Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в урочное и внеурочное время на основе организации преподавания модуля краеведческой направленности в рамках предмета «Изобразительное искусство

СОДЕРЖАНИЕ: Ларионова Т.П. Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в урочное и внеурочное время на основе организации преподавания модуля краеведческой направленности в рамках предмета «Изобразительное искусство»

Ларионова Т.П.

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в урочное и внеурочное время на основе организации преподавания модуля краеведческой направленности в рамках предмета «Изобразительное искусство»

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной и др. Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми.

Основными стратегиями обучения и развития детей приняты ускорение, углубление, обогащение и проблематизация, которые использовались в комплексе и в различных комбинациях. Разработанные в соответствии с этими стратегиями образовательные программы развития детской одаренности направлены на совершенствование когнитивных, поведенческих, эмоциональных и мотивационных сфер личности ребенка. Программы развития направлены на развитие гибкости и вариативности учебного процесса за счет включения в них предметных, надпредметных и метапредметных знаний и умений, предусматривают использование разнообразных источников информации и личностно-ориентированных технологий обучения, способствуют развитию самопознания и социализации личности.

Анализ научных источников и образовательной практики позволяет констатировать, что работа с одаренными детьми должна носить системный характер. В качестве основных направлений такой деятельности указываются:

- разработка мер по преодолению сложившегося в общественной жизни антиинтеллектуализма;

- создание условий для выращивания «лидирующей группы» населения, которая способна будет обеспечить стране ускоренное развитие во всех сферах жизни;

- обеспечение нового качества образовательных услуг, конструктивных молодежных стилей и субкультур, приоритетности новых методов развития творческих возможностей человека и коллектива;

- развитие регионального образовательного пространства и обеспечение работы с одаренными детьми в специфических условиях конкретных территорий.

Важным фактором при работе с одаренными детьми, влияющим на успешность усвоения знаний, развитие познавательных способностей и личностных качеств, являются методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

В качестве примера построения образовательных программ и выбора соответствующих форм и методов обучения рассмотрим алгоритм организации занятий по ИЗО, нацеленных на изучение краеведческого материала.

Целью изучения краеведческого материала на уроках изобразительного искусства является приобщение учащихся к культурному наследию родного края через систему работы по развитию познавательного интереса и творческой активности учащихся средствами изобразительного искусст­ва, восстановление связей изучаемого в школе материала по изобразительному искусству с теми знаниями, умениями и навыками, которые приобретаются в результате исследований художественной культуры родного края.

В настоящее время остро встает вопрос воспитания культурной лич­ности, формирования ее эстетического сознания, которое определяется со­вокупностью эстетических чувств, эстетических потребностей, эстетиче­ского вкуса и эстетического идеала. Воспитание ребенка средствами ис­кусства через обращение к истории, культуре и традициям родного края — важная проблема художественной педагогики.

При введении в предмета Изобразительное искусство сведений краеведческой направленности раскрывается взаимосвязь истории, быта, искусства Тверского края. При этом решаются следующие задачи:

· воспитание гражданственности и любви к Родине, к малой родине – Тверскому краю;

· формирование представления о целостной картине мира, мудрости своего народа, народной философии;

· развитие образного, творческого мышления, интеграция знаний, получаемых в школе;

· создание условий для социально-культурной адаптации детей в базовых основах родной культуры, подготовки фундамента общественной консолидации, освоение «диалога культур».

Для организации изучения содержания образования краеведческой направленности в рамках искусствоведческих дисциплин в соответствии с федеральным базисным учебным планом на ступени основного общего образования из образовательной области «Искусство» в национально-региональный компонент передан 1 час в неделю (35 часов в год) в 8-м классе.

Изучение учебного материала по данному курсу возможно:

· единым интегрированным модулем краеведческой направленности (музыка и ИЗО);

· распределением учебного времени, отведенного на изучение материала краеведческой направленности (35 часов в год), по 0,5 часа в неделю на изучение материала краеведческой направленности отдельно в рамках предметов изобразительное искусство и музыка.

Содержание регионального компонента, основанного на изучении культуры Тверского края, является органической частью в системе художественного образования и эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ.

