Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета (учебной дисциплины)

СОДЕРЖАНИЕ: Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета «Химия» в 2011/2012 учебном году» с учетом особенностей организации образовательного процесса в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования (далее – учреждения образования)

Отдел методического обеспечения

общего среднего образования УО «РИПО»

Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета

(учебной дисциплины) Химия в 2011/2012 учебном году

Методические рекомендации подготовлены в соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета «Химия» в 2011/2012 учебном году» с учетом особенностей организации образовательного процесса в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования (далее – учреждения образования).

I . В процессе преподавания химии необходимо руководствоваться следующим :

Образовательным стандартом учебного предмета «Химия», который наряду с требованиями к содержанию учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объёму учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников, устанавливает нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся;

Учебной программой для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Химия. VII – ХІ классы. Мн., НИО, 2009;

Тематическим планированием по химии для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования. Мн., РИПО, 2009;

Требованиями к мерам безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам, утверждёнными постановлением Министерства образования Республики Беларусь;

Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утверждёнными Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического и среднего специального образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.

Информируем, что указанные выше технические нормативные правовые и нормативные правовые акты размещены на сайте Министерства образования (www.minedu.unibel.by) сайте Национального института образования (www . adu . by ), Республиканском портале «Профессиональное образование» (http://ripo.unibel.by).

Согласно учебным планам учреждений ПТО и ССО:

количество учебных часов на изучение химии – 116;

количество учебных часов, на лабораторные работы, практические работы, лабораторные и практические работы – 8;

обязательных контрольных работ – 3 .

В соответствии с требованиями САНПина контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одной группе. Проведение контрольных работ в понедельник и на последних уроках запрещается.

Обращаем внимание, что правила безопасности при организации образовательного процесса по учебному предмету «Химия» (Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утверждены Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 г. № 26 ) в учреждениях образования Республики Беларусь устанавливают требования к мерам безопасности при проведении уроков, научно-исследовательских работ, стимулирующих, поддерживающих и факультативных занятий, а также определяют обязанности участников образовательного процесса в учреждениях образования по обеспечению безопасного проведения занятий:

преподаватель составляет перечень реактивов с указанием разрешенных для хранения максимальных масс или объемов реактивов и размещает его на внутренней стороне дверцы шкафа и (или) сейфа. Перечень и количество реактивов должны соответствовать нормам, указанным в перечне средств обучения из расчета на один класс-комплект (25 человек) в параллели (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 февраля 2008 г. № 16 «Об утверждении перечней средств обучения, учебного оборудования для общеобразовательных учреждений и специальных учреждений образования» (см. Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2009. – № 7));

приобретаемые для кабинета химии оборудование и химические реактивы, подлежащие обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, должны сопровождаться соответствующими документами об оценке соответствия техническим нормативным правовым актам;

в каждом кабинете химии должны быть: инструкции по охране труда; средства индивидуальной защиты, аптечки первой медицинской помощи, плакаты по пожарной безопасности и оказанию первой медицинской помощи, первичные средства пожаротушения;

на первом уроке в новом учебном году и первом уроке во втором полугодии во всех группах преподаватель проводит обучение учащихся общим мерам безопасности при нахождении в кабинете химии и проведении химического эксперимента. В графе «Что пройдено на уроке» перед основной темой урока преподаватель делает запись «Обучение правилам безопасности (ОПБ)»;

перед началом выполнения лабораторного опыта, практической работы, экспериментального исследования необходимо провести обучение безопасным приемам их проведения. Запись об обучении произвести в журнале учебной группы. При заполнении графы «Что пройдено на уроке» необходимо записать вид работы и ее тему. Если это практическая работа или на уроке проводится лабораторный опыт, то необходимо сделать запись об обучении учащихся соответствующим мерам безопасности (ОПБ).

Например: Практическая работа № 2 «Реакции между растворами электролитов» ОПБ или Пр. р. № 2 «Реакции между растворами электролитов» ОПБ.

Растворы электролитов. Лабораторный опыт № 3. ОПБ или Растворы электролитов. Л. о. № 3. ОПБ.

