Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по информатике составлены для студентов заочного отделения технолого-экономического факультета егпу.
СОДЕРЖАНИЕ: Шатунова, О. В. Методические указания по выполнению контрольной работы по курсу «Информатика» / О. В. Шатунова. – Елабуга : Изд-во егпу, 2008. – 19 сЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И МАШИНОВЕДЕНИЯ
О.В. ШАТУНОВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО КУРСУ «ИНФОРМАТИКА»
для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности
«Технология и предпринимательство»
Елабуга
2008
УДК 681.14
ББК 73
Ш 28
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Елабужского государственного педагогического университета
(Протокол № 31 от 25.12.2008)
Рецензенты: Р.М. ТИМЕРБАЕВ,
доцент кафедры технической механики и машиноведения
Елабужского государственного педагогического университета,
кандидат физико-математических наук,
К.К. ЮЛДАШЕВ,
старший преподаватель кафедры информационных систем
Елабужского городского института инновационных технологий
Шатунова, О.В. Методические указания по выполнению контрольной работы по курсу «Информатика» / О.В. Шатунова. – Елабуга : Изд-во ЕГПУ, 2008. – 19 с.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по информатике составлены для студентов заочного отделения технолого-экономического факультета ЕГПУ. В пособии содержатся варианты заданий контрольной работы, указания по их решению и примеры.
© О.В. Шатунова, 2008
© Издательство ЕГПУ, 2008
ПРЕДИСЛОВИЕ
Контрольная работа по дисциплине «Информатика» выполняется студентами заочного отделения после изучения теоретического курса и выполнения лабораторных работ. В контрольную работу включен материал по основным разделам информатики: системы счисления, программирование, информационные массивы.
Контрольная работа включает в себя 5 заданий, каждое из которых содержит несколько вариантов. Номер варианта выбирается студентом по двум последним цифрам зачетной книжки.
К каждому заданию даются методические указания по их выполнению и приводятся примеры решения.
Работу с выполненными заданиями можно оформить в обычной тетради или распечатать на принтере.
Задание 1. Выполнить переводы чисел из одной системы счисления в другую:
Таблица 1
Вариант |
В 2-ю систему |
В 8-ю систему |
В 10-ю систему |
В 16-ю систему |
1, 31, 61 |
5618 167510 А4,Е16 |
11111,1012 144210 В,6916 |
110101,112 652,48 F7,0216 |
11101101,12 26,178 432110 |
2, 32, 62 |
3428 154310 АC616 |
10110101,1012 76510 ВС,D16 |
1110012 26,148 F6,A116 |
11101101,1012 254,28 438910 |
3, 33, 63 |
532,68 156710 BC,9116 |
10111111,10012 68510 В5,4916 |
11100,012 3548 A6,816 |
10101101,112 167,218 558910 |
4, 34, 64 |
743,28 432310 B1,F316 |
10000101,1112 134610 F9,3816 |
111101,0012 7728 CF,1816 |
11111101,0112 707,28 2221910 |
5, 35, 65 |
4,428 231410 59,C816 |
1001101,10112 289310 AD,4B16 |
111,10012 34,658 B4,1F16 |
11100011,12 654,78 346510 |
6, 36, 66 |
3428 265410 А,13E16 |
10110001,012 441210 E,2FE16 |
1110,1012 76,48 EA,2516 |
101101101,012 237,658 906110 |
7, 37, 67 |
7218 632110 2BA,Е16 |
101001,10112 179510 B2,4E16 |
11010,112 44,658 F,4B16 |
1000111,11012 26,618 548710 |
8, 38, 68 |
56,728 352710 C,62B16 |
1001101,112 189510 7F,4516 |
11101,012 432,38 F0,A616 |
1110001,12 66,728 665310 |
9, 39, 69 |
375,48 165310 DCD,6A16 |