В стандартах и примерных программах (Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная авторским коллективом под руководством Неменского Б.М.; Программа «Изобразительное искусство 1-9 классы», разработанная авторским коллективом под руководством Кузина В.С.; Программа «Народное и декоративно-прикладное искусство», разработанная авторским коллективом под рук. Шпикаловой Т.Я.) общеобразовательной школы по изобразительному искусству определены учебно-воспитательные задачи и основные виды занятий, в соответствии с которыми учитель изобразительного искусства реализует краеведческий принцип в обучении школьников.

В существующих государственных общеобразовательных программах по изобразительному искусству даётся много тем по изучению народного искусства и художественных промыслов России. Выпущены интересные учебники, рабочие тетради, различный дидактический материал.

Целенаправленное изучение художественной культуры родного края в рамках регионального компонента не нарушает конструкцию и единство общеобразовательной программы, а лишь решает поставленные задачи на многообразии и богатстве, особенностях художественного творчества Тверской земли.

Современные тенденции развития художественного образования направлены на динамику развития полихудожественного образования, обеспечивающего формирование общей культуры личности:

· способствовать дальнейшему формированию культурно-исторической памяти, особых качеств мышления, эмоциональной сферы;

· развивать особые качества эстетического сознания и эстетического восприятия;

· углублять развитие особых качеств творческого воображения на основе соотношения индивидуального и коллективного созидательных начал, связанных с передачей художественных традиций.

Художественные знания, умения и навыки группируются вокруг об­щих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура, ритм, композиция и др. Художественная деятель­ность учащихся находит на занятиях разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование по памяти, с натуры, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие ре­альных жизненных явления и процессов (занятия-созерцания) и произведе­ний искусства (слайдов, репродукций); обсуждение и анализ работ друг друга; индивидуальная творческая деятельность; поисковая деятельность в подготовке к самостоятельным заданиям; творческие коллективные работы; прослушивание литературных и музыкальных произведений.

В качестве предполагаемых результатов изучения курса можно назвать следующие художественные знания, умения и навыки:

учащиеся должны знать :

· известные архитектурные памятники родного края;

· стилевые, конструктивные, декоративные особенности тверского зодчества разных эпох;

· особенности образного языка, единство функционального и художественно-образных начал в архитектуре края, их социальную роль;

· символику Тверской геральдики, историю гербов городов края, современную символику и эмблемы края;

· истоки и специфику образного языка народного искусства края;

· особенности уникального народного искусства края ( традиционность, связь с природой, коллективное начало, образный строй рукотворных вещей, варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

· смысловое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки );

· народные художественные промыслы Тверского края, их отличительные способности; современные виды декоративно – прикладного искусства.

учащиеся должны уметь :

· различать по стилевым особенностям предметы народных промыслов Тверского края;

· уметь составлять декоративные композиции, используя традиционные мотивы народного искусства края;

· выявлять связь художественного образа вещи с её практическим значением, материалом, техникой исполнения;

· воплощать собственный замысел с опорой на народную традицию;

· отражать в рисунках и проектах единство формы и декора, народные представления о красоте на доступном для данного возраста уровне;

· различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно – прикладного искусства;

· выявлять в произведениях искусства (народного, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов;

· владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объёма;

· владеть принципами декоративного обобщения в процессе создания декоративных композиций в духе народного прикладного искусства края;

· реализовывать полученные знания и умения при выполнении творческих работ, пользоваться при ответе специальной терминологией.

в процессе практической работы на уроках учащиеся должны :

· умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства края на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

· умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

· проявлять интерес, бережное отношение к народному прикладному искусству как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа.

Атмосфера творчества при изучении материала краеведческой направленности в значительной степени является основой эстетического, духовного и нравственного воспитания. И реализовать это можно, используя методы художественной педагогики, которые позволяют пережить ребенку все стадии творческого акта, выразить свое отношение к миру средствами искусства, используя:

· метод связи восприятия и созидания (обращение к традициям на основе их современной интерпретации;

· метод свободы в системе ограничений (придает художественной деятельности учащихся целостный характер);

· метод развития художественного восприятия (восприятие через сопереживание); метод ассоциа­тивных связей;

· метод художественного диалога (идея преемственности и связи поколений); метод социальных ролей; ме­тод наложения (режиссерский принцип); метод личных открытий; метод проектов.

