше. Особенность письма от руки, схожесть ряда рукописных букв (например, Т и Ш, И и П и др.) и своеобразие почерка требуют выполнять реферат аккуратно, четким почерком. Четкость и внешняя привлекательность почерка – это то, что прежде всего замечает преподаватель, проверяющий работу студента.
Текстовая часть реферата должна включать в себя в указанной ниже последовательности:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- разделы основной части;
- заключение;
- список использованной литературы;
- приложения.
2.1 Титульный лист
Титульный лист – первая страница реферата, которая должна содержать основные сведения о работе и ее авторе.
Титульный лист реферата включает в себя следующие реквизиты:
наименование министерства (ведомства, агентства);
название высшего учебного заведения (полное и сокращенное);
название кафедры, на которой выполняется реферат;
название темы реферата;
вид работы и название дисциплины, по которой написан реферат;
должность, ученая степень, ученое звание и фамилия преподавателя;
шифр и номер группы, фамилия студента;
город и год выполнения работы.
К числу основных требований при оформлении титульного листа входят выбор и соподчиненность размеров шрифта для написания реквизитов, симметричное расположение реквизитов относительно левого и правого полей листа, удачное размещение реквизитов по вертикали. Все слова на титульном листе должны быть написаны полностью, без сокращений, за исключением сокращенного названия учебного заведения (аббревиатуры), которое размещают в скобках после полного наименования.
Пример оформления титульного листа см. в Приложении А.
2.2 Содержание
Содержание – путеводитель по реферату студента. Его помещают после титульного листа.
Содержание предоставляет сведения о структуре и составе работы как целого и выполняет две функции – дает представление о тематическом содержании реферата и его структуре, а также помогает быстро найти нужное место в тексте.
Содержание служит стержнем, вокруг которого концентрируется материал, поэтому составлять его целесообразно до того, как студент приступит к работе над рефератом, так как это исключает ошибки в построении работы, возможные повторения. Разделы реферата нужно перечислять в том же порядке и формулировать точно так, как в тексте, проставляя соответствующие страницы, c которых они начинаются.
Содержание может состоять из разделов и подразделов. Все разделы содержания оформляют прописными буквами без точки на конце, а подразделы – строчными. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы.
Разделы и подразделы содержания нумеруются арабскими цифрами, разделенными точкой. Если имеются более дробные деления, они дописываются к подразделу справа и разделяются точкой (например, 1.1; 1.1.1; 1.1.2 и т.д.).
Слово «СОДЕРЖАНИЕ» пишется прописными буквами и распо-лагается на отдельной строке посередине без точки в конце.
Пример оформления содержания см. в Приложении Б.
2.3 Введение
Введение – это вступительная часть реферата, помещаемая перед основным текстом. В нем обосновывается выбор темы, ее актуальность и обычно кратко освещается современное состояние рассматриваемой проблемы. В том, как студент подойдет к обоснованию темы, проявляется его научная и профессиональная зрелость.
Введение обычно содержит следующие элементы:
краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;
общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;
цель данной работы;
принципы, положенные в основу работы.
Объем введения при стандартном объеме реферата (10–15 страниц) составляет 1–2 страницы.
Слово «ВВЕДЕНИЕ» пишется прописными буквами и распола-гается на отдельной строке посередине без точки в конце.
2.4 Основная часть
В основной части студент излагает материал, накопленный и систематизированный им по данной теме.
Содержание основной части определяется темой и служит ее исчерпывающим раскрытием. Изложение должно быть аргументиро-ванным, взвешенным, продуманным. В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявлен-ной теме – один из критериев его оценки. Поскольку реферат как форма научно-исследовательской работы практически не содержит никаких элементов новизны, то основная задача студента состоит в том, чтобы с максимальной пользой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию автора и передать ее в своей работе.
Основной текст обычно делят на несколько соподчиненных раз-делов, каждый из которых имеет заголовок, в котором раскрывается содержание данного раздела. В тексте заголовки нумеруются арабскими цифрами и далее следует словесное выражение заглавия.
В пределах каждого раздела могут быть выделены подразделы, также нумеруемые арабскими цифрами. В данном случае нумерация должна состоять из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.
Заголовки разделов печатают прописными буквами, а подразде-лов – строчными (кроме первой буквы – прописной). Точка в конце заголовка не ставится. Подчеркивать и переносить слова в заголовках не допускается.
Помимо членения основного текста на разделы и подразделы, имеющие заголовки и нумерацию, существует и более дробное деление текста на логически завершенные отрывки текста – абзацы. Такое структурное дробление текста позволяет сделать излагаемые мысли более рельефными, что облегчает восприятие и понимание текста.
Слово «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ» в реферате не пишется, а оформляются заголовки разделов, которые начинаются с новой станицы и располагаются на отдельной строке посередине. Расстояние между заголовками разделов и текстом при выполнении работы печатным способом 2 межстрочных интервала.
При написании реферата необходимо употреблять библиографи-ческие ссылки, которые представляют собой совокупность библиогра-фических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте работы источнике, из которого заимствован материал. Ссылки допускается приводить в подстрочном примечании или указывать порядковый номер по списку источников.
Страницы реферата должны быть пронумерованы. Нумерация осуществляется последовательно от титульного листа до последней страницы арабскими цифрами без каких-либо дополнительных знаков и располагается посередине верхнего поля. Первой страницей является титульный лист, второй – содержание. На титульном листе номер страницы не ставят. Нумерация страниц должна совпадать с нумерацией, указанной в содержании.
2.5 Заключение
Заключение выполняет важнейшую функцию, так как в нем подводится итог проделанной работы. Несмотря на то, что все уже сказано и подробно изложено в основной части реферата, следует снова кратко воспроизвести логику изложения материала и четко сформулировать и последовательно изложить выводы. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются.
Написание заключения – очень ответственный этап работы, так как в нем необходимо изложить все важное на минимальном объеме (5–10 % от текста в целом). В заключении студент описывает реально достигнутое в результате проделанной работы, что для преподавателя выступает одним из критериев оценки степени и качества выполнения реферата. Заключение может содержать предложения по дальнейшей научной разработке вопроса.
