Методические рекомендации по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию курсовых работ для студентов 3 курса заочной формы обучения (специальность 080507 «Менеджмент организации», на базе среднего об
СОДЕРЖАНИЕ: Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей, интересующихся вопросами менеджмента организацииМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
КАМЧАТСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И ТУРИЗМА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию курсовых работ
для студентов 3 курса заочной формы обучения
(специальность 080507 «Менеджмент организации», на базе среднего общего образования)
ПЕТРОПАВЛОВСК – КАМЧАТСКИЙ - 2011
Сарайкина О.В., Набатова Н.А., Силкина О.В., Мещанкин А.В., Фёдорова С.Ф., Жежерова В.П. Методические рекомендации по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию курсовых работ для студентов 3 курса заочной формы обучения (специальность 080507 «Менеджмент организации», на базе среднего общего образования). Под общ. редакцией зав. кафедры «Менеджмент и туризм» к.пс.н. Буряк Л.Г.
Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебно-методическим материалам. Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей, интересующихся вопросами менеджмента организации.
Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Менеджмент и туризм» Камчатского филиала ФГБОУ ВПО «РГУТиС». Протокол № 1 от «12» сентября 2011 г.
РГУТиС, 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Состав учебных дисциплин………………………………………………………………………… |
4 |
2. |
Общие положения по отработке учебного плана 5-го и 6-го семестров обучения…………… |
4 |
3. |
Русский язык и культура речи……………………………………………………………………… Основы менеджмента……………………………………………………………………………….. Финансы и кредит…………………………………………………………………………………… Хозяйственное право………………………………………………………………………………... Менеджмент малого бизнеса……………………………………………………………………….. Международный менеджмент……………………………………………………………………… Информационные технологии управления………………………………………………………... Управление персоналом…………………………………………………………………………….. Исследование систем управления………………………………………………………………….. Управление качеством………………………………………………………………………………. |
5 9 11 13 15 16 17 18 19 22 |
4. |
Курсовая работа и ее характеристика…………………………………………………………... |
23 |
5. |
Условия проведения экзамена……………………………………………………………………… |
25 |
6. |
Условия проведения зачета…………………………………………………………………………. |
26 |
- Состав учебных дисциплин 5-го и 6-го семестров обучения
№ п/п |
Наименование дисциплины |
Формы контроля знаний студентов |
|||||||
5 семестр |
6 семестр |
||||||||
к/р |
курс |
зачет |
экзамен |
к/р |
курс |
зачет |
экзамен |
||
1. |
Русский язык и культура речи |
+ |
|||||||
2. |
Основы менеджмента |
+ |
+ |
||||||
3. |
Финансы и кредит |
+ |
|||||||
4. |
Хозяйственное право |
+ |
|||||||
5. |
Менеджмент малого бизнеса |
+ |
|||||||
6. |
Международный менеджмент |
+ |
|||||||
7. |
Информационные технологии управления |
+ |
|||||||
8. |
Управление персоналом |
+ |
|||||||
9. |
Исследование систем управления |
+ |
|||||||
10. |
Управление качеством |
+ |
|||||||
Всего |
0 |
0 |
2 |
4 |
0 |
1 |
1 |
3 |
2. Методические рекомендации
2.1. Общие положения по отработке учебного плана (программы) 5-го и 6-го семестров обучения.
В межсессионный период студентам заочной формы обучения предстоит самостоятельно освоить учебные дисциплины, представленные в разделе «Состав учебных дисциплин». В процессе изучения учебных дисциплин необходимо выполнить самостоятельную работу - написать курсовую работу по одной из указанных по дисциплине тем.
Курсовая работа может быть выслана Вами в университет или лично представлена в учебную часть.
Срок сдачи работы - за один месяц до начала экзаменационной сессии, но не позднее, чем за две недели.
В ходе сессии планируется проведение лекционных, практических, семинарских и лабораторных занятий. В этот же период осуществляется текущий контроль знаний студента в рамках будущей профессиональной деятельности, а также итоговый контроль выходных знаний подготовки специалиста. Особое внимание обратите на индивидуальное образование, так как согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, на аудиторные занятия отводится 10% объема часов учебной дисциплины, остальная часть – 90% - изучается студентами самостоятельно.
За более подробной информацией обращайтесь в деканат заочного отделения или к преподавателю учебной дисциплины.
3. Перечень вопросов для подготовки к экзамену, зачету, тем письменных (курсовых) работ по учебным дисциплинам.
3.1.Русский язык и культура речи
3.1.1. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Понятие о культуре речи. Аспекты культуры речи.
2. Основные качества хорошей речи, их характеристика.
3. Понятие о литературном языке. Функции, признаки и формы литературного языка.
4. Языковая норма, её разновидности.
5. Речевое взаимодействие. Речевая деятельность и её виды.
6. Общение. Функции, формы и виды общения.
7. Общение. Условия успешного общения. Принцип кооперации Г. Грайса и принцип вежливости Дж. Лича.
8. Понятие «функциональный стиль». Особенности функциональных стилей, уровни классификации и общая характеристика стилей.
9. Научный стиль в системе функциональных стилей современного русского языка (основные признаки, языковые особенности, жанры).
10. Особенности официально-делового стиля, жанровые разновидности.
11. Публицистический стиль, его функции, признаки, особенности и сфера применения.
12. Язык средств массовой информации (СМИ). Функции СМИ. Жанры текстов СМИ и их языковые особенности.
13. Специфика разговорной речи.
14. Язык и стиль художественной литературы.
15. Слово и его значение. Понятие лексической нормы и речевой ошибки.
16. Многозначные слова и омонимы, их использование в речи.
17. Синонимы, их использование в речи.
18. Стилистическое использование антонимов в речи.
19. Речевые ошибки, связанные с непониманием значения слова.
20. Понятие лексической сочетаемости.
21. Лексическая избыточность (многословие) и лексическая неполнота высказывания.
22. Употребление слов, имеющих ограниченную сферу распространения.
23. Понятие фразеологизма, ошибки в употреблении фразеологизмов.
24. Понятие орфоэпии. Стили произношения.
25. Орфоэпическая норма. Отступление от орфоэпической нормы. Произношение безударных гласных, переход Е в О.
26. Произношение согласных звуков (орфографического сочетания ЧН, удвоенных согласных, сочетаний типа ЗДН, ВСТВ).
27. Особенности произношения заимствованных слов.
28. Понятие акцентологии и акцентологической нормы. Особенности и основные функции ударения в современном русском языке.
29. Ударение в отдельных грамматических формах (колебание ударения у существительных, прилагательных, глаголов).
30. Колебания в роде имен существительных. Род несклоняемых слов и аббревиатур.
31. Склонение имен и фамилий.
32. Варианты падежных окончаний имен существительных.
33. Употребление форм числа имен существительных.
34. Нормы употребления в речи полной и краткой форм имен прилагательных.
35. Образование и употребление форм степеней сравнения имен прилагательных.
36. Употребление собирательных имен числительных, а также числительных оба – обе .
37. Правописание и склонение сложных и составных числительных.
38. Стилистическое использование местоимений.
39. Грамматические категории глагола (вид, наклонение, время, переходность, спряжение).
40. Особенности образования и синонимия личных форм глагола. Образование и употребление в речи форм повелительного наклонения глагола.
41. Образование причастий.
42. Образование деепричастий.
43. Управление в русском языке (предложное и беспредложное управление, управление при синонимичных словах).
44. Синонимия предлогов, выбор падежной формы, нанизывание падежей.
45. Стилистическое использование обращений, вводных и вставных конструкций.
46. Согласование сказуемого с подлежащим.
47. Согласование определений и приложений.
48. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Ошибки в предложениях с однородными членами предложения.
49. Ошибки при построении предложений с причастными и деепричастными оборотами.
50. Стилистика сложных предложений. Ошибки в употреблении сложных предложений.
51. Стилистические особенности прямой и несобственно-прямой речи.
52. Изобразительно-выразительные средства языка: тропы.
53. Изобразительно-выразительные средства языка: стилистические фигуры.
54. Речевой этикет.
Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!
Основная литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2007.
2. Водина Н.С., Иванова А.Ю. Культура устной и письменной речи делового человека. – М., 2001.
3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001.
4. Данцев А.А., Нефёдова Н.В. Русский язык и культура речи (для технических вузов). – Ростов-на-Дону, 2001.
5. Культура русской речи / Отв. ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. – М., 2005.
6. Львов М. Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002.
7. Розенталь Д.Э. Русский язык. Справочник-практикум. – М., 2007.
8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: практическая стилистика. – М., 2004.
9. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2001.
10. Русский язык и культура речи / под ред. Гойхмана О.Я. – М., 2002.
11. Русский язык и культура речи / под ред. Черняк В.Д. – М., 2003.
12. Русский язык и культура речи / под ред. Максимова В.И. – М., 2000.
13. Русский язык и культура речи. Практикум / под ред. Максимова В.И. – М., 2001.
14. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2007.
Акцентологический минимум
агент |
забронировать (покрыть броней) |
опошление |
августовский |
завидно |
оптовый |
агрономия |
заговор |
осведомить |
акрополь |
задолго |
острие |
алкоголь |
заиндеветь |
откупорить |
алфавит |
закупорить |
памятуя |
анатом |
звонит |
партер |
апостроф |
злоба |
патриархия |
аристократия |
знамение |
пасквиль |
арест |
избаловать |
паралич |
асбест |
изобретение |
петля |
афера |
индустрия |
плато |
базироваться |
искра |
плесневеть |
баловать |
исповедание |
подбодрить |
баллотироваться |
истерия |
придание |
безумолчный |
исчерпать |
перчить |
бензопровод |
каталог |
подростковый |
бередить |
каучук |
портовый |
блокирование |
квартал |
пурпур |
бытие |
кета |
развитой |
валовой (продукт) |
колледж |
рассредоточение |
верба |
километр |
рефлексия |
верование |
кладовая |
симметрия |
вероисповедание |
коклюш |
свекла |
ветеринария |
корысть |
сироты (р.п., ед.ч.) |
ворожея |
красивее |
сироты (и.п., мн.ч.) |
газированный |
кремень |
сноровистый |
газопровод |
кулинария |
статуя |
гастрономия |
кухонный |
согнута |
генезис |
логопедия |
созыв |
гербовый |
ломоть |
сосредоточение |
гордиев узел |
мизерный |
танцовщик |
гренадер |
незаконнорожденный |
танцовщица |
гренки |
лубочный |
тефтели |
грошовый |
мальчиковый |
тигровый |
гусеница |
маневр |
толика |
давнишний |
медикамент |
туфля |
двоеженец |
мускулистый |
фетиш |
диалог |
налоговый |
флюорография |
диспансер |
названный (брат) |
ходатайствовать |
добыча |
намерение |
эксперт |
договор |
некролог |
языковая (система) |
договоренность |
ненависть |
языковая (колбаса) |
дозвониться |
нефтепровод |
|
документ |
никчемный |
|
досуг |
обеспечение |
|
еретик |
облегчение |
|
жалюзи |
облегчить |
|
забронировать (закрепить) |
озлобленный |
Терминологический минимум
Аббревиация |
Орфография |
Акцентологическая норма |
Орфоэпическая норма |
Анафора |
Официально-деловой стиль |
Антонимы |
Паронимы |
Антитеза |
Перифраз |
Архаизмы |
Плеоназм |
Безударный гласный |
Полилог |
Варваризмы |
Предлог |
Вводные слова |
Прецедентный текст |
Глагол |
Приложение |
Градация |
Примыкание |
Грамматическое значение |
Причастие |
Деепричастие |
Простое предложение |
Диалектизмы |
Просторечие |
Диалог |
Профессионализм |
Дополнение |
Публицистический стиль |
Жанр |
Пунктуация |
Жаргонизм |
Разговорная речь |
Звукоподражание |
Речевая ситуация |
Имя прилагательное |
Речевой штамп |
Имя существительное |
Речевой этикет |
Имя числительное |
Риторический вопрос |
Историзмы |
Синонимы |
Канцеляризм |
Синтаксис |
Книжно-письменные стили |
Сленг |
Коммуникация |
Слова-паразиты |
Культура речи |
Словосочетание |
Лексическая избыточность (многословие) |
Сложное предложение |
Лексическая недостаточность |
Согласование |
Лексическая норма |
Союз |
Лексическая сочетаемость |
Стилистика |
Лексическое значение слова |
Стиль художественной литературы |
Литературный язык |
Тавтология |
Междометие |
Термины |
Местоимение |
Тропы |
Многозначные слова |
Управление |
Монолог |
Фразеологизм |
Морфология |
Функциональный стиль |
Наречие |
Фигуры стилистические |
Научный стиль |
Частица |
Национальный язык |
Экзотизмы |
Неологизм |
Эпифора |
Обстоятельство |
Языковая игра |
Однородные члены предложения |
Языковая норма |
Омографы |
Язык СМИ |
Омонимы |
|
Омофоны |
|
Омоформы |
|
Определение |
3.2.Основы менеджмента
3.2.1. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Менеджмент и предпринимательство. Общие черты и различия.
2. Эволюция управления как научной дисциплины. Подход к управлению точки зрения научных школ: школа науки управления, классическая школа управления, школа человеческих отношений, школа поведенческих наук, школа количественных методов управления.
3. Процессный подход к управлению.
4. Системный и ситуационный процессы в управлении.
5. Понятие организации и успешное управление.
6. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Уровни управления. Роли руководителя.
7. Составляющие успеха организации.
8. Внутренняя среда организации.
9. Внешняя среда в бизнесе.
10. Социальная ответственность и этика организации.
11. Коммуникации в управлении. Процесс коммуникаций и эффективность управления. Виды коммуникаций.
12. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Межличностные коммуникации. Организационные коммуникации.
13. Коммуникационные стили и коммуникационные сети. Барьеры на пути межличностных и организационных коммуникаций.
14. Принятие управленческих решений в менеджменте. Классификация управленческих решений.
15. Этапы процесса рационального принятия управленческих решений. Факторы, влияющие на принятие решений.
16. Концепция моделирования. Необходимость моделирования. Типы моделей. Общие проблемы моделирования.
17. Характеристика моделей науки управления: модель теории игр, модель теории очередей, модель управления запасами.
18. Характеристика моделей науки управления: модель линейного программирования, имитационное моделирование, модель экономического анализа.
19. Методы принятия управленческих решений.
20. Методы прогнозирования в бизнесе.
21. Сущность, функции и выгоды стратегического планирования. Планирование и успех организации.
22. Цели и миссия организации. Виды целей и элементы миссии.
23. Оценка и анализ внутренних сильных и слабых сторон предприятия.
24. Оценка и анализ внешней среды предприятия.
25. Методология проведения SWOT анализа.
26. Характеристика основных стратегических альтернатив организаций. Выбор стратегии.
27. Планирование реализации стратегии: тактика, политика, процедуры, правила.
28. Управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением: бюджет, управление по целям.
29. Делегирование, ответственность, полномочия. Условия делегирования полномочий.
30. Линейные и аппаратные полномочия. Организация взаимоотношений между линейными и аппаратными полномочиями.
31. Норма управляемости. Зависимость эффективности управления от нормы управляемости.
