Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Информатика и икт» в Костромской области в 2010-2011 учебном году
СОДЕРЖАНИЕ: Гоу дпо «Костромской областной институт развития образования», кафедра информаизации и икт в образовании, 2010 гМетодические рекомендации по преподаванию
учебного предмета «Информатика и ИКТ» в Костромской области в 2010-2011 учебном году
Преподавание учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 2010-2011 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами.
· Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ, 2004 г., (http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=21917 )
· Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), 2004г. (http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=21913 , http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/ )
· Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень), 2004г. ( http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=21914 )
· Стандарт начального общего образования по технологии, 2004 г., (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/ )
· Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования, 2004 г. (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/bup.doc )
· Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/ )
· Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838/ )
· Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень) (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838/)
· Примерная программа начального общего образования по технологии (труд).
· Федеральный перечень учебников 2010-2011. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 декабря 2009 г. № 822 г., Москва « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год» (http://www.school.edu.ru/dok_min.asp?ob_no=70395 )
· Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Костромской области. Приказ Департамента образования и науки Костромской области от 30.08.2010 г. № 1629 «О внесении изменений в региональный базисный
учебный план общеобразовательных учреждений Костромской области» (http://www.koipkro.kostroma.ru/koiro/school_standart/Lists/Announcements/DispForm.aspx?ID=3Source=http%3A%2F%2Fwww%2Ekoipkro%2Ekostroma%2Eru%2Fkoiro%2Fschool%5Fstandart%2Fdefault%2Easpx).
·
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.
В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
В связи с введением единого государственного экзамена в ХI классах по информатике и ИКТ, преподавание данного учебного предмета должно осуществляться в соответствии с требованиями, содержащимися в названных документах. Для их реализации, учителям необходимо внести соответствующие коррективы в учебно-тематические планы, отвести необходимое количество учебных занятий для повторения, обобщения, систематизации учебного материала и ознакомления учащихся с новыми технологиями проверки уровня знаний по информатике и ИКТ тестовыми формами аттестации. Целесообразно спланировать и провести репетиционные пробные работы с соблюдением процедуры предстоящей государственной (итоговой) аттестации.
При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек. При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техники, санитарные нормы организации труда детей за компьютером (см. Сан ПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютером следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения и осанки. Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся начальной школы должна быть не более 15 минут, для учеников 7-8 классов 15-20 минут, для старшеклассников 20-30 минут.
Учебный предмет «Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)» при составлении учебных планов и заполнении аттестационных документов не допускается разделять на два предмета.
Региональный базисный учебный план является нормативной базой для разработки, согласования и утверждения учебных планов общеобразовательных учреждений Костромской области. Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологи (ИКТ)» введен на ступени основного общего образования в объеме 0,5 часа в 5 классе, по 1 часу в 6 – 7 классах с целью формирования умений работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
Распределение часов на изучение учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологи (ИКТ)», предусмотренное региональным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Костромской области на 2010-2011 учебный год показано в таблице.
Количество часов в неделю/количество часов в год |
||||||||||
Ступень обучения |
Федеральный компонент |
Региональный компонент |
Компонент образовательного учреждения |
Всего |
||||||
Начальное общее образование |
||||||||||
2 класс |
||||||||||
3 класс |
1* |
34 |
34 |
|||||||
4 класс |
1* |
34 |
34 |
|||||||
Итого: |
68 |
|||||||||
Основное общее образование |
||||||||||
5 класс |
0,5 |
17 |
0,5 |
17 |
||||||
6 класс |
1 |
35 |
1 |
35 |
||||||
7 класс |
1 |
35 |
1 |
35 |
||||||
8 класс |
1 |
35 |
1 |
35 |
||||||
9 класс |
2 |
70 |
2 |
70 |
||||||
Итого: |
193 |
|||||||||
Среднее (полное) образование (Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях) |
||||||||||
Информатика и ИКТ (базовый уровень) |
1/1 |
70 |
70 |
|||||||
Информатика и ИКТ (профильный уровень) |
(4/4) |
280 |
280 |
В концепции государственного стандарта нового поколения в качестве ведущего образовательного подхода провозглашается деятельностный подход. Это означает, что УМК по учебным предметам в большинстве своем должны соответствовать данному подходу.