Также обращаем внимание на следующие требования безопасности:

необходимо исключить доступ учащихся к местам хранения химических реактивов, не допускать пребывания учащихся в лаборантской;

поддерживать правильность хранения реактивов по группам хранения;

не допускать хранение реактивов в таре без этикеток, с надписями, сделанными на прежних этикетках или карандашом по стеклу;

уничтожение реактивов в таре без этикеток следует производить в соответствии с инструкцией;

В целях формирования культуры устной и письменной речи рекомендуем преподавателям химии:

проводить на учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях специальную работу, направленную на полноценное восприятие обучаемыми учебного текста и слова преподавателя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;

использовать выразительное чтение вслух как один из приемов формирования культуры устной речи, как средство эмоционального и логичного осмысления текста;

учить работать с книгой, пользоваться справочной литературой, каталогами и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, цитируемый материал, составлять тезисы, конспекты, списки литературы;

проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса обучаемых, ознакомлению с химической терминологией;

формировать умения составлять диаграммы, схемы, аналитические и обобщающие таблицы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них;

повышать культуру устной и письменной речи, логичность высказываний, тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на котором осуществляются обучение и воспитание в учреждении образования.

Требования к обучающим и контрольным работам, которые проводятся в письменной форме

К письменным обучающим видам работ по химии относятся: упражнения, задания, тесты, задачи, диктанты, письменные ответы на вопросы, рефераты, составление планов-конспектов, опорных схем, аналитических и обобщающих таблиц, диаграмм, схем, алгоритмов, оформление отчетов по результатам лабораторных опытов, практических работ, самостоятельных и контрольных работ.

Виды, содержание и объем обучающих работ определяются преподавателем на основе учебной программы, а также заданий из учебников, дидактических материалов и учебно-методических пособий с учетом требований образовательного стандарта учебного предмета «Химия» (VII–XI классы).

Для выполнения обучающих работ во время учебных занятий в учреждении образования и дома, а также контрольных работ учащемуся необходимо иметь 3 тетради :

1 тетрадь – для обучающих работ и лабораторных опытов;

1 тетрадь – для практических работ;

1 тетрадь – для контрольных работ.

Разрешается использовать для обучающих, практических работ, лабораторных опытов тетради на печатной основе.

В тетради для обучающих работ учащиеся могут выполнять самостоятельные работы, которые проводятся в рамках поурочного контроля, а в тетради для контрольных работ – самостоятельные работы, которые проводятся в рамках тематического контроля.

Тетради для практических и контрольных работ хранятся в течение учебного года в учреждении образования и выдаются учащимся для выполнения соответствующих работ.

При оформлении надписи на обложке тетради указываются, для чего предназначена тетрадь (для работ по химии, для практических работ по химии, для контрольных работ по химии), группа, краткое наименование учреждения образования в соответствии с его Уставом, фамилия и имя (полностью) учащегося в родительном падеже. При оформлении надписи на обложке тетради допускается написание предназначения тетради и наименования учреждения образования в две строки. Каждое учреждение общего среднего образования определяет единый образец надписи.

Например:

Тетрадь

Сшытак

для работ по химии

для работ па хіміі

учащегося группы 0891

навучэнца группы 0891

УО МГАСК

УА МДАБК

Попова Сергея

Папова Сяргея

Тетрадь

Сшытак

для практических работ

для практычных работ

по химии

па хіміі

учащегося группы 0891

навучэнца группы 0891

УО МГАСК

УА МДАБК

Попова Сергея

Папова Сяргея

учащегося

вучня 9 «А» класа

Тетрадь

Сшытак

для контрольных работ

по химии

для кантрольных работ

па хіміі

учащегося группы 0691

навучэнца группы 0691

УО МГПЛ № 3

машиностроения

УА МДПЛ № 3

машынабудавання

Ковалёва Сергея

Фёдарава Аляксандра

С внешней стороны страницы рабочих тетрадей для обучающих работ, практических работ, а также контрольных работ отводятся поля. Дата выполнения обучающей работы, практической работы, а также контрольной работы записывается цифрами на полях тетрадей.

