Методические рекомендации по преподаванию географии в 6-11 классах на 2009-2010 учебный год Е. Л. Грицювене

СОДЕРЖАНИЕ: «читать» географические карты и другие специфические источники географической информации

Методические рекомендации по преподаванию географии

в 6-11 классах на 2009-2010 учебный год

Е.Л.Грицювене , методист кафедры

естественно-математических дисциплин

Преподавание географии в новом 2009 - 2010 учебном году осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии от 23. 12. 2003 № 21/12 и утвержденной приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089. Наряду с формированием традиционных географических знаний и умений, особый акцент делается на проверку сформированности географических предметных компетенций – умений анализировать и обобщать географическую информацию, соотносить знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, применять полученные в школе географические знания и умения в ситуациях, близких к реальным жизненным.

К предметным географическим компетенциям относятся:

- умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии;

- владение языком географии (понимание географических терминов и понятий, умение «читать» географические карты и другие специфические источники географической информации);

- умение «привязать» событие к конкретному месту в пространстве;

- умение выделить географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы;

- умение проанализировать собранную информацию, сделать вывод и сформулировать решение проблемы.

География относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта определены как обязательные для изучения в основной школе. Базовое содержание образования, требования к подготовке учащихся по предмету и контроль за выполнением этих требований независимы от типа учебного заведения или территории, где ведется обучение, его профиля или источника финансирования. Современная учебная география как систематический предметный курс изучается в основной школе с 6 по 9 класс, а также по выбору учреждения в общеобразовательных и ряде профильных классах полной (средней) школы. Необходимо учитывать предварительную подготовку учащихся в 5 классе в курсе «Природоведение», которая позволяет сформировать целостную структуру восприятия живой и неживой природы, её развития во времени и пространстве. Это необходимо учитывать при переходе к изучению начального курса географии. Вопросы преемственности географических знаний между 5 классами и курсом географии остаются весьма актуальными.

Учебный план является основным нормативным документом образовательного учреждения, осуществляющего учебный процесс в рамках классно-урочной системы и предметной структуры обучения. Учебный план – элемент государственного образовательного стандарта, база для разработки учебных программ и учебно-методических пособий. В основной школе предусмотрено на изучение географии 245 учебных часов, которые распределены следующим образом: 6 класс-35 ч., 7 класс-70 ч., 8 класс-70 ч., 9 класс-70 ч. . Вместе с тем в рамках регионального компонента областного базисного плана в VI классе выделяется 1 час на преподавание учебного предмета «Краеведение», который рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Особо выделяем, что итоговая аттестация в форме ЕГЭ предполагает изучение учащимися курса географии в 6 классе в полном объеме.

На ступени среднего (полного) общего образования федеральный компонент базисного учебного плана включает совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. Учебное время, отведенное для изучения географии на базовом уровне , составляет 70 часов в год (т.е. из расчета 1 час в неделю в 10 и 11 классах или 2 часа в неделю только в 10 классе). Если география выбирается для изучения на профильном уровне , то учебное время составляет 210 часов (за два года).

Для формирования определенного профиля обучения в состав учебного плана включается не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне. Этот выбор является прерогативой образовательного учреждения. При этом важно обеспечить взаимосвязь курса географии не только с другими учебными курсами, но и с содержанием того или иного профиля, который будет выступать в качестве основы компоновки материала и расстановки акцентов в обучении. Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускников школы. Формирование географической компетентности учащихся на профильном уровне служит достижению соответствия географического образования реальностям окружающей среды в личностном, общественном, территориальном-пространственном измерениях. При отборе содержания курса географии на любом профильном уровне следует основное внимание уделять:

а) осознанию пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов и объектов;

б) умелому применению знаний и навыков в своей деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности.

в) умению самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной линии в сфере жизнедеятельности.

Изучение географии на профильном уровне предусмотрено в биолого-географическом , где наряду с географией на профильном уровне могут изучаться обществознание, право, экономика и математика и социально-экономическом профиле, где наряду с географией на профильном уровне могут изучаться математика и биология по 3 часа в неделю в 10 и 11-х классах. Для изучения географии на профильном уровне допущен учебник В.Н. Холиной «Общественная география современного мира» (10 – 11 кл., изд-во «Дрофа»).

Рекомендуем второй вариант изучения географии в данных профилях: начать с курса «Экономическая и социальная география мира» (68 часов), затем в социально-экономическом профиле изучать курсы «География человеческой деятельности» автора В.Н Холиной (68 часов) и «Коммерческая география» автора Е.Л. Плисецкого (68 часов); для биолого-географического профиля также начать с курса «Экономическая и социальная география мира» (68 часов), затем изучать следующие курсы: «Природопользование» (68 часов, авторы Сиротин В.И. и др.), «Основы геологии» автора Н.В. Короновского (68 часов).

Названные авторы являются разработчиками программ и соответствующих учебников.

Вопросы организации предпрофильной подготовки и профильного обучения по географии рассматриваются в научно-методических журналах «География в школе», «География и Экология в школе XXI века», газете «География», а также в следующих изданиях:

· Алексеева М.С. Особенности реализации учебной программы в модульной технологии по дисциплине «Профильное обучение географии в школе» // География в школе. 2008. №4.

· Воронина Г.А. Элективные курсы. – М.: Изд-во «Айрис Пресс»,2006.

· Кривых С.В., Макареня А.А. Программное обеспечение подготовки педагога профильной школы. – Санкт-Петербург: ГНУ ИОВ РАО, 2004.-88с.

· Кривых С.В., Шорникова Г.Н. Организация профильного обучения. Учебное пособие. – Новокузнецк: ИПК, 2003.-165 с.

· Крылова О.Н. технологии работы с учебным содержанием в профильной школе. - Санкт-Петербург: Изд-во «Каро», 2005.-112 с.

