Методические рекомендации по преподаванию математики
СОДЕРЖАНИЕ: Целью обучения математике является не только и не столько изучение математики, сколько развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков, являющихся основой существования человека в социумеМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРЕПОДАВАНИЮ МАТЕМАТИКИ
В 2010-2011 УЧЕБНОМ ГОДУ
Математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Целью обучения математике является не только и не столько изучение математики, сколько развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков, являющихся основой существования человека в социуме.
I . НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Преподавание математики в ОУ в 20010/2011 учебном году осуществляется по БУП (1998г) в 9 классе с ориентацией на государственные стандарты 1998г и примерные программы, БУП (2004г) в 5-8, 10-11 классах – на стандарты 2004г и примерные программы, обозначенные в «Законе об образовании». Примерная программа по математике опубликована на сайте Минобранауки России http://www.mon.gov.ru/edu-politic/standart/pp/1485 . Рабочая программа может быть составлена с использованием следующих программ: «Сборник программ» 2000-2002г Дрофа, «Сборник программ» Просвещение 2009г, Мнемозина 2009г.
Рекомендуем руководствоваться следующими нормативно-правовыми документами Федерального уровня:
• «Закон об образовании» М «Творческий центр» 2006г (дополнение Федерального Закона от 12.2007г № 309-ФЗ ст. 7);
• Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001г;
• Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Утверждена Приказом МО России от 18.07.2002г № 2783, «УГ» - 2002г, журнал «Математика в школе» № 7 2006г;
· Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196.
· Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312.
· Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
• БУП ОУ РФ - утверждён Приказом МО России от 09. 02. 1998г № 322;
• Временные требования к обязательному минимуму содержания математического образования, утверждённого Приказом МО России от 19.05.1998г № 1326;
• Республиканский БУП, утверждён Приказом МО ЧР № 473 от 10.06.2005 г. и № 1784 от 28.11.2008 г.;
• Приказ МО России от 05.03. 2004г № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» //Сборник нормативных документов «Математика» М 2004г
• Приказ МО России от 09.03.2004г «Об утверждении БУП для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // Сборник нормативных документов «Математика» М 2004г
• Примерная программа для основной и средней (полной) школы, размещена на сайте Минобранауки России;
• Информационно-методическое письмо «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы» // Письмо МО России от 23.09.2003г №03-93 ин/13-03// журнал «Математика в школе» № 9 2003г;
· Письмо Министерства образования и молодежной политики ЧР «О разработке и утверждению учебных планов и рабочих учебных программ ОУ всех видов» от 16.04.2009 г. № 10/11-2005.
II. Программно-методическое обеспечение и контроль по математике.
В программе для основной школы на предмет «Математика» отводится в 5-6 классах - 5 часов, в 7-9 классах - 5 часов с изучением курсов «Алгебра», «Геометрия»; в старшей школе на изучение математики на базовом уровне отводится 4 часа (изучаются темы курсов «Алгебры и начал анализа», «Геометрии» в одном предмете «Математика»); на профильном уровне – 6 часов, с разделением на курсы «Алгебра и начала анализа», «Геометрия».
При изучении математики на профильном уровне предполагается ведение факультативов, спецкурсов, элективных курсов, ведение практикумов, исследовательских практик, проектной деятельности, что позволит изучать математику на углублённом уровне. В организации предпрофильной подготовки в 9 классе для определения дальнейшего образовательного «маршрута» ученика желательно ведение элективных курсов по математике предметных и интегрированных (математика и информатика, математика и физика и т.п.)
2.1.Необходимое количество часов в неделю по программе
Основная школа
Класс /уровень изучения |
предмет |
Необходимое количество часов в неделю по программе |
||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||
Базовый уровень |
математика |
5 |
5 |
- |
- |
- |
алгебра |
- |
- |
I четв. – 5, II-IVчетв.-3 |
3 |
3 |
|
геометрия |
- |
- |
I четв.- 0, II-IVчетв- 2 |
2 |
2 |
|
Углубленный уровень |
алгебра |
- |
- |
5 |
5 |
5 |
геометрия |
- |
- |
2 |
3 |
3 |
Примечание:
Для школ с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев, гимназий, где формируются классы с углубленным изучением математики, допускается ведение предмета «Математика» в 5-6 классах – 6 часов в неделе.