1111101,10012 576010 5,1AD16 |
11100,112 73,648 B7,1716 |
11101000,1112 474,2968 438910 |
10, 40, 70 |
7,448 99510 АВ,5316 |
1011001,012 148210 ВА,C416 |
11101,112 46,248 7C816 |
1110011,0012 25,248 444810 |
11, 41, 71 |
76,548 97710 АЕ,1316 |
1011001,1012 148910 ЕС,C416 |
1110001,100012 471,258 7C9,716 |
111001,01012 25,718 429810 |
12, 42, 72 |
11,528 117710 D4,F316 |
10011001,112 228910 A5,C716 |
1110001002 431,758 2E9,3216 |
1111110, 012 62,728 555810 |
13, 43, 73 |
224,58 33510 B3,22C16 |
1011001,100012 145110 A8,1716 |
11100010,01112 425, 58 12E,316 |
11110110, 12 225,718 884110 |
14, 44, 74 |
233,58 46510 B7,21C16 |
10111001,1012 149810 9C,9716 |
1100010,0112 405, 258 16E,B16 |
11110110, 10112 277,418 1232110 |
15, 45, 75 |
712,418 92310 АF,51116 |
10011101,10012 533010 5,2D16 |
11100,01112 43,148 2A,3416 |
11110110, 012 344,728 667310 |
Продолжение таблицы 1
Вариант |
В 2-ю систему |
В 8-ю систему |
В 10-ю систему |
В 16-ю систему |
16, 46, 76 |
72,548 109510 EВ,5316 |
11101101,1012 956010 22,1FD16 |
111,00012 431,448 2E2, 216 |
11111101, 0112 612,558 594810 |
17, 47, 77 |
7,6548 76510 CD,5116 |
111101,101012 571110 1F,AD16 |
111000100,12 433,658 2F3,316 |
111110010, 12 67,7528 778910 |
18, 48, 78 |
72,0648 96610 АВ,CE16 |
1111100,10012 527910 BD,1616 |
11100010,0112 436,228 DC,8216 |
10111110, 0112 602, 28 557210 |
19, 49, 79 |
12,558 88810 9F,5316 |
110011101,112 345610 72, D316 |
1110001,112 671,78 2AA,416 |
11111011, 112 235,728 579810 |
20, 50, 80 |
20,548 200810 FD,7716 |
10111101, 0012 593610 87,1F16 |
111,0001012 77,718 22A,E16 |
110011110, 1012 55,2348 559010 |
21, 51, 81 |
13,748 77910 9B,A316 |
11101,1001112 578410 23,CD16 |
1110,00112 43,628 88,AA16 |
111110, 11012 251,628 859110 |
22, 52, 82 |
11,248 20510 АC1, 316 |
1111101,111012 444610 51,6D16 |
11100,010012 432,618 AC9,816 |
11110110, 12 611,728 903810 |
23, 53, 83 |
22,4548 114610 DD,5E16 |
111110001,12 566010 22,1BC16 |
11,1000112 531,428 78F,416 |
10011110, 012 734,628 599210 |
24, 54, 84 |
35,748 92910 FF1, 316 |
11110101,1012 447710 F3,AD216 |
11100,011112 234,668 FD,C16 |
1110101010, 012 772, 28 667810 |
25, 55, 85 |
703,668 104510 А8,0316 |
110101101,1012 668110 44, DB16 |
111,010012 741,48 FDC,116 |
111100110, 1112 633,718 489610 |
26, 56, 86 |
66,748 78910 9C,D316 |
111001,001112 990410 94,C16 |
100110,0112 721, 28 76,AE16 |
1101110, 110112 171,648 893110 |
27, 57, 87 |
101,258 26510 АC4, F16 |
111101,11012 349610 22,6F16 |
111010,0101012 56,678 449,E16 |
111010110, 112 67,028 743510 |
28, 58, 88 |
173,418 133610 DA,6E16 |
11110100,1112 589110 32,1C16 |
1001,10010112 631,78 7AF,316 |
100110, 011112 335,758 898910 |
29, 59, 89 |
461,338 88310 491, C16 |
110110101,0012 455710 D6,1216 |
11100,011112 234,668 FD,C16 |
10101010, 1012 772, 28 667810 |
30, 60, 90 |
521,768 122510 D3,0316 |
110101101,1012 677110 51, C416 |
1101,1010012 742,728 2D,2216 |
1111001, 1112 443,638 433510 |
Указания по выполнению задания 1
Система счисления – это совокупность приемов и правил наименования и обозначения чисел, позволяющих установить взаимно однозначное соответствие между любым числом и его представлением в виде конечного числа символов. Основанием системы счисления называется количество символов, с помощью которых изображается число в данной системе счисления.