32. Проектирование организационной структуры управления в организациях. Бюрократическая организационная структура.
33. Департаментализация. Линейная, функциональная, дивизиональная организационные структуры.
34. Адаптивные и механистические организационные структуры.
35. Матричные, сетевые, командные организационные структуры предприятий.
36. Смысл и эволюция понятия мотивация. Содержательные теории мотивации.
37. Процессуальные теории мотивации.
38. Контроль как функция менеджмента. Контроль качества продукции.
39. Групповая динамика и руководство. Управление неформальной организацией.
40. Власть и личное влияние. Баланс власти.
41. Формы власти и влияния.
42. Понятие стилей управления. Классификация и характеристика стилей управления.
43. Лидер и менеджер. Теории лидерских качеств. Концепции лидерского поведения.
44. Ситуационные подходы к эффективному лидерству: модель руководства Фидлера, подход Митчелла и Хауса, теория жизненного цикла, модель Врума-Йеттона.
45. Четыре системы Лайкерта, управленческая решетка Блэйка.
46. Система методов управления. Организационно-административные, экономические и социально-психологические методы управления.
47. Понятие конфликта. Виды конфликтов и конфликтная ситуация.
48. Причины конфликтов. Фазы развития конфликтов.
49. Управление конфликтной ситуацией: структурные методы. Межличностные стили.
50. Концепция организационного развития на предприятии.
51. Природа, причины и управление стрессами.
52. Стратегия и тактика разрешения конфликтов. Переговоры как способ разрешения конфликтов.
53. Этика менеджмента. Деловое общение. Правила ведения бесед и совещаний. Типы собеседников по результатам.
Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!
Основная литература:
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.-3-е изд.-М.: Гардарики,1999
2. Дафт Р.Л. Менеджмент: Учебник: Пер. с англ./ Под общей редакцией Ю.Н. Каптуревского.-2-е изд.-СПб.: Питер, 2001.
3. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник.-3-е изд., испр.-М.: Дело, 2002.
4. Олдкорн Р. Основы менеджмента: Учебник: Пер. с англ.-3-е изд.-М.: Финпресс, 2000.
5. Основы менеджмента: Учебник/ Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова.-М.: Высшая школа, 2002.
6. Румянцева З.П. общее управление организацией. Теория и практика: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2001.
7. Управление современной компанией: Учебник/Под. Ред. Проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лиса. -М.: ИНФРА-М, 2001.
8. Драчева Е.Л. Менеджмент: учебное пособие/ Е.Л. Драчева, Л.Ю. Юликов.-2-е изд, стер.-М.: Издательский центр «академия», 2002.
9. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие/Н.И.Кабушкин.-7-е изд., стереотип.- М.: Новое знание, 2004.
10. Молл Е.Г. менеджмент. Организационное поведение: Учебное пособие.-М.: Финансы и статистика, 2000.
11. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию: Пер. с англ.-М.: ИНФРА-М, 2002.
12. Мескон М. идр. Основы менеджмента: Пер с англ./М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури.- М.: Дело, 2000.
13. Смирнова В.Г. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров. Модуль 2/ В.Г. Смирнова, Б.З. Мильнер, Г.Р. Латфуллин, В.Г. Антонов. –М.: ИНФРА-М, 2000.
3.2.2. Темы курсовых работ по дисциплине
1. Анализ показателей эффективности деятельности организации.
2. Анализ конкурентоспособности организации.
3. Этика менеджера и социальная ответственность корпорации.
4. Предпринимательская среда и менеджмент на малых предприятиях.
5.Влияние стратегического планирования на эффективность управления организацией.
6.Анализ бюрократической организационной структуры управления организации (на примере ...).
7.Проектирование организационной структуры управления для предприятия (на примере).
8.Анализ влияния применения теорий мотивации на производительности труда.
9. Стратегия и тактика менеджмента: социальное, экономическое и организационное развитие.
10. Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия.
11. Анализ внешней среды предприятия.
12. Разработка стратегического плана развития для конкретного предприятия.
13. Анализ методов управления предприятием и оценка их эффективности.
14. Анализ коммуникационных процессов на предприятии и их влияние на его развитие.
15. Назначение, нормы и границы контроля в системе менеджмента.
16. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации.
17. Планирование реализации стратегии на предприятии (на примере).
18. Проектирование матричной организационной структуры управления на примере конкретного предприятия.
19. Анализ эффективности различных стратегий, применяемых на предприятии.
20. Анализ стратегий диверсификации.
21. Методология и организация инноваций в менеджменте.
22. Совершенствование теории и практики менеджмента в России.
23. Анализ эффективности применения на предприятии моделей теории игр, теории очередей.
24. Анализ эффективности применения на предприятии модели линейного программирования, модели управления запасами.
25. Концепция моделирования как основная часть науки управления.
26. Формирование объектов управления в условиях рыночной экономики.
27. Разработка линейных и аппаратных полномочий на примере конкретного предприятия.
28. Модель менеджера: возможности и факторы практической реализации.
29. Влияние структуры организации на достижение стратегических целей.
26. Принятие управленческих решений - важнейшая составляющая эффективного менеджмента.
27. Лидерство в группе и работа с персоналом управления.
28. Истоки деловых конфликтов и их роль в процессе управления
29. Диверсификация производства и развитие менеджмента.
30. Информационные технологии менеджмента.
31.Эффективность операционного менеджмента в производственных организациях и сервисных организациях услуг.
32.Власть и партнерство в совместной работе.
33.Интересы и ценности: влияние на управление.
34.Организационные формы управления: разнообразие, выбор, эффективность.
35.Управление стратегией сбыта организации.
36.Влияние стратегий коммуникаций на достижение целей организации.
37. Система управления рисками.
38. Международный менеджмент России.
39. Модель эффективности командного труда.
3.3.Финансы и кредит
3.3.1. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Общее понятие о финансах и финансовой системе.
2. Функции финансов и их роль в экономике России.
3. Финансовая политика, ее типы.
4. Сущность и методы управления финансами.
5. Финансовый контроль.
6. Органы управления финансами в РФ.
7. Общее понятие о государственных финансах и их роль в социально-экономическом развитии страны.
8. Бюджетное планирование и прогнозирование.
9. Понятие налоговой системы, ее элементы.
10. Налоговые и неналоговые доходы.
11. Взаимосвязь налогов с экономическим и социальным развитием общества.
12. Реформирование налоговой системы РФ.
13. Понятие и классификация государственного долга.
14. Управление государственным долгом.
15. Влияние государственного долга на экономику.
16. Фискальная политика и балансирование бюджета.
17. Бюджетная система России.
18. Межбюджетные отношения.
19. Дефицит государственного бюджета.
20. Федерализм как инструмент разрешения проблем межбюджетных отношений.
21. Принципы и механизмы взаимодействия федерального, региональных и местных бюджетов.
22. Финансовый менеджмент.
23. Бюджет, его функции и экономическое содержание.
24. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов.
25. Пенсионный фонд РФ, его функции, формирование и использование.
26. Фонд социального страхования, его функции, формирование и использование.
27. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование.
28. Единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды.
29. Налоговая система РФ, ее элементы.
30. Классификация налогов.
31. Сущность финансов предприятий, принципы их организации.
32. Основы организации финансов предприятий.
33. Финансы коммерческих организаций.
34. Финансы некоммерческих организаций.
35. Особенности финансов организаций малого бизнеса.
36. Экономическая сущность и функции страхования.
37. Классификация страхования.
38. Состояние страхового рынка в России.
39. Современная кредитная система РФ.
40. Понятие банковской системы, ее элементы и свойства.
41. Пути развития и реформирования банковской системы РФ.