По учебному предмету «Информатика и ИКТ» имеется пять УМК с завершенными предметными линиями. Это программы И.Г.Семакина (базовый уровень), Н.Д.Угриновича (базовый и профильный уровни), А.Г.Гейна (базовый и профильный уровни), Н.В.Макаровой (базовый уровень), Быкадорова Ю.А (базовый уровень). Список учебников по информатике и ИКТ представлен в федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях на 2010/2011 учебный год.
Необходимо подчеркнуть, что следует использовать УМК (программу, учебники, методические рекомендации и т.д.) одного автора или авторского коллектива, так как только в этом случае полностью осуществляются заложенные в них идеи. Учебники с незавершенной предметной линией могут быть также полноправно использованы в учебном процессе.
Начальная школа
Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» ведется в рамках предмета «Технология» в 3-4 классах, с целью овладения учащимися первоначальными умениями поиска, преобразования, хранения, передачи информации, использования компьютера.
Программа изучения предмета, в свою очередь, учитывает программы по основным предметам и становится полезной и ученику, и учителю. Ученику «Информатика и ИКТ» помогает изучать основные дисциплины, учителю - разнообразить примеры и задания по изучаемой теме, вести контроль знаний.
Поскольку «Информатика и ИКТ» является модулем предмета «Технология», его следует оценивать, опираясь на нормы оценивания предмета «Технология». В некоторых авторских программах и учебно-методических комплектах (например, в УМК «Школа 2100») предложены общие рекомендации и подходы к оцениванию. Школы имеет право придерживаться этих рекомендаций в том случае, если они доработаны и утверждены в качестве нормы педагогическим советом школы.
В преподавании курса «Информатики и ИКТ» в начальной школе рекомендуем использовать:
№ п/п |
Авторы, название учебника |
класс |
Издательство |
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ |
3 |
Академкнига/Учебник |
|
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ |
4 |
Академкнига/Учебник |
|
Горячев А.В. Информатика и ИКТ |
3 |
Баласс |
|
Горячев А.В. Информатика и ИКТ |
4 |
Баласс |
|
Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика |
3 |
Баласс |
|
Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика |
4 |
Баласс |
|
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ |
3 |
БИНОМ |
|
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ |
4 |
БИНОМ |
|
Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л. Информатика и ИКТ (допущен) |
3 |
БИНОМ |
УМК «Информатика и ИКТ», 3-4 классы, авторы Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
Состав УМК:
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ 3 класс. Учебник-тетерадь «Академкнига»
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г.· Информатика и ИКТ 4 класс. Учебник-тетрадь «Академкнига»
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ 3 класс. Методическое пособие ч.1-2 «Академкнига»
- ·Паутова А.Г. Информатика: Комплект компьютерных
- программ к учебнику-тетеради (на СD) 3-4 класс.
УМК «Информатика и ИКТ», 3-4 классы, автор Горячев А.В.
Состав УМК:
- Горячев А.В. Информатика и ИКТ. («Мой инструмент – компьютер»). 3-4 й класс. «Баласс»
- Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика 3 класс. «Баласс»
- Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика 4 класс. «Баласс»
- Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 2 (3, 4) кл. /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2004 – 2006 (для классов изучающих информатику и ИКТ как самостоятельную дисциплину со 2-го класса);
- Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 2 (3, 4) кл. Методические рекомендации для учителя. /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2004 – 2006;
- Комплект наглядных пособий. (3, 4 класс). Информатика. Наглядные пособия к учебнику «Информатика в играх и задачах». В 2-х частях / Составитель: Н.И. Суворова, 2005.
- «Конструктор игр». Справочник-практикум для 3-4 классов, Графический редактор «TUXPAINT» для 3-4 классов.
УМК «Информатика и ИКТ», 3-4 классы, автор Н.В. Матвеева и др.
Состав УМК:
- Учебник «Информатика и ИКТ», 3 класс
- Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 3 класс
- Тетрадь контрольных работ, 3 класс
- Методическое пособие для учителя, 3 класс
- Учебник «Информатика и ИКТ», 4 класс
- Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 4 класс
- Тетрадь контрольных работ, 4 класс
- Методическое пособие для учителя, 4 класс
- «Введение в информатику», комплект плакатов (12 плакатов)
- Методическое пособие к комплекту плакатов «Введение в информатику»
- Программа курса информатики и ИКТ для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова) // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
Электронное сопровождение УМК:
- ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 2 класс (http://school-collection.edu.ru/ )
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»
(http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupilclass[]=45subject[]=19 ) - Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru/lections/8/ )
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, Н.В. Матвеева и др. «Обучение информатике в третьем классе».
