Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по информатике составлены для студентов заочного отделения технолого-экономического факультета егпу.

СОДЕРЖАНИЕ: Шатунова, О. В. Методические указания по выполнению контрольной работы по курсу «Информатика» / О. В. Шатунова. – Елабуга : Изд-во егпу, 2008. – 19 с

ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И МАШИНОВЕДЕНИЯ

О.В. ШАТУНОВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО КУРСУ «ИНФОРМАТИКА»

для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности

«Технология и предпринимательство»

Елабуга

2008

УДК 681.14

ББК 73

Ш 28

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Елабужского государственного педагогического университета

(Протокол № 31 от 25.12.2008)

Рецензенты: Р.М. ТИМЕРБАЕВ,

доцент кафедры технической механики и машиноведения

Елабужского государственного педагогического университета,

кандидат физико-математических наук,

К.К. ЮЛДАШЕВ,

старший преподаватель кафедры информационных систем

Елабужского городского института инновационных технологий

Шатунова, О.В. Методические указания по выполнению контрольной работы по курсу «Информатика» / О.В. Шатунова. – Елабуга : Изд-во ЕГПУ, 2008. – 19 с.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по информатике составлены для студентов заочного отделения технолого-экономического факультета ЕГПУ. В пособии содержатся варианты заданий контрольной работы, указания по их решению и примеры.

© О.В. Шатунова, 2008

© Издательство ЕГПУ, 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ

Контрольная работа по дисциплине «Информатика» выполняется студентами заочного отделения после изучения теоретического курса и выполнения лабораторных работ. В контрольную работу включен материал по основным разделам информатики: системы счисления, программирование, информационные массивы.

Контрольная работа включает в себя 5 заданий, каждое из которых содержит несколько вариантов. Номер варианта выбирается студентом по двум последним цифрам зачетной книжки.

К каждому заданию даются методические указания по их выполнению и приводятся примеры решения.

Работу с выполненными заданиями можно оформить в обычной тетради или распечатать на принтере.

Задание 1. Выполнить переводы чисел из одной системы счисления в другую:

