Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и планы семинарских занятий для студентов неэкономических специальностей

СОДЕРЖАНИЕ: Издательство Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

Н.Б. Пономарева

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

и планы семинарских занятий для студентов неэкономических

специальностей

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова

2009

УДК 340 (075)

ББК 67.0

П96

Рецензент: к.и.н, доцент кафедры всеобщей истории и права БПГУ

им. В.М. Шукшина Д.С. Орлов.

Пономарева, Н.Б.

П96 Правоведение: методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

и планы семинарских занятий для студентов неэкономических специальностей / Н.Б. По-

номарева; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2009. - 36 с.

Методические рекомендации содержат в себе планы семинарских занятий с указанием вопросов, которые выносятся на обсуждение, основные понятия. Разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначены для студентов неэкономических специальностей вуза.

УДК 340 (075)

ББК 67.0

Рассмотрены и одобрены на заседании

кафедры гуманитарных наук.

Протокол № 14 от 28.05.2009 г.

© Н.Б. Пономарева, 2009

© БТИ АлтГТУ, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.........................................................................................................................................4

1 Общие рекомендации по работе на лекциях и подготовке к семинарским занятиям..........................................................................................................................................5

2 Планы семинарских и практических занятий по курсу «Правоведение».............................7

3 Вопросы к экзамену, зачету и тестовые задания...................................................................21

ВВЕДЕНИЕ

Программа подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Курс «Правоведение» предназначен для студентов неюридических вузов.

В рамках данного курса рассматриваются вопросы, прежде всего связанные с функционированием права и государства. Обращается внимание на изучение следующих отраслей права: конституционного, гражданского, трудового, семейного, финансового, административного и уголовного. Программа курса «Правоведение» разработана с целью формирования правосознания у студентов, возможности и способности самостоятельно ориентироваться в правовом пространстве.

1 Общие рекомендации по работе на лекциях и подготовке

к семинарским занятиям

Основными формами занятий по общественным наукам в вузе, в том числе и по правоведению, являются лекции и семинарские занятия.

Лекции по правоведению дают краткие положения основных институтов государства и права, объясняют сложные правовые категории и проблемы.

В ходе лекции студент должен делать пометки об основных понятиях излагаемого материала. Наиболее важный и сложный материал студенту дается под запись.

Студенты также получают рекомендации по прочтению дополнительной литературы.

Перед очередной лекцией студенту следует внимательно прочитать предыдущий материал.

Лекции выступают для студента опорной точкой, которая помогает определиться в огромном массиве материала по данному курсу. Лекции помогают студенту при подготовке не только к семинарскому занятию, но и к зачету и экзамену.

Написание лекций - это достаточно сложный процесс, требующий от студента внимания и дисциплины.

Студент должен обязательно указывать в тетради название темы и содержание ее плана. Слушая лекцию необходимо понять логику изложения материала. Требуется записывать только основные наиболее важные мысли. Если материал имеет большое значение, то лектор его дает под запись. В этом случае студент должен записать дословно. Для того чтобы успеть записать все, необходимо использовать сокращение слов, понятий, часто встречающихся в лекции. Сокращение существенно облегчает работу студента на лекции.

В тетради студент обязательно должен оставлять поля для того чтобы делать на них в дальнейшем пометки.

После работы на лекции студент по общему правилу приступает к самостоятельной работе, которая включает в себя работу над лекциями и подготовку к семинарскому занятию.

Подготовку к семинарскому занятию необходимо начать с изучения соответствующей лекции. Рекомендуется записи лекций сразу прочитывать для закрепления материала.

При подготовке к практическим занятиям студент должен изучить предложенную литературу по данной теме. При изучении предложенной литературы студент должен вести конспект. Конспект обязательно включает в себя наименование источника, фамилию, имя, отчество автора или авторский состав. При изучении литературы могут встречаться неизвестные термины и понятия. В этом случае необходимо их выписывать, давая им определение с помощью различных энциклопедий и словарей. Необходимо избегать переписывание материала, содержащегося в литературе. Требуется уяснить основное содержание и идеи, изложенные в источнике. Если анализируется нормативно-правовой акт, то указывается полное название закона, дата официального опубликования с последующими изменениями и дополнениями (то есть устанавливается действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве, по кругу лиц). Студент при изучении нормативно правового материала может использовать две правовые системы: «Консультант плюс» и правовую систему «Гарант», которые помогу не только облегчить поиск нормативного материала, но и сформировать навык работы с данными правовыми системами. Прочитанный материал обязательно анализируется, обдумывается. Студент сам себе делает отчет, что он узнал или усвоил из прочитанного материала.

Для закрепления теоретического материала студенту предлагаются практические задачи, которые он должен решить, ссылаясь на конкретные нормы нормативно-правовых актов. При этом необходимо полностью ответить на поставленные в задаче вопросы, а не просто указать номер статьи того или иного закона.

Необходимо понимать, что систематическое посещение лекций и работа над семинарскими занятиями есть путь получения и приобретения студентом знаний.

Для более глубокого изучения материала, для проникновения в глубину государственно-правовых явлений студентам предлагается выполнить самостоятельную творческую работу – доклад.

Можно сказать, что подготовка доклада – это научно-исследовательская работа, выполняемая студентом.

В докладе раскрывается сущность исследуемой темы, приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды автора.

Выступление с докладом показывает умение студента не только работать с литературой, но и анализировать имеющиеся материал.

Требования к докладу такие же, что и к реферату. Доклад должен включать:

· титульный лист (установленного образца);

· содержание (указываются основные пункты доклада);

· введение (актуальность темы, структура доклада, суть проблемы, методы научного познания, цели и задачи доклада, анализ используемой литературы);

· основную часть (описывается основное содержание пунктов, указанных в введении);

· заключение (подводится итог научного исследования темы, делаются выводы и вносятся предложения по решению существующей проблемы);

· список литературы.

2 Планы семинарских и практических занятий

по курсу «ПРАВОВЕДЕНИЕ»

2.1 Тема № 1. Основы теории государства

Государство является продуктом социального развития человечества. Процесс возникновения и развития государства является сложным и неоднозначным. Для того чтобы понять современное состояние государственности, необходимо обратиться к истории образования государства.

Государство - сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества).

Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти нормы и институты политической власти принимают более сложные формы.

Государство прежде всего можно охарактеризовать как политическую, структурную и территориальную организацию общества. Как политическая организация оно выступает потому, что это единственная и особая форма организации политической власти, управляющая всем обществом, которая осуществляет регулирование классовых и групповых отношений. Еще известный шотландский экономист и философ А. Смит (1723-1790) определял государство как определенный орган общей власти, призванный ограждать каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, создавать и содержать определенные общественные сооружения и общественные учреждения, необходимые для всех.

Огромное внимание ученых привлекает проблема определения понятия государства. В научной литературе многообразие определений объясняется тем, что государство настолько многогранное понятие, его трудно определить одним термином.

Россия с принятием Конституции РФ 1993 г. встала на совершенно новый путь развития, обозначив приоритетные направления. Именно поэтому не менее важными являются вопросы, связанные с формой государства, функциями и механизмом государства. Это требует формирования четких представлений о вышеуказанных явлениях.

Вопросы

1. Основные теории происхождения государства.

2. Причины возникновения государства.

3. Понятие государства. Признаки государства, отличающие его от первобытной организации общества.

4. Механизм государства: понятие и структура.

5. Функции государства: понятие, классификация и общая характеристика.

6. Форма государства: понятие и общая характеристика трех основных элементов (форма правления, форма государственного устройства, политический режим).

7. Концепция правового государства: история и современность.

8. Гражданское общество: понятие и структура.

9. Роль государства в социально-экономическом развитии.

Литература

1. Алексеенко, В.А. Правоведение: учебник / В.А. Алексеенко, О.Н. Булаков. - М.: Крокус, 2009.

2. Кузнецов, В.В. Юридический словарь около 3000 слов / В.В. Кузнецов. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2009.

3. Марченко, М.Н. Юридический энциклопедический словарь / М.Н. Марченко. - М.: Велби, 2008.

4. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник / М.Н. Марченко. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.

5. Косарев, А.И. Теория государства и права / А.И. Косарев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2000.

6. Сухарев, А.Я. Большой юридический словарь / А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина. - М.: Инфра-М, 1997.

Основные понятия

Неолитическая революция, государство, государственный суверенитет, форма государства, форма правления, монархия, президентская республика, парламент-ская республика, смешанная республика, форма государственного устройства, унитарное государство, федерация, политический режим, демократия, функции государства , компетенция, государственный орган, механизм государства, террито-рия государства.