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя Н.В. Матвеева и др. «Обучение информатике в четвертом классе».
УМК «Информатика и ИКТ», 3 - 4 класс, автор Плаксин М.А. и др.
Учебник для 3 класса «Информатика и ИКТ» (авторы Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л.), включённый в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, является частью УМК для 3–4 классов.
Состав УМК:
· учебник для 3 класса
· учебник для 4 класса (передан на экспертизу);
· рабочие тетради к компьютерному практикуму, 3 и 4 классы;
· электронное приложение к рабочим тетрадям на компакт-диске c шаблонами обучающих заданий из текста параграфа и заданий из рабочей тетради, в двух частях (для 3 и 4 класса);
· методическое пособие к УМК
· дополнительное учебное пособие «Интеллектуальный практикум» в двух частях для решения исследовательских задач:
· «Задачник в картинках»;
· «Задачник-тренажер».
Электронное сопровождение УМК:
В рамках реализации практической составляющей курса информатики на основе данного УМК в соответствии с разделом «Технология» Государственного образовательного стандарта учащимся предлагается система «учебник – компьютерный практикум» с перекрестными ссылками.
Основная школа.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение Информатики и ИКТ в 5-7 классах, но для выстраивания непрерывного курса возможно изучение предмета по УМК Босовой Л.Л. или Макаровой Н.В. за счет регионального компонента как пропедевтика курса информатики в рамках федерального компонента ФБУП в 8-9 классах. При этом курс информатики в 5-7 классах рекомендован к изучению по двум ступеням: введение в информатику и ИКТ 5-6 классы и практикум по основам информатики в 7 классе. Такое построение позволит всем школам перейти на стандарты 2 поколения с точкой входа в изучение курса в 7 классе.
Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования, «Информатика и ИКТ» представлен с 8 класса по 1 часу в неделю, в 9 классе - по 2 часа в неделю. Всего за 2 года обучения в основной школе - 105 часов. Возможно увеличение количества часов на изучение предмета за счет компонента образовательного учреждения, а также путем дополнительных часов за счет использования модулей ИКТ в предмет «Технология».
В преподавании курса «Информатики и ИКТ» в основной школе рекомендуем использовать:
№ п/п |
Авторы, название учебника |
класс |
Издательство |
Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ |
8 |
Дрофа |
|
Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ |
9 |
Дрофа |
|
Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии |
8 |
Просвещение |
|
Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии |
9 |
Просвещение |
|
Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С. и др. / Под ред. Макаровой Н.В. Информатика |
8-9 |
Питер Пресс |
|
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ |
8 |
БИНОМ |
|
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ |
9 |
БИНОМ |
|
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ |
8 |
БИНОМ |
|
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ |
9 |
БИНОМ |
|
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ |
5 |
БИНОМ |
|
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ |
6 |
БИНОМ |
|
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ |
7 |
БИНОМ |
|
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Начальный уровень |
5-6 |
Питер Пресс |
УМК «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов, автор Босова Л. Л.
Состав УМК:
· Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса
· Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 5 класса
· Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса
· Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 6 класса
· Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса
· Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 7 класса
· Занимательные задачи по информатике
· Информатика и ИКТ. 5-7 классы: Комплект плакатов и методическое пособие. 12 плакатов.
· Уроки информатики в 5-7 классах. Методическое пособие + CD
· Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов
Электронное сопровождение УМК:
· Авторская мастерская Л.Л. Босовой http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
· Система виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=teacherclass%5b%5d=43class%5b%5d=48subject%5b%5d=19
· ЭОР клавиатурный тренажер «Руки солиста» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e66d4719-53e2-43e8-b493-78766646c3c1/77774/?interface=pupilclass=49subject=19 )
· Набор ЦОР для работы с учащимися 5-7 классов (zip-архив, 143 Мб)
УМК «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов, автор Макарова Н.В.
Состав УМК:
· Информатика и ИКТ: Учебник. Начальный уровень / Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2009.
· Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь № 1. Начальный уровень / Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2009.
· Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь № 2. Начальный уровень / Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2009.
· Информатика и ИКТ: Учебник. 8–9 класс. / Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2009.
· Информатика и ИКТ: Практикум. 8–9 класс. Базовый уровень / Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2009.
· Информатика и ИКТ: Задачник по моделированию[1] . 9–11 класс. Базовый уровень / Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2009.
· Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: Программа для базового уровня (системно-информационная концепция). — СПб.: Питер, 2009.
· Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2009.
· Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2009.
· Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2009.
Электронное сопровождение УМК:
· Диск «DVD приложение к учебно-методическому комплекту Н.В. Макаровой»
· http://makarova.piter.com - сайт взаимодействия профессора Н.В. Макаровой с учителями информатики, работающими по учебно-методическому комплекту «Информатика и ИКТ»
УМК «Информатика и ИКТ», основная школа, 8-9 классы, автор Н.Д. Угринович
Состав УМК:
· учебник «Информатика и ИКТ», 8 класс
· учебник «Информатика и ИКТ», 9 класс
· Практикум по информатике и информационным технологиям, 8-11 классы
· Методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы
· И.Е. Астафьева, С.А. Гаврилова и др. «Информатика в схемах»
· «Информатика и ИКТ. Основная школа», комплект плакатов
· Методические рекомендации по использованию плакатов «Информатика и ИКТ. Основная школа»
· Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) (Угринович Н.Д.). // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
· Экзамен по информатике в основной школе / Н.Н. Самылкина – М. БИНОМ. Лаборатория знаний.
Электронное сопровождение УМК:
· Авторская мастерская Н.Д. Угриновича (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/ )
· ЭОР клавиатурный тренажер «Руки солиста» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e66d4719-53e2-43e8-b493-78766646c3c1/77774/?interface=pupilclass=49subject=19 )
· ЭОР на CD и DVD (комплект из 4-х дисков) к методическому пособию Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы.
Состав комплекта на компакт-дисках:
Диск 1 «Windows-CD»
содержит свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
Диск 2 «Visual Studio-CD»
(выпускается по лицензии Microsoft), содержит дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования языков Visual Basic.NET, Visual C# и Visual J#;
Диск 3 «Linux-DVD
» (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержит операционную систему Linux и программную поддержку курса;
Диск 4 «TurboDelphi-CD»
(выпускается по лицензии компании Borland), содержит систему объекто-ориентированного программирования TurboDelphi;
· учебник «Информатика и ИКТ», 8 класс
· учебник «Информатика и ИКТ», 9 класс
· Задачник – практикум «Информатика и ИКТ» в двух томах, 8-11классы
· Методическое пособие для учителя «Преподавание базового курса информатики в средней школе»
· Комплект плакатов
· Методическое пособие к комплекту плакатов, основная школа
· «Информатика и ИКТ. Основная школа», комплект плакатов
· Методические рекомендации по использованию плакатов «Информатика и ИКТ. Основная школа»
· Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) (И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова). // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
· Экзамен по информатике в основной школе / Н.Н. Самылкина – М. БИНОМ. Лаборатория знаний.
· Русаков С.В. Олимпиады по базовому курсу информатики. : Методическое пособие / С.В. Русаков, Л.А. Залогова, И.Г. Семакин и др.; Под ред. С.В. Русакова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Электронное сопровождение УМК:
· ЭОР Единой коллекции к УМК И.Г. Семакина и др. «Информатика и ИКТ», 8 класс и 9 класс
(http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=19 )
· ЭОР клавиатурный тренажер «Руки солиста»
(http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=19 )
· Авторская мастерская И.Г. Семакина
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/ )
УМК «Информатика и ИКТ», 8-9 классы, основная школа, автор Быкадоров Ю.А.
Состав УМК:
· Быкадоров Ю.А. «Информатика и ИКТ. 8-9 классы. Программа»
· Быкадоров Ю.А. «Информатика и ИКТ». Учебник 8 класс
· Быкадоров Ю.А. «Информатика и ИКТ». Учебник 9 класс
Электронное сопровождение УМК:
· ЭОР на CD в комплекте к учебникам
УМК «Информатика и ИКТ», 8-9 классы, основная школа, авторы Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А.
Состав УМК:
· Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-9 кл.
· Гейн А.Г. и др. Информатика и информационные технологии. Книги для учителя. 8,9 кл.
· Гейн А.Г.Информатика и информационные технологии. Задачник-практикум. 8-9 кл.
· Гейн. А.Г. и др. Информатика и информационные технологии. Рабочая тетрадь. 8 кл.
· Гейн. А.Г. и др. Информатика и информационные технологии. Тематические тесты. 8 кл.
Рекомендуется ведение элективных курсов по предмету «Информатика и ИКТ» в рамках предпрофильного обучения в 9 классе.
