Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета (учебной дисциплины)
СОДЕРЖАНИЕ: Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета «Биология» в 2011/2012 учебном году» с учетом особенностей организации образовательного процесса в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования (далее – учреждения образования)Отдел методического обеспечения
общего среднего образования УО «РИПО»
Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета
(учебной дисциплины) “ Биология ” в 2011/2012 учебном году
Методические рекомендации подготовлены в соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета «Биология» в 2011/2012 учебном году» с учетом особенностей организации образовательного процесса в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования (далее – учреждения образования).
Биологическое образование занимает особое место в системе естественно-научных дисциплин. Именно оно призвано формировать у подрастающих поколений понимание жизни как величайшей ценности – основу гуманистического мировозрения.
При изучении биологии закладываются основы экологической культуры, формируется экологический стиль мышления, обеспечивается понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека.
Знание природных процессов и явлений, различных уровней организации материи, многообразия взаимодействий природных объектов и систем формирует в сознании учащихся единую научную картину окружающего мира.
I . В процессе преподавания биологии необходимо руководствоваться следующим :
Образовательным стандартом учебного предмета «Биология», который наряду с требованиями к содержанию учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объёму учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников, устанавливает нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся;
Учебной программой для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Биология. VІ - XI классы. Мн., НИО, 2009;
Тематическим планированием по биологии для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования. Мн., РИПО, 2010;
Требованиями к мерам безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам, утверждёнными постановлением Министерства образования Республики Беларусь;
Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утверждёнными Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического и среднего специального образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.
Информируем, что указанные выше технические нормативные правовые и нормативные правовые акты размещены на сайте Министерства образования (www.minedu.unibel.by) сайте Национального института образования (www . adu . by ), Республиканском портале «Профессиональное образование» (http://ripo.unibel.by).
Согласно учебным планам учреждений ПТО и ССО:
количество учебных часов на изучение биологии – 116;
количество учебных часов, на лабораторные работы, практические работы, лабораторные и практические работы – 19 ;
обязательных контрольных работ – 3 .
В целях формирования культуры устной и письменной речи учащихся преподавателям биологии рекомендуется:
проводить на учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях специальную работу, направленную на полноценное восприятие обучаемыми учебного текста и слова преподавателя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;
учить работать с книгой, пользоваться справочной литературой, каталогами и картотекой, подбирать литературу по определённой теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, цитируемый материал, составлять тезисы, конспекты, списки литературы и т.д.;
проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса учащихся, ознакомлению с биологической терминологией;
формировать умения составлять диаграммы, схемы, аналитические и обобщённые таблицы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;
следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них;
повышать культуру устной и письменной речи, логичность высказываний, тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на котором осуществляется обучение и воспитание в учреждении образования.
Требования к обучающим и контрольным работам ,
которые проводятся в письменной форме
К письменным обучающим видам работ по биологии относятся: упражнения, задания, тесты, задачи, диктанты, письменные ответы на вопросы, рефераты, составление планов-конспектов, опорных схем, аналитических и обобщающих таблиц, диаграмм, схем, алгоритмов, оформление отчётов по результатам лабораторных работ, практических работ, самостоятельных и контрольных работ, экскурсий.
Виды, содержание и объём обучающих работ определяются преподавателем на основе учебных программ, а также заданий из учебников, учебных пособий, дидактических материалов и учебно-методических пособий с учётом требований образовательного стандарта учебного предмета «Биология» (VI– XI классы).
Количество и назначение тетрадей учащихся
По биологии учащимся необходимо иметь 2 тетради для всех видов учебных работ:
1 тетрадь – для обучающих, лабораторных работ и практических работ;
1 тетрадь – для контрольных работ.
Разрешается использовать для обучающих работ, практических, лабораторных работ тетради на печатной основе.
В тетради для обучающих работ учащиеся могут выполнять самостоятельные работы, которые проводятся в рамках поурочного контроля, а в тетради для контрольных работ – самостоятельные работы, которые проводятся в рамках тематического контроля.
Тетрадь для контрольных работ хранится на протяжении учебного года в учреждении образования и выдаётся учащимся для выполнения соответствующей работы.
При оформлении надписи на обложке тетради указываются, для чего предназначена тетрадь (для работ по биологии, для контрольных работ по биологии), группа, краткое наименование учреждения образования в соответствии с его Уставом, фамилия и имя (полностью) учащегося в родительном падеже. При оформлении надписи на обложке тетради допускается написание предназначения тетради и наименования учреждения образования в две строки.