Заглавием данной части является слово «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», напечатанное на отдельной строке прописными буквами посередине.
2.6 Список использованной литературы
Список литературы, использованной студентом при написании реферата, помещается в конце работы после заключения и предпола-гает библиографическое описание источника.
Библиографическое описание содержит библиографические сведения об источнике, приведенные по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок следования областей и элементов, предназначенных для идентификации и общей характе-ристики документа.
Сведения об источнике в библиографическом описании следует приводить в строго установленной последовательности, используя специальные разделительные знаки (предписанная пунктуация), не связанные с нормами русского языка.
В зависимости от структуры библиографического описания различают:
описание документа в целом (книги, журнала, газеты, продолжающегося издания, электронного ресурса);
аналитическое описание – описание составной части документа (главы из книги, статьи из сборника, журнала, газеты, продолжающегося издания).
Существуют несколько способов оформления литературы, но применительно к реферату можно рекомендовать – алфавитный. При этом способе в алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и содержания: официальные материалы, книги, статьи из журналов, монографии, энциклопедии и пр., где каждому присваивается порядковый номер.
По списку использованных источников можно судить о глубине и обширности изучения студентом темы, а по качеству и уровню его оформления – о его научной зрелости.
В качестве заглавия этого раздела выступает «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», оформленный прописными буквами на отдельной строке посередине. Запрещается применять в качестве заглавия списка слова «Библиография» или «Литература».
Пример оформления списка использованной литературы см. в Приложении В.
2.7 Приложения
Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы.
Приложения приводятся в конце реферата после списка использо-ванной литературы и включает вспомогательный материал, не являю-щийся важным для понимания основного содержания работы (графики, иллюстрации, методики и т.п.). Объем приложения не регламентируется.
Приложения располагают в порядке появления ссылок в тексте. Каждое приложение начинают с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», напечатанного прописными буквами и имеющего тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения их нумеруют.
3 СПИСОК ТЕМ РЕФЕРАТОВ С РЕКОМЕНДУЕМЫМ СПИСКОМ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Психология и этика делового общения в истории психологии и философской мысли
В работе следует рассмотреть психологические, философские, этические предпосылки становления современной отрасли знания «Психология делового общения». Целесообразно начать с работ древнегреческих философов, уделить внимание как зарубежным мыслителям прошлого, так и российским ученым. Показать, какое влияние оказали анализируемые работы на современное осмысление проблем делового общения.
1. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
2. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, А.В. Павлова. – Ростов-н/Д: Феникс, 1995.
3. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение: в 2 т. Т. 1. / Е.Н. Зарецкая. – М.: Дело, 2002.
4. Данцев, А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов / А.А. Данцев, Н.В. Нефедова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2002.
5. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лаври-ненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
2. Проблемы психологии общения в основных направлениях современной психологии
В работе следует раскрыть суть основных направлений в психологии (таких, как бихевиоризм (поведенческая психология), психоанализ, когнитивизм, гуманистическая психология и других), анализируя их вклад в изучение и осмысление проблем психологии личности и межличностного взаимодействия. Дать практические рекомендации по организации эффективного делового общения, вытекающие из рассмотренных теорий.
1. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект-Пресс, 2001.
2. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
3. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение: в 2 т. Т. 1. / Е.Н. Зарецкая. – М.: Дело, 2002.
4. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лаври-ненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
3. Сущность и содержание делового общения
Работу целесообразно начать с определения делового общения, сформулировать основные отличия делового общения от других видов общения. Раскрыть основные функции, которое деловое общение выполняет в контактах между партнерами. Охарактеризовать основные средства делового общения. Показать значение знаний об особенностях и правилах делового общения для современной деловой жизни.
1. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, А.В. Павлова. – Ростов-н/Д: Феникс, 1995.
2. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов. – М.: Инфра-М, 2001.
3. Ковальчук, А.С. Основы делового общения / А.С. Ковальчук. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2008.
4. Колтунова, М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет / М.В. Колтунова. – М.: Экономика, 2000.
5. Морозов, А.В. Деловая психология / А.В. Морозов. – СПб.: СОЮЗ, 2000.
6. Панфилова, А. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.
7. Шуванов, В.И. Социальная психология менеджмента / В.И. Шу-ванов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 1997.
8. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лаври-ненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
4. Специфика делового общения в различных его формах
В работе следует раскрыть основные формы делового общения (деловая беседа, деловые переговоры, деловое совещание, презентации, семинары, симпозиумы и др.) и дать им характеристику. Дать практи-ческие рекомендации по организации различных форм делового обще-ния с учетом психологического фактора.
1. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. – М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Введенская, Л.А. Деловая риторика / Л.А. Введенская, А.В. Пав-лова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000.
3. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, А.В. Павлова. – Ростов-н/Д: Феникс, 1995.
4. Измайлова, М.А. Деловое общение / М.А. Измайлова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2009.
5. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов. – М.: Инфра-М, 2001.
6. Ковальчук, А.С. Основы делового общения / А.С. Ковальчук. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2008.
7. Курбатов, В.И. Стратегия делового успеха / В.И. Курбатов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1995.
8. Панфилова, А. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.
5. Коммуникация в деловом общении
Дать всесторонний анализ коммуникативной стороны делового общения; выделить те феномены, которые препятствуют деловой коммуникации, а также те, которые ей способствуют. Целесообразно рассмотреть коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Дать практические рекомендации, касающиеся умений слушать, говорить, понимать и задавать вопросы в процессе обмена информа-цией.
1. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М.: Академия, 2001.
2. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
3. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороз-дина. – М.: ИНФРА-М, 2000.
4. Волкогонова, О.Д. Управленческая психология / О.Д. Волкого-нова, А.Т. Зуб. – М.: ИД «Форум»; ИНФРА-М, 2008.
5. Ефимова, Н.С. Психология общения / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «Форум»; ИНФРА-М, 2006.
6. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение: в 2 т. Т.1. / Е.Н. Зарецкая. – М.: Дело, 2002.
7. Измайлова, М.А. Деловое общение / М.А. Измайлова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2009.
8. Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2000.