При разработке и организации курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки 9-классников надо иметь в виду следующее:
· Курсы по выбору предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида: предметно – ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентированные).
· Программы курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение. Аналогом таких курсов могут быть традиционные факультативы. Продолжительность одного такого курса может быть четверть или полугодие.
· Программы межпредметных курсов предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах. Оптимальная продолжительность одного такого курса – одна четверть.
В настоящее время в рамках экспериментальной работы по апробации предпрофильной подготовки 9-классников разработаны программы элективных курсов по информатике и информационным технологиям.
Экзамен по «Информатике и ИКТ» является экзаменом по выбору учащегося, поэтому предполагается, что содержание, форма и процедура проведения будут скорректированы в конкретном образовательном учреждении в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Для подготовки итоговой аттестации учащихся основной школы учителя могут воспользоваться следующим пособием: Экзамен по информатике в основной школе / Н.Н. Самылкина – М. БИНОМ. Лаборатория знаний.
Старшая школа
Учебный предмет «Информатика и ИКТ» (по выбору образовательного учреждения) может быть представлен в старшей школе двумя уровнями изучения: базовым или профильным.
· Базовый уровень преподавания предмета по стандарту ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования и задачами социализации.
· Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Предусмотренный концепцией модернизации российского образования переход к профильному обучению привёл к появлению элективных курсов (курсов по выбору). В настоящее время разработаны программы элективных курсов по информатике и информационным технологиям.
На основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования составлена примерная программа по информатике и ИКТ. В ней конкретизировано содержание образовательного стандарта, дано примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможная последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определен минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Примерная программа является ориентиром для составления рабочих учебных программ, тематического планирования курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя информатики могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности изучения этого материала, а также методических путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся, составляя модифицированные и авторские программы по предмету.
В преподавании курса «Информатики и ИКТ» в старшей школе рекомендуем использовать:
№ п/п |
Авторы, название учебника |
класс |
Издательство |
1. |
Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни) |
10 |
Просвещение |
2. |
Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни) |
11 |
Просвещение |
3. |
Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. / Под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень) |
10 |
Питер Пресс |
4. |
Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. / Под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень) |
11 |
Питер Пресс |
5. |
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ (базовый уровень) |
10-11 |
БИНОМ |
6. |
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень) |
10 |
БИНОМ |
7. |
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень) |
11 |
БИНОМ |
8. |
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень) |
10 |
БИНОМ |
9. |
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень) |
11 |
БИНОМ |
10. |
Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. / Под ред. Кузнецова А.А. Информатика и ИКТ (профильный уровень) |
10-11 |
Дрофа |
УМК «Информатика и ИКТ», 10-11 классы, старшая школа (базовый уровень),
автор Н.В. Макарова
Состав УМК:
· Информатика и ИКТ: Учебник.10 класс. Базовый уровень / Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2009.
· Информатика и ИКТ: Учебник. 11 класс. Базовый уровень / Под ред. Н. В. Макаровой — СПб.: Питер, 2009.
Элективные курсы (10-11 кл.)
· Подготовка к ЕГЭ по дисциплине «Информатика и ИКТ» / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2009.
· Информатика и ИКТ: Практикум по программированию. 10–11 класс. Базовый уровень / Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2009.
· Макарова Н. В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. Компьютерное делопроизводство. Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.:Питер, 2009
УМК «Информатика и ИКТ», 10-11 классы, старшая школа (базовый уровень),
автор Н.Д. Угринович
Состав УМК:
· учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 10 класс
· учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 11 класс
· Практикум по информатике и информационным технологиям, 8-11 классы
· Методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы
· Программа курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для старшей школы (10-11 классы) (Угринович Н.Д.). // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
· Н.Д. Угринович «Исследование информационных моделей. Элективный курс», учебное пособие и ЭОР на Компакт-диске
Электронное сопровождение УМК:
· Авторская мастерская Н.Д. Угриновича (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/)
· ЭОР на CD и DVD (комплект из 4-х дисков) к методическому пособию Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы.
