Методические рекомендации по работе с чертёжными инструментами

СОДЕРЖАНИЕ: Ластики тоже бывают разные: для простого карандаша – белые мягкие, красно-синие шероховатые крупнозернистые предназначены для чернил. В дошкольном возрасте чернилами дети не пользуются, поэтому и ластик им следует давать предназначенный только для карандаша

Методические рекомендации по работе с чертёжными инструментами

Основными чертёжными инструментами для старших дошкольников являются: простой карандаш, линейка и ластик. Простой карандаш предназначен для начертания различных линий. Линия на чертеже бывает сплошная (непрерывная) и пунктирная (прерывистая). Сплошная линия обозначает наружный контур, по ней можно резать ножницами, а пунктирная линия обозначает внутренние контуры - по ней резать нельзя, а можно только сгибать бумагу. Все линии чертят с обязательным использованием линейки (отсюда и её название). Если линия проведена неправильно, на помощь приходит ластик – им можно стереть линию. Ластики тоже бывают разные: для простого карандаша – белые мягкие, красно-синие шероховатые крупнозернистые - предназначены для чернил. В дошкольном возрасте чернилами дети не пользуются, поэтому и ластик им следует давать предназначенный только для карандаша.

Основной вид бумаги, используемый дошкольниками – альбомная бумага. На ней можно легко чертить, резать ножницами, сгибать, склеивать, она белого цвета.

Разметку на бумаге можно выполнять несколькими способами: сгибанием листа, линейкой по краю листа, по шаблону.

Шаблон – это вырезанная из плотного картона заготовка детали. Шаблон мы и будем использовать при изготовлении всех поделок с детьми дошкольного возраста. Шаблон имеет наружные контуры: по ним проводится сплошная линия; и внутри шаблона можно увидеть линии внутренней разметки – пунктирные линии. Их ещё называют линиями сгибов. Проводят их так: не снимая шаблона с листа бумаги, отмечают на листе начало и конец линии маленькими черточками, убирают шаблон, затем прикладывают линейку так, чтобы эти чёрточки лежали на одной линии и пунктиром соединяют их. Получается линия внутренней разметки – линия сгиба.

Когда проведены все линии наружной и внутренней разметки, заготовку детали можно вырезать. Не лишним будет и напоминание правил техники безопасности при работе с ножницами.

Семинар – практикум

для воспитателей детей дошкольного возраста по теме:

«Совершенствование воспитательного процесса в ДО на занятиях по начальному техническому моделированию»

Практическая часть.

Цель :

Ознакомить участников семинара с опытом работы педагогов МОУ ДОД «СЮТ» по формированию творческой личности ребёнка в объединениях начального технического моделирования.

Задача :

1.Расширить представление педагогов о формировании и развитии творческой личности детей посредством занятий в объединениях по начальному техническому моделированию.

2.Обучить методике конструирования моделей игрушек на основе геометрических тел.

Изготовление коллективной композиции «Военный парад»\

«Цветы для мамы»

Инструменты :

простой карандаш, линейка, ластик, ножницы, клей, цветные карандаши, шаблоны моделей, образцы моделей

Материал :

альбомная бумага \ цветная бумага

Методы и приемы, используемые на данном занятии:

словесный (беседа, рассказ), наглядный (показ готовой игрушки), а так же метод игровых технологий и создания ситуации успеха.

Рекомендую провести предварительную работу:

провести с детьми беседу о празднике День Защитника Отечества \

Международный женский день 8 Марта;

изготовление декорации фона площади.

Целесообразно проводить это занятие с подгруппами детей не более 8 -10 человек.

Изготовление игрушки – солдатика (на основе цилиндра)

1. Разместить шаблоны на листе бумаги. Закрепить их при помощи скрепок. (Эту операцию производит педагог).

2. Простым карандашом обвести наружные контуры (карандаш при этом плотно упирается в края шаблона). Не снимая шаблона туловища(так как только на нём есть линия сгиба), отметить чёрточками начало и конец линии сгиба, после этого шаблон снять.

3.Приложить линейку так, чтобы отмеченные черточки находились на одной прямой и провести пунктирную линию.

4.Вырезать полученные заготовки.

5.Объяснить принцип обработки линии сгиба, отогнуть получившийся клапан.

6.Всоответствии с образцом дети оформляют заготовки цветными карандашами.

7.Следующая операция – монтаж (сборка) игрушки. Для сборки туловища необходимо намазать клеем клапан и скрепить концы детали. Затем сделать по верхнему краю надрезы и отогнуть их наружу. Аккуратно намазав надрезы клеем приклеить фуражку. Далее приклеить к заготовке остальные части: лицо, ремень, пряжку.

8.Заключительная часть – выстраивание парадных колон солдат на подготовленной площади.

