Методические рекомендации по написанию выпускных квалификационных работ
СОДЕРЖАНИЕ: В соответствии с Государственными образовательными стандартами студенты лгу им. А. С. Пушкина, обучающиеся в Заполярном филиале университета завершают обучение написанием выпускной квалификационной работы, публичная защита которой является итоговой частью процедуры итоговой государственной аттестацииМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по написанию выпускных квалификационных работ
В соответствии с Государственными образовательными стандартами студенты ЛГУ им. А.С.Пушкина, обучающиеся в Заполярном филиале университета завершают обучение написанием выпускной квалификационной работы, публичная защита которой является итоговой частью процедуры итоговой государственной аттестации.
Студенты, обучающиеся в филиале по специальностям «Психология», «Логопедия», «Связи с общественностью» выполняют выпускную квалификационную работу в форме дипломной работы , а студенты, обучающиеся по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент организации» - в форме дипломного проекта .
Выпускная квалификационная работа выполняется студентом самостоятельно под руководством научного руководителя. Дипломная работа (проект) должна свидетельствовать о способности автора к систематизации, закреплению и расширению полученных во время учёбы теоретических и практических знаний по общепрофессиональным, специальным дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки, применению этих знаний при решении разрабатываемых в дипломной работе (проекте) вопросов и проблем; степени подготовленности студента к самостоятельной практической работе по специальности. Дипломная работа (проект) должна привить студенту навыки творческого изучения и решения актуальных проблем конкретной специальности. Дипломная работа (проект) выполняется студентом по материалам, собранным им лично в период преддипломной практики, а также – во время работы с литературой по теме дипломного исследования.
Дипломная работа представляет собой теоретическое или же прикладное (экспериментальное) исследование, носящее самостоятельный характер и посвященной рассмотрению актуальной, теоретически новой (не тривиальной) и практически значимой теме.
Цель дипломного проекта - завершение подготовки специалиста, способного решать управленческие задачи и проблемы конкретной организации. Для участия в реальном совершенствовании процесса управления будущий менеджер должен продемонстрировать умение профессионально решать предпринимательские, организационно-управленческие, планово-экономические, конкретно-исследовательские, консультационные и другие задачи.
Рекомендуемый объём дипломной работы (проекта) – 60 страниц печатного текста без приложений. Оформление работы (проекта) должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций.
Дипломная работа (проект) должна оцениваться по следующим критериям:
- уровень теоретического анализа проблемы;
- характеристика используемых методов;
- степень законченности относительно избранной цели и задач исследования;
- самостоятельность выполнения.
Дипломная работа (проект) подлежит обязательному рецензированию.
Научное руководство и консультирование
Непосредственное руководство выпускной квалификационной работой студента осуществляет научный руководитель.
Обязанности научного руководителя выпускной квалификационной работы:
- практическая помощь студенту в выборе темы выпускной квалификационной работы и разработке плана его выполнения;
- оказание помощи в выборе методики проведения исследования;
- квалифицированные консультации по подбору литературы и фактического материала;
- систематический контроль хода выполнения выпускной квалификационной работы в соответствии с разработанным планом;
- оценка качества выполнения выпускной квалификационной работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями (отзыв научного руководителя);
- проведение предзащиты выпускной квалификационной работы с целью выявления готовности студента к защите (для дипломных работ (проектов).
Научный руководитель выпускной квалификационной работы контролирует все стадии подготовки и написания работы вплоть до её защиты. Студент-дипломник не менее двух раз в месяц отчитывается перед руководителем о выполнении задания.
После завершения студентом выпускной квалификационной работы научный руководитель даёт письменный отзыв, в котором характеризует текущую работу студента над выбранной темой и полученные результаты.
КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК НАПИСАНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
N n\n |
Наименование этапа |
Сроки выполнения |
Контролируемый результат |
1. |
Выбор и утверждение темы и научного руководителя |
Заявление на выбор темы и назначение научного руководителя |
|
2. |
Составление рабочего плана работы (проекта) |
Рабочий план, утвержденный научным руководителем |
|
3. |
Написание теоретической главы |
Готовая теоретико-методологическая часть работы (проекта) |
|
4. |
Проведение исследования |
Готовая исследовательская (внедренческая) часть работы (проекта) |
|
5. |
Оформление работы (проекта) |
Рабочий вариант текста дипломной работы (проекта), представляемый научному руководителю. |
|
6. |
Проведение предзащиты |
Предзащита перед комиссий кафедры |
|
7. |
Исправление замечаний научного руководителя и комиссии кафедры |
Окончательный вариант текста дипломной работы (проекта), представляемый на кафедру |
|
8. |
Сдача работы в ГАК |
Рецензирование. Допуск работы к защите. |
Написание и оформление выпускной квалификационной работы
Составление рабочего плана
Рабочий план выпускной квалификационной работы разрабатывается студентом при участии научного руководителя.