Например:
Тетрадь |
Сшытак |
для работ по биологии |
для работ па біялогіі |
учащегося группы 0891 |
навучэнца группы 0891 |
УО МГАСК |
УА МДАБК |
Попова Сергея |
Папова Сяргея |
Тетрадь |
Сшытак |
для контрольных работ по биологии |
для кантрольных работ па біялогіі |
учащегося группы 0691 |
навучэнца группы 0691 |
УО МГПЛ № 3 машиностроения |
УА МДПЛ № 3машынабудавання |
Ковалёва Сергея |
Фёдарава Аляксандра |
С внешней стороны страницы рабочих тетрадей для обучающих работ, контрольных работ отводятся поля. Дата выполнения обучающей работы, контрольной работы записывается цифрами на полях тетрадей.
Например: Модификационная изменчивость. 01.09.20 11
В рабочей тетради слова «Лабораторная работа», «Практическая работа», в тетради для контрольных работ «Контрольная работа» записываются на той же строке, на которой на полях записана дата выполнения соответствующей работы, после этого указывается её тема, а затем, по центру следующей строки, – номер варианта (вариант 1 (I)).
Например: Практическая работа № 1 01.12.2011
Решение задач на моногибридное скрещивание.
Между видами работ в тетрадях пропускаются 4 клетки для выставления отметки.
При выполнении различных видов работ учащиеся должны соблюдать красную строку, писать аккуратно, разборчивым почерком, пользоваться шариковой ручкой с пастой синего или фиолетового цвета. При выполнении рисунков, таблиц, графиков и схем учащиеся могут пользоваться простыми и цветными карандашами.
Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие работы, проверяются во всех группах выборочно, однако они должны быть проверены у каждого учащегося не менее одного раза в месяц.
Отчёты по результатам выполнения лабораторных и практических работ проверяются к следующему учебному занятию (при большом их количестве – через одно-два учебных занятия) у каждого учащегося, и отметки вносятся преподавателем в журнал учебной группы.
Контрольные работы проверяются у каждого учащегося. На полях тетради, по усмотрению преподавателя, напротив каждого задания записывается количество баллов, которым оно оценено. После последнего задания записывается суммарное количество баллов за выполнение всех заданий, которое переводится в соответствующую отметку. Данная отметка выставляется в тетради и заносится в журнал учебной группы. Контрольные работы проверяются к следующему учебному занятию (при большом их количестве – через одно-два учебных занятия).
При проверке обучающих, лабораторных, практических и контрольных работ преподаватель зачёркивает ошибку, ручкой с пастой красного цвета исправляет допущенные учащимися орфографические, грамматические, пунктуационные, речевые, текстовые ошибки.
Работа над ошибками выполняется учащимися на учебных занятиях после лабораторных, практических и контрольных работ и при необходимости после обучающих работ в соответствующих тетрадях по усмотрению преподавателя. По итогам проверки рабочих тетрадей, лабораторных, практических работ и других видов письменных работ может быть выставлена отметка в тетрадь и журнал учебной группы.
Напоминаем некоторые требования по заполнении журналов учебной группы.
Журналы учебной группы заполняются на том языке, на котором осуществляется обучение и воспитание в учреждении образования.
Название учебного предмета (дисциплины) пишется с маленькой буквы — биология.
На левой странице журнала преподаватель записывает дату урока (09.02), отмечает буквой н учащихся, которые отсутствуют на уроке, а также выставляет отметки (баллы), которые получили учащиеся.
На правой странице журнала записываются тема, которая изучалась на уроке, и домашнее задание. И тема и домашнее задание записываются с большой буквы.
В случае ошибочного выставления отметки исправление делается следующим образом: неправильно поставленная отметка в клетке зачеркивается, рядом выставляется правильная отметка, в конце страницы делается запись: «Отметка учащемуся (указывается фамилия, имя) исправлена с „5“ (указывается отметка) на „6“ (указывается отметка)» . Далее ставится подпись преподавателя и дата.
Требования, предъявляемые к оформлению реферата
Реферат – это краткая передача содержания статьи или исследования. Реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, содержание, введение, основная часть, которая делится на главы, разделы, подразделы, заключение, список литературы в алфавитном порядке, приложение (при необходимости).