В качестве элективных рекомендуем курсы «Глобальная география» (авт. Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров), «Политическая карта мира» (авт. А.С. Наумов, В.Н. Холина), «Экологические проблемы планеты Земля» (авт. Н.Ф. Винокурова, В.В. Трушин), «Геоэкология» (авт. Л.Л. Розанов), «Введение в общую географию» (авт. Л.Л. Розанов), «География внеземных территорий» (В.П.Савиных, Л.Е.Смирнов) и др.

Компетентностный подход в преподавании географии реализуется в новых линиях учебников, так как результаты обучения, качество обучения во многом определяются умениями школьников работать с учебником. Учебник - основной источник знаний для учащихся, важное средство обучения, развития и воспитания школьников. Современный период модернизации образования характеризуется наличием множества учебников по каждому курсу географии. Наряду с традиционными, издаются новые, образующие особые линии учебники. Учителя географии поставлены в условия выбора линии учебников, которые должны отражать современные требования к результатам обучения, сформированные в стандарте, соответствовать педагогическому мастерству учителя, уровню подготовки учащихся, условиям работы конкретной школы.

Наряду с традиционными линиями учебников, в Федеральном перечне на 2009 - 2010 учебный год появились новые линии учебников географии, разработаные едиными авторскими коллективами. В новых линиях учебников реализуется важнейшая идея новой концепции школьной географии - комплексный подход, т.е. переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегральному курсу. Содержание нацелено на реализацию практической направленности школьной географии, на формирование ключевых компетенций школьников.

Переход на новые линии учебников следует осуществить поэтапно: в первый год перейти только в 6 и 8 классах, второй год перейти на всю линию с 6 по 9 класс.

Содержательные линии учебников по географии для основной школы, рекомендованные МО РФ на 2009 - 2010 учебный год

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Традиционная линия. Издательство «Дрофа»

1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География.

Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География

Баринова И.И. География России

Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство

Новая линия, автор В.П. Дронов. Издательство «Дрофа»

Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение

Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А., под ред. Дронова В.П. География. Материки, океаны, народы и страны

Дронов В.П. и др. География России. Природа. Население. Хозяйство

Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидже А.А. География. Россия. Хозяйство и географические районы

Новая линия, авторы О.А. Климанова и А.И. Алексеев. Издательство «Дрофа»

Климанова О.А., Белова М.Н., Ким Э.В. и др. География. Землеведение

Климанова О.А. и др. География. Страноведение

Алексеев А.И. и др. География России. Природа и население

Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство и географические районы

Новая линия, авторы Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Издательство «Русское слово»

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.

География

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.

География

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География

Новая линия «Полярная звезда» под ред. А.И. Алексеева. Издательство «Просвещение»

Алексеев А.И., Николина В.В Болысов С.И. и др. География. Природа и люди. (Академический учебник)

Алексеев А.И., Николина В.В., Болысов С.И. и др. География. Страны и континенты. (Академический учебник)

Алексеев А.И., Николина В.В. Болысов С.И. и др. География России. (Академический учебник)

Алексеев А.И., Николина В.В., Болысов С.И. и др. География России. (Академический учебник)

Новая линия, авторы Петрова Н.Н., Максимова Н.А. Издательство «Мнемозина»

Петрова Н.Н.Максимова Н.А. География

Петрова Н.Н.Максимова Н.А. География

Петрова Н.Н.Максимова Н.А. География

Петрова Н.Н.Максимова Н.А. География

Линия учебников «Школа 2100». Издательство «Вентана-Граф»

Летягин А.А., под ред. Дронова В.П. География

Душина И.В., Смоктунович Т.Л., под ред. Дронова В.П. География

Пятунин В.Б., Таможняя Е.А., под ред. Дронова В.П. География

Таможняя Е.А., Толкунова С.Г., под ред. Дронова В.П. География

Содержательные линии учебников по географии для средней школы, рекомендованные МО РФ на 2009 - 2010 учебный год

Авторы. Название учебника

Класс

Издательство

Базовый уровень

Максаковский В.П. География. (базовый уровень).

10

Просвещение

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. (базовый и профельный уровень).

10

Русское слово

Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень).

10 - 11

Просвещение

Бахчиева О.А., под ред. Дронова В.П. География. (базовый уровень).

10 - 11

ВЕНТАНА-ГРАФ

Министерство образования и науки РФ разработало и утвердило на основе федерального компонента государственного стандарта примерные программы по географии , которым следует неукоснительно пользоваться. Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрывают неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения. Учебное время на изучение разделов программы является примерным и рассчитано по ступеням обучения в 6—7, 8—9, 10-11 классах. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников. Стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например:

1. Сборник нормативных документов / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

2. Современное образование. География. Естествознание. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

3. Сборник нормативных документов. География / сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.: «Дрофа», 2007год. (Сборник включает документы: федеральный компонент государственного стандарта общего образования; федеральный базисный учебный план; примерные программы по географии).

4. Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6 - 11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. - М.: Дрофа, 2008.

5. Рабочие программы по географии. 6-11 классы (линии учебников издательств: «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Автор-составитель Н.В.Болотникова. - М.:Издательство «Глобус»,2009 год.

6. География: Программа.6-10 класы общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2007.Авторы – состовители: Литягин А.А.Душина И.В. Новая линия учебников «Школа 2100».

7. Домогацких Е.М. Программа для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 56 с.

8. География: навигатор: материалы в помощь учителю: 6-9 кл. / под общ. ред. В.П. Дронова; Рос. акад. наук, Рос акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008.- 47 с.

9. Николина В.В. География: Программы общеобразовательных учреждений: 6-9; 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2008. - 48 с.