План должен отражать основную идею работы. При составлении первоначального варианта плана выпускной квалификационной работы следует определить содержание отдельных глав и дать им соответствующее название; продумать содержание каждой главы и наметить в виде ее разделов последовательность вопросов, которые будут в них рассмотрены.
Рабочий план выпускной квалификационной работы должен быть гибким. Изменения в плане работы могут быть связаны с некоторой корректировкой направления работы, необходимость в котором может возникнуть после детального ознакомления с изучаемой проблемой, или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельные разделы, может не оказаться достаточного количества материала или, наоборот, могут появиться новые данные, представляющие теоретический и практический интерес. Все изменения в плане дипломной работы должны быть согласованы с научным руководителем . Окончательный вариант плана дипломной работы утверждается научным руководителем и по существу должен представлять собой оглавление работы.
Подбор материала, анализ и обобщение
Подбор литературы следует начинать сразу же после выбора темы выпускной квалификационной работы.
При изучении литературы желательно соблюдать следующие рекомендации:
1. Начинать следует с литературы, раскрывающей теоретические аспекты изучаемого вопроса – монографий, сборников и журнальных статей, после этого использовать методические и инструктивные материалы.
2. Детальное изучение литературных источников заключается в их конспектировании и систематизации, характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в работе - выписки, цитаты, краткое изложение содержания литературного источника или характеристика фактического материала; систематизацию получаемой информации следует проводить по основным разделам выпускной квалификационной работы, предусмотренным планом.
3. При изучении литературы не стоит стремится освоить всю информацию, заключённую в ней, а следует отбирать только ту, которая имеет непосредственное отношение к теме работы; критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в выпускной квалификационной работе.
4. Изучая литературные источники, следует тщательно оформлять выписки, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться.
5. Следует ориентироваться на последние данные по соответствующей проблеме, опираясь на самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы; при отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним аналитически, связывать их содержание с собственной исследовательской позицией.
Особой формой фактического материала являются цитаты, которые используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д.; отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики изучаемого вопроса; цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы; во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы, цитатами не следует злоупотреблять, их обилие может восприниматься как выражение слабости собственной позиции автора.
Недопустимо в дипломной работе (проекте) использовать устаревшую литературу (т.е. книги и статьи более, чем 10-летней давности). Исключение можно сделать только для исторических обзоров по теме исследования. Привлекать при написании теоретической главы материалы из учебников и учебно-методических пособий разрешается только в исключительных случаях (не более 10% источников).
Абсолютно недопустимы в дипломной работе (проекте) плагиат и компиляция.
Плагиат – это скрытое использование произведений других авторов без всяких ссылок на них. В качестве плагиата рассматривается не только дословное заимствование текста, но и заимствование с некоторыми стилистическими изменениями, в том случае, когда логика текста явно соответствует первоисточнику.
Компиляция – построение работы или ее части на основе заимствованных текстов с корректными ссылками на них, но без сколько-нибудь серьезного вклада автора.
Вариантом плагиата или компиляции может являться некорректность ссылок на первоисточники:
а) процитировав кусок текста, студент дает отсылку на первоисточник; после которой все тот же (т.е. первоисточника) текст продолжается, но уже без ссылки;
б) в работе содержится огромный отрывок заимствованного текста (непонятно, где начинается заимствование), в конце которого, где-то через несколько страниц, ставится ссылка. Если Вы приводите очень длинный отрывок без своих комментариев (что вообще-то не является хорошим тоном) правильно либо периодически ставить сноски (например, в конце каждого нового абзаца), либо в тексте время от времени напоминать читателю о том, что Вы цитируете заимствование (например, «пишет Иванов», «продолжает российский исследователь», «заключает цитируемый автор» и т.п.).
Работы с выявленными признаками плагиата и/или компиляции (в размере более 2 стр. в основном тексте или 0,5 стр. в заключении) не регистрируются и не допускаются к защите.