Все системы счисления можно разделить на позиционные и непозиционные.
Непозиционные системы счисления – система, в которой символы, обозначающие то или иное количество, не меняют своего значения в зависимости от своего местоположения (позиции) в изображении числа.
Запись числа А в непозиционной системе счисления D может быть представлена выражением:
N
AD = D1 + D2 + … + DN = S Di ,
i=1
где AD – запись числа А в системе счисления D; Di – символы системы.
Непозиционной системой счисления является самая простая система с одним символом (палочкой). Для изображения какого-либо числа в этой системе надо записать количество палочек, равное данному числу. Например, запись числа 12 в такой системе счисления будет иметь вид: 111111111111, где каждая «палочка» обозначена символом 1. Эта система не эффективна, так как форма записи очень громоздка.
В общем случае непозиционные системы счисления характеризуются сложными способами записи чисел и правилами выполнения арифметических операций. В настоящее время все наиболее распространенные системы счисления относятся к разряду позиционных.
Позиционной системой счисления называют систему счисления, в которой значения цифры определяется ее местоположением (позицией) в изображении числа.
Упорядоченный набор символов (цифр) {a0 , a1 , …, an }, используемый для представления любых чисел в заданной позиционной системе счисления, называют ее алфавитом, число символов (цифр) алфавита p = n + 1 - ее основанием , а саму систему счисления называют p-ичной. Основание позиционной системы счисления – количество различных цифр, используемых для изображения чисел в данной системе счисления.
При работе с компьютерами приходится параллельно использовать несколько позиционных систем счисления (чаще всего двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную). Большое практическое значение имеют процедуры перевода чисел из одной системы счисления в другую.
Арифметические действия над числами в любой позиционной системе счисления производятся по тем же правилам, что и в десятичной системе.
При переводе чисел из одной системы счисления в другую следует придерживаться следующих правил:
1. Перевод чисел в двоичную систему счисления
1.1. Из восьмеричной системы счисления:
Нужно каждую цифру восьмеричного числа записать триадой (тройкой) цифр двоичной системы счисления.
Например: 2748 = 010 111 1002 .
Десятичный индекс внизу числа указывает основание системы счисления.
1.2. Из десятичной системы счисления:
Нужно делить число нацело на 2, пока последнее полученное неполное частное не станет равным нулю, и переписать остатки в обратном порядке.
Например: 81 : 2 = 40 (1)
40 : 2 = 20 (0)
20 : 2 = 10 (0)
10 : 2 = 5 (0)
5 : 2 = 2 (1)
2 : 2 = 1 (0)
1 : 2 = 0 (1)
Ответ: 8110 = 10100012 .
Для перевода дробной части (или числа, у которого «0» целых) умножаем ее на 2, целая часть произведения – первая цифра числа в двоичной системе; затем, отбрасывая у результата целую часть, вновь умножаем на 2 и т.д. Следует заметить, что конечная десятичная дробь при этом вполне может стать бесконечной (периодической) двоичной. Например: 0,73 2 = 1,46 (целая часть 1);
0,46 2 = 0,92 (целая часть 0);
0,92 2 = 1,84 (целая часть 1);
0,84 2 = 1,68 (целая часть 1) и т.д.; в итоге
0,73 10 = 0,1011…2 .
1.3. Из шестнадцатеричной системы счисления:
Нужно каждую цифру шестнадцатеричного числа записать тетрадой (четверкой) чисел двоичной системы счисления.
Например: 9C516 = 1001 1100 01012 .
2. Перевод чисел в восьмеричную систему счисления
2.1. Из двоичной системы счисления:
Нужно разбить число влево и вправо от запятой на триады цифр и каждую из них представить восьмеричным числом.
Например: 110111, 1012 = 110 111 , 1012 = 67,58.
2.2. Из десятичной системы счисления:
Нужно делить число нацело на 8, пока последнее полученное неполное частное не станет равным нулю, и переписать остатки в обратном порядке.