Старшая школа
Класс /уровень изучения |
предмет |
Необходимое количество часов в неделю по программе |
|||
10 класс |
11 класс |
||||
1-й вариант учебного плана |
2-й вариант учебного плана (увеличение часов за счет школьного компонента на базовом уровне) |
1-й вариант учебного плана |
2-й вариант учебного плана (увеличение часов за счет школьного компонента на базовом уровне) |
||
Базовый уровень 4 часа |
алгебра и начала анализа |
2,5 (в I полуг.-2 во II полуг.-3) |
3 |
2,5 (в I полуг.-2 во II полуг.-3) |
3 |
геометрия |
1,5 |
2 |
1,5 |
2 |
|
Профильный уровень 6 часов |
алгебра и начала анализа |
4 |
4 |
4 |
4 |
геометрия |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Углубленный уровень 8 часов |
алгебра и начала анализа |
5 |
5 |
5 |
5 |
геометрия |
3 |
3 |
3 |
3 |
Примечание:
Право окончательного выбора варианта планирования, количество уроков, отводимых на изучение каждой темы курса, остается за учителем.
В учебно-методический комплект (УМК), необходимый для обучения математике, должны входить:
· учебник как ведущий элемент УМК;
· дидактические материалы (задачники, рабочие тетради, карточки и т.д.);
· книга для учителя (или методические рекомендации).
УМК может быть дополнен: вспомогательной литературой, публикациями в периодической печати (журналы «Математика в школе», «Математика для школьников»; газета «Математика» - приложение к газете «Первое сентября»), материалами по использованию компьютера в обучении.
Однако необходимо учитывать, что УМК авторов Колмогорова А.Н. и Алимова Ш.А . «Алгебра и начала анализа. 10-11 кл» рекомендованы Министерством образования РФ для использования только при преподавании предмета на базовом уровне .
В 2010-2011 учебном году при составлении рабочей программы, календарно-тематического планирования необходимо опираться на авторские программы и тематические планирования.
Предлагаемые авторские программы по всем классам и курсам составлены в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике. Авторские программы содержат инвариантную и вариативную часть курса. При этом авторами программ и учебников предлагаются различные структуры учебного материала, которые определяют последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной и старшей школы и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а так же развития учащихся.
Каждая программа включает в себя содержание обучения, примерное планирование учебного материала в зависимости от отводимого учебного времени, контрольные работы.