Таблица 1

Вариант

В 2-ю систему

В 8-ю систему

В 10-ю систему

В 16-ю систему

1, 31, 61

5618

167510

А4,Е16

11111,1012

144210

В,6916

110101,112

652,48

F7,0216

11101101,12

26,178

432110

2, 32, 62

3428

154310

АC616

10110101,1012

76510

ВС,D16

1110012

26,148

F6,A116

11101101,1012

254,28

438910

3, 33, 63

532,68

156710

BC,9116

10111111,10012

68510

В5,4916

11100,012

3548

A6,816

10101101,112

167,218

558910

4, 34, 64

743,28

432310

B1,F316

10000101,1112

134610

F9,3816

111101,0012

7728

CF,1816

11111101,0112

707,28

2221910

5, 35, 65

4,428

231410

59,C816

1001101,10112

289310

AD,4B16

111,10012

34,658

B4,1F16

11100011,12

654,78

346510

6, 36, 66

3428

265410

А,13E16

10110001,012

441210

E,2FE16

1110,1012

76,48

EA,2516

101101101,012

237,658

906110

7, 37, 67

7218

632110

2BA,Е16

101001,10112

179510

B2,4E16

11010,112

44,658

F,4B16

1000111,11012

26,618

548710

8, 38, 68

56,728

352710

C,62B16

1001101,112

189510

7F,4516

11101,012

432,38

F0,A616

1110001,12

66,728

665310

9, 39, 69

375,48

165310

DCD,6A16

1111101,10012

576010

5,1AD16

11100,112

73,648

B7,1716

11101000,1112

474,2968

438910

10, 40, 70

7,448

99510

АВ,5316

1011001,012

148210

ВА,C416

11101,112

46,248

7C816

1110011,0012

25,248

444810

11, 41, 71

76,548

97710

АЕ,1316

1011001,1012

148910

ЕС,C416

1110001,100012

471,258

7C9,716

111001,01012

25,718

429810

12, 42, 72

11,528

117710

D4,F316

10011001,112

228910

A5,C716

1110001002

431,758

2E9,3216

1111110, 012

62,728

555810

13, 43, 73

224,58

33510

B3,22C16

1011001,100012

145110

A8,1716

11100010,01112

425, 58

12E,316

11110110, 12

225,718

884110

14, 44, 74

233,58

46510

B7,21C16

10111001,1012

149810

9C,9716

1100010,0112

405, 258

16E,B16

11110110, 10112

277,418

1232110

15, 45, 75

712,418

92310

АF,51116

10011101,10012

533010

5,2D16

11100,01112

43,148

2A,3416

11110110, 012

344,728

667310

Продолжение таблицы 1

Вариант

В 2-ю систему

В 8-ю систему

В 10-ю систему

В 16-ю систему

16, 46, 76

72,548

109510

EВ,5316

11101101,1012

956010

22,1FD16

111,00012

431,448

2E2, 216

11111101, 0112

612,558

594810

17, 47, 77

7,6548

76510

CD,5116

111101,101012

571110

1F,AD16

111000100,12

433,658

2F3,316

111110010, 12

67,7528

778910

18, 48, 78

72,0648

96610

АВ,CE16

1111100,10012

527910

BD,1616

11100010,0112

436,228

DC,8216

10111110, 0112

602, 28

557210

19, 49, 79

12,558

88810

9F,5316

110011101,112

345610

72, D316

1110001,112

671,78

2AA,416

11111011, 112

235,728

579810

20, 50, 80

20,548

200810

FD,7716

10111101, 0012

593610

87,1F16

111,0001012

77,718

22A,E16

110011110, 1012

55,2348

559010

21, 51, 81

13,748

77910

9B,A316

11101,1001112

578410

23,CD16

1110,00112

43,628

88,AA16

111110, 11012

251,628

859110

22, 52, 82

11,248

20510

АC1, 316

1111101,111012

444610

51,6D16

11100,010012

432,618

AC9,816

11110110, 12

611,728

903810

23, 53, 83

22,4548

114610

DD,5E16

111110001,12

566010

22,1BC16

11,1000112

531,428

78F,416

10011110, 012

734,628

599210

24, 54, 84

35,748

92910

FF1, 316

11110101,1012

447710

F3,AD216

11100,011112

234,668

FD,C16

1110101010, 012

772, 28

667810

25, 55, 85

703,668

104510

А8,0316

110101101,1012

668110

44, DB16

111,010012

741,48

FDC,116

111100110, 1112

633,718

489610

26, 56, 86

66,748

78910

9C,D316

111001,001112

990410

94,C16

100110,0112

721, 28

76,AE16

1101110, 110112

171,648

893110

27, 57, 87

101,258

26510

АC4, F16

111101,11012

349610

22,6F16

111010,0101012

56,678

449,E16

111010110, 112

67,028

743510

28, 58, 88

173,418

133610

DA,6E16

11110100,1112

589110

32,1C16

1001,10010112

631,78

7AF,316

100110, 011112

335,758

898910

29, 59, 89

461,338

88310

491, C16

110110101,0012

455710

D6,1216

11100,011112

234,668

FD,C16

10101010, 1012

772, 28

667810

30, 60, 90

521,768

122510

D3,0316

110101101,1012

677110

51, C416

1101,1010012

742,728

2D,2216

1111001, 1112

443,638

433510

Указания по выполнению задания 1

Система счисления – это совокупность приемов и правил наименования и обозначения чисел, позволяющих установить взаимно однозначное соответствие между любым числом и его представлением в виде конечного числа символов. Основанием системы счисления называется количество символов, с помощью которых изображается число в данной системе счисления.

Все системы счисления можно разделить на позиционные и непозиционные.

Непозиционные системы счисления – система, в которой символы, обозначающие то или иное количество, не меняют своего значения в зависимости от своего местоположения (позиции) в изображении числа.

Запись числа А в непозиционной системе счисления D может быть представлена выражением:

N

AD = D1 + D2 + … + DN = S Di ,

i=1

где AD – запись числа А в системе счисления D; Di – символы системы.

Непозиционной системой счисления является самая простая система с одним символом (палочкой). Для изображения какого-либо числа в этой системе надо записать количество палочек, равное данному числу. Например, запись числа 12 в такой системе счисления будет иметь вид: 111111111111, где каждая «палочка» обозначена символом 1. Эта система не эффективна, так как форма записи очень громоздка.

В общем случае непозиционные системы счисления характеризуются сложными способами записи чисел и правилами выполнения арифметических операций. В настоящее время все наиболее распространенные системы счисления относятся к разряду позиционных.