Например: Простые и сложные вещества 01.10.2011

Слова «Классная работа», «Домашняя работа» в рабочей тетради для обучающих работ и слова «Практическая работа», «Контрольная работа» в тетради для практических работ, контрольных работ записываются на той же строке, на которой на полях записана дата выполнения соответствующей работы. В тетради для практических, контрольных работ после слов «Практическая работа», «Контрольная работа» указывается ее тема, а затем по центру следующей строки – номер варианта (вариант 1 (I)).

Например: Практическая работа № 2 25.09.2011

Разделение неоднородной смеси

Между видами работ в тетрадях пропускаются 4 клетки для выставления отметки.

При выполнении различных видов работ учащиеся должны соблюдать красную строку, писать аккуратно, разборчивым почерком, пользоваться шариковой ручкой с пастой синего или фиолетового цвета. При выполнении рисунков, таблиц, графиков и схем учащиеся могут пользоваться простыми и цветными карандашами.

Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие работы, проверяются во всех группах выборочно, однако они должны быть проверены у каждого учащегося не менее одного раза в месяц.

Отчеты по результатам выполнения практических работ проверяются к следующему учебному занятию (при большом их количестве –через одно-два учебных занятия) у каждого учащегося, и отметки вносятся преподавателем в журнал учебной группы.

Контрольные работы проверяются у каждого учащегося. На полях тетради для контрольных работ по усмотрению преподавателя напротив каждого выполненного задания отмечается количество баллов, которым оно оценено. После решения последнего задания записывается суммарное количество баллов за выполнение всех заданий, которое переводится в соответствующую отметку. Данная отметка выставляется в тетрадь и заносится в журнал учебной группы. Контрольные работы проверяются к следующему учебному занятию, а при большом их количестве – через одно-два учебных занятия.

При проверке обучающих, практических и контрольных работ преподаватель зачеркивает ошибку, ручкой с пастой красного цвета исправляет допущенные учащимися орфографические, грамматические, пунктуационные, речевые, текстовые ошибки.

Работа над ошибками выполняется учащимися на учебных занятиях после практических и контрольных работ и, при необходимости, после обучающих работ в соответствующих тетрадях по усмотрению преподавателя. По итогам проверки рабочих тетрадей, работы над ошибками, лабораторных работ и других видов письменных работ может быть выставлена отметка в тетрадь и журнал учебной группы.

Напоминаем некоторые требования по заполнении журналов учебной группы.

Журналы учебной группы заполняются на том языке, на котором осуществляется обучение и воспитание в учреждении образования.

Название учебного предмета (дисциплины) пишется с маленькой буквы — химия.

На левой странице журнала преподаватель записывает дату урока (09.02), отмечает буквой н учащихся, которые отсутствуют на уроке, а также выставляет отметки (баллы), которые получили учащиеся.

На правой странице журнала записываются тема, которая изучалась на уроке, и домашнее задание. И тема и домашнее задание записываются с большой буквы.

В случае ошибочного выставления отметки исправление делается следующим образом: неправильно поставленная отметка в клетке зачеркивается, рядом выставляется правильная отметка, в конце страницы делается запись: «Отметка учащемуся (указывается фамилия, имя) исправлена с „5“ (указывается отметка) на „6“ (указывается отметка)» . Далее ставится подпись преподавателя и дата.

Требования, предъявляемые к оформлению реферата

Реферат – это краткая передача содержания статьи или исследования. Реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, содержание, введение, основная часть, которая делится на главы, разделы, подразделы, заключение, список литературы в алфавитном порядке, приложение (при необходимости).

Объем учебного реферата

Реферат

Класс

Объем реферата при компьютерном наборе

Объем реферата при написании от руки

Учебный

Х

12–14 страниц

14–15 страниц

Учебный

ХІ

15–17 страниц

17–19 страниц

На титульном листе указываются название учреждения образования, фамилия, имя, отчество автора, название работы, место нахождения учреждения образования, год.

Оформление титульного листа:

Название учреждения образования

Название реферата

Выполнил(ла)

Фамилия, имя, отчество

учащегося(ся) _ группы

Место нахождения учреждения образования, год написания реферата

Содержание реферата включает название структурных частей, глав, разделов и подразделов с указанием нумерации страниц арабскими цифрами.