Объём учебного реферата
Реферат |
Класс |
Объём реферата при компьютерном наборе |
Объём реферата при написании от руки |
Учебный |
Х |
12–14 страниц |
14–15 страниц |
Учебный |
ХІ |
15–17 страниц |
17–19 страниц |
На титульном листе указываются название учреждения образования, фамилия, имя, отчество автора, название работы, место нахождения учреждения образования, год.
Оформление титульного листа:
Название учреждения образования
Название реферата
Выполнил (ла)
Фамилия, имя, отчество
учащийся (щаяся) ___ группы
Место нахождения учреждения образования, год написания реферата
Содержание реферата включает название структурных частей, глав, разделов и подразделов с указанием нумерации страниц арабскими цифрами.
Структура реферата:
Содержание (размещается после титульного листа)
Введение
Основная часть
Название главы
Название раздела
Название подраздела
Заключение
Список литературы
Приложение
Во введении даётся краткая характеристика темы реферата, обосновывается её актуальность, раскрываются цели и задачи работы, приводится список литературы и основных источников, на основе которых подготовлен реферат.
В основной части реферата коротко, но полно подаётся материал по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Каждый содержательный блок (глава, раздел, подраздел) должен иметь заглавие.
При написании реферата необходимо делать ссылки на источники, откуда взят материал, в скобках указывать номер по списку литературы и страницу. Ссылки в тексте могут быть также приведены в виде подстрочных замечаний, нумерация которых осуществляется на каждой странице (начиная с единицы) в соответствии с правилами библиографического описания.
Заключение должно быть кратким, конкретным, в нём должны содержаться выводы по итогам работы, а также информация о согласии или несогласии с авторами цитируемых источников. Заключение не должно превышать по объёму введение.
При компьютерном наборе необходимо использовать шрифт 15 пт, интервал – 1,5.
II . При организации лабораторных работ, практических работ, экскурсий следует проводить инструктаж по охране труда .
Инструктаж по охране труда проводиться в соответствии с Правилами по охране труда для кабинетов (лабораторий) биологии, утвержденными приказом Министерства образования Республики Беларусь от 05.02.1998 г. № 47.
По биологии предусмотрено проведение обязательных контрольных работ. Содержание ОКР определяется преподавателем по согласованию с цикловой, предметной (методической) комиссией. По результатам обязательных контрольных работ учащимся выставляются отметки в баллах, которые заносятся в журнал учебной группы.
ОКР, лабораторные и практические работы проводятся за счет времени, отводимого учебным планом на изучение предмета.
Учебный материал на уроке должен быть отобран и систематизирован таким образом, чтобы учащемуся были понятны не только его содержание, но и целесообразность.
После каждой темы необходимо обобщать изученный материал с целью формирования представлений о живой природе в единой картине мира, о взаимосвязи и взаимовлиянии, общих закономерностях развития живой материи.
Для развития интереса к предмету, воспитания у учащихся ответственного отношения к принятию решений, обучения прогнозированию собственного воздействия на окружающий мир целесообразно предусмотреть проведение занятий практического характера (семинары, диспуты, конференции и др.) (Методические рекомендации “Проведение занятий практического характера по общеобразовательным предметам” Мн., РИПО, 2007).
При изучении биологии преподавателям необходимо использовать методики и технологии обучения, которые предполагают организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению содержания учебного предмета (учебной дисциплины).
Рекомендуем ознакомиться с материалами республиканского семинара «Современные образовательные технологии в преподавании общеобразовательных дисциплин» , который состоялся 24-25 мая 2011 г. на базе Полоцкого колледжа УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова». Материалы семинара размещены на Республиканском портале «Профессиональное образование» (http://ripo.unibel.by Уровни образования Общее среднее образованиеСеминары).
Обеспечение курса биологии разнообразными средствами обучения должно давать возможность использования разных методических систем и образовательных технологий. Наглядные и натуральные средства обучения, учебное оборудование, раздаточный материал для проведения лабораторных и практических работ и демонстраций по биологии предлагаются фирменными магазинами Республиканского унитарного предприятия «Белорусское торговое объединение “Глобус”» (220024 г. Минск ул. Козлова, 8 (филиалы объединения имеются в каждой области). Телефон для справок (017) 275-12-05; 275-60-31; факс 275-24-12).
Выпускной экзамен (экзамен) по биологии проводится в устной форме. С 2011/2012 учебного года необходимо использовать билеты для проведения выпускных экзаменов по выбору учащихся, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь для учреждений общего среднего образования.
