Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2009/2010 учебном году Москва 2009

СОДЕРЖАНИЕ: Регламент проведения Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку 5

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

С. Г. ТЕР-МИНАСОВА

Ю.Б.КУРАСОВСКАЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку

в 2009/2010 учебном году

Москва 2009


Оглавление

[1]

1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент проведения Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (далее - Регламент) определяет порядок организации и проведения Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (далее - Олимпиада), ее организационное, методическое обеспечение, порядок участия в Олимпиаде и определения победителей и призеров.

1.2. Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к английскому языку, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда лингвистических и социокультурных знаний, связанных с историей и современным функционированием различных вариантов английского языка и историей и культурой англоязычных стран.

1.3. В Олимпиаде принимают участие на добровольной основе обучающиеся государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, в том числе образовательных организаций Российской Федерации, расположенных за пределами территории Российской Федерации (далее - образовательные организации).

1.4. Олимпиада проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.

1.5. Организаторами этапов Олимпиады являются:

школьный этап - образовательные организации (далее - организатор школьного этапа Олимпиады);

муниципальный этап - органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования (далее - организатор муниципального этапа Олимпиады);

региональный этап - органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (далее - организатор регионального этапа Олимпиады);

заключительный этап - Федеральное агентство по образованию (далее - Рособразование).

1.6. Этапы Олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - олимпиадные задания).

1.7. Квоты на участие в каждом этапе Олимпиады определяются организатором соответствующего этапа Олимпиады. Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются.

1.8. Победители и призеры всех этапов Олимпиады определяются на основании результатов участников соответствующих этапов Олимпиады, которые заносятся в итоговую таблицу результатов участников соответствующих этапов Олимпиады, представляющую собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов (далее - итоговая таблица). Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке.

1.9. Образцы дипломов победителей и призеров для всех этапов Олимпиады утверждаются Минобрнауки России.

1.10. Общее руководство проведением Олимпиады и ее организационное обеспечение осуществляет Центральный оргкомитет Олимпиады.

Состав Центрального оргкомитета Олимпиады формируется, как правило, из представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования, образовательных, научных и общественных организаций, в том числе и общероссийской общественной организации «Российский союз ректоров», и утверждается Рособразованием.

Центральный оргкомитет Олимпиады:

вносит предложения в Рособразование по датам проведения Олимпиады регионального и заключительного этапов Олимпиады; по составу центральной предметно-методических комиссий Олимпиады и жюри заключительного этапа Олимпиады; по кандидатурам участников заключительного этапа Олимпиады из числа призеров регионального этапа Олимпиады;

определяет количество победителей и призеров заключительного этапа Олимпиады;

рассматривает совместно с центральной предметно-методической комиссией Олимпиады апелляции в случае, если во время проведения регионального или заключительного этапов Олимпиады оргкомитет, жюри и участник регионального или заключительного этапов Олимпиады не смогли прийти к единому мнению по оценке работы участника регионального или заключительного этапов Олимпиады;

анализирует, обобщает итоги Олимпиады и представляет отчет о проведении Олимпиады в Рособразование;

готовит материалы для освещения организации и проведения Олимпиады в средствах массовой информации.

1.11. Методическое обеспечение проведения Олимпиады осуществляет Центральная предметно-методическая комиссия Олимпиады.

Состав Центральной предметно-методической комиссии Олимпиады формируется, как правило, из числа научных и педагогических работников, а также аспирантов и студентов образовательных организаций высшего профессионального образования и утверждается Рособразованием.

Центральная предметно- методическая комиссия Олимпиады:

разрабатывает методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады, тексты олимпиадных заданий, критерии и методики оценки выполненных олимпиадных заданий регионального и заключительного этапов Олимпиады;

определяют форму проведения и техническое обеспечение регионального и заключительного этапов Олимпиады.

1.12. Проверку выполненных олимпиадных заданий школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов Олимпиады осуществляют жюри соответствующих этапов Олимпиады.

Состав жюри формируется, как правило, из числа научных и педагогических работников, аспирантов и студентов образовательных организаций высшего профессионального образования.