Все методы обучения реализуются разными средствами:

· предмет­ными (наглядные пособия, ТСО, натурный фонд, фонд творческих работ учащихся, методический фонд по истории и культуре родного края);

· практическими (алгоритм создания творческих работ, эскизы, наброски, логически выстроенные формы и методы организации занятий: выставки, творческие состязания, игры, экскурсии, просмотр произведений художни­ков, диагностичность цели, контроль, хронометраж времени, эмоциональ­ный настрой);

· интеллектуальными (логика, активизация воображения, ин­туиция, зрительная память, образное мышление, развитие чувства);

· эмо­циональными (интерес, удовлетворение, радость, изумление, чувства сопе­реживания).

Рациональное и гибкое применение этих форм, средств и методов обучения с учетом конкретной ситуации, обеспечивает эффективность учебно-творческого процесса.

При организации учебной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства среди приоритетных направлений художественно-эстетического образования с учетом национально-регионального компонента можно выделить следующие:

1. Профессиональное (академическое) искусство Тверского края (живопись, иконопись, монументальная скульптура и т.д).

2. Связь с народной художественной культурой, как частью ее – народным художественным творчеством (календарно-обрядовой, семейно-обрядовой культурой, народным театром, музыкальным народным творчеством, устно-поэтическим творчеством, мифологией, народным и декоративно-прикладным искусством и др.).

3. Освоение архитектурного окружения (связь формы архитектуры с ее назначением и окружающим природным ландшафтом, традиционными формами украшения архитектуры, внутренним и внешним убранством архитектуры и т.п.).

4. Знакомство с современным дизайном (виды и формы художественно-творческой деятельности по организации пространства).

Для реализации этого можно предложить такие направления работы:

· включение разных типов художественного мышления детей на одном занятии;

· визуальные наблюдения, развитие дифференцированного зрения в процессе разных видов восприятия (зрительного, слухового, звукового, слова, движения, ощущения, осязания) и практической деятельности;

· перенос наблюдаемого в художественную форму (цвет, линию, пространство, форму, структуру, в действие, движение, художественное слово);

· освоение, истории культуры родного края, особенности обживания народами своего пространства Земли, мирового художественного наследия;

· разнообразие направленной работы, техник, материалов, свойств, деятельности в разных пространствах;

· собственное творчество учащихся, самостоятельное порождение художественного продукта в разных формах искусства;

· развитие фантазии и воображения.

Технологическую основу организации занятий краеведческой направленности в рамках предмета «Изобразительное искусство» образует, как уже говорилось, система организаци­онных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учеб­ных занятий, включающих как традиционные занятия, типичные для образовательных учреждений: комбинированные и практические, так и нетрадиционные организационные формы: пленэр, экскурсии по городу, посещение вернисажей, занятия в музее, просмотр фильмов, знакомство с литературой; творческие встречи, проблемные занятия, интегрированные занятия по межпредметной проблеме, занятия самостоятельного освоения новых знаний и выполнения творческих и по­знавательных заданий, выставки, экскурсии, деловые и ролевые игры, за­нятия на драматургической основе, презентации, защита проекта, круг­лый стол, творческая мастерская, спектакль, тематические праздники.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках изобразительного искусства.

При изучении материала краеведческой направленности очень ценно, когда учащиеся могут проиллюстрировать изучаемый материал собственным опытом и знаниями добытыми из беседы с родственниками, соседями, прогулок по родному городу и краю и т.п. Определенная роль в освоении данного материала отводится самостоятельной работе .

Использование проектов в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Выбор тематики проектов может быть различным:

· выдвигаться учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся;

· предлагаться учащимися, которые ориентируются на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.

Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает как использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, так и необходимость интегрирования знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным и представленным.

Примерная тематика проектных работ представлена в таблице:

Раздел программы

Тематика проектных работ

Дизайн и архитектура

Архитектурные памятники Тверского края.

Дворянские усадьбы.

Церкви и монастыри.

Интерьер крестьянской избы.

Домовая резьба. Витражи, мозаика.

Эмблематика в жизни человека.

современного города и др.

Декоративно-прикладное искусство

Глиняная игрушка Тверского края.

Стекло и керамика.

Фаянс и фарфор.

Народная вышивка Тверского края.

Калязинские кружева.

Народный костюм Тверского края и др.

Живопись и графика

Времена года А.Г.Веницианова.

Творчество В.Л.Боровиковского.

Гравюра и графика.

Тверской пейзаж в живописи.

Женский портрет в творчестве тверских живописцев и др.