Кроме того, имеется несколько вариативных (авторских) учебных программ по отдельным курсам географии, например:

10. Программа курса «География. Землеведение» в пособии: Савельева, Л.Е. География. Землеведение. 6 кл. : метод. пособие / Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. - М.: Дрофа, 2007. – 93,с.

11. Программа курса «География. Землеведение». 6 класс в пособии: Румянцев, А.В. География. Землеведение. 6 кл.: методическое пособие к учебнику под ред. О.А. Климановой «География. Землеведение» - М.: Дрофа, 2007. – 48с.

Учитель географии вправе использовать и другие примерные программы по географии при подготовке к урокам, обращая внимание на год их издания. Нельзя использовать для работы те программы, у которых истек срок 5-и летней давности от года выпуска программы. Если учитель разработал авторскую программу , он её утверждает в КОИРО (на платной основе); если учитель немного изменил содержание или кол-во часов каких- либо разделов программы (модифицировал её ), он эту программу согласовывает на методическом объединении кафедры в своей школе (лицее, гимназии), а директор школы утверждает данную программу.

Требования к рабочей программе.

Рабочая программа – документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы . Рабочая программа разрабатывается на основе примерной учебной программы, имеющей гриф Министерства образования и науки Российской Федерации, рекомендованной (допущенной) для реализации в образовательном процессе с возможным внесением изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательностью изучения тем, количеством часов, использованием различных учебно-методических комплектов, организационных форм обучения с учётом специфики образовательного учреждения.

В структуру рабочей программы входят: титульный лист, пояснительная записка, тематический план, основное содержание всех тем, тематика и краткое содержание семинарских и практических занятий, экскурсий и т. п.; примерная тематика рефератов, требования к уровню подготовки учащихся, формы контроля и критерии оценки уровня достижений учащихся , учебно-методический комплект, литература, электронные издания, Интернет-ресурсы для учителя и учащихся (список составляется в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления») (http: //library.kuzstu.ru/method/gost.ntm); перечень учебного оборудования и наглядных пособий для каждого урока; поурочное календарное планирование с перечнем контрольных, практических работ и экскурсий. Рабочая программа должна быть обсуждена и согласована на заседании предметного методического объединения, принята на методическом или педагогическом совете, утверждена руководителем образовательного учреждения (до начала учебного года).

Краеведение. На ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности возможно увеличение количества часов в VI классе (1 час в неделю учебного предмета «География») за счет часов регионального или школьного компонентов. Региональный компонент базисного учебного плана представлен курсом «Краеведение», включающем все направления школьного краеведения (комплексная характеристика): географическое, биологическое, историческое, литературное и др. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.

Изучениие географии Калининградской области в 8-9 классах рекомендуется в конце учебного года – комплексно - 8-10часов в каждом классе. Однако учитель вправе самостоятельно выбирать время и место в программе для изучения данной темы.

Практические работы. Овладение практическими умениями - важнейшая составная часть развития учащихся. Формирование деятельностных качеств способствует воспитанию творческой личности, умеющей применять знания в повседневной жизни, устанавливать связи с природным и социальным окружением, обладающей основами компетентностного подхода как способностью адекватно отвечать на возникающие проблемные ситуации.

В современной учебно-познавательной модели все более актуализируется деятельностный компонент, реализация которого осуществляется в условиях широкого включения обучающихся в решение практических задач. Активизация творческого потенциала ученика, обогащение и использование личного опыта позволяют раскрывать индивидуальные возможности, развивать самостоятельность, самоанализ и самооценку. Усиление внимания к деятельностному компоненту обучения наблюдается и в практике преподавания в школе. Предлагаем некоторые практические советы, которые помогут при отборе содержания, определению учебно-познавательных действий и оценке полученных результатов.

В некоторых новых линиях УМК отсутствует тема «Определение азимута», учителю необходимо ввести такое понятие и отработать навыки по определеню азимута как на карте, так и на местности во время экскурсий. Для определения расстояний использовать масштаб трех видов: линейный, именованный, численный. Обязательным элементом проверки является умение определять по карте географические координаты точек и объектов. Основное условие формирования умений - на стадии введения знаний предложить алгоритм, а в последующем вводить как можно больше тренировочных упражнений, усложняя условия заданий. Так, в 6 классе предлагаются задания по определению координат высочайших вершин, вулканов, городов, в 7 классе - определение крайних точек материков, определение объектов, находящихся на одной параллели, на одном меридиане в пределах материка, какой объект находится севернее или южнее изучаемого места. В 8, 9 классах определять расстояние между пунктами, протяженность территории, используя длину дуги параллели.

Определенные затруднения вызывает выполнение практической работы на определение различий поясного времени на территории страны, когда задача усложняется условием одновременного движения поезда или самолета. Такого типа задачи относятся к заданиям повышенного и высокого уровня сложности, поэтому учитель регламентирует их количество при проведении обязательной практической работы, предлагая задания базового уровня сложности, к таким относятся представления о прибавлении времени при движении на восток и убавлении при движение на запад, определение разницы во времени между пунктами (часовые пояса пунктов указываются в условии задачи), используя карту часовых поясов, определять, в каком часовом поясе находится тот или иной пункт.

Практические работы по обозначению и показу географических объектов на карте регламентированы федеральными программами, и учителю необходимо при составлении учебно-тематического планирования разделить, какие из них следует наносить на контурную карту, а какие просто показывать на карте, используя различные приемы, направленные на их запоминание. Особое внимание следует обратить на обязательное выполнение практических работ, связанных по формированию навыка работы с источниками географической информации: тематическими картами, статистическими таблицами, климатическими диаграммами. Ученики затрудняются соотносить климатические показатели с климатическим поясом и областью, поэтому тренировочные задания следует включать при изучении географии своей республики уже в 6 классе в курсе краеведения. При работе со статистическими данными обучать школьников приемам анализа, сравнения, обобщения, формулирования выводов и умению давать оценку и прогнозировать ситуацию.