2.2 Тема № 2. Основы теории права

Право как совокупность правовых норм имеет огромное значение для регулирования общественных отношений. Можно сказать, что право выступает основным рычагом воздействия на общественные отношения, выступая образцом поведения для всех субъектов правоотношений.

Огромное значение имеет система законодательства, которая представляет иерархию нормативно-правовых актов, направленных на регулирование разнообразных общественных отношений. При этом нельзя отрицать роль и значение норм морали, нравственности в регулировании отношений. Между нормами права и морали есть как общие черты, так и отличия. Но при всем при этом они выступают регуляторами общественных отношений.

Можно отметить, что нормы права выступают результатом правотворческой деятельности. Правотворческая деятельность представляет собой деятельность органов государственной власти, специально уполномоченных на разработку, рассмотрение и принятие норм права.

Для того чтобы нормы права правильно воспринимались, органы государственной власти осуществляют толкование. В целом это помогает не только в правоприменитель-ной практике.

Особенности права выражаются в следующих пунктах:

1. Право есть результат правотворческой деятельности исключительно соответствую-щих органов государственной власти (парламент, правительство, президент). Негосудар-ственные структуры или общественные объединения не имеют таких полномочий.

2. Право имеет общеобязательный характер для всех граждан независимо от идеоло-гических, религиозных, личностных убеждений, классовой или социальной принадлеж-ности. Действие права распространяется на всю территорию государства (единое правовое пространство).

3. Исполнение норм права обеспечивается и гарантируется государством в лице его компетентных органов, в том числе с помощью официальных форм принуждения. Все иные нормы (например, моральные) могут лишь поддерживаться государством. Соблюдение гражданами норм морали государство не обеспечивает и тем более не вправе применять меры государственного воздействия за их несоблюдение.

4. Право является инструментом государственного аппарата, позволяющим ему исполнить свои властные полномочия.

5. Основным свойством права является нормативность. Это значит, что право может быть выражено только в письменной форме и только в специально предназначенных для этого официальных документах, исходящих от уполномоченных государством органов печати.

Вопросы

1. Современное нормативное понимание права: понятие, основные признаки, определение.

2. Принципы права.

3. Функции права.

4. Понятие и классификация социальных норм.

5. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия.

6. Понятие и структура нормы права.

7. Понятие и виды нормативно-правовых актов.

8. Понятие и виды правотворчества. Способы правового регулирования обществен-ных отношений.

9. Понятие и виды реализации норм права.

10. Понятие и содержание правоотношений.

Литература

1. Алексеенко, В.А. Правоведение: учебник / В.А. Алексеенко, О.Н. Булаков. - М.: Крокус, 2009.

2. Кузнецов, В.В. Юридический словарь около 3000 слов / В.В. Кузнецов. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2009.

3. Марченко, М.Н. Юридический энциклопедический словарь / М.Н. Марченко. - М.: Велби, 2008.

4. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник / М.Н. Марченко. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.

5. Косарев, А.И. Теория государства и права / А.И. Косарев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2000.

6. Сухарев, А.Я. Большой юридический словарь / А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина. - М.: Инфра-М, 1997.

Основные понятия

Право, норма права, система права, система законодательства, правовые отно-шения (правоотношения), закон, подзаконный нормативно-правовой акт, правотвор-чество, правовое регулирование, кодификация, инкорпорация, консолидация, правовой прецедент, публичное право, частное право, рецепция права, правоспо-собность, дееспособность, деликтоспособность.

2.3 Тема № 3. Конституция РФ: базовый закон государства

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года путем всенародного голосования, т.е. на референдуме. Именно с принятием Конституции РФ начался новый этап развития российского государства и законодательства. Конституция РФ 1993 г. обладает рядом юридических черт и признаков, отличающих ее от других нормативно-правовых актов (высшая юридическая сила, учредительный характер конституционных предписаний, всеохватывающий характер конституционных норм, прямое действие и т. д ).

Конституция РФ 1993 г. содержит в себе принципиально новые положения. Прежде всего они касаются структуры органов государственной власти, правового статуса личности и т. д.

Все современные государства имеют конституции, которые отличаются не только по структуре и форме, но и содержанием.

В каждую историческую эпоху общество имело свою особую структуру социальных связей и специфическое строение образующих его элементов. Общество, взятое в единстве всех его сторон, находящихся во взаимодействии и взаимно влияющих друг на друга, имеет свою конструкцию, т.е. обязательно построено по определенной схеме. Подобная упорядоченная структура социальных связей, составляющих общественную систему на определенном этапе ее исторического развития, есть не что иное, как фактическая конституция общества.

Слово «конституция» имеет двоякий смысл. В первом смысле конституция понимается как строение, конструкция, фигура, телосложение, устройство. Это и есть фактическая конституция, которая появляется вместе с возникновением самого общества.

Во втором смысле под конституцией понимается установление, закрепление в письменном виде характера и специфики существующих общественных отношений. В отличие от фактической конституции это юридическая конституция. Таким образом, юридическая конституция есть отражение и закрепление в нормах права фактической конституции общества.

Если существование фактической конституции исчисляется многими тысячелетиями, то возраст юридической конституции гораздо более скромный - всего чуть более двухсот лет. Хотя еще в I - вв. н. э. в отношении некоторых указов римских императоров употреблялся термин «конституция», но в основном для того, чтобы подчеркнуть особую важность этих указов. Аналогичные акты конституционного (т. е. устанавливающего определенный правовой статус) типа существовали в эпоху средневековья. В 1215 году в Англии была принята «Великая хартия вольностей». Но первые цельные юридические конституции связаны с возникновением буржуазного общества и государства.

Первыми юридическими конституциями являются Конституция США (1787 год) и Конституция Франции (1791 год).

Конституция - это явление общественной жизни. Она в наиболее общем виде высту-пает как средство упорядочения и регуляции определенной совокупности общественных отношений. Создание первых юридических конституций было вызвано необходимостью законодательного закрепления новых буржуазных отношений, пришедших на смену феодальным, установления новой системы власти и системы взаимоотношений между людьми (основные права человека, равноправие граждан и т. д.). Но это лишь внешняя характеристика конституции как юридического документа.

По своей сущности конституция представляет собой политический и правовой документ. Как политический документ конституция представляет собой декларацию, провозглашающую основные ценности общества.

Как юридический документ конституция является Основным Законом государства. Впервые на это указал Ф. Лассаль в работе «О сущности конституции». В этой же работе указано, что юридическая конституция обладает двумя свойствами. С одной стороны, она является реальной, с другой - фиктивной. Реальной юридическая конституция является постольку, поскольку отражает действительное соотношение общественных сил в госу-дарстве. Юридическая конституция фиктивна тогда, когда она неадекватно выражает соотношение политических сил в обществе, т. е. не соответствует фактической консти-туции. Это происходит тогда, когда юридическая конституция долго не меняется или в нее вовремя не вносятся поправки.

Вопросы

1. Конституция РФ: общая характеристика.

2. Основы конституционного строя по Конституции РФ 1993 года.

3. Права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ.

4. Гражданство РФ: принципы, порядок приобретения и основания прекращения гражданства.

Литература

1. Смоленский, М.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник для вузов / М.Б. Смоленский. - М.: Дашков и К, 2007.

2. Авакьян, С.А. Конституционное право России / С.А. Авакьян. - М.: Юристъ, 2007.

3. Габричидзе, Б.Н. Конституционное право России: учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе. - М.: Юристъ, 2005.

4. Чиркин, В.Е. Конституционное право России: учебник для вузов / В.Е. Чиркин. - М.: Юрист, 2008.

5. Прудников, А.С. Конституционное право России: учебник для вузов / А.С. Прудников. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Алейников, Б.Н. Социальное государство и собственность / Б.Н. Алейников // Государство и право. - 2008. - № 2.

7. Чиркин, В.Е. Российская конституция и публичная власть народа / В.Е. Чиркин // Государство и право. - 2008. - № 12.

8. Вагизов, Р.Г. Концепция прав человека в международной практике / Р.Г. Вагизов // Российская юстиция. - 2007. - № 11.

9. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

10. Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в

силу поправок к Конституции Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 06.02.1998).

11. Указ Президента РФ от 19.09.1994 № 1926 «О Дне Конституции Российской Феде-

рации».

12. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ «О контрольных

полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации»

(одобрен СФ ФС РФ 26.11.2008).

13. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении

срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»

(одобрен СФ ФС РФ 26.11.2008).

14. Указ Президента РФ от 25.07.2003 № 841 «О включении нового наименования

субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации».

