Методические рекомендации по социальным дисциплинам на 2009- 2010 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ: России. В нем интегрируются знания из различных областей общественной жизни, заложен высокий межпредметный и воспитательный потенциал, в наибольшей степени акцентируется внимание на взаимодействия гражданина, государства и общества

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

на 2009- 2010 учебный год

Социально-гуманитарные (историко-обществоведческие) дисциплины являются стержневыми в процессе осмысления перемен, происходящих в современном мире и России. В нем интегрируются знания из различных областей общественной жизни, заложен высокий межпредметный и воспитательный потенциал, в наибольшей степени акцентируется внимание на взаимодействия гражданина, государства и общества.

В соответствии с региональным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений преподавание курса История (история России и всеобщая история) предусматривается в рамках учебного времени, отведенного на образовательную область Обществознание, с учетом сочетания в учебных планах базового (инвариантного) и вариативного (школьного) компонентов, а также специфики пропедевтического образования в начальной школе.

Преподавание базового курса истории строится в рамках основной и старшей школы (5-11 классы) на основе принципов дифференциации и вариативности учебного процесса, в том числе возможности формирования авторских программ и авторского планирования, создания специализированных учебных планов общеобразовательных учреждений с углубленным и расширенным содержанием образования (гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов, школ с этнокультурным компонентом). Определение учебной нагрузки по каждому предмету является прерогативой образовательного учреждения: она может варьироваться в зависимости от Устава школы, ее образовательной программы, учебно-методической, материальной базы, кадрового потенциала.

Рекомендованный кафедрой теории и методики социальных дисциплин ИПК и ПРО КБГУ структура и содержание учебных предметов предлагает следующий вариант такого распределения учебного времени для курса истории:

Количество часов в неделю, по классам

5

6

7

8

9

10

11

История

Обществознание

2

2+1*

2+1*

2+1*+1**

3(2)+1*+1**

2+2*+1**

2+2*+1**

*Обществознание

**История и культура народов КБР

Такой вариант наиболее реален для большинства базовых школ, поскольку он фактически не требует дополнительного привлечения часов из школьного компонента.

Такое распределение учебного времени также соответствует базовому комплекту программ История с древнейших времен до наших дней, подготовленному авторским коллективом под руководством А.П. Богданова и Е.Е. Вяземского, которая на сегодняшний день, когда государственная базисная программа по истории отсутствует, является единственной программой, ориентированной на изучение курса истории в основной школе в рамках концентрической системы и охватывающей все классы и исторические курсы.

СТРУКТУРА ИСТОРИКО - ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОУ КБР

Класс

Название курса

Количество часов

5

История древнего мира

2 (70)

6

I полуг.

История средних веков

II полуг.

История России с древнейших времен до конца XVI в.

2 (70)

7

I полуг.

История России (XVI-XVIIIвв)

II полуг.

История нового времени (XV-XVIIIвв)

2 (70)

8

I полуг.

История нового времени (XIXв)

II полуг.

История России (XIXв)

2 (70)

9

I полуг.

История России (XX - нач. XXIвв)- сентябрь - февраль

II полуг.

Новейшая история (XXв)- март -май *

2(3)

44(68)

24(34)

10

I полуг.

История России с древнейших времен до конца XIXв (сентябрь - февраль )

II полуг.

Всеобщая история (древность, средневековье, новое время до конца XIXв.) март - май

2(3)(4)

44(70)(94)

26(35)(46)

11

Iполуг.

История России XX-XXIвв. -(сентябрь - февраль)

II полуг.

Всеобщая история (XX- нач.XXIвв) - март -май

2(3)(4)

44(68)(94)

24(34)(44)

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

6

обществознание

1(35)

7

обществознание

1(35)

8

обществознание

1(35)

9

обществознание

1(34)

Базовый уровень

10

обществознание

2(70)

11

обществознание

2(68)

Профильный уровень

10

Обществознание

3(105)

11

Обществознание

3(102)

Базовый уровень

10

Правоведение

1(35)

11

Правоведение

1(34)

Профильный уровень

10

Правоведение

2(70)-3 (105)

11

Правоведение

2(68)-3(102)

НРК

8

История КБР

1 (35)

9

История КБР

1(34)

*В 9 кл. с сентября 2009г. История России изучается в первом полугодии.

  • 60% учебного времени - на историю России
  • 40% учебного времени - на зарубежную историю

СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИКО - ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОУ КБР

Кл.

Название курса

Действующие УМК

К. ч.

Примечание

I вар.

II вар.

III вар.

5

История древнего мира

1)Уколова В.И, Маринович Л.П. История Древнего мира.Просвещение 2008.

2) УМК - 2008.