Некоторые затруднения у студентов порой вызывает правильное оформление использования электронных источников , найденных в сети Интернет или же имеющихся в их распоряжении на электронных носителях (включая электронные диски с библиотекой по специальности, выдаваемые в начале обучения всем студентам Заполярного филиала ЛГУ имени А.С.Пушкина). Все электронные источники должны цитироваться по общим правилам с указанием автора, наименования источника, названия сайта (или же электронного носителя), а также – адреса в Интернете, откуда этот источник заимствован. Все электронные источники указываются в списке использованной литературы (см. Приложение 3).
И конечно же абсолютно недопустимо не только скрытое, но и открытое использование при написании дипломной работы (проекта) материалов из баз студенческих рефератов, выложенных на продажу в Интернете!!!
Подбор фактического материала
Сбор фактического материала - один из наиболее ответственных этапов подготовки выпускной квалификационной работы (в особенности – дипломного проекта). От того, насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит своевременное и качественное написание работы. Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, студенту совместно с научным руководителем необходимо тщательно продумать, какой именно фактический материал необходим для выпускной квалификационной работы и составить, по возможности, специальный план его сбора в период практики.
Студент в период практики должен собрать статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия или организации, где он проходит практику, изучить действующие инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, регламентирующие работу той или иной организации или предприятия. Студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достоверность и достаточность для подготовки выпускной квалификационной работы.
Написание выпускной квалификационной работы
Изложение материала в выпускной квалификационной работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от раздела к разделу, а внутри отдельных разделов - от одного вопроса к другому.
Написание текста выпускной квалификационной работы следует начинать с введения и первой, теоретической, главы, последовательно прорабатывая все разделы, включённые в план. Изложение материала в выпускной квалификационной работе должно быть конкретным и опираться на результаты практики, при этом важно не просто описание, а критический разбор и анализ полученных данных.
Рекомендации по оформлению
выпускных квалификационных работ
Структура работы
Общепринята следующая структура:
- Титульный лист
- Оглавление с указанием страниц
- Введение
- Основная часть (как правило состоящая из 2-3 глав)
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложения
При оформлении текста работы следует учитывать, что открывается работа титульным листом , где указывается полное название ведомства, университета, факультета, кафедра, тема работы, фамилии автора и руководителя, место и год написания (см. Приложение 1)
На следующей странице, которая нумеруется сверху номером 2, помещается оглавление с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц (см. Приложение 2).
Введение должно обязательно содержать общую постановку проблемы, объект и предмет исследования, его цель и задачи. При проведении экспериментального исследования, а также – при работе над дипломным проектом, во Введении следует сформулировать гипотезу исследования и дать краткий обзор применяемым методам и методикам.
В основной части непосредственно раскрывается проблема, избранная для исследования.
Первая глава всегда является теоретической. В ней должен содержаться систематизированный материал, полученный из проработанных литературных и электронных источников по теме исследования. При этом важно не только продемонстрировать знакомство с данными источниками, но и отразить особенности трактовок данной проблемы у различных авторов. В заключительном разделе первой главы следует сформулировать собственную аналитическую позицию по отношению к проработанному материалу.
Вторая глава носит практический, прикладной характер. В ней избранная для исследования проблема рассматривается на конкретном материале. При проведении экспериментального исследования в ней помещается описание исследования и его результаты.
При необходимости проведения объемного анализа полученного экспериментального материала и сопоставления его с теоретическими положениями, проанализированными в первой главе, к работе добавляется третья глава . Если такой подробный анализ не требуется, материалы подобного рода помещаются во вторую главу в качестве ее заключительной части.
Заключение содержит выводы, итоги дипломной работы (дипломного проекта), где поощряется самостоятельность суждений и оценок. В Заключении не должно содержаться цитат и прочих текстовых заимствований.
Самостоятельные выводы должны быть составлены таким образом, чтобы продемонстрировать достижение автором цели исследования и решения всех поставленных во введении задач. Выводы формулируются четко, кратно и лаконично. Они должны быть понятны без чтения основного текста работы. Вывод не должен быть простым повторением ранее приведенных в работе данных, а должен представлять собой их обобщение. Выводы оформляются в виде отдельных абзацев, которые нумеруются арабскими цифрами.
При наличии исследовательской гипотезы в Заключении должно содержаться развернутое и мотивированное обоснование ее доказанности.
Перечень использованной литературы следует оформлять в виде библиографического списка в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным публикациям.