Таблица 1
класс |
Предмет |
Авторы учебников |
программа |
Автор, составитель |
5-6 |
математика |
Виленкин Н.Я. |
Программа. Математика.5-6 кл., изд. Мнемозина, 2009г |
составитель В.И.Жохов |
5-6 |
математика |
Зубарева И.И., Мордкович А.Г. |
Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы / М. Мнемозина, 2007г |
авторы И.И.Зубарева А.Г.Мордкович |
5-6 |
математика |
Дорофеев Г.В. |
Программы общеобразовательных учреждений. Математика. 5-6 классы- М.Просвещение, 2009 |
составитель Т.А.Бурмистрова |
7-9 |
алгебра |
Макарычев Ю.Н. Дорофеев Г.В. Виленкин Н.Я. |
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы, - М.Просвещение, 2008 |
составитель Т.А.Бурмистрова |
7-9 |
геометрия |
Атанасян Л.С. Погорелов А.В. |
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы, - М.Просвещение, 2008 |
составитель Т.А.Бурмистрова |
10-11 |
алгебра и начала анализа (базовый уровень) |
Колмогоров А.Н. Алимов Ш.А. |
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы, - М.Просвещение, 2009 |
составитель Т.А.Бурмистрова |
10-11 |
алгебра и начала анализа (базовый и профильный уровень) |
Никольский С.М. |
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы, - М.Просвещение, 2009 |
составитель Т.А.Бурмистрова |
10-11 |
алгебра и начала анализа (базовый и профильный уровень) |
Мордкович А.Г. |
Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы / М. Мнемозина, 2007г |
авторы И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. |
10-11 |
геометрия (базовый и профильный уровень) |
Атанасян Л.С. Погорелов А.В. |
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы, - М.Просвещение, 2009 |
составитель Т.А.Бурмистрова |
2.2. Программно-методическое обеспечение углубленного изучения математики
Календарно-тематическое планирование учитель разрабатывает применительно к выбранному учебнику, учитывая подготовленность класса, интересы учащихся и исходя из учебного плана для школ и классов с углубленным изучением математики, согласно которому в 7-8–9-х классах изучаются два предмета — алгебра (5 ч в неделю каждом классе) и геометрия (2 ч в неделю в 7 классе, 3 ч в неделю в 8-9 классе); в 10–11-х классах изучаются предметы алгебра и математический анализ (5 ч в неделю в 10-м классе и 5 ч в неделю в 11-м классе) и геометрия (3 ч в неделю в каждой параллели). При этом он может варьировать число часов, отводимых на ту или иную тему, переставлять темы, включать в них некоторые дополнительные теоретические вопросы.
Таблица 2.
№ п/п |
Предмет |
Класс |
Программа (название, автор, год издания) |
Авторское тематическое планирование |
Учебник (название, автор, год издания) |
1 |
алгебра |
7 |
И. Е. Феоктистов. Программа для общеобразовательных учреждений. Планирование учебного материала. Алгебра. 7—9 классы, М.Мнемозина 2010 |
Феоктистов И.Е. Алгебра. 7 класс. Дидактические материалы. Методические рекомендации/ И.Е.Феоктистов.- М.: Мнемозина, 2009.-166с (стр.145) «Математика» № 11, 2008г издательский дом «Первое сентября», (стр. 36-44) |
Алгебра. 7кл. учебник для класса с углубленным изучением математики Ю.Н.МакарычевН.Г.Миндюк, К.Н.Нешков Изд. Мнемозина, 2006, 2007 (новое издание) |
2 |
алгебра |
8 |
И. Е. Феоктистов. Программа для общеобразовательных учреждений. Планирование учебного материала. Алгебра. 7—9 классы, М.Мнемозина 2010 |
«Математика» № 12, 2008г издательский дом «Первое сентября», (стр. 2-9) |
Алгебра. 8кл. учебник для класса с углубленным изучением математики Ю.Н.МакарычевН.Г.Миндюк, К.Н.Нешков Изд. Мнемозина, 2006, 2008 (новое издание |
3 |
алгебра |
9 |
И. Е. Феоктистов. Программа для общеобразовательных учреждений. Планирование учебного материала. Алгебра. 7—9 классы, М.Мнемозина 2010 |
«Математика» № 12, 2008г издательский дом «Первое сентября», (стр. 10-15) |
Алгебра. 9кл. учебник для класса с углубленным изучением математики Ю.Н.МакарычевН.Г.Миндюк, К.Н.Нешков Изд. Мнемозина, 2006, 2008 (новое издание ) |
4 |
алгебра |
8 |
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы./ сост. Т.А. Бурмисторва. – М.Просвещение, 2008-255с. г. «Математика» № 11, 2008г издательский дом «Первое сентября» |
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы./ сост. Т.А. Бурмисторва. – М.Просвещение, 2008, (стр. 192, 209) г. «Математика» № 11, 2008г издательский дом «Первое сентября», (стр. 18) |