При оценке творческих проектов помимо художественных достоинств работы оценивают:

· обоснование проблемы и формулировка темы проекта;

· актуальность решаемой проблемы;

· исследовательскую ценность проекта;

· глубину разработки проблемы;

· привлечение знаний из других образовательных областей;

· умение аргументировать свои заключения, выводы.

Использование проектных форм работы на уроках изобразительного искусства способствует формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ.

Кроме того, использование проектного метода помогает решить несколько задач:

· создание условий для социально-культурной адаптации детей в базовых основах культуры родного края;

· повышение интереса учащихся к изобразительной деятельности, появление потребности в приобретении новых знаний и навыков;

· появление возможности для учащегося проявить себя в личностном плане: выявить сознательное творческое отношение к выполняемой работе, показать умение работать разными материалам и техниками и доводить работу до конечного результата.

· устранить (или существенно снизить) напряжение, страх перед чистым листом бумаги.

В настоящее время единой программы по углубленному изучению изобразительного искусства Тверского края не существует.

Известно, что учитель вправе на основе рекомендованных Департаментом государственной политики в образовании примерных программ, разработать адаптированные (индивидуально-разработанные, модифицированные), авторские учебные программы с учётом требований «Положения об авторских и адаптированных (индивидуально-разработанных, модифицированных) учебных программ учреждений общего и дополнительного образования и о порядке экспертиз авторских и адаптированных программ» (Утверждено приказом департамента образования Тверской области от 06.09.2006 г. № 1433).

В настоящее время существует несколько подходов к составлению программ по краеведению в рамках предмета «Изобразительное искусство».

Как правило, авторские (адаптированные) региональные учебные программы по изобразительному искусству составлены на изучение одного какого-нибудь раздела по народному искусству края, либо это единичные уроки или блок уроков, включенных в существующие государственные общеобразовательные программы по искусству.

Из авторских программ, предполагающих комплексный подход к решению основных задач краеведческого образования в рамках предмета можно выделить следующие.

1. Программа, разработанная Кесаревым В.Г., учителем ИЗО МОУ СОШ № 20 города Твери. Курс программы художественного краеведения «Узоры Тверского края» составлен в соответствии с хронологическими особенностями формирования культуры Тверского края от 13 века по настоящее время. В нем рассмотрены следующие периоды:

· Культура Тверского края в 13– 15вв.;

· Культура Тверского края 16- 18 вв.;

· Культура Тверского края 19 –20 вв.;

· Современная культура Тверского края.

Структура содержания программы имеет цикличный характер, то есть в каждый временной период учащиеся получают возможность узнать об истории живописи, архитектуры, иконописи Тверского края, о памятниках монументальной скульптуры; познакомиться с художественными промыслами, ремёслами, произведениями декоративно-прикладного искусства Тверского края, коллекциями местных художественных и краеведческих музеев. Программа рассчитана на 17 часов.

2. Иной подход в составлении программы по краеведению использовала Мельникова Г.В., учитель ИЗО МОУ «Гимназия № 44» города Твери. Программа курса «Тверская традиционная народная художественная культура и её наследие» знакомит учащихся с традиционной народной художественной культурой Тверского края. В программе особое внимание уделено эстетическим знаниям и художественно- творческому опыту, направленным на формирование представления о народном искусстве как части культуры и раскрывающим народное искусство как этническую культурную целостность. Содержание программы и формы и методы организации занятий позволяют учащимся получить представление о ведущих качествах народного искусства. Таких как, универсальность художественного языка, всечеловечность духовных ценностей, древние корни народного искусства и традиция - как закон его развития, коллективное начало. Учащиеся знакомятся с памятниками зодчества края, с самыми известными народными промыслами, их истоками и особенностями развития сегодня, об образном языке, о существующих традициях и особенностях декора, присущих им, а также знакомит с архитектурной летописью Тверского края и геральдикой, которая тесно связана с декоративным искусством.

Особенностью курса является то, что учащиеся по всем изучаемым темам ведут поисковую работу, делают презентации, пишут рефераты, делают проекты.

Программа «Тверская традиционная народная художественная культура и её наследие» рассчитана на 34 часа. Структура программы позволяет изучать её вариативно, в зависимости от наличия часов по предмету, а именно: как целостную программу; модулями по разделам; либо блоками поурочно. Возможен вариант расширенного изучения на факультативах, кружках.