Например: 265 : 8 = 33 (1)
33 : 8 = 4 (1)
4 : 8 = 0 (4)
Ответ: 26510 = 4118.
2.3. Из шестнадцатеричной системы счисления:
Нужно сначала представить число в двоичной системе счисления, а затем в восьмеричной.
Например: С6, 816 = 1100 0110 , 10002 = 011 000 110 , 1002 = 306,48.
3. Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную систему счисления
Нужно представить число в виде суммы произведений коэффициентов и степеней основания системы счисления.
6 5 4 3 2 1 0
Например: 10001112 = 1 0 0 0 1 1 12 = 1*26 + 0*25 + 0*24 + 0*23 + 1*22 + 1*21 + 1*20 = 32 + 0 + 0 + 0 + 4 + 2 + 1 = 3510.
4. Перевод чисел в шестнадцатеричную систему счисления
4.1. Из двоичной системы счисления:
Нужно разбить число влево и вправо от запятой на тетрады цифр и каждую из них представить шестнадцатеричным числом.
Например: 1111011, 1112 = 0111 1011 , 11102 = 7В,Е16.
4.2. Из десятичной системы счисления:
Нужно делить число нацело на 16, пока последнее полученное неполное частное не станет равным нулю, и переписать остатки в обратном порядке.
Например: 1756 : 16 = 109 (12 = С)
109 : 16 = 6 (13 = D)
6 : 16 = 0 (6)
Ответ: 175610 = 6DC16 .
4.3. Из восьмеричной системы счисления:
Нужно сначала представить число в двоичной системе счисления, а затем в шестнадцатеричной.
Например: 672, 58 = 110 111 010 , 1012 = 0001 1011 1010 , 10102 = 1BA,A16.
Таблица 2
Таблица представления чисел в различных системах счисления
Десятичная |
Двоичная |
Восьмеричная |
Шестнадцатеричная |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
10 |
2 |
2 |
3 |
11 |
3 |
3 |
4 |
100 |
4 |
4 |
5 |
101 |
5 |
5 |
6 |
110 |
6 |
6 |
7 |
111 |
7 |
7 |
8 |
1000 |
10 |
8 |
9 |
1001 |
11 |
9 |
10 |
1010 |
12 |
A |
11 |
1011 |
13 |
B |
12 |
1100 |
14 |
C |
13 |
1101 |
15 |
D |
14 |
1110 |
16 |
E |
15 |
1111 |
17 |
F |
16 |
10000 |
20 |
10 |
Задание 2. Составить программу вычисления значений функции y = f ( x) на промежутке [ a, b ] с шагом h (на языке Basic ):
Таблица 3
Вариант |
f(x) |
a |
b |
h |
1, 31, 61 |
1/x2 - x+1 |
1 |
2 |
0,15 |
2, 32, 62 |
x2 - 4sin (x) |
0 |
2 |
0,16 |
3, 33, 63 |
3x + cos (x) - 1 |
1 |
3 |
0,17 |
4, 34, 64 |
x2 - 1 + 2 sin (x) |
2 |
4 |
0,18 |
5, 35, 65 |
2 cos (x2 ) - 1/ ( x - 1) |
2 |
4 |
0,12 |
6, 36, 66 |
5 sin (x) - x + 2 |
1 |
2 |
0,11 |
7, 37, 67 |
1/ ( x – 1 ) + 5 cos (x) – 1 |
2 |
4 |
0,13 |
8, 38, 68 |
2 sin2 (x) + 4 cos (x2 ) |
0 |
2 |
0,14 |
9, 39, 69 |
1 – 3 x+ 1 – cos (x) |
1 |
3 |
0,10 |
10, 40, 70 |
2 + sin2 (x) – 3 |
0 |
2 |
0,19 |
11, 41, 71 |
4cos (x) – 5/x3 +2 |
2 |
4 |
0,12 |
12, 42, 72 |
7sin (x) + 4/x3 - 5 |
1 |
3 |
0,14 |
13, 43, 73 |
cos (x2 ) + 5/x3 - 2 |
0 |
2 |
0,12 |
14, 44, 74 |
8cos (x) + sin (x)/x2 |
2 |
5 |
0,18 |
15, 45, 75 |
cos (x2 ) + x3 / ( x +1 ) |
1 |
4 |
0,14 |
16, 46, 76 |
4sin (x) + x3 / ( x +2 ) |
0 |
3 |
0,18 |
17, 47, 77 |