Алгебра, 8 кл. Виленкин Н.Я., Виленкин А.Н., и др. Изд. Просвещение, 2006г |
5 |
алгебра |
9 |
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы./ сост. Т.А. Бурмисторва. – М.Просвещение, 2008-255с. г. «Математика» № 11, 2008г издательский дом «Первое сентября» |
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы./ сост. Т.А. Бурмисторва. – М.Просвещение, 2008, (стр. 209) г. «Математика» № 11, 2008г издательский дом «Первое сентября», (стр. 28) |
Виленкин Н.Я., Виленкин А.Н., и др. Алгебра, 9 кл. Изд.Просвещение, 2006г |
6 |
алгебра |
8 |
Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы / авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – М. Мнемозина, 2007г -64 с. (предпрофильная подготовка) |
Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы / авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – М. Мнемозина, 2007г -(стр. 37)
|
Алгебра, 8 кл. Учебник для классов с углубленным изучением математики. Мордкович А.Г. Изд. Мнемозина, 2006 Алгебра, 8 кл. Задачник для классов с углубленным изучением математики. Мордкович А.Г. Изд. Мнемозина, 2006- |
7 |
алгебра |
9 |
Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы / авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – М. Мнемозина, 2007г -64 с. (предпрофильная подготовка) |
Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы / авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – М. Мнемозина, 2007г – (стр. 39) |
Алгебра, 9 кл. Учебник для классов с углубленным изучением математики. Мордкович А.Г. Задачник для классов с углубленным изучением математики. Мордкович А.Г. Изд. Мнемозина, 2006 |
8 |
геометрия |
8-9 |
сборник «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл»./ сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк – М.: Дрофа, издание 3-е 2002 – 2004 |
Модифицированная программа для школ (классов) с углубленным изучением геометрии (8-9, 10-11 классы)/ сост творческая группа, БелРИПКППС, Белгород, 2010 |
Геометрия, 7-9. Атанасян Л.С. Изд. Просвещение,2006 и учебное пособие «Геометрия. Дополнительные главы к школьному учебнику 8(9) класса», авт. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. |
9 |
алгебра и начала анализа |
10-11 |
сборник «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл»./ сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк – М.: Дрофа, издание 3-е 2002 – 2004 Примерные программы по математике Министерства образования РФ. |
Алгебра и математический анализ. 10 кл. Алгебра и математический анализ. 11 кл. Виленкин Н.Я. и др. Изд. Мнемозина, 2004-2006 |
|
10 |
алгебра и начала анализа |
10, 11 |
Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы / авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – М. Мнемозина, 2007г -64 с.
|
Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы / авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – М. Мнемозина, 2007г -(стр. 54)
|
Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и |
11 |
алгебра и начала анализа |
10-11 |
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы, - М.Просвещение, 2009, составитель Т.И.Бурмистрова |
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы, - М.Просвещение, 2009, составитель Т.И.Бурмистрова, (стр. 85) |
Алгебра и начала анализа. 10 кл Алгебра и начала анализа. 11 кл Никольский С.М. и др Изд. Просвещение, 2005-2008 |
12 |
геометрия |
10-11 |
сборник «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл»./ сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк – М.: Дрофа, издание 3-е 2002 – 2004 |
Модифицированная программа для школ (классов) с углубленным изучением геометрии (8-9, 10-11 классы)/ сост творческая группа, БелРИПКППС, Белгород, 2010 |
Геометрия 10-11 кл. Атанасян Л.С. и др. Изд. Просвещение, 2004-2006 |
Учебно-методический комплект Геометрия 7-9 (авт. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.)
Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учебных заведений/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 1990-1999
Геометрия: Доп.главы к школьному учебнику 8 кл. / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 1999. Геометрия: Доп.главы к школьному учебнику 9 кл. / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 1999.