Основные понятия

Конституция, жесткая конституция, гибкая конституция, фиктивная конституция, конституционный строй, права человека, права гражданина, гражданство, аптация, бипатрид, апатрид, двойное гражданство, беженец, вид на жительство, социальное государство, светское государство, правовое государство, право крови, право почвы, политические убежище.

2.4 Тема № 4. Федеративное устройство РФ. Федеральные органы Российской

Федерации. Местное самоуправление

Россия по форме государственного устройства есть ФЕДЕРАЦИЯ. Федеративное государство это сложное государство, в состав которого входят субъекты, образованные либо по административно-территориальному принципу, либо по национально-государственному принципу. При создании Российской Федерации были учтены два принципа.

Деятельность любого государства реализуется прежде всего через систему его государственных органов. Орган государства - это обособленное звено механизма государства, которое имеет собственную структуру, строго определенные функции и необходимые для этого государственно-властные полномочия.

Структура государственных органов может быть различна. Чем выше место органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с конституцией, законами или другими нормативно-правовыми актами.

Орган государственной власти наделен властными полномочиями. Его решения обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства.

Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эти ветви власти самостоятельны и не вмешиваются в оперативную деятельность друг друга. Реализация принципа разделения их взаимоотношений гарантирует общество от опасной концентрации власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица, способного привести к диктатуре и установлению тоталитарного режима.

Субъекты, входящие в состав Российской Федерации, обладают разным статусом: республики, края, области, автономные округа, автономные области, города федерального значения.

Все субъекты обладают равными правами перед федеральными органами власти. Самой главной проблемой является проблема взаимоотношений Федерации и ее субъектов.

Федерация имеет многоуровневое законодательство государственных органов власти, налогов и т. д. При этом Российская Федерация характеризуется единством и стабиль-ностью.

Вопросы

1. Федерация как форма государственного устройства.

2. Особенности федеративного устройства России.

3. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

4. Местное самоуправление в Российской Федерации.

5. Структура и принципы деятельности Федерального Собрания. Комитеты и комиссии Государственной Думы и Совета Федерации.

6. Президент РФ.

7. Правительство РФ: полномочия и структура.

8. Понятие судебной системы. Структура и полномочия органов правосудия в Российской Федерации.

Литература

1. Смоленский, М.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник для вузов / М.Б. Смоленский. - М.: Дашков и К, 2007.

2. Авакьян, С.А. Конституционное право России / С.А. Авакьян. - М.: Юристъ, 2007.

3. Габричидзе, Б.Н. Конституционное право России: учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе. - М.: Юристъ, 2005.

4. Чиркин, В.Е. Конституционное право России: учебник для вузов / В.Е. Чиркин. - М.: Юрист, 2008.

5. Прудников, А.С. Конституционное право России: учебник для вузов / А.С. Прудников. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Алейников, Б.Н. Социальное государство и собственность / Б.Н. Алейников // Государство и право. - 2008. - № 2.

7. Чиркин, В.Е. Российская конституция и публичная власть народа / В.Е. Чиркин // Государство и право. - 2008. - № 12.

8. Вагизов, Р.Г. Концепция прав человека в международной практике / Р.Г. Вагизов // Российская юстиция. - 2007. - № 11.

9. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

10. Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в

силу поправок к Конституции Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 06.02.1998).

Основные понятия

Федерация, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, Конституционный Суд, Верховный Суд, Правительство, местное самоуправление, правовой статус, импичмент, должностное лицо, муниципальный служащий, принцип разделения властей, «система сдержек и противовесов», Президент, право-судие, независимость судей, депутатская неприкосновенность, прокуратура.

2.5 Тема № 5. Основы гражданского права

Гражданское право занимает одно из главных мест в системе российского права. Гражданское право регулирует огромный массив отношений в обществе. Иногда мы даже не задумываемся, как вступаем в гражданские правоотношения.

Гражданское право – это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные не имущественные отношения.

Одним из центральных институтов является институт права собственности, роль и значение которого нельзя недооценить.

Гражданское право отличается от других отраслей права тем, что оно располагает уникальным, веками отработанным юридическим инструментарием, обеспечивающим организованность и порядок в общественном производстве без непосредственного соприкосновения с аппаратом государственного принуждения путем воздействия на экономические интересы участников общественного производства.

Переход нашей страны к рыночной экономике с неизбежностью приводит к расшире-нию сферы гражданско-правового регулирования имущественных отношений, склады-вающихся в различных сферах деятельности. Так, на смену централизованному распре-делению материально-технических ресурсов, осуществляемому в административно-правовом порядке, пришли биржевая, оптовая и иные формы торговли, регулируемые нормами гражданского права.

Вопросы

1. Понятие гражданского права. Предмет и метод гражданского права.

2. Субъекты гражданских правоотношений.

3. Правоспособность и дееспособность граждан.

4. Понятие и виды юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений.

5. Договор: общая характеристика, порядок и условия заключения, виды.

6. Основания, способы приобретения и прекращения права собственности.

7. Понятие и виды обязательств.

8. Исполнение обязательств.

9. Понятие и способы обеспечения исполнения обязательств.

10. Изменение и прекращение обязательств.

11. Гражданско-правовая ответственность.

Литература

1. Садиков, О.Н. Гражданское право Российской Федерации: учебник для вузов / О.Н. Садиков. - М.: Инфра-М, 2006. - Ч. 1.

2. Садиков, О.Н. Гражданское право Российской Федерации: учебник для вузов / О.Н. Садиков. - М.: Инфра-М, 2007. - Ч. 2.

3. Гуев, А.Н. Гражданское право: учебник для вузов / А.Н. Гуев. - М.: Инфра-М, 2004. - Т. 1.

4. Зенин, И.А. Гражданское право: учебник для вузов / И.А. Зенин. - М.: Юрайт, 2008.

5. Беленков, Р. Гражданское право. Конспект лекций для студентов вузов / Р. Беленков. - М.: Приор, 2008. - Ч. 2.

6. Ваулина, Е.Ю. Давайте говорить правильно. Юридическая терминология современ-ной России. Краткий словарь справочник / Е.Ю. Ваулина. - М.: Юристъ, 2006.

7. Цыганков, В.В. Предпринимательская деятельность некомерческих организаций / В.В. Цыганков // Российская юстиция. - 2007. - № 9.

8. Бобровникова, М.А. О сохранении самовольной перепланировки жилого помеще-ния / М.А. Бобровникова // Российская юстиция. - 2007. - № 7.

9. Лукьяненко, М.Ф. Особенности применения гражданско-правовых норм, содержа-щих оценочные понятия / М.Ф. Лукьяненко // Государство и право. - 2008. - № 8.

10. Гражданский кодекс РФ. Ч 1, 2, 3, 4. По состоянию на 01.04.09. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.

11. Суханов, Е.А. Гражданское право. В 4 т. / Е.А. Суханов. - М.: Вольтес Клувер, 2008.

12. Алексеев, С.С. Гражданское право в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов / С.С. Алексеев. - М.: Проспект, 2009.

13. Рыженков, А.Я. К теории права собственности юридических лиц производствен-ного характера / А.Я. Рыженков // Гражданское право. - 2008. - № 3.

14. Перепелкина, Н.В. Приватизация как основание приобретения права собствен-ности, или цель оправдания средств / Н.В. Перепелкина // Гражданское право. - 2008. - № 3.

Основные понятия

Гражданское право, правосубъектность, попечительство, опека, патронаж, юридическое лицо, сделки, ничтожная сделка, оспоримая сделка, представительство, доверенность, генеральная доверенность, разовая доверенность, исковая давность, собственность, право владения, право пользования, право распоряжения, приватиза-ция, национализация, обязательство, договор, неустойка, залог, поручительство, гражданско-правовая ответственность.

2.6 Тема семинарского занятия № 6. Основы семейного права

Семейное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения между супругами, родственниками, родителями и детьми.

Семейное право - отрасль права, регулирующая личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения между супругами, родственниками, родителями (усыновителями) и детьми. Из этого определения видно, что семейное право тесно связано с гражданским правом, хотя имеет свою специфику. Во-первых, семейные отношения возникают из юридических фактов, не характерных для гражданского права. К ним относятся брак, родство, материнство, отцовство, усыновление и другие юридические факты. Во-вторых, семейные отношения являются преимущественно лично-правовыми в отличие от гражданского права, где акцент делается на имущественные отношения. В-третьих, права и обязанности субъектов семейного права неотчуждаемы, т. е. не могут передаваться другим лицам.