cos (x)/x2 + 7sin2 (x) - 5 |
1 |
4 |
0,15 |
18, 48, 78 |
sin (x) + 5/x3 – 3x |
1 |
3 |
0,12 |
19, 49, 79 |
2cos (x2 ) + 3sin2 (x) + 1 |
0 |
2 |
0,14 |
20, 50, 80 |
sin (x) - x3 / ( 3x +1 ) |
1 |
3 |
0,15 |
21, 51, 81 |
3cos (x) sin (x) – x3 |
2 |
4 |
0,12 |
22, 52, 82 |
x3 / ( x +2 ) + 2x2 |
2 |
5 |
0,14 |
23, 53, 83 |
2x2 – 3x + 2cos (x2 ) |
1 |
3 |
0,12 |
24, 54, 84 |
sin (x)/5x + x3 – 2 |
2 |
5 |
0,18 |
25, 55, 85 |
cos (x) + 4x3 + 2 |
0 |
3 |
0,15 |
Продолжение таблицы 3
Вариант |
f(x) |
a |
b |
h |
26, 56, 86 |
3sin (x) – 4x2 + 1 |
1 |
4 |
0,14 |
27, 57, 87 |
4x3 + 2x - 3 |
1 |
3 |
0,12 |
28, 58, 88 |
sin (x) + 2x3 - 3 |
0 |
2 |
0,12 |
29, 59, 89 |
cos (x) - 2sin (x) + x2 |
2 |
5 |
0,20 |
30, 60, 90 |
x2 / (x +3 ) + 2x +3 |
1 |
4 |
0,15 |
Указания по выполнению задания 2
Basic – семейство языков программирования для персональных ЭВМ. Основная особенность Basic – возможность диалогового ввода и отладки программ на персональных ЭВМ. При этом ввод и отладку можно проводить по частям. Наиболее популярны две версии языка – Quick Basic и Visual Basic. Основные типы операторов в языках Basic всех версий – операторы ввода-вывода, графические операторы, операторы присваивания, обращения к функциям, управляющие операторы, описание подпрограмм, описание данных и т.д.
В таблице 4 приведены наиболее часто использующиеся операторы языка Quick Basic.
Таблица 4
Функция |
Описание |
ABS |
Возвращает абсолютное значение (модуль) аргумента |
ATN |
Арктангенс (в радианах) |
CINT |
Округление |
COS |
Косинус |
EXP |
Экспонента |
LOG |
Натуральный логарифм числового выражения |
RND |
Случайное число одинарной точности между 0 и 1 |
SIN |
Синус |
SQR |
Корень квадратный |
TAN |
Тангенс |
Табулированием функции называется процесс нахождения значений функции в каждой указанной шагом точке на определенном, заранее заданном промежутке.
Пример программы:
INPUT A, B, H
FOR X = A TO B STEP H
Y = COS (X^2) – 2*X^3
PRINT X, Y
NEXT X
Задание 3. Написать программу для решения задач на языке Basic.
Вариант 1, 31, 61. Определить номера нулевых элементов массива А (15), которые стоят после максимального элемента.
Вариант 2, 32, 62. Найти произведение элементов массива В(14), которые меньше, чем 3.
Вариант 3, 33, 63. Найти произведение элементов массива В(12), стоящих после минимального элемента.
Вариант 4, 34, 64. Найти сумму первого и максимального элементов массива А(15).
Вариант 5, 35, 65. Найти сумму элементов массива С(20), имеющих нечетные номера.
Вариант 6, 36, 66. Найти произведение элементов массива С(20), имеющих четные номера.
Вариант 7, 37, 67. Найти минимальный элемент массива А(20) и записать вместо него число 50.
Вариант 8, 38, 68. Вывести на печать элементы массива В(15), которые меньше, чем удвоенное произведение минимального элемента.