Позиционной системой счисления называют систему счисления, в которой значения цифры определяется ее местоположением (позицией) в изображении числа.

Упорядоченный набор символов (цифр) {a0 , a1 , …, an }, используемый для представления любых чисел в заданной позиционной системе счисления, называют ее алфавитом, число символов (цифр) алфавита p = n + 1 - ее основанием , а саму систему счисления называют p-ичной. Основание позиционной системы счисления – количество различных цифр, используемых для изображения чисел в данной системе счисления.

При работе с компьютерами приходится параллельно использовать несколько позиционных систем счисления (чаще всего двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную). Большое практическое значение имеют процедуры перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Арифметические действия над числами в любой позиционной системе счисления производятся по тем же правилам, что и в десятичной системе.

При переводе чисел из одной системы счисления в другую следует придерживаться следующих правил:

1. Перевод чисел в двоичную систему счисления

1.1. Из восьмеричной системы счисления:

Нужно каждую цифру восьмеричного числа записать триадой (тройкой) цифр двоичной системы счисления.

Например: 2748 = 010 111 1002 .

Десятичный индекс внизу числа указывает основание системы счисления.

1.2. Из десятичной системы счисления:

Нужно делить число нацело на 2, пока последнее полученное неполное частное не станет равным нулю, и переписать остатки в обратном порядке.

Например: 81 : 2 = 40 (1)

40 : 2 = 20 (0)

20 : 2 = 10 (0)

10 : 2 = 5 (0)

5 : 2 = 2 (1)

2 : 2 = 1 (0)

1 : 2 = 0 (1)

Ответ: 8110 = 10100012 .

Для перевода дробной части (или числа, у которого «0» целых) умножаем ее на 2, целая часть произведения – первая цифра числа в двоичной системе; затем, отбрасывая у результата целую часть, вновь умножаем на 2 и т.д. Следует заметить, что конечная десятичная дробь при этом вполне может стать бесконечной (периодической) двоичной. Например: 0,73 2 = 1,46 (целая часть 1);

0,46 2 = 0,92 (целая часть 0);

0,92 2 = 1,84 (целая часть 1);

0,84 2 = 1,68 (целая часть 1) и т.д.; в итоге

0,73 10 = 0,1011…2 .

1.3. Из шестнадцатеричной системы счисления:

Нужно каждую цифру шестнадцатеричного числа записать тетрадой (четверкой) чисел двоичной системы счисления.

Например: 9C516 = 1001 1100 01012 .

2. Перевод чисел в восьмеричную систему счисления

2.1. Из двоичной системы счисления:

Нужно разбить число влево и вправо от запятой на триады цифр и каждую из них представить восьмеричным числом.

Например: 110111, 1012 = 110 111 , 1012 = 67,58.

2.2. Из десятичной системы счисления:

Нужно делить число нацело на 8, пока последнее полученное неполное частное не станет равным нулю, и переписать остатки в обратном порядке.

Например: 265 : 8 = 33 (1)

33 : 8 = 4 (1)

4 : 8 = 0 (4)

Ответ: 26510 = 4118.

2.3. Из шестнадцатеричной системы счисления:

Нужно сначала представить число в двоичной системе счисления, а затем в восьмеричной.

Например: С6, 816 = 1100 0110 , 10002 = 011 000 110 , 1002 = 306,48.

3. Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную систему счисления

Нужно представить число в виде суммы произведений коэффициентов и степеней основания системы счисления.

6 5 4 3 2 1 0

Например: 10001112 = 1 0 0 0 1 1 12 = 1*26 + 0*25 + 0*24 + 0*23 + 1*22 + 1*21 + 1*20 = 32 + 0 + 0 + 0 + 4 + 2 + 1 = 3510.

4. Перевод чисел в шестнадцатеричную систему счисления

4.1. Из двоичной системы счисления:

Нужно разбить число влево и вправо от запятой на тетрады цифр и каждую из них представить шестнадцатеричным числом.

Например: 1111011, 1112 = 0111 1011 , 11102 = 7В,Е16.

4.2. Из десятичной системы счисления:

Нужно делить число нацело на 16, пока последнее полученное неполное частное не станет равным нулю, и переписать остатки в обратном порядке.

Например: 1756 : 16 = 109 (12 = С)

109 : 16 = 6 (13 = D)

6 : 16 = 0 (6)

Ответ: 175610 = 6DC16 .