Программа состоит из пяти разделов:

· Страницы архитектурной летописи Тверского края;

· Эмблемы и символика Тверского края;

· Древние корни народного искусства края (древние образы и символы в народном искусстве);

· Связь времён в народном искусстве края (народные художественные промыслы Тверского края);

· Декоративное искусство в современном мире (многообразием форм современного выставочного искусства).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для организации учебной деятельности учащихся при изучении материала краеведческой направленности в рамках предмета «Изобразительное искусство» необходима программа в которой в органичном сочетании должны отразиться все направления (компоненты) народной и художественной культуры Тверского края. Предметом изучения должны стать - бытовой уклад (предметы быта, жилище, интерьер жилища, костюм, обычаи, мифология, верования и т.д.); живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное творчество. При обучении необходимо отдавать предпочтение деятельностным методам обучения.

В результате изучения материала краеведческой направленности в рамках предмета «Изобразительное искусство» учащиеся должны:

  • знать произведения известных художников, скульпторов и архитекторов Тверского края и называть имена их авторов;
  • знать основные виды и жанры произведений известных художников, скульпторов и архитекторов Тверского края;
  • знать художественные музеи и выставочные залы Тверского края;
  • знать художественные традиции и быт своих предков, проживавщих на территории Тверского края;
  • знать особенности развития промыслов и народных ремесел Тверского края;
  • уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности в декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера);
  • уметь выделять общее и специфическое в культуре Тверского края, соотносить с культурой России и мира.

Дидактический материал для организации преподавания модуля краеведческой направленности в рамках предмета «Изобразительное искусство»

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ТВЕРСКОЙ

В культурном наследии Тверской земли большую художественную ценность представляет глубоко традиционное и своеобразное народное искусство, которое долгое время оставалось вне поля зрения исследователей. Довольно цельная и богатая коллекция в Сергеева-Посадском «Государственном историко-художественном музее», дает первое комплексное представление о культурном и историческом развитие Тверского края. Рассмотрим основные народные промыслы Тверского края.

Деревообрабатывающий помысел

Деревообрабатывающий промысел развивается на Тверской земле издавна. Дерево, является с глубокой древности самым распространенным материалом на всем русском Севере. Имело первостепенное значение и в нашем крае, с обширными лесами, богатыми не только с северной части, где в настоящее время, один из районов так и называется Лесным, но особенно дремучими в глухой западной порубежной местности – бывшем Осташковском и частично Ржевском уездах, именовавшихся «чертовым углом». Тверские крестьяне плотники были на все руки мастера. Они сооружали не только хозяйственные и жилые постройки, но искусно изготавливали предметы обихода и орудия труда, делали лодки, ставили небольшие придорожные часовенки, возводили довольно сложные простые и малые церкви. Бежецкий, Ржевский, Торжокский, Корчевской, Весьегонский, уезды славились обязательным атрибутом на окнах – наличниками. Красота и искусность их исполнения говорила о том, какой хороший мастер или плохой, а если в этом доме жил сам мастер, то эта была своего рода реклама.

Резьба по дереву

Стойкая приверженность к старине четко прослеживается в самых различных произведениях искусства резьбы по дереву, широко развитого на Тверской земле. Об этом свидетельствуют повседневные изделия крестьянского обихода 19 начала 20 века, представленными в музее Сергеева - Посада различными образцами. Они сохранили глубоко архаичные самобытные формы и орнаментальные мотивы. Небольшая коллекция обычной домашней утвари состоит главным образом из долбленой, резной и токарной посуды. Особое внимание резчики по дереву отдавали прялке. Каждая местность изготавливала свою прялки со своим характерным неповторимым резным узором. Прялка, как важнейшее приспособление для ручного прядения изготавливалась с особым чувством любви и уважения. Часто она дарилась невесте женихом. Всегда была предметом женской гордости и тщательно оберегалась. В орнаментальном убранстве прялок присущ простой квадрат, пересекающейся крест, ромб. Круг - символ солнца, считались оберегами, охранявшими прялку и ее работу от всех порчей и воздействие нечистой силы, такое же оберегающее значение имели весьма редкие изображения человеческих фигур, птиц. В скромной резном украшении преобладала простая контурная резьба помимо ногтевидной, плоскорельефной и сквозной, а в более нарядных образцах трехгранно-выемчатая иногда сочетается с росписью. Тверские прялки отличались от других простым неброским декором, традиционными формами. Большой интерес представляли пряничные доски, которые практически не сохранились. Интересная их коллекция собрана в «Государственном музее этнографии». На территории Тверской губернии, было много уездов, где занимались выпечкой пряников. В Осташкове было очень широко распространено пряничное производство. Пряничные доски делились на несколько видов: фигурные, штучные, наборные, почетные, городские. На досках, довольно схематично, изображались фигуры пряников. Самой сложной композицией украшались самые крупные – почетные пряничные доски. Особый интерес представляет мелкая скульптурка, которую резали для игры детям или украшения жилища, а также различных оберегов.