Жюри всех этапов Олимпиады:

оценивает выполненные олимпиадные задания;

проводит анализ выполненных олимпиадных заданий;

рассматривает совместно с оргкомитетом соответствующего этапа Олимпиады апелляции;

представляет в оргкомитеты соответствующих этапов Олимпиады аналитические отчеты о результатах проведения соответствующих этапов Олимпиады.

2 . Порядок проведения школьного этапа Олимпиады

2.1. Школьный этап Олимпиады проводится организатором данного этапа Олимпиады в октябре. Конкретные даты проведения школьного этапа Олимпиады устанавливаются организатором муниципального этапа Олимпиады.

2.2. Для проведения школьного этапа Олимпиады организатором данного этапа Олимпиады создаются оргкомитет и жюри школьного этапа Олимпиады.

2.3. Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Олимпиады.

2.4. В школьном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 5-11 классов образовательных организаций, желающие участвовать в Олимпиаде.

2.5. Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются.

2.6. Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.

В случае, когда победители не определены, в школьном этапе Олимпиады определяются только призеры.

Количество призеров школьного этапа Олимпиады определяется, исходя из квоты, установленной организатором муниципального этапа Олимпиады.

Призерами школьного этапа Олимпиады, в пределах установленной квоты, признаются все участники школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

В случае, когда у участника, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, определяется следующим образом:

все участники признаются призерами, если набранные ими баллы больше половины максимально возможных;

все участники не признаются призерами, если набранные ими баллы не превышают половины максимально возможных.

Список победителей и призеров школьного этапа Олимпиады утверждается организатором школьного этапа Олимпиады.

Победители и призеры школьного этапа Олимпиады награждаются дипломами.

3 . Порядок проведения муниципального этапа Олимпиады

3.1. Муниципальный этап Олимпиады проводится организатором данного этапа Олимпиады в ноябре-декабре. Конкретные даты проведения школьного этапа Олимпиады устанавливаются организатором регионального этапа Олимпиады.

3.2. Для проведения муниципального этапа Олимпиады организатором данного этапа Олимпиады создаются оргкомитет и жюри муниципального этапа Олимпиады.

3.3. Муниципальный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией регионального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Олимпиады.

С целью недопущения рассекречивания заданий, олимпиада проводится в единые для всех муниципалитетов сроки (как правило, 2 дня), которые согласовываются в рабочем порядке. Категорически запрещено использование этих материалов ранее указанных сроков. Категорически запрещена публикация в Интернете материалов олимпиады без согласования с их правообладателями.

3.4. В муниципальном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 7-11 классов образовательных организаций - победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года. Участвовать в Олимпиаде могут также победители школьного этапа 5-6 классов (в этом случае они выполняют задания для 7-8 классов), а также победители муниципального этапа предыдущего года.

3.5. Квоты на участие в муниципальном этапе Олимпиады устанавливают организаторы данного этапа.

3.6. Участники муниципального этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями муниципального этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.

В случае, когда победители не определены, в муниципальном этапе Олимпиады определяются только призеры.

Количество призеров муниципального этапа Олимпиады определяется, исходя из квоты, установленной организатором регионального этапа Олимпиады.

Призерами муниципального этапа Олимпиады, в пределах установленной квоты, признаются все участники муниципального этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

В случае, когда у участника, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, определяется следующим образом:

все участники признаются призерами, если набранные ими баллы больше половины максимально возможных;

все участники не признаются призерами, если набранные ими баллы не превышают половины максимально возможных.

Список победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады утверждается организатором муниципального этапа Олимпиады.

Победители и призеры муниципального этапа Олимпиады награждаются дипломами.

Методические рекомендации

Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады

Рекомендуется проводить школьный этап олимпиады в два дня:

первый день - конкурс понимания письменной речи (Reading)

конкурс понимания устной речи (Listening)

лексико-грамматический тест (Use of English)

конкурс письменной речи (Writing)

второй день - конкурс устной речи (Speaking).

При проведении конкурсов рекомендуется придерживаться процедуры проведения конкурсов (см. Процедура проведения конкурсов ).