42. Понятие кредита, его необходимость, принципы и функции.
43. Виды обеспечения кредита; кредитное бюро.
44. Понятие рынка ценных бумаг, его виды.
45. Понятие ценных бумаг и их классификация.
46. Роль финансов в развитии международного сотрудничества.
47. Международные валютные отношения - важный сегмент финансовой системы.
48. Деятельность международных кредитных организаций.
49. Платежный баланс и его особенности в России.
50. Финансы и глобализация экономики.
Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!
Основная литература:
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник. - М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2000. – 760с.
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. – М.: ЮНИТИ – Дана, 2000. – 687 с.
3. Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. – СПб.: Питер, 2002. – 192 с.
4. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы. – М.: Экзамен, 2002. – 224 с.
5. Слепов В.А., Галанов В.А., Быкова Е.В., Хоминич И.П. Финансы и цены: Учебное пособие / под ред. проф. В.А. Слепова. – Рос. Экон. Акад. Им. Г.В. Плеханова. – М.: ИД ФБК – Пресс, 1999. – 128с.
6. Сушкевич П.П. Роль казначейства в межбюджетном регулировании. – Петропавловск – Камчатский, 2001. – 63с.
7. Тихонов Р.Ю., Тихонов А.Р. Фондовый рынок. – М.: Амалфея, 2000. – 224с.
8. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: Учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 544 с.
9. Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др. под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, (1993.- 400 с.:ил.) 1994.- 432с. : ил.
10. Финансы. Денежное обращение. Кредит: серия «Учебники «Феникса»/ Под ред. проф. А.П. Ковалева. Ростов н/Д: Феникс, 2001 – 480 с.
11. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 479с.
12. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.; ЮНИТИ – ДАНА , 2-изд. 2001. – 512 с.
13. Финансы: учебник для вузов / Под. Ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Юнити, 2002. – 527с.
14. Финансы: Учебник для вузов. под. ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.: Изд-во «Перспектива»; Изд-во «Юрайт», 2000.- 520 с.
15. Финансы и кредит: Учебное пособие/ Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2003. –512 с.: ил.
16. Финансы: Учебное пособие/ Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. –384с.: ил.
17. Финансы: Учебное пособие/ Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 336с.: ил.
18. Шелопаев Ф.М. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Юрайт-Издат, 2002. – 275 с.
3.4. Хозяйственное право
3.4.1. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Предмет и задачи курса. Методы правового регулирования.
2. Принципы хозяйственного права.
3. Система хозяйственного права.
4. Особенности и состав законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность.
5. Обычаи делового оборота.
6. Локальные акты как источники хозяйственного права.
7. Понятие хозяйственного правоотношения. Субъекты и объекты хозяйственного правоотношения, их виды.
8. Правоспособность. Дееспособность. Правосубъектность. Деликтоспособность.
9. Содержание хозяйственного правоотношения.
10. Субъективные права и обязанности.
11. Понятие и виды юридических лиц. Учредительные документы юридического лица.
12. Правоспособность юридического лица.
13. Государственная регистрация юридического лица.
14. Признаки индивидуализации юридического лица: наименование, место нахождения, товарный знак, знак обслуживания.
15. Представительства и филиалы. Ответственность юридического лица.
16. Порядок образования юридического лица.
17. Реорганизация юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
18. Ликвидация юридического лица.
19. Хозяйственные товарищества и общества.
20. Полное товарищество.
21. Товарищество на вере (коммандитное товарищество).
22. Общество с ограниченной ответственностью.
23. Общество с дополнительной ответственностью. Особенности его правового положения.
24. Акционерное общество.
25. Дочерние и зависимые общества.
26. Производственный кооператив.
27. Унитарное предприятие.
28. Некоммерческие организации: потребительский кооператив, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, финансово-промышленные группы, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) и иные объединения юридических лиц.
29. Правовое положение кредитных организаций.
30. Правовое регулирование деятельности кредитных организаций.
31. Порядок создания и ликвидации кредитных организаций.
32. Собственность как экономико-правовая категория.
33. Понятие права собственности, соотношение категорий “собственность” и “право собственности”.
34. Правомочия собственника.
35. Возникновение права собственности.
36. Прекращение права собственности.
37. Право собственности индивидуальных предпринимателей.
38. Юридические лица как субъекты права собственности.
39. Право публичной собственности.
40. Защита вещных прав.
41. Понятие и содержание обязательства. Признаки обязательственного правоотношения.
42. Стороны обязательства. Перемена лиц в обязательстве.
43. Основания возникновения обязательств.
44. Договорные и внедоговорные обязательства.
45. Исполнение обязательств.
46. Понятие и система способов обеспечения исполнения обязательств.
47. Система оснований (способов) прекращения обязательств.
48. Договор как основание возникновения обязательственных правоотношений.
49. Виды договоров.
50. Содержание и форма договора.
51. Заключение договора.
52. Изменение и расторжение договора.
53. Договор купли-продажи, его виды.
54. Биржевые сделки.
55. Договор поставки.
56. Договор контрактации.
57. Договор продажи недвижимости.
58. Договор продажи предприятия.
59. Договор аренды, его виды.
60. Договор аренды транспортных средств.
61. Договор аренды зданий и сооружений.
62. Договор аренды предприятия.
63. Договор финансовой аренды (лизинг).
64. Договор подряда, его виды.
65. Договор возмездного оказания услуг.
66. Перевозка.
67. Договор перевозки груза.
68. Договор фрахтования.
69. Кредитный договор.
70. Договор финансирования под уступку денежного требования.
71. Договор банковского вклада.
72. Договор банковского счета.
73. Договор страхования.
74. Договор хранения.
75. Договор складского хранения. Договор хранения ценностей в банке. Секвестр.
76. Договор поручения.
77. Договор комиссии.
78. Агентский договор.
79. Договор доверительного управления имуществом.
80. Договор коммерческой концессии.
81. Договор простого товарищества.
82. Понятие и виды ответственности в хозяйственных отношениях.
83. Имущественная ответственность.
84. Ответственность за неисполнение денежного обязательства.
85. Общие принципы защиты прав.
86. Претензионный порядок урегулирования споров.
87. Рассмотрение споров арбитражными судами. Иски.
Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!
Основная литература:
1.«Правовое регулирование хозяйственной деятельности»\\ М.Сорк, Н.Г.Заморенова, Е.Н.Белоусов\ изд. «Академия»\ Москва – 2003г.
2.Учебник Предпринимательское право в вопросах и ответах/ Учебное пособие/ Под. ред. Пантюхина А.В., Смирнова Е.В. изд. ООО ТК Велби, Кнорус М.: 2004 г.
3. Гражданское право: Учебник. Том I (под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова). - Контракт: ИНФРА-М, 2006 г.
4. Гражданское право: Учебник. Том II (под ред. О.Н. Садикова) - Контакт, ИНФРА-М, 2007 г.
5.Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России: Учебник для вузов. - Юстицинформ, 2007 г.
6.«Гражданское право»\\ Суханов Е.А.\ изд. «БЕК»\ Москва - 2003 г. Учебник. Том 1
7.«Гражданское право»\\ С.П.Гришаев\ изд. «Юристъ»\ Москва – 2003г.
8.«Гражданское исполнительное право»\\ под ред. А.А.Власова\ изд. «Экзамен»\ Москва – 2004г. Учебник
9.«Гражданское право»\\ Гомола А.И.\ изд. «Академия»\ Москва - 2003 г. Учебник
3.5. Менеджмент малого бизнеса
3.5.1. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Международный опыт малого бизнеса.
2. Перспективы развития малого бизнеса в России.
3. Перспективные направления развития малого бизнеса в Камчатском крае.
