Методические рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2009/2010 учебном году

СОДЕРЖАНИЕ: Согласно положению муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников проводится для учащихся 7-11 классов. Предметно-методическая комиссия разработала задания для 9,10,11 классов, для проведения олимпиады в 7-8 классах районная предметно-методическая комиссия готовит задания самостоятельно

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

в 2009/2010 учебном году


Согласно положению муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников проводится для учащихся 7-11 классов. Предметно-методическая комиссия разработала задания для 9,10,11 классов, для проведения олимпиады в 7-8 классах районная предметно-методическая комиссия готовит задания самостоятельно.

Инструкция

Каждому участнику олимпиады предлагается выполнить 10 заданий (1 тур) и творческую работу (II тур). Задания I и II туров выполняются в один день.

Участники Олимпиады должны продемонстрировать:

· владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.);

· знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;

· знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;

· знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте;

· знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;

· навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;

· знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;

· знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;

· осведомленность в области истории русского языкознания;

· творческие способности.

При выполнении заданий учащиеся должны показать знание норм русского литературного языка, проявить языковое чутье и смекалку в решении неординарных вопросов, связанных с системной организацией русского языка в его прошлом и настоящем состоянии. Оцениваются правильность, полнота и оригинальность ответов (максимальный балл за 10 заданий – 50). При наличии орфографических и пунктуационных ошибок максимальный балл за задание выставляться не может.

Цель творческой работы – выявить умение анализировать и создавать письменные тексты разных функциональных стилей и жанров. Критериями оценивания являются фактическая точность, логичность, аргументированность, разнообразие привлекаемого языкового материала, знакомство с лингвистической литературой, оригинальность мышления, композиционная стройность, грамотность. Максимальный балл за эту работу – 20.

Общий балл – 70.

Для выполнения работы в 9–11 классах отводится 3 астрономических часа.

Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

9 класс

I тур - Задания

Задание 1

В русском языке бывают такие случаи, когда произношение формы существительного вместе с предлогом отличается от произношения того же существительного в том же числе и падеже, но без предлога лишь долготой звука. В каких случаях это происходит? Приведите примеры.

Задание 2

В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» читаем: «…он расставлял столы покоем . Всего против гроссмейстера сели играть тридцать любителей». Что означает здесь слово покоем ?

Задание 3

Проанализировав приведенные ниже слова, определите, по какому общему признаку они подобраны. Расширьте приведенный ряд слов. Объясните, зачем нужны подобные группы слов.

Забрало, лепта, мажордом, митенки, облатка, подать, пищаль.

Задание 4

Какое выражение является в данном ряду «лишним» и почему?

Дамоклов меч, кузькина мать, валаамова ослица, мамаево побоище, вавилонское столпотворение, дубина стоеросовая, верста коломенская.

Задание 5

Объясните, от какого слова и каким способом образовано слово поваренный, в ыступающее в выражении поваренная соль . Подтвердите свой ответ примерами других производных слов, которые образованы от исходных тем же способом.

Задание 6

Сделайте морфемный анализ словоформ:

выполните, вылечите, выкупите.

Задание 7

«Возьму пыльно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет как камень». К какой части речи

относятся формы пыльно и жидко , встречающиеся в загадке? Ответ обоснуйте.


Задание 8

Определите значение предлога от , распределите словосочетания по группам, исходя из значения предлога.

Дорога от станции, смерть от раны, приказ от 1 мая, тепло от печки, великан от рождения, поклон от родных, потери от засухи, отказ от помощи, отчуждение от людей, тропинка от дома.

Задание 9

Определите синтаксическую роль выделенных сочетаний слов в предложениях:

1) Я сижу читаю.

2) Я сел почитать.

Задание 10

Определите, какие смысловые отношения связывают между собой две части бессоюзного сложного предложения. Какими формальными средствами это выражается?

У нас трехкомнатная квартира ( ) с нами живет наша бабушка.

II тур - Творческое задание

Напишите сочинение на одну из следующих тем.

1. «Как слышим, так и пишем» - можно ли положить такой принцип в основу русской орфографии?

2. «Зачем писать грамотно? Ведь компьютер всё проверит!» Согласны ли Вы с этим мнением?

3. Зачем изучать историю русского языка?


Задания по русскому языку для муниципального этапа

Всероссийской олимпиады школьников

10 класс

1 тур - Задания

Задание 1 .

Выпишите слова, которые начинаются на согласный звук. Объясните с исторической точки зрения это явление.

Удивление, юг, один, изображение, яма, этот, емкость,, акробат.

Задание 2.

Докажите, что все данные слова являются заимствованными.

1.Алый, аист, атаман.

2.Физика, телефон, факт, фамилия.

3.Базар, карандаш.

4. Ангел, херувим .

Задание 3.

В настоящее время слово МИР пишется через И. Но до реформы 1918 года это слово имело двоякое написание: МИРЪ и МIРЪ. Имели ли эти слова разное значение?

Как вы думаете, какое написание этого слова было в прижизненном издании романа Льва Толстого «Война и мир»?

Задание 4.

Напишите, какие фразеологизмы и поговорки используют русские в ситуации, когда англичане говорят:

1. Птичка в руке стоит двух в кустах.

2 Просто, как пирог.

3 Возить уголь в Ньюкасл.

4 Хранить в вате.

5 Называть лопату лопатой .

Задание 5.

Объясните историческое происхождение слова ПОЖАЛУЙСТА.

Задание 6.

Прочитайте текст и исправьте ошибки.

Мите подарили книгу с семистами пятидесяти тремя страницами, в которой рассказывалось о различных интересных событиях, произошедших в разные исторические эпохи. Одна из глав была посвящена ста восьмидесятой годовщине со дня рождения крупного писателя. В другой главе был описан крупный пожар в Риме, который произошел в трехсот шестьдесятом году нашей эры. Заканчивалась книга предсказаниями астролога к двух тысяч первому году.

Задание 7.

Прочитайте два отрывка из стихотворений. В каком из них допущена лингвистическая ошибка? Объясните причину ошибки.

А вот я вижу пешехода,

Одетого вдвойне пестрей

Всех этих остальных царей.

(Л.Мартынов. Царь природы).

Толпа высоких мужиков

Сидела важно на бревне,

Обычай жизни был таков,

Досуги, милые вдвойне.

( Н.Заболоцкий. Отдыхающие крестьяне)

Задание 8.

Ниже даны примеры с употреблением слова ВЕРСТА. Найдите синонимы в современном русском языке. Объясните с исторической точки зрения изменения, которые произошли в значении этого слова.

1. «Только вёрсты полосаты попадаются одне» (А.С.Пушкин)

2. «Стар добре, да не ровня мне, не под версту» (Народная песня).

3. От млады версты возлюби ближних своих (Пословица)

Задание 9.

Ниже приведены два отрывка из стихотворений разных авторов, посвященных одной теме – основанию Петербурга. Объясните причину разницы в тоне и пафосе стихотворений.

Раз, заметив захолустье,

Лес, болотный уголок,

Глушь кругом, при Невском устье

Заложил он городок…

( В.Бенедиктов)

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море…

(А. Пушкин)

З адание 10.

В кинофильме «Кубанские казаки» есть песня, которая заканчивается словами:

Каким ты был, таким ты и остался,

Но ты и дорог мне такой.

Что изменится от перестановки частицы И в последней строке?

Каким ты был, таким ты и остался,

Но ты мне дорог и такой.

II тур - Творческое задание

Выберите одну из тем. Напишите сочинение-миниатюру в жанре письма своему другу-иностранцу, который хочет понять значение русских фразеологизмов.

1. Говорить на разных языках.

2. Длинный язык.

3. Язык хорошо подвешен.

4. Язык до Киева доведет.

Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады по русскому языку

11 класс

1 тур - Задания

Задание 1

Ученик написал: «Когда наступит нояборь, весёлая будет жизинь: будем ходить с ребятами в театор и цирк. В этом я вижу смысол выходных дней и праздников». Какие орфографические ошибки и почему допущены в этом предложении? Отвечая на вопрос, рассмотрите также примеры из стихов Б. Пастернака:

1) Была в Останкине зима,

Декабрь, число тридцатое.

2) Была в Останкине зима,

Декабрь, тридцать первое.

Задание 2

Как писать: выпить привычную чашечку каппуччино или капучино ? Эспресо или эспрессо ? Следует ли использовать заглавные буквы и кавычки в названиях способов приготовления кофе? Каково происхождение этих названий?

Задание 3

В сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок» упоминается «чёрная бабка»:

Двух коней, коль хошь, продай,

Но конька не отдавай

Ни за пояс, ни за шапку,

Ни за черную, слышь, бабку...

Что это значит?

Задание 4

Как правильно склонять слово «робот» - как одушевлённое или неодушевлённое существительное? («Мы установили робот» или «Мы установили робота?»)

Задание 5

Классифицируйте и исправьте ошибки в следующих предложениях из различных СМИ.

1) Жизнь поставила перед Татьяной неразрешимый тупик.

2) Интересное выступление подготовила интернационалистическая группа музыкантов, в составе которой два таджика, чеченец, грузин, украинец и москвич.

3) Критерий оценки деятельности наших подразделений является раскрываемость преступлений.

4) В качестве примера приведу визит боливийской делегации, в ходе которой нам указали о необходимости развивать сотрудничество.

5) Инвесторы, держатели ГКО не хотят иметь дело с людьми, которые их обули и кинули.

Задание 6

Перед вами разделение на морфемы двух слов: на-де-жд-а (приставка, как в слове «набег», корень, как в слове «одевать», суффикс, как в слове «невежда», окончание существительного женского рода 1 склонения в единственном числе именительного падежа); из-буш-к-а (приставка, как в слове «извоз», корень, как в слове «бушевать», суффикс, как в слове «пирамидка», окончание существительного женского рода 1 склонения в единственном числе именительного падежа).

Прокомментируйте каждый пример разбора, в случае необходимости предложите свой вариант современного членения данных слов по составу, используя соответствующие условные значки.

Задание 7

Даны три примера.

1) Беда вскоре пришла, но совсем не с той стороны, с какой её можно было ожидать. (В. Пикуль)

2) …Беда … быть богатым человеком. Нет денет, нет и заботы, есть деньги, держись всё время за карман, чтобы злые люди не украли. (А. Чехов)

3) Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда , какой трудный. (М. Зощенко)

Определите принадлежность к части речи каждого выделенного слова. Мотивируйте свой ответ лексически и грамматически. Как называются такие слова?

Задание 8

Может ли прилагательное в простой форме сравнительной степени сравнения входить в состав словосочетания? Обоснуйте свой ответ, охарактеризуйте способы синтаксической связи между словами и приведите примеры.

Задание 9

Перед Вами фрагмент из «Сказания о Борисе и Глебе», созданного в XI в., список XII – XIII вв. Выполните его перевод на современный русский язык, дайте лексико-грамматический комментарий подчёркнутых слов.

Блаженый же Борисъ якоже ся б воротилъ и сталъ б на Льт* шатьры. И рша къ нему дружина: «Поиди, сяди Кыев на стол отьни, се бо вси вои въ руку твоею суть ». Онъ же имъ отъвщааваше: «Не буди ми възяти рукы на брата своего и еще же и на старйша мене, егоже быхъ имлъ, акы отьца». Си слышавъше вои разидошася от него, а самъ оста тъкъмо съ отрокы своими.

*на Альте

Задание 10

В представленных ниже фрагментах из произведения современного автора найдите 5 разных специальных или неспециальных средств выразительности, помогающих создать специфическую картину действительности, отметьте роль каждого из них.

«Вот мы стоим с Леонтием в очереди в булочной, а впереди мужик взял белого батон и буханку, идёт на выход:

- Мягкий? Мягкий? – спрашивают у него.

Он:

- Мягкий, нате попробуйте.

Все протянули руки, целая очередь! Давай ощупывать и белого батон, и буханку.

- Да, да, мягкий, - говорят.

Я спрашиваю:

- …А вкусный?

Он подумал немного – такой, в старой куртке, потрёпанный житейскими бурями, и говорит:

- Попробуйте.

Я:

- Что? Можно откусить?

А он мне:

- Конечно.

Я откусила горбушку – и правда, мягкий, вкусный.

Ну, я обняла его, прижалась головой к плечу и подумала: как всё-таки нас всех роднит то, что мы едим хлеб. И не только это, нас многое роднит!.. То, что мы все родились из земли и вернёмся в землю, и каждый из нас единственный, поэтому бесценный».

(М. Москвина)

II задание - Творческое задание

Напишите сочинение на одну из следующих тем.

1. Реформы русской орфографии: зло или благо?

2. Можно ли назвать лингвистику точной наукой?

3. Многие современные языки переходят на латиницу. Пора и нам?


Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Ответы (9 класс)

1. В русском языке бывают такие случаи, когда произношение формы существительного вместе с предлогом отличается от произношения того же существительного в том же числе и падеже, но без предлога лишь долготой звука. В каких случаях это происходит? Приведите примеры.

Ответ

В русском языке есть три предлога, состоящих из одного согласного звука: в, с, к. Если

существительное начинается с одного из этих звуков или соответствующих им мягких

звуков, произносится один долгий звук: _ _ _

в воду [воду], с севера [с’эв’ира], к коню [кан’у].

В русском языке предшествующий согласный уподобляется последующему, парному ему

по глухости/звонкости: _ _

в фильме [ф’], с зонтом [з].

Кроме того, согласный [с] уподобляется шипящим, перед которыми

употребляется: _ _

с шалью [ш], с женой [ж].

Оценивание

Максимальный балл – 5 (по одному баллу за пример на каждый случай,

2 балла за комментарий к примерам)

2. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» читаем: «…он расставлял столы покоем . Всего против гроссмейстера сели играть тридцать любителей». Что означает здесь слово покоем ?

Ответ

В древнерусском языке буквы имели свои названия: азъ, буки, веди и т.д. Буква П называлась покоем. Ставить столы покоем – значит ставить их в виде незавершенного четырехугольника. Сегодня мы бы сказали: «Ставить буквой П»

Оценивание

Максимальный балл – 5 (за развернутый комментарий)

3. Проанализировав приведенные ниже слова, определите, по какому общему признаку они подобраны. Расширьте приведенный ряд слов. Объясните, зачем нужны подобные группы слов.

Забрало, лепта, мажордом, митенки, облатка, п`о дать, пищаль.

Ответ

Данные слова являются устаревшими. Это историзмы: они вышли из употребления, так

как исчезли предметы и явления, которые они обозначали. Можно дополнить словами «епанча», «картель», «секира» и др. Зная устаревшие слова, можно прочитать исторические документы, художественную литературу предшествующих эпох. Подобные слова расширяют кругозор, позволяют проследить историю народа и родного языка.

Оценивание

Максимальный балл – 5 (1 балл за определение «устаревшие слова», 1 балл – за «историзмы», 1 балл – за приведенные примеры, 2 балла – за развернутый ответ о роли устаревших слов)

4. Какое выражение является в данном ряду «лишним» и почему?

Дамоклов меч, кузькина мать, валаамова ослица, мамаево побоище, вавилонское столпотворение, дубина стоеросовая, верста коломенская.

Ответ

Все выражения, кроме дубина стоеросовая, состоят из существительного и прилагательного, образованного от имени собственного; прилагательное стоеросовая – переогласовка прилагательного ставросовая, образованного от греч. ставрос – кол, шест, свая

Оценивание

Максимальный балл – 5 (2 балла за правильный ответ и 3 балла за развернутый комментарий)

5. Объясните, от какого слова и каким способом образовано слово поваренный, в ыступающее в выражении поваренная соль . Подтвердите свой ответ примерами других производных слов, которые образованы от исходных тем же способом.

Ответ

В данном выражении слово поваренный является прилагательным, образованным от существительного с основой на -н- и беглым гласным суффиксальным способом.

Повар – поварня (т.е. кухня) – поваренный

По такому же принципу образованы слова

Конюх – конюшня – конюшенный и др.

Оценивание

Максимальный балл – 5 (3 балла за правильный ответ и 2 балла за приведенные примеры)

6. Сделайте морфемный анализ словоформ

выполните, вылечите, выкупите.

Ответ

Каждое из данных слов может быть формой глагола будущего времени 2 лица множественного числа и формой глагола в повелительном наклонении, поэтому морфемное членение может быть двояким.

Приставка (вы-) - корень - окончание(-ите)

Приставка(вы-)-корень-суффикс(-и-)-окончание(-те)

Вы-полн-ите

Вы-полн-и-те

Вы-леч-ите

Вы-леч-и-те

Вы-куп-ите

Вы-куп-и-те

Оценивание

Максимальный балл – 5 ( 2 балла за развернутый комментарий, по 1 баллу за двоякий правильный морфемный разбор каждого слова)

7. «Возьму пыльно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет как камень». К какой части речи относятся формы пыльно и жидко , встречающиеся в загадке? Ответ обоснуйте.

Ответ

Слова пыльно и жидко в предложении играют роль прямого дополнения и обозначают некоторый предмет, это субстантивированные наречия или прилагательные в краткой форме.

Их морфологический облик напоминает некоторые существительные, например, пятно и древко.

Оценивание

Максимальный балл – 5 (1 балл - определение синтаксической роли, 2 балла – правильное определение части речи, 2 балла – развернутый комментарий, подбор аналогичных форм существительных)

8. Определите значение предлога от , распределите словосочетания по группам, исходя из значения предлога.

Дорога от станции, смерть от раны, приказ от 1 мая, тепло от печки, великан от рождения, поклон от родных, потери от засухи, отказ от помощи, отчуждение от людей, тропинка от дома.

Ответ

1. Пространственные (дорога от станции, тропинка от дома);

2. Временные (приказ от 1 мая, великан от рождения);

3. Причинные (смерть от раны, потери от засухи);

4. Объектные (отказ от помощи, отчуждение от людей);

5. Определительные (тепло от печки, поклон от родных).

Оценивание

Максимальный балл – 5 (по 1 баллу за каждое правильное определение значения предлога и приведенные примеры)

9. Определите синтаксическую роль выделенных сочетаний слов в предложениях:

3) Я сижу читаю.

4) Я сел почитать.

Ответ

В первом предложении выделенные слова представляют собой осложненное сказуемое, выраженное одинаковыми формами двух глаголов, не формирующих однородный ряд. Во втором предложении инфинитив при пространственном глаголе выполняет функцию обстоятельства цели, что доказывается возможностью вставки целевого союза чтобы.

Оценивание

Максимальный балл – 5 (по 2 балла за аргументированное определение синтаксической роли и 1 балл за общий комментарий)

10. Определите, какие смысловые отношения связывают между собой две части бессоюзного сложного предложения. Какими формальными средствами это выражается?

У нас трехкомнатная квартира ( ) с нами живет наша бабушка.

Ответ

Части сложного предложения связаны между собой причинно-следственными отношениями. Содержание второго предложения можно истолковать как причину (у нас трехкомнатная квартира, потому что с нами живет бабушка). Формально такие смысловые отношения выражает двоеточие.

У нас трехкомнатная квартира : с нами живет наша бабушка.

А можно – как следствие (у нас трехкомнатная квартира, поэтому с нами живет бабушка).В данном случае ставится тире.

У нас трехкомнатная квартира - с нами живет наша бабушка.

Оценивание

Максимальный балл – 5 (по 2 балла за аргументированное определение смысловых отношений и 1 балл за общий комментарий)

Ответы к заданиям по русскому языку

Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

10 класс

1 тур

Задание 1.

Слова юг, яма, емкость начинаются на согласный звук j /йот/. В русском письме нет такой буквы, но есть звук, который относится к согласным звукам. Буква Я равна звуковому сочетанию j+ а, буква Ю = j+у, буква Е= j+э. Так они сочетаются в начале слова или после гласной буквы: паяц = паjац.

Оценка за правильный ответ 2 балла, за комментарий еще 2 балла . Максимальный балл - 4.

Задание 2.

1. В славянских языках (кроме староболгарского) не было начального А (вместо него Я или О). Поэтому все слова, начинающиеся на А, заимствованные.

2. В славянской речи первоначально не было звука Ф. Все слова, в которых есть Ф, заимствованы преимущественно из греческого (физика, телефон) или латинского (фамилия, факт) языков.

3. Тюркско-татарские языки склонны к уравнению гласных. Следовательно, слова БАЗАР и КАРАНДАШ заимствованы.

4. В старорусском языке до ХП века заднеязычные К,Х,Г требовали твердости перед гласной. В словах АНГЕЛ и ХЕРУВИМ идет смягчение. Значит, это заимствованные слова.

Оценка за каждый правильный ответ 2 балла. За комментарий 1 балл. Максимальный балл 9.

Задание 3.

Слова МИРЪ и МIРЪ омонимы.

Слово МИРЪ обозначало «отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство, тишина, покой, спокойствие» ( по словарю В. И. Даля).

Слово МIРЪ означало « вселенная, земной шар, род человеческий».

После реформы русской орфографии 1918 года эти слова стали писать одинаково МИР.

В прижизненном издании романа Льва Толстого в названии было слово МИРЪ.

После смерти писателя в 1913 г. вышло единственное издание романа, в котором было употреблено слово МIРЪ, но больше это ни разу не делалось.

Назвав свой роман «Война и миръ», Л.Толстой явно подчеркнул суть своей идеи.

Оценка за правильный ответ 2 балла. За комментарий к словам 2 балла. За комментарий к названию романа Л.Толстого 2 балла. Максимальный балл - 6.

Задание 4.

1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

2. Как дважды два.

3. Ездить в Тулу со своим самоваром.

4. Беречь как зеницу ока.

5. Холоден как лед.

6. Называть вещи своими именами.

Оценка за каждый правильный ответ 1 балл. Максимальный балл - 6.

Задание 5.

В древние времена к именам именитых людей добавляли слово «старый» в значении « уважаемый». Из-за быстрого проговаривания слово терялось и от него остался только слог - ста. Например, Никита-ста.

Слово «пожалуй» в древности означало « награди меня своей милостью».

От двух слов, существовавших в древнерусском языке, образовалось слово ПОЖАЛУЙСТА, т.е. « награди меня своей милостью, уважаемый».

ПОЖАЛУЙ – СТА.

Оценка за правильный ответ – 2 балла. За комментарий – 2 балла. Максимальный балл - 4.

Задание 6.

В данном тексте неправильно написаны числительные.

Надо:

- с семьюстами пятьюдесятью тремя страницами;

- посвящена сто восемьдесят пятой годовщине;

- в триста шестидесятом году нашей эры;

- к две тысячи первому году.

Оценка за кждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 4.

Задание 7.

Ошибка в первом стихотворении ВДВОЙНЕ ПЕСТРЕЙ.

Причина ошибки в смешении наречий ВДВОЙНЕ и ВДВОЕ. Наречие ВДВОЙНЕ употребляется при качественных прилагательных ( а также наречиях) положительной степени и имеют усилительное значение.

Наречие ВДВОЕ употребляется при формах сравнительной степени для обозначения того, насколько данное проявление признака превосходит другие его проявления.

Оценка за правильный ответ - 2 балла. За комментарий - 1 балла. Максимальный балл - 3.

Задание 8.

Слово ВЕРСТА - устаревшее. В активном словаре его сейчас нет.

Слово ВЕРСТА (сначала писалось ВЕРСТ – ВА) вначале значило «борозда,идущая рядом с другой бороздой и равная ей». Осюда пошло «отмеряющий дорогу» - столб у дороги, отмеряющий расстояние.

После появился синоним ПАРА, РОВНЯ. В народной песне «не под версту» означает «не пара», «не ровня».

Когда произошло совмещение представления длины пути и жизненного пути, возникло значение «возраст». Именно это видно в пословице – « с раннего возраста».

Оценка за каждый правильный ответ - 2 балла. За комментарий – 2 балла. Максимальный балл - 6.

Задание 9.

В стихотворении В.Бенедиктова использована сниженная лексика. Слова УГОЛОК и ГОРОДОК имеют уменьшительно-ласкательные суффиксы. Это снижает пафос грандиозности происходящего и переводи в разряд обыденного события.

В стихотворении А.Пушкина важно не столько строительство самого города, сколько важность и значительность для страны и истории закладка Петербурга, как возможность решить политические и экономические вопросы России. Отсюда высокая лексика, яркая образность, метафоричность.

Оценка за правильный ответ -2 балла. За комментарий - 2 балла. Максимальный балл - 4.

Задание 10.

От перестановки частицы И произошло изменение смысла фразы. В первом случае можно заменить частицу И на частицу ИМЕННО.

Но ты мне дорог ИМЕННО такой (т.е. не изменившийся).

Во втором случае надо уже заменять И на ДАЖЕ.

Но ты мне дорог ДАЖЕ такой (т.е. любой).

Оценка за правильный ответ - 2 балла. За комментарий - 2 балла. Максимальный балл - 4.

Максимальный итоговый балл - 50.

Максимальный балл за сочинение - 20.

Максимальный балл за всю работу - 70.


Ответы

Задание 1

Сонорные согласные [л], [м], [н], [р] стоят в русском языке на втором месте по звучности после гласных. В русском языке сонорные могут иногда давать лишний слог, а могут не образовывать его. Это особенность сонорных произноситься двояко подтверждается фрагментами из стихов Б. Пастернака. Ритм стихов требует в первом отрывке прочитать слово «декабрь» в 2 слога, а во втором – в 3. Ученик же пишет слова «сентябрь», «жизнь», «театр», «смысл» неправильно потому, что произносит не в соответствии с литературной нормой. Ощущая на слух «лишний» слог, некоторые люди пытаются вставить «недостающую» букву, что приводит к орфографическим ошибкам.

(Энциклопедия для детей. Т. 10, с. 89-92.)

Оценка. Исправление ошибок – 1 балл, объяснение неправильного написания неправильным произношение – 1 балл, анализ двойной роли сонорных – до 3 баллов (всего 5).

Задание 2

Правильно: выпить привычную чашечку кофе капучино, эспрессо . Капучино и эспрессо – нарицательные существительные, пишутся строчными (маленькими) буквами, кавычки не требуются.

Об этимологии этих названий. Итальянское слово espresso буквально означает «выдавленный». Название капучино родственно слову капуцин (ит. cappuccino \ cappuccio капюшон) – член католического монашеского ордена, основанного в XVI в. как ответвление ордена францисканцев в Италии; капуцины носили остроконечные капюшоны (отсюда название). И кофе назван так по белому «капюшону» из молочной пены.

(«Грамота.ру»)

Оценка. Правильное написание – 2 балла, этимология слов – до 3 баллов (всего 5).

Задание 3

У Даля: бабка – несколько составленных хлебных снопов на жниве (чёрная бабка – такие снопы ржи). В крестьянском быту «бабкой» (также «бабой») называли несколько составленных один к другому снопов на жниве (от 10 до 13), из которых один клали сверху. Издали такое сооружение действительно напоминало русскую бабу в сарафане. Бабками считали часто урожай: «сколько ты бабок снял?» Рассчитывались нередко тоже бабками. Cлово бабка отмечено и в «Словаре современного русского литературного языка: В 20 т.»: «Несколько снопов чего-либо, поставленных определенным образом. Бабка ржи, льна» (Т. 1. М., 1991, с. 285).

Оценка. Ответ «составленные снопы ржи» - 2 балла, объяснение – 2 балла, свои дополнительные примеры – 1 балл (всего 5).

Задание 4

Разграничение двух значений слова робот проходит не так прямолинейно, как может показаться. В научно-популярных и газетно-публицистических жанрах, а также в фантастических произведениях наблюдаются случаи употребления только формы одушевленности, хотя речь идет о промышленном роботе. Слово «робот» как именование автоматического манипулятора с программным управлением выступает как существительное неодушевленное (сконструировать робот для подводных работ; фирма привезла сварочный робот; установили робот ).

Напомним, что слово «робот» (от чешского robot robota тяжелый труд) придумал брат чешского писателя К. Чапека, а впервые употребил К. Чапек в одном из своих произведений в 1923 г.

Оценка. За указание на неодушевленность слова «робот» как именования автоматического манипулятора – 1 балл, за указание на одушевленность этого существительного в специфическом контексте – 1 балл, за объяснение лексико-грамматического характера категории одушевленности – 2 балла (всего – 4).

Задание 5

1) Речевая ошибка, разрушение фразеологизма. Надо: Жизнь поставила перед Татьяной неразрешимый вопрос.