Понятие брака является одним из основных понятий семейного права. Семейный кодекс РФ не содержит определение брака. В юридической литературе по семейному праву встречаются различные толкования этого понятия. В целом брак можно определить как добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный в установленном законом порядке с целью создания семьи и порождающий у супругов взаимные права и обязанности. Данное определение содержит понятие «семья». Это не только юридическое, но и социально-философское понятие. История семьи исчисляется десятками и даже сотнями тысяч лет. Семья - это первичная ячейка общества, которая составляет его основу, является средой воспитания детей и формирования их личности.

Социологи спорят, достаточно ли для создания семьи наличие только мужа и жены, или для того, чтобы союз мужчины и женщины назывался семьей, необходимо наличие детей. С юридической точки зрения это не столь важно. Юристы спорят о другом, а именно: можно ли считать семьей союз мужчины и женщины, заключенный без соблюдения порядка и условий, предусмотренных законом? Иначе говоря, речь идет о длительном открытом совместном проживании мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают своих детей. Строго говоря, такой союз браком не является и не влечет никаких юридических последствий, за исключением прав и обязанностей родителей в отношении детей. Сожители (а с юридической точки зрения супругами их назвать нельзя) не могут наследовать имущество друг у друга.

Семейный кодекс РФ не содержит определение брака. В юридической литературе брак определяется как добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный в установленном законом порядке с целью создания семьи и порождающий у супругов взаимные права и обязанности.

Семья – это союз лиц, основанный на браке, родстве.

Вопросы

1. Понятие, предмет и источники семейного права.

2. Порядок заключения и прекращения брака. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.

3. Признание брака недействительным.

4. Личные неимущественные права и обязанности супругов.

5. Права и обязанности родителей и детей.

6. Алиментные обязательства.

7. Формы воспитания детей, оставшихся без родителей.

8. Лишение родителей родительских прав.

9. Брачный договор: общие положения.

10. Ответственность супругов по обязательствам.

Литература

1. Нечаева, А.М. Семейное право. Актуальные проблемы теории и практики / А.М. Неча-ева. - М.: Юрайт-Издат, 2007.

2. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России: учебник для вузов / Л.М. Пчелинцева. - М.: Норма, 2008.

3. Муратова, С.А. Семейное право: учебник / С.А. Муратова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

4. Семейный кодекс РФ по состоянию на 10.05.09. - М.: Проспект, 2009.

5. Алексий, П.В. Семейное право: учебник / П.В. Алексий. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008).

7. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О дополнитель-ных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (принят ГД ФС РФ 22.12.2006).

8. Закон Алтайского края от 10.10.2008 № 94-ЗС «Об утверждении краевой целевой программы «Демографическое развитие Алтайского края» на 2008-2015 годы» (принят Постановлением АКЗС от 02.10.2008 № 650.

9. Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 873 (ред. от 22.09.2008) «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» (вместе с «Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал»).

Основные понятия

Брак, фиктивный брак, недействительность брака, семья, супруги, имущество супругов, брачный договор, усыновление (удочерение), приемная семья, лишение родительских прав, недействительный брак, личное имущество супругов, ограни-чение родительских прав, алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов, алиментные обязательства других членов семьи.

2.7 Тема № 7. Основы трудового права

В Российской Федерации принят и действует Трудовой Кодекс РФ, регулирующий отношения между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой функции.

Труд – это целенаправленная деятельность человека, реализующего свои физические и умственные способности для получения определенных материальных и духовных благ. Любой общественно полезный труд имеет большое значение в жизни человека и всего общества.

Основная роль трудового права – это урегулирование нормами права поведения людей в процессе их труда. Трудовые отношения как волевые социальные отношения, возникающие по поводу организации и оплаты труда работников, всегда основываются на определенной форме собственности.

В новых политических и социально-экономических условиях возникли новые отношения, входящие в предмет трудового права: социально-партнерские на разных уровнях, по обеспечению занятости, по разрешению коллективных трудовых споров и т.д.

Динамизм трудового права в значительной степени обусловлен динамизмом общест-венных отношений, входящих в его предмет. Трудовое право РФ представляет собой такую отрасль, нормы которой регулируют трудовые отношения работников и иные, тесно с ними связанные общественные отношения, динамично развивающиеся и вызывающие аналогичные изменения метода, системы и отдельных институтов данной отрасли.

Вопросы

1. Понятие и система трудового права. Источники трудового права РФ.

2. Трудовой договор: основные положения.

3. Порядок приема на работу.

4. Порядок перевода на другую работу. Порядок увольнения с работы (по инициативе работника и работодателя, а также по обстоятельствам, не зависящим ни от работодателя ни от работника).

5. Рабочее время и время отдыха.

6. Охрана труда. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

7. Рассмотрение трудовых споров.

8. Дисциплина труда.

9. Материальная ответственность сторон трудового договора.

10. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

11. Международно-правовое регулирование труда.

12. Защита трудовых прав и свобод.

Литература

1. Гусков, К.Н. Трудовое право России: учебник / К.Н. Гусков, В.Н. Толкунова. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.

2. Хохлов, Е.Б. Трудовое право / Е.Б. Хохлов. - М.: Юрайт-Издат, 2008.

3. Смирнов, О.В.Трудовое право: учебник / О.В. Смирнов. - М.: Проспект, 2009.

4. Мышко, Ф.Г. Трудовое право: учебник для вузов / Ф.Г. Мышко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

5. Сайдахмедов, С.И. Развитие института охраны труда в советском трудовом праве / С.И. Сайдахмедов // Трудовое право. - 2009. - № 11.

6. Петров, А.Я. Спорные аспекты принципов российского трудового права / А.Я. Пет-ров // Трудовое право. - 2008. - № 11.

7. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1, ст.3.

8. Бугров, Л.Ю. Совмещение профессий и родственные ему явления в российском трудовом праве / Л.Ю. Бугров // Российская юстиция. - 2007. - № 11.

9. Цитульский, В.Ф. Роль и значение понятий «работник» и «работодатель» сквозь призму социального партнерства / В.Ф. Цитульский // Государство и право. - 2008. - № 6.

10. Лыскова, Е.И. Право граждан на обращение в суд и юридические методы его защиты / Е.И. Лыскова // Государство и право. - 2008. - № 11.

Основные понятия

Трудовое право, труд, трудовой договор, дисциплинарное взыскание, рабочее время, время отдыха, материальная ответственность, охрана труда, комиссия по трудовым спорам (КТС), коллективные переговоры, срочный трудовой договор, нормирование труда, трудовой распорядок, дисциплина труда, ученический договор.

2.8 Тема № 8. Основы административного права

Административное право – одна из центральных отраслей современной системы права любого государства. Хотя история возникновения и становления правовых систем различных государств отдает историческое первенство таким отраслям права, как граж-данское, уголовное, можно с уверенностью утверждать, что административное право по своей значимости в его современном понимании – это ведущая отрасль материального права, наряду с гражданским, уголовным и конституционным. Осветить весь спектр отношений, находящихся в сфере влияния норм административного права, практически невозможно. Недаром административное право обладает наиболее обширной из всех отраслей российского права, плохо поддающейся систематизации и вследствие этого слабо исследованной особенной частью. Более того, анализ системы административного законодательства также весьма затруднителен, поскольку круг источников администра-тивного права определить крайне трудно, а назвать хотя бы приблизительное их число и вовсе не представляется возможным.

Отношения, которые мы можем отнести к категории административно-правовых, должны быть достаточно конкретными и возникающими в рамках уже существующих конституционно установленных статусов и учреждений. Конституционное право определяет общие принципы и основы всего государственного устройства, а в том числе и выделяет в системе органов государственной власти отдельную власть – исполнительную власть, силами которой реализуются многие конституционные принципы. Административное право призвано определять формы и способы осуществления исполнительных функций этой ветви власти посредством введения специальных режимов тех или иных отношений, возникающих в связи с реализацией соответствующих консти-туционных положений. Так, большинство нормативно-правовых актов в сфере админи-стративного права устанавливают режимы осуществления управляемой деятельности, зачастую не останавливаясь на вопросе властного субъекта, непосредственно осуществляющего управление. Управленческие отношения, возникающие внутри системы государственного управления, это не отношения, которые обусловливают стабильное функционально оптимальное состояние управляющих субъектов государственного управления.

Перед современной наукой административного права встают новые задачи, связанные с возникновением, разработкой передовых теорий административной юстиции, административно-правовых режимов, административно-процедурного процесса и т.п.

Вопросы

1. Понятие административного права, его предмет, источники, субъекты, принципы.

2. Система административного права.

3. Характеристика административно-правовых отношений. Виды административно-правовых норм и их особенности.

4. Государственное управление и исполнительная власть.

5. Физические лица как субъекты административных правоотношений.

6. Административный процесс.

7. Состав административного правонарушения.