Структура реферата:

Содержание (размещается после титульного листа)

Введение

Основная часть

Название главы

Название раздела

Название подраздела

Заключение

Список литературы

Приложения

Во введении дается краткая характеристика темы реферата, обосновывается ее актуальность, раскрываются цели и задачи работы, приводится список литературы и основных источников, на основе которых подготовлен реферат.

В основной части реферата кратко, но полно подается материал по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Каждый содержательный блок (глава, раздел, подраздел) должен иметь заглавие.

При написании реферата необходимо делать ссылки на источники, откуда взят материал, в скобках указывать номер по списку литературы и страницу. Ссылки в тексте могут быть также приведены в виде подстрочных замечаний, нумерация которых осуществляется на каждой странице (начиная с единицы) в соответствия с правилами библиографического описания.

Заключение должно быть кратким, конкретным, в нем должны содержаться выводы по итогам работы, а также информация о согласии или несогласии с авторами цитируемых источников. Заключение не должно превышать по объему введение.

При компьютерном наборе необходимо использовать шрифт 15 пт, интервал – 1,5.

II . Следует обратить особое внимание на применение химических знаний в практической жизни. Особое внимание необходимо уделить организации и проведению химического эксперимента: лабораторных опытов и практических работ. Преподаватель должен тщательно его готовить, методически правильно организовать, постоянно следить за формированием у учащихся навыков исследовательской деятельности. Первые лабораторные опыты и практические работы должны прежде всего носить обучающий характер. На данном этапе учащихся необходимо научить обращению с простейшим оборудованием, приборами, проведению опытов, а также фиксированию своих наблюдений и их результатов. Практические работы по решению экспериментальных задач должны выполняться каждым учащимся индивидуально. В оценке деятельности учащихся учитывается самостоятельность учащегося в составлении плана проводимого исследования, наблюдении и формулировании выводов.

Учебной программой предусмотрено выполнение практических работ. Практические работы могут выполняться на разных этапах урока. Продолжительность практических работ устанавливается преподавателем в зависимости от степени сложности и специфики соответствующей темы. Практические работы проверяются у каждого учащегося, и отметки выставляются в журнал учебной группы.

Качественное выполнение программы, ее практической составляющей зависит прежде всего от самого преподавателя химии, его стремления к оснащению химического кабинета и рациональному использованию оборудования на всех этапах учебно-познавательной деятельности учащихся. Наглядные средства обучения, учебное оборудование, раздаточный материал для проведения лабораторных и практических работ и демонстраций по химии можно приобрести в фирменных магазинах Республиканского унитарного предприятия «Белорусское торговое объединение «Глобус» (220024 г. Минск ул. Козлова, 8 (филиалы объединения имеются в каждой области). Телефон для справок (017) 275-12-05; 275-60-31; факс 275-24-12).

По предмету предусмотрено проведение обязательных контрольных работ . Содержание ОКР определяется преподавателем по согласованию с цикловой, предметной (методической) комиссией. Продолжительность обязательной контрольной работы – один учебный час. По результатам обязательных контрольных работ учащимся выставляются отметки в баллах, которые заносятся в журнал учебной группы.

ОКР, лабораторные и практические работы проводятся за счет времени, отводимого учебным планом на изучение предмета.

Учебный материал на уроке должен быть отобран и систематизирован таким образом, чтобы учащемуся были понятны не только его содержание, но и целесообразность.

При изучении химии преподавателям необходимо использовать методики и технологии обучения, которые предполагают организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению содержания учебного предмета (учебной дисциплины).

Рекомендуем ознакомиться с материалами республиканского семинара «Современные образовательные технологии в преподавании общеобразовательных дисциплин» , который состоялся 24-25 мая 2011 г. на базе Полоцкого колледжа УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова». Материалы семинара размещены на Республиканском портале «Профессиональное образование» (http://ripo.unibel.by Уровни образования Общее среднее образованиеСеминары).