4. Диверсификация деятельности домашних хозяйств как основа развития малого бизнеса.
5. Понятие домашнего хозяйства.
6. Нормативно-правовое определение малого бизнеса.
7. Основные организационно-правовые формы управления малым бизнесом в РФ.
8. Налоговый учет в малом бизнесе.
9. Упрощенная система налогообложения. Режимы.
10. Единый налог на вмененный доход.
11. Бизнес-планирование в малом предпринимательстве.
12. Маркетинговые исследования в малом бизнесе.
13. Производственное планирование в малом бизнесе.
14. Особенности сбытовой деятельности в малом бизнесе.
15. Особенности закупочной деятельности в малом бизнесе.
16. Ключевые базовые стратегии в малом бизнесе.
17. Технология формирования лояльности клиентов к продуктам и услугам малого предприятия.
18. Инновации в малом бизнесе.
19. Инвестиционная политика малых предприятий.
20. Поиск финансовых ресурсов.
21. Психология предпринимателя.
22. Требования к предпринимателю малого бизнеса.
23. Конкурентная борьба в малом бизнесе.
24. Профессиональные ассоциации малых предприятий.
Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!
Основная литература:
1. Попов В.М. Сборник бизнес-планов: С рекомендациями и комментариями: учебно-методическое пособие. – М.: КНОРУС, 2004 – 336 с.
2. Ляпунов С.И. Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисунков и конфликтов. – М.: КНОРУС, 2003 – 448с.: ил.
3. Составление бюджета: Менеджмент в малом бизнесе: Пер. с англ./Ред. В. А. Питателев, З. А.Лилеева .-Екатеринбург.: ДеКА.-80с.:ил.
4. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности: Финансовый менеджмент: Учеб. пособие/Под ред. В.М. Власовой.-М.: Финансы и статистика,2000.-128с.:ил.
5. Бизнес-план: Менеджмент в малом бизнесе: Пер.с англ./Ред.В.А.Питателев, З. А. Лилеева.-Екатеринбург. :ДеКА.-60с.:ил.
3.6. Международный менеджмент
3.6.1. Вопросы для подготовки к зачету
1.Базовые принципы теории международного менеджмента.
2.Виды рисков в условиях зарубежного предпринимательства
3.Факторы адаптации к окружающей среде за границей
4.Мероприятия по адаптации импортных технологий и оборудования к условиям принимающей страны
5.Понятие международной компании
6.Эволюция перехода национальной компании в статус международной.
7.ТНК как наиболее эффективная форма международного предпринимательства
8.Интегрированное международное производство.
9.Определение национальности ТНК. Фирмы-резиденты. Фирмы-нерезиденты и формы их филиалов.
10.Понятие интернационального производства.
11.Организационная структура управления международной компанией
12.Этапы развития отношений головной компании с зарубежными филиалами
13.Виды организационных структур управления в международном бизнесе.
14. Содержание стратегического плана международной корпорации
15.Мероприятия по повышению эффективности ТНК
16.Выбор сфер деятельности на внешнем рынке
17.Выбор страны для зарубежного предпринимательства
18.Выбор делового партнера за границей
19.Принципы подхода государства к деятельности международных компаний на его территории
20.Государственное регулирование деятельности международных компаний
21.Международная экономическая интеграция государств.
22.Возможности международных компаний в условиях ЕС,НАФТА,АСЕАН,МЕРКОСУР.
23.Особенности стиля менеджмента в зависимости от страны деятельности компании
24.Западный стиль менеджмента
25.Азиатский стиль менеджмента
26.Специфика управления коллективами, в состав которых входят иностранцы
27.Комплектование штата зарубежного филиала международной компании
28.Этика международного бизнеса
Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!
Основная литература:
1. Герчинова И.И. Международное коммерческое дело: учебник для вузов/ М., Банки и биржи. ЮНИТИ 2006 г.
2. Менеджмент организации. Учебное пособие/ под ред. Румянцевой З.П. и др., М., Инфра 2007 г.
3. Артемьев И.Е. Рынки технологии в мировом хозяйстве/ М. Наука 2002 г.
4. Джон Д. Даниелс, Ли X. Радеба. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции/ М., «Дело Лтд» 2004 г.
5. Перрар Ж. Управление международными денежными потоками/ М., Финансы и статистика 2008 г.
6. Международный менеджмент/ Под ред. Пивоварова С.Э., Тарасевича Л.С., Майзеля А.И. – СПб.: Питер, 2001.
7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ М.: Дело, 2009 г.
8. Мильнер Б.З. Теория организации / М., Инфра 1998 г.
9. Пивоваров И.С. Стратегический менеджмент холдинга./ Печатный двор 2004 г.
10. Портер М. Международная конкуренция/ М., Международные отношения: 2003 г.
11. Белоусов А.С. Международный менеджмент. Учебник. М.: Юрист, 2000.
3.7. Информационные технологии управления
3.7.1. Вопросы для подготовки к зачету
1. Информационные аспекты управления в экономических системах.
2. Место процессов обработки информации в управлении экономическими объектами.
3. Классификация информационных технологий управления.
4. Организационная структура информационных технологий управления.
5. Информационные технологии управления в корпоративных экономических системах.
6. Информационные технологии как средство формирования управленческих решений.
7. Техническое обеспечение информационных технологий управления.
8. Программные средства информационных систем управления.
9. Понятие и структура документационного обеспечения управления.
10. Системы классификации и кодирования экономической информации.
11. Унифицированная система документации.
12. Организация информационного обеспечения.
13. Банк данных, модели баз данных.
14. Автоматизированное рабочее место менеджера.
15. Процедуры обработки экономической информации.
16. Организационные режимы информационных технологий.
17. Интегрированные информационные технологии.
18. Операции над документами в среде текстового процессора Word.
19. Операции с листами данных в среде табличного процессора Excel.
20. Консолидация и анализ данных в среде табличного процессора Excel.
21. Понятие о проектах и методах управления ими.
22. Инструментальное средство MS Project.
23. Программное обеспечение АРМ менеджера.
24. Роль интеграции в создании информационных технологий.
25. Интегрированные информационные технологии в управленческой деятельности.
26. Инструментальные средства распределенной обработки информации.
27. Информатизация организационного управления.
28. Объекты проектирования информационных систем.
29. Методические принципы создания информационных систем.
30. Постановка и моделирование задач управления.
31. Понятие и структура системы поддержки принятия решений.
32. Интеллектуальные информационные системы.
33. Направления развития информационных систем управления в экономике.
34. Уровни базовой ИТ.
35. Этапы развития офисных ИТ.
36. Понятие компьютерной сети.
37. Понятие экономической информационной системы
38. Задачи проектирования.
39. Организационное проектирование
40. Структурное проектирование
41. Применение процессного подхода.
42. Основные группы для объединения сетей.
43. Понятие инструментария информационной технологии.
44. Понятие управления.
45. Понятие информационного общества.
46. Понятие информационной культуры.
47. Понятие информационного ресурса общества.
48. Понятие измерения информации. Меры информации.
49. Качество информации.
50. Виды классификации информации
Примечание: Возможна корректировка в пределах учебной программы!
Основная литература:
1. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / под ред. проф. Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 2003.
2. Костров А.В. Основы информационного менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.
3. Романов В.П. Интеллектуальные информационные системы в экономике: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2003.
Дополнительная литература:
1. Фомичёв А.Н. Административный менеджмент: Учебное пособие. – М.: «Дашков и К°», 2003.
2. Гутгарц Р.Д. Информационные технологии в управлении кадрами. – М.: ИНФРА, 2001.
3. Вейскас Д. Эффективная работа с Microsoft Access 2. Спб.: Питер Пресс,1995.- 856с.