При выставлении оценок (баллов) за каждый конкурс рекомендуется придерживаться процедуры оценивания конкурсов (см. Процедура оценивания конкурсов ).

При проведении апелляций рекомендуется придерживаться процедуры проведения апелляций (см. Процедура проведения апелляций ).

При подготовке олимпиадных заданий рекомендуется подготовить 3 пакета заданий разного уровня сложности:

для 5-8 классов - уровень сложности А1-А2 по шкале Совета Европы

для 9-10 классов - уровень сложности А2-В1 по шкале Совета Европы

для 11 класса - уровень сложности В1-В2 по шкале Совета Европы.[2]

При подготовке заданий необходимо:

- сочетать задания разного типа и уровня сложности (т.е. сочетать более сложные и менее сложные задания, чтобы участники могли выполнить хотя бы одно олимпиадное задание),

- обеспечивать комплексный характер проверки коммуникативной компетенции участников (т.е. по возможности обеспечить проведение всех пяти конкурсов олимпиады).

Задания должны:

- быть методически и технологически корректно составленными,

- характеризоваться новизной и творческой направленностью.[3]

Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению муниципального этапа олимпиады

Рекомендуется проводить муниципальный тур олимпиады в два дня:

первый день - конкурс понимания письменной речи (Reading)

конкурс понимания устной речи (Listening)

лексико-грамматический тест (Use of English)

конкурс письменной речи (Writing)

второй день - конкурс устной речи (Speaking)

При проведении конкурсов рекомендуется придерживаться процедуры проведения конкурсов (см. Процедура проведения конкурсов ).

При выставлении оценок (баллов) за каждый конкурс рекомендуется придерживаться процедуры оценивания конкурсов (см. Процедура оценивания конкурсов ).

При проведении апелляций рекомендуется придерживаться процедуры проведения апелляций (см. Процедура проведения апелляций ).

При подготовке олимпиадных заданий рекомендуется подготовить 3 пакета заданий разного уровня сложности:

для 7-8 классов - уровень сложности А2 по шкале Совета Европы

для 9-10 кла ссов - уровень сложности В1 по шкале Совета Европы

для 11 класса - уровень сложности В2 по шкале Совета Европы.

При подготовке заданий необходимо:

- сочетать задания разного типа и уровня сложности (т.е. сочетать более сложные и менее сложные задания, чтобы участники могли выполнить хотя бы одно олимпиадное задание),

- обеспечивать комплексный характер проверки коммуникативной компетенции участников (т.е. по возможности обеспечить проведение всех пяти конкурсов олимпиады).

Задания должны:

- быть методически и технологически корректно составленными,

- характеризоваться новизной и творческой направленностью.[4]

Процедура проведения и техническое обеспечение конкурсов олимпиады

Процедура проведения конкурса понимания письменного текста (чтение - Reading )

Общие правила

  • Перед входом в аудиторию участник должен предъявить паспорт или другое удостоверение личности.
  • Участники должны сидеть в аудитории на таком расстоянии друг от друга, чтобы не видеть работу соседа.
  • Участник может взять с собой в аудиторию ручку, очки, шоколад, воду.
  • В аудиторию не разрешается брать бумагу, справочные материалы (словари, справочники, учебники и т.д.), пейджеры и мобильные телефоны, диктофоны, плейеры и любые другие технические средства.
  • Во время выполнения задания участник может выходить из аудитории только в сопровождении дежурного.
  • Участник не может выйти из аудитории с заданием или листом ответов.

Процедура проведения конкурса

1.1. Каждому участнику перед началом выполнения заданий по чтению выдается лист ответов (Answer Sheet ) и проводится инструктаж на русском языке по заполнению листов ответов и по порядку их сдачи после окончания работы:

Участники заполняют графу Participants ID number на листах ответов[5] .

Все ответы необходимо отмечать на листах ответов. Правильный вариант пишется в соответствующей клеточке на листе ответов.

На листах ответов категорически запрещается указывать фамилии, делать рисунки или какие-либо отметки, в противном случае работа считается дешифрованной и не оценивается.

Исправления на листах ответов ошибками не считаются; однако почерк должен быть понятным; спорные случаи (о или а) трактуются не в пользу участника.