Вариант 9, 39, 69. Найти количество элементов массива М(20), которые больше среднего арифметического элементов массива.
Вариант 10, 40, 70. Вывести на печать номера неотрицательных элементов массива А(10), которые меньше, чем 10.
Вариант 11, 41, 71. Найти сумму всех положительных элементов массива С(20).
Вариант 12, 42, 72. Найти сумму всех отрицательных элементов массива А(16).
Вариант 13, 43, 73. Найти произведение всех элементов массива С(15).
Вариант 14, 44, 74. Найти произведение всех положительных элементов массива С(10).
Вариант 15, 45, 75. Найти произведение всех отрицательных элементов массива В(15).
Вариант 16, 46, 76. Расположить элементы массива С(15) по убыванию.
Вариант 17, 47, 77. Расположить элементы массива С(20) по возрастанию.
Вариант 18, 48, 78. Найти количество всех положительных элементов массива В(10).
Вариант 19, 49, 79. Найти количество всех отрицательных элементов массива В(15).
Вариант 20, 50, 80. Вывести на печать номера всех положительных элементов массива А(20).
Вариант 21, 51, 81. Вывести на печать номера всех отрицательных элементов массива А(15).
Вариант 22, 52, 82. Вывести на печать номера нулевых элементов массива А(20).
Вариант 23, 53, 83. Найти количество элементов массива В(10), которые меньше 5, но больше 2.
Вариант 24, 54, 84. Найти сумму элементов массива В(10), которые меньше 7, но больше 1.
Вариант 25, 55, 85. Найти количество элементов массива В(20), которые меньше удвоенного произведения минимального элемента.
Вариант 26, 56, 86. Найти минимальный элемент массива А(20).
Вариант 27, 57, 87. Найти максимальный элемент массива С(20).
Вариант 28, 58, 88. Поменять местами минимальный и максимальный элементы массива В(20).
Вариант 29, 59, 89. Найти разность максимального и минимального элементов массива В(15).
Вариант 30, 60, 90. Вывести на печать удвоенные произведения значений элементов массива В(20).
Указания к выполнению задания 3
Массивом называется упорядоченная совокупность элементов одного типа. Массивы бывают одномерные, двумерные и многомерные. Массив, в котором каждый элемент имеет один порядковый номер, называется одномерным. Например, список фамилий студентов вашей группы – это одномерный массив элементов символьного типа, а численные данные о среднесуточной температуре за месяц – одномерный массив элементов численного типа.
Если известно, что в программе предстоит работать с большим объемом данных, то следует этот массив в программе объявить с помощью специального оператора DIM. Например, DIM MASS(15). Это значит, что в программе определен одномерный массив с именем MASS, содержащий 16 элементов (нумерация начинается с номера 0).
Массив всегда имеет:
· имя, которое ему дает программист;
· тип, который определяется именем (числовой – имя без знака $, символьный – имя со знаком $);
· размер, т.е. количество составляющих его элементов;
· сквозную последовательную индексацию, составляющих его элементов;
· значение каждого элемента массива.
Пример: Дан массив из 10 элементов. Найти сумму элементов массива.
Решение:
DIM A(9)
FOR I=0 TO 9
INPUT A(I)
NEXT I
S=0
FOR I=0 TO 9
S=S+A(I)
NEXT I
PRINT «СУММА =»; S
Задание 4. Написать программу для решения задач на языке Basic.
Вариант 1, 31, 61 . Найти минимальный элемент массива А(3,6).
Вариант 2, 32, 62. Найти максимальный элемент массива А(4,6).
Вариант 3, 33, 63. Найти сумму всех элементов массива В(3,3).
Вариант 4, 34, 64. Найти сумму всех положительных элементов массива В(4,3).
Вариант 5, 35, 65. Найти сумму всех отрицательных элементов массива С(4,5).
Вариант 6, 36, 66. Найти произведение всех элементов массива А(2,2).
Вариант 7, 37, 67. Найти произведение всех положительных элементов массива В(3,2).
Вариант 8, 38, 68. Найти произведение всех отрицательных элементов массива С(3,2).