1)Вигасин А.А., Годер Г.И, Свенцицкая И.С. История Древнего мира.

Мнемозина 2008.

Головина В.А.,

Кошеленко Г.А., Уколова В.И. История Древнего мира. Мнемозина.2008

2

6

I полуг.

История средних веков.

II полуг. История России

Ведюшкин В.А.

История средних веков. Просвещение.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Просвещение.

Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. Просвещение.

Сахаров А.Н.

История России.

Русское слово.

Сухов В.В., Морозов А.Ю. История средних веков.

Мнемозина.

ДаниловскийИ.Н.,Андреев И.Л. История России. Мнемозина.

2

2

7

I полуг.

История России

II полуг.

История нового времени.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Просвещение.

Ревякин А.В. История нового времени.

Просвещение

Сахаров А.Н.

История России.

Русское слово.

Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.И. История нового времени. Просвещение

ДаниловскийИ.Н.,Андреев И.Л. История России. Мнемозина.

Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. История нового времени.

Дрофа.

2

2

8

I полуг.

История нового времени

II полуг.

История России

Ревякин А.В. История нового времени.

Просвещение.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Просвещение

Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.И. История нового времени. Просвещение.

Сахаров А.Н., Боханов А.Н.

История России.

Русское слово.

Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. История нового времени.

Дрофа.

Левандовский А.А.

История России. Просвещение.

2

2

9

(с 2009 -2010 уч.г.)

I полуг.

История России

(сентябрь-февраль)

II полуг.

Новейшая история (март- май).

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. Просвещение

Сергеев Е.Ю.

Новейшая история.

Просвещение.

Шестаков В. А., Горинов м.М., Вяземский Е.Е. История России. Просвещение.

Сороко-ЦюпаО.С.

Сороко-ЦюпаА.О

Новейшая история.

Просвещение

Сухов В.В., Морозов А.Ю, Абдуллаев Э.Н. История России.

Мнемозина

Шубин А.В.

Новейшая история. Дрофа.

или

Загладин Н.В.

Новейшая история.

Русское слово.

2

(3)

2

(3)

10

(Базовый

уровень)

I полуг.

История России

(сентябрь-февраль)

II полуг.

Всеобщая история (март - май)

Борисов Н.С.

История России.

Просвещение.

Левандовский А.А.

История России.

Просвещение.

Уколова В.И,

Ревякин А.В.

Новейшая история

Просвещение.

Сахаров А.Н., Боханов А.Н.

История России

Русское слово.

АлексашкинаЛ.Н.Головина В.А.

Всеобщая история.

Мнемозина.

Андреев И.Л.,

ДанилевскийИ.Н.

Кириллов В.В.

История России Мнемозина.

Загладин Н.В.,

Симония Н.А.

Всеобщая история.

Русское слово.

10

(проф.уров.)

I полуг.

История России

(сентябрь-февраль)

II полуг.

Всеобщая история (март - май)

Сахаров А.Н., Буганов В.И.;

Буганов В.И.;

Зырянов П.Н.

История России.

Просвещение.

Уколова В.И.,

Ревякин А.В. Новейшая история.

Просвещение.

Павленко Н.И., Андреев И.Л.;

Ляшенко Л.Н. и др.

История России. Дрофа

АлексашкинаЛ.Н. Головина В.А.

Всеобщая история.

Мнемозина.

11

(Базовый

уровень)

I полуг.

История России

(сентябрь-февраль)

II полуг.

Всеобщая история (март - май

Левандовский А.А.,

Щетинов Ю.А,

Мироненко С.В.

История России.

Просвещение.

Улунян А.А.

Сергеев Е.Ю.

Новейшая история.

Просвещение.

Павленко н.И.,

Андреев И.Л.,

Лященко Л.М.

История России.

Дрофа.

АлексашкинаЛ.Н.

Головина В.А.

Всеобщая история.

Мнемозина

Загладин Н.В.,

Козленко С.И.,

Минаков С.Т.идр.

История России.

Русское слово.

Сороко-ЦюпаА.О

Смирнов В.П., Строганов А.И.

Новейшая история.

Просвещение

11

(проф.

уров.)

4ч.

I полуг.

История России

(сентябрь-февраль)

II полуг.

Всеобщая история (март - май

Шестаков В.А.

История России

Просвещение.

Улунян А.А.,

Сергеев Е.Ю.

Новейшая история

Просвещение.

Чубарьян О.А.,

Данилов А.А.,

Пивовар Е.И.и др.

История России

Просвещение.

АлексашкинаЛ.Н.

Головина В.А.

Всеобщая история.

Мнемозина .

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

6

Обществознание

Боголюбов Л.Н.,

Виноградов Н.Ф., Городецкая Н.И.

Обществознание

Просвещение.

Никитин А.Ф.