По дидактической цели все практические работы делятся на обучающие (тренировочные), самостоятельные (творческие), итоговые (оценочные).

Выполнение тренировочных и творческих работ учителем оценивается выборочно, и в школьный журнал выставляются только положительные оценки. Итоговые практические работы по темам выполняются и оцениваются у всех учащихся в классе, записываются и выставляются в школьный журнал.

Программные практические работы, обязательные для выполнения по традиционной линии учебников.

Начальный курс географии (VI класс)

Раздел, тема

Практическая работа, форма ее выполнения

Оценка

Время

проведения

Введение

№ 1. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями состояния водоемов, растительности и животного мира.

Экскурсия, заполнение полевого дневника, классного календаря погоды .

Всем

учащимся

I четверть

№ 2. Определение форм поверхности и характера залегания пород, особенностей вод, их использования и охраны.

Экскурсия, заполнение полевого дневника, классного календаря погоды.

Всем

учащимся

Изображение Земли

на глобусе и карте.

План местности

№ 3. Определение на местности направлений, азимутов, расстояний. Работа на местности ,записи в тетради .

Всем

учащимся

№ 4. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности.

Камеральная работа, план.

Всем

учащимся

поэтапно

№ 5. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек.

Чтение карт .

Всем

учащимся

поэтапно

№ 6. Определение по картам географических координат точек и обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам.

Работа с картой и тетрадью .

Всем

учащимся

поэтапно

Литосфера

№ 7. Определение по карте географического положения, высоты гор и равнин высоты и географических координат отдельных вершин, нанесение на контурную карту объектов литосферы.

Работа с картой атласа и контурной картой.

Всем

учащимся

поэтапно

II четверть

8. Нанесение на контурные карты объектов гидросферы.

Работа с контурной картой .

Всем

учащимся

Гидросфера

№ 9. Определение по картам географического положения одного из океанов, его относительных размеров, преобладающих и максимальных глубин, основных видов хозяйственной деятельности.

Работа с картами атласа.

Всем

учащимся

III четверть

№ 10. Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Работа с картами атласа.

Всем

учащимся

Атмосфера

№ 11. Установление особенностей суточного хода температуры воздуха на основе построения графика (по материалам календаря погоды).

Работа с календарем погоды .

Всем

учащимся

поэтапно

№ 12. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков и описание наблюдаемой погоды, обработка результатов, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков. Выявление причин изменения погоды.

Систематизация результатов наблюдений за погодой .

Всем

учащимся

поэтапно

Биосфера

№ 13. Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Весенняя экскурсия, составление характеристики ТПК.

Всем

учащимся

IV четверть

География материков и океанов (VII класс)

Раздел, тема

Практическая работа, форма ее выполнения

Оценка

Время

проведения

I

раздел

№ 1. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (карты, дневники путешествий, справочники, словари и др.), составление “летописей” наиболее важных путешествий разных исторических эпох.

Заполнение путевого дневника и итоговой таблицы в тетради, обозначенные маршрутов экспедиций на контурной карте.

Всему

классу поэтапно

I четверть

№ 2. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Прокладка по карте маршрутов путешествий с определением местоположения, абсолютных и относительных высот мест остановок, а также направлений от пункта к пункту.

Работа с тетрадью и контурной картой.

Всему

классу

IV раздел

№ 3. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка.

Работа с тетрадью и контурной картой.

Всем

поэтапно

II четверть

№ 4. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Работа с контурной картой.

Всем учащимся одновременно

IV раздел

№ 5. Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата.

Всему классу одновременно

II четверть

№ 6. Определение причин разнообразия природных зон материка.

Работа с атласом, заполнение таблицы .

Всему классу поэтапно

№ 7. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран (по выбору).

Письменное описание стран (по выбору) в тетради по атласу.

Всему классу поэтапно

№ 8. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.

Письменное сравнительное описание в тетради на основе анализа атласа и других ИГИ. (Возможна работа и в классе, и дома, группами по отдельным заданиям).

Всему классу поэтапно

№ 9. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки.

Анализ атласа и выводы в тетради.

Всему классу одновременно

III

четверть

№ 10. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения этих рек.

Работа с атласом и учебником, фиксирование результатов в таблице или на контурной карте

Всем учащимся

поэтапно

IV раздел

№ 11. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Работа по вариантам, результаты оформляются или в табличной форме в тетради, или на контурной карте .

Всему классу поэтапно

III

четверть

№ 12. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.

Работа в классе, итоги оформляются в тетради в табличной форме.

Всему классу поэтапно

№ 13. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различий в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

Работа в классе с таблицами, результаты заносятся в тетрадь.

Всему классу поэтапно

№ 14. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и одной из стран зарубежной Азии.

Работа с атласами по вариантам с использованием типового плана, результаты заносятся в тетрадь .

Всему классу поэтапно

V

раздел

№ 15. Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также в степени антропогенного воздействия.

Работа на местности: весенняя экскурсия.

Составление простейшего плана местности, на котором изучают природные комплексы .

Всему классу одновременно

IV

четверть

География России. Природа. (VIII класс)

Раздел, тема

Практическая работа, форма ее выполнения

Оценка

Время

проведения

Главные особен-ности природы

Рельеф, геологи-ческое строение и мине-ральные ресурсы

№ 1. Определение поясного времени по карте часовых поясов. Решение задач в тетради .

Всем

I четверть

№ 2. Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей.

Заполнение контурной карты .

Всем

№ 3. Определение и объяснение закономерностей размещения магматических осадочных полезных ископаемых по тектонической карте.

Работа с контурной картой, сопоставительная таблица в тетради.