6. Средства делового общения и их характеристика
В работе следует раскрыть различные средства делового обще-ния, показать их значение для организации и протекания различных форм деловых контактов. Дать характеристику вербальных и невер-бальных средств делового общения, показать возможность практичес-кого применения знаний при организации деловых контактов. Конгруэнтность (совпадение слов и жестов) в деловых контактах.
1. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, А.В. Павлова. – Ростов-н/Д: Феникс, 1995.
2. Волкогонова О.Д. Управленческая психология / О.Д. Волкого-нова, А.Т. Зуб. – М.: ИД «Форум»; ИНФРА-М, 2008.
3. Измайлова, М.А. Деловое общение / М.А. Измайлова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2009.
4. Ковальчук, А.С. Основы делового общения / А.С. Ковальчук. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2008.
5. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.
6. Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.
7. Морозов, А.В. Психология влияния / А.В. Морозов. – СПб.: Питер, 2000.
8. Панфилова, А. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.
9. Рейд, М. Как развивать навыки успешного общения / М. Рейд, Р. Хэммерсли. – М: ЭКСМО, 2004.
10. Станкин, М.И. Психология общения: курс лекций / М.И. Стан-кин. – М.: Изд-во «Московский психолого-социальный институт»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
7. Речь – основное средство делового общения
Дать представление о том, что такое речь и какова его роль в межличностных и деловых контактах. Охарактеризовать различные виды деловой речи. Описать основные качества деловой речи. Понятность деловой речи. Приемы объяснения терминов. Сформулировать практические рекомендации по построению деловой речи.
1. Введенская, Л.А. Деловая риторика / Л.А. Введенская, А.В. Пав-лова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000.
2. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, А.В. Павлова. – Ростов-н/Д: Феникс, 1995.
3. Ефимова, Н.С. Психология общения / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «Форум»; ИНФРА-М, 2006.
4. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение: в 2 т. Т. 1. / Е.Н. Зарецкая. - М.: Дело, 2002.
5. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов. – М.: Инфра-М, 2001.
6. Ковальчук, А.С. Основы делового общения / А.С. Ковальчук. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2008.
7. Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2000.
8. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.
9. Курбатов, В.И. Стратегия делового успеха / В.И. Курбатов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1995.
10. Ламертон, Дж. Учитесь говорить / Дж. Ламертон. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Атрель», 2003.
11. Лисенкова, Л.Ф. Психология и этика деловых отношений / Л.Ф. Лисенкова. – М.: Институт практической психологии, 1998.
12. Панфилова, А. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.
13. Рейд, М. Как развивать навыки успешного общения / М. Рейд, Р. Хэммерсли. – М: ЭКСМО, 2004.
14. Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.
8. Звуковое оформление речи в деловой коммуникации
Работу целесообразно начать с представления о том, что такое звуковая сторона речи и какова ее роль в процессе передачи деловой информации. Дать общее представление о речевом аппарате. Охарактеризовать интонацию, темп, паузы, дикцию и другие стороны звукового сопровождения речи. Сформулировать практические рекомендации по воспитанию голоса.
1. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, А.В. Павлова. – Ростов-н/Д: Феникс, 1995.
2. Мальханова, И.А. Деловое общение / И.А. Мальханова. – М.: Академический проект, 2002.
3. Морозов, А.В. Психология влияния / А.В. Морозов. – СПб.: Питер, 2000.
4. Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.
5. Сартан, Г.Н. Новые технологии управления персоналом / Г.Н. Сартан [и др.]. – СПб.: Речь, 2003.
9. Невербальное общение в деловых контактах
В работе следует рассмотреть, что такое невербальное общение, указать, какова его роль в практике делового общения. Охарактеризовать основные виды невербальных средств: кинесика, паралингвистика, контакт глаз, проксемика и др. Дать практические рекомендации по использованию знаний о невербальных знаках в практике делового общения. Указать на национальные особенности невербального общения.
1. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. – М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, А.В. Павлова. – Ростов-н/Д: Феникс, 1995.
3. Ефимова, Н.С. Психология общения / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006.
4. Измайлова, М.А. Деловое общение / М.А. Измайлова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2009.
5. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов. – М.: Инфра-М, 2001.
6. Кукушкин, В.С. Деловой этикет / В.С. Кукушкин. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2003.
7. Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2000
8. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха / сост. Р.Р. Кашапов. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996.
9. Мальханова, И.А. Деловое общение / И.А. Мальханова. – М.: Академический проект, 2002.
10. Морозов, А.В. Психология влияния / А.В. Морозов. – СПб.: Питер, 2000.
11. Панфилова, А. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.
12. Рейд, М. Как развивать навыки успешного общения / М. Рейд, Р. Хэммерсли. – М: ЭКСМО, 2004.
13. Станкин, М.И. Психология общения: курс лекций / М.И. Станкин. – М.: Изд-во «Московский психолого-социальный институт»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
14. Язык жестов / сост. А.А. Мельник. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
10. Мимика и жесты в деловом общении
В работе следует подробно рассмотреть два основных средства невербального общения – мимику и жесты. Раскрыть основные мимические реакции и коммуникационные жесты, встречающиеся в деловых контактах. Указать на национальные особенности оптико-кинесического средства общения. Конгруэнтность (совпадение слов и жестов) в деловых контактах.
1. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, А.В. Павлова. – Ростов-н/Д: Феникс, 1995.
2. Вилсон, Г. Язык жестов – путь к успеху / Г. Вилсон, К. Мак-клафлин. – СПб.: Питер, 2000.
3. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов. – М.: Инфра-М, 2001.
4. Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2000.
5. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.
6. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха / сост. Р.Р. Кашапов. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996.
7. Мальханова, И.А. Деловое общение / И.А. Мальханова. – М.: Академический проект, 2002.
8. Панфилова, А. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.
9. Пиз, А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам / А. Пиз. – М.: Эксмо, 2000.
10. Станкин, М.И. Психология общения: курс лекций / М.И. Стан-кин. – М.: Изд-во «Московский психолого-социальный институт»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
11. Язык жестов / сост. А.А. Мельник. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
11. Трудности и барьеры делового общения
Дать представление о трудностях в деловом общении и причинах их возникновения. Охарактеризовать наиболее распространенные барьеры делового общения. Описать индивидуальные особенности собеседников, которые влияют на возникновение дефектов общения. Ситуации, условия, фразы, вызывающие психологический дискомфорт собеседника. Способы избежания и преодоления таких ситуаций.
1. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М.: Академия, 2001.
2. Измайлова, М.А. Деловое общение / М.А. Измайлова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2009.
3. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.
4. Курбатов, В.И. Стратегия делового успеха / В.И. Курбатов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1995.
5. Панфилова, А. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.
6. Руденский, Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера / Е.В. Руденский. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.
7. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2003.
12. Взаимодействие в процессе делового общения
Определить место и функции интерактивных процессов и действий в деловом общении, их содержание и их адекватность ситуации; выявить различные теоретические подходы при определении типов взаимодействия; а также проанализировать эффективность их применения в различных ситуациях. Дать практические рекомендации по оптимизации делового взаимодействия.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2001.
2. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М.: Академия, 2001.
3. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
4. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.
13. Влияние и противостояние ему в деловых контактах
В работе следует дать понимание того, что есть такое влияние и какое распространение оно имеет в деловых контактах. Описать основ-ные способы влияния партнеров друг на друга в процессе делового взаимодействия. Определить конструктивные и непосредственные психологические приемы влияния на партнера. Феномен личного вли-яния в деловых контактах. Сформулировать пути, приемы и способы противостояния в деловых контактах.
1. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороз-дина. – М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.
3. Михайлюк, Е.Б. Психология влияния / Е.Б. Михайлюк. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2003.
4. Морозов, А.В. Психология влияния / А.В. Морозов. – СПб.: Питер, 2000.
5. Руденский, Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера / Е.В. Руденский. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.
6. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб.: Питер, 1999.
7. Шейнов, В.П. Психология влияния: скрытое управление, манипулирование и защита от них / В.П. Шейнов. – М.: Ось-89, 2002.
14. Манипулирование в деловом общении
В работе следует дать общее представление о том, что такое манипуляция и манипулирование людьми, кто такой манипулятор и каковы его психологические особенности. Рассмотреть средства, способы и механизмы манипулятивного воздействия. Проанализиро-вать виды манипуляций, применяемых в деловом общении. Дать практические рекомендации, как противостоять манипуляциям и защищаться от них.
1. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защиты / Е.Л. Доценко. – СПб.: Речь, 2003.
2. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов. – М.: Инфра-М, 2001.
3. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.
4. Островский, Э.В. Психология общения / Э.В. Островский. – М.: ИНФРА-М; Вузовский учебник, 2009.
5. Пиз, А. Язык разговора / А. Пиз, А. Гарнер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
6. Самоукина, Н. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. Самоукина. – М.: ТАНДЕМ; ЭКМОС, 2000.
7. Социальная психология личности в вопросах и ответах / под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999.
15. Методы психологического воздействия на партнера в деловом общении
Определить место и функции психологического воздействия в деловом общении. Описать основные методы психологического воздействия на партнера в деловом общении: внушение, заражение, убеждение и возможности их корректного использования. Использо-вание возможностей невербальных средств общения при психоло-гическом воздействии. Техника корректного отказа. Использование возможностей аттракции при психологическом внушении.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2001.
2. Волкогонова, О.Д. Управленческая психология / О.Д. Волкого-нова, А.Т. Зуб. – М.: ИД «Форум»; ИНФРА-М, 2008.
3. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.
4. Михайлюк, Е.Б. Психология влияния / Е.Б. Михайлюк. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2003.
5. Ольшанский, Д.В. Психология масс / Д.В. Ольшанский. – СПб., 2002.
6. Шейнов, В.П. Психология влияния: скрытое управление, маниулирование и защита от них / В.П. Шейнов. – М.: Ось-89, 2002.
16. Стили общения в деловых контактах
Стили общения и их общая характеристика. Стиль общения как фактор успешности в деловых контактах. Показать детерминирующую роль стилей общения при взаимодействии с партнерами; выявить факторы, влияющие на выбор конкретного стиля общения; проанализировать различные подходы к определению стилей общения.
1. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороз-дина. – М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, А.В. Павлова. – Ростов-н/Д: Феникс, 1995.
3. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.
4. Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.
17. Социальная перцепция в деловых контактах
Проанализировать роль и функции социальной перцепции в деловом общении, основные этапы восприятия партнерами по обще-нию друг друга; выявить механизмы межличностного восприятия; дать на основании вышеизложенного практические рекомендации, позво-ляющие избегать ошибок восприятия и повышающие эффективность взаимопонимания.
1. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М.: Академия, 2001.
2. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
3. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. – М.: ИНФРА-М, 2000.
4. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.
5. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межлич-ностное познание / В.А. Лабунская. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1999.
18. Психологические механизмы восприятия партнерами друг друга
Сформулировать представление о межличностном восприятии и его роли в деловом общении. Описать основные механизмы восприятия человека человеком в деловых контактах: идентификация, эмпатия, социальная рефлексия. Стереотипизация и социальные установки в деловых контактах. Эффекты восприятия.
1. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М.: Академия, 2001.
2. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
3. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.
4. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1999.
19. Конфликт как форма делового взаимодействия
Ввести понятие конфликта. Проанализировать различные взгляды на конфликты, их природу, социальную роль. Выявить основные причины возникновения конфликтов в деловом взаимодействии. Описать различные виды конфликтов. Определить структуру и динамику протекания конфликтов, возможные последствия для делового взаимодействия.
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999.
2. Введенская, Л.А. Деловая риторика / Л.А. Введенская, А.В. Пав-лова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000.
3. Ефимова, Н.С. Психология общения / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006.
4. Кабаченко, Т.С. Психология управления / Т.С. Кабаченко. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
5. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лаври-ненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
6. Курбатов, В.И. Стратегия делового успеха / В.И. Курбатов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1995.
7. Линчевский, Э.Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах / Э.Э. Линчев-ский. – СПб.: Речь, 2002.
8. Лисенкова, Л.Ф. Психология и этика деловых отношений / Л.Ф. Лисенкова. – М.: Институт практической психологии, 1998.