Ответы записываются только черными или синими чернилами/ пастой (запрещены красные, зеленые чернила, карандаш)

1.2. Участникам раздаются тексты заданий. В тексте заданий указано время выполнения заданий и даны все инструкции по выполнению заданий на английском языке. Тексты заданий можно использовать в качестве черновика. Однако проверке подлежат только ответы, перенесенные в лист ответов. Сами тексты заданий сдаются вместе с листами ответов после окончания выполнения задания, но не проверяются.

1.3. Члены жюри, находящиеся в аудитории, должны зафиксировать время начала и окончания задания на доске (например, 10.10- 11.25.) За 15 и за 5 минут до окончания выполнения заданий по чтению старший член жюри в аудитории должен напомнить об оставшемся времени и предупредить о необходимости тщательной проверки работы.

1.4. Члены жюри в аудитории должны строго следить за тем, чтобы все работы были сданы, на листах ответов не должна быть указана фамилия участника и не должно быть никаких условных пометок.

1.5. Каждый правильный ответ данного конкурса оценивается в 1 балл

Технические средства

Для проведения конкурса по чтению не требуется специальных технических средств. Помимо необходимого количества комплектов заданий и листов ответов, в аудитории должны быть запасные ручки, запасные комплекты заданий и запасные листы ответов.

Процедура проведения лексико-грамматического теста (Use of English )

Общие правила

  • Перед входом в аудиторию участник должен предъявить паспорт или другое удостоверение личности.
  • Участники должны сидеть в аудитории на таком расстоянии друг от друга, чтобы не видеть работу соседа.
  • Участник может взять с собой в аудиторию ручку, очки, шоколад, воду.
  • В аудиторию не разрешается брать бумагу, справочные материалы (словари, справочники, учебники и т.д.), пейджеры и мобильные телефоны, диктофоны, плейеры и любые другие технические средства.
  • Во время выполнения задания участник может выходить из аудитории только в сопровождении дежурного.
  • Участник не может выйти из аудитории с заданием или листом ответов.

Процедура проведения конкурса

2.1. Каждому участнику перед началом выполнения заданий по чтению выдается лист ответов (Answer Sheet ) и проводится инструктаж на русском языке по заполнению листов ответов и по порядку их сдачи после окончания работы:

Участники заполняют графу Participant s ID number на листах ответов.

Все ответы необходимо отмечать на листах ответов. Правильный вариант пишется в соответствующей клеточке на листе ответов.

На листах ответов категорически запрещается указывать фамилии, делать рисунки или какие-либо отметки, в противном случае работа считается дешифрованной и не оценивается.

Исправления на листах ответов ошибками не считаются; однако почерк должен быть понятным; спорные случаи (о или а) трактуются не в пользу участника.

Ответы записываются только черными или синими чернилами/ пастой (запрещены красные, зеленые чернила, карандаш)

2.2. Участникам раздаются тексты заданий. В тексте заданий указано время выполнения заданий и даны все инструкции по выполнению заданий на английском языке. Тексты заданий можно использовать в качестве черновика. Однако проверке подлежат только ответы, перенесенные в лист ответов. Сами тексты заданий сдаются вместе с листами ответов после окончания выполнения задания, но не проверяются.

2.3. Члены жюри, находящиеся в аудитории, должны зафиксировать время начала и окончания задания на доске (например, 10.10- 11.25 .) За 15 и за 5 минут до окончания выполнения заданий старший член жюри в аудитории должен напомнить об оставшемся времени и предупредить о необходимости тщательной проверки работы.

2.4. Члены жюри в аудитории должны строго следить за тем, чтобы все работы были сданы, на листах ответов не должна быть указана фамилия участника и не должно быть никаких условных пометок.

2.5. Каждый правильный ответ данного конкурса оценивается в 1 балл.

Технические средства

Для проведения лексико-грамматического теста не требуется специальных технических средств. Помимо необходимого количества комплектов заданий и листов ответов, в аудитории должны быть запасные ручки, запасные комплекты заданий и запасные листы ответов.