На поддержку и углубление содержания учебных программ по биологии направлены следующие учебно-методические комплексы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе на уроках и на факультативных занятиях в 2011/2012 учебного году
Классы |
Авторы |
Название |
Издательство |
Год издания |
Учебные пособия |
||||
X |
Лисов Н.Д. и др. |
Биология. 10 класс |
Народная асвета |
2009 |
XI |
Маглыш С.С., Каревский А.Е. |
Биология. 11 класс |
Народная асвета |
2010 |
Пособия для учащихся |
||||
X |
Лисов Н.Д., Шелег З.И. |
Тетрадь для лабораторных работ и практических заданий |
Аверсэв |
2011 |
Учебно-методические пособия для учителей |
||||
VIXI |
Богачёва И.В. |
Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся по биологии |
Сэр-Вит |
2003 |
VIXI |
Рогожников О.Н., Колян Н.К. |
Лабораторные работы по биологии. 6–11 классы |
Зорны верасень |
2009 |
VIXI |
Колян Н.К., Кучмистова Т.А. |
Экскурсии по биологии. 6–11 классы |
Зорны верасень |
2009 |
VXI |
Богачёва И.В. и др. |
Разноуровневые задания для организации контроля результатов обучения |
Сэр-Вит |
2004 |
X |
Писарчик Г.А., Лисов Н.Д. |
Сборник задач и упражнений |
Аверсэв |
2009 |
X |
Маглыш С.С., Черняк Л.В. |
Экологическое воспитание на уроках в 10 классе |
ТетраСистемс |
2003 |
X |
Писарчик Г.А., Писарчик А.В. |
Сборник задач по генетике |
Аверсэв |
2008 |
X |
Песецкая Л.Н. |
Практикум по генетике |
Сэр-Вит |
2007 |
X |
Песецкая Л.Н. |
Тесты и контрольные задания по генетике |
Сэр-Вит |
2005 |
X |
Песецкая Л.Н. |
Сборник задач по генетике |
Сэр-Вит |
2008 |
XI |
Лемеза Н.А. |
Тесты по биологии |
Юнипресс |
2004 |
XI |
Левэ О.И., Андреев В.П. |
Биология. Подготовка к тестированию |
Сэр-Вит |
2005 |
XI |
Левэ О.И., Андреев В.П. |
Открытые тесты по биологии |
Сэр-Вит |
2006 |
XI |
Маглыш С.С., Черняк Л.В. |
Экологическое воспитание на уроках в 11 классе |
ТетраСистемс |
2006 |
VIIXI |
Цинкевич В.А. |
Олимпиады по биологии |
Аверсэв |
2009 |
Для удовлетворения индивидуальных познавательных запросов учащихся в области биологии, развития интереса, накопления опыта творческой деятельности и более полного усвоения материала учебной программы по учебному предмету разработаны учебно-методические комплексы для проведения факультативных занятий, которые включают: программу, дидактические материалы для учащихся и методические рекомендации по организации и проведению факультативных занятий для учителя.
Перечень учебно-методических комплексов для проведения факультативных занятий
№ |
Название |
Классы |
Авторы |
1 |
Мир культурных растений |
VII |
Борщевская Е.В. |
2 |
Занимательный мир животных |
VIII |
Гричик В.В., Немчинов М.Ю. |
3 |
Дикая природа Беларуси |
VIIVIII |
Гричик В.В., Богачёва И.В., Клевец И.Р. |
4 |
Физиологические и гигиенические аспекты здоровья человека |
IX |
Рогожников О.Н. |
5 |
Введение в биотехнологию |
X |
Песнякевич А.Г., Немчинов М.Ю. |
6 |
Экология человека и эволюция биосферы (программа) |
XI |
Клевец И.Р. |
ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
«Мир культурных растений», для VII класса (автор-составитель Е.В.Борщевская).
Программа факультативных занятий познакомит учащихся с отдельными, наиболее интересными, занимательными, удивительными явлениями и фактами из жизни культурных растений. Главная отличительная особенность данной программы заключается в том, что в процессе её изучения предоставляется возможность показать учащимся практическое значение биологических знаний, познакомить их с ботаническими характеристиками и особенностями произрастания ведущих сельскохозяйственных культур. Практическая направленность преподавания осуществляется на базе широкого использования жизненного опыта учащихся, привлечения знаний и умений, полученных ими на занятиях на учебно-опытном участке школы.
Программа факультативных занятий рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), из них 1 час – резервное время, 7 практических работ, 6 опытов, 1 экскурсия.
«Занимательный мир животных», для VIII класса (авторы-составители – В.В.Гричик, М.Ю.Немчинов).