Всем

Климат и агрокли-мати-ческие ресурсы

№ 4. Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение.

Заполнение таблицы в тетради .

Всем

II четверть

№ 5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды.

Сравнительная таблица в тетради.

Всем

№ 6. Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков.

Работа с контурной картой, выводы в тетради.

Всем

№ 7. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.

Решение задач в тетради .

Всем

III четверть

Главные особен-ности природы

Внутрен-ние воды и водные ресурсы

№ 8. Определение по картам и статистическим материалам особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования.

Заполнение таблиц в тетради .

Всем

Почвенно-раститель-ный покров, животный мир, почвен-ные и биоло-гические ресурсы

№ 9. Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности).

Всем

Природ-ные ком-плексы

Природ-ные зоны

№ 10. Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон.

Составление в тетради схемы, таблицы .

Всем

Человек и природа

Природ-ные районы

№ 11. Выявление по картам и статистическим источникам природных ресурсов и условий их освоения на примере отдельных районов.

Заполнение контурной карты, выводы на отдельном листе.

Всем

IV четверть

Человек и природа

Природ-ные районы

№ 12. Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из видов природных ресурсов (значение, составные части, распределение по территории, пути и способы рационального использования).

Заполнение таблицы в тетради, составление схемы.

Всем

№ 13. Определение физико-географического положения Калининградской области.

Всем

№ 14. Выявление по картам и статистическим материалам природных ресурсов и условий их освоения.

Всем

№ 15 Выявление зон чрезвычайных экологических ситуаций и охраняемых территорий Калининградской области.

Всем

География России. Население. (IX класс)

Раздел, тема

Практическая работа, форма ее выполнения

Оценка

Время

проведения

Насе-ление

№ 1. Определение по картам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение.

Работа с контурной картой и письменный вывод в тетради.

Всем

I четверть

№ 2. Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и закономерностей их размещения.

Заполнение таблицы .

Всем

№ 3. Определение по статистическим материалам тенденции в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны.

Таблица и выводы в тетради .

Всем

Хозяйство

География отраслей и межотра-слевых ком-плексов

№ 4. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Таблица в тетради.

Всем

II четверть

№ 5. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Заполнение таблицы в тетради или описание по плану .

Всем

№ 6. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

Работа с контурной картой .

Всем

III четверть

№ 7. Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.

Таблица в тетради .

Всем

Хозяйство

География отраслей и межотра-слевых ком-плексов

№ 8. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Таблица в тетради .

Всем

III четверть

№ 9. Определение по картам и статистическим материалам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Письменная характеристика в тетради или заполнение контурной карты с подробными выводами.

Всем

Хозяйст-венные районы

России

№ 10. Составление схемы производственных связей на примере одного из районов (по выбору учителя).

Всем

IV четверть

№ 11. Сравнительная характеристика хозяйства двух районов

(по выбору учителя).

Сравнительная таблица в тетради .

Всем

№ 12. Определение экономико-географического и политико-географического положения Калининградской области.

Всем

№ 13. Хозяйственная оценка природных ресурсов Калининградской области и условий их освоения.

Всем

№ 14. Составление картосхемы внешних экономических связей Калининградской области.

Всем

№ 15. Составление картосхем территориальной структуры хозяйства Калининградской области; или экскурсионный практикум на предприятие области.

Всем

Экономическая и социальная география мира (X класс)

Раздел, тема

Практическая работа, форма ее выполнения

Оценка

Время

проведения

Общая

характе-ристика

мира

Современ-ная поли-тическая карта мира

№ 1. Составление систематизирующей таблицы “Государственный строй стран мира”.

Всему классу одновременно

I

полугодие

География мировых природных ресурсов

№ 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира.

Предлагаются 2 варианта, форма фиксации результатов: таблица или вывод в тетради.

Поэтапно

всем

География населения мира

№ 3. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

Результат работы – сравнительная характеристика .

Всему классу одновременно

№ 4. Объяснение (на основе изучения материалов учебника) региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сфере материального и нематериального производства.

Форма выполнения: заполнение таблицы .

Всему классу одновременно

№ 5. Объяснение (по результатам) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору).

Форма представления результатов: реферат или таблица в тетради.

Всем

Поэтапно

Общая

характе-ристика

мира

География отраслей мирового хозяйства

№ 6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.

Форма выполнения: реферат, сочинение, картосхема .

Всем

Поэтапно

I

полугодие

№ 7. Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени их развития, составление проекта развития транспортных систем для одного из регионов.

Форма представления результатов: реферат, сочинение, проект.

Всему классу одновременно

Регио-нальная характе-ристика мира

Зарубежная (по отноше-нию

к странам СНГ) Европа

№ 8. Разработать экономико-географическое обоснование размещения двух-трех отраслей промышленности в одной из стран.

Форма выполнения: таблица или письменное обоснование в тетради или на контурной карте с подробной легендой .

Всем

поэтапно

№ 9. Составить сравнительную экономико-географическую характеристику двух стран

“большой семерки”.

Форма выполнения: сводная таблица в тетради.

Всем

поэтапно

Зарубежная (по отноше-нию

к странам СНГ) Азия

№ 10. Характеристика специализации сельскохозяйствен-ных районов Китая, объяснение причин.

Форма выполнения: контурная карта.

Всем

одновременно

II полугодие

№ 11. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

Всем

одновременно

№ 12. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.

Форма выполнения: контурная карта с подробной легендой.

Всем

одновременно

II полугодие

Регио-нальная характе-ристика мира

Северная Америка

№ 13. Для каждого из макрорегионов США объяснить влияние природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения.

Форма представления результатов: реферат или итоговая таблица в тетради .

Всему классу

одновременно

Австралия и Океания

№ 14. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.