Выпускной экзамен (экзамен) по химии проводится в устной форме. С 2011/2012 учебного года необходимо использовать билеты для проведения выпускных экзаменов по выбору учащихся, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь для учреждений общего среднего образования.

При проведении выпускного экзамена (экзамена) по химии ответ учащегося на теоретические вопросы экзаменационного билета, решение задачи или выполнение химического эксперимента оцениваются отдельно. Экзаменационная отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, выставленных за выполнение каждого задания экзаменационного билета.

Для развития интереса к предмету, воспитания у учащихся ответственного отношения к принятию решений, обучения прогнозированию собственного воздействия на окружающий мир целесообразно предусмотреть проведение занятий практического характера (семинары, диспуты, конференции и др.) (Методические рекомендации “Проведение занятий практического характера по общеобразовательным предметам” Мн., РИПО, 2007).

По вопросам получения, хранения, расходования и учета этилового спирта на учебные цели необходимо руководствоваться «Методическими указаниями о порядке получения, хранения, расходования и учета этилового спирта на учебные цели в учреждениях системы Министерства просвещения Белорусской ССР» (инструктивно-методическое письмо Министерства просвещения БССР от 20.10.1987 г. № 08/1041). Данные материалы размещены на сайте отдела методического обеспечения общего среднего образования Республиканского порта «Профессиональное образование».

Перечень учебно-методических комплексов, рекомендуемых для использования в образовательном процессе на уроках и факультативных занятиях в 2011/2012 учебном году

X класс

1. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения. «Химия. VII–XI классы». – Минск: НИО, 2009.

2. Шиманович И.Е. и др. Химия. 11 класс. – Минск: Народная асвета, 2007, 2008.

3. Хвалюк В.Н., Резяпкин В.И. Сборник задач по химии. 10 класс. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2003.

4. Сечко О.И. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ по химии для 10 класса. – Минск: Аверсэв, 2010, 2011.

5. Борушко И.И. Химический эксперимент. Тетрадь для практических работ и лабораторных опытов. 10 класс. – Минск: Сэр-Вит, 2011.

6. Мякинник Т.Н., Манкевич Н.В., Борушко И.И. Химия. 10 класс. Рабочая тетрадь. – Минск: Аверсэв, 2009, 2010.

7. Мякинник Т.Н., Борушко И.И. Химия. 10 класс. Сборник самостоятельных работ. – Минск: Сэр-Вит, 2009, 2010, 2011.

8. Сечко О.И. Дидактические материалы по химии. 11 класс. – Минск: Аверсэв, 2007.

9. Сечко О.И., Шарапа Е.И. Химия. Пособие для подготовки к экзамену и централизованному тестированию. – Минск: Аверсэв, 2006.

10. Лахвич Ф.Ф., Травникова О.М. Химия в таблицах и схемах. – Минск: Аверсэв, 2009, 2011.

11. Аршанский Е.Я. и др. Настольная книга учителя химии. – Минск: Сэр-Вит, 2010.

12. Павлечко Е.В. Решение олимпиадных задач по физической химии. Учебная программа факультативных занятий для X–XI классов гимназий и лицеев // Хімія: праблемы выкладання. – 2011. – № 7.

13. Набиуллин А.Р. Современная органическая химия в задачах олимпиад. Учебная программа факультативных занятий для X–XI классов гимназий и лицеев // Хімія: праблемы выкладання. – 2011. – № 7.

XI класс

1. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения. «Химия. VII–XI классы». – Минск: НИО, 2009.

2. Ельницкий А.П., Шарапа Е.И. Химия. 11 класс. – Минск: Народная асвета, 2008.

3. Шарапа Е.И., Ельницкий А.П. Сборник задач по химии. 11 класс. – Минск: Народная асвета, 2011.

4. Шарапа Е.И., Ельницкий А.П. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ по химии для 11 класса. – Минск: Аверсэв, 2010, 2011.

5. Борушко И.И. Химический эксперимент. Тетрадь для практических работ и лабораторных опытов. 11 класс. – Минск: Сэр-Вит, 2011.

6. Шарапа Е.И. Химия. 11 класс. Рабочая тетрадь. – Минск: Аверсэв, 2010, 2011.