4.3. Из восьмеричной системы счисления:

Нужно сначала представить число в двоичной системе счисления, а затем в шестнадцатеричной.

Например: 672, 58 = 110 111 010 , 1012 = 0001 1011 1010 , 10102 = 1BA,A16.

Таблица 2

Таблица представления чисел в различных системах счисления

Десятичная

Двоичная

Восьмеричная

Шестнадцатеричная

0

0

0

0

1

1

1

1

2

10

2

2

3

11

3

3

4

100

4

4

5

101

5

5

6

110

6

6

7

111

7

7

8

1000

10

8

9

1001

11

9

10

1010

12

A

11

1011

13

B

12

1100

14

C

13

1101

15

D

14

1110

16

E

15

1111

17

F

16

10000

20

10

Задание 2. Составить программу вычисления значений функции y = f ( x) на промежутке [ a, b ] с шагом h (на языке Basic ):

Таблица 3

Вариант

f(x)

a

b

h

1, 31, 61

1/x2 - x+1

1

2

0,15

2, 32, 62

x2 - 4sin (x)

0

2

0,16

3, 33, 63

3x + cos (x) - 1

1

3

0,17

4, 34, 64

x2 - 1 + 2 sin (x)

2

4

0,18

5, 35, 65

2 cos (x2 ) - 1/ ( x - 1)

2

4

0,12

6, 36, 66

5 sin (x) - x + 2

1

2

0,11

7, 37, 67

1/ ( x – 1 ) + 5 cos (x) – 1

2

4

0,13

8, 38, 68

2 sin2 (x) + 4 cos (x2 )

0

2

0,14

9, 39, 69

1 – 3 x+ 1 – cos (x)

1

3

0,10

10, 40, 70

2 + sin2 (x) – 3

0

2

0,19

11, 41, 71

4cos (x) – 5/x3 +2

2

4

0,12

12, 42, 72

7sin (x) + 4/x3 - 5

1

3

0,14

13, 43, 73

cos (x2 ) + 5/x3 - 2

0

2

0,12

14, 44, 74

8cos (x) + sin (x)/x2

2

5

0,18

15, 45, 75

cos (x2 ) + x3 / ( x +1 )

1

4

0,14

16, 46, 76

4sin (x) + x3 / ( x +2 )

0

3

0,18

17, 47, 77

cos (x)/x2 + 7sin2 (x) - 5

1

4

0,15

18, 48, 78

sin (x) + 5/x3 – 3x

1

3

0,12

19, 49, 79

2cos (x2 ) + 3sin2 (x) + 1

0

2

0,14

20, 50, 80

sin (x) - x3 / ( 3x +1 )

1

3

0,15

21, 51, 81

3cos (x) sin (x) – x3

2

4

0,12

22, 52, 82

x3 / ( x +2 ) + 2x2

2

5

0,14

23, 53, 83

2x2 – 3x + 2cos (x2 )

1

3

0,12

24, 54, 84

sin (x)/5x + x3 – 2

2

5

0,18

25, 55, 85

cos (x) + 4x3 + 2

0

3

0,15

Продолжение таблицы 3

Вариант

f(x)

a

b

h

26, 56, 86

3sin (x) – 4x2 + 1

1

4

0,14

27, 57, 87

4x3 + 2x - 3

1

3

0,12

28, 58, 88

sin (x) + 2x3 - 3

0

2

0,12

29, 59, 89

cos (x) - 2sin (x) + x2

2

5

0,20

30, 60, 90

x2 / (x +3 ) + 2x +3

1

4

0,15

Указания по выполнению задания 2

Basic – семейство языков программирования для персональных ЭВМ. Основная особенность Basic – возможность диалогового ввода и отладки программ на персональных ЭВМ. При этом ввод и отладку можно проводить по частям. Наиболее популярны две версии языка – Quick Basic и Visual Basic. Основные типы операторов в языках Basic всех версий – операторы ввода-вывода, графические операторы, операторы присваивания, обращения к функциям, управляющие операторы, описание подпрограмм, описание данных и т.д.

В таблице 4 приведены наиболее часто использующиеся операторы языка Quick Basic.

Таблица 4

Функция

Описание

ABS

Возвращает абсолютное значение (модуль) аргумента

ATN

Арктангенс (в радианах)

CINT

Округление

COS

Косинус

EXP

Экспонента

LOG

Натуральный логарифм числового выражения

RND

Случайное число одинарной точности между 0 и 1

SIN

Синус

SQR

Корень квадратный

TAN

Тангенс

Табулированием функции называется процесс нахождения значений функции в каждой указанной шагом точке на определенном, заранее заданном промежутке.

Пример программы:

INPUT A, B, H

FOR X = A TO B STEP H

Y = COS (X^2) – 2*X^3

PRINT X, Y

NEXT X

Задание 3. Написать программу для решения задач на языке Basic.

Вариант 1, 31, 61. Определить номера нулевых элементов массива А (15), которые стоят после максимального элемента.

Вариант 2, 32, 62. Найти произведение элементов массива В(14), которые меньше, чем 3.

Вариант 3, 33, 63. Найти произведение элементов массива В(12), стоящих после минимального элемента.

Вариант 4, 34, 64. Найти сумму первого и максимального элементов массива А(15).

Вариант 5, 35, 65. Найти сумму элементов массива С(20), имеющих нечетные номера.

Вариант 6, 36, 66. Найти произведение элементов массива С(20), имеющих четные номера.

Вариант 7, 37, 67. Найти минимальный элемент массива А(20) и записать вместо него число 50.

Вариант 8, 38, 68. Вывести на печать элементы массива В(15), которые меньше, чем удвоенное произведение минимального элемента.

Вариант 9, 39, 69. Найти количество элементов массива М(20), которые больше среднего арифметического элементов массива.

Вариант 10, 40, 70. Вывести на печать номера неотрицательных элементов массива А(10), которые меньше, чем 10.

Вариант 11, 41, 71. Найти сумму всех положительных элементов массива С(20).

Вариант 12, 42, 72. Найти сумму всех отрицательных элементов массива А(16).

Вариант 13, 43, 73. Найти произведение всех элементов массива С(15).

Вариант 14, 44, 74. Найти произведение всех положительных элементов массива С(10).

Вариант 15, 45, 75. Найти произведение всех отрицательных элементов массива В(15).

Вариант 16, 46, 76. Расположить элементы массива С(15) по убыванию.

Вариант 17, 47, 77. Расположить элементы массива С(20) по возрастанию.

Вариант 18, 48, 78. Найти количество всех положительных элементов массива В(10).

Вариант 19, 49, 79. Найти количество всех отрицательных элементов массива В(15).

Вариант 20, 50, 80. Вывести на печать номера всех положительных элементов массива А(20).

Вариант 21, 51, 81. Вывести на печать номера всех отрицательных элементов массива А(15).

Вариант 22, 52, 82. Вывести на печать номера нулевых элементов массива А(20).

Вариант 23, 53, 83. Найти количество элементов массива В(10), которые меньше 5, но больше 2.

Вариант 24, 54, 84. Найти сумму элементов массива В(10), которые меньше 7, но больше 1.

Вариант 25, 55, 85. Найти количество элементов массива В(20), которые меньше удвоенного произведения минимального элемента.

Вариант 26, 56, 86. Найти минимальный элемент массива А(20).

Вариант 27, 57, 87. Найти максимальный элемент массива С(20).

Вариант 28, 58, 88. Поменять местами минимальный и максимальный элементы массива В(20).

Вариант 29, 59, 89. Найти разность максимального и минимального элементов массива В(15).

Вариант 30, 60, 90. Вывести на печать удвоенные произведения значений элементов массива В(20).

Указания к выполнению задания 3

Массивом называется упорядоченная совокупность элементов одного типа. Массивы бывают одномерные, двумерные и многомерные. Массив, в котором каждый элемент имеет один порядковый номер, называется одномерным. Например, список фамилий студентов вашей группы – это одномерный массив элементов символьного типа, а численные данные о среднесуточной температуре за месяц – одномерный массив элементов численного типа.

Если известно, что в программе предстоит работать с большим объемом данных, то следует этот массив в программе объявить с помощью специального оператора DIM. Например, DIM MASS(15). Это значит, что в программе определен одномерный массив с именем MASS, содержащий 16 элементов (нумерация начинается с номера 0).

Массив всегда имеет:

· имя, которое ему дает программист;

· тип, который определяется именем (числовой – имя без знака $, символьный – имя со знаком $);

· размер, т.е. количество составляющих его элементов;

· сквозную последовательную индексацию, составляющих его элементов;

· значение каждого элемента массива.