Программа факультативных занятий направлена на формирование системы представлений о многообразии и биологических особенностях животных и дополняет курс «Биология» (VIII класс). Основная цель – развивать у учащихся интерес к миру живой природы и формировать культуру отношений между человеком и другими живыми организмами.
Программа предполагает наряду с теоретическим материалом широкое использование экскурсий, наблюдений, практических работ по определению животных и следов их обитания, а также проведение природоохранных мероприятий.
Программа факультативных занятий рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и включает 2 лабораторные работы, 3 экскурсии.
«Дикая природа Беларуси», для VII–VIII классов (авторы-составители – В.В.Гричик и др.).
Основными задачами данной программы являются: формирование у школьников системы знаний о различных аспектах биологического разнообразия Республики Беларусь и его значении, умений и навыков экологически оптимального поведения в природе; развитие познавательной активности и наблюдательности; воспитание экологической культуры и патриотизма, бережного отношения к родной природе и формирование мотивационных стимулов к природоохранной деятельности.
Программа факультативных занятий состоит из теоретической и практической частей, рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) или по 1 часу в неделю в VII и VIII классах, включает 7 лабораторных работ и 9 экскурсий.
Факультативное занятие «Дикая природа Беларуси» изучается по учебной программе, напечатанной в сборнике «Программы факультативных занятий для общеобразовательных учреждений по естественно-математическому направлению» (Минск: НИО, 2009), и пособию «Дикая природа Беларуси. VII–VIII классы» (под редакцией В.В.Гричика) (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009). Для учителей напечатано пособие «Дикая природа Беларуси» (авторы – В.В.Гричик, И.В.Богачёва, И.Р.Клевец) (Минск: Экоперспектива, 2009).
«Физиологические и гигиенические аспекты здоровья человека», для IX класса (автор-составитель – О.Н.Рогожников).
Программа факультативных занятий направлена на изучение учащимися анатомических, физиологических и гигиенических аспектов здоровья человека. Цель – ознакомление учащихся с механизмами формирования и сохранения здоровья человека. Основными задачами факультативных занятий являются: воспитание потребности в здоровье как наивысшей ценности; формирование мотивации к коррекции образа жизни; развитие потребности в совершенствовании физического состояния организма.
Программа факультативных занятий состоит из теоретической и практической частей, рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и включает 5 практических работ.
«Введение в биотехнологию», для X класса (авторы-составители А.Г.Песнякевич, М.Ю.Немчинов).
Программа факультативных занятий направлена на расширение представлений учащихся об основных положениях биотехнологии, призвана показать связь биотехнологии с другими научными дисциплинами и отраслями промышленности. Задачи: изучить основы биотехнологических производств; рассмотреть перспективы использования разработок; практическое использование трансгенных организмов.
Программа факультативных занятий рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
«Экология человека и эволюция биосферы», для XI класса (автор-составитель – И.Р.Клевец).
Программа факультативных занятий направлена на конкретизацию отношений «человексреда», раскрывает механизмы адаптации организма к биологической и социальной среде как основу сохранения здоровья. Основной целью является показать взаимосвязь явлений в природе и обществе, механизмы их прямого и опосредованного влияния на организм человека как целостную систему, зависимость адаптивных реакций организма от наследственности, воздействия факторов среды. Рассмотрены условия для развития умений, навыков изучения своего здоровья и окружающей среды.
Программа факультативных занятий рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Использование на факультативных занятиях указанных учебно-методических комплексов поможет системно развивать и поддерживать у учащихся интерес к биологии, формировать практические умения, а также подготовить к продолжению образования в высших учебных заведениях.
Кроме того, рекомендуем использовать перечень учебных программ факультативных занятий, утверждённых Министерством образования Республики Беларусь и опубликованных в сборнике «Программы факультативных занятий для общеобразовательных учреждений по естественно-математическому направлению» (Минск: НИО, 2009), а также размещённых на сайтах Министерства образования Республики Беларусь (www.minedu.unibel.by), Национального института образования (www.adu.by) и Академии последипломного образования (www.аcademy.edu.by).
Напоминаем, что вышеназванные учебно-методические комплексы напечатаны и есть в книжной торговой сети, а также должны быть в каждой библиотеке учреждения образования.