Вариант 9, 39, 69. Найти количество элементов массива А (4,5), которые больше, чем квадрат минимального элемента.
Вариант 10, 40, 70. Вывести на печать элементы матрицы В (3,4), которые меньше, чем квадрат минимального элемента.
Вариант 11, 41, 71. Вывести на печать максимальный элемент главной диагонали матрицы А (4,4) и его номера.
Вариант 12, 42, 72. Найти сумму элементов строки, содержащей максимальный элемент массива С (4,4).
Вариант 13, 43, 73. Вывести на печать минимальный элемент столбца, содержащего максимальный элемент матрицы А (3,5).
Вариант 14, 44, 74. Найти количество неотрицательных элементов главной диагонали массива С (4,4).
Вариант 15, 45, 75. Найти количество положительных элементов главной диагонали массива С (5,5).
Вариант 16, 46, 76. Вывести на печать номера элементов массива А (4,5), которые больше удвоенного произведения минимального элемента.
Вариант 17, 47, 77. Определить номер строки, содержащей максимальный элемент массива В (5,4).
Вариант 18, 48, 78. Найти произведение максимального и минимального элементов массива С (4,6).
Вариант 19, 49, 79. Найти сумму элементов столбца, содержащего максимальный элемент массива В(4,4).
Вариант 20, 50, 80. Найти сумму элементов строки, содержащей минимальный элемент массива В(4,4), которые меньше числа 5.
Вариант 21, 51, 81. Найти количество нулевых элементов главной диагонали массива С(4,4).
Вариант 22, 52, 82. Найти количество отрицательных элементов главной диагонали массива С (5,5).
Вариант 23, 53, 83. Найти произведение элементов массива В (4,4), которые расположены ниже главной диагонали.
Вариант 24, 54, 84. Найти сумму элементов массива С (4,4), которые расположены выше главной диагонали.
Вариант 25, 55, 85. Вывести на печать номера всех отрицательных элементов массива В(4,3).
Вариант 26, 56, 86. Вывести на печать номера всех положительных элементов массива В(4,2).
Вариант 27, 57, 87. Найти произведение элементов главной диагонали массива В(5, 5), которые меньше числа 7.
Вариант 28, 58, 88. В массиве А(5, 5) замените элементы главной диагонали единицами.
Вариант 29, 59, 89. В массиве В(4, 4) замените элементы, стоящие ниже главной диагонали, нулями.
Вариант 30, 60, 90. Найти сумму максимального и минимального элементов массива С(3,4).
Указания к выполнению задания 4
Двумерный массив состоит из элементов, имеющих два порядковых номера. Один номер – это номер строки, а второй номер – номер столбца. Таким образом, двумерный массив можно представить в виде матрицы, состоящей из определенного количества строк и столбцов. Например, в массиве MASS (4,5) 5 строк и 6 столбцов (нумерация начинается с номера 0), то есть в данной матрице содержится 30 элементов численного типа. Массив, в котором количество строк совпадает с количеством столбцов, называют квадратной матрицей. В квадратной матрице есть главная диагональ, которая идет слева направо и сверху вниз.
Пример 1. Найти количество положительных элементов главной диагонали массива А(3,3).
Решение:
DIM A(3, 3)
FOR I=0 TO 3
FOR J=0 TO 3
INPUT A(I, J)
NEXT J
NEXT I
K=0
FOR I=0 TO 3
FOR J=0 TO 3
IF I=J THEN IF A(I, J)0 THEN K=K+1
NEXT J
NEXT I
PRINT «КОЛИЧЕСТВО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ=»; K
Пример 2. Вывести на печать номер столбца, содержащего нулевой элемент массива B(3,4).
Решение:
DIM B(3, 4)
FOR I=0 TO 3
FOR J=0 TO 4
INPUT B(I, J)
NEXT J
NEXT I
FOR I=0 TO 3
FOR J=0 TO 4
IF B(I, J)=0 THEN PRINT J
NEXT J
NEXT I
Задание 5. Составить контролирующую программу по проверке знаний учащихся по K вопросам по 5-балльной шкале на языке Basic .