9. Морозов, А.В. Деловая психология / А.В. Морозов. – СПб: СОЮЗ, 2000.
10. Островский, Э.В. Психология общения / Э.В. Островский. – М.: ИНФРА-М.; Вузовский учебник, 2009.
11. Самоукина, Н. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. Самоукина. – М.: ТАНДЕМ; ЭКМОС, 2000.
20. Деловые конфликты и пути их преодоления
Работу целесообразно начать с того, что такое деловые конфликты и почему они возникают в деловых отношениях. Описать структуру и динамику протекания деловых конфликтов. Дать психологический анализ пяти типовых стратегий поведения людей в конфликте, определить возможную эффективность каждого стиля в зависимости от конкретных обстоятельств; выявить оптимальную технологию разрешения конфликтов в деловой сфере, психологические возможности управления развития конфликтов, а также дать практические рекомендации, касающиеся правил поведения в условиях конфликта.
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999.
2. Введенская, Л.А. Деловая риторика / Л.А. Введенская, А.В. Пав-лова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000.
3. Морозов, А.В. Деловая психология / А.В. Морозов. – СПб.: СОЮЗ, 2000.
4. Островский, Э.В. Психология общения / Э.В. Островский. – М.: ИНФРА-М; Вузовский учебник, 2009.
5. Петрушин, В.И. Психология менеджмента / В.И. Петрушин. – М.: Институт практической психологии, 1996.
6. Самоукина, Н. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. Самоукина. – М.: ТАНДЕМ; ЭКМОС, 2000.
7. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лаври-ненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
21. Специфика организации делового общения
Ввести понятие делового общения, сформулировать основные отличия делового общения от других видов общения. Показать значение знаний об особенностях и правилах делового общения для современной деловой жизни. Дать практические рекомендации относительно организации различных форм делового общения.
1. Измайлова, М.А. Деловое общение / М.А. Измайлова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2009.
2. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов. – М.: Инфра-М, 2001.
3. Ковальчук, А.С. Основы делового общения / А.С. Ковальчук. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2008.
4. Морозов, А.В. Деловая психология / А.В. Морозов. – СПб.: СОЮЗ, 2000.
5. Панфилова, А. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.
6. Самоукина, Н. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. Самоукина. – М.: ТАНДЕМ; ЭКМОС, 2000.
7. Шуванов, В.И. Социальная психология менеджмента / В.И. Шу-ванов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 1997.
22. Техника постановки вопросов в деловом общении
В работе следует подробно остановиться на том, что такое вопрос и какова его роль в деловом общении. Показать значение правильной постановки вопросов для различных форм делового общения (деловая беседа, деловой разговор, спор, интервью и пр.). Постановка вопросов и техника ответов на них. Тактика нейтрализации замечаний собеседников. Защита от некорректных вопросов.
1. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. – М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2000.
3. Морозов, А.В. Психология влияния / А.В. Морозов. – СПб.: Питер, 2000.
4. Панфилова, А. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.
5. Рейд, М. Как развивать навыки успешного общения / М. Рейд, Р. Хэммерсли. – М: ЭКСМО, 2004.
23. Деловое общение с зарубежными партнерами
Следует рассмотреть национальные особенности проведения различных форм делового общения. Обратиться к анализу национальных черт деловых людей. Показать различия в невербальном поведении партнеров, принадлежащих к разным культурам. Толерантность в деловом общении.
1. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороз-дина. – М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Введенская, Л.А. Деловая риторика / Л.А. Введенская, А.В. Пав-лова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000.
3. Волкогонова, О.Д. Управленческая психология / О.Д. Волкого-нова, А.Т. Зуб. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2008.
4. Деловое общение. Деловой этикет / автор-сост. И.Н. Кузнецов. – М.: Юнити-Дана, 2004.
5. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов. – М.: Инфра-М, 2001.
6. Кукушкин, В.С. Деловой этикет / В.С. Кукушкин. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2003.
7. Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2000.
8. Язык жестов / сост. А.А. Мельник. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
24. Слушание в процессе делового общения
Ввести понятие слушания и показать роль умения правильно слушать для делового общения. Внимание как основа активного слушания. Условия эффективного восприятия речи.
Виды слушания и их характеристика. Возможности нерефлексив-ного слушания, условия, в которых эта техника эффективно работает. Возможности и условия применения рефлексивного слушания. Техники рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование. Обучение приемам рефлексивного слушания.
1. Ефимова, Н.С. Психология общения / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006.
2. Измайлова, М.А. Деловое общение / М.А. Измайлова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2009.
3. Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2000.
4. Морозов, А.В. Психология влияния / А.В. Морозов. – СПб.: Питер, 2000.
5. Панфилова, А. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.
6. Пиз, А. Язык разговора / А. Пиз, А. Гарнер.– М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
25. Психология и культура делового спора
Дать представление о том, что такое деловой спор. Показать исторический аспект происхождения спора как процесса обмена мнениями; раскрыть современное представление о споре и его видах в зависимости от цели, формы, значимости, количества участников и т.д. Классификация споров. Особое внимание необходимо уделить культуре спора, поведению участников, национальным и культурным особенностям ведения спора, а также дать практические рекомендации, касающиеся проявлению выдержки и самообладания в споре, отношения к индивидуальным особенностям участников спора и психологическим приемам убеждения в споре.
1. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. – М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Введенская, Л.А. Деловая риторика / Л.А. Введенская, А.В. Пав-лова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000.
3. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, А.В. Павлова. – Ростов-н/Д: Феникс, 1995.
4. Панфилова, А. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.
5. Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.
26. Критика в деловом общении
В работе следует рассмотреть, что такое критика и каковы ее возможности в деловом общении. Особое внимание необходимо уде-лить культуре критики, поведению участников общения, а также дать практические рекомендации относительно того, как правильно строить критические замечания и высказывания. Описать индивидуальные особенности участников общения, которые определяют отношение к восприятию критики. Саморегуляция при критике.
1. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов. – М.: Инфра-М, 2001.
2. Пиз, А. Язык разговора / А. Пиз, А. Гарнер.– М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
27. Психотехника комплимента
Ввести понятие комплимента и показать его роль в деловых контактах. Правильный комплимент: его составляющие. Аттракция и ее возможности при комплиментах. Дать практические рекомендации относительно того, как развивать человеку умение формулировать комплименты и умение принимать комплименты.
1. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов. – М.: Инфра-М, 2001.
2. Панфилова, А. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. Панфилова. – СПб.: Знание; ИВЭСЭП, 2001.
3. Пиз, А. Язык разговора / А. Пиз, А. Гарнер.– М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
28. Деловая беседа, как основная форма делового общения
Деловая беседа, ее цели и задачи. Функции деловой беседы. Виды деловых бесед. Этапы деловой беседы: начало, информирование партнеров, аргументирование выдвигаемых положений, принятие решения, завершение беседы. Роль начала в деловой беседе. Эффектив-ные и неэффективные способы начала беседы. Правила ведения дело-вых бесед. Описать психологические особенности постановки вопро-сов, аргументирования, влияния на партнера, парирование его замеча-ний, технику саморегуляции и поведение с собеседниками различных типов.
1. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. – М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Введенская, Л.А. Деловая риторика / Л.А. Введенская, А.В. Пав-лова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000.
3. Измайлова, М.А. Деловое общение / М.А. Измайлова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2009.
4. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов. – М.: Инфра-М, 2001.
5. Ковальчук, А.С. Основы делового общения / А.С. Ковальчук. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2008.
6. Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2000.
7. Ламертон, Дж. Учитесь говорить / Дж. Ламертон. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Атрель», 2003.
8. Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.
29. Переговоры как форма делового взаимодействия
Выявить основные задачи и функции деловых переговоров; определить их виды и проанализировать эффективность применения каждого вида в зависимости от различных обстоятельств; описать порядок ведения переговорного процесса, технику и тактику переговоров, а также психологические особенности переговорного процесса в зависимости от национальности его участников.
1. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. – М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Введенская, Л.А. Деловая риторика / Л.А. Введенская, А.В. Пав-лова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000.
3. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов. – М.: Инфра-М, 2001.
4. Ковальчук, А.С. Основы делового общения / А.С. Ковальчук. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2008.
5. Колтунова, М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет / М.В. Колтунова. – М.: Экономика, 2000.
6. Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2000.
7. Панфилова, А. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. Панфилова. – СПб.: Знание; ИВЭСЭП, 2001.
8. Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.
9. Фишер, Р. Подготовка к переговорам / Р. Фишер, Д. Эртель. – М.: Филинъ, 1996.
10. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лаври-ненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
11. Сартан, Г.Н. Новые технологии управления персоналом / Г.Н. Сартан [и др.]. – СПб.: Речь, 2003.
30. Психология ведения делового совещания
Выявить основные задачи и функции деловых совещаний; классифицировать виды деловых совещаний и определить основные этапы их проведения. Проанализировать психологические и организационные особенности всех этапов, обратив особое внимание на этап принятия решения. Описать факторы успеха в проведении делового совещания.
1. Измайлова, М.А. Деловое общение / М.А. Измайлова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2009.
2. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов. – М.: Инфра-М, 2001.
3. Ковальчук, А.С. Основы делового общения / А.С. Ковальчук. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2008.
4. Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2000.
5. Панфилова, А. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. Панфилова. – СПб.: Знание; ИВЭСЭП, 2001.
6. Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.
7. Самоукина, Н. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. Самоукина. – М.: ТАНДЕМ; ЭКМОС, 2000.
31. Дистанционное деловое общение
Описать особенности дистанционного делового общения. Дать характеристику его разновидностей: особенности телефонной коммуникации, деловая переписка, электронные средства общения. Психотехнологии дистанционных форм делового общения.
1. Введенская, Л.А. Деловая риторика / Л.А. Введенская, А.В. Пав-лова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000.
2. Волкогонова, О.Д. Управленческая психология / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2008.
3. Деловое общение. Деловой этикет / автор-сост. И.Н. Кузнецов. – М.: Юнити-Дана, 2004.
4. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение: в 2 т. Т. 1. / Е.Н. Зарецкая. – М.: Дело, 2002.
5. Измайлова, М.А. Деловое общение / М.А. Измайлова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2009.
6. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов. – М.: Инфра-М, 2001.
7. Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2000.
8. Кукушкин, В.С. Деловой этикет / В.С. Кукушкин. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2003.
9. Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.
10. Самоукина, Н. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: ТАНДЕМ; ЭКМОС, 2000.
11. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лаври-ненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
32. Психологические закономерности ведения телефонных переговоров
Телефонные переговоры как разновидность делового общения. Проанализировать психологические и организационные особенности данного вида делового общения. Описать порядок ведения беседы по телефону. Телефонный этикет.
1. Введенская, Л.А. Деловая риторика / Л.А. Введенская, А.В. Пав-лова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000.
2. Измайлова, М.А. Деловое общение / М.А. Измайлова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2009.
3. Колтунова, М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет / М.В. Колтунова. – М.: Экономика, 2000.
4. Кукушкин, В.С. Деловой этикет / В.С. Кукушкин. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2003.
5. Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2000.
6. Мальханова, И.А. Деловое общение / И.А. Мальханова. – М.: Академический проект, 2002.
7. Панфилова, А. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. Панфилова. – СПб.: Знание; ИВЭСЭП, 2001.
8. Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.
9. Самоукина, Н. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. Самоукина. – М.: ТАНДЕМ; ЭКМОС, 2000.
10. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лаври-ненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
33. Письменное деловое общение
Деловая переписка как разновидность делового общения. Определить ее виды и проанализировать эффективность применения каждого из них. Современные формы деловой переписки (с использо-ванием средств технической связи), психологические и организацион-ные особенности их осуществления.
1. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение: в 2 т. Т. 1. / Е.Н. Зарецкая. – М.: Дело, 2002.
2. Измайлова, М.А. Деловое общение / М.А. Измайлова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2009.
3. Кукушкин, В.С. Деловой этикет / В.С. Кукушкин. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2003.
4. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лаври-ненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
34. Психология публичного выступления
Определить функции, задачи, значение публичного выступления в практике делового общения. Дать анализ всех его этапов (подготовки, начала, познавательного контакта, завершения), а также всевозможных затруднений при взаимодействии с аудиторией и выхода из них. Дать практические рекомендации, касающиеся удержания внимания аудитории и психологической саморегуляции в процессе выступления.