8. Административная ответственность.

9. Виды и порядок наложения административных взысканий.

10. Организация государственного управления в социально-экономической сфере.

Литература

1. Алехин, А.П. Административное право РФ / А.П. Алехин, А.А. Кормолицкий,

Ю.М. Козлов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Зерцало-М, 2006.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях по состоянию на 10.05.09. - Новосибирск: Сибирский университет, 2009.

3. Кузнецов, С.А. Административная ответственность: вопросы и ответы / С.А. Куз-нецов. - М.: Пресс Юр Лит, 2005.

4. Тихомиров, Ю.А. Административное право и процесс: полный курс / Ю.А. Тихоми-ров. - М.: Изд-во Тихомирова, 2005.

5. Каламкарян, Р.А. Сущность и механизмы современной правовой идеологии госу-дарства / Р.А. Каламкарян // Государство и право. - 2008. - № 6.

6. Шатов, С.А. О некоторых проблемах института административной ответствен-ности / С.А. Шатов // Российская юстиция. - 2007. - № 8.

7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (ред. 28.06.2009).

8. Закон Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС (ред. от 10.03.2009) «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» (принят Постановлением АКСНД от 03.07.2002 № 182).

9. Закон Алтайского края от 10.03.2009 № 12-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирова-ния административных комиссий при местных администрациях» (принят Постановлением АКЗС от 04.03.2009 № 117).

10. Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 05.03.2004 № 42 «О должностных лицах Счетной палаты Алтайского края и рабочего аппарата Уполномо-ченного по правам человека в Алтайском крае, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

Основные понятия

Административное право, административное правонарушение, государственный контроль, административный надзор, административный процесс, административ-ная ответственность, общественные организации, общественные движения, общест-венные фонды, предупреждение, штраф, конфискация, лишение специальных прав, административный арест, административное наказание.

2.9 Тема № 9. Основы уголовного права

Уголовное право – одна из ведущих отраслей российского права. Оно существенно отличается от других, в том числе и смежных отраслей. Действующий УК РФ был принят Государственной Думой 24 мая 1996 г., 5 июня того же года одобрен Советом Федерации 13 июня, и Президент РФ подписал ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации». В соответствии с этим законом УК РФ вступил в действие с 1 января 1997 года.

Уголовное право играет огромную роль важнейшего средства реализации уголовной политики. Принято считать, что уголовная политика – это совокупность взглядов, идей и представлений, господствующих в обществе на данном этапе, об основных направлениях, средствах и путях борьбы с преступностью. Ее основное содержание – это определение как стратегических, так и тактических задач применения уголовного законодательства, а также предупреждения преступлений.

Для решительного наступления на преступность необходимы комплексные меры общегосударственного масштаба, создание и реализация единой программы, в которой бы были задействованы государственные органы всех ветвей власти, естественно включая самую активную деятельность правоохранительных органов, а также силовых ведомств.

Уголовное право строится на следующих принципах: законности, равенства, вины, справедливости, гуманизма.

Вопросы

1. Понятие, предмет, задачи и принципы уголовного права.

2. Уголовный закон: основные черты, структура, действие во времени, в пространстве, по кругу лиц.

3. Понятие и признаки преступления. Классификация преступления. Отличие прес-тупления от иных правонарушений.

4. Состав преступления: понятие, значение, признаки и элементы. Виды составов преступления.

5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

6. Понятие и цели наказания. Система и виды наказания.

7. Основания уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответствен-ности. Освобождение от наказания.

8. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

9. Принудительные меры медицинского характера.

Литература

1. Ковалев, О.Г. Уголовное право: Общая часть / О.Г. Ковалев. - М.: Дашков и К, 2007.

2. Рарог, А.И. Уголовное право: Особенная часть / А.И. Рарог. - М.: Эксмо, 2009.

3. Казанцев, С.Я. Уголовное право: учебник / С.Я. Казанцев. - М.: Академия, 2008.

4. Уголовный кодекс РФ по состоянию на 01.04.09. - Новисибирск: Сибирский университет, 2009.

5. Занина, В.Ю. Торговля людьми (ст. 127.1 УК РФ) / В.Ю. Занина // Российская юстиция. - 2007. - № 11.

6. Спасенников, Б.А. К определению понятия «вменяемости» в уголовном праве / Б.А. Спасенников // Государство и право. - 2008. - № 6.

Основные понятия

Уголовное право, уголовный закон, уголовное преступление, уголовная ответственность, состав преступления, вина, умысел, неосторожность, мотив преступления, цель преступления, соучастие в преступлении, крайняя необхо-димость, условное осуждение, амнистия, помилование, судимость, принудительные меры медицинского характера, освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания.

3 Вопросы к экзамену, зачету и тестовые задания

3.1 Вопросы к экзамену

1. Понятие «государство». Признаки государства.

2. Понятие и классификация функций государства.

3. Понятие и признаки правового государства.

4. Понятие и признаки права.

5. Право в системе социальных норм.

6. Правоотношения: понятие, виды, основание возникновения.

7. Правосознание и правовая культура населения.

8. Конституция как основной закон государства.

9. Основы конституционного строя по Конституции РФ 1993 года.

10. Права и свободы по Конституции РФ 1993 года.

11. Федеративное устройство России.

12. Федеральные органы государственной власти РФ: общие положения.

13. Понятие «гражданское право», предмет и метод правового регулирования.

14. Предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц.

15. Юридические лица как субъекты гражданского права.

16. Право собственности по ГК РФ.

17. Обязательство по гражданскому праву: основные положения.

18. Основные положения о договоре.

19. Наследование по закону и по завещанию.

20. Понятие и условия заключения трудового договора.

21. Порядок приема и увольнения с работы.

22. Время работы и время отдыха.

23. Охрана труда.

24. Виды рабочего времени и их характеристика.

25. Компенсации и гарантии в трудовом праве.

26. Ответственность по трудовому законодательству.

27. Разрешение трудовых споров.

28. Семейное право: понятие, предмет, метод правового регулирования.

29. Понятие брака в социальном и правовом понимании.

30. Порядок заключения брака.

31. Порядок расторжения брака.

32. Брачный договор.

33. Права и обязанности супругов.

34. Права и обязанности родителей и детей.

35. Алиментные обязательства супругов и других членов семьи.

36. Лишение родительских прав.

37. Формы воспитания детей.

38. Государственное управление и контроль.

39. Понятие административной ответственности.

40. Виды административных правонарушений.

41. Административный процесс: общая характеристика.

42. Понятие, предмет, метод уголовного права.

43. Уголовный закон: действие во времени, в пространстве, по кругу лиц.

44. Характеристика состава преступления.

45. Характеристика основных составов преступления.

46. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие уголовную ответственность.

3.2 Вопросы к зачету

1. Понятие «государство». Признаки государства

2. Понятие и классификация функций государства.

3. Понятие и признаки правового государства.

4. Понятие и признаки права.

5. Право в системе социальных норм.

6. Правоотношения: понятие, виды, основание возникновения.

7. Правосознание и правовая культура населения.

8. Конституция как основной закон государства.

9. Основы конституционного строя по Конституции РФ 1993 года.

10. Права и свободы по Конституции РФ 1993 года.

11. Федеративное устройство России.

12. Федеральные органы государственной власти РФ: общие положения.

13. Понятие гражданского право, предмет и метод правового регулирования.

14. Предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц.

15. Право собственности по ГК РФ.

16. Обязательство по гражданскому праву: основные положения.

17. Основные положения о договоре.

18. Наследование по закону и по завещанию.

19. Понятие и условия заключения трудового договора.

20. Порядок приема и увольнения с работы.

21. Время работы и время отдыха.

22. Охрана труда.

23. Ответственность по трудовому законодательству.

24. Семейное право: понятие, предмет, метод правового регулирования.

25. Понятие брака в социальном и правовом понимании.

26. Порядок заключения брака.

27. Порядок расторжения брака.

28. Брачный договор.

29. Понятие административной ответственности.

30. Виды административных правонарушений.

31. Административный процесс: общая характеристика.

32. Понятие, предмет, метод уголовного права.

33. Уголовный закон: действие во времени, в пространстве, по кругу лиц.

34. Характеристика состава преступления.

3.3 Тесты по правоведению

1. Совокупность объективных знаний о действительности:

а) классификация;

б) наука;

в) сознание;

г) правовая культура.

2. Система теоретических сведений, построенная в соответствии с учебной

программой и предназначенная для подготовки специалистов:

а) учебная дисциплина;

б) методические рекомендации;

в) программа курса;

г) наука.