Б.Г.Зив, В.Б.Некрасов Дидактические материалы по геометрии для 8 кл. с углубленным изучением математики. - М.: Просвещение, 2000
Б.Г.Зив, В.Б.Некрасов Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. с углубленным изучением математики. - М.: Просвещение, 2000 Дополнительные главы для 8 и 9 классов к учебнику Геометрия 7-9 расширяют и углубляют геометрические сведения, представленные в главах учебника. Каждую главу пособия можно изучать отдельно. Содержание дополнительных глав вместе с главами учебника позволят полностью усвоить программу углубленного курса.
2.3. Примерное количество контрольных работ и зачетов в 5-9 классах
Замечание: количество контрольных, зачетов не должно превышать указанных в таблицах № 3,4.
Таблица 3.
предмет |
класс |
Автор учебника |
|
Количество часов |
|||
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
математика |
5 |
Виленкин Н.Я. и др. |
к/р |
- |
- |
- |
15 |
6 |
Виленкин Н.Я. и др. |
к/р |
- |
- |
- |
16 |
|
5 |
Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. |
к/р |
- |
- |
- |
1 |
|
зачет |
- |
- |
- |
7 |
|||
тест |
- |
- |
- |
3 |
|||
6 |
Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. |
к/р |
- |
- |
- |
1 |
|
зачет |
- |
- |
- |
7 |
|||
тест |
- |
- |
- |
3 |
|||
5 |
Зубарева И.И., Мордкович А.Г. |
к/р |
- |
- |
- |
10 |
|
6 |
Зубарева И.И., Мордкович А.Г. |
к/р |
- |
- |
- |
10 |
|
5 |
Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. |
к/р |
- |
- |
- |
6 |
|
6 |
Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. |
к/р |
- |
- |
- |
6 |
|
алгебра |
7 |
Макарычев Ю.Н. и др. |
к/р |
- |
10 |
10 |
- |
8 |
Макарычев Ю.Н. и др. |
к/р |
- |
10 |
- |
||
9 |
Макарычев Ю.Н. и др. |
к/р |
- |
11 |
- |
||
7 |
Мордкович А.Г. |
к/р |
- |
8 |
- |
- |
|
8 |
Мордкович А.Г. |
к/р |
- |
9 |
- |
- |
|
9 |
Мордкович А.Г. |
к/р |
- |
7 |
- |
- |
|
7 |
Дорофеев Г.В. и др. |
зачет |
- |
10 |
- |
- |
|
8 |
Дорофеев Г.В. и др. |
зачет |
- |
5 |
- |
- |
|
9 |
Дорофеев Г.В. и др. |
зачет |
- |
5 |
- |
- |
|
алгебра (углубленное изучение) |
7 |
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. (изд. Мнемозина) |
к/р |
- |
- |
- |
10 |
8 |
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. (изд. Мнемозина) |
к/р |
- |
- |
- |
9 |
|
9 |
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. (изд. Мнемозина) |
к/р |
- |
- |
- |
9 |
|
8 |
Виленкин Н.Я. и др |
к/р |
- |
- |
- |
8 |
|
9 |
Виленкин Н.Я. и др |
к/р |
- |
- |
- |
7 |
|
геометрия |
7 |
Атанасян Л.С. и др. |
к/р |
5 |
5 |
- |
- |
8 |
Атанасян Л.С. и др. |
к/р |
6 |
8 |
- |
- |
|
9 |
Атанасян Л.С. и др. |
к/р |
4 |
7 |
- |
- |
|
7 |
Погорелов А.В. |
к/р |
5 |
5 |
- |
- |
|
8 |
Погорелов А.В. |
к/р |
6 |
6 |
- |
- |
|
9 |
Погорелов А.В. |
к/р |
6 |
6 |
- |
- |
2.4. Примерное количество контрольных работ и зачетов в 10-11 классах
Таблица 4.
