Методические рекомендации по разработке должностных регламентов государственных гражданских служащих
СОДЕРЖАНИЕ: Федеральный Закон), а также Законом Республики Коми от 05 марта 2005 г. №10-рз «О некоторых вопросах государственной гражданской службы» и Законом Республики Коми от 24 ноября 2008 г. №133-рз «О реестре должностей государственной гражданкой службы Республики Коми» (далее – Реестр)
|
УТВЕРЖДЕНЫ приказом Управления от 23 сентября 2009 г. № 57-од (приложение) |
Методические рекомендации
по разработке должностных регламентов
государственных гражданских служащих
Республики Коми
Настоящие Методические рекомендации по разработке должностных регламентов государственных гражданских служащих Республики Коми разработаны Управлением государственной гражданской службы Республики Коми в целях оказания помощи государственным органам Республики Коми в организации единого порядка разработки и утверждения должностного регламента в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный Закон), а также Законом Республики Коми от 05 марта 2005 г. №10-РЗ «О некоторых вопросах государственной гражданской службы» и Законом Республики Коми от 24 ноября 2008 г. №133-РЗ «О реестре должностей государственной гражданкой службы Республики Коми» (далее – Реестр).
I. Общие положения
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона профессиональная служебная деятельность государственного гражданского служащего Республики Коми осуществляется в соответствии с должностным регламентом.
Должностной регламент является основным нормативным документом, регламентирующим содержание и результаты деятельности государственного служащего. В нем содержатся требования, предъявляемые к государственному служащему, замещающему соответствующую государственную должность. Должностные регламенты государственных служащих являются составной частью административного регламента исполнительного органа государственной власти, включающего также административные регламенты исполнения государственных функций, административные регламенты оказания государственных услуг, регламент государственного органа исполнительной власти, а также существенным условием служебного контракта, заключаемого с гражданским служащим.
Основные правовые нормы состава должностного регламента устанавливаются ст. 47 Федерального закона. Они содержат следующие положения:
«1.Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
2. В должностной регламент включаются:
1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
4. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего».
При разработке должностных регламентов гражданских служащих необходимо исходить из положений Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Коми, Федерального закона от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», из задач Республики Коми, закрепленных в Постановлении Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. №45 «О стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года», Положением о государственном органе.
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!
При разработке должностных регламентов следует максимально отойти от понятия и сути должностных инструкций, как совершенно не соответствующего времени способа регулирования деятельности гражданских служащих.
II . Структура должностного регламента
Должностной регламент конкретного гражданского служащего государственного органа Республики Коми должен содержать следующие разделы:
[1] для {[кого ], чего [2] }
2.4 готовит {аналитические; информационно-аналитические; информационные} материалы {о чём ; по поручению руководителей Министерства} [3]
2.5 разрабатывает предложения о чём для чего
2.6 разрабатывает предложения к проектам … , представленным на согласование
2.7 разрабатывает [{долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные}] прогнозы …
3. Допустимые формулировки описания нормативно-регулятивных функций
3.1 разрабатывает {проекты нормативных правовых актов; вид нормативного документа } {о чём ; [для объектов, на которые распространяется действие документа ; в сфере … по поручению руководителей Министерства]}
3.2 разрабатывает проект …[4]
4. Допустимые формулировки описания контрольных функций
4.1 ведет {учет; реестр; перечень; журнал, …} тип учитываемой информации
4.2 проверяет вид документа; информационно-аналитические материалы на соответствие чему
4.3 проверяет исполнение условий {договоров …, контрактов …}
4.4 выступает в качестве эксперта в составе {комиссии; группы} название комиссии
5. Допустимые формулировки описания исполнительно-распорядительных функций
5.1 готовит пакет документов для размещения государственного заказа Министерства на …
5.2 готовит расчеты чего для чего
5.3 готовит бюджетные заявки куда для чего
5.4 готовит проекты {договоров …; контрактов …}
6. Допустимые формулировки описания функций предоставления услуг
6.1 разрабатывает методические рекомендации {о … ; по вопросам …}
6.2 проводит консультации для граждан, юридических лиц, специалистов органов исполнительной власти Республики Коми, специалистов органов местного самоуправления и т.п. {о … ; по вопросам …}
6.3 проводит выступления для кого о чём
6.4 готовит проекты письменных ответов на типы входящих документов [5]
7. Допустимые формулировки описания организационных функций
7.1 исполняет функции организатора проведения {заседаний комиссии наименование ; совещаний …; семинаров …; ярмарок …; выставок …; форумов … и т.п. }[6]
8. Допустимые формулировки описания обеспечивающих функций
8.1 ведет делопроизводство в отделе
8.2 формирует библиотеку[7] отдела
8.3 формирует заявки на материально-техническое обеспечение деятельности отдела
8.4 ведет личные дела …[8]
8.5 формирует личные дела … [9]
8.6 проводит сбор информации[10] для кого, чего
Раздел 2. Рекомендации по описанию функций
1. Слова-паразиты
В стандарте не предусмотрено использование широко распространенных слов «организует», «обеспечивает», «координирует», «осуществляет», «содействует», «совершенствует», «взаимодействует», «участвует», «контролирует», «в пределах компетенции», «в установленном порядке». Они должны быть заменены в зависимости от реального наполнения (реально выполняемой функции). Так, слово «организует» может быть заменено, например, «исполняет функции организатора».