Пример: Дан массив из 10 элементов. Найти сумму элементов массива.

Решение:

DIM A(9)

FOR I=0 TO 9

INPUT A(I)

NEXT I

S=0

FOR I=0 TO 9

S=S+A(I)

NEXT I

PRINT «СУММА =»; S

Задание 4. Написать программу для решения задач на языке Basic.

Вариант 1, 31, 61 . Найти минимальный элемент массива А(3,6).

Вариант 2, 32, 62. Найти максимальный элемент массива А(4,6).

Вариант 3, 33, 63. Найти сумму всех элементов массива В(3,3).

Вариант 4, 34, 64. Найти сумму всех положительных элементов массива В(4,3).

Вариант 5, 35, 65. Найти сумму всех отрицательных элементов массива С(4,5).

Вариант 6, 36, 66. Найти произведение всех элементов массива А(2,2).

Вариант 7, 37, 67. Найти произведение всех положительных элементов массива В(3,2).

Вариант 8, 38, 68. Найти произведение всех отрицательных элементов массива С(3,2).

Вариант 9, 39, 69. Найти количество элементов массива А (4,5), которые больше, чем квадрат минимального элемента.

Вариант 10, 40, 70. Вывести на печать элементы матрицы В (3,4), которые меньше, чем квадрат минимального элемента.

Вариант 11, 41, 71. Вывести на печать максимальный элемент главной диагонали матрицы А (4,4) и его номера.

Вариант 12, 42, 72. Найти сумму элементов строки, содержащей максимальный элемент массива С (4,4).

Вариант 13, 43, 73. Вывести на печать минимальный элемент столбца, содержащего максимальный элемент матрицы А (3,5).

Вариант 14, 44, 74. Найти количество неотрицательных элементов главной диагонали массива С (4,4).

Вариант 15, 45, 75. Найти количество положительных элементов главной диагонали массива С (5,5).

Вариант 16, 46, 76. Вывести на печать номера элементов массива А (4,5), которые больше удвоенного произведения минимального элемента.

Вариант 17, 47, 77. Определить номер строки, содержащей максимальный элемент массива В (5,4).

Вариант 18, 48, 78. Найти произведение максимального и минимального элементов массива С (4,6).

Вариант 19, 49, 79. Найти сумму элементов столбца, содержащего максимальный элемент массива В(4,4).

Вариант 20, 50, 80. Найти сумму элементов строки, содержащей минимальный элемент массива В(4,4), которые меньше числа 5.

Вариант 21, 51, 81. Найти количество нулевых элементов главной диагонали массива С(4,4).

Вариант 22, 52, 82. Найти количество отрицательных элементов главной диагонали массива С (5,5).

Вариант 23, 53, 83. Найти произведение элементов массива В (4,4), которые расположены ниже главной диагонали.

Вариант 24, 54, 84. Найти сумму элементов массива С (4,4), которые расположены выше главной диагонали.

Вариант 25, 55, 85. Вывести на печать номера всех отрицательных элементов массива В(4,3).

Вариант 26, 56, 86. Вывести на печать номера всех положительных элементов массива В(4,2).

Вариант 27, 57, 87. Найти произведение элементов главной диагонали массива В(5, 5), которые меньше числа 7.

Вариант 28, 58, 88. В массиве А(5, 5) замените элементы главной диагонали единицами.

Вариант 29, 59, 89. В массиве В(4, 4) замените элементы, стоящие ниже главной диагонали, нулями.

Вариант 30, 60, 90. Найти сумму максимального и минимального элементов массива С(3,4).

Указания к выполнению задания 4

Двумерный массив состоит из элементов, имеющих два порядковых номера. Один номер – это номер строки, а второй номер – номер столбца. Таким образом, двумерный массив можно представить в виде матрицы, состоящей из определенного количества строк и столбцов. Например, в массиве MASS (4,5) 5 строк и 6 столбцов (нумерация начинается с номера 0), то есть в данной матрице содержится 30 элементов численного типа. Массив, в котором количество строк совпадает с количеством столбцов, называют квадратной матрицей. В квадратной матрице есть главная диагональ, которая идет слева направо и сверху вниз.

Пример 1. Найти количество положительных элементов главной диагонали массива А(3,3).