предмет |
класс |
Автор учебника |
|
Количество часов |
||||
1,5 |
2,5 |
3 |
4 |
5 |
||||
алгебра и начала анализа (базовый уровень) |
10 |
Алимов Ш.А. и др. |
к/р |
- |
7 |
8 |
- |
- |
11 |
Алимов Ш.А.и др. |
к/р |
- |
7 |
8 |
- |
- |
|
10 |
Никольский С.М. и др. |
к/р |
- |
6 |
8 |
- |
- |
|
11 |
Никольский С.М. и др. |
к/р |
- |
6 |
8 |
- |
- |
|
10 |
Колмогоров А.Н.и др. |
к/р |
- |
7 |
7 |
- |
- |
|
11 |
Колмогоров А.Н. и др. |
к/р |
- |
6 |
6 |
- |
- |
|
10 |
Мордкович А.Г. |
к/р |
- |
- |
8 |
- |
- |
|
11 |
Мордкович А.Г. |
к/р |
- |
- |
7 |
- |
- |
|
алгебра и начала анализа (профильный уровень, углубленный уровень) |
10 |
Мордкович А.Г. |
к/р |
- |
- |
- |
9 |
10 |
11 |
Мордкович А.Г. |
к/р |
- |
- |
- |
9 |
10 |
|
10 |
Никольский С.М. и др. |
к/р |
- |
8 |
9 |
|||
11 |
Никольский С.М.и др. |
к/р |
- |
8 |
8 |
|||
10 |
Виленкин Н.Я. и др., |
к/р |
- |
- |
- |
- |
18 |
|
11 |
Виленкин Н.Я. и др., |
к/р |
- |
- |
- |
- |
11 |
|
математика
|
10 |
Мордкович А.Г. |
к/р |
- |
- |
- |
8 |
- |
11 |
Мордкович А.Г. |
к/р |
- |
- |
- |
8 |
- |
|
геометрия |
10 |
Атанасян Л.С. и др. |
к/р |
5 |
5 |
6 |
- |
- |
зачет |
4 |
4 |
- |
- |
- |
|||
11 |
Атанасян Л.С. и др. |
к/р |
6 |
6 |
7 |
- |
- |
|
зачет |
3 |
3 |
- |
- |
- |
|||
10 |
Погорелов А.В. |
к/р |
4 |
4 |
6 |
- |
- |
|
11 |
Погорелов А.В. |
к/р |
6 |
6 |
6 |
- |
- |
Примечание. Данная таблица составлена на основе авторских тематических планирований.
2.5.Элективные курсы
В 2010-2011 учебном году при организации и проведении элективных курсов профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся необходимо использовать:
1. Геометрическое моделирование окружающего мира. 10-11 классы: учебное пособие /В.В.Орлов, Н.С.Подходова, Е.А.Ермак, И.А.Иванов. - М.Дрофа, 2009-79с (Серия «Элективные курсы»)
2. Программы элективных курсов для средней (полной) общеобразовательной школы. (Серия Российская академия образования – учителю), М.Дрофа, 2007
3. Тождественные преобразования выражений (8-9 классы): учебное пособие/ О.Л.Безумова, С.Н.Котова, М.В.Шабанова.- М.Дрофа, 2008-80с- (серия «Элективные курсы»)
4. Векторы и координаты как аппарат решения геометрических задач. 0-11 классы: учебное пособие/ Е.В.Потоскуев. - М.Дрофа, 2008-176с- (Серия «Элективные курсы»)
5. Алгебра +: рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Элективный курс. Учебное пособие/ Земляков А.Н..- Бином. Лаборатория знаний, 2007, 118с
6. Элективные курсы: Математика: Пособие для учителя (под ред. Алексашиной И.Ю.) Профильное обучение- М. Филиал изд-ва Просвещение, 2007.
Обращаем внимание на включение в стандарты новой для нашей школы содержательно-методической стохастической линии: - элементы теории вероятностей, статистика, комбинаторика, которая органично сочетается с традиционными вопросами курса, существенно усиливает его практическое и прикладное применение (Ин-мет Письмо МО России от 23.09.2003г).
