Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине «Рабочие процессы, конструкция и основы расчета энергетических установок и транспортно-технологического оборудования» для студен

СОДЕРЖАНИЕ: Издательство Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

Е.В. Романова

РАСЧЕТ ТЕПЛОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Методические рекомендации по выполнению курсового проекта

по дисциплине «Рабочие процессы, конструкция и основы расчета энергетических установок и транспортно-технологического

оборудования» для студентов специальности 190603.65

очной и заочной форм обучения

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова

2011


УДК 621.43: 629.03 (076)

ББК 31.365

Р69

Рецензент: А.И. Жигульский, к.т.н., доцент кафедры ТГВ ПАХТ

БТИ АлтГТУ

Романова, Е.В.

Р69 Методические рекомендации по выполнению курсового проекта

по дисциплине « Рабочие процессы, конструкция и основы расчета

энергетических установок и транспортно-технологического обо

рудования» для студентов специальности 190603.65 очной

и заочной форм обучения / Е.В. Романова; Алт. гос. техн. ун-т,

БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2011. – 31 с.

Настоящие методические рекомендации определяют примерный объем требований к выполнению курсового проекта по двигателям внутреннего сгорания для студентов специальности 190603.65 «Автомобильный транспорт».

Приведено примерное содержание и объем курсового проекта, список рекомендуемой литературы.

УДК 621.43: 629.03 (076)

ББК 31.365

Р69

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры

«Автомобильный транспорт»

Протокол № 7 от 20 сентября 2010 г.

Е.В. Романова, 2011

БТИ АлтГТУ, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1 СТРУКТУРА КУРСОВОГО ПРОЕКТА.. 6

2 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ.. 7

2.1 Цель курсового проектирования. 7

2.2 Тематика проектов. 8

2.3 Задание на проект и сбор материалов. 9

2.4 Объем курсового проекта. 9

3 РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 10

3.1 Общие требования к оформлению расчетно-пояснительной записки 10

3.2 Структура расчетно-пояснительной записки. 11

3.3 Введение. 13

3.4 Тепловой расчет двигателя. 14

3.5 Кинематический расчет кривошипно-шатунного механизма (КШМ) 16

3.6 Динамический расчет КШМ... 16

3.7 Расчет на прочность основных деталей двигателя. 18

3.8 Задание. 20

3.9 Содержание. 20

4 ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА.. 21

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Специальное задание на курсовое
проектирование. 26

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Пример оформления титульного листа пояснительной записки к курсовому проекту 28

ЛИТЕРАТУРА.. 26

ВВЕДЕНИЕ

Развитие многих отраслей народного хозяйства и внешней торговли тесно связано с созданием новых, модернизацией и расширением выпуска освоенных моделей двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Благодаря своим высоким удельным мощностным показателям, сравнительно хорошей экономичности, высокой технологичности изготовления и ремонта, удобству эксплуатации, широким возможностям дальнейшего совершенствования ДВС еще длительное время будут занимать господствующее положение среди различных силовых установок наземного и водного транспорта, сельского хозяйства, передвижных электроагрегатов и т.п.

Наряду с традиционными сферами применения ДВС появляются и расширяются новые отрасли промышленности и типы машин, использующих ДВС в качестве силовых агрегатов. Сюда можно отнести различные аппараты на воздушной подушке, карьерные самосвалы и внедорожные автомобили грузоподъемностью 75–250 т, газо- и нефтеперекачивающие станции, промышленные тракторы классов 15–30 тс и др. Как традиционные, так и новые потребители ДВС предъявляют к ним все более широкий круг непрерывно ужесточающихся требований в отношении их мощностных, экономических, ресурсных характеристик, улучшения пусковых качеств. Необходимость удовлетворения этих требований в условиях непрерывного расширения масштабов производства, номенклатуры и парка эксплуатируемых ДВС выдвигает перед инженерами и учеными двигателестроителями ряд важных,
а подчас и совершенно новых задач, связанных:

– с прогнозированием характеристик будущих ДВС;

– с оптимизацией конструктивных решений и организацией работы различных систем двигателей;