Обществознание.

Дрофа.

Кравченко А.И.,

Певцова Е.А.

Обществознание

Русское слово.

7

Обществознание

Боголюбов Л.Н.,

Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф.

Обществознание

Просвещение.

Никитин А.Ф.

Обществознание.

Дрофа.

Кравченко А.И.,

Певцова Е.А.

Обществознание

Русское слово.

8

Обществознание

Боголюбов Л.Н.,

Иванова Л.Ф., Матвеев А.И и др.

Обществознание

Просвещение.

Никитин А.Ф.

Обществознание.

Дрофа.

Кравченко А.И.

Обществознание

Русское слово.

9

Обществознание

Боголюбов Л.Н.,

Иванова Л.Ф.,

Матвеев А.И.

Обществознание

Просвещение.

Никитин А.Ф.

Обществознание.

Дрофа.

Кравченко А.И.,

Певцова Е.А.

Обществознание

Русское слово.

10

(Базовый

уровень)

Обществознание

Боголюбов Л.Н.,

Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И.

Обществознание

Просвещение.

Боголюбов Л.Н.,

Иванова Л.Ф.,

Лазебникова А.Ю. и др.

Обществознание.

Просвещение

Никитин А.Ф.,

Метлик И.В.,

Галицкая И.А.

Обществознание.

Дрофа.

или

Салыгин Е.Н.,

Салыгина Ю.Г. Обществознание

Вентана - Граф

10

(проф.уров.)

Обществознание

Боголюбов Л.Н.,

Лазебникова А. Ю,

Смирнова Н.М и др.

Обществознание

Просвещение.

Боголюбов Л.Н.,

Иванова Л.Ф.,

Лазебникова А.Ю. и др.

Обществознание.

Просвещение

11

(Базовый

уровень)

Обществознание

Боголюбов Л.Н.,

Городецкая Н.И.,

Матвеев А.И.

Обществознание

Просвещение.

Боголюбов Л.Н.,

Иванова Л.Ф.,

Лазебникова А.Ю. и др.

Обществознание.

Просвещение

Никитин А.Ф.,

Метлик И.В.,

Галицкая И.А.

Обществознание.

Дрофа.

или

Салыгин Е.Н.,

Салыгина Ю.Г. Обществознание

Вентана - Граф

11

(проф.уров.)

Обществознание

Боголюбов Л.Н.,

Лазебникова А.Ю.

Кинкулькин А.Т..

Обществознание

Просвещение.

Боголюбов Л.Н.,

Иванова Л.Ф.,

Лазебникова А.Ю. и др.

Обществознание.

Просвещение

ПРАВО

10

(Базовый

уровень)

Право

Никитин А.Ф.

Право.

Просвещение

Кашанина Т.В.

Кашанина А.В.

Право.

Вита - Пресс

10

(проф.уров.)

Право

Боголюбов Л.Н.

Лукашева Е.Н.

Матвеев А.И. и др.

Право.

Никитин А.Ф.

Право.

Дрофа.

11

(Базовый

уровень)

Право

Никитин А.Ф. Право. Просвещение.

Кашанина Т.В.

Кашанина А.В.

Право

Вита - Пресс

11

(проф.уров)

Право

Матвеев А.И.

Кудрявцева В.Н.

Амбросимова Е.Б.

Право

Просвещение.

Никитин А.ф.

Право.

Дрофа.

ИСТОРИЯ КБР

8

История КБР

Бекалдиев М.Д. История Кабардино - Балкарии. 8-9 кл. Нальчик 2005г

9

История КБР

Бекалдиев М.Д. История Кабардино - Балкарии. 8-9 кл. Нальчик 2005г

При планировании курса истории следует иметь в виду, что, как правило, планирования учебного времени, предусмотренные авторами программ и учебников по истории, редко соответствуют базисному учебному плану и требуют адаптации их учителем к реальной педагогической ситуации в школе и соотнесения с основными образовательными компонентами исторического образования, предлагаемыми МО РФ. Практика показывает, что работа учителя оказывается эффективной только тогда, когда она строится на основе собственного продуманного тематического планирования, учитывающего возможности использования существующих учебников в рамках отведенного учебным планом времени. Преподавателям нужно иметь в виду необходимость разработки авторских рабочих программ, адаптированных к условиям ОУ на основе «Программ среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровне по истории и обществознанию».

Историческое образование на втором концентре (10-11 классы) предполагает постановку принципиально новых образовательных, воспитательных и развивающих задач. Это не столько система повторного изучения всего объема учебной информации предшествующих курсов истории на более высоком уровне, сколько профильное углубление курсов, акцентирование обобщающих, аналитических проблем мировоззренческого характера, несущих, прежде всего, теоретическую, а не информативную нагрузку.