Процедура проведения конкурса понимания устного текста (аудирование - Listening )

Общие правила

  • Перед входом в аудиторию участник должен предъявить паспорт или другое удостоверение личности.
  • Участники должны сидеть в аудитории на таком расстоянии друг от друга, чтобы не видеть работу соседа.
  • Участник может взять с собой в аудиторию ручку, очки, шоколад, воду.
  • В аудиторию не разрешается брать бумагу, справочные материалы (словари, справочники, учебники и т.д.), пейджеры и мобильные телефоны, диктофоны, плейеры и любые другие технические средства.
  • Во время выполнения задания участник может выходить из аудитории только в сопровождении дежурного.
  • Участник не может выйти из аудитории с заданием или листом ответов.

Процедура проведения конкурса

3.1. Каждому участнику перед началом выполнения заданий по чтению выдается лист ответов (Answer Sheet ) и проводится инструктаж на русском языке по заполнению листов ответов и по порядку их сдачи после окончания работы:

Участники заполняют графу Participant s ID number на листах ответов.

Все ответы необходимо отмечать на листах ответов. Правильный вариант пишется в соответствующей клеточке на листе ответов.

На листах ответов категорически запрещается указывать фамилии, делать рисунки или какие-либо отметки, в противном случае работа считается дешифрованной и не оценивается.

Исправления на листах ответов ошибками не считаются; однако почерк должен быть понятным; спорные случаи (о или а) трактуются не в пользу участника.

Ответы записываются только черными или синими чернилами/ пастой (запрещены красные, зеленые чернила, карандаш)

3.2. Участникам раздаются тексты заданий. В тексте заданий указано время выполнения заданий и даны все инструкции по выполнению заданий на английском языке. Тексты заданий можно использовать в качестве черновика. Однако проверке подлежат только ответы, перенесенные в лист ответов. Сами тексты заданий сдаются вместе с листами ответов после окончания выполнения задания, но не проверяются.

3.3. Перед прослушиванием первого отрывка член жюри включает пленку и дает возможность участникам прослушать самое начало пленки с текстом инструкций. Затем пленка выключается, и член жюри обращается к аудитории с вопросом, хорошо ли всем слышно пленку. Если в аудитории кто-то из участников плохо слышит пленку, регулируется громкость звучания и устраняются все технические неполадки, влияющие на качество звучания пленки. После устранения неполадок пленка перематывается на самое начало и еще раз прослушивается вводная часть с инструкциями. После инструкций пленка не останавливается и прослушивается до самого конца.

3.4. Участники могут ознакомиться с вопросами до прослушивания отрывков.

3.5. Вся процедура аудирования записана на диск (или пленку): задания, предусмотренные паузы, звучащий текст. Транскрипция звучащих отрывков прилагается и находится у члена жюри в аудитории, где проводится аудирование. Транскрипция не входит в комплект раздаточных материалов для участников и не может быть выдана участникам во время проведения конкурса. Член жюри включает запись и выключает ее, услышав последнюю фразу транскрипции « This is the end of the listening comprehension section of the test

3.6. Во время аудирования участники не могут задавать вопросы членам жюри или выходить из аудитории, так как шум может нарушить процедуру проведения конкурса.

3.7. Время проведения конкурса ограничено временем звучания пленки.

3.8. Члены жюри в аудитории должны строго следить за тем, чтобы все работы были сданы, на листах ответов не должна быть указана фамилия участника и не должно быть никаких условных пометок.

3.9. Каждый правильный ответ данного конкурса оценивается в 1 балл.

Технические средства

Для проведения аудирования требуются магнитофоны или CD плейеры в каждой аудитории, наушники для каждого участника, подключенные к магнитофону или CD-плейеру. В случае видеоаудирования требуются видеомагнитофоны или DVD плейеры, экран.

Процедура проведения конкурса письменной речи (письмо - Writing )

Общие правила

  • Перед входом в аудиторию участник должен предъявить паспорт или другое удостоверение личности.
  • Участники должны сидеть в аудитории на таком расстоянии друг от друга, чтобы не видеть работу соседа.
  • Участник может взять с собой в аудиторию ручку, очки, шоколад, воду.
  • В аудиторию не разрешается брать бумагу, справочные материалы (словари, справочники, учебники и т.д.), пейджеры и мобильные телефоны, диктофоны, плейеры и любые другие технические средства.
  • Во время выполнения задания участник может выходить из аудитории только в сопровождении дежурного.
  • Участник не может выйти из аудитории с заданием или листом ответов.

Процедура проведения конкурса

4.1. Каждому участнику перед началом выполнения заданий выдается лист ответов (Answer Sheet ) и проводится инструктаж на русском языке по заполнению листов ответов и по порядку их сдачи после окончания работы:

Участники заполняют графу Participant s ID number на листах ответов.

Все задания по письму необходимо выполнять на листах ответов.

На листах ответов категорически запрещается указывать фамилии, делать рисунки или какие-либо отметки, в противном случае работа считается дешифрованной и не оценивается.

Исправления на листах ответов ошибками не считаются; однако почерк должен быть понятным; спорные случаи (о или а) трактуются не в пользу участника.

Задания выполняются только черными или синими чернилами/ пастой (запрещены красные, зеленые чернила, карандаш)

4.2. Участникам раздаются тексты заданий и бумага для черновиков. В тексте заданий указано время выполнения заданий, количество слов и даны все инструкции по выполнению заданий на английском языке. Участники получают чистую бумагу для черновиков, черновик сдается вместе с листом ответов. Однако проверке подлежат только листы ответов. Черновики не проверяются.

4.3. Член жюри в аудитории должен зафиксировать время начала и окончания задания на доске (например, 10.10- 11.25. )

4.4. За 15 и за 5 минут до окончания работы член жюри в аудитории должен напомнить об оставшемся времени и предупредить о необходимости тщательной проверки работы.

4.5. После окончания времени выполнения заданий по письменной речи, листы ответов собираются.

4.6. Письменные работы участников оцениваются двумя экспертами в соответствии с прилагаемыми критериями (см. Критерии оценивания конкурса письменной речи ). Результаты заносятся в протокол конкурса письменной речи.

В сложных случаях (при сильном расхождении оценок экспертов) письменная работа перепроверяется третьим членом жюри.

Технические средства

Для проведения конкурса письменной речи не требуется специальных технических средств. Помимо необходимого количества комплектов заданий, листов ответов и черновиков, в аудитории должны быть запасные ручки, запасные комплекты заданий, бумага для черновиков и запасные листы ответов.

Процедура проведения конкурса устной речи (говорение - Speaking)

Общие правила

  • Перед входом в аудиторию для ожидания участник должен предъявить паспорт или другое удостоверение личности.
  • Участник может взять с собой в аудиторию для ожидания ручку, очки, шоколад, воду.
  • В аудиторию для ожидания не разрешается брать бумагу, справочные материалы (словари, справочники, учебники и т.д.), пейджеры и мобильные телефоны, диктофоны, плейеры и любые другие технические средства.
  • Во время выполнения устного задания участник не может выходить из аудитории, где проводится конкурс.

Процедура проведения конкурса

Для проведения конкурса устной речи необходимы:

одна большая аудитория для ожидания и несколько небольших аудиторий для проведения конкурса

5.1. Организаторы, обеспечивающие порядок в аудитории для ожидания, проводят соответствующий инструктаж участников, ожидающих своей очереди для ответа на конкурсе устной речи. Они формируют очередь участников и препровождают их из аудитории для ожидания в аудитории для проведения конкурса. Участники заходят в аудитории для проведения конкурса парами. Пары формируются организаторами в аудитории для ожидания методом случайной подборки.

5.2. В каждой аудитории для проведения конкурса находятся два члена жюри.

Распределение обязанностей между членами жюри при проведении конкурса:

проведение беседы с участником конкурса и заполнение протокола ответа (прилагается),

запись на магнитофон и заполнение протокола ответа.

Члены жюри могут поочередно выполнять обе функции.

Все инструкции участникам даются на английском языке.

5.3. Преподаватели начинают вести беседу и задают каждому участнику 2-3 вопроса для того, чтобы снять напряжение, расположить их к беседе и подготовить к выполнению устного задания олимпиады.

Время, отводимое на данный этап задания, 1 – 2 минуты.

5.4. Первый этап — монологическое высказывание по предложенной теме. Члены жюри сообщают участникам конкурса основную информацию о первом задании. Участники высказываются по очереди. Длительность ответа каждого участника — 1,5 - 2 минуты .

5.5. Второй этап — диалогическая речь в виде беседы участников друг с другом. Длительность беседы — 3 - 5 минут . Члены жюри могут задавать наводящие вопросы по мере необходимости, могут остановить беседу, если она начинает выходить за обозначенные рамки.

5.6. Выступление участников записываются на магнитофон или производится цифровая запись на компьютер. При записи на магнитофон запись включается в момент начала ответа на задание первого этапа каждого из участников. Во время предъявления задания второго этапа и подготовки учащихся включается «пауза» и запись возобновляется в момент начала ответа участников на задание 2. По окончании ответа запись останавливается и, после того как учащиеся покидают аудиторию, члены жюри записывают на пленку идентификационные номера участников прошедшей пары: «Это были номер ХХХХХХ и номер ХХХХХХ. »

Максимально отводимое время на пару участников для выступления составляет 10 –12 минут .

Если вместо последней пары остается трое участников, следует предложить одному из 3-х оставшихся участников дважды выполнить две разные роли в образовывающихся таким образом разных парах: А + В и А + С. Ответ этого участника оценивается один раз только в первой паре. Также возможно предложить одному остающемуся участнику вести диалог с членом жюри.

5.7. Ответы участников оцениваются двумя экспертами в соответствии с прилагаемыми критериями (см. Критерии оценивания конкурса устной речи ).

В сложных случаях сделанные записи прослушиваются всем составом жюри.

Технические средства

Для проведения конкурса устной речи требуются магнитофоны в каждой аудитории для записи ответов участников и 2 чистые кассеты в каждой аудитории, где проводится конкурс. Возможна запись беседы на компьютер в цифровом формате.

В каждой аудитории у членов жюри должен быть необходимый комплект материалов:

материалы для раздачи участникам конкурса;

протоколы устного ответа ;

критерии оценивания конкурса устной речи.

Процедура оценивания конкурсов олимпиады

Объективность оценивания обеспечивается тем, что критерии оценивания разрабатываются в полном соответствии с параметрами задания. Критерии оценивания продуктивных видов речевой деятельности требуют особого внимания со стороны жюри олимпиады: следует отдельно оценивать оригинальность содержания и полноту выполнения коммуникативной задачи .

Важна также процедура оценивания.

Проверка письменных работ должна включать следующие этапы:

  • фронтальная проверка одной (случайно выбранной и отксерокопированной для всех членов жюри) работы ;
  • обсуждение выставленных в ходе фронтальной проверки оценок с целью выработки сбалансированной модели проверки;
  • индивидуальная проверка работ членами жюри: каждая работа проверяется в обязательном порядке двумя членами жюри независимо друг от друга (каждый член жюри получает чистую копию работы без каких-либо пометок). Члены жюри записывают замечания и выставляют баллы не в работе, а в своем бланке протокола. Итоговым баллом является средний балл между баллами, выставленными двумя членами жюри, проверяющими работу. В случае значительного расхождения выставленных оценок (расхождение оценок более 3-х баллов), назначается еще одна проверка, затем выставляется средняя оценка между двумя ближайшими баллами (третья оценка при этом не учитывается). Если после третьей проверки все три оценки значительно расходятся (расхождение оценок более 3-х баллов), работа считается «спорной». «Спорные» работы проверяются и обсуждаются коллективно.

Проведение [1] В методические рекомендации включены только те разделы регламента, которые относятся к проведению школьного и муниципального этапов олимпиады.

[2] В качестве примера приводятся задания для 11 класса прошлых лет.

[3] Подробнее см. Требования к составлению заданий олимпиады .

[4] Подробнее см. Требования к составлению заданий олимпиады.

[5] Каждый участник Олимпиады получает при регистрации регистрационный номер (Participant s ID number ), который остается закрепленным за ним на протяжении всех конкурсов.

Скачать архив с текстом документа