7. Сечко О.И., Шарапа Е.И. Химия. Пособие для подготовки к экзамену и централизованному тестированию. – Минск: Аверсэв, 2006.

8. Лахвич Ф.Ф., Травникова О.М. Химия в таблицах и схемах. – Минск: Аверсэв, 2009, 2011.

9. Аршанский Е.Я. и др. Настольная книга учителя химии. – Минск: Сэр-Вит, 2010.

Для удовлетворения индивидуальных познавательных запросов учащихся в области химии, развития интереса, накопления опыта творческой деятельности и более полного усвоения материала учебной программы по учебному предмету разработаны учебно-методические комплексы для проведения факультативных занятий, которые включают: учебную программу, дидактические материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей по организации и проведению факультативных занятий.

Перечень учебно-методических комплексов для проведения факультативных занятий

X класс

1. Программа факультативных занятий «Удивительный мир неорганической химии» авторов-составителей Колевич Т.А., Матулиса Вад.Э., Матулиса Вит.Э.

2. Пособие для учащихся «Удивительный мир неорганической химии» авторов Колевич Т.А., Матулиса Вад.Э., Матулиса Вит.Э.

3. Пособие для учителей «Удивительный мир неорганической химии» авторов Колевич Т.А., Матулиса Вад.Э., Матулиса Вит.Э.

XI класс

1. Программа факультативных занятий «Удивительный мир органической химии» авторов-составителей Лахвича Ф.Ф., Травниковой О.М.

2. Пособие для учащихся «Удивительный мир органической химии» авторов Лахвича Ф.Ф., Травниковой О.М.

3. Пособие для учителей «Удивительный мир органической химии» авторов Лахвича Ф.Ф., Травниковой О.М.

Использование на факультативных занятиях указанных учебно-методических комплексов поможет системно развивать и поддерживать у учащихся интерес к химии, формировать экспериментальные умения, овладевать общими методами и принципами решения задач, а также подготовить к продолжению образования в высших учебных заведениях.

В образовательном процессе учреждений образования можно проводить факультативные занятия, используя программы факультативных занятий, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь в предыдущие годы (2008–2010) и опубликованные в сборнике «Программы факультативных занятий для общеобразовательных учреждений по естественно-математическому направлению» (Минск: НИО, 2009), а также размещенные на сайте Национального института образования (www.adu.by).

Напоминаем, что вышеназванные учебно-методические комплексы напечатаны и имеются в книжной торговой сети, а также должны быть в библиотеке каждого учреждения образования.

Перечень электронных средств обучения, рекомендуемых для использования в образовательном процессе

1. Ф.Ф.Лахвич, Е.Б.Окаев, Е.Н.Мицкевич, О.М.Травникова. «Химия. 7–9 классы. Химический практикум», «ИНИС-СОФТ», 2010;

2. Ф.Ф.Лахвич, Е.Б.Окаев, Е.Н.Мицкевич, О.М.Травникова. «Химия. 10–11 классы. Химический практикум», «ИНИС-СОФТ», 2010;

3. В.Н.Хвалюк, Е.И.Василевская, Т.Н.Мякинник. «Химия. 10 класс. Металлы и неметаллы», «ИНИС-СОФТ», 2011.

Все электронные средства обучения разработаны из средств республиканского бюджета и распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь Главным информационно-аналитическим центром Министерства образования Республики Беларусь (220088, г. Минск, ул. Захарова, 59, каб. 307; Тел. (017) 294-19-46; факс 210-00-99, http :// giac . unibel . by ).

В 2010–2011 годах в научно-методическом журнале «Х і м і я: праблемы выкладання» в помощь преподавателю были опубликованы учебно-методические материалы по теории и практике преподавания химии в учреждении образования. Данные материалы могут быть использованы преподавателем при организации образовательного процесса на учебных занятиях и во внеклассной деятельности.

Вопросы развития творческого потенциала личности учащихся рассматриваются в статьях:

Бурага А.А. Организационно-методическое сопровождение учебно-исследовательской деятельности учащихся / А.А.Бурага // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – № 2.