Слова «координирует», «осуществляет», «содействует», «совершенствует», как правило, не несут самостоятельной смысловой нагрузки. Они должны заменяться в зависимости от того, каково реальное содержание этих функций. Возможно, придется заменить одну функцию на несколько.
2. Комментарии к отдельным формулировкам стандарта
Из формулировок функций исключаем сроки исполнения функций (ежемесячно, ежеквартально и т.п.).
При описании функции «анализирует» не используются слова: «ситуация», «опыт», «уровень» и т.п., поскольку анализируются конкретные нормативные правовые акты, документы, информационно – аналитические материалы по определенным вопросам, направлениям.
Функция «анализирует» появляется только в том случае, если после неё следует следующая функция: «разрабатывает (проекты, предложения)», «готовит аналитические, информационно-аналитические, информационные материалы и т.д.». Таким образом, функция 2.1используется в связке с функцией 2.5, соответственно функция 2.2 используется в связке с функцией 2.6.
Функция «анализирует » уже подразумевает и сбор информации, и рассмотрение документов. Исключением является ситуация, когда сбор информации проводится другим специалистом, должность которого относится к категории «обеспечивающие специалисты», в таком случае выделяем функцию отдельно.
Функция «готовит» также подразумевает сбор информации. Исключением является ситуация, когда сбор информации проводится другим специалистом, должность которого относится к категории «обеспечивающие специалисты», в таком случае выделяем функцию отдельно.
При формулировании функции подготовки информации используем словосочетание «комплексная информация», сводной информации быть не должно (готовит комплексную информацию о …).
Мониторинг, то есть продолжающееся во времени наблюдение за объектами и процессами в их динамике, не является самостоятельной функцией. Это просто сбор информации, на основании которой принимаются решения, и в этом смысле не является функцией, поскольку не имеет конечного результата.
В случае наличия функции отдела «проводит экспертизу …» стандарт описания функций специалистов следующий:
1. Проверяет …
2. Готовит проект заключения …
[1] записки, справки, доклады, слайды и т.п.
[2] В формулировке данной функции «для кого» уточняется только для внешнего по отношению к Министерству пользователя (наименования отделов, Управлений Министерства не указываются), «для чего» готовятся информационно – аналитические материалы указывается во всех случаях
[3] Для тех функций, у которых невозможно точно определить периодичность выполнения.
[4] В формулировке данной функции подразумеваются проекты программ, концепций, положений и пр., которые являются приложением к нормативному правовому акту.
[5] обращения граждан, юридических лиц и т.п.
[6] Если функция организатора исполняется несколькими специалистами, то определяется «в части» чего.
[7] Печатные средства массовой информации, периодические издания, статистические материалы, информационно-аналитические материалы отделов Министерства, органов исполнительной власти Республики Коми и т.п.
[8] Ведет – означает внесение соответствующих изменений, актуализация данных
[9] разовая функция
[10] указать способ сбора информации. Внимание: при применении функции см. комментарии.