Методические рекомендации по предмету: география
СОДЕРЖАНИЕ: Тип урока: комбинированные с использованием информационных технологий практически направленный Методические рекомендации по предмету: география |
||||||||||||||
Учитель: Дидык Ольга Павловна ГОУ Гимназия 45 г. Москва |
||||||||||||||
Класс: 6 |
||||||||||||||
Тема: Формирование рельефа. Формы рельефа земной коры. |
||||||||||||||
Количество уроков: 5 |
||||||||||||||
Тип урока: комбинированные с использованием информационных технологий практически направленный. |
||||||||||||||
Цель: Изучение особенностей, закономерностей формирования рельефа. Изучение основных форм рельефа и географии их распространения. |
||||||||||||||
Задачи: 1. формирование знаний о внешнем виде основных форм рельефа суши; 2. Формирование навыков показа на географических картах крупнейших равнин и горных систем земного шара; 3. формирование знаний о влиянии рельефа на особенности жизни и быта человека; 4. формирование знаний о происхождении движений земной коры и их влиянии на формирование рельефа; 5. формирование навыков работы с географическими картами; 6. формирование навыков обработки данных в таблицы; 7. формирование навыков по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Литосфера». 8. формирование навыков использования информационных технологий. |
||||||||||||||
Используемые ресурсы: 1. Литосфера – твердая оболочка Земли - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a05d6851-9d1b-44ee-9d9e-19213122fe84/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6interface=pupilclass=48subject=28 2. Глубинные процессы Земли и их поверхностные проявления. Континенты находятся в непрерывном движении. Причем смещения поверхности планеты происходят как в горизонтальном так и в вертикальном направлениях. Наука и жизнь, 1998, N1. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/41b16bde-7468-4c79-8b7e-5b0c29cec68c/?from=3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8interface=teacherclass=48subject=28 3. Рельеф как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Территория юга России является одним из ярких примеров взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Представлены изображения: Территории равнинной части восточного Предкавказья, где основными внешними процессами являются ветровая эрозия и антропогенное воздействие. Территории со сложной неоднородной структурой. Влияние внутренних сил видно на примере горного рельефа со складчатой структурой, а внешних - в деятельности текучих вод (речные долины, конуса выноса) и силы тяжести (осыпи на побережье). Смены рельефа от равнинного к высокогорному. Созданные внутренними силами горные сооружения разрушаются под воздействием текучих вод, ледников и процессов выветривания- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/68ea70fe-ee62-47af-9038-55d954d355ed/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6interface=pupilclass=48subject=28
5. Вначале были вулканы. (Вулканизм - одно из свойств нашей планеты, одно из главных проявлений жизни Земли. Скопления золота и других химических элементов в породах вулканических поясов. Наука и жизнь, 1999, N2). http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8138f884-225b-41cb-8e93-1c860de0ea3e/?from=3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8interface=teacherclass=48subject=28 6. Великие загадки великого океана. Континентальная кора американского материка, погрузившися в мантию, достигает внешних слове ядра Земли - такова гипотеза геологов, бурящих скважину на Гавайских островах. Исследования глубин Земли идут на склонах вулкана Мауна-Кеа. Наука и жизнь, 2000, N12). http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d31d52e3-73c4-4b0a-892d-8092c3957a7d/?from=3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8interface=teacherclass=48subject=28 7. Вулканизм - Совокупность процессов и явлений, связанных с перемещением магмы (вместе с газами и паром) в верхней мантии и земной коре, излиянием ее в виде лавы или выбросом на поверхность при вулканических извержениях http://school-collection.edu.ru/catalog/res/003f7516-d0b6-734a-e4e5-cce780673d58/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520binterface=pupilclass=48subject=28 8. Вулканы Отдельные возвышенности над каналами и трещинами земной коры, по которым из глубинных магматических очагов выводятся на поверхность продукты извержения. Вулканы обычно имеют форму конуса с вершинным кратером (глубиной от нескольких до сотен метров и диаметром до 1,5 км). - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4bf92c3a-e614-0c97-8a56-0124c18819df/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520binterface=pupilclass=48subject=28 9. Вулкан Везувий Представлены обработанные изображения вулкана Везувий, на которых показаны лавовые потоки извержений разного возраста и выделены районы наиболее опасные для проживания. Везувий является единственным действующим вулканом в материковой Европе. Он образует три конуса как бы вложенных друг в друга. Совмещение изображения с картой лавовых потоков позволяет проследить этапы формирования рельефа и определить наиболее вероятные направления движения лавы в случае активизации вулкана - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/442fd8aa-03cc-44e0-b38a-1d9710a834fc/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6interface=pupilclass=48subject=28 10. Извержение вулкана Этна Приводятся изображения извержений вулкана Этна, произошедшие 26 октября 2002 года и 2 января 2003 года. Показан выброс и распространение вулканического пепла. Извержение началось 26 октября 2002 года выбросом стометрового столба пламени, пепла и камней. С северо-восточного и южного склонов вулкана сошли потоки лавы. Извержению предшествовали около 200 подземных толчков. Вулканический пепел от извержения долетел до Мальты и Ливии (более 400 км от эпицентра извержения). - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/35486f05-d309-43fb-a1c3-be3a30035a21/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6interface=pupilclass=48subject=28 11. Вулканы Камчатки Объект Вулканы Камчатки входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В объект наследия входит шесть отдельных участков, которые располагаются на востоке, в центре и на юге полуострова, суммарной площадью около 3,8 млн га. Взятые вместе, они отражают практически все основные вулканогенные ландшафты Камчатки, но при этом каждый из них обладает и яркой индивидуальностью. Всего на шести участках располагаются около 30 действующих и 300 потухших вулканов. В цифровом образовательном ресурсе представлена зона действующих вулканов полуострова Камчатка, в частности Ключевская сопка и Шивелуч, а также изображения выброса вулканического пепла влк. Шивелуч- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b91fd8c6-61b2-40c2-b8c2-674a8a63ed05/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6interface=pupilclass=48subject=28 12. Землетрясения. Колебания Земли, вызванные внезапными изменениями в состоянии недр планеты. Эти колебания представляют собой упругие волны, распространяющиеся с высокой скоростью в толще горных пород. Наиболее сильные землетрясения иногда ощущаются на расстояниях более 1500 км от очага и могут быть зарегистрированы сейсмографами (специальными высокочувствительными приборами) даже в противоположном полушарии. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/22263587-dd6a-4884-fe16-280585fcae7f/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520binterface=teacherclass=48subject=28 13. Гейзер Источник, периодически выбрасывающий горячую воду и пар. Гейзеры встречаются в районах современного или недавнего вулканизма. - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/feb9dc10-2390-23d5-5f5d-5b71a89259db/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520binterface=pupilclass=48subject=28 14. Лазер предскажет землятресение. Геофизики давно заметили, что незадолго до извержений вулканов и землетрясений из окуржающих горных пород начинают выделяться газы и взвешенные в них мельчайшие твердые частицы - аэрозоли. Их исследование методами химического анализа и лазерного зондирования поможет предсказать начало этих стихийных катастроф. Наука и жизнь, 2004, N4. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e02e19cc-84ed-4551-a31e-1e0b6ddbcd83/?from=3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8interface=teacherclass=48subject=28 15. Предвестники землетрясений. Федеральный российский центр прогнозирования землетрясений включен в мировую сеть, и его данные используют сейсмологи всего мира. Основные предвестники землетрясений и их типы. Наука и жизнь, 2000, N10. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8fab4e2e-e461-4d1b-8308-9d97ed7874e3/?from=3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8interface=teacherclass=48subject=28 16. Прибрежная равнина. Относительно ровная или пологонаклонная низкая равнина (низменность), простирающаяся от берега моря или океана в глубь материка до ближайших четко обозначенных возвышенных участков суши. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c877109e-237f-904f-6554-c69754f0db91/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520binterface=teacherclass=48subject=28 17. Дюна. Песчаный холм, образованный в результате эоловой (ветровой) деятельности. Дюны распространены всюду, где на поверхность выходят незакрепленные пески, а скорость ветра достаточна для их перемещения. Они, как правило, образуются, когда песок скапливается у какого-либо препятствия, например куста или скалы; затем дюна сама становится препятствием и по мере навевания песка постепенно увеличивается в размерах. Дюны бывают высотой до 300 м. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5b514373-a4d5-a0aa-0d87-253509648e50/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520binterface=teacherclass=48subject=28 18. Образование и развитие оврагов. Представлены изображения структуры овражно-балочной сети и результаты мониторинга ее развития. В результате роста оврагов происходит сокращение площади сельхозугодий и прежде всего - пахотных земель, поэтому мониторинг развития овражно-балочной сети решает важную народно-хозяйственную задачу и переводит сельскохозяйственное производство на качественно новый уровень. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4d357b34-29c1-4f3b-a170-2376cfb2608b/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6interface=teacherclass=48subject=28 19. Пещера Естественная подземная полость, имеющая выход на поверхность. Формирование пещер обычно обусловлено деятельностью подземной речной сети в известняковых породах гумидных районов. Вода, просачиваясь по порам и трещинам и растворяя известняки, постепенно их расширяет, превращая в каверны и пещеры.- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d0e09444-64be-66b1-cdca-596940693f6f/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520binterface=pupilclass=48subject=28 20. Горы Возвышенные участки земной поверхности, круто поднимающиеся над окружающей территорией.- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c05238fe-4634-d030-5a0d-499e193e8d5e/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520binterface=pupilclass=48subject=28 21. Кингисеппский рудник - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9bd964bf-0997-405a-925b-b9efa6e00dd5/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6interface=pupilclass=48subject=28 22. Михайловское железорудное месторождение. Курская магнитная аномалия (КМА) - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/30663480-d49d-433e-8ca5-1b182d11f324/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6interface=pupilclass=48subject=28 |
||||||||||||||
Оборудование: проектор, компьютер, физические карты мира, России. |
||||||||||||||
Рекомендации:
1 урок. Литосфера. Движения земной коры. Землетрясения. Зоны сейсмической активности. Ход урока. Тип урока – изучение нового. 1. Знакомство с основными понятиями урока (литосфера, движения земной коры, сейсмические пояса, землетрясения, очаг, эпицентр землетрясения). Демонстрация цифровых ресурсов 1 . · Рассказ о различных видах движений земной коры, истории формирования современного рельефа с демонстрацией цифровых ресурсов 2, 6 . · В рабочих тетрадях по географии учащиеся после заголовка темы пишут основные определения, далее самостоятельно (после рассказа и просмотра) заполняют 1 колонку таблицы.
· Изучение особенностей землетрясений, прогнозы, катастрофические последствия, географию сейсмических поясов. Рассказ учителя с демонстрацией цифровых ресурсов 12, 14, 15 . · Запись учащихся в таблицу одного из видов движений - горизонтального. · На карте мира и Росси учителем показываются сейсмические пояса: Тихоокеанский и Альпийско – Гималайский с демонстрацией цифровых ресурсов 4 . · Учащиеся на своих картах находят эти пояса и на контурных картах определенным цветом (заранее обговоренным учителем с использованием условных обозначений) наносят определенные районы нашей планеты. · Подведение итогов, домашнее задание. 2 урок. Вулканизация. Горячие источники, гейзеры. Вертикальные движения земной коры. Ход урока. Тип урока – комбинированный, практико-направленный с использованием информационных технологий. 1. Разминка. Из перечня слов, написанных на доске, назовите лишнее: эпицентр, очаг, кратер , землетрясение. 2. Блиц – опрос. - Что в переводе с греческого означает литосфера? - Верно, что литосфера не меняется со временем? - В результате чего происходят изменения? - Какие гипотезы о происхождении земной коры вы знаете? - Как называются самые активные области Земли? - Какими процессами они сопровождаются? - Место, где возник подземный толчок? - Как называется наука о землетрясениях? - Как называется прибор, фиксирующий сотрясение земной коры. 3. Опрос. - Какие глубинные процессы земли вы знаете. Как они проявляются. - Расскажите о сейсмоактивных зонах Земли, покажите их на карте. - Каким образом можно предугадать землетрясения, что для этого делается 4. Изучение нового. · Знакомство с основными понятиями урока (вулкан, кратер, жерло, очаг магмы, лава, действующие и потухшие вулканы, гейзер). Демонстрация цифровых ресурсов 5, 7 . · Изучение строения вулкана с демонстрацией цифровых ресурсов 8 . · Рассказ об уникальных вулканах мира с демонстрацией цифровых ресурсов 9, 10, 11 и показом их на карте мира и России. · Выполнение учащимися контурной карты: нанесение вулканов мира: Этна, Гекла, Везувий, Ключевская Сопка, Кракатау, Килиманджаро, Эльбрус, Казбек, Фудзияма. · Изучение особенностей и географии горячих источников и гейзеров с демонстрацией цифровых ресурсов 13 и показом на карте мира и России. · Изучение медленных вертикальных движение земной поверхности с демонстрацией цифровых ресурсов 4, 16 и показом данных областей на карте мира и карте России. 5. Подведение итогов, домашнее задание. 3 урок. Формирование рельефа. Рельеф суши. Ход урока. 1. Разминка. Из перечня слов, написанных на доске, назовите лишнее: Кракатау, Ключевская Сопка, Казбек, Везувий. 2. Блиц – опрос. - Как называется «огнедышащая гора»? - Как называется природный, периодически фонтанирующий горячий источник? - Расплав горных пород внутри Земли. - Как называется наклонная поверхность, по которой стекает лава при извержении вулкана? - Какие продукты деятельности вулкана вы знаете? - Название одного из погибших городов, увековеченное в картине русского живописца К. Брюллова? - Назовите вулканы, входящие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. - Назовите районы опускания земной поверхности. - Какие районы испытывают вертикальные поднятия? 3. Опрос. - Расскажите об образовании вулканов, их видах (потухшие, действующие) - Расскажите об истории одного из вулканов с показом на карте. - Расскажите об особенностях образования и географии распространения (с показом на карте) гейзеров и горячих источников. - Расскажите о вертикальных движениях земной поверхности, покажите районы. 4. Изучение нового. · Знакомство с основными понятиями урока (рельеф, горы, равнины, виды равнин и гор, строение гор). · Изучение особенностей формирования рельефа, как процесса взаимодействия внутренних и внешних сил с демонстрацией цифровых ресурсов 3 . · Изучение особенностей, видов и географии распространения крупнейших равнин мира с показом их на картах мира и России и демонстрацией цифровых ресурсов 16 . · Выполнение контурной карты по нанесению на них крупнейших равнин мира на карте мира и России: Амазонская, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Валдайская возвышенность, Среднерусская возвышенность, Прикаспийская низменность, Месопотамская низменность, Индо-Гангская низменность, Великая китайская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Казахский мелкосопочник, Декан. · Изучение особенностей гор, различия их по строения и высоте. География горных систем. Демонстрация цифровых ресурсов 20, 19. · Выполнение контурной карты по нанесению на них горных систем мира: Кордильер, Анд, Кавказских гор, Уральских гор, Альп, Карпат, Памира, Тянь-Шаня, Алтая, Гималаев, Хибин, Скандинавских гор. 5. Подведение итогов, домашнее задание. 4 урок. Изменение рельефа. Антропогенное воздействие. Ход урока. 1. Разминка. Из перечня слов, написанных на доске, назовите лишнее: Амазонская, Среднесибирская, Уральская, Русская, Декан. 2. Блиц – опрос. - Какие формы рельефа образуются действием внутренних сил Земли? - Как называются равнины имеющие высоты ниже 200 м? - Какие горы можно назвать высокими? - Плоскогорье это равнина или горная система? - Назовите вид равнин и гор имеющие высоты 500 – 1000 м - Назовите пример холмистой равнины. - Назовите пример плоской равнины. 3. Опрос. - Расскажите о различиях равнин, покажите самые крупные равнины мира на карте мира. - Расскажите о различиях гор, покажите крупнейшие горные системы на карте мира. 4. Изучение нового. · Изучение понятия выветривания. · Изучение воздействия разрушительных процессов (внешних сил) формирующих мелкие формы рельефа с демонстрацией цифровых ресурсов 3, 17, 18, 19 . . · Антропогенное воздействие на формирование рельефа с демонстрацией цифровых ресурсов 21, 22 . · Индивидуальная работа (практическая работа) учащихся по заполнению таблицы.
5. Подведение итогов, домашнее задание.
5 урок. Рельеф дна Мирового океана. Ход урока. 1. Разминка. Из перечня слов, написанных на доске, назовите лишнее: дюны, овраги, карьеры, низменности , пещеры. 2. Контрольная работа по теме с кроссвордами, тестами и топографическим диктантом на 15 минут. 3. Изучение нового. · Изучение рельефа дна Мирового океана. История изучения океана. Демонстрация цифрового ресурса 6 . · Изучение форм рельефа на схеме с указанием шельфа, материкового склона, глубоководного желоба, котловин, срединных хребтов. · Изучение форм рельефа на физических картах, показ основных частей океана. · Нанесение на контурную карту учащимися: Марианский желоб, Курильские, Канарские, Азорские острова, Исландия. · Групповая работа. Выяснение причин образования рельефа дна Мирового океана, сравнение рельефа суши и океана. 4. Подведение итогов, домашнее задание. |