Дмитриева И.В. Как организовать и провести урок-исследование / И.В.Дмитриева // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – № 6.

Скопцова Л.С. Проект «Вторая жизнь макулатуры» / Л.С.Скопцова, Е.В.Шумская // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – № 6.

Скопцова Л.С. Формы сотрудничества школы и вуза в организации и исследовательской деятельности учащихся / Л.С.Скопцова, Ж.А.Цобкало // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – № 11.

Литвинова С.А. Турнир юных химиков: поиск новых решений и путешествие к успеху / С.А.Литвинова // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – № 8.

Журомская О.Л. Интегрированная предметная неделя в школе / О.Л.Журомская // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – № 6.

Капецкая Г.А. Конкурс «Эрудицион» по теме «Химические элементы на войне» / Г.А.Капецкая // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – № 12.

Нехаева А.Е. Внеклассная работа по химии / А.Е.Нехаева // Хімія: праблемы выкладання. – 2011. – № 1.

Нехаева А.Е. Внеклассная работа по химии / А.Е.Нехаева // Хімія: праблемы выкладання. – 2011. – № 2.

Работе с одаренными учащимися посвящены статьи:

Шахно О. Учимся решать олимпиадные задачи / О.Шахно // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – № 2.

III этап 45-й Республиканской олимпиады школьников по химии (2011 г.) // Хімія: праблемы выкладання. – 2011. – № 2.

Рабчинский С.М. Интернет-олимпиада по химии учащихся Минской области, 2009 г. / С.М.Рабчинский, Е.Б.Окаев, А.Р.Набиуллин // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – № 12.

Рабчинский С.М. Интернет-олимпиада по химии учащихся Минской области, 2009 г. / С.М.Рабчинский, Е.Б.Окаев, А.Р.Набиуллин // Хімія: праблемы выкладання. – 2011. – № 1.

Мычко Д.И. Трудная задача / Д.И.Мычко // Хімія: праблемы выкладання. – 2011. – № 1.

Дидактические материалы обучающего, контролирующего и диагностического характера рассматриваются в статьях:

Венглинская Е.В. Тематические подборки расчетных задач по химии / Е.В.Венглинская // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – № 11.

Даньковский Р.И. Использование тестов открытого типа при проведении обобщающих уроков по органической химии / Р.И.Даньковский // Хімія: праблемы выкладання. – 2011. – № 1.

В помощь педагогу в реализации вариативного содержания образования опубликованы программы факультативных занятий:

Программы факультативных занятий для 7–11 классов // Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – № 8.

В статье Мычко Д.И. «Научно-методический журнал как пространство развития профессиональной культуры преподавателя химии» (Хімія: праблемы выкладання. – 2010. – № 12) опубликован перечень статей, которые были размещены на страницах журнала в разные годы (до 2009 года включительно) и не утратили своей актуальности для совершенствования методического мастерства препоавателя, использования в образовательном процессе (на уроках, факультативных занятиях и во внеклассной работе). Группировка статей по темам существенно оптимизирует поиск и подбор преподавателем необходимых материалов для организации того или иного вида деятельности при проектировании и реализации образовательного процесса на учебных занятиях и во внеклассной работе.

На Республиканском портале “Профессиональное образование” в разделе “Методические рекомендации для преподавателей учебных предметов” размещаются нормативные, методические материалы для преподавателей химии (http://ripo.unibel.by Уровни образования Общее среднее образованиеМетодические рекомендации для преподавателей учебных предметовХимия).

В соответствии с Планом повышения квалификации и перподготовки кадров образования в 2011 году (приказ Министерства образования Республики Беларусь № 854 от 29 декабря 2010 г.) с 17 по 28 октября 2011 года на базе УО РИПО для преподавателей химии и биологии учреждений республики, состоятся курсы повышения квалификации на тему “Преподавание общеобразовательных предметов в учреждениях профессионального образования” (телефон для справок: 245-84-43; 200-13-04; 220070, г. Минск, ул. Ваупшасова, 23. Проезд от ж/д вокзала автобусом 43 до остановки “Протехколледж”).

Пискун 200 13 04

Скачать архив с текстом документа