Решение:

DIM A(3, 3)

FOR I=0 TO 3

FOR J=0 TO 3

INPUT A(I, J)

NEXT J

NEXT I

K=0

FOR I=0 TO 3

FOR J=0 TO 3

IF I=J THEN IF A(I, J)0 THEN K=K+1

NEXT J

NEXT I

PRINT «КОЛИЧЕСТВО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ=»; K

Пример 2. Вывести на печать номер столбца, содержащего нулевой элемент массива B(3,4).

Решение:

DIM B(3, 4)

FOR I=0 TO 3

FOR J=0 TO 4

INPUT B(I, J)

NEXT J

NEXT I

FOR I=0 TO 3

FOR J=0 TO 4

IF B(I, J)=0 THEN PRINT J

NEXT J

NEXT I

Задание 5. Составить контролирующую программу по проверке знаний учащихся по K вопросам по 5-балльной шкале на языке Basic .

Таблица 5

Вариант

Область знаний

K

1, 31, 61

Обработка материалов

7

2, 32, 62

Материаловедение

5

3, 33, 63

Электротехника

5

4, 34, 64

Информатика

6

5, 35, 65

Физика

5

6, 36, 66

Технология

7

7, 37, 67

Экономика

6

8, 38, 68

Основы предпринимательства

5

9, 39, 69

Химия

6

10, 40, 70

Домашняя экономика

7

11, 41, 71

История

7

12, 42, 72

География

5

13, 43, 73

Литература

5

14, 44, 74

Информатика

6

15, 45, 75

Оптика

5

Продолжение таблицы 5

Вариант

Область знаний

K

16, 46, 76

Конструирование

7

17, 47, 77

Электроника

6

18, 48, 78

Зоология

5

19, 49, 79

История Татарстана

6

20, 50, 80

Изобразительное искусство

7

21, 51, 81

Русский язык

7

22, 52, 82

Культура речи

5

23, 53, 83

Иностранный язык

5

24, 54, 84

Обществознание

6

25, 55, 85

Художественные ремесла

5

26, 56, 86

Моделирование

7

27, 57, 87

Ботаника

6

28, 58, 88

Художественная обработка материалов

5

29, 59, 89

Профессиональная ориентация

6

30, 60, 90

Культура труда

7

Указания к выполнению задания 5

Контролирующая программа предназначена для оценивания знаний учащихся по определенному кругу вопросов из какой-либо предметной области. Программа содержит тест и методику выставления оценки за ответы на вопросы.

Пример выполнения задания дан ниже.

CLS

S=0

PRINT “Тест по обработке древесины”

PRINT “Как Вас зовут?”

INPUT A$

CLS

PRINT A$ «, ответьте на предлагаемые вопросы»

PRINT «1. Что получают при растворении смолы в спирте?»

PRINT «1 – спиртовой лак, 2 – нитролак, 3 – масляный лак»

INPUT N

IF N=1 THEN GOSUB 1

CLS

PRINT «2. Какой материал применяют для прозрачной отделки изделий из древесины?»

PRINT «1 – лак, 2 – масляная краска, 3 – олифа»

INPUT N

IF N=1 THEN GOSUB 1

CLS

PRINT «3. Чем наносят спиртовой лак на поверхность изделия?»

PRINT «1 – валиком, 2 – тампоном, 3 – кистью»

INPUT N

IF N=2 THEN GOSUB 1

CLS

PRINT «4. Как наносят спиртовой лак на поверхность изделия?»

PRINT «1 – тонким слоем поперек волокон, 2 – тонким слоем с растиранием»

PRINT «3 – тонким слоем вдоль волокон (без повторения)»

INPUT N

IF N=3 THEN GOSUB 1

CLS

PRINT «5. Чем наносят масляный лак на поверхность изделия?»

PRINT «1 – валиком, 2 – мягкой кистью, 3 – тампоном»

INPUT N

IF N=2 THEN GOSUB 1

CLS

IF S=5 THEN 2

IF S=4 THEN 3

IF S=3 THEN 4

IF S3 THEN 5

2

PRINT A$ «, Ваша оценка 5»

END

3

PRINT A$ «, Ваша оценка 4»

END

4

PRINT A$ «, Ваша оценка 3»

END

5

PRINT A$ «, Ваша оценка 2»

END

1

S=S+1

RETURN

Скачать архив с текстом документа