Состав комплекта на компакт-дисках:
Диск 1 «Windows-CD»
содержит свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
Диск 2 «Visual Studio-CD»
(выпускается по лицензии Microsoft), содержит дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования языков Visual Basic.NET, Visual C# и Visual J#;
Диск 3 «Linux-DVD
» (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержит операционную систему Linux и программную поддержку курса;
Диск 4 «TurboDelphi-CD»
(выпускается по лицензии компании Borland), содержит систему объекто-ориентированного программирования TurboDelphi;
УМК «Информатика и ИКТ», 10-11 классы, старшая школа (профильный уровень), автор Н.Д. Угринович
Состав УМК:
· учебник «Информатика и ИКТ. Профильный уровень», 10 класс
· учебник «Информатика и ИКТ. Профильный уровень», 11 класс
· Практикум по информатике и информационным технологиям, 8-11 классы
· Методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы
· Программа курса «Информатика и ИКТ» (профильный уровень) для старшей школы (10-11 классы) (Угринович Н.Д.). // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
· Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина «Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс», учебное пособие
Электронное сопровождение УМК:
· Авторская мастерская Н.Д. Угриновича (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/ )
· ЭОР на CD и DVD (комплект из 4-х дисков) к методическому пособию Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы.
Состав комплекта на компакт-дисках:
Диск 1 «Windows-CD»
содержит свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
Диск 2 «Visual Studio-CD»
(выпускается по лицензии Microsoft), содержит дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования языков Visual Basic.NET, Visual C# и Visual J#;
Диск 3 «Linux-DVD
» (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержит операционную систему Linux и программную поддержку курса;
Диск 4 «TurboDelphi-CD»
(выпускается по лицензии компании Borland), содержит систему объекто-ориентированного программирования TurboDelphi;
УМК «Информатика и ИКТ», 10-11 классы, старшая школа (базовый уровень),
автор И.Г. Семакин и др.
Состав УМК:
· учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 10-11 классы
· практикум «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 10-11 классы
· задачник – практикум «Информатика» в двух томах, 8-11классы
· Методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ. Методическое пособие», 10-11 кл
· И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информационнные системы и модели. Элективный курс», учебное пособие,
· И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информационные системы и модели. Элективный курс», практикум
· И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информационные системы и модели. Элективный курс», методическое пособие,
Электронное сопровождение УМК:
· Авторская мастерская И.Г. Семакина (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/ )
· Сетевые компьютерные практикумы по Информатике и ИКТ (http://webpractice.cm.ru/ )
Все темы учебника поддержаны упражнениями и тестами из ресурса с открытым доступом в Интернете «Сетевые компьютерные практикумы по Информатике и ИКТ» (http://webpractice.cm.ru/ )
УМК Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика и информационные технологии (базовый и профильный уровни)
Состав УМК:
· Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика и информационные технологии (базовый и профильный уровни). Учебник 10-11 класс.
· Гейн А.Г. и др. Книга для учителя 10,11 кл.
· Кирюхин В.М. Информатика: всероссийские олимпиады. Выпуск 1, 2.
· Казиев В.М. Информатика. Задачи и тесты. Профильная школа.
· Коиев В.М. Информатика в примерах и задачах. Профильная школа.
УМК Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. под ред. Кузнецова А.А. Информатика и ИКТ
Состав УМК:
· Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. Под ред. Кузнецова А.А.Информатика и ИКТ. 10-11 классы. В 2-х ч
· Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Программа
· Анеликова Л.А. Информатика и ИКТ. Тесты. 8-11 классы.
· Боршуляк М.П. «Flash 5». 10-11 классы. Практикум. Элективный курс
· Хуторской А.В., Орешко А.П. Технология создания сайтов. 10-11 классы. Учебное пособие к элективному курсу
· Хуторской А.В., Орешко А.П. Технология создания сайтов. 10-11 классы. Методические рекомендации к элективному курсу
· Дронов В.П., Вальциферов Ю.В. Информатика и ИКТ. Математические основы информатики. Серия «Выпускной/вступительный экзамен»
· Паранджанов В.Д. Занимательная информатика.
Электронное сопровождение УМК:
· К учебникам приложены диски с заданиями, дополнительным материалом, видеоуроками.