III . Основные стержневые линии по курсу математики
Необходимо предусмотреть в тематическом планировании контроль знаний учащихся по основным стержневым линиям математики в каждом классе.
Система мониторинга уровня обязательной подготовки учащихся по наиболее важным темам базового компонента математики рекомендуется проводить в форме теста или самостоятельной работы (время проведения 5-20 минут):
класс |
Тема проводимого контроля |
5 |
Действия с обыкновенными дробями |
5 |
Действия с десятичными дробями |
6 |
Действия с обыкновенными дробями |
6 |
Действия с отрицательными и положительными числами |
6 |
Решение уравнений |
7 |
Формулы сокращенного умножения |
7 |
Решение систем уравнений |
7 |
Три признака равенства треугольников |
7 |
Степени с натуральным показателем |
8 |
Квадратный корень |
8 |
Квадратные уравнения |
8 |
Решение неравенств |
8 |
Степень с целым показателем |
8 |
Решение дробно-рациональных уравнений |
8 |
Теорема Пифагора |
9 |
Квадратичная функция. |
9 |
Решение неравенств. |
9 |
Решении систем уравнений 2 степени и задач с помощью систем уравнений. |
9 |
Прогрессии |
9 |
Степень с рациональным показателем, корень n-ой степени |
9 |
Комбинаторные задачи |
10-11 |
Входной контроль по ЗУНам основной школы |
10-11 |
Тригонометрические функции |
10-11 |
Решение тригонометрических уравнений и неравенств |
10-11 |
Исследование тригонометрических функций |
10-11 |
Основные свойства функций |
10-11 |
Производная |
10-11 |
Применение производной к исследованию функции |
10-11 |
Теорема о трех перпендикулярах |
10-11 |
Применение производной к исследованию функции |
11 |
Первообразная |
11 |
Корень n-ой степени и его свойства |
10-11 |
Решение показательных, логарифмических уравнений и неравенств |
10-11 |
Элементы теории вероятности |
11 |
Решение задач на комбинацию тел. |
I V . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Одним из условий успешного обучения математике является правильный выбор учебника математики, при этом следует руководствоваться Приказом МО и науки РФ «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/ 2010 учебный год» (http//rg.ru ; « ВО России» № 2 2009г) С целью обеспечения должного качества математического образования рекомендуем использовать с учётом преемственных связей следующие учебники и УМК в школах.
класс |
5-6 |
7-9 |
10-11 |
Система/предмет |
Математика |
Математика (алгебра) |
Математика (алгебра и начала анализа) |
1 система |
Виленкин Н.Я. |
Макарычев Ю.Н. |
Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др(базовый уровень), Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И.(профильный уровень) |
2 система |
Дорофеев Г.В. |
Дорофеев Г.В. |
Башмаков М.И.(базовый уровень), Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В., Ткачёва М.В.(профильный уровень) |
3 система |
Мордкович А.Г.- Зубарева И.И. |
Мордкович А.Г. |
Мордкович А.Г., Смирнова И.М.(базовый уровень), Мордкович А.Г., Семёнов П.В.(профильный уровень) |
4 система |
Никольский С.М. и др. |
Никольский С.М. и др. |
Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н.(базовый и профильный уровни) |
геометрия |
геометрия |
||
5 система |
Погорелов А.В. |
Погорелов А.В.(базовый и профильный уровни) |
|
6 система |
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. |
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б.( базовый и профильный уровни) |
Примечание:
1). 5, 6 системы – традиционные учебники.
2).3, 4 системы – учебники нового поколения.
Обращаем внимание руководителей ОУ и учителей математики, что в Феде-ральном Перечне предлагаются новые учебные издания для старшей школы (профильный и базовый уровни) – Потоскуев Е.В., Звавич Л.И. Геометрия (профильный уровень), Смирнов В.А., Смирнова И.М. Геометрия (базовый и профильный уровни); для 7 – 9 классов – Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия, Тюрин Ю.Н., Макаров А.А., Высотский И.Р., Ященко И.В. Математика.