Перечень электронных средств обучения, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
Наименование ЭСО |
Разработчик, год разработки |
Человек и его здоровье |
МедиуМ, 2005 |
Биология. Генетика |
БГУ, 2008 |
ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам» |
БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005 |
Зоология. 8 класс |
ИНИС-СОФТ, 2011 |
Все электронные средства обучения разработаны из средств республиканского бюджета и распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь Главным информационно-аналитическим центром Министерства образования Республики Беларусь (220088, г. Минск, ул. Захарова, 59, каб. 307; Тел. (017) 294-19-46; факс 210-00-99, http :// giac . unibel . by ).
В научно-методическом журнале « Біялогія: праблемы выкладання» в 2009–2011 годах были опубликованы материалы по актуальным вопросам преподавания биологии. Рекомендуем обратить внимание преподавателей, методистов на публикации, посвящённые вопросам тематики методических объединений.
Вопросам управления познавательной деятельностью учащихся посвящены статьи:
· Котковец Е.Е. Строение и работа сердца. Урок постановки и решения проблем / Е.Е.Котковец // Біялогія: праблемы выкладання. – 2009. – № 5.
· Ковалевская Л.В. Педагогическая диагностика как компонент управления процессом обучения / Л.В.Ковалевская // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 2.
· Борщевская Е.В. Формы проведения контроля результатов учебной деятельности учащихся по биологии за 6–11 классы / Е.В.Борщевская [и др.] // Біялогія: праблемы выкладання. – 2011. – № 1.
Вопросы построения урока биологии на основе различных уровней предъявления предметного содержания рассматриваются в статьях:
· Рогожников О.Н. Межпредметные связи в процессе преподавания биологии / О.Н.Рогожников // Біялогія: праблемы выкладання. – 2009. – № 5.
· Горошко С.И. Межпредметная интеграция в реализации компонентов содержания на уроках биологии / С.И.Горошко // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 2.
· Саваневский Н.К., Хомич Г.Е. Ситуационные задачи по теме «Нервная система» / Н.К.Саваневский, Г.Е.Хомич // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 3.
Вопросы решения задач личностного развития при изучении биологии рассматриваются в статьях:
· Сандаков Д.Б. Интерактивное обучение и его использование для подготовки специалистов-биологов / Д.Б.Сандаков // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 6.
· Гордей В.Ф. Дискуссия как метод интерактивного обучения и воспитания / В.Ф.Гордей // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 3.
· Ткач М.Г. Упражнения, направленные на развитие памяти, внимания и воображения на уроках биологии / М.Г.Ткач // Біялогія: праблемы выкладання. – 2011. – № 1.
· Суздалев С.В. Шум на уроке / С.В.Суздалев // Біялогія: праблемы выкладання. – 2009. – № 6.
Работе с одарёнными учащимися посвящены следующие статьи:
· Максимова Н.П. Республиканская олимпиада школьников по биологии / Н.П.Максимова // Біялогія: праблемы выкладання. – 2009. – № 6.
· Бойко Э.И. Углублённое изучение темы «Фотосинтез». Для внеклассных занятий с одарёнными школьниками / Э.И.Бойко // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 6.
· Борщевская Е.В. Система оценивания результатов выполнения заданий Интернет-олимпиады по биологии / Е.В.Борщевская // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 4.
Вниманию учителей предлагаются также дидактические материалы обучающего, контролирующего и диагностического характера:
· Жук Н.А., Калацей Т.Н. Учёт индивидуальных особенностей учащихся подросткового возраста при организации образовательного процесса как фактор здоровьесберегающей среды на уроке / Н.А.Жук, Т.Н.Калацей // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 2.
· Ковалевская Л.В. Педагогическая диагностика как компонент управления процессом обучения / Л.В.Ковалевская // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 1.
На Республиканском портале “Профессиональное образование” в разделе “Методические рекомендации для преподавателей учебных предметов” размещаются нормативные, методические материалы для преподавателей биологии (http://ripo.unibel.by Уровни образования Общее среднее образованиеМетодические рекомендации для преподавателей учебных предметовБиология).
В соответствии с Планом повышения квалификации и перподготовки кадров образования в 2011 году (приказ Министерства образования Республики Беларусь № 854 от 29 декабря 2010 г.) с 17 по 28 октября 2011 года на базе УО РИПО для преподавателей химии и биологии учреждений республики, состоятся курсы повышения квалификации на тему “Преподавание общеобразовательных предметов в учреждениях профессионального образования” (телефон для справок: 245-84-43; 200-13-04; 220070, г. Минск, ул. Ваупшасова, 23. Проезд от ж/д вокзала автобусом 43 до остановки “Протехколледж”).
Пискун 200 13 04