Элективные курсы по информатике и ИКТ
Элективные курсы являются компонентом вариативной части содержания образования в старших классах и направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. прямо связаны с выбором каждым школьником того содержания образования, которое отражает его интересы, связано с последующими жизненными планами. Элективные курсы, таким образом, дополняют и развивают возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Элективные курсы по информатике и ИКТ в старшей школе |
Андреева Е. В. , Л,Л. Босова, И.Н. Фалина «Математические основы информатики. Элективный курс», учебное пособие |
Андреева Е. В. , Л,Л. Босова, И.Н. Фалина «Математические основы информатики.», методическое пособие и ЭОР на Компакт-диске |
Н.Д. Угринович «Исследование информационных моделей. Элективный курс», учебное пособие и ЭОР на Компакт-диске |
Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина «Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс», учебное пособие |
И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информационнные системы и модели. Элективный курс», учебное пособие, |
И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информационные системы и модели. Элективный курс», практикум |
И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информационные системы и модели. Элективный курс», методическое пособие, |
М.Ю. Монахов «Создаем школьный сайт в Интернете. Элективный курс», учебное пособие и ЭОР на Компакт-диске |
М.Ю. Монахов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахова «Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс», практикум и ЭОР на Компакт-диске |
Л.А. Залогова «Компьютерная графика Элективный курс», учебное пособие |
Л.А. Залогова «Компьютерная графика Элективный курс», практикум |
Р.В. Колбин «Гобальные и локальные сети: создание, настройка, использование. Элективный курс», учебное пособие и ЭОР на Компакт-диске |
Р.В. Колбин «Гобальные и локальные сети: создание, настройка, использование. Элективный курс», методическое пособие для учителя |
Э.В. Танова «Введение в криптографию: как защитить свое письмо от любопытных. Элективный курс», учебное пособие |
Э.В. Танова «Введение в криптографию: как защитить свое письмо от любопытных. Элективный курс», методическое пособие для учителя |
Элективные курсы Microsoft серии Партнерство в образовании |
Профильный уровень (10-11 классы) |
«Основы программирования на примере Visual Basic ® . NET», учебное пособие. |
«Основы программирования на примере Visual Basic ® . NET», методическое пособие для учителя и ЭОР на Компакт-диске. |
«Основы компьютерных сетей», учебное пособие |
«Основы компьютерных сетей», методическое пособие для учителя и ЭОР на Компакт-диске. |
«Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка», учебное пособие |
«Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка», методическое пособие для учителя и ЭОР на Компакт-диске. |
Базовый уровень (10-11 классы) и предпрофильное обучение (8-9 классы) |
«Учебные проекты с использованием Microsoft Office», учебное пособие |
«Учебные проекты с использованием Microsoft Office», методическое пособие для учителя и ЭОР на Компакт-диске |
Итоговая аттестация выпускников 11 классов по информатике и ИКТ
Для подготовки учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ по информатике в общеобразовательном учреждении возможно организация элективного курса в старшей школе «Готовимся к ЕГЭ по информатике». Для курса разработан учебно-методический комплект: Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие/Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с. Данная книга представляет собой универсальное пособие для учителя и учащихся, совмещающее справочный материал для учителя и практикум для учащегося. Предлагается четыре варианта изучения курса. 1 и 2 предназначены для изучающих предмет на базовом уровне и желающих сдавать ЕГЭ по информатике. 3 и 4 варианты предназначены для изучающих предмет на профильном уровне. В учебном пособии предложена программа, курса, тематическое планирование, основные подходы к разработке КИМов ЕГЭ по информатике, рассмотрены тематические блоки и тренинги по проверяемым темам ЕГЭ.
Учителям в обязательном порядке необходимо знакомить учащихся с демонстрационными вариантами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике. Возможно проведение пробного экзамена, который организует и проводит самостоятельно общеобразовательное учреждение, используя новинку издательства «Бином» тетрадь-тренажер «ЕГЭ. Информатика. Пробный экзамен»/Самылкина Н.Н., 2010.
Тематическая литература для подготовки к ЕГЭ по информатике
· Андреева Е.В., Фалина, И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика. : Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знания.), 2004.
· Робертсон А.А. Программирование – это просто: Пошаговый подход / А.А. Робертсон; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
· Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
· Русаков С.В. Олимпиады по базовому курсу информатики. : Методическое пособие / С.В. Русаков, Л.А. Залогова, И.Г. Семакин и др.; Под ред. С.В. Русакова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
· Моханов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум / М.Ю. Моханов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахов – 2-е изд., испр. – 2006.
· Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А. Залогова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
· Семакин И.Г. Информационные системы и модели. Элективный курс: Практикум/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
· Андреева Е.В. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
· Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. 4-е изд., - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
· Самылкина Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие / Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
· Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
* Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология» (Труд).
[1] Задачник по моделированию используется на двух уровнях обучения с 9-го по 11-й кл.