3. В рамках воспитательной функции теория государства и права должна

способствовать:

а) росту благосостояния граждан;

б) повышению уровня успеваемости студентов;

в) росту правовой культуры населения;

г) формированию правовой идеологии.

4. Совокупность существенных черт государства – это:

а) понятие государства;

б) сущность государства;

в) определение государства;

г) форма государства.

5. Форма государства состоит из элементов:

а) форма правления;

б) форма права;

в) политическая система;

г) политическая статика.

6. Признаки тоталитарного политического режима:

а) систематический массовый террор;

б) децентрализация государственной власти;

в) политическому контролю подлежит только политическая сфера общества;

г) признание и осуществление принципа разделения властей.

7. Механизм государства НЕ включает в себя:

а) органы местного управления;

б) государственные организации;

в) политические партии;

г) пенитенциарные учреждения.

8. Какие функции выполняет теория государства и права как наука:

а) познавательную функцию;

б) методологическую функцию;

в) идеологическую функцию;

г) все перечисленные функции.

9. Каковы основные признаки государства, отличающие его от социальной

организации первобытного общества:

а) оборона, транспорт, энергетика;

б) территориальная организация населения, наличие особого аппарата политичес-кой публичной власти, налоги, займы;

в) территория, народ, государственный язык;

г) герб, гимн, флаг.

10. Какие признаки отличают право от социальных норм доклассового

(первобытного) общества:

а) нормативность, обязательность, формальная определенность;

б) институциональность;

в) обеспеченность государственным принуждением;

г) все перечисленные.

11. Укажите признак демократического режима:

а) роспуск парламента;

б) наличие института выборов;

в) наличие судебной системы;

г) вертикальное разделение властей.

12. Назовите признак унитарного государства:

а) на территории государства действует одна конституция, единое гражданство;

б) многонациональный состав населения;

в) наличие суверенитета у территорий, входящих в состав государства;

г) создаются специальные органы для координации действий в экономической

сфере.

13. Укажите разновидность формы правления:

а) федерализм;

б) диктатура;

в) монархия;

г) референдум.

14. Что означает понятие «правовое государство»:

а) государство, власть которого ограничена правом;

б) государство с развитой правовой системой;

в) государство, основанное на «господстве права», разделении властей и приори-тете прав человека;

г) государство, в котором осуществляется социальная защита бедных граждан.

15. Что понимается под функциями государства:

а) задачи, решаемые государством;

б) создание государством новых правовых норм;

в) основные направления деятельности государства;

г) деятельность представительных органов государственной власти.

16. Назовите признак государства:

а) многонациональный состав населения;

б) сбор налогов;

в) свобода вероисповедания;

г) связь с правом.

17. Что входит в механизм государства:

а) государственные органы;

б) общественные объединения;

в) муниципальные унитарные предприятия;

г) государственное учреждение.

18. Что означает суверенитет государства:

а) смешанную форму правления;

б) единство государственной власти, государственную целостность;

в) пропорциональное представительство населения в парламенте;

г) независимость во внутренних делах и верховенство во внешних делах.

19. Право - это:

а) общие правила поведения, регулирующие поведение людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной

деятельности людей;

б) система общеобязательных формально определенных норм (правил) поведения,

установленных или санкционированных государством и обеспеченных принудительной силой;

в) научно обоснованные методы, приемы, способы обращения с естественными

и искусственными объектами, технологическими операциями и процессами;

г) устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило,

исполняемое в силу привычки.

20. Укажите, какие из перечисленных ниже видов норм сложились раньше других:

а) нормы морали;

б) нормы права;

в) технические нормы;

г) нормы обычаев.

21. Укажите характерные признаки права:

а) формальная определенность;

б) общеобязательность;

в) возможность государственного принуждения;

г) все вышеперечисленные.

22. Право отличается от норм морали тем, что оно:

а) представляет собой совокупность правил поведения;

б) регулирует общественные отношения;

в) обеспечивается силой государственного принуждения;

г) регулирует более широкую сферу общественных отношений, чем мораль.

23. Укажите признак норм морали:

а) формальная определенность;

б) возможность государственного принуждения;

в) общеобязательность;

г) общественное мнение.

24. К структурному элементу нормы права относится:

а) гипотеза;

б) дефиниция;

в) ссылка;

г) принцип.

25. Какой структурный элемент нормы права закрепляет права и обязанности

субъектов правоотношений:

а) гипотеза;

б) диспозиция;

в) санкция;

г) преамбула.

26. Какой структурный элемент нормы права закрепляет меру ответственности

в случае нарушения правовой нормы:

а) гипотеза;

б) санкция;

в) диспозиция;

г) преамбула.

27. Реализация права - это:

а) фактическое осуществление (воплощение) правовых предписаний в деятель-ности субъектов права;

б) разработка и принятие норм права компетентными органами государственной

власти;

в) решение органа государственной власти, принимаемое для урегулирования конфликтной ситуации;

г) деятельность органов государственной власти направленная на установление

юридических фактов.

28. Отсутствие нормы права, регулирующей определенные общественные

отношения, называется:

а) аналогия права;

б) законодательная ошибка;

в) пробел в праве;

г) юридическая коллизия.

29. Толкованием норм права является:

а) деятельность органов государственной власти, направленная на установление

смысла и содержания норм права для их правильной практической реализации;

б) решение компетентного государственного органа, содержащее в себе индивидуальное государственно-властное предписание по конкретному делу;

в) уяснение нормы права субъектами правоотношений в процессе взаимодействия;

г) обсуждение норм права в средствах массовой информации.

30. Правоотношение - это:

а) отношения, возникающие между людьми;

б) отношения, возникающие между органами государственной власти;

в) отношения, возникающие на основе норм права;

г) отношения, возникающие для удовлетворения личных потребностей.

31. Правонарушение - это:

а) всегда виновное, противоправное действие (бездействие) лица, причиняющее вред общественным отношениям, государству или конкретному лицу;

б) всегда действия, направленные на нарушение общественного порядка;

в) действия лица, направленные на удовлетворение личных интересов и связанные с нарушением правовых предписаний;

г) положительное действие (бездействие) лица, связанное с удовлетворением личных потребностей.

32. Конституция регулирует следующие сферы общественных отношений:

а) устройство государства и государственной власти;

б) форму реализации прав граждан в сфере занятости;

в) формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

г) правосубъектность юридических лиц.

33. Особенностью норм конституционного права является:

а) особая значимость, важность, высшая юридическая сила;

б) закрепление их в тексте Конституции РФ;

в) признание их органами государственной власти;

г) формальность.

34. Конституция как нормативно-правовой акт является:

а) атрибутом большинства современных государств;

б) атрибутом только развитых стран;

в) атрибутом любого без исключения государства;

г) атрибутом только демократического государства.

35. В Конституции РФ предусмотрена ответственность:

а) за совершение убийства;

б) за причинение имущественного ущерба, вследствие возникновения договорных

отношений;

в) за совершение Президентом РФ государственной измены;

г) за совершение мошеннических действий должностными лицами.

36. Основной чертой Конституции РФ является:

а) легитимность;

б) классовый характер;

в) формальность;

г) фиктивность.

37. По порядку изменения Конституция РФ является:

а) гибкой;

б) жесткой;

в) харизматической;

г) все вышеперечисленные.

38. Конституция РФ 1993 года была принята:

а) путем референдума;

б) специальным органом государственной власти;

в) президентом РФ;

г) государственной Думой РФ.

39. Конституционный строй – это:

а) вводная часть конституции государства;

б) основополагающие устои государства и основные принципы организации госу-

дарственной власти;

в) заключительные и переходные положения конституции;

г) закрепление в Конституции РФ политического режима.

40. К формам непосредственной демократии относятся:

а) выборы;

б) многопартийность;

в) свобода предпринимательства;

г) все вышеперечисленное.

41. Государственную власть в РФ осуществляет:

а) Пенсионный фонд РФ;

б) Президент РФ;

в) политические партии РФ;

г) Центральный Банк РФ.

42. Права свободы человека и гражданина закрепляются:

а) Конституцией РФ;

б) только в международно-правовых актах;

в) только в нормативно-правовых актах субъектов РФ;

г) Конституцией РФ и закрепляются в международно-правовых актах.

43. Одним из основных принципов гражданства Российской Федерации является:

а) единство и равенство независимо от оснований его приобретения;

б) ограничение права изменять гражданство;

в) выдача граждан Российской Федерации иностранному государству;

г) невозможность приобретения гражданства Российской Федерации лицами без

гражданства.

44. Российское государство по форме государственного устройства является:

а) унитарным;

б) конфедерацией;

в) федерацией;

г) смешанная.