4. Харитонова И., Михеев М. Microsoft Access 2000 в подлиннике. СПб.:БХВ – Санкт-Петербург, 1999.
3.8.Управление персоналом
3.8.1. Вопросы для подготовки к экзамену
1.Эволюция от «Рабочей силы» к «Персоналу».
2.Понятие «персонал» и его структура.
3.Персонал как особый объект управления.
4.Принципы работы с персоналом.
5. История развития управления персоналом .
6.Основные концепции управления персоналом.
7.Взаимосвязь подсистем работы с персоналом.
8.Основные субъекты управления персоналом на предприятии.
9.Проблемы развития кадровых служб отечественных предприятий .
10. Задачи и функции кадровых служб .
11. Информация и информационные системы в управлении.
12. Компьютеризация и ее роль в управлении.
13. Маркетинг персонала .
14. Определение, основные принципы и задачи кадрового планирования .
15. Особенности и основные этапы кадрового планирования .
16. Основные методы планирования персонал а.
17. Понятие, основные виды карьеры персонала .
18. Движущие мотивы и условия развития карьеры .
19. Особенности управления карьерой в организации .
20. Планирование служебной карьеры .
21. Привлечение кандидатов на работу в организацию .
22. Организация процесса отбора кадров.
23. Оценка эффективности найма.
24. Современное состояние и тенденции развития рынка рекрутинговых услуг.
25. Развитие человеческих ресурсов .
26. Сущность процесса обучения в организации .
27. Методы обучения и контроль .
28. Организация обучения менеджеров .
29. Мотивы, стимулы, потребности.
30. Теории мотивации .
31. Трудовой коллектив как объект управления .
32. Адаптация, ее цели, функции, аспекты.
33. Организация процесса адаптации .
34. Понятие конфликта и его элементы.
35. Фазы развития конфликта .
36. Управление конфликтом.
37. Конфликт в организации .
38. Показатели степени укомплектованности кадрового состава.
39. Показатели экономической эффективности.
40. Показатели степени удовлетворенности работников.
41. Косвенные показатели эффективности.
Примечание: Возможна корректировка в пределах учебной программы!
Основная литература:
1. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие для студентов вузов./ А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 336 с.
2. Основы управления персоналом: Учебник./ А.Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 304 с.
3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 1998. – 496 с.
4. Десслер Г. Управление персоналом / Пер. с англ. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 799 с.
5. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с. (Энциклопедия. Серия «Бизнес-класс»)
6. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. – 368 с.
3.9. Исследование систем управления
3.9.1. Вопросы для подготовки к зачету
1. «Программа научного исследования» - дать определение.
2. Понятие системного анализа, используемое в системном исследовании.
3. Приведите определение понятия «процессор».
4. Эффективность научных исследований. Факторы, на нее влияющие.
5. Назовите исходные установки новых методов технического мышления.
6. Какие основные элементы системного анализа выделяет Эрих Квейд?
7. Отличие научного исследования от повседневной познавательной деятельности.
8. Охарактеризуйте структуру хозяйственной системы.
9. Опишите характерные черты параметра процессора - «последовательность».
10. Назовите важнейшие источники и стимулы прогресса науки.
11. Дайте понятие функции хозяйственной системы.
12. Начало системного проектирования. Перечислите этапы.
13. Охарактеризуйте понятие научная проблема.
14. Управляющая и управляемая система, их отличительные черты.
15. Назовите этапы системного анализа по классификации американского исследователя Стенфорда Оитнера.
16. Какие понятия играют важную роль в теории познания?
17. Отличительные особенности хозяйственных систем от других систем.
18. Назовите работы, которые необходимо выполнить при системном анализе на этапе «Выявление ресурсов и процессов, композиция целей».
19. Роль гипотезы в развитии науки.
20. Объект исследования в теоретическом и прикладном аспекте.
21. Катализатор как процессорный параметр.
22. Характер научного исследования.
23. Приведите определение понятия «работоспособность хозяйственной системы.
24. Посредством каких связей взаимодействует система с другими системами?
25. Опишите процесс образования гипотезы.
26. Перечислите направления сферы системных исследований.
27. Назовите работы, которые необходимо выполнить при системном анализе на этапе «Формулирование общей цели и критерии системы».
28. Приведите определение понятия «предметная сторона проблемы исследования».
29. В чем заключается принцип системного исследования?
30. Назовите работы, которые необходимо выполнить при системном анализе на этапе «Анализ структуры системы».
31. Назовите черты, которыми должны обладать гипотезы.
32. Ваше представление о понятии «окружающая среда».
33. Перечислите работы по системному анализу по этапу «Анализ проблемы»
34. Отличие научной гипотезы от просто гипотезы как догадки с позиции логики.
35. Охарактеризуйте хозяйство как системный объект.
36. Назовите, какие работы необходимо выполнить по системному анализу на этапе «Определение системы».
37. Сущность познавательной деятельности.
38. Сущность системного анализа.
39. Физические измерения, производимые по каждому процессорному параметру.
40. Порядок выдвижения гипотезы.
41 .Отличие элемента системы от атома.
42. Суть понятия параметра процессора – «оснащение»
43. Дайте определение гипотезы.
44. Приведите определение понятия «элемент системы».
45. Приведите понятие «субъект труда».
46. Цель логики научного исследования.
47. Свойства системы. Назовите их характеристику.
48. Динамическое измерение системных характеристик.
49. «Объект исследования» - дать определение.
50. Трактовка функций системы в широком смысле.
51. Назовите работы, которые необходимо выполнить при системном анализе на этапе «Диагноз существующей системы».
52. Назовите категории, характеризующие главные этапы научного исследования.
53. Назовите крупные методологические направления, связанные с изучением системных объектов.
54. Отличие системного проектирования от традиционного подхода.
55. От чего зависит истинность того или иного суждения?
56. Дайте определение понятию «системное исследование».
57. Ваше представление о матрице системных характеристик.
58. Исследование каких проблем относят к целенаправленным теоретическим?
59. Сущность системного подхода.
60. Что лежит в основе стратегии системного проектирования?
61. Когда возникает необходимость опровержения гипотезы?
62. Точки зрения реализации функций хозяйства.
63. Приведите дескриптивное и конструктивное определение системы.
64. На что нацеливают ученого принципиальные положения логики научного исследования?
65. Общественные потребности, их характеристика.
66. Назовите этапы системного анализа по классификации С.П. Никанорова.
67. Из чего складывается научное исследование?
68. «Система»: дать понятие.
69. Сущность анализа системы как целостного образования.
70. Порядок выдвижения научного предположения - гипотезы.
71. Структурно-функциональный анализ, его сущность.
72. Что называется целью системы.
73. Охарактеризуйте фундаментальные теоретические исследования.
74. В решении каких проблем заключается содержание системного исследования.
75. Определение функции системы как системообразующей характеристики.
76. Сущность характера научного знания с позиции системности.
77. Структура системы. Приведите понятие.
78. Назовите этапы системного анализа по классификации академик Н.П.Федоренко.
79. Научные исследования. Привести определение.
80. Сформулируйте определение понятия «хозяйственная система».
81. Методы прогнозирования, применяемые при описании состояния каждой системной характеристики в будущем.
82. Приведите объяснение превращения предположения в научную гипотезу.
83. Дайте определение понятию «системное исследование».
84. Контрольное измерение системных характеристик.
85. Объясните, когда гипотеза переходит на уровень теории.
86. В чем заключается принцип системного исследования?
87. Перечислите принципиальную последовательность этапов по системному анализу.
88. Какими особенностями должны обладать научные знания?
89. Понятие системного анализа, используемое в системном исследовании.