Деревянная резная посуда

Среди традиционных предметов крестьянской утвари огромный художественный спрос представляют разнообразная по назначению, форме и размерам деревянная посуда – долбленая, резная, токарная.

Особую известность приобретает тверская деревянная посуда. Уже в 15 веке уровень мастерства здесь был настолько высок, что местная посуда в качестве подарков посылалась в другие государства, не говоря о большом спросе на нее внутри страны. Производство деревянной посуды в Тверской губернии продолжалось вплоть до конца 19 века. Известны и центры ее изготовления: Ясневская волость Вышневолоцкого уезда и Ахметьевская волость Калязинского уезда .

Из дерева делали обиходную посуду и утварь: корыта для теста, дежи, совки, бочки, жбаны, чащи, миски, солонцы, ложки и т.д. Особое распространение получила долбленая посуда: ложки, ковши, ступки, миски, корыта и блюда для рубки овощей и мяса. Столовая деревянная посуда отличалась более сложными формами и декоративным рисунком.

Особо стоить сказать о тверских ковшах, которые имели свою отличительную особенность - они были украшены скульптурными изображениями в виде конской головы, поэтому и получили название конюхи.

Совершенно удивительными произведениями русского декоративного искусства являются резные деревянные солонцы (теперь их называют солонками). В деревянных сосудах соль не отмокала и оставалась рассыпчатой. Солонцам часто придавались формы птиц и животных. Они снабжались крышками на деревянных штифтах, которые открывались, как на петлях, или вращались на оси. В Тверской губернии были также распространены солонки в виде ящичка с откидной крышкой и высокой задней стенкой.

Солонка всегда должна быть полной, как и дом полон добра, благополучия. Часто солонка входила в состав девичьего приданного. Солонку изготавливал или покупал отец невесты, которая привозила ее в дом будущего мужа, где эта солонка считалась ее собственностью, частью ее родительского дома, ее девичьей жизни.

Не менее выразительными и удобными были резные блюда и доски для подачи хлеба, пирогов, пряников и других выпечных изделий.

Самым большим разнообразием форм и способам украшений отличались деревянные ложки. Форма их определялась назначением (разливальные ложки-черпаки, ложки для супа, ложки для соли и т.д.). Делали ложки белыми, крашенными, с резными украшениями на ручке.

Роспись по дереву

Об искусстве росписи по дереву судить очень трудно при отсутствии исследований по этому виду народного искусства и, главное, произведений, редко встречающихся в современном обиходе. Вместе с тем по сообщениям жителей, в каждом Тверском уезде были свои маляры, красильщики, живописцы, иконописцы, украшавшие росписью резные предметы: солонки, ложки, прялки, шкафчики, столы, сундуки, диваны, дуги, сани. В большинстве росписей колорит сдержан, только иногда встречаются росписи пестрого мелкого цветочного орнамента по белому или черному фону. Интересно производилась роспись дуг, которые сохранились даже до наших дней. Дуги, расписывали, практически на всей территории Тверской земли.

Плетеные изделия из бересты

Повсеместно распространенные в Тверской губернии традиционные плетеные изделия из бересты издавна употреблялись в крестьянском быту, как и во многих местах России.

В 10-15 веке берестяная и плетеная утварь, особенно короба, лукошки, туеса имели большое распространение по всей территории Тверского края для хранения продуктов, вещей, из бересты плели детские игрушки, лапти, кузова.

Короба изготавливались из луба – волокнистой части коры липы и некоторых других деревьев. Крупные неокрашенные короба (коробья), назывались «лубянки», имели привлекательную глянцевитую гладкую поверхность. Их делали в Калязинском, Осташковском, Старицком уездах. В них хранили белье, наряды, приданое, рукоделье.

Широко известны плетеные берестяные изделия, которые выполняются из пластовой бересты. Это туеса – небольшие цилиндрические сосуды с тугой крышкой для кваса, меда и переноски жидкостей.