45. При принятии в Российскую Федерацию нового субъекта требуется:

а) взаимное согласие Российской Федерации и иностранного субъекта;

б) одобрение со стороны мирового сообщества;

в) только при условии приобретения им статуса автономного округа;

г) одобрение Конституционным Судом РФ.

46. Правом избирать по законодательству РФ наделяются:

а) граждане РФ, достигшие 18 лет;

б) граждане РФ, проживающие на территории одного субъекта не менее двух лет;

в) граждане РФ, достигшие 18 лет и не имеющие судимости;

г) граждане РФ, достигшие 14 лет.

47. Не могут избирать и быть избранными по законодательству РФ:

а) граждане старше 60 лет;

б) лица, признанные судом недееспособными;

в) лица имеющие двойное гражданство;

г) граждане, возглавляющие политические партии.

48. Президентом РФ может быть:

а) гражданин РФ не моложе 35 лет;

б) гражданин РФ не моложе 35 лет, проживающий на территории РФ не менее 10 лет;

в) гражданин РФ не моложе 35 лет, который приобрел гражданство РФ с момента

рождения;

г) гражданин РФ не моложе 35 лет, имеющий высшее образование и проживаю-щий на территории РФ не менее 10 лет.

49. Законодательную власть в России осуществляет :

а) Президент РФ;

б) Федеральное Собрание РФ;

в) Правительство РФ;

г) Конституционный Суд РФ.

50. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет:

а) Президент РФ;

б) Федеральное Собрание РФ;

в) Правительство РФ;

г) Конституционный Суд РФ.

51. Суды Российской Федерации призваны осуществлять:

а) правосудие;

б) разработку и принятие законов;

в) разработку федерального бюджета;

г) Централизованную государственную власть.

52. Одним из принципов гражданского права является:

а) принцип равенства субъектов гражданских правоотношений;

б) принцип соподчинения государственным органам;

в) принцип презумпции невиновности;

г) принцип гуманизма.

53. Источником гражданского права является:

а) Конституция РФ;

б) Семейный кодекс РФ;

в) Трудовой кодекс РФ;

г) Уголовный кодекс РФ.

54. Гражданско-правовые отношения - это:

а) общественные отношения, урегулированные с помощью норм права;

б) общественные отношения, возникающие в сфере гражданских прав;

в) общественные отношения, урегулированные нормами права и возникающие в результате совершения правонарушения;

г) имущественные и личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права.

55. Субъектами гражданско-правовых отношений являются:

а) граждане и юридические лица;

б) граждане и муниципальные образования;

в) граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муници-пальные образования;

г) граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

56. Может ли гражданин быть ограничен в дееспособности:

а) да, в судебном порядке и только в случаях, прямо предусмотренных законом;

б) нет, такой возможности законодательством не предусмотрено;

в) да, только с согласия лица;

г) только после представления заключения органом опеки и попечительства.

57. Правоспособность - это:

а) способность иметь гражданские права и нести обязанности;

б) способность иметь имущество на праве собственности;

в) способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять граж-данские права;

г) способность заключать договоры.

58. Правоспособность граждан возникает:

а) с момента рождения;

б) с момента приобретения гражданства;

в) с момента достижения 18 лет;

г) с момента вступления в брак.

59. Дееспособность граждан - это:

а) способность иметь гражданские права и нести обязанности;

б) способность иметь имущество на праве собственности;

в) способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять граж-

данские права;

г) способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

60. Дееспособность граждан возникает:

а) с момента рождения;

б) с момента приобретения гражданства;

в) с момента достижения 18 лет;

г) с момента вступления в брак.

61. Юридическое лицо - это:

а) коммерческая организация;

б) общественная организация;

в) организация, обладающая обособленным имуществом и свободно участвую-щая в гражданском обороте;

г) часть государства, его основная ячейка, обладающая определенными специфи-ческими признаками, такими как наличие государственно-властных полномочий, и состоящая из государственных служащих.

62. Юридическое лицо считается созданным:

а) с момента государственной регистрации;

б) с момента представления учредительных документов в регистрирующий орган;

в) с момента принятия решения об образовании юридического лица учредителями;

г) с момента получения лицензии.

63. Как соотносятся такие понятия, как «сделка» и «договор»:

а) это равнозначные понятия;

б) сделка – более широкое понятие;

в) договор – более широкое понятие;

г) это два различных понятия.

64. Право собственности включает в себя:

а) право по владению;

б) право по пользованию;

в) право по распоряжению;

г) все вышеперечисленные.

65. Сторонами в обязательстве выступают:

а) должник и кредитор;

б) кредитор и арендатор;

в) должник и заемщик;

г) кредитор и исполнитель.

66. К ценным бумагам не относится:

а) вексель;

б) решение суда;

в) облигация;

г) чек.

67. Общий срок исковой давности составляет:

а) законодательством не установлен;

б) 2 года;

в) 3 года;

г) 15 лет.

68. Завещание может быть составлено при чрезвычайных обстоятельствах:

а) в устной форме при наличии двух свидетелей;

б) в простой письменной форме;

в) в простой письменной форме при наличии двух свидетелей;

г) только в письменной форме с последующим нотариальным удостоверением.

69. Производным способом приобретения права собственности является:

а) переработка вещи;

б) наследование по закону и по завещанию;

в) в результате приобретательной давности;

г) приобретение права собственности на вновь изготовленную или созданную вещь.

70. Гражданско-правовой договор может быть заключен:

а) в простой письменной форме;

б) в устной форме;

в) в письменной форме с последующей государственной регистрацией или нота-риальным удостоверением;

г) все вышеперечисленные.

71. Гражданская ответственность наступает только:

а) при наличии вины правонарушителя;

б) при наличии противоправности;

в) при наличии связи между противоправным деянием и наступившими последст-виями;

г) все вышеперечисленные.

72. Брак - это:

а) добровольный, равный союз мужчины и женщины;

б) добровольный, равный союз мужчины и женщины, заключенный с целью соз-дания семьи;

в) союз мужчины и женщины, заключенный для достижения общих целей;

г) союз однополых лиц, заключенный для совместного ведения хозяйства.

73. Для вступления в брак необходимо:

а) взаимное согласие лиц, вступающих в брак;

б) достижение брачного возраста;

в) согласие родителей;

г) взаимное согласие лиц, вступающих в брак и достижение брачного возраста.

74. Семейный кодекс РФ устанавливает брачный возраст:

а) 14 лет;

б) 18 лет;

в) 15 лет;

г) 16 лет.

75. Брак в РФ заключается:

а) в органах ЗАГСа;

б) в церкви;

в) в органах опеки и попечительства;

г) не требуется заключение брака в органах государственной власти.

76. Брак при наличии согласия обоих супругов может быть расторгнут:

а) органом ЗАГСа;

б) органом опеки и попечительства;

в) любым органом государственной власти;

г) только судом.

77. Брак расторгается в судебном порядке:

а) при взаимном согласии супругов;

б) при взаимном согласии супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей;

в) если один из супругов признан умершим;

г) если один из супругов признан недееспособным.

78. Супруги в браке:

а) являются равноправными;

б) один из супругов всегда ограничен в дееспособности;

в) один из супругов обязан вести домашнее хозяйство;

г) один из супругов не может выбирать самостоятельно род занятий.

79. Имущественные права и обязанности супругов регулируются:

а) Гражданским кодексом РФ;

б) Семейным кодексом РФ.

в) Конституцией РФ;

г) Гражданским и семейным кодексами РФ.

80. Брачный договор - это:

а) соглашение лиц, вступающих в брак, регулирующее имущественные права и обязанности;

б) соглашение лиц, вступающих в брак, регулирующее личные неимущественные

права и обязанности;

в) соглашение лиц, вступающих в брак, регулирующее вопросы воспитания детей;

г) соглашение лиц, вступающих в брак, регулирующее имущественные права и обязанности в отношении уже имеющегося имущества.

81. Опека устанавливается:

а) над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособ-ными;

б) над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, признанными судом ограниченно дееспособными;

в) над лицами, не достигшими совершеннолетия;

г) все вышеперечисленное.

82. Попечительство устанавливается:

а) над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными;

б) над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, признанными судом ограниченно дееспособными;

в) над лицами, не достигшими совершеннолетия;

г) все вышеперечисленное.

83. Ребенок имеет право:

а) жить и воспитываться в семье;

б) на общение с родителями;

в) на общение с родственниками;

г) все вышеперечисленное.

84. Родители могут быть лишены родительских прав на основании:

а) судебного решения;

б) решения органа опеки и попечительства;

в) решения прокурора;

г) решения органа ЗАГСа.