Изготовление цветка

1. Разместить шаблоны стебля и листочка на зелёной бумаге. Закрепить их при помощи скрепок. (Эту операцию производит педагог).

2. Простым карандашом обвести контуры (карандаш при этом плотно упирается в края шаблона). Снять шаблоны. Вырезать заготовки.

3. На желтой бумаге разместить и закрепить шаблон сердцевины цветка.

4. Простым карандашом обвести контуры (карандаш при этом плотно упирается в края шаблона). Снять шаблон. Вырезать заготовку.

5. Сложить лист белой бумаги 8 раз в виде гармошки и закрепить на нём шаблон лепестка при помощи скрепок. Обвести контуры. Снять шаблон. Не разворачивая гармошку вырезать заготовку.

6. Склеить заготовки лепестков в виде петель.

7. Склеить стебель в виде очень узкого цилиндра.

8. На изнаночную сторону сердцевины цветка приклеить лепестки – петли.

9. Сделать 6 надрезов по краю стебля и отогнуть.

10. На отогнутые 6 клапанов стебля приклеить изнаночную сторону головки цветка.

11. Приклеить к стеблю лист.

12. Заключительная часть - провести краткий анализ работ и составить букет.

План – конспект занятия

Изготовление коллективной композиции «Военный парад»

Цель:

научить детей изготавливать игрушку своими руками, развивать моторику рук, речь в процессе работы с бумагой, воспитывать самостоятельность, аккуратность, прилежание, чувство патриотизма и умение работать в коллективе.

Оборудование и материалы:

готовые фигурки солдат, шаблоны, простые и цветные карандаши, линейки, клей, ножницы, ластики.

Ход занятия

Организационный момент: 1-2 минуты.

Детей разделить на подгруппы. Пригласить на занятие. Столы при этом поставлены так, чтобы все дети сели вместе с воспитателем и при этом они хорошо видели друг друга. К занятию приготовлены все необходимые материалы и инструменты (кроме образцов).

Основная часть: 25-30 минут.

Воспитатель: дети, давайте вспомним с вами, какой праздник мы скоро будем отмечать.

Дети: День Защитника Отечества.

Воспитатель: а что вы можете рассказать об этом празднике?

Ответы детей

Воспитатель предлагает детям смастерить своими руками солдатиков и организовать парад на игрушечной площади. Для этого он показывает готовые игрушки, дети при этом отмечают, как выглядят солдатики, какая форма туловища, цвет одежды и т. д.

Воспитатель: ребята, вы молодцы, заметили, что форма туловища похожа на трубочку. Эта деталь выполнена из геометрического тела, которое называется – цилиндр. Цилиндр – фигура объёмная, а что можно сказать о форме фуражки?

Дети: фуражка похожа на круг, он плоский и его можно без труда спрятать между ладонями.

Воспитатель: правильно. Круг – плоская фигура, а цилиндр – объемная. Его можно обойти со всех сторон, поэтому он и не геометрическая фигура, а тело. Вот сегодня мы и попробуем сделать игрушки, тело которых состоит из цилиндра. Воспитатель ставит перед детьми образец. Вы видите у себя альбомные листы, к которым прикреплены шаблоны. Возьмите простые карандаши, обведите шаблоны, при этом не забудьте отметить линии сгибов. Затем снимите шаблон, с помощью линейки провести линию сгиба, вырезать заготовку. В соответствии с образцом, раскрасить ее (оформить) цветными карандашами. Далее нанести клей на отмеченный клапан и склеить деталь (Все эти операции дети выполняют параллельно с педагогом). Последующие операции не столь сложны, можно предложить детям самостоятельно

обвести, оформить и вырезать оставшиеся шаблоны и приклеить детали на отведенные для них места согласно образцу.

Заключительная часть 5 -7 минут: краткий анализ каждой работы и обыгрывание сюжетной ситуации.

Со второй подгруппой детей проводится занятие по аналогичному плану. Как окончательный итог занятий в обеих подгруппах может стать небольшая выставка для родителей

План – конспект занятия

«Цветы для мамы»

Цель:

научить детей изготавливать игрушку своими руками, развивать моторику рук, речь в процессе работы с бумагой, воспитывать самостоятельность, аккуратность, прилежание, чувство прекрасного,.

Оборудование и материалы:

Готовые цветы, шаблоны, простые, линейки, клей, ножницы, альбомные листы, цветная бумага.

Ход занятия

Организационный момент: 1-2 минуты.

Детей разделить на подгруппы. Пригласить на занятие. Столы при этом поставлены так, чтобы все дети сели вместе с воспитателем и при этом они хорошо видели друг друга. К занятию приготовлены все необходимые материалы и инструменты (кроме образцов).

Основная часть: 25-30 минут.

Воспитатель: дети, давайте вспомним с вами, какой праздник мы скоро будем отмечать.