Всему классу

одновременно

Глобальные проблемы челове-чества

№ 15. Разработка проекта решения одной из проблем (продовольственная, энергетическая и др.) с опорой на гипотезы, теории, концепции, существующие в других (известных учащимся) областях научных знаний.

Работа по группам по определенному заданию.

Форма представления результатов: рефераты и доклады с иллюстрациями, схемами, таблицами.

Всем

поэтапно

Таким образом, все практические работы по программе отражаются в тематическом и поурочном планировании с указанием их вида (обучающие, самостоятельные, итоговые) и записываются в журнал.

ЕГЭ и ГИА-9. Анализ результатов ЕГЭ и ГИА-9 по географии в Калининградской области дает информацию о сильных и слабых сторонах подготовки учащихся, позволяет определить уровни усвоения знаний и умений отдельными группами выпускников, предоставляет данные, являющиеся необходимым условием реализации обратной связи в процессе обучения географии. Опубликованные материалы открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий по географии включают подборки заданий по всем разделам и темам обязательных минимумов содержания школьного географического образования. Эти материалы должны стать дополнительным ориентиром для учителей при планировании глубины изучения того или иного материала, при определении видов деятельности учителя и учащихся, необходимых для достижения того или иного уровня овладения географическими знаниями и умениями. Важным резервом повышения качества подготовки учащихся является учет в работе учителей информации о типичных ошибках выпускников, допускаемых при выполнении заданий экзаменационной работы. Причиной типичных ошибок, как показывает анализ результатов ЕГЭ и ГИА-9, чаще являются не пробелы в знаниях фактологического характера, а недостаточная сформированность важных умений, непонимание ключевой географической терминологии, что является основой формирования главных предметных компетентностей. Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособий для подготовки к ЕГЭ и ГИА-9. Рекомендовать ученикам можно пособия, которые включены в «Перечень изданий, допущенных ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенный на сайте ФИПИ (http://www. fipi . ru ). (Приложение №1).

Настоятельно рекомендуем учителям включить в поурочное планирование для 8-11 классов подготовку к ГИА-9 и ЕГЭ, после каждого изучаемого раздела (по возможности – темы).

Особенности преподавания географии в 2009/2010 учебном году

Появление новых вызовов времени закономерно определяет необходимость дальнейшей модернизации системы образования. В Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2008 года большое внимание уделяется вопросам образования. В своем послании Президент РФ определил ключевые направления формирования современной модели образования, положенные в основу национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение государственных образовательных стандартов. Особенностью 2009/2010 учебного года является подготовка к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты «второго поколения». Одна из функций стандартов связана с обеспечением гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. В структуре стандартов появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (материально-техническим, информационно-методическим, организационным, кадровым и др.). Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования.

Обращаем внимание руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений на необходимость оборудования предметных кабинетов для учебно-методического обеспечения географического образования. Необходимо также отметить комплект интерактивных наглядных пособий по географии издательства «Дрофа» и др. Пособия предназначены для предметных кабинетов, оборудованных мультимедийными проекторами с экранами или интерактивными досками. Эти пособия могут применяться как для занятий в классе, так и для организации самостоятельной работы учащихся. Предлагаемые пособия позволяют существенно расширить демонстрационные возможности карт. Главные из преимуществ пособий состоят в том, что они обеспечивают возможность:

1. увеличения отдельных участков карты для более подробного изучения;

2. рисовать на карте и наносить на неё надписи, что позволяет успешно использовать эти инструменты как для изучения нового материала, так и для проверки знаний учащихся и др.

География, как история и литература, несет огромную мировоззренческую нагрузку, в том числе и в деле преодоления глубокого кризиса российской идентичности. Более 300 лет преподают в нашей стране географию. Одна из причин востребованности географических знаний – это огромное пространство, на котором расположена наша страна. Преобразование и освоение этого пространства является внутренней причиной географизма. Отсутствие интереса к географическим знаниям в периоды преобразований и реформ свидетельствует о декларативности этих преобразований. Значение географии определяется не только пониманием современного мира как многоликого, осмыслением места России в мире, осознанием включённости каждого в жизнь своей страны, но и формированием географического мышления, географических образов территорий, реализацией идей гуманизации, рассматривающих природу и хозяйство через человека. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные и общественные объекты и явления, поэтому цели обучения географии отличаются особой широтой , которую необходимо учитывать при конструировании её содержания. В более общем виде цель географического образования заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в повседневной жизни. Организуя учебный процесс по географии необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только систему предметных знаний и специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды, выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений, их моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде, оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных и правовых норм, эстетических ценностей.

К известным функциям знаний ( обучающей, развивающей, воспитательной) добавляется социально-адаптивная, связанная удовлетворением потребности общества не в узких специалистах, а функционально грамотных людях со сформированными ключевыми компетенциями. Наиболее эффективными формами организации учебной деятельности, оптимальными для развития ключевых компетенций и ориентированными на самостоятельную деятельность учащихся являются:

- разнообразные виды работы с различными источниками информации,

- проектно-исследовательская деятельность,

- групповые формы обучения для формирования коммуникативных умений,

- модульная технология обучения,

- проблемное обучение,

- современные технологии открытого образования и др.

Организация учебного процесса должна носить деятельностный характер обучения, с ориентацией на развитие самостоятельности и ответственности ученика, созданием условий для приобретения опыта постановки и достижения целей, организацией продуктивной групповой работы и индивидуальной траектории обучения. При рассмотрении проблемы взаимодействия учителя и учеников, исходя из новых целей и задач, следует особо выделить, что учитель не навязывает ученикам учебные цели, не ставит учеников в ситуацию соревнования и избегает временных ограничений. Задания должны соответствовать возрастным особенностям и иметь оптимальный уровень сложности. В изменении деятельности учителя и учеников следует обратить внимание на то, что ученикам предоставляется право выбора учебной задачи, а учитель ставит перед учащимися задания с элементами новизны и непредсказуемости (творческие). Традиционная система оценивания учащихся давно перестала удовлетворять учителей. Уже давно назрела необходимость перехода к более объективной, понятной и содержательной системе оценивания учащихся. В настоящее время начинает распространяться: рейтинговая система оценивания, критериальный подход, портфолио.