2) Грамматическая и логическая ошибки. Надо: Интересное выступление подготовила интернациональная группа музыкантов, в составе которой два таджика, чеченец, грузин, украинец и русский.

3) Грамматическая ошибка. Надо: Критерием оценки деятельности наших подразделений является раскрываемость преступлений.

4) 2 грамматические ошибки. Надо: В качестве примера приведу визит боливийской делегации, в ходе которого нам указали на необходимость развивать сотрудничество.

5) Речевая ошибка. Надо: Инвесторы, держатели ГКО не хотят иметь дело с людьми, которые их обманули.

Оценка. По 1 баллу за каждое исправленное предложение с классифицированными ошибками (всего – 5 баллов.)

Задание 6

«Морфемно-орфографический словарь А.Н. Тихонова предлагает такой вариант разбора: надежд-а. Исторически это слово образовано от от nadeti положить, поставить –приставочного производного от *deti деть класть, ставить. Надежда буквально – то, на что полагаются. Но это исторический состав слова; при синхронном (современном) морфемном анализе выделение приставки на- и суффикса –жд- нецелесообразно.

Слово «избушка» разобрано по составу принципиально неверно. Необходимо выделить корень –изб-, суффикс –ушк-, окончание –а-.

(«Грамота.ру».)

Оценка. Правильный разбор слова «надежда» - 1 балл, историческое объяснение – 2 балла, правильный разбор слова «избушка» и объяснение исправления – 2 балла (всего 5).

Задание 7

(1) Беда – сущ., ж.р., им. пад., ед. ч. Несчастье, значительная неприятность.

(2) Беда – категория состояния, неизменяемое слово. О неприятных последствиях чего-либо.

(3) Беда – междометие, неизменяемое слово; является возгласом панической растерянности перед чем-либо; кошмар, ах.

Все эти слова – функциональные омоформы.

(Гребенева Ю.Н. Словарь омонимов и омоформ русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2008. – С. 17-18.)

Оценка. Правильное определение существительного, его гр. признаков, значения – 1 балл; правильное определение категории состояния – 1 балл, определение его гр. признаков, значения – 1 балл; правильное определение междометия – 1 балл, определение его гр. признаков, значения – 1 балл (всего 5).

Задание 8

Прилагательные в простой сравнительной степени сравнения являются неизменяемыми, образуясь с помощью словообразовательных суффиксов -ее (-ей), -е, -ше. Они могут быть главным словом в словосочетании с управлением: «умнее меня». Зависимым словом они быть не могут, т.к. образуют вместе с существительными грамматическую основу предложения: «он умнее».

Оценка. Правильный ответ о прилагательном в простой сравнительной степени сравнения в роли главного слова – 2 балла. Указание на невозможность быть зависимым словом – 1 балл. Правильный ответ о прилагательном в простой сравнительной степени сравнения в роли сказуемого – 1 балл (всего 4).

Задание 9

Блаженный же Борис возвратился и раскинул свой стан на Альте. И сказала ему дружина: «Пойди, сядь в Киеве на отчий княжеский стол — ведь все воины в твоих руках». Он же им отвечал: «Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще и старшего, которого чту я как отца». Услышав это, воины разошлись, и остался он только с отроками своими.

Суть – глагол 3 л. мн.ч. от «быти».

Ся – местоимение «себя», возвратное, В.п.

Оценка. правильный перевод – до 5 баллов, за правильный комментарий – по 1 баллу за каждое их двух слов (всего 7).

Задание 10

Метафора – «потрёпанный житейскими бурями», эпитеты – «мягкий», «вкусный», «бесценный» и др., метонимия – «родились из земли и вернёмся в землю», риторические восклицания – «И не только это, нас многое роднит!», разговорные элементы в лексике и синтаксисе – «горбушка», «нате попробуйте». Возможно указание на другие средства выразительности и другие примеры.

Оценка. По 1 баллу за каждое верно названное изобразительно-выразительное средство с правильным примером из данного текста – 1 балл (всего 5).

Творческое задание

Оценивание производится по 10-балльной системе за грамотность и по 10-балльной системе за содержание и речь.

Скачать архив с текстом документа