Разнообразны изделия, выполненные из узких берестяных лент (лыка) с очень плотным переплетением, образующим узор в виде квадратных ромбических клеток с равномерным спокойным ритмом. Великолепные декоративные качества бересты, с ее красивой бархатистой поверхностью и густо-желтым, красно-коричневым или холодновато-белесым цветом. Среди разнообразия форм встречаются всевозможные корзины – с прямыми стенками, крупные круглые с плоской крышкой для хранения одежды и более мелкие для других хозяйственных нужд.В основном это корзины «наборушки» для ягод, «кошели» (пестернь, заплечник) – вместительные заплечные сумки для ягод, грибов, орехов, поклажи.

Другие широко распространенные изделия выполнялись спиральным плетением из гибких светлых еловых или слегка желтоватых сосновых корней. Из этих корней заготавливались тонкие ленты (лыко), которые плотно обвивают более толстые корни спиральной основы сосуда. В сплетенных таким образом сосудах хранили зерно, муку, овощи, ягоды, грибы и т.п.

Иным способом выплетались изделия из лозы - тонких прутьев прибрежного кустарника ивняка. В Новоторжском Старицком, Ржевском, Осташковском уездах при изготовлении простых корзин для ягод, грибов, овощей использовались длинные гибкие прутья без сучков и веток.

Декоративной отделкой берестяных изделий служила роспись, тиснение и чеканка.

Кузнечное ремесло

Одним из самых красивых видов народного искусства является, художественная обработка метала. Тверь в конце 16 – начале 17 века Тверь была значительным центром металлообрабатывающего ремесла. Деревенские кузнецы из местной болотной руды изготавливали разные необходимые предметы: сохи, косы, серпы, топоры, ножи, гвозди, замки. Давние художественные традиции появлялись в затейливых искусных узорах просечного железа (к кровлям и водостокам крестьянских изб), в фигурных очертаниях металлических кованых пластин «жиковин», железных узорных решетках, в литых изделиях. Кузнечное ремесло было распространено в Весьегонске, Вышнем Волочке, Осташкове, Торжке, Старице, Твери, Калязине, Кашине.

Гончарное производство

Гончарное производство относится к более древним видам народного искусства, связанного с глубокими вековыми традициями (17, 18 сл.) К концу 19 века гончарное ремесло было развито в Весьегонском уезде, Бежецком, Кашинском и менее в Тверском и Новоторжском. Гончарное производство было связано с местонахождением хорошей глины. В Тверском крае встречается преимущественно красная глина и значительно реже – залежи высококачественной белой глины. Многие гончары работали семьями и обжигали свои изделия в обычных русских печках. Другие «глинотопы» имели за своей деревней «горшечни», порой артельную «гончарку», либо гончарный «завод» с горном, построенные совместно тремя - шестью мастерами, и обжигали по очереди. Дешевая и удобная глиняная посуда имела широкое применение в крестьянском обиходе. Самый крупный фарфорофаянсовый завод был открыт в селе Кузнецова (Конаково). На нем выпускали не только посуду, но и декоративные тарелки, и маленькие жанровые фигурки.

Кубовая набойка

Тверская губерния была крупным и значительным центром набивного дела в России, славившимся своими образцами. Здесь не только развивались местные традиции, но благодаря торговле и отхожим мастерам они имели широкую сферу влияния в других частях страны. Занимались кубовой набойкой – в Псковском, Оленецком, Каргопольском и других уездах. С начала 19 века этот промысел получает в Твери широкое распространение. Набойку делали в Торжке, Зубцове, в других уездах. Но самый крупный центр находился к востоку от Твери в Горицкой волости Корчевского уезда. Синильным делом здесь занималось примерно пятьдесят деревень, а в других производством досок. Набойку, по-местному «узору», наносили на ткань вручную при помощи разных набойных досок. Сначала их макали в глинистый раствор «вапу», накладывали на белый холст и, пристукивая деревянной яйцевидной колотушкой «ладушой», «печатали» или «отбивали» узор. «Вапа», просыхая, пропитывала ткань, предохраняя ее от окраски в синий цвет. При промывке она смывалась, обнажая белые простые рисунки. После просушки «лощилом», то есть округлым стеклом, наводится глянец. Все подсобные работы, такие как прием и выдача заказов по жребию производили женщины, которые были в семье красильщика. Наряду с набойкой мастера занимались окраской холста и пряжи в разные цвета.