– с разработкой новых методов математического и физического моделирования отдельных процессов и процессов во взаимосвязанных системах;

– с разработкой и внедрением новых методов экспериментальных исследований, способов измерения и измерительной аппаратуры, основанных на последних достижениях науки и техники;

– с разработкой многотопливных и малотоксичных двигателей, расширением использования газообразного топлива;

– с разработкой и внедрением автоматизации проектирования, расчетов и испытаний;

– с повышением степени унификации и стандартизации на всех стадиях проектирования, изготовления и эксплуатации;

– с ускорением сроков создания новых двигателей, их доводки и внедрения в производство;

– с разработкой и использованием методов ускоренных испытаний в целях сокращения доводочных работ;

– с внедрением новых материалов, покрытий, новых методов изготовления, сборки и испытания.

Задачи, стоящие перед отечественным двигателестроением на ближайшие 10–20 лет, в полной мере встанут перед сегодняшними выпускниками и, естественно, должны найти отражение в курсовом проекте по специальности «Рабочие процессы, конструкция и основы расчета энергетических установок и транспортно-технологического оборудования».

1 СТРУКТУРА КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Курсовой проект состоит из общей части и специального задания.

Общая часть включает следующие разделы:

– содержание;

– реферат;

– введение;

– тепловой расчет двигателя;

– расчет и построение индикаторной диаграммы двигателя;

– расчет внешней скоростной характеристики двигателя;

– тепловой баланс двигателя;

– кинематический и динамический расчет двигателя;

– анализ уравновешенности двигателя;

– расчет шатунной и поршневой группы;

– заключение;

– список используемых источников;

– карта технического уровня (сравнение основных технических характеристик проектируемого двигателя с базовым);

– Приложение А. Специальное задание на курсовое проектирование;

– Приложение Б. Пример оформления титульного листа пояснительной записки к курсовому проекту.

Специальное задание курсового проекта представляет собой реферативное описание конструкторского и расчетно-исследовательского задания и конкретизируется руководителем проекта в каждом отдельном случае.

Весь курсовой проект выполняется под руководством одного руководителя, назначаемого кафедрой.

2 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ

2.1 Цель курсового проектирования

2.1.1 Курсовой проект является этапом теоретической подготовки студента по специальным дисциплинам. Выполнение курсового проекта призвано быть проверкой знаний, умений студента творчески подходить к решению научно-технических задач, возникающих перед ним в процессе его работы, а также позволяет закрепить на практике знания, полученные в ходе его подготовки.

2.1.2 Курсовой проект является начальным этапом выполнения дипломного проекта. В ходе курсового проектирования студент знакомится с особенностями конструкции, параметрами и характеристиками двигателя, определенного ему в техническом задании на проектирование. При необходимости техническое задание может быть скорректировано руководителем после рассмотрения на заседании кафедры. Наличие у студента исходных и других материалов совершенно не исключает обязательных консультаций у руководителя проекта. Консультации, помощь советом, критика принятых студентом решений, оценка достаточности объема и качества исполнения разделов проекта являются необходимым компонентом его работы – это исключает нерациональную потерю времени, принятие ложных предпосылок и решений, различные ошибки. Руководитель отвечает за установленный объем проекта, соблюдение правил его оформления, предусмотренных настоящими методическими указаниями и другими нормативными документами [1–5], за выполнение графика работы, за своевременность встреч со студентами, уточнение объема, за оказание помощи в подборе необходимой литературы.

2.1.3 Работа студента над курсовым проектом должна обеспечить:

– систематизацию, закрепление и пополнение его знаний, полученных в процессе обучения в вузе, прохождения производственных практик и самостоятельной работы над учебной и специальной литературой;

– повышение познавательной активности, выявление творческих способностей и укрепление чувства ответственности за качество принимаемых решений в научно-технических вопросах, связанных с выполнением технических условий задания на дипломное проектирование;

– приобретение практических навыков в применении различных нормативных документов и типовых решений, нормализованных методов расчета и оценки качества проектируемого изделия, стандартов на материалы, детали, комплектующие изделия, современных методов технического, экономического анализа, сравнения и обоснования принимаемых решений;

– самостоятельное выполнение различных расчетных и графических работ, характерных для деятельности инженера, и приобретение некоторых навыков инженерного подхода к выполнению проектно-конструкторского и конструкторско-исследовательского задания.

2.1.4 Во введении к курсовому проекту рекомендуется дать краткую характеристику двигателя, обоснование необходимости и актуальности создания или модернизации проектируемого двигателя, разрабатываемого узла или метода расчета (исследования). При этом необходимо учитывать:

– перспективу развития той области техники, к которой относится проектируемый двигатель;

– технико-экономический уровень современных двигателей аналогичного типа и назначения, тенденцию развития данного класса двигателей;

– технико-экономические параметры двигателя и его эксплуатационные характеристики;

– условия работы двигателей подобного назначения, требования потребителя, конкурентоспособность базового двигателя или аналога;

– выбор материалов, комплектующих элементов, обеспечивающих заданное качество изделия при меньших затратах на их приобретение;

– технологичность конструкции (использование стандартных, нормализованных и унифицированных деталей, узлов, элементов, как, например, топливных и масляных фильтров, радиаторов, стартеров и др.).

2.2 Тематика проектов

Тематика курсового проекта зависит от задания на курсовое проектирование и в основном может быть следующей.

1) Разработка новой конструкции или модернизация освоенной в промышленности модели быстроходного транспортного двигателя автомобильного, тракторного, судового назначения. В случае выполнения проекта по модернизации в задании на проект конкретизируются качества или характеристика двигателя (его узлов, агрегатов), подлежащие улучшению – повышение мощности, экономичности, долговечности и т.д.

2) Модернизация двигателя определенного назначения, позволяющая использовать его в других условиях (например, использование автомобильного двигателя в качестве судового, для привода электрогенератора, насоса и т.п.).

2.3 Задание на проект и сбор материалов

2.3.1 Разработка курсового проекта осуществляется по заданию, выдаваемому кафедрой, на базе конкретных материалов, собранных студентом в литературе, на предприятии, в НИИ или лабораториях вуза при прохождении им конструкторско-технологической практики, а также дополнительных материалов, рекомендуемых руководителем.

2.3.2 Задания на курсовой проект обязательно должны предусматривать разработку элементов прогрессивности и новизны в проектируемой конструкции, что создает предпосылки для творческой работы студента; при этом должен быть учтен уровень подготовки студента, возможности сбора необходимого материала и резерв времени, отводимый на курсовое проектирование. В задании дается перечень исходных материалов (мощность, частота вращения, тип охлаждения, базовая модификация), литературные источники – перечень материалов, которые студент должен собрать или рассчитать.

Следует особо подчеркнуть, что основной фактический материал для работы над курсовым проектом (характеристики двигателей-аналогов и базовой модификации, данные по параметрам рабочего процесса и экономичности, сведения по конструктивным особенностям, весам, материалам, технологии и экономике производства и т.п.) студент должен собрать по литературным данным сам.

2.3.3 При составлении и выдаче заданий на курсовой проект учитывается возможность сбора необходимого исходного материала, имеющиеся публикации в доступных научно-технических изданиях по соответствующим вопросам. При составлении задания на проектирование могут быть учтены предложения заводов, пожелания и склонности самих студентов, особенности их будущей самостоятельной работы (конструктор, расчетчик, испытатель и т.д.).

2.4 Объем курсового проекта

Курсовой проект включает в себя расчетно-пояснительную записку к общей и специальной частям проекта объемом до 50 страниц, графическую часть на 2–3 листах формата А1.

3 РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3.1 Общие требования к оформлению расчетно- пояснительной
записки

3.1.1 Расчетно-пояснительная записка выполняется с применением печатающих и графических устройств, с одной стороны листа формата А4 (297210 мм).

3.1.2 Каждый лист записки должен иметь рамку, выполненную сплошной тонкой линией, отстоящую от левого края листа на 30 мм, от правого на 15 мм, от остальных краев – на 20 мм. Каждый абзац начинается от левой границы отступом 15 мм.

Примечание – Допускается использование папок для оформления расчетно-пояснительных записок.

3.1.3 Записка должна быть написана четко, сжато, грамматически и синтаксически правильным техническим языком. Необходимо избегать использования фраз, переписанных из учебников, исключать общеизвестные формулировки, в записке должны применяться научно-технические термины, обозначения, определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые
в научно-технической литературе.

3.1.4 Опечатки, описки, графические неточности должны быть после подчистки или закрашивания штрихом аккуратно исправлены, неполное удаление ошибочного текста или изображения на рисунках не допускается.

3.1.5 В тексте не должны встречаться сокращения (слов, обозначений, единиц физических величин), не принятые в научно-технической литературе или не предусмотренные русской орфографией (например, нельзя писать «коленвал», «порш. кольца», «к-во», нужно написать «коленчатый вал», «поршневые кольца», «количество»).

3.1.6 Если отдельные разделы проекта содержат объемные математические расчеты, то для их проведения желательно использовать необходимые программы.

3.1.7 Нумерация страниц записки должна быть сквозной, отдельной для расчетно-пояснительных записок общей и специальной частей проекта. Первой страницей является титульный лист. Рисунки и таблицы, выполненные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию. Номер страницы проставляют цифрами в правом нижнем углу рамки, на титульном листе номер страницы не ставят.

3.1.8 Весь текст пояснительной записки делится на разделы (например, «Тепловой расчет», «Расчет деталей шатунно-кривошипного механизма», «Система смазки» и т.д.), подразделы (например, «Впуск», «Сжатие», «Сгорание-расширение», «Выпуск», «Индикаторные и эффективные показатели двигателя» – как подразделы теплового расчета), пункты и подпункты. Разделы имеют порядковые номера и обозначаются цифрами без точки. Подразделы в пределах каждого раздела имеют свою нумерацию, состоящую из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. Номера пунктов и подпунктов обозначаются порядковыми номерами, включающими номер раздела, подраздела, порядковые номера пункта и подпункта, также разделенные точкой. В конце номера раздела, подраздела, пункта и подпункта точка не ставится.

3.1.9 Наименование разделов записывают в виде заголовков симметрично тексту. Наименование подразделов записывают в начале строки строчными буквами (кроме первой прописной).

Каждый пункт, подпункт и перечисление (если таковое имеется в подпункте) записывают с абзаца.

3.1.10 Расстояние между заголовком раздела и текстом должны составлять 1,5 см, расстояние между заголовком раздела и подраздела 10 мм.

3.2 Структура расчетно-пояснительной записки

3.2.1 Расчетно-пояснительная записка курсового проекта должна в нижеуказанной последовательности включать разделы.

Содержание .

Реферат. Описание состава проекта: выполненных расчетов, графической части.

Введение. Описание назначения двигателя, целей проекта и способов их достижения, специального задания.

Тепловой расчет двигателя. По исходным данным произвести расчет топлива, коэффициента избытка воздуха, расчет процессов: впуска, сжатия сгорания, расширения, выпуска; расчет индикаторных и эффективных показателей двигателя, основных параметров цилиндра и двигателя.

Расчет и построение индикаторной диаграммы двигателя.

Расчет внешней скоростной характеристики двигателя . Расчет выполняется в зависимости от назначения двигателя.

Расчет теплового баланса двигателя.

Кинематический и динамический расчеты двигателя. Определение перемещения, скорости и ускорения поршня, сил инерции поступательно движущихся масс КШМ и суммарной силы, действующей, на поршень, разложение суммарной силы на составляющие, определение усилий, действующих на наиболее нагруженные шатунные в коренные шейки и подшипники, построение полярных и развернутых диаграмм нагрузок на шатунную шейку и подшипники, диаграммы износа шатунной шейки, определение набегающего и суммарного крутящего момента.

Анализ уравновешенности двигателя.

Расчет шатунной и поршневой группы:

– поршень

а) расчет днища на изгиб;

б) расