Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

СОДЕРЖАНИЕ: Методические указания к выполнению контрольной работы разрабо­таны на основе программы учебной дисциплины «Конфликтология». В методических указаниях отражены цель контрольной работы, ее основное содержание, приводится тематика контрольных работ, краткое содержание важнейших тем

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

1. Введение

Методические указания к выполнению контрольной работы разрабо­таны на основе программы учебной дисциплины «Конфликтология». В методических указаниях отражены цель контрольной работы, ее основное содержание, приводится тематика контрольных работ, краткое содержание важнейших тем.

Контрольная работа по дисциплине «Конфликтология» является индивидуальной, самостоятельно выполненной работой студента. Методические указания должны помочь студенту выбрать тему, определить направленность и сущность подхода к разработке темы контрольной работы.

Контрольная работа выполняется с целью:

· расширения знаний по определенному разделу или направле­нию дисциплины «Конфликтология»;

· систематизации знаний во взаимной увязке с такими смежны­ми дисциплинами, как «Основы управления персоналом», «Организационное поведение», «Социология и психология управления», «Психология личности», «Экономика и социоло­гия труда», «Этика деловых отношений», «Организационная культура», «Мотивация трудовой деятельности» и т.д.;

· обучения студентов методам аналитической и проектной рабо­ты в области управления конфликтами.

В процессе выполнения контрольной работы студент должен приоб­рести и закрепить навыки:

· работы со специальной литературой фундаментального и при­кладного характера, посвященной проблемам конфликтного взаимодействия;

· сбора, систематизации, обобщения и диагностирования причин конфликта, его объекта, целей, мотивов, интересов и ценностей конфликту­ющих сторон;

· обоснования и практического применения оптимальной стра­тегии поведения в ходе конфликтного взаимодействия;

· обоснования выводов и предложений по совершенствованию технологий управления конфликтами.

· определения цены конфликта и цены выхода из конфликта.

Выполнение контрольной работы предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие студентом тематики контрольной работы.

Предлагаемая далее тематика не исключает возможности выполнения контрольной работы по проблемам, предложенным студентом. При этом тема должна быть согласована с руководителем. При выборе темы необходимо учитывать, в какой мере разрабатыва­емые вопросы обеспечены исходными данными, литературными источниками, соответствуют индивидуальным способностям и интересам студента.

2. Темы контрольных работ

Тема 1. Выявление и ослабление источника противоречий, вызывающих эскалацию социально-психологической напряженности между участниками совместной деятельности

Цель выполнения контрольной работы — разработка рекомендаций, обеспечивающих снижение социальной напряженности между участниками совместной деятельности.

Достижение цели выполнения работы предполагает решение сле­дующих задач:

· изучение сущности, форм проявления и последствий социаль­но-психологической напряженности при осуществлении совместной деятельности;

· обобщение объективных и субъективных факторов, вызыва­ющих эскалацию социально-психологической напряженности;

· анализ существующих методических подходов к оценке уров­ня и выявлению источников социально-психологической на­пряженности;

· оценка уровня социально-психологической напряженности в конкретной организации;

· выявление источников противоречий, вызывающих эскалацию социально-психологической напряженности в конкретной организации;

· оценка явных и скрытых последствий эскалации социально-психологической напряженности в конкретной организации;

· разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих ослабле­ние источников противоречий (или их локализацию), и усло­вий их реализации в конкретной организации;

· обоснование системы индикаторов и организационной проце­дуры для осуществления мониторинга социально-психологи­ческой напряженности в организации.

Тема 2. Установление непосредственной причины конфликтного столкновения между сотрудниками (группами работников, подразделениями) организации

Цель выполнения контрольной работы — разработка рекомендаций, обеспечивающих своевременную диагностику причин конфликтных столкновений между сотрудниками организации. Достижение цели выполнения контрольной работы предполагает решение следующих задач:

· изучение основных источников и причин конфликтных столкновений между сотрудниками (группами работников, подразделениями) организации;

· обобщение методов изучения причин конфликтных столкновений в организации, оценка их сильных и слабых сторон;

· выдвижение гипотезы и разработка программы исследования конфликтного столкновения в конкретной организации с ис­пользованием различных методов (наблюдение, анализ доку­ментов, оценка деятельности сотрудников, биографический ме­тод и т.д.);

· анализ информации, полученной при реализации разработан­ной программы исследования;

· обоснование вывода о причине (причинах) конфликтного столкновения;

· оценка функциональной направленности конфликта, явных и скрытых, ближайших и отдаленных последствий исследуемо­го конфликта;

· обоснование целесообразности и стратегии управления конфликтом.

Тема 3. Определение системы мер по предупреждению нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах

Цель выполнения контрольной работы — разработка рекомендаций, обеспечивающих своевременную диагностику и предупреждение нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах.

Достижение цели выполнения контрольной работы предполагает решение сле­дующих задач:

· изучение основных источников и причин возникновения кон­фликтов и стрессов в социальных группах;

· обоснование состава и содержания критериев оценки функци­ональной направленности конфликтов и стрессов в социальных группах;

· обобщение возможных мер предупреждения нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах;

· выявление и анализ нежелательных конфликтов и стрессов в конкретной социальной группе;

· обоснование совокупности показателей, которые могут исполь­зоваться в качестве ранних симптомов нежелательных конф­ликтов и стрессов в конкретной социальной группе

· разработка процедуры мониторинга состояния социальной группы на основе ранних симптомов нежелательных конфлик­тов и стрессов;

· разработка системы мер, обеспечивающих предупреждение нежелательных конфликтов и стрессов на основе своевремен­ной диагностики их симптомов.

Тема 4. Упорядочение взаимодействия смежных подразделений как метод предупреждения внугригрупповых и межгрупповых конфликтов

Цель выполнения контрольной работы — разработка рекомендаций. обеспечивающих предупреждение конфликтов и стрессов при вза­имодействии смежных подразделений и рабочих групп.

Достижение цели выполнения контрольной работы предполагает решение сле­дующих задач:

· изучение и обобщение источников внутригрупповых и меж­групповых конфликтов при взаимодействии смежных подраз­делений и рабочих групп в организации;

· изучение сущности, форм и условий реализации упорядочения взаимодействия смежных подразделений и рабочих групп как метода предупреждения конфликтов;

· анализ факторов, определяющих возникновение внутригруппо­вых и межгрупповых конфликтов при взаимодействии смеж­ных подразделений и рабочих групп в конкретной организации;

· выявление факторов, действие которых может быть нейтрали­зовано за счет упорядочения взаимодействия смежных подраз­делений и рабочих групп;

· описание содержания предлагаемых форм упорядочения взаимодействия смежных подразделений и рабочих групп в конк­ретной организации;

· обоснование организационных мер, обеспечивающих внедрение предлагаемых форм упорядочения взаимодействия смежных подразделений и рабочих групп в деятельность конкрет­ной организации.

Тема 5. Разъяснение требований к сотрудникам как условие профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов в организациях

Цель выполнения контрольной работы — разработка системы формирования и разъяснения требований к сотрудникам, обеспечива­ющей предупреждение конфликтов.

Достижение цели выполнения контрольной работы предполагает решение следующих задач:

· изучение и обобщение источников внутриличностных и межличностных конфликтов в организациях;

· обоснование необходимости и сущности разъяснения требова­ний к сотрудникам как условия профилактики внутриличност­ных и межличностных конфликтов в организациях;

· анализ факторов, определяющих возникновение внутриличност­ных и межличностных конфликтов в конкретной организации;

· выявление факторов, действие которых может быть нейтрали­зовано за счет разъяснения требований к сотрудникам;

· описание содержания предлагаемых форм разъяснения требо­ваний к сотрудникам;

· разработка документационного обеспечения предлагаемых форм разъяснения требований к сотрудникам с целью преду­преждения внутриличностных и межличностных конфликтов;

· обоснование организационных мер, обеспечивающих внедре­ние предлагаемых форм разъяснения требований к сотрудни­кам в деятельность конкретной организации.

Тема 6. Применение социально-психологических правил обеспечения взаимопонимания и сотрудничества в коллективе

Цель выполнения контрольной работы — разработка социально-психологических правил делового поведения работников организации. Достижение цели выполнения контрольной работы предполагает решение следующих задач:

· изучение сущности и показателей, отражающих состояние вза­имопонимания и сотрудничества в коллективе;

· обобщение социально-психологических правил обеспечения взаимопонимания и сотрудничества в коллективе;

· обобщение существующих подходов и технологий, обеспечи­вающих практическое использование правил взаимодействия;

· анализ соблюдения социально-психологических правил взаи­модействия в конкретном коллективе;

· оценка причин и дисфункциональных последствий выявлен­ного несоблюдения социально-психологических правил взаи­модействия в коллективе;

· разработка технологий, позволяющих обеспечить соблюдение социально-психологических правил взаимодействия в конкрет­ном коллективе;

· обоснование организации внедрения разработанных техноло­гий в конкретном коллективе.

Тема 7. Повышение культуры межличностного общения как условие профилактики эмоциональных конфликтов в социальных группах

Цель выполнения контрольной работы — разработка рекомендаций, обеспечивающих повышение культуры межличностного общения. Достижение цели выполнения контрольной работы предполагает решение следующих задач:

· изучение сущности и составляющих культуры межличностно­го общения в социальных группах;

· обобщение факторов, влияющих на уровень культуры межлич­ностного общения, и путей его повышения;

· анализ составляющих культуры межличностного общения в конкретной социальной группе;

· оценка влияния выявленного состояния культуры межличностного общения на эмоциональные конфликты в конкретной социальной группе;

· обоснование необходимости и направлений повышения культуры межличностного общения в социальной группе;

· описание технологий, обеспечивающих повышение культуры межличностного общения в соответствии с выделенными приоритетными направлениями;

· обоснование системы индикаторов и организационной процедуры для осуществления мониторинга культуры межличностного общения в социальной группе.

Тема 8. Создание здоровой морально-психологической атмосферы в социальной группе как средство предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций

Цель выполнения контрольной работы — разработка рекомендаций, обеспечивающих диагностику и улучшение морально-психологической атмосферы в социальной группе.

Достижение цели выполнения контрольной работы предполагает решение следующих задач:

· Изучение сущности и составляющих морально-психологической атмосферы в социальной группе;

· Анализ влияния морально-психологической атмосферы в группе на формирование и развитие конфликтных ситуаций;

· обобщение существующих методических подходов к изучению, оценке и изменению социально-психологической атмосферы;

· анализ состояния морально-психологической атмосферы в конкретной социальной группе;

· выявление конфликтов, сформировавшихся вследствие неудовлетворительного состояния морально-психологической атмосферы в группе;

· разработка рекомендаций, направленных на улучшение морально-психологической атмосферы в социальной группе;

· обоснование системы индикаторов и организационных процедур для осуществления мониторинга морально-психологической атмосферы в социальной группе.

Тема 9. Значение повышения качества трудовой жизни в профилактике конфликтов

Цель выполнения контрольной работы — разработка рекомендаций, обеспечивающих диагностику и повышение качества трудовой жизни в организации.

Достижение цели выполнения контрольной работы предполагает решение сле­дующих задач:

· изучение сущности и составляющих качества трудовой жизни;

· анализ влияния качества трудовой жизни на формирование и развитие конфликтов;

· обобщение существующих методических подходов к оценке и повышению качества трудовой жизни;

· анализ и оценка качества трудовой жизни в конкретной орга­низации;

· выявление конфликтов, сформировавшихся вследствие неудов­летворительного состояния морально-психологической атмо­сферы в группе;

· разработка рекомендаций, направленных на улучшение мораль­но-психологической атмосферы в социальной группе;

· обоснование системы индикаторов и организационных проце­дур для осуществления мониторинга морально-психологичес­кой атмосферы в социальной группе.

Тема 10. Выбор оптимального стиля поведения в конкретном конфликте с целью осуществления собственных интересов

Цель выполнения контрольной работы — разработка рекомендаций, обеспечивающих использование оптимального стиля поведения в конкретном конфликте.

Достижение цели выполнения контрольной работы предполагает решение сле­дующих задач:

· изучение стилей поведения в конфликте, их сильных и слабых сторон;

· обобщение факторов, определяющих выбор оптимального сти­ля поведения в конфликте;

· диагностика конкретного конфликта, выявление интересов взаимодействующих сторон;

· оценка функциональной направленности конфликта и его по­следствий;

· обоснование стиля (стратегии) поведения участника конфликта на основании анализа выявленных детерминирующих факто­ров;

· разработка тактических приемов, обеспечивающих реализацию выбранного стиля (стратегии) поведения в конфликте.

Тема 11. Решающая роль руководителя организации (подразделения) в управлении конфликтами и стрессами

Цель выполнения контрольной работы — разработка рекомендаций, обеспечивающих эффективное участие руководителя организации (подразделения) в управлении конфликтами и стрессами.

Достижение цели выполнения контрольной работы предполагает решение сле­дующих задач:

· изучение обязанностей и возможностей руководителя организа­ции (подразделения) влиять на развертывание конфликтных столкновений, нести ответственность за последствия конфликта;

· анализ источников и проявлений конфликтных и стрессовых ситуаций в конкретной организации (подразделении), обоснование необходимости участия руководителя в управлении кон­фликтами и стрессами;

· обоснование системы ранних симптомов, указывающих руко­водителю на необходимость участия в управлении конфликта­ми и стрессами в конкретной организации (подразделении);

· описание методов, которые может использовать руководитель для управления конфликтами и стрессами в конкретной орга­низации (подразделении);

· обоснование требований к поведению руководителя, выступа­ющего посредником в разрешении конфликтов;

· разработка организационных процедур участия руководителя в управлении конфликтами и стрессами.

Тема 12. Возрастание требований к коммуникативной культуре руководителя в конфликтных условиях

Цель выполнения контрольной работы — разработка механизма обес­печения соответствия качеств и поведения руководителей особен­ностям управленческой деятельности в конфликтных условиях.

Достижение цели выполнения контрольной работы предполагает решение следующих задач:

· изучение сущности и составляющих коммуникативной культу­ры руководителя;

· анализ влияния коммуникативной культуры руководителя на возникновение и развитие конфликтов;

· обобщение существующих методических подходов к оценке и развитию коммуникативной культуры руководителя;

· анализ и оценка коммуникативной культуры руководителей в конкретной организации (подразделении);

· разработка рекомендаций по развитию коммуникативной куль­туры руководителей в конкретной организации (подразделе­нии);

· разработка рекомендаций, определяющих поведение руководи­телей в конкретных ситуациях конфликтного взаимодействия.

Тема 13. Конфликты в организации вследствие недостатков системы коммуникаций

Цель выполнения контрольной работы — разработка рекомендаций, обеспечивающих совершенствование системы коммуникаций в организации и предупреждение дисфункциональных конфликтов.

Достижение цели выполнения контрольной работы предполагает решение следующих задач:

· изучение содержания и форм коммуникаций в организации;

· анализ влияния качества коммуникаций на возникновение и развитие конфликтов и стрессов в организации;

· обобщение подходов к оценке качества коммуникаций в орга­низации;

· анализ качества коммуникаций с позиций их потенциальной конфликтности в конкретной организации;

· разработка рекомендаций по снижению потенциальной конф­ликтности коммуникаций в организации;

· разработка содержания и процедуры мониторинга состояния коммуникаций в организации с целью выявления ранних симп­томов нежелательных конфликтов.

Тема 14. Предупреждение и разрешение конфликтов при проведении текущей деловой оценки персонала организации

Цель выполнения контрольной работы — разработка рекомендаций по совершенствованию текущей деловой оценки персонала организации, обеспечивающих предупреждение и разрешение сопутствующих конфликтов.

Достижение цели выполнения контрольной работы предполагает решение следующих задач:

· изучение влияния оценки персонала на внутриличностные и межличностные конфликты;

· анализ конфликтных ситуаций, связанных с текущей деловой оценкой персонала в конкретной организации, и выявление причин их возникновения;

· оценка потенциальной конфликтности используемых показа­телей оценки;

· анализ потенциальной конфликтности используемых методов оценки;

· анализ потенциальной конфликтности процедуры проведения оценки и информирования работников о результатах оценки;

· разработка рекомендаций, обеспечивающих снижение конфликт­ности, показателей, методов и процедуры деловой оценки;

· разработка сценариев урегулирования конфликтов, возника­ющих при проведении деловой оценки.

Тема 15. Конфликты в коллективе при назначении нового руководителя структурного подразделения

Цель выполнения контрольной работы — разработка рекомендаций. обеспечивающих предупреждение дисфункциональных конфликтов при назначении руководителя структурного подразделения.

Достижение цели выполнения контрольной работы предполагает решение следующих задач:

· изучение объективных и субъективных причин и форм прояв­ления конфликтного взаимодействия при назначении нового руководителя структурного подразделения;

· обобщение методических подходов к предупреждению и уре­гулированию подобных конфликтов;

· анализ объективных и субъективных причин конфликтов при назначении нового руководителя структурного подразделения в конкретной организации, выявление интересов участников конфликтного взаимодействия, его функциональной направ­ленности;

· исследование индивидуально-психологических особенностей участников конфликтного взаимодействия;

· обоснование содержания и форм воздействия на участников конфликта для перевода взаимодействия в русло сотрудниче­ства;

· разработка рекомендаций, обеспечивающих предупреждение деструктивных конфликтов при назначении новых руководи­телей структурных подразделений.

Тема 16. Полная информация о развитии конфликта и поведении его участников как условие обоснованного воздействия на взаимоотношения конфликтующих сторон

Цель выполнения контрольной работы — разработка механизма инфор­мационного обеспечения обоснования воздействия на взаимоот­ношения конфликтующих сторон.

Достижение цели выполнения контрольной работы предполагает решение сле­дующих задач:

· изучение методов сбора и анализа информации, используемых в конфликтологии, и оценка условий их эффективного исполь­зования;

· обоснование содержания информации, необходимой для обо­снования воздействия на конкретный конфликт;

· обоснование выбора методов для получения информации о развитии конкретного конфликта;

· обоснование выбора методов для получения информации о поведении участников конкретного конфликта и их индивиду­ально-психологических особенностей;

· обоснование процедур сбора, проверки полноты и точности и анализа информации о конкретном конфликте;

· обоснование содержания воздействий на взаимоотношения конфликтующих сторон и организации их осуществления.

Тема 17. Повышение эффективности использования примирительных процедур в урегулировании конфликтов

Цель выполнения контрольной работы — разработка рекомендаций по повышению эффективности использования примирительных процедур при разрешении конфликтов.

Достижение цели выполнения контрольной работы предполагает решение следующих задач:

· изучение сущности, содержания и условий эффективного использования примирительных процедур в урегулировании конфликтов;

· анализ источников и функциональной направленности конфликтов в конкретной организации;

· выявление конфликтов, для урегулирования которых целесообразно использование примирительных процедур;

· анализ эффективности существующей практики использования примирительных процедур в урегулировании конфликтов конкретной организации;

· разработка рекомендаций, обеспечивающих подготовку примерительных процедур в урегулировании конфликтов;

· разработка рекомендаций, обеспечивающих эффективное общение в процессе урегулирования конфликтов;

· разработка организационных вопросов использования примирительных процедур при урегулировании конфликтов в конкретной организации.

3. Структура контрольной работы

Контрольная работа должна содержать следующие разделы:

А) титульный лист;

Б) содержание (оглавление), в котором последовательно перечисляются названия разделов и указываются номера страниц;

В) текст работы с обязательным обозначением каждого раздела;

Г) список использованной литературы;

Д) приложения.

Предлагаемая тематика охватывает широкий круг вопросов, поэтому структура каждой работы может уточняться студентом совместно с руководителем исходя из научных интересов студента, степени проработанности данной темы в литературе, наличия информации и т.п.

Исходя из рекомендуемой структуры контрольной работы, ее объем должен составлять примерно 25- 30 с. машинописного текста.

При обосновании варианта предупреждения, урегулирования и разрешения конфликта необходимо определить цену конфликта и цену выхода из конфликта.

Цена конфликта (Цк) для каждой из конфликтующих сторон складывается из трех величин:

1) затраты (Э) энергии, времени и сил на конфликтную деятельность;

2) ущерб (Д), наносимый недружелюбными действиями другой стороны;

3) потери (С), связанные с ухудшением общей ситуации (развал общего дела из-за плохого взаимодействия сторон, несогласованности их усилий, беспорядок, застой, утрата общественного престижа и т.д.).

Цк = Э + Д + С

Цену конфликта в ряде случаев можно перевести в денежное выражение.

Цена выхода из конфликта (Цвк) — это разность между утратами (У), с которыми сопряжен этот выход из конфликта (утрата каких-либо приобретений, статуса, перспектив; затраты на реорганизацию, нахождение новых возможностей; уступки другой стороне и т.п.) и приобретениями (П), которые дает выход (освобождение сил для другого поля деятельности, открытие новых возможностей и пр.).

Цвк=У-П

Если приобретения больше, чем утраты, то выгода от прекращения конфликта очевидна. Однако приобретения нередко представляются неясными и гипотетическими, тогда как утраты отчетливо зримы и поэтому оцениваются высоко. В этом случае целесообразно сопоставить Цк и Цвк. Если Цк Цвк, т.е. выход из конфликта дается слишком дорогой ценой, то попытка продолжать конфликтную борьбу еще имеет смысл. Если же Цк Цвк, то, наоборот, «дешевле» прекратить конфликт, чем расходовать средства на его продолжение.

Таким образом, сравнение цены конфликта и цены выхода из конфликта позволяет рационально разрешить вопрос: стоит ли продолжать конфликт, учитывая дальнейшее возрастание его цены, или же выгоднее прекратить его.

Результаты проведенного анализа различных вариантов должны послужить основой для выбора и разработки собственных предложений, соответствующих теме контрольной работы, его цели и задачам.

В заключении формулируются выводы по проделанной работе, характеризующие степень решения задач, которые ставились при разработке контрольной работы.

Литература. После заключения приводится перечень использо­ванной литературы (в алфавитном порядке).

Приложения, если есть в них потребность, обычно состоят из исходных данных к аналитической части контрольной работы, графического материала, распечаток программ, форм документов и их копий.

Приложение 1

Образец титульного листа

Федеральное агентство по образованию

Самарский государственный экономический университет

Кафедра «Экономика труда и управление персоналом»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конфликтология»

на тему: «Разъяснение требований к сотрудникам как условие профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов в организациях»

Выполнил: студент 3 курса ВВиДО

Специальности «Управление персоналом»

Иванов А. Н.

Руководитель: к.б.н., доцент

Агапова Е.Г.

Оценка при защите -------------------

Дата защиты ---------------------------

Самара 2008

Приложение 2

Образец оформление содержания

Тема 1. Выявление и ослабление источника противоречий, вызывающих эскалацию социально-психологической напряженности между участниками совместной деятельности

Содержание

Введение

3

ГЛАВА 1. Теоретические основы предупреждения социально-психологической напряженности

5

1.1. Понятие социально-психологической напряженности между участниками совместной деятельности

5

1.2. Возникновение источников противоречий, вызывающих эскалацию социально-психологической напряженности в конкретной организации

8

1.3. Методические подходы к оценке уров­ня социально-психологической на­пряженности и явных и скрытых последствий

12

ГЛАВА 2. Исследование социально- психологической напряженности в социальной группе

20

2.1. Характеристика объекта с описанием конфликтной ситуации в коллективе

20

2.2. Выявление и оценка уровня социально-психологической напряженности в конкретной организации

22

ГЛАВА 3. Пути предупреждения и ослабления социально-психологической напряженности

29

3.1. Разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих ослабле­ние источников противоречий и усло­вий их реализации в конкретной организации

29

3.2. Обоснование системы индикаторов и организационной проце­дуры для осуществления мониторинга социально-психологи­ческой напряженности в организации.

32

Заключение

35

Список используемой литературы

37

Приложения

38

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения перего­воров, разрешения конфликтов. - М.: Народное образование, 1995.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999.

4. Большаков А.Г. Конфликтология организаций. М., 2001.

5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.

6. Вечер Л.С. Секреты делового общения. Минск, 1996.

7. Громова О.Н. Конфликтология (курс лекций). М., 2000.

8. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1992.

9. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1980.

10. Егоршин А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород, 2002.

11. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.

12. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии.- Калуга, 1993.

13. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1980.

14. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учеб. пособие. М., 1997.

15. Коган М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988. № 4.

16. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М., 1999.

17. Крижанская Ю.С., Третьяков В.Н. Грамматика общения. Л., 1990.

18. Кудрявцев В.Н. Основы конфликтологии.-М., 1997.

19. Куницина В.Н. Стиль общения и его формирование. Л., 1985.

20. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1993.

21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.

22. Практическая психология для менеджеров/Под ред. М.К. Ту-тушкина. М., 1996.

23. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.

24. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса: Учеб. пособие. М., 2000.

25. Социальная психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1995.

26. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. Минск, 1996.

27. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. М., 1999.

28. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. Минск, 1996.

29. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996.

30. Шпалинский В.В. Психология менеджмента. М., 2000.

Скачать архив с текстом документа