Не вошедшие в основной текст материалы приводятся в конце работы в виде приложений . Это могут быть документы, иллюстрации, таблицы, графики и т.п. Приложения нумеруются. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, в правом верхнем углу иметь надпись Приложение с указанием порядкового номера и заголовок посередине страницы. Располагаются приложения в порядке появления ссылок на них в тексте.
При проведении экспериментального исследования содержание исследовательских методик не включается ни в текст работы, ни в приложения.
Оформление текста
Печатать следует на одной стороне листе формата A4 (210 x 297 мм).
Поля страницы: левое - 3 см, правое - 1,5 см, нижнее 2 см, верхнее - 2 см до номера страницы.
Текст печатается через 1,5 интервала, красная строка (отступ абзаца) - 1,25 см..
Шрифт: Times New Roman Cyr, размер шрифта - 14.
Последняя страница работы подписывается студентом (после Заключения).
Выпускная квалификационная работа должна быть переплетена.
Нумерация страниц и разделов
Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу. Номер проставляется вверху посередине листа шрифтом №10.
Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется. Иллюстрации, таблицы, графики, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.
Основную часть работы состоит из глав, разделов и подразделов. Они нумеруются (кроме введения, заключения, списка литературы, приложений) арабскими цифрами.
Пример:
· Глава 1,
o Раздел 1.1,
- подраздел 1.1.1.
Главы, разделы и подразделы должны иметь заголовки. Слова «раздел» и «подраздел» не пишутся.
Заголовки глав и разделов, слова «Введение», «Заключение», «Оглавление», «Список литературы», «Приложения» располагают в середине текста без точки в конце сроки, отделяя от текста тремя межстрочными интервалами. Переносы в заголовках не допускаются. Каждую главу и каждый раздел рекомендуется начинать с новой страницы.
Графический материал
Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста (абзаца), в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.
На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Например, ... в соответствии с рисунком 2 при сквозной нумерации иллюстраций и ... в соответствии с рисунком 1.2 при нумерации в пределах раздела. Допустима также ссылка на иллюстрацию заключенная в скобках, например (рисунок 4).
Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать под иллюстрацией посередине после слова “Рисунок”.
Если в работе только одна иллюстрация, её нумеровать не следует и слово “Рисунок” под ней не пишут.
Таблицы
Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста (абзаца), в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
На все таблицы должны быть ссылки в тексте.
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова “Таблица”. Допускается нумерация таблиц в пределах раздела.
Если в работе одна таблица, её не нумеруют и слово “Таблица” не пишут.
Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова “Таблица”. Слово “Таблица” и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится.
Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки со строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе Графу “№ п/п” в таблицу включать не следует.
Таблицу следует размещать так, чтобы читать её без поворота работы, если такое размещение невозможно, таблицу располагают так чтобы её можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.
При переносе таблицы верхнюю часть таблицы следует повторить; над ней размещают слова “Продолжение таблицы”, с указанием её номера. Если верхняя часть таблицы велика, допускается её не повторять, в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы в таком случае не повторяют.
Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк.
Формулы и уравнения
Пояснение значений, символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, как и в формуле.
Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, первую строку пояснения начинают со слова “где” без двоеточия.
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=), или после знака плюс (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке.
Формулы и уравнения в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы. Допускается нумерация формул в пределах раздела.
Рекомендации по оформлению ссылок, цитат, списка литературы
к выпускным квалификационным работам
Общие положения
Оформление результатов любой исследовательской работы (курсовая работа, дипломная работа, научная статья, доклад, диссертация) является одним из важнейших этапов научно-исследовательской и творческой работы.
Данный этап работы (оформление библиографической части рукописи) включает:
· использование цитат и ссылок;
· оформление списка литературы.
Библиографические ссылки (цитаты)
Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документе, необходимых и достаточных для общей характеристики, идентификации и поиска документа.
Библиографические ссылки употребляют при:
- цитировании;
- заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций;
- необходимости отсылки к другому изданию, где более полно изложен вопрос;
- анализе опубликованных работ.
Библиографические ссылки делятся на внутритекстовые и подстрочные . Выделяют также повторные ссылки.
Если текст цитируется не по первоисточнику , а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать словами Цит. по; Цит. по кн.; Цит. по ст..
Когда нужно подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, - лишь один из многих, где подтверждается (высказывается, иллюстрируется) положение основного текста, то в таких случаях используют слова См., например, См., в частности.
Когда необходимо показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, указывают См. также. Если работа, указанная в ссылке, более подробно освещает затронутый в основном тексте предмет, пишут Об этом подробнее см..