Непременным условием профессиональной компетенции учителя является владение современными информационными ресурсами и информационными технологиями обучения. Информатизация образования – основной ресурс качества географического образования в школе. Основной ресурс потому, что таковы свойства цифровой информации: полноценное представление любых видов информации, мгновенное копирование, передача информации на любое расстояние, простота редактирования, «вечность».

Отсюда вывод: владение основами работы с цифровой информацией - необходимое квалификационное требование к учителю географии. Профессиональная ИКТ-квалификация – это умение выбрать и использовать соответствующие инструменты для решения профессиональных задач. Профессиональная ИКТ-компетентность – это умение решать профессиональные задачи, при этом правильно применяя доступные ИКТ, это открытие новых возможностей учебной деятельности учителя и школьника, повышение эффективности работы с информацией в современном обществе. В образовательном процессе учителям географии рекомендуется использовать некоторые ресурсы сети Интернет:

Наименование

Производитель

Силы природы

Медиа Хауз

Австралия

Начальный курс географии. 6 класс

Республиканский мультимедиа центр

Наш дом – Земля 7 класс.

Республиканский мультимедиа центр

География России.

Природа и население 8 класс

Республиканский мультимедиа центр

География России. Хозяйство и регионы.9 класс

Республиканский мультимедиа центр

Школьный курс географии

7 ВОЛК - Мультимедиа

Уроки географии

Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия»

Экономическая и социальная география мира

Республиканский мультимедиа центр

География 6-10 классы

Республиканский мультимедиа центр

Geografix 2 – новая обучающая географическая игра.

1-С

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

1-С

Большой атлас России

1-С

Все города России

1-С

Все карты России

1-С

Карта мира

1-С

Россия

1-С

СНГ и Балтия

1-С

Туристический атлас мира Кирилла и Мефодия

1-С

Новенко Д.В. Методическое пособие по использованию мультимедийного учебника VII класса.

Республиканский мультимедиа центр

Петрова Н.Н. Методическое пособие по использованию мультимедийного учебника VI класса.

Республиканский мультимедиа центр

Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования

География в школе. 2004. №4. С.46-50.

Сайт «Школьные геоинформационные системы»

http://null. ru/people/schgis

Справочник ЦРУ США по странам мира

http://www./cia.gov/cia/publications/factbook

“Контора Кука», справочная информация о туризме и путешествиях.

http:// www.kontorakuka.ru

Сайт, посвященный странам дальнего зарубежья

http:// www.lonelyplanet/com

Викторина по странам мира

www.map.com

Методические разработки уроков

www.school.aol.com

Ресурсы сети Интернет для учителей географии:

Газета «География» http :// geo . 1 september . ru /

Учитель года России http ://2006. teacher . org . ru /

Gismeteo.ru http://www.gismeteo.ru/maps.htm

Географическое общество России http :// rgo . org . ru /

Клуб журнала «GEO» http : // www , geo . ru /

Журнал «Вокруг света» http : // www , vokr ugs veta . ru /

Журнал «National geographic»

http://wwvv. national -geographi с . ru/ngm/ngs/

Великие путешественники, мореплаватели и географы

http :// www . geografia . ru /

Национальное географическое общество http :// www . rusngo . ru / project / index . shtml

Организация воспитательной и внеурочной работы по географии

Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной экономики, предъявляет выпускникам системы общего образования новые требования. В соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов «второго поколения», на первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. В воспитательной работе учителей географии следует выделить два наиболее актуальных направления.

Во-первых, воспитание патриотизма. Любое государство в целях самосохранения заинтересовано в воспитании граждан, разделяющих его базовые ценности, и инструментом такого воспитания выступает школьное преподавание географии. Важно, чтобы ценности гражданственности и патриотизма в сознании юных россиян были увязаны с любовью к Отечеству и полноценным восприятием себя как гражданина России, наделенного конституционными правами и обязанностями. В новом учебном году следует продолжить воспитательную работу, особое внимание, обращая на формирование позитивного географического образа России, больше времени уделяя рассказам о неповторимой красоте разнообразных ландшафтов страны, природных уникумах, о замечательных людях, живущих в России.

Учителям географии в воспитательной работе необходимо исходить из того, что каждый гражданин должен знать конкретную, точную и достоверную информацию о своей стране, о ее сегодняшнем дне. В октябре 2010 г. состоится Всероссийская перепись населения. Следует стремиться к тому, чтобы у подрастающего поколения формировалось осознанно-положительное отношение к переписи населения. Без ознакомления с данными переписей населения невозможно дать учащимся полноценные знания и организовать эффективную воспитательную работу по география. Поэтому необходимо постоянное (ежегодное) включение переписной тематики в содержание учебных занятий и воспитательных мероприятий в общеобразовательных учреждениях.

Второе направление воспитательной работы учителей географии – формирование толерантного сознания. Жизнь в эпоху глобализации ставит проблему воспитания толерантности как вопрос выживания. Приказом Министерства образования и науки РФ от 03.08.2006 г. № 201 утверждена Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации. В этом документе образование рассматривается как инструмент реализации этнонациональной политики в процессах модернизации – духовной консолидации народа России в полиэтничное, гражданское общество.