90. Назовите этапы в стратегии системного прогнозирования.
91. Назовите основные виды исследований, зависящих от характера изученных объектов и решаемых проблем в науке.
92. Назовите исходные установки новых методов технического мышления.
93. Приведите понятие «субъект труда».
94. Прикладные исследования и разработки.
95. Приведите определение понятия «элемент системы».
96. Назовите этапы системного анализа по классификации академика Н.П.Федоренко.
97. Назовите основные разделы программы научного исследования.
98. Точки зрения реализации функций хозяйства.
99. Ваше представление о матрице системных характеристик.
100. Когда возникает необходимость опровержения гипотезы?
101. Перечислите направления сферы системных исследований.
102. Сущность анализа системы как целостного образования.
103. Охарактеризуйте понятие «научная проблема».
104. Охарактеризуйте структуру хозяйственной системы.
105. Назовите этапы системного анализа по классификации С.П. Никанорова.
Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!
Основная литература:
1. Кормищева А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие - М, 2002.
2. Короткое Э.М. Исследование систем управления - М, 2003.
Дополнительная литература:
1. Автономов В. С. Модель человека в экономической науке. - СПб.: Экономическая школа, 1998.
2. Исследование операций в экономике: Учебн. пособие для вузов / 11од ред. Н. Ш. Кремера. - М.: ЮНИТИ, 1997.
3. Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. - Логос, 2000.
4. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: «Дело ЛТД», 1995.
5. Плаус С. Психология оценки и принятия решений / Перевод с англ. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998.
6. Плотинский Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1998.
7. Тихомиров Н. П. и др. Моделирование социальных процессов. - М., 1993.
8. Эддоус М., Стэнфилд Р. Методы принятия решений: Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 1997.
3.10. Управление качеством
3.10.1. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Качество как объект управления и экономическая категория.
2. Понятия «качество», «продукция», «управление качеством продукции».
3. Методы оценки качества. Квалиметрия. Квалиметрический подход к оценке качества продукции.
4. Качество как объект управления.
5. Основные этапы и процессы в обеспечении качества продукции.
6. Соотношение качества услуг и качества товаров (изделий), взаимодополняющие функции продаж изделий и сопровождающих услуг.
7. Эволюционное развитие общего менеджмента и менеджмента качества.
8. Основные характеристики этапов эволюционного развития менеджмента качества.
9. Особенности и основные характеристики системы Ф. Тейлора - первого этапа, основы эволюционного развития менеджмента качества и общего менеджмента.
10. Особенности и основные характеристики второго и третьего этапов эволюционного развития менеджмента качества.
11. Особенности и основные характеристики четвертого этапа эволюционного развития менеджмента качества и общего менеджмента.
12.Развитие принципов сертификации. Общая характеристика особенностей международных стандартов ИСО серии 9000.
13. Система показателей и признаков качества продукции.
14. Методы оценки показателей качества продукции.
15. Показатели назначения, надежности, технологичности.
16. Показатели стандартизации и унификации. Эстетические показатели
17. Эргономические показатели.
18. Патентно-правовые показатели. Показатели транспортабельности и экологические показатели.
19. Показатели безопасности.
20. Планирование процесса управление качеством.
21. Организация, координация и регулирование процесса управление качеством.
22. Мотивационные процессы при управлении качеством.
23. Аудит систем менеджмента управление качеством.
24. Организация контроля качества продукции и профилактика брака.
25. Статистические методы контроля качества.
26. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества.
27. Петля качества. Цикл Деминга.
28. Системы управление качеством в РФ.
29. Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей. Единичные и комплексные показатели качества. Уровень качества.
30. Принципы, функции и задачи стандартизации.
31. Категории и виды стандартов.
32. Система стандартизации в России.
33. Система международных стандартов в области менеджмента качества.
34. Подтверждение соответствия качества продукции услуг.
35. Виды сертификации и их характеристика.
36. Схемы сертификации продукции и услуг.
37. Классификация, учет и анализ затрат на качество продукции и услуг.
38. Создание систем качества на предприятии и обеспечение их эффективного функционирования.
39. Структурная и функциональная схема системы управления качества предприятия.
40. Характеристика принципов обеспечения качества и управления качеством.
41. Методологические особенности менеджмента качества обслуживания в индустрии гостеприимства.
42. Функция качества обслуживания
43. Сущность менеджмента качества в обслуживании.
44. Циклическая модель поведения потребителя.
45. Восприятие и оценка гостем качества обслуживания.
46. Внедрение в сферу гостиничного обслуживания международных стандартов ИСО 9000.
Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!
Основная литература:
1. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник для ВУЗов. М: ИНФРА-М, 2002.
2. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник для ВУЗов. М.: ИНФРА-М, 2007.
3. Варакута С.А. Управление качеством продукции. - М: Инфра-М, 2001.
4. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. - Ростов н/Дону: Изд-во Феникс, 2000.
5. Керимов В.Э. Методы управления затратами и качеством продукции. -М.: Изд-во Маркетинг, 2002.
6. Стандарты и качество. Научно-технический и экономический журнал.
7. Управление качеством: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, B.C. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Дополнительная литература
1. Федеральный закон «О техническом регулировании»//Собрание законодательства РФ.
2. ГОСТ Р ИСО-9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Госстандарт России. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001.
3. ГОСТ Р ИСО-9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования. Госстандарт. России. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001.
4. ГОСТ Р ИСО-9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. Госстандарт России. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001.
5. Внутренний аудит. Серия «Все о качестве. Отечественные разработки». Вып. 2. 2002. М.: НТК «Трек», 2001. 32 с.
6. Всеобщий менеджмент качества. Уч. пос/ Под общ. ред. С.А. Степанова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001.
7. Крейг Роберт Дж. ИСО 9000: руководство по получению сертификата о регистрации по ИСО 9000. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. 183с. (сер. «Дом качества», вып. 9).
8. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебн. для вузов./Г.Д. Крылова. - М.: ЮНИТИ, 2001.
9. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки кадров. М.: ОАО «Типография Новости», 2000.-432 с.
10. Ю.Огвоздин В.Ю. Управление качеством: основы теории и практики. Уч. пос. М.:Дело и сервис, 2002.
11.0крепилов В.В. Управление качеством: Учебник для ВУЗов /2-е изд., доп. и перераб. СПб.: ОАО «Издательство «Наука», 2000.
4 . Курсовая работа и ее характеристика
Выполнение курсовых работ и их положительная оценка является обязательным условием доступа к зачету или экзамену. Студенты, не предъявившие курсовые работы к зачету (экзамену) не допускаются.
Курсовая работа включает в себя: введение, основную часть, заключение, библиографию и приложение.
ВВЕДЕНИЕ. Курсовая работа всегда начинается с введения, в котором осуществляется постановка конкретной проблемы, откуда следует обоснование актуальности темы, ее практическое значение, цель и задачи (под задачами подразумеваются главы работы). Затем оговаривается, какие вопросы, имеющие непосредственное отношение к проблеме, не будут затронуты или будут освещены поверхностно как второстепенные. В завершающей части введения дается краткий обзор основных источников, которые были использованы при написании работы.
Необходимо отметить важное правило - введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Содержанием основной части курсовой работы является теоретическое осмысление проблемы и изложение эмпирического (эмпиризм от гр. empeina - опыт), фактического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Все зависит от желаний и предпочтений автора.
Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем конкретизируемый текстовой или эмпирический материал, который аргументировано подтверждает изложенную теорию.
Как правило, основная часть состоит из нескольких глав, как минимум двух, при необходимости выделяются пункты.
В Главе 1 обращается внимание на общие теоретические вопросы темы, даются общие понятия, категории или исторические аспекты, показывается степень изученности и др. Объем главы - не более 30% всей работы.