Внутритекстовые ссылки - это ссылки на источник, приводимые непосредственно в строке после текста, к которому относятся.
Внутритекстовые ссылки могут указывать:
· на весь источник, например:
Большой интерес среди американцев вызвала статья А. Пауэла Падая в пропасть (
Powell
A
Falling
for
the
Gap //
Reason. 1999.
N. 11,
Nov. P. 36-47.), в которой он достаточно подробно изложил суть проблемы информационного неравенства.
· ссылка на номер источника в списке использованной литературы и номер страницы, откуда взята цитата, например:
Наиболее удачным, с точки зрения автора, является определение научного коллектива Института развития информационного общества, в котором под цифровым неравенством понимается новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий (5, с. 43).
Подстрочные ссылки - это ссылки, располагающиеся внизу страницы, под строками основного текста в отчерченном колонтитуле. Например:
Только эстетическое измерение, по словам Маркузе, по-прежнему сохраняет свободу выражения, позволяющую писателю и художнику называть людей и вещи своими именами, то есть, давать название тому, что не может быть названо другим способом. Протест против неясного, скрытого, метафизического характера универсалий техногенного мира, настойчивое требование знакомой и безопасной надежности здравого и научного смысла до сих пор обнаруживают нечто от той первобытной тревоги, которая именно и направляла зафиксированную в письменных источниках философскую мысль в ее эволюции от религии к мифологии и от мифологии к логике, а защищенность и безопасность по-прежнему составляют важнейшую часть интеллектуального багажа человечества.1
____________________
1. Маркузе Г. Одномерный человек // Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М.,2002. С. 471.
Если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов, либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников, которые разделяются точкой с запятой. Например:
Исследованиями ряда авторов (15; 38; 103) установлено, что…
Делая в работе ссылки на литературные и другие источники, необходимо соблюдать следующие обязательные требования цитирования :
1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.
2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.
3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.
4. При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, и в обязательном порядке давать соответствующие ссылки на источник. Однако, таким цитированием злоупотреблять не следует.
5. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы.
Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного - когда эта цитата представляет собой часть предложения автора работы.
Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставят многоточие.
Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например:
Делёз приписывал кино необычайно высокий теоретический статус, говоря, что поскольку философия после своей смерти разлита по всему пространству культуры, то почему бы не найти ее в кино?
Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка №, например: рис. 3, табл. 1, с. 34, гл. 2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например: из рисунка видно, что..., таблица показывает, что... и т. д.
Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящий в строй данной фразы, заключают в круглые скобки, помещая впереди сокращение см..
Подстрочные ссылки (сноски) печатают без абзацного отступа арабскими цифрами без скобки. От основного текста сноска отделяется чертой.
Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова, если же оно относится к предложению (или группе предложений), то в конце. По отношению к знакам препинания знак сноски ставится перед ними (за исключением вопросительного и восклицательного знаков и многоточия).
Ссылки нумеруют в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают сначала.
Оформление списка литературы
Список литературы - это органическая часть любой научной работы. Список включает в себя все цитируемые в данной работе источники, а также – просмотренный автором при подготовке работы материал.
Источники в Списке литературы располагаются по разделам в следующей последовательности:
1) нормативно-правовые акты;
2) литературные источники;
3) электронные источники;
4) источники на иностранных языках.
В рамках раздела (за исключением нормативно-правовых актов) документы группируются по алфавитному принципу (по алфавиту фамилий авторов, а при их отсутствии - слов, вынесенных в заглавие). В случае наличия нескольких работ одного автора, они приводятся в хронологическом порядке по возрастанию.
Список официальных документов и нормативных материалов составляется в следующей последовательности:
1) Международные правовые акты, Конституция РФ
2) Указы Президента РФ (в хронологическом порядке)
3) Федеральные законы и Кодексы РФ (в алфавитном порядке)
4) Документы Правительства РФ (в хронологическом порядке)
5) Прочие нормативные документы и материалы (в алфавитном порядке)
При соблюдении данной последовательности раздел нормативно-правовых актов формируется без подразделов.
Схема библиографического описания источника для списка литературы
Библиографическое описание на книгу или любой другой документ составляется по определенным правилам. Оно содержит библиографические сведения об издании, приведенные в определенном порядке.
При составлении библиографического описания в целях обеспечения его компактности можно применять сокращения слов и словосочетаний, пропуск части элементов, объединение различных записей в одну библиографическую запись.
Главным условием сокращения слов является однозначность их понимания и обеспечение расшифровки сокращенных слов. Не следует сокращать слова в тех случаях, когда это может исказить или сделать неясным смысл текста описания, затруднить его понимание.
Унифицированные формы сокращений, применяемые в отдельных положениях, приводят на русском либо латинском языках: и другие ( et alii) - и др. (et al.); и так далее (et catera) - и т.д. (etc.); то есть ( id est) - т.е. ( i. e.);
Краткая схема библиографического описания, как оно должно выглядеть в списке литературы, схематично может быть представлена в следующем виде:
Заголовок. Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию / Сведения об ответственности. - Сведения об издании. - Выходные данные. - Объем.
Заголовок располагается перед основным заглавием произведения. Чаще все он включает в себя фамилию и инициалы автора. Заголовок применяют при составлении записи на произведение одного, двух и трех авторов. Если авторов четыре и более, то заголовок не применяют. При наличии двух и трех авторов указывают только имя первого автора или выделенного на книге каким-либо способом (цветом, шрифтом).
Основным заглавием является заглавие книги или статьи, а сведением, относящимся к заглавию - пояснение жанра, типа издания, например: монография, сборник статей, учебник, учебное пособие и т.п.
Сведения об ответственности - это сведения о соавторах, переводчиках, редакторах и/или о той организации, которая принимает на себя ответственности за данную публикацию.
Сведения об издании включают качественную и количественную характеристику документа - переработанное, стереотипное, 2-е и т. п.
Выходные данные - это наименование города, издательства, где опубликована книга и года издания. Москва, Ленинград, Санкт-Петербург, Лондон, Париж и Нью-Йорк сокращаются (М., Л., СПб., L., P., N- Y. ). Все остальные города пишутся полностью (Новосибирск, Киев ).
Объем - это количество страниц или страницы, на которых опубликована статья в журнале или сборнике.
Каждый литературный источник по правилам библиографического описания после основного заглавия должен включать обозначение общего назначения материала, помещаемого в квадратных скобках. Применяются следующие основные термины для общего обозначения материала (с соответствующим эквивалентом на английском языке):
[текст] (text);
[электронный ресурс] (electronic resource);
[рукопись] (manuscript);
[видеозапись] (videorecording);
[звукозапись] (sound recording); и пр.
Из вышеперечисленных терминов выбирают один и заключают информацию в квадратные скобки.
Самохвалов В.П. Психиатрия: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Самохвалов В.П.// Электронная библиотека по специальности «Психология» - Норильск: Заполярный филиал ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Для экономии места допускается опускать термин [Текст].
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Отзыв научного руководителя. После получения окончательного варианта выпускной квалификационной работы научный руководитель составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует качество работы, отмечает положительные стороны, особенное внимание обращает на отмеченные ранее недостатки, не устраненные студентом, мотивирует возможность или нецелесообразность представления выпускной квалификационной работы в ГАК. В отзыве руководитель отмечает также ритмичность выполнения работы в соответствии с графиком, добросовестность, определяет степень самостоятельности, активности и творческого подхода, проявленные студентом в период написания выпускной квалификационной работы, степень соответствия требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам соответствующего уровня, и рекомендует оценку.
Рецензия. Выпускные квалификационные работы, выполняемые по завершении освоения программы подготовки специалиста (дипломная работа/проект) подлежат обязательному рецензированию.
В рецензии должен быть дан квалифицированный анализ существа и основных положений рецензируемой работы, оценка актуальности избранной темы, самостоятельности подхода к ее раскрытию, наличия собственной точки зрения автора, умения пользоваться методами сбора и обработки информации, степени обоснованности выводов и рекомендаций, достоверности полученных результатов, их новизну и практическую значимость. Наряду с положительными сторонами работы отмечаются недостатки, в частности, указываются отступления от логичности и грамотности изложения материала, выявляются фактические ошибки. В заключение рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне выпускной квалификационной работы и оценивает ее. Объем рецензии должен составлять от одной до трех страниц машинописного текста.
Защита выпускной квалификационной работы
Защита выпускной квалификационной работы проводится в установленное время на заседании государственной экзаменационной комиссии. Кроме членов экзаменационной комиссии на защите желательно присутствие научного руководителя и рецензента дипломной работы, а также возможно присутствие других студентов, преподавателей и администрации филиала. При отсутствии на заседании комиссии научного руководителя или рецензента содержание отзыва и рецензии оглашаются членом или секретарем ГАК.