В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности обучающихся. Отмечается рост количества конференций и конкурсов исследовательских работ учащихся разного уровня – от семинара в классе до Всероссийских научно-практических конференций детей и молодежи. Процессы, происходящие в образовании, требуют системной общественной поддержки. В 2007 году для поддержки этой работы, была создана организация – Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь». Программа работы Движения на 2009 – 2010 гг. и текущая информация о его деятельности размещается на официальном сайте (http://www.oodi.ru).

Одним из направлений внеурочной работы по предмету является подготовка к олимпиадам по географии, количество которых возросло. На заседании районных (городских) методических объединений учителей географии следует проанализировать результаты Всероссийской, областной, районно-городской олимпиад школьников по географии, организовать обмен опытом по проведению школьного этапа олимпиады и подготовке учащихся к участию в интеллектуальных состязаниях. Основным педагогическим условием для успешной подготовки к олимпиаде является сочетание урочной и внеклассной работы.

Все олимпиадные задания строятся на основе школьных курсов географии. Задания лишь развивают, логически усложняют базовые знания и облекают их в более занимательную форму. Содержание олимпиадных заданий для 7-9 классов определено «Примерной программой основного общего образования по географии». Содержание олимпиадных заданий для 10-11 классов определено «Примерной программой основного общего образования по географии» и «Примерной программой для среднего (полного) общего образования» (профильный уровень). При подготовке к олимпиадам следует уделить особое внимание их практической составляющей. В частности на построение геолого-геоморфологического поперечного профиля; на работу с квадратно-километровой сеткой топографической карты; определение азимутов по карте и умение рассчитать протяженность различных маршрутов. Кроме перечисленных заданий возможно включение в структуру практических туров и других заданий, в том числе – творческих, связанных с самостоятельной разработкой исследовательских проектов (например, бизнес-планов, программ территориального развития, историко-краеведческих и т.д.). Задания этого типа, как правило, предлагаются школьникам старших классов, изучающим экономическую географию.

При подготовке по теоретической части следует обратить внимание на:

- географические открытия и путешествия, которые имеют знаменательную дату в 2009-2010 годах;

- узнавать и описывать по контуру или изображению конкретные участки земной поверхности, по координатам определять особенные (специфические) точки земли;

- объяснять географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси; дни равноденствия и солнцестояния их специфические проявления на конкретных территориях;

- уметь по описанию определять ту или иную территорию (страну или район страны);

- знать четко и применять в измененной ситуации климатообразующие факторы и их территориальные проявления, уметь анализировать климатограмму;

- знать особенности водного режима рек и озер, причины изменения солёности поверхностных вод Мирового океана, причины образования, направления и особенности холодных и теплых течений океана;

- понимать особенности территориальной концентрации многих экономических явлений, уметь читать и анализировать различные картограммы и картодиаграммы, схемы, таблицы и графики. При подготовке участников олимпиады, следует использовать материалы, опубликованные в журнале География в школе, в газете География (приложение к Первое сентября), журнале География и экология в школе ХХI, а также в журнале «География для школьников», который начал издаваться с 2008 года.

В настоящее время целью всего образования Калининградбкой области, в том числе географического, является формирование личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить достойное место в условиях социально-экономической неопределенности, решать глобальные проблемы современности. Большая часть из перечисленных качеств формируется в процессе воспитания, которое мы рассматриваем как одну из функций обучения географии. Уникальность географии заключается в том, что она одновременно исследует проблемы окружающей среды и общества; рассматривает общество, природную среду во взаимосвязи. В процессе обучения учебному предмету есть предпосылки для формирования эмоционально-ценностного отношения к человеку, его жизни и здоровью, Родине, природе, труду, знаниям. С целью придания учебному процессу яркого, эмоционального восприятия в курсе географии можно использовать описание плавания путешественников, сведения о том, какие народы населяют нашу страну, об их обычаях и традициях.

В систему работы учителя географии рекомендуется активнее внедрять деятельностный подход в обучении школьников . Проникновение в теорию и практику преподавания географии культурологического, личностно-развивающего, компетентностного, рефлексивного, технологического и других подходов изменяет стратегию обучения. Общая направленность подходов состоит в усилении развивающей роли образования, укреплении позиций исследовательского обучения, что обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью. Происходящие перемены столь стремительны, что человеку все сложнее удается сохранять сложившиеся стереотипы. Повседневная деятельность требует исследовательского поведения, умелого применения знаний. В этой связи важной способностью человека признается способность самостоятельно учиться, ценность саморазвития, творческой саморегуляции. Поэтому, кроме учебно-познавательной, подчеркивается значимость коммуникативной, практико-преобразующей, ценностно-ориентационной, проектной, рефлектной, рефлексивной деятельности, направленных на продуктивное развитие учащегося, его самоопределение, самопознание, самореализацию.

Приложение № 1

Ресурсы Интернет

11

Министерство образования и науки РФ

www.mon.gov.ru

22

Федеральное агенство по образованию

www.ed.gov.ru

33

Российское образование (Федеральный портал)

www.edu.ru

44

Российский общеобразовательный портал

school.edu.ru

55

Дополнительное образование детей (Федеральный портал)

vidod.edu.ru

66

Сервер информационной поддержки единого государственного экзамена

www.ege.ru

77

Профильное обучение в старшей школе

www.profile-edu.ru

88

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (система федеральных образовательных порталов)

www.ict.edu.ru

99

Федерация Интернет - образования

http://www.fio.ru

110

Всероссийский Интернет - педсовет

pedsovet.org

111

Сервер ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций

www.informika.ru

112

Вестник образования (сайт журнала)

www.vestnik.edu.ru

113

Учительская газета

www.ug.ru

114

Первое сентября (газета)

www.1september.ru

115

Фестиваль педагогических идей Открытый урок»

http://festival.1september.ru

116

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов ФЦИОР

http://www.fcior.edu.ru

117

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

218

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://window.edu.ru

Скачать архив с текстом документа