Дети: День 8 марта, праздник мам.

Воспитатель: а что вы можете рассказать об этом празднике?

Ответы детей

Воспитатель предлагает детям смастерить своими руками цветы и поздравить мам и бабушек. Для этого он показывает готовые поделки, дети при этом отмечают: из каких частей состоит цветок, какая форма и цвет стебелька, листа, лепестков.

Воспитатель: ребята, вы молодцы, заметили, что форма стебелька похожа на очень тонкую трубочку. Эта деталь выполнена из геометрического тела, которое называется – цилиндр. Цилиндр – фигура объёмная, а что можно сказать о форме листа? А какой формы лепестки? На что они похожи?

Дети: лист плоский и его можно без труда спрятать между ладонями. Лепестки похожи на колечки, только вытянутые.

Воспитатель: всё правильно. Вот сегодня мы и попробуем сделать поделки, в которых есть часть, похожая на геометрическое тело цилиндра. Воспитатель ставит перед детьми образец. Вы видите у себя листы бумаги , к которым прикреплены шаблоны. Возьмите простые карандаши, обведите шаблоны, при этом не забудьте отметить линии сгибов. Затем снимите шаблон, с помощью линейки провести линию сгиба, вырезать заготовку. В соответствии с образцом, дети производят сборку цветка параллельно с воспитателем.

Заключительная часть 5 -7 минут: краткий анализ каждой работы и составление букета.

Со второй подгруппой детей проводится занятие по аналогичному плану. Как окончательный итог занятий в обеих подгруппах может стать сюрпризным момент – поздравление мам, бабушек, сотрудников ДОУ на праздничном утреннике.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Бумага.

Много всевозможных материалов пробовали использовать для письма, прежде чем появилась бумага, на которой теперь мы пишем.

Пожалуй, не одно открытие не удавалось хранить так долго в тайне: бумагу изобрели в начале I века нашей эры в Китае. И лишь в 10 веке секрет изготовления дошел до европейских стран. Примерно столько же времени потребовалось для изобретения и усовершенствования бумагоделательной машины.

На берегах рек строили большие бумажные мельницы, похожие на мукомольные. В России первая такая фабрика была основана под Москвой в 1564 году. Изготавливали бумагу вначале из прессованных волокон тщательно растёртых тряпок, потом придумали способ получения бумаги из древесины.

Существует разная бумага: тонкая, толстая, шершавая, гладкая. Есть определённые сорта для книг, журналов, тетрадей, для уроков труда, копировальная, миллиметровая и т.д. Сегодня существует более 600 видов бумаги.

Жизнь человека сегодня трудно представить без бумаги. Он использует её очень много. Специалисты посчитали, что американский самолет

«БОИНГ – 707» весит 26 тонн, а вся документация на его изготовление –

23 тонны.

Бумага – очень интересный материал для поделок, так как она легко рвётся, режется, складывается, склеивается и т.п. В умелых трудолюбивых руках бумага превращается в букет цветов, забавную игрушку, небольшую полезную вещицу.

Карандаш.

Когда человек поднял остывший уголёк костра и провёл им чёрную черту на стене – родился предок нашего карандаша. Но прошло ещё много – много веков, прежде чем появился нынешний карандаш.

В древнем мире (в Ассирии, в Вавилоне) писали острыми палочками на сырых глиняных дощечках, которые потом сушились. А римляне стали прокрывать дощечки воском и писали по ним специальными палочками, которые назывались «стилус».

Когда же была изобретена бумага, то от палочек пришлось отказаться. Люди стали искать новые материалы. И в XIII веке появились металлические

карандаши. Отрезки свинцовой, металлической или даже золотой проволоки

вставлялись в металлическую оправу, напоминавшую сегодняшний рейсфедер. Такие карандаши оставляли на бумаге очень слабый след и стоили очень дорого. Поиски продолжались.

В XVIвеке в Англии в графстве Кемберленд нашли залежи графита. Этот минерал обладал чудесным свойством: палочка из графита оставляла на бумаге чёрную линию. Это была очень ценная находка, но потребовалось ещё не мало времени для того, чтобы сделать для карандаша «деревянную одёжку»

Современный карандаш изобрёл в конце XVII века французский ученый

Н. Конте.

Особенно школьникам следует знать, что карандаши разделяются на мягкие и твёрдые. Твёрдость графиту придаёт добавляемая к нему глина. Чем больше глины примешать, тем тверже будет карандаш. Цифра рядом с буквой на карандаше указывает на степень твёрдости или мягкости. Чем выше цифра, тем больше степень. Твёрдые карандаши нужны для чертёжных работ, мягкие – для рисования. Художники часто рисуют специальным карандашом (ретушью). Он толще и мягче обычного и оставляет на бумаге черные бархатистые линии.

Скачать архив с текстом документа