Продолжительность процедуры защиты выпускной квалификационной работы, включая доклад, ответы на вопросы, выступления научного руководителя и рецензента, - до 20 минут.
Защита начинается с доклада студента по теме выпускной квалификационной работы. Доклад следует начинать с обоснования актуальности избранной темы, описания научной проблемы и формулировки цели работы, а затем в последовательности, установленной логикой проведения исследования, по главам раскрывать основное содержание работы, обращая особое внимание на наиболее важные разделы и интересные результаты. Заключительная часть доклада строится по тексту заключения выпускной квалификационной работы, перечисляются общие выводы из ее текста без повторения частных обобщений, сделанных при характеристике глав основной части, собираются воедино основные практические рекомендации. Студент должен излагать основное содержание своей выпускной квалификационной работы свободно, по возможности не читая письменного текста.
Рекомендуется в процессе доклада использовать заранее подготовленный наглядный графический материал (таблицы, схемы), иллюстрирующий основные положения работы. Все материалы, выносимые на наглядную графику, должны быть оформлены так, чтобы студент мог демонстрировать их без затруднений и они были видны всем присутствующим на защите.
После завершения доклада члены ГАК задают студенту вопросы, как непосредственно связанные с темой дипломной работы, так и близко к ней относящиеся. При ответах на вопросы студент имеет право пользоваться своей работой.
После ответов студента на вопросы слово предоставляется научному руководителю. В конце своего выступления научный руководитель дает свою оценку выпускной квалификационной работе. Затем слово предоставляется рецензенту. В конце его выступления рецензент дает свою оценку работе.
После выступления рецензента начинается обсуждение работы или дискуссия. В дискуссии могут принять участие как члены ГАК, так и присутствующие заинтересованные лица.
Приложение 1
Образец титульного листа
Приложение 2
Образец оглавления
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I . ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 5
1.1. Продовольственная проблема 5
1.2. Демографическая проблема 8
1.3. Экологическая проблема 19
1.3.1 Химическое загрязнение биосферы. 19
1.3.2 Аэрозольное загрязнение атмосферы. 20
1.3.3 Фотохимический туман (Смог). 21
1.3.4 Химическое загрязнение природных вод. 22
1.3.5 Неорганическое загрязнение. 23
1.3.6 Органическое загрязнение. 24
1.3.7 Загрязнение почвы. 26
1.3.8 Пестициды как загрязняющий фактор. 28
1.3.9 Кислые атмосферные выпады на сушу. 29
1.4. Сырьевая проблема 29
ГЛАВА II. ПРОЯВЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НА
ТЕРРИТОРИИ РОССИИ 31
2.1. Истощение сырьевых ресурсов 31
2.2. Очаги загрязнения окружающей среды 40
2.3. Россия и проблема сохранения мира на Земле 51
2.4. Участие России в решении глобальных проблем 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Приложение 3
Образцы составления библиографических описаний
Нормативно-правовые акты :
Всеобщая декларация прав человека : принята и провозглашена Генер. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. газ. – 1998. – 10 дек. – С. 4.
Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. – М. : Юрид. лит., 1993. – 61 с.
Положение о порядке прохождения военной службы : указ Президента Рос. Федерации : вопросы прохождения воен. службы : в ред. указов Президента Рос. Федерации от 15 окт. 1999 г. № 1366 (СЗ РФ, 1999, N 42, ст. 5008) ; от 10 апр. 2000 г. № 653 (СЗ РФ, 2000, N 16, ст. 1678) ; от 26 июня 2000 г. № 1175 (СЗ РФ, 2000, N 27, ст. 2819) ; от 17 апр. 2003 г. № 444 (СЗ РФ, 2003, N 16, ст. 1508). – 4-е изд. – М. : Ось–89, 2004. – 79 с.
Об образовании : федер. закон. – М. : Инфра-М, 2002. – 54 с. – (Федеральный закон ; вып. 28).
О судебной системе Российской Федерации : федер. конституц. закон. – Офиц. изд. – М. : Юрид. лит., 1997. – 21 с.
О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001–2002 годы : (постановление Правительства Рос. Федерации от 25 авг. 2000 г. № 625). – М. : [б. и.], 2000. – [222] с.
О едином государственном экзамене : постановление Правительства Москвы от 27.01.2004 № 35-ПП // Образование в документах. – 2004. – № 3. –С. 5–6.
Книги одного, двух, трех и более авторов:
…одного автора
Пчелов Е. В. Генеалогия древнерусских князей IX – начала XI в. / Е. В. Пчелов ; отв. ред. О. М. Медушевская ; Рос. гос. гуманитарный ун-т. – М. : РГГУ, 2001. – 261 с.