Таблица 5
Вариант |
Область знаний |
K |
1, 31, 61 |
Обработка материалов |
7 |
2, 32, 62 |
Материаловедение |
5 |
3, 33, 63 |
Электротехника |
5 |
4, 34, 64 |
Информатика |
6 |
5, 35, 65 |
Физика |
5 |
6, 36, 66 |
Технология |
7 |
7, 37, 67 |
Экономика |
6 |
8, 38, 68 |
Основы предпринимательства |
5 |
9, 39, 69 |
Химия |
6 |
10, 40, 70 |
Домашняя экономика |
7 |
11, 41, 71 |
История |
7 |
12, 42, 72 |
География |
5 |
13, 43, 73 |
Литература |
5 |
14, 44, 74 |
Информатика |
6 |
15, 45, 75 |
Оптика |
5 |
Продолжение таблицы 5
Вариант |
Область знаний |
K |
16, 46, 76 |
Конструирование |
7 |
17, 47, 77 |
Электроника |
6 |
18, 48, 78 |
Зоология |
5 |
19, 49, 79 |
История Татарстана |
6 |
20, 50, 80 |
Изобразительное искусство |
7 |
21, 51, 81 |
Русский язык |
7 |
22, 52, 82 |
Культура речи |
5 |
23, 53, 83 |
Иностранный язык |
5 |
24, 54, 84 |
Обществознание |
6 |
25, 55, 85 |
Художественные ремесла |
5 |
26, 56, 86 |
Моделирование |
7 |
27, 57, 87 |
Ботаника |
6 |
28, 58, 88 |
Художественная обработка материалов |
5 |
29, 59, 89 |
Профессиональная ориентация |
6 |
30, 60, 90 |
Культура труда |
7 |
Указания к выполнению задания 5
Контролирующая программа предназначена для оценивания знаний учащихся по определенному кругу вопросов из какой-либо предметной области. Программа содержит тест и методику выставления оценки за ответы на вопросы.
Пример выполнения задания дан ниже.
CLS |
|
S=0 |
|
PRINT “Тест по обработке древесины” |
|
PRINT “Как Вас зовут?” |
|
INPUT A$ |
|
CLS |
|
PRINT A$ «, ответьте на предлагаемые вопросы» |
|
PRINT «1. Что получают при растворении смолы в спирте?» |
|
PRINT «1 – спиртовой лак, 2 – нитролак, 3 – масляный лак» |
|
INPUT N |
|
IF N=1 THEN GOSUB 1 |
|
CLS |
|
PRINT «2. Какой материал применяют для прозрачной отделки изделий из древесины?» |
|
PRINT «1 – лак, 2 – масляная краска, 3 – олифа» |
|
INPUT N |
|
IF N=1 THEN GOSUB 1 |
|
CLS |
|
PRINT «3. Чем наносят спиртовой лак на поверхность изделия?» |
|
PRINT «1 – валиком, 2 – тампоном, 3 – кистью» |
|
INPUT N |
|
IF N=2 THEN GOSUB 1 |
|
CLS |
|
PRINT «4. Как наносят спиртовой лак на поверхность изделия?» |
|
PRINT «1 – тонким слоем поперек волокон, 2 – тонким слоем с растиранием» |
|
PRINT «3 – тонким слоем вдоль волокон (без повторения)» |
|
INPUT N |
|
IF N=3 THEN GOSUB 1 |
|
CLS |
|
PRINT «5. Чем наносят масляный лак на поверхность изделия?» |
|
PRINT «1 – валиком, 2 – мягкой кистью, 3 – тампоном» |
|
INPUT N |
|
IF N=2 THEN GOSUB 1 |
|
CLS |
|
IF S=5 THEN 2 |
|
IF S=4 THEN 3 |
|
IF S=3 THEN 4 |
|
IF S3 THEN 5 |
|
2 |
PRINT A$ «, Ваша оценка 5» |
END |
|
3 |
PRINT A$ «, Ваша оценка 4» |
END |
|
4 |
PRINT A$ «, Ваша оценка 3» |
END |
|
5 |
PRINT A$ «, Ваша оценка 2» |
END |
|
1 |
S=S+1 |
RETURN |