Во 2 и последующих главах отражается сущность темы, излагаются углубленные знания проблемных вопросов, различные точки зрения, составление позиций, определяются недостатки и узкие места изучаемой проблемы. Студент должен высказать свое отношение к социальным связям и причинам, обусловившим реальное состояние изучаемого явления, выделить положительное и определить недостатки и узкие места, сформулировать наиболее эффективные меры по их устранению. При этом излагаемые положения должны подкрепляться результатами изучения и анализа из реальной жизни, личного опыта, публикаций в средствах массовой информации, судебной практики и т.д. Объем этой части - 50-60% от общего объема всей работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор письменного исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части Объем заключения примерно равен объему введения..
БИБЛИОГРАФИЯ. Библиография - это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.).
Библиографический список источников и литературы, использованных при разработке курсовой работы, является обязательным атрибутом любой научно-исследовательской работы.
Библиография включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а гак же прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание работы.
ПРИЛОЖЕНИЯ. Приложения могут быть различными: таблицы, схемы. графики. диаграммы, данные социологические опросов, иллюстрации, копии судебных приговоров и т.д. Приложения оформляются после списка источников и литературы и располагаются в порядке ссылок с текста. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом Приложение. Приложения должны нумероваться последовательно, заглавными буквами (например: Приложение А) и иметь заголовок.
Курсовая работа набирается на компьютере, объем работы (без приложений) составляет не менее 25 листов. Межстрочный интервал составляем 1.5 пункта. 1800 знаков на странице, включая пробелы и знаки препинания. Размер левого поля - 30 мм. правого - 15 мм. верхнего - 20 мм и нижнего 25 мм. Первая строка абзаца - отступ 1,5 см. Таким образом, на странице располагается от 28 до 30 строк.
Каждая структурная часть курсовой работы (введение, глава, заключение, библиография, приложения) начинается с новой страницы. Название располагается симметрично тексту (посередине). Расстояние между названием структурной части и следующим за ней текстом (названием пункта) составляет 1 интервал. Такое же расстояние предусматривается между текстом и названием следующего пункта (подпункта) главы. Интервалы между названием пункта (подпункта) и следующим за ним текстом не предусмотрены.
После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Также не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка.
Страницы нумеруются в нарастающем порядке.
Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страниц на нем не проставляется, т.е. первый напечатанный номер будет на листе работы, на котором размещается содержание. Номера страниц проставляются вверху листа с правой стороны.
Для рецензирования курсовой работы необходимо после титульного листа вставить чистый лист (рецензионный лист не нумеруется).
Оформленная работа должна быть прошита в пластиковый скоросшиватель.
Основными критериями оценки курсовой работы являются: всесторонность и глубина разработки проблемы; основательность и полнота использования источников и научной литературы; привлечение нормативных актов и материалов юридической практики; самостоятельность и творческий подход к разработке темы; достоверность и научная обоснованность выводов и практических предложений; логика и последовательность материала; соответствие нормативным требованиям порядка оформления работы; умение работать с документальными и литературными источниками, формулировать основные выводы по результатам анализа конкретного материала; грамотность и стиль изложения.
Работа оценивается на неудовлетворительно если: тема, содержание работы не относится к предмету дисциплины; работа перепечатана из Интернета, CD-ROM или других носителей информации; неструктурированный план письменной работы: объем работы менее указанного; в работе отсутствуют ссылки на нормативные и другие источники: оформление работы не соответствует предъявляемым требования (отсутствует нумерация страниц, неверное или неполное оформление библиографии и т.д.).
5. Условия проведения экзамена
1. Порядок проведения экзамена
Экзамен по учебной дисциплине проводится либо устно, либо в форме тестирования в объеме учебной программы в соответствии с учебным планом.
Экзаменационные билеты содержат два (в некоторых дисциплинах - три) теоретических вопроса, или один из вопросов содержит практическую ситуацию, либо задачу.
Студентам, замеченным в помощи друг другу, а также пользующимся учебными пособиями, различного рода записями могут быть заданы дополнительные экзаменационные задания или они могут экзаменоваться без билета.
По истечении 30 минут, данных для подготовки к ответу, студент отвечает на поставленные в билете вопросы.
По окончании ответа на вопросы билета студенту могут задавать дополнительные, уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен.
Тестовые задания содержат от 40 до 100 вопросов. К каждому вопросы предлагается минимум три варианта ответа, один (или несколько) из которых являются верными. По истечении 30 минут, данных для выполнения тестового задания, лист с ответом сдается преподавателю.
2. Критерии оценки знании студентов
Оценки выставляются за ответы по каждому основному вопросу, за ответ на дополнительный вопрос (вопросы) и выводится итоговая оценка по результатам экзамена.
Оценка за выполнение тестового задания выставляется в зависимости от количества правильных ответов, приблизительно по следующей схеме: 0%-50% - «неудовлетворительно», 51-70% - «удовлетворительно», 71%-90% - «хорошо», 91%-100% - «отлично».
Оценка заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Неудовлетворительные оценки проставляются только в экзаменационной ведомости (в зачетные книжки не заносятся). Неявка на экзамен отмечается в ведомости: «не явился».
Критерии оценки:
«Отлично» - если студент глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно, логически стройно его излагает, тесно увязывает с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает свои выводы и решения, умеет самостоятельно обобщать излагать материал, не допускает ошибок.
«Хорошо» - если студент твердо знает программный материал, грамотно излагает его. Не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос.
«Удовлетворительно» - если студент усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала.
«Неудовлетворительно» - если студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки.
Студенты, получившие оценку «неудовлетворительно» допускаются к повторной сдаче по разрешению учебной части.
Пересдача на более высокий балл возможна только в исключительных случаях комиссионно в течение текущего учебного года.
6. Условия проведения зачета
ЗАЧЁТ как форма контроля и организации обучения служит приёмом проверки степени усвоения учебного материала, практических, семинарских и лекционных занятий, качества усвоения студентами отдельных разделов учебной программы, сформированных умений и навыков.
Порядок и критерии опенки знаний студентов при проведении зачёта
Зачёт проводится устно или письменно по решению преподавателя, в объёме учебной программы;
1. Преподаватель вправе задать дополнительные вопросы, помогающие выяснить степень знаний студента в пределах учебного материала, вынесенного на зачёт;
2. По решению преподавателя зачёт может быть выставлен без опроса – по результатам работы студента в течение семестра.
3. Положительные результаты сдачи зачёта оцениваются отметкой «зачтено» и проставляются в ведомости и в зачётной книжке студента. Отрицательные результаты - «не зачтено» - только в ведомости;
4. «Зачтено» - если студент глубоко, прочно усвоил программный материал, показывает умение самостоятельно обобщать теоретический материал, грамотно оперирует основными понятиями и терминами, не допускает ошибок;
5. «Не зачтено» - студент не владеет значительной частью программного материала, допускает существенные ошибки, не выполняет задания, установленные преподавателем;
6. Студенты, не сдавшие установленные учебным планом зачёты, к сессии не допускаются.
Буряк Л.Г., Блинова Л.А., Борисова Т.В. Жежерова В.П., Каразия Н.А., Ляшенко В.А., Малюгина О.П. Мещанкин А.В., Набатова А.Г., Набатова Н.А., Ращупкина Т.Ю., Сапаркина А.В., Сметанин А.Н., Стафеева Ю.В., Сутормина Е.В., Тычко Я.А. - преподаватели кафедры «Менеджмент и туризм» Камчатского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма сервиса».
Компьютерная верстка: Набатова А.Г. - лаборант кафедры «Менеджмент и туризм» Камчатского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса».