Методические рекомендации по преподаванию биологии в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 20072008 учебном году

СОДЕРЖАНИЕ: В настоящее время биологическая грамотность становится социально необходимой, а роль школьного курса биологии в системе культуры, воспитания уважения и любви ко всему живому как уникальному и неповторимому нельзя недо оценивать

Методические рекомендации

по преподаванию биологии в общеобразовательных

учреждениях Краснодарского края в 20072008 учебном году

В настоящее время биологическая грамотность становится социально необходимой, а роль школьного курса биологии в системе культуры, воспитания уважения и любви ко всему живому как уникальному и неповторимому нельзя недо оценивать.

В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по биологии нашли отражение следующие подходы:

· усиление практико-ориентированной и личностно ориентированной направленности содержания курса биологии за счет включения в него сведений прикладного характера; усиление внимания к методам познания природы и использование полученных знаний для решения практических проблем; раскрытие знаний, связанных с самопознанием, значимых для ученика и востребованных в повседневной жизни

· разгрузка содержания биологического образования за счет сокращения описательного, второстепенного или сложного материала, перенесения сложных теоретических понятий из основной в старшую школу

· реализация деятельностного подхода за счет включения в содержание биологического образования определенных способов учебной деятельности, выдвижения на первый план умения применять общебиологические знания для анализа и интерпретации частных фактов

· формирование информационной компетенции, умений работать с различными источниками информации

· повышение воспитательного потенциала биологического образования, отбор содержания с учетом его роли в формировании общей культуры, научного мировоззрения, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, экологической и генетический грамотности, нравственности и морали.

Цели и задачи биологического образования решаются в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказ МО РФ от 19.05.1998 г. №1236)
  2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 30.06.1999 г. №56)
  3. Базисный учебный план (БУП) общеобразовательных учреждений – приказ МО РФ от 09.02.1998 г. №322).

ИЛИ/И

1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089).

2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312).

Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 22.05.2007 №47.01-1766/-07-05 «О региональных учебных планах общеобразовательных учреждений Краснодарского края в 20072008 учебном году».

В преподавании школьной биологии используются разнообразные учебно-методические комплекты.

С целью сохранения единого образовательного пространства и обеспечения учащихся учебниками в соответствии с приказом МО РФ от 14.12.2006 г. №321 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2007/08 учебный год» (Вестник образования №3, 2007 г.), из пяти рекомендованных линий в ОУ края, по данным ГАСа и тьюторов по ЕГЭ, работают по трем:

1. Пономарева И.Н. и др. – 32% школ

2. Сонин Н.И. и др. – 58% школ

3. Пасечник В.В. и др. – 10% школ ,

которым соответствуют следующие программы:

1. Биология в основной школе. 59 кл. Пономарева И. Н. и др. – М. : Вентана-Граф, 2005, 2006.

2. Общая биология. 1011 кл. Пономарева И. Н. – М.: Вентана-Граф, 2005.

3. Программы для общеобразовательных учреждений. 511 классы. – М. : Дрофа, 2005, 2006.

4. Сборник нормативных документов. Биология. – М.: Дрофа, 2004, 2006.

5. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 69 кл. Природоведение. 5 кл. – М.: Дрофа, 2002.

6. Программы, 1011 кл. Просвещение, 2007 г. (по учебнику Беляева Д. К.).

В связи с тем, что предлагаемые УМК характеризуются своими содержательными и методическими особенностями, предполагается, что обучение школьников с 6-го по 9-й класс организуется по учебникам одной содержательной линии. Выбор конкретной линии УМК осуществляется в зависимости от предпочтений педагогического коллектива с учетом особенностей учащихся.

Обращаем внимание на то, что содержательный материал программ 2004, 2005 и 2006 годов представлен в двух уровнях: базовом и профильном.

В целях повышения качества организации обучения в ОУ края разработаны рекомендации ГАС и ККИДППО по составлению и оформлению модифицированных (авторизованных) программ и календарно-тематического планирования (см. письмо департамента образования и науки Краснодарского края, адресованное руководителям муниципальных органов управления образованием, от 26.12.2005 г. №01.12/752).

ОУ края, не участвующие в эксперименте по профильному обучению, используют в основной школе программы и УМК, рекомендованные выше, организуют учебный процесс на основании нормативных документов, в том числе реализуют региональный БУП (приказ департамента образования и науки от 22.05.2007 №47.01-1766/07-05). Программно обеспечено преподавание биологии в данных ОУ края в следующем режиме: с 5 по 11 класс по 2 часа в неделю .

Считаем составление модифицированных программ в данном случае нецелесообразным.

Для осуществления преподавания биологии в профильных классах необходимо использовать следующие учебники, рекомендованные для профильных школ:

1.

Шумной В.К.,

Рувинский А.О.

Общая биология

10-11 кл.

(для углубл. обуч.)

изд. «Просвещение», 2006 г.

2.

Захаров В.Б.,

Мамонтов С.Г.,

Сонин В.И.

Общая биология

10 кл. 2001 г.

11 кл. 2005 г. (проф.)

изд. «Дрофа», 20012005 г.

3.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н.

Общая биология

10 кл.

11 кл. (баз. и проф.)

изд. «Вентана-Граф»,

20022006 гг.

4

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.

Общая биология

1011 кл. (базов.)

изд. «Дрофа», 20042006 гг.

5.

Под ред. Беляева Д.С.

Общая биология

1011 кл.

(баз. и проф.)

изд. «Просвещение»,

20052006 гг.

6.

Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б.,

Захарова Е.Т.

Общая биология

1011 кл. (баз.)

изд. «Дрофа»,

20052006 гг.

7.

Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А.

1011 кл. (баз.)

изд. «Академия», 2007 г.

Программы:

1. Общая биология. 1011 кл. Пономарева И. Н. – М.: Вентана-Граф».

2. Программы для общеобразовательных учреждений. 511 классы. М.: Дрофа, 2005, 2006.

3. Сборник нормативных документов. Биология. М.: Дрофа, 2004, 2006.

4. Биология. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2007.

В ОУ, работающих по БУП(у) 2004 года на основе Регионального базисного учебного плана (приказ №47.01-1766/07-05 от 22.05.2007 г.), в 6-м классе «Биология» изучается в объеме 1 часа в неделю при пятидневной учебной неделе , в объеме 2 часов в неделю при шестидневной неделе (1 час – за счет часов компонента образовательного учреждения).

В 79 классах – 2 часа в неделю

В 5-х классах (природоведение или естествознание) – 2 часа в неделю

В 1011 классах (см.: Приложение №6 к приказу от 22.05.2007 г. №47.01-1766/07-05).

профильный уровень

профильный предмет – 3 часа в неделю и 23 часа на элективные курсы, спец.курсы, модули;

непрофильный предмет – 1 час в неделю;

базовый уровень – 1 час в 10 и 11 классах в неделю, или 2 часа в 10 кл., или 2 часа в 11 кл. в одном полугодии.

Курс естествознания не рекомендован из-за отсутствия апробированных учебников и программ, завершенных линий УМК, а также специально подготовленных кадров.

В преподавании элективных курсов 911 классов учителю поможет следующая литература:

1. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Естествознание» НФПК. М.: Вита-Пресс, 2004.

2. Чистякова С.Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. М., 2003.

3. Журналы «Кубанская школа» №12, 2004 и «Вестник образования» №1, 2005.

4. Журнал «Профильная школа» /издается с 2003 г./

5. Сивоглазов В.И., Пасечник В.В. Программы элективных курсов. 1011 кл. Биология. Профильное обучение. М.: Дрофа, 2005, 2006 (3 сборника).

6. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах. Программа и методическое пособие. 911 кл. М.: изд. «Вентана-Граф», 2006.

7. Региональные сборники элективных курсов: Сборник программ элективных курсов. Выпуск №7. 1011 классы. Краснодар, 2005 и выпуск №5 для 9-х классов. Сборник элективных курсов. Краснодар, 2005.

8. Сайт http: //www.profile-edu.ru и др.

Учителю важно знать , что стандарт естественно-научного профиля ориентирует на качественное освоение достаточно обширного и сложного материала по общей биологии, а также на развитие знаний и умений, полученных учащимися в основной школе.

В связи с этим обновляются не только содержание и структура, но и методика преподавания предмета, на что необходимо обратить пристальное внимание.

На основе анализа результатов ЕГЭ за 2004/05/06 год важно в целях совершенствования обучения биологии при организации учебного процесса уделить особое внимание:

· использованию эколого-эволюционного и функционального подходов, которые позволят акцентировать внимание на методах научного познания, раскрытии сущности обмена веществ, процессов жизнедеятельности, исторического развития видов и экосистем, способствующих повышению воспитательного и развивающего потенциала курса;

· реализации деятельностного подхода за счет включения в содержание биологического образования определенных способов учебной деятельности как интеллектуальной, так и практической (сравнение, распознавание, определение принадлежности, проведение наблюдений, постановка опытов и др.), выдвижению на первый план общебиологических знаний и умений применять их для анализа и интеграции второстепенных, частных фактов;

· повторению и обобщению наиболее значимых и наиболее сложных для школьников знаний (классификация органического мира, обмен веществ, уровни организации живой природы, движущие силы, результаты и направления эволюции, экологические закономерности и др.);

· контролю знаний основных биологических теоретических законов, общебиологических понятий;

· решению задач по цитологии, генетике, эволюции и экологии;

· формированию умений применять полученные знания в новой ситуации, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять практико- и личностно ориентированные задания.

Для качественной подготовки к ЕГЭ рекомендуем использовать пособия только изд-в «Просвещение», «1С», «Интеллект-Центр» (См.: Методические рекомендации за 2003/04 и 2005/06 уч. год).

Обращаем внимание учителей биологии!

На основе приказа Рособрнадзора Министерства образования РФ от 27.03.2007 г. №01-155/08/01 и приказа департамента образования и науки Краснодарского края от 9.11.2006 г. №02.01/1695 «Об участии в эксперименте по проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме в 2006/07 учебном году» (эксперимент будет длиться 3 года).

Итоговая аттестация выпускников IX классов проводится с использованием текстов (заданий), представленных Рособрнадзором.

Полный перечень вопросов, контролируемых по итоговой аттестации в IX классе в 2007 году, приведен в кодификаторе, помещенном на сайте www.fipi.ru, здесь же помещена спецификация, демоверсия.

Все нормативно-правовые вопросы по итоговой аттестации можно найти на сайте www.zakon.edu.ru

В связи с новой формой аттестации учащихся основной школы учителям биологии необходимо совершенствовать методику преподавания предмета и формы текущего, промежуточного и итогового контроля соответственно предлагаемой форме.

Рекомендации подготовлены методистом кафедры естественно-научного и экологического образования ККИДППО

К.П. Казарян,

конт. тел. 8 (861) 232-49-00

Скачать архив с текстом документа