Ситуации публичных выступлений. Оптимизация подготовки выступлению. Установление контакта с аудиторией. Способы поддержания внимания к своей речи. Использование возможностей звукового оформления речи, жестов, мимики, особенностей личности оратора. Психологическое состояние оратора. Уверенность в себе. Характеристики аудитории. Факторы успешности выступления.
1. Бардиер, Г.Л. Бизенс-Психология / Г.Л. Бардиер. – М.: Генезис, 2002.
2. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. – М.: ИНФРА-М, 2000.
3. Введенская, Л.А. Деловая риторика / Л.А. Введенская, А.В. Пав-лова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000.
4. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, А.В. Павлова. – Ростов-н/Д: Феникс, 1995.
5. Измайлова, М.А. Деловое общение / М.А. Измайлова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2009.
6. Ковальчук, А.С. Основы делового общения / А.С. Ковальчук. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2008.
7. Ламертон, Дж. Учитесь говорить / Дж. Ламертон. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Артель», 2003.
8. Мальханова, И.А. Деловое общение / И.А. Мальханова. – М.: Академический проект, 2002.
9. Панфилова, А. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. Панфилова. – СПб.: Знание; ИВЭСЭП, 2001.
35. Психологические особенности ведения деловой дискуссии
Деловая дискуссия как форма делового общения и ее психологи-ческие составляющие. В работе следует обратить внимание на выделя-емые в деловой дискуссии этапы, постановку целей дискуссии и роль ведущего. Дать практические рекомендации по организации дискуссии и психологическим особенностям ее ведения.
1. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. – М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Панфилова, А. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.
3. Петрушин, В.И. Психология менеджмента / В.И. Петрушин. – М.: Институт практической психологии, 1996.
36. Самопрезентация и имидж в деловом общении
Сформировать представление о том, что такое презентация, определить значение и функции самоподачи в современных деловых контактах. Рассмотреть понятие имиджа как части культурно-делового общения; раскрыть основы формирования имиджа специалиста. Проанализировать воздействие имиджа на людей, а также дать практические рекомендации, касающиеся выбора модели поведения и самопрезентации.
1. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М.: Академия, 2001.
2. Бардиер, Г.Л. Бизенс-Психология / Г.Л. Бардиер. – М.: Генезис, 2002.
3. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. – М.: ИНФРА-М, 2000.
4. Деловое общение. Деловой этикет / автор-сост. И.Н. Кузнецов. – М.: Юнити-Дана, 2004.
5. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов. – М.: Инфра-М., 2001.
6. Ковальчук, А.С. Основы делового общения / А.С. Ковальчук. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2008.
7. Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2000.
8. Мальханова, И.А. Деловое общение / И.А. Мальханова. – М.: Академический проект, 2002.
9. Панфилова, А. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. Панфилова. – СПб.: Знание; ИВЭСЭП, 2001.
10. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа / Е.Б. Перелыгина. – М.: Аспект-Пресс, 2002.
11. Сартан, Г.Н. Новые технологии управления персоналом / Г.Н. Сартан [и др.]. – СПб.: Речь, 2003.
12. Шепель, В.М. Имиджеология: секреты личного обаяния / В.М. Шепель. – М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1997.
37. Стрессоустойчивость в деловом общении
Определить, что такое стресс, описать стрессоры, возникающие в деловом общении. Описать признаки стрессового напряжения и этапы протекания стресса; дать практические рекомендации по психической саморегуляции в условиях стрессовой ситуации, а также по ее предотвращению. Профилактика стрессов в деловом общении. Стрессоустойчивость человека и ее значение для делового общения.
1. Брайт, Д. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д. Брайт, Ф. Джонс. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
2. Курбатов, В.И. Стратегия делового успеха / В.И. Курбатов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1995.
3. Морозов, А.В. Деловая психология / А.В. Морозов. – СПб.: СОЮЗ, 2000.
4. Островский, Э.В. Психология общения / Э.В. Островский. – М.: ИНФРА-М; Вузовский учебник, 2009.
5. Психология состояний. Хрестоматия / под ред. А.О. Прохо-рова. – М. – СПб., 2004.
6. Самоукина, Н. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. Самоукина. – М.: ТАНДЕМ; ЭКМОС, 2000.
7. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лаври-ненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
38. Гендерные различия в деловом общении
Ввести понятие гендера. Гендерные роли в деловом общении. Гендерные различия в стилях общения, манере поведения, способе самопрезентации.
1. Волкогонова, О.Д. Управленческая психология / О.Д. Волкого-нова, А.Т. Зуб. – М.: ИД «Форум»; ИНФРА-М, 2008.
2. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов. – М.: Инфра-М, 2001.
3. Кукушкин, В.С. Деловой этикет / В.С. Кукушкин. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2003.
4. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.
5. Пиз, А. Язык взаимоотношений: мужчина – женщина / А. Пиз, Б. Пиз. – М.: Эксмо, 2000.
39. Паблик рилейшнз как разновидность делового общения
Паблик рилейшнз – исторический экскурс. Область распростране-ния паблик рилейшнз в современном обществе. Типы ПР, распростра-ненные в деловом общении.
1. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение: в 2 т. Т. 2. / Е.Н Зарецкая. – М.: Дело, 2002.
2. Кузнецов, М.А. Практическая психология PR и журналистики. Как позволить другим делать по-вашему: учеб. практ. пособ. / М.А. Кузнецов. – М.: РИП-холдинг, 2002.
3. Курбатов, В.И. Стратегия делового успеха / В.И. Курбатов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1995.
4. Психология менеджмента / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2000.
40. Неформальное деловое общение
Неформальное общение в деловых контактах и его влияние на принятие решения. Формы неформального общения, распространен-ные в деловой среде.
1. Волкогонова, О.Д. Управленческая психология / О.Д. Волкого-нова, А.Т. Зуб. – М.: ИД «Форум»; ИНФРА-М, 2008.
2. Деловое общение. Деловой этикет / автор-сост. И.Н. Кузнецов. – М.: Юнити-Дана, 2004.
3. Кукушкин, В.С. Деловой этикет / В.С. Кукушкин. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2003.
4. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.
5. Язык жестов / сост. А.А. Мельник. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
4 ОБЩИЙ СПИСОК ПРЕДЛАГАЕМЫХ ТЕМ РЕФЕРАТОВ
1. Психология и этика делового общения в истории психологии и философской мысли.
2. Проблемы психологии общения в основных направлениях современной психологии.
3. Сущность и содержание делового общения.
4. Специфика делового общения в различных его формах.
5. Коммуникация в деловом общении.
6. Средства делового общения и их характеристика.
7. Речь – основное средство делового общения.
8. Звуковое оформление речи в деловой коммуникации.
9. Роль невербальных каналов в деловых контактах.
10. Мимика и жесты в деловом общении.
11. Трудности и барьеры делового общения.
12. Взаимодействие в процессе делового общения.
13. Влияние и противостояние ему в деловых контактах.
14. Манипулирование в деловом общении.
15. Методы психологического воздействия на партнера в деловом общении.
16. Стили общения в деловых контактах.
17. Социальная перцепция в деловых контактах.
18. Психологические механизмы восприятия партнерами друг друга.
19. Конфликт как форма делового взаимодействия.
20. Деловые конфликты и пути их преодоления.
21. Специфика организации делового общения.
22. Техника постановки вопросов в деловом общении.
23. Деловое общение с зарубежными партнерами.
24. Слушание в процессе делового общения.
25. Психология и культура делового спора.
26. Критика в деловом общении.
27. Психотехника комплимента.
28. Деловая беседа как основная форма делового общения.
29. Переговоры как форма делового взаимодействия.
30. Психология ведения делового совещания.
31. Дистанционное деловое общение.
32. Психологические закономерности ведения телефонных переговоров.
33. Письменное деловое общение.
34. Психология публичного выступления.
35. Психологические особенности ведения деловой дискуссии.
36. Самопрезентация и имидж в деловом общении.
37. Стрессоустойчивость в деловом общении.
38. Гендерные различия в деловом общении.
39. Паблик рилейшнз как разновидность делового общения.
40. Неформальное деловое общение.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Образец оформления титульного лита реферата
Федеральное агентство по образованию
Бийский технологический институт (филиал)
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
Алтайский государственный технический университет
им. И.И. Ползунова
(БТИ АлтГТУ)
Кафедра гуманитарных наук
ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Реферат по психологии делового общения
Проверил:
кандидат псх. н., доцент И.И. Иванова
Выполнил
ст. гр. ТМ-84 В.И. Смирнов
Бийск 2009
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Образец оформления содержания
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.………………………………………….………………3
1 ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ………………….................5
2 оСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА..…………………………………….........................9
2.1 Деловые переговоры……………...….………...........................10
2.2 Деловая беседа………………………………………………….13
3 Конфликты в деловом общении……………………..15
4 Этика делового общения.................................................20
Заключение….……………………………………………….....23
Список использованной литературы..……………....25
ПриложениЯ….………………………………………………....26
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Примеры библиографического описания некоторых документов
В.1 Библиографическое описание отдельно изданного документа
Общая схема библиографического описания
Заголовок описания (фамилия автора, инициалы). Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответствен-ности. – Сведения об издании. – Место издания: издатель, дата издания. – Объем.
Книга одного автора
Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. – М.: Ось–89, 2000.
Станкин, М.И. Психология общения: курс лекций / М.И. Станкин. – М.: Изд-во «Московский психолого-социальный институт»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
Книга двух авторов
Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999.
Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. По-чебут, В.А.Чикер. – СПб.: Речь, 2000.
Книга трех авторов
Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Заха-ров, В.Г. Коновалова. – М.: Инфра-М, 2002.
Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.
Книга, изданная авторским коллективом
(более трех авторов)
Курс практической психологии или как научиться работать с людьми / под ред. Р.Р. Кашапова. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996.
Основы психофизиологии / отв. ред. Ю.И. Александров. – М.: ИНФРА-М., 1997.
Сартан, Г.Н. Новые технологии управления персоналом / Г.Н. Сар-тан [и др.]. – СПб.: Речь, 2003.
Электронные ресурсы
Клочко, В.Е. Психосинергетика: настоящее и будущее психоло-гии / В.Е. Клочко. – Электрон. данные. – Режим доступа: http://flogiston.ru/index.html
Князева, Е.Н. Синергетика и новые подходы к процессу обучения / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. – Электрон. данные. – Режим доступа: http:www.uni-dubna.ru/kafedr/mazny/sinergy/politika.htm
В.2 Аналитическое библиографическое описание документа
Общая схема библиографического описания на публикацию в газете, журнале, периодическом или продолжающемся издании.
Заголовок (фамилия, инициалы автора статьи). Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию статьи / Сведения об ответственности, относящиеся к статье // Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию издания / сведения об ответственности, относящиеся к изданию. – Дата выхода (год выхода). – Номер издания. – Объем (страницы, на которых размещена статья).
Статья из журнала
Асмолов, А.Г. XXI век: психология в век психологии / А.Г. Асмо-лов // Вопросы психологии. – 1999. – № 1. – С. 3–12.
Гиппенрейтер, Ю.Б. О природе человеческой воли / Ю.Б. Гиппен-рейтер // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26, № 3. –
С. 15–24.
Учебное издание
Разгоняева Екатерина Васильевна
Методические рекомендации по написанию реферата и темы
рефератов по курсу «Психология делового общения» для студентов специальности 151005 «Технология машиностроения»
Редактор Соловьева С.В.
Технический редактор Сазонова В.П.
Подписано в печать 25.06.2009. Формат 60084 1/16
Усл. п. л. 2,3. Уч.-изд. л. 2,5
Печать ризография, множительно-копировальный
аппарат «RISO TR -1510»
Тираж 25 экз. Заказ 2009-71
Издательство Алтайского государственного
технического университета
656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, 46
Оригинал-макет подготовлен ИИО БТИ АлтГТУ
Отпечатано в ИИО БТИ АлтГТУ
659305, г. Бийск, ул. Трофимова, 27