Hudson K. Museums of influence / Kenneth Hudson. – Cambridge ; New York : Cambridge Univ. Press, 1987. – VIII, 220 p.
… двух авторов
Ковалев А.А. Учебник арабского языка / А.А. Ковалев, Г.Ш. Шарбатов. – Изд. 4-е. – М. : Вост. лит., 2004. – 751 с.
Захаров А. А. Как написать и защитить диссертацию / А. Захаров, Т. Захарова. – СПб. [и др.] : Питер, 2004. – 157 с.
… трех авторов
Вялова Л. М. Документы : cоврем. требования к оформлению : учеб.-справ. пособие / Л. М. Вялова, Л. В. Санкина, Н. В. Шатина ; Рос. гос. гуманитарный ун-т. – М. : РГГУ, 1994. – 65 с.
… четырех и более авторов
Вспомогательные исторические дисциплины : учеб.-метод. модуль / [Е.И. Каменцева и др.] ; под ред. В.А. Муравьева ; Рос. гос. гуманитарный ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспом. ист. дисциплин. – М. : Изд-во Ипполитова, 2004. – 419 с. – (Я иду на занятия...).
… без авторов
Психологическое проектирование : учеб.-метод. комплекс : для специальности № 020400 – Психология / Рос. гос. гуманитарный ун-т, Ин-т психологии им. Л.С. Выготского, Каф. психологии ; сост. Е.Л. Бережковская. – М. : РГГУ, 2003. – 38 с.
Hermeneutics and Modern Philosophy / ed. Brice R. Wachterhauser. – Albany (NY) : State Univ. of New York Press, cop. 1986. – 506 p.
Сборники:
… статей
Историческая экология и историческая демография : сб. науч. ст. / Рос. акад. наук, Науч. совет по ист. демографии и ист. географии ; [редкол. : Ю.А. Поляков (отв. ред.) и др.]. – М. : РОССПЭН, 2003. – 382 с.
… статистических материалов
Российский статистический ежегодник, 2004 : стат. сб. / Федер. служба гос. статистики (Росстат) ; [редкол. В.Л. Соколин и др.]. – Офиц. изд. – М. : [б.и.], 2004. – 725 с.
… стандартов
Делопроизводство в федеральных органах исполнительной власти : типовая инструкция по делопроизводству. – М. : Ось–89, 2002. – 78 с. – (Стандарты делопроизводства).
… материалов конференций
Проблемы регионального и муниципального управления : материалы II Междунар. конф., Москва, 18 мая 2000 г. / Рос. гос. гуманитарный ун-т [и др. ; редкол. : Н.И. Архипова и др. ; отв. ред. В.Н. Дулькин]. – М. : РГГУ, 2000. – 164 с.
Многотомные издания:
Документ в целом
Новая российская энциклопедия : в 12 т. / гл. ред. А.Д. Некипелов.– М. : Энциклопедия, 2003– . Т. 1 : Россия. – 2003. – 959 с. ; Т. 2 : А – Баяр. – 2005. – 959 с.
Отдельный том
Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2 кн. Кн. 1 : Общая характеристика мира / В.П. Максаковский. – М. : Дрофа, 2003. – 495 с. – (Высшее образование).
Составные части изданий (статьи):
…из сборников
Уколова В.И. Город как парадигма средневековой культуры / В.И. Уколова // Средние века / Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории. – М. : Наука, 2000. – Вып. 61. – С.154–168.
… из газет
Вислогузов В. Регионы просят налогов / Вадим Вислогузов // Коммерсант. – 2009. – 19 сент. – С. 14.
… из журналов
Мяло К.Г. Евроремонт российской истории / Ксения Мяло // Рос. Федерация сегодня. – 2002. – № 4. – С. 32–33.
Диссертация:
Степанов Ю.Г. Профессиональная культура государственных служащих: социологический аспект. Дис. … канд. социол. наук. Екатеринбург, 1999. 245 с.
Электронное издание:
Лукина М.М. СМИ в пространстве Интернета [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева. – Электрон. дан. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2005. – 87 с. – Режим доступа: http://www.journ.msu.ru/downloads/smi_internet.pdf
Любашевский Ю. Брендинг в России / Ю. Любашевский // Маркетолог [Электронный ресурс]. – Электрон. журн. – 2005. – 21 окт. – Режим доступа: http://www.marketolog.ru