Народная одежда

Народная одежда Тверской земли относится к северо-великорусской и сохраняет многие глубоко традиционные черты, слабо изменяясь во времени . Старинного покроя домотканая мужская косоворотка и порты так же, как и льняная женская рубаха с сарафаном, повсеместно употреблялись еще в 1920 годы. Рассматривая народную одежду можно долго перечислять ее интересные замыслы, особенности, цвет. Все уезды имели свою народную одежду, которая отличалась от одежды других уездов вышивкой, покроем, цветом и т.д. Народная одежда, делилась на очень много функциональных видов, например, нарядная, венчальная, крестильная - ее название говорит о том при каких обстоятельствах он должна быть одета, повседневная, даже была одежда для сенокоса и жатвы предназначенная именно для этого вида труда. Еще более интересны были головные уборы. Которые тоже были в каждом уезде свои. Специально для одежды изготовлялись пояса. И как водится, они были очень красивыми, яркими.

Ручное ткачество

В художественном наследии Тверской земли большой интерес представляет народное ткачество, привлекающее стародавними техническими приемами, богатым оригинальным наследием, композиционном и колористическим искусством. Повсеместно мастерицы превосходно владели простыми и сложными методами ручного ткачества, о чем свидетельствует большая весьма разнообразная коллекция Сергиево- Посадского музея 19 начала 20 века. Она содержит огромное число отдельных фрагментов браного и закладного ткачества, предназначенного для декоративного убранства народной одежды и других предметов, и всевозможные образцы льняных и шерстяных тканей, а также сшитые из одноцветной и многоцветной домотканые предметы – рубахи, сарафаны, скатерти, юбки, передники, полотенца, одеяла, полотенце.

Кружево и вышивка

С 17 века кружевоплетение в Тверской области успешно развивалось в Калязине и Торжке. Оригинальным характером отличаются весьегонские мерные кружева. Они выполнялись простым численным способом по памяти, без сколков, без счету нитей. По льняной плетешковой решетке стелется линейный многоцветный узор из красных льняных и излюбленных ярких зеленых, желтых, лиловых, оранжевых, малиновых, синих шерстяных ниток. Уникальная коллекция народных вышивок тверской земли в собрании музея Сергиево-Посада свидетельствует о поразительном богатстве орнаментального наследия, сохранившего глубокие традиционные самобытные черты и весьма своеобразные специфические стилевые признаки. В многообразном орнаментальном наследии тверской вышивки большую художественную и научную ценность представляет широкий круг архаичных сюжетов. Особое место занимают среди них зооморфные и антропоморфные мотивы, распространенные в нескольких волостях Весьегонского уезда. В вышивке использовались множество приемов. Повсюду распространен «крест», значительно реже, в основном в северных районах «счетная гладь», «набор». Очень популярной, среди карел в северо-восточной части Весьегонского уезда, мелкие глухие односторонние счетные швы, в особенности «косая стежка». Реже используется гладь «кирпичиком» и «поддевчатый шов». Последний встречается в Ржевском уезде. Из глухих односторонних свободных швов, выполняемых по предварительно нанесенному на ткань рисунку, повсеместно встречается «тамбур», в том числе и на цветных фабричных тканях, крайне редко используется «верхошов». В ряде уездов (Осташковском, Вышневолоцком, Новоторжком) применяется своеобразный прием «настила по сборкам» ткани в виде орнаментальных узких кайм на женских и мужских рубашках. В некоторых уездах сохранились самобытные традиции золотного шитья. В Торжке, в его самом прославленном центре, оно выполняется по бархату, сукну, кисее, очень плотно настилаемыми нитями без прикрепа, так называемым «кованым» швом. Значительное развитие этого шитья приобретает в Весьегонском уезде, где производится по разному настилу узором «клопчик», иногда в простой «косой ряд» с обводкой контура узора цветными нитками, и сочетается с блестками. Реже оно делается в Осташковском уезде (а также в Ржевском, Бежецком) по льняному настилу, обшивается по контуру узора шнуром, считается с цветными стеклами, блестками. Шитье из мелкого местного речного жемчуга и бисера производится в западных уездах – Осташковском, Ржевском, Старицком. Большой интерес представляет богатой колористическое многообразие вышивки.

Скачать архив с текстом документа