85. Алиментные обязательства могут нести:

а) все члены семьи;

б) ближайшие родственники;

в) все члены семьи и ближайшие родственники;

г) только супруги в отношении друг друга.

86. Предметом трудового права являются:

а) отношения в семье;

б) отношения, возникающие между работником и работодателем, связанные с выпол-

нением трудовых обязанностей;

в) отношения, связанные с выполнением разовых работ, таких как уборка снега,

ремонт автомобиля;

г) отношения, связанные с выполнением исправительных работ.

87. Источниками трудового права являются:

а) Конституция РФ 1993 года;

б) Трудовой кодекс РФ;

в) решение суда по конкретному делу;

г) Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ.

88. К принципам трудового права относятся:

а) свобода труда;

б) запрещение принудительного труда и дискриминации;

в) обеспечение права на обязательное социального страхования;

г) все вышеперечисленные.

89. Коллективный договор - это:

а) соглашение между работником и работодателем;

б) правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения;

в) соглашение между работником и профсоюзом;

г) соглашение об оплате труда.

90. Трудовой договор - это:

а) соглашение между работником и работодателем;

б) правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения;

в) соглашение между работником и профсоюзом;

г) соглашение об оплате труда.

91. Трудовой договор может быть заключен:

а) на неопределенный срок;

б) на определенный срок, но не более пяти лет;

в) как на неопределенный срок, так и на определенный срок, но не более пяти лет;

г) на время выполнения определенной работы.

92. Трудовой договор может быть заключен:

а) при достижении 18 лет;

б) при достижении 21 года;

в) при достижении 15 лет;

г) трудовым законодательством конкретный возраст не установлен.

93. Прием на работу оформляется:

а) приказом (распоряжением) на основании заключенного трудового договора;

б) издание какого-либо документа не требуется;

в) трудовым договором;

г) коллективным договором.

94. Запись о поощрении работника вносится:

а) в трудовую книжку;

б) только в том случае, если работнику объявлена благодарность;

в) не вносятся в трудовую книжку;

г) если работник представлен к государственной награде.

95. Привлечение работника к сверхурочным работам без его согласия допускается в случае:

а) осуществления работ, необходимых для предотвращения катастроф;

б) необходимости закончить работу;

в) если нет возможности привлечь другого работника;

г) решения о привлечении работника работодателем.

96. Общий срок испытания при приеме на работу не может превышать:

а) 2 месяца;

б) 3 месяца;

в) 4 месяца;

г) 7 месяцев.

97. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются:

а) в Прокуратуре РФ;

б) комиссией по трудовым спорам;

в) главой муниципального образования;

г) работодателем при участии трудового коллектива.

98. Решение о восстановлении на работе вступает в силу:

а) через 10 дней;

б) немедленно;

в) через 7 дней;

г) через месяц со дня вынесения решения судом.

99. Нерабочим праздничным днем по трудовому законодательству является:

а) 7 января;

б) 5 декабря;

в) 12 января;

г) 7 июля.

100. Работник за нарушение трудового законодательства может быть привлечен:

а) к уголовной ответственности;

б) к административной ответственности;

в) к гражданской ответственности;

г) к дисциплинарной ответственности.

101. Административное право как отрасль права регулирует:

а) имущественные и лично неимущественные общественные отношения;

б) отношения, возникающие между работником и работодателем;

в) отношения между супругами;

г) общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функциони-рованием системы государственного управления.

102. Одним из основных принципов административного права является:

а) принцип подчиненности и соответствующей подотчетности;

б) принцип равноправия;

в) принцип автономии воли сторон;

г) принцип гуманизма.

103. Особенностью административных правоотношений является:

а) одной из сторон является государственный орган, наделенный властными полномочиями;

б) обе стороны административно-правовых отношений являются равноправными;

в) для возникновения необходимо волеизъявление обеих сторон;

г) сторонами административных правоотношений являются только органы государственной власти.

104. Государственная служба - это:

а) профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ и полномочий, отнесенных к ведению субъектов РФ;

б) деятельность граждан РФ, связанная с осуществлением своих профессиональных обязанностей, закрепленных трудовым договором;

в) деятельность, связанная с осуществлением полномочий по удостоверению документов и приданию им юридической силы;

г) деятельность, связанная с осуществлением государственно властных полномо-чий.

105. Административная ответственность наступает:

а) при достижении 18 лет;

б) при достижении 14 лет;

в) при достижении 16 лет;

г) при достижении 21 года.

106. Административная ответственность наступает при совершении:

а) административного проступка;

б) при совершении дисциплинарного проступка;

в) при совершении преступления;

г) при совершении правонарушения, вытекающего из гражданско-правовых отношений.

107. Административная ответственность предусматривается:

а) гражданским кодексом РФ;

б) уголовным кодексом РФ;

в) правилами внутреннего трудового распорядок предприятия;

г) кодексом об административных правонарушениях.

108. Административным правонарушением признается:

а) противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, за которое предусматривается ответственность;

б) противоправное, общественно опасное, виновное деяние физического лица;

в) противоправное деяние, направленное на нарушение гражданско-правовых норм;

г) противоправное деяние, нарушающее трудовую дисциплину.

109. Категории «проступок» и «преступление»:

а) рассматриваются как тождественные;

б) не совпадают и рассматриваются как совершенно разные понятия;

в) «проступок» включает в себя понятие «преступление»;

г) «преступление» включает в себя понятие «проступок».

110. Одним из видов административного наказания является:

а) дисквалификация;

б) лишение специального, воинского, почетного звания, классного чина и госу-дарственных наград;

в) обязательные работы;

г) выплата неустойки.

111. Признаком административного правонарушения не является:

а) виновность лица;

б) противоправность деяния;

в) вредность деяния;

г) противоправность намерения.

112. Уголовное право РФ регулирует:

а) отношения, возникающие между работником и работодателем;

б) отношения, возникающие в результате совершения преступления;

в) отношения, возникающие в результате совершения гражданско-правового деликта;

г) отношения, возникающие в результате совершения дисциплинарного прос-тупка.

113. Уголовный кодекс РФ состоит:

а) из Общей и Особенной частей при том, что нормы Особенной части не могут применяться без норм Общей части;

б) представляет собой единый нормативно-правовой акт, не имеющий внутрен-него деления;

в) только из Особенной части;

г) только из Общей части.

114. Преступлением признается:

а) противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, за которое предусматривается ответственность;

б) противоправное, общественно опасное, виновное деяние физического лица;

в) противоправное деяние, направленное на нарушение гражданско-правовых норм;

г) противоправное деяние, нарушающее трудовую дисциплину.

115. Уголовная ответственность наступает:

а) с 14 лет;

б) с 15 лет;

в) с 18 лет;

г) с 21 года.

116. Укажите, с какого момента адвокат допускается к участию в уголовном деле:

а) с момента доставления подозреваемого в дежурную часть милиции;

б) с момента возбуждения уголовного дела;

в) с момента предъявления обвинения;

г) с момента заключения под стражу или предъявления обвинения, а также с начала применения любых форм уголовного преследования.

117. Какие обстоятельства смягчают уголовную ответственность:

а) совершение преступления организованной группой;

б) совершение преступления в состоянии опьянения;

в) совершение преступления с особой жестокостью;

г) совершение преступления в силу материальной зависимости.

118. Субъектом преступления признается:

а) физическое вменяемое лицо;

б) физическое и юридическое лицо;

в) физическое лицо и государственный орган власти;

г) юридическое лицо.

119. Уголовная ответственность наступает:

а) только за общественно опасные виновные деяния предусмотренные уголов-ным законом;

б) за любые правонарушения по усмотрению органов государственной власти;

в) за дисциплинарные проступки;

г) за совершение административных правонарушений.

120. К обстоятельствам исключающим преступность деяния, относятся:

а) необходимая оборона;

б) крайняя необходимость;

в) обоснованный риск;

г) все вышеперечисленные.

Учебное издание

Пономарева Наталья Борисовна

Правоведение

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

и планы семинарских занятий для студентов неэкономических

специальностей

Редактор Соловьёва С.В.

Технический редактор Сазонова В.П.

Подписано в печать 24.11.2009. Формат 6084/8

Усл. п. л. 4,2. Уч.-изд. л. 4,5

Печать ризография, множительно-копировальный

аппарат «RISO EZ300»

Тираж 50 экз. Заказ 2009-116

Издательство Алтайского государственного

технического университета

656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, 46

Оригинал-макет подготовлен ИИО БТИ АлтГТУ

Отпечатано в ИИО БТИ АлтГТУ

659305, г. Бийск, ул. Трофимова, 27

Скачать архив с текстом документа