Начиная с 2007 года в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., разрабатываются учебно-методические комплекты по новейшей отечественной истории и обществознанию. В настоящее время разработаны, прошли апробацию и внедряются в образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях УМК Филиппова А.В. «История России. 1945 - 2008 гг.» и Полякова Л.В.«Обществознание. Глобальный мир в XXI веке». В отдельных ОУ КБР в виде спецкурса апробированы содержание вышеназванных УМК. В 2009-2010 уч. году будет продолжаться работа по внедрению содержания «История России. 1945 - 2008 гг.» и «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке».

Обществознание

Федеральный компонент базисного учебного плана предусматривает изучение обществоведческих курсов в основной и старшей школе. Для интегративного преподавания обществознания в 8 и 9 классах базовыми является программа и учебно-методический комплект (УМК) под ред. Л.Н. Боголюбова. В них раскрыты все компоненты обществоведческих знаний учащихся и достигнуто соответствие стандартам обществоведческого образования

На старшей ступени (10-11 кл.) возможны два варианта преподавания обществоведческих учебных курсов - на интегративной основе (в общеобразовательных классах) и на модульной основе (в профилированных классах). Для интегративного преподавания на базовом уровне можно рассматривать УМК Человек и общество под ред Л.Н. Боголюбова, базирующийся на значительном комплексе учебно-методической литературы и апробированный в практике преподавания. По тематике курс ориентирован на комплексное изучение основных методологических проблем современного обществознания, обобщающее рассмотрение основных этапов становления современной цивилизации, анализ вопросов современного экономического, политического и духовного развития общества. Важное достоинство данного комплекса - возможность координации изучения обществоведческого курса в основной и старшей школе.

Помимо интегративного преподавания обществоведческого курса в старшей школе предусматривается возможность объединения в нем самостоятельных предметных модулей, в совокупности создающие представление о развитии всех сфер общественной жизни (социальной, политической, духовной, экономической). Необходимо отметить, что модульные курсы больше соответствуют идее дифференциации обучения, чем интегрированные курсы; их целесообразно использовать в профилированных классах при наличии большего количества часов, отводимого на изучение обществознания.

Для модуля Введение в философию в качестве базовой можно рассматривать программу Введение в философию А.Ф. Малышевского, отличающуюся научной логикой, широкой постановкой проблем. Альтернативной ей является программа П.С. Гуревича, учебное обеспечение которой отличается доступностью изложения материала, апелляцией к жизненному опыту учащихся, насыщенностью познавательными вопросами и заданиями.

В преподавании модуля Введение в политологию можно использовать один из двух альтернативных учебно-методических комплексов, равноценных по значению и достаточно схожих по постановке проблем - К.С. Гаджиева и Р.Т. Мухаева.

Для преподавания модуля Социология и внедрения этого программного комплекса лучше использовать разнопрофильный УМК Основы социологии А.И. Кравченко, который рассчитан на 34 часа в 10-11 классе и ориентирован на использование достаточно большого объема учебно-методической и научной литературы.

Изучение курса Основы экономики и смежных с ним курсов входит в рамки образовательной области Обществознание, однако для второго концентра рассматривается относительно автономно по отношению к блоку курсов Обществоведение.

Олимпиада по истории, обществознанию, праву становятся все популярнее. В работе с учащимися проявляющим интерес к истории и желающим участвовать на олимпиадах разных уровней помогут рекомендации профессора О.Ю. Стреловой «Приехать и победить: советы участникам школьных олимпиад по истории», научно - практический журнал «История и обществознание для школьников», №1,2, 2009г.

Востребованность историко - обществоведческих знаний очевидны. Учителям, работающим в 11 кл. необходимо систематически проводить занятия с использованием КИМов по истории и обществознанию. Для подготовки к успешной сдаче ЕГЭ желательно за основу взять УМК Сахаров А.Н., Буганов В.И.; Буганов В.И.; Зырянов П.Н. «История России». Просвещение 2008г. и «Обществознание» Боголюбова Л.Н. Обществознание. Просвещение 2008г. При этом систематически использовать публикуемее в научно - практическом журнале «История и обществознание для школьников» материалы в рубрике «Иду на экзамен», см. статью А. Лазебниковой «Учимся решать задачи по обществознанию», №2, 2009г.

Литература:

1.Закон РФ «Об образовании» в новой редакции.

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ от 4.10. 2000 г. № 751.)

3. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р).

4. http://www.kremlin.ru http://www.historia.ru- электронный журнал «Мир истории»- Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации.

5.http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение».

6.http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение» «Новейшая история России», «Обществознание. Глобальный мир в ХХ1 веке».

7.http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Скачать архив с текстом документа