Методические рекомендации по проведению семинаров и самостоятельных занятий
СОДЕРЖАНИЕ: Они имеют целью развивать у студентов мировоззрение, самостоятельное творческое мышление, навыки устных выступлений, умелого применения знаний для анализа общественных явлений и процессовМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
СЕМИНАРОВ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.
Групповые занятия, предусмотренные тематическим планом, предназначены для углубления и контроля уровня знаний студентов по курсу философии. Групповые занятия завершают цикл познавательной деятельности студентов, цикл, начатый на лекции и продолженный самостоятельным изучением рекомендованной литературы. Они имеют целью развивать у студентов мировоззрение, самостоятельное творческое мышление, навыки устных выступлений, умелого применения знаний для анализа общественных явлений и процессов.
Самостоятельное занятие под руководством преподавателя проводится в целях: активного приобретения студентами новых знаний, расширения и углубления знаний, полученных на других видах учебных занятий, обучения студентов методам самостоятельной работы с учебным материалом, выработки мотивов и ориентиров, стимулирующих и направляющих творческий поиск и получение твердых знаний по вопросам, постановленным в плане занятия путем изучения рекомендованной литературы, конспектирования первоисточников, записи основных теоретических положений, составления схем, подготовки докладов и выступлений.
Семинары являются одной из традиционных форм групповых занятий и проводятся по основным и наиболее сложным вопросам учебной программы. Главная задача - углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной литературой, привить навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала. Его цель подвести итоги самостоятельной работы студентов над первоисточниками и другой литературой, помочь глубже разобраться в изучаемой теме путем коллективного обсуждения под руководством преподавателя коренных, актуальных ее вопросов.
Семинар обычно проходит в форме развернутой беседы, предполагающей отдельные выступления студентов с последующим коллективным разбором актуальных проблем. Кроме того, на семинарах практикуется обсуждение докладов, рефератов, подготовленных заранее в соответствии с планом семинара.
На семинарских занятиях осуществляется промежуточная оценка знаний студентов. В конце семинара каждому студенту выставляется оценка. Для подготовки студентов к основным формам групповых занятий и их проведению, можно сформулировать общие методические рекомендации. Подготовку к любому групповому занятию надо начинать с изучения и конспектирования рекомендованной литературы по теме. Если предусмотрен доклад, то докладчик встречается с преподавателем и согласовывает с ним основное содержание доклада и используемую литературу. После выступления докладчика организуется обсуждение доклада и других вопросов в соответствии с планом группового занятия.
При ответах приветствуется свобода мышления, умение самостоятельно ставить вопросы, вскрывать противоречия рассматриваемых явлений, видеть различные тенденции их развития, но все это при условии, что приветствуемое, есть результат изучения соответствующей литературы и действительности. Поэтому желательный стороной занятий является сомнение, критика привычных устоявшихся догм, стереотипов мышления, убедительная аргументация своей точки зрения.
Важным требованием любого группового занятия является соблюдение культуры дискуссии, умение выслушать оппонента, терпимость к новой, нестандартной точке зрения по рассматриваемому вопросу.
В конце занятия преподаватель подводит итоги обсуждения доклада и вынесенных на семинарское занятие вопросов, оценивает доклад, выступления и проведенный семинар в целом, выставляет оценки и дает необходимые рекомендации по дальнейшему совершенствованию работы студентов.
Оглавление
№ темы, семинара |
Наименование семинара |
Литература |
Темы 1-3 |
Цель: Раскрыть роль философии в жизни человека и общества. |
|
Семинар 1 |
Философия и мировоззрение. Проблемы для обсуждения: 1. Мировоззрение: понятие, типы, содержание. 2. Место философии в формировании мировоззрения. 3. Философия и тип мировоззрения. 4. Мировоззрение и тип философии. 5. Философия и мировоззрение в картине мира. Планы семинарских занятий по философии ( в доп.) № 1. Тема: Философия и мировоззрение. Время – 2 часа Вопросы: 1. Что такое философия? 2. Основной вопрос философии. 3. Функции философии. 4. Мировоззренческая функция философии. 5. Картина мира и мировоззрение. Литература: - Спиркин А.Г. Философия.- М.: Гардарики, 2006. - Современный философский словарь / Под общей ред.д.ф.н. профессора В.Е. Кемерова.- 3-е изд., испр. И доп. – М.:, Академический Проект, 2004. - Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. – М Политиздат, 1991. Быть готовым представить свою картину мира и своё мировоззрение. По вопросам семинара подготовить сообщения в устном или письменном виде, но не представлять скаченный и не переработанный материал. |
1, 2, 4, 5. |
Темы 5-6 |
Цель: Обсудить основные проблемы теории познания. |
|
Семинар 1 |
Проблемы познаваемости мира. Проблемы для обсуждения: 1. Что мы познаем и в каком мире? 2. Чем определяются возможности нашего познания? 3. О пограничности форм и методов познания. 4. Познаваем ли мир и что это значит? 5. Что есть истина и ее ли мы ищем? |
1, 2, 4, 5. |
Темы 8-10 |
Цель: Уяснить философию языка, знания и веры в деятельности человека. |
|
Семинар 1 |
Знание и деятельность человека. Проблемы для обсуждения: 1. Что есть знание? 2. Язык, речь и знание - проблема соотношения. 3. Многознание не научит иметь ум Гераклит. Так ли это и почему? 4. Место знания в структуре деятельности. 5. Знание и вера - союзники или противники? |
1, 2, 4, 5. |
Темы 12-15 |
Цель: Усвоить значение истории философии для современности. |
|
Семинар 1 |
Современное значение истории философии. Проблемы для обсуждения: 1. Что современного в философии древней Греции? 2. Религиозная философия Средневековья - анахронизм? 3. Гегель и Маркс - близнецы - братья? 4. Черты и основные идеи русской философии XIX-нач. XX вв. |
1, 2, 4, 5, 6. |
Темы 17-19 |
Цель: Выяснить основы философских знаний по социальной проблематике. |
|
Семинар 1 |
Структура, функционирование и развитие общества: Проблемы для обсуждения: 1. Пути понимания природы общества. 2. Какова структура общества. Философия истории. Концепции общественного развития. Общество и сообщество. |
1, 2, 3, 4, 5. |
Темы 21-22 |
Цель: Рассмотреть основные проблемы философии культуры через диалог Запада, России, Востока. |
|
Семинар 1 |
Врозь и вместе: проблема культурного взаимодействия.
Проблемы для обсуждения: 1. «Традиционная» культура и культура современных цивилизованных стран. 2. О понятии многообразие культур. 3. Диалог или подавление.Диалог культур как форма их взаимодействия и взаимовлияния. Причины отторжения, неприятия и подавления других культур. 4. Россия как микрокосм мировой культуры, соединение Востока и Запада в многообразии культур народов России. Самобытность и своеобразие русской культуры. 5. Перспективы культуры: к единой культуре или к единению культуры |
1, 2, 3. |
Темы 24-25 |
Цель: Определить роль человека в мире в процессе созидания и разрушения. |
|
Семинар 1 |
Человек в мире и мир человека: проблемы созидания и разрушения. Проблемы для обсуждения: 1. Мир человека: многообразие миров, содержание, взаимодействие. 2. Человек в мире: космический, научно-технический, социальный. 3. Условия и средства созидания и разрушения человеком мира и миром человека. 4. Выжить, сохраниться, или развиваться - трилемма человеческого бытия. |
1, 2, 3, 4, 5,6. |
Темы 27-28 |
Цель: Разобраться в социальной сущности этических проблем. |
|
Семинар 1 |
Вечны ли проблемы нравственности. Проблемы для обсуждения: 1. Куда делась мораль? Состояние российского общества. 2. Этика, нравственность, мораль - общее и особенное. 3. Классификация этических теорий. 4. Категории этики. 5. Этический портрет современника. 6. Существуют ли исторические рамки этики? 7. Кто воспитатель нравственности? |
1, 2, 3. |
Темы 30-32 |
Цель: Рассмотреть состояние современного общества в контексте глобалистики. |
|
Семинар 1 |
Глобальные проблемы человечества и пути их решения (4 часа). Проблемы для обсуждения: 1. Признаки глобальных проблем. 2. Глобальные проблемы - сколько их? 3. Содержание глобальных проблем. Кто виноват? 4. Пути решения глобальных проблем - идеал или реальность? |
1, 2, 3, . |
Литература:
Основная
1. Бачинин В.А. Философия: Энциклопедический словарь/ В.А. Бачинин. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2005.
2. Губин В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2003.
3. Крапивенский С.Э. Социальная философия:Учебник для вузов/С.Э. Крапивенский –4-е изд., испр. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Дополнительная
4. Философия: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./Отв. Редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов.-М.: ТОН – Остожье,2002.
5. Философия:Учебник/Под ред. проф. В.И. Лавриненко.- 2-е изд., испр. И доп.-М.:Юрист,2002.
6. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов/А.Н.Чанышев.-М. :Академический Проект, 2005.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Умение своевременно пользоваться материалами данного пособия убережет студента от многих досадных промахов, а также позволит сконцентрировать внимание на ключевых проблемах философии, приучит к правильному распределению своего учебного времени, разовьет навыки в умелой организации учебной деятельности, причем последнее применимо не только к философии.
Говорят, что ученье - всему голова. Можно сказать, что учение позволяет обнаружить не только свою голову, но и оценить, чего она стоит. Чаще цена эта невысока и возрастает по мере овладения знаниями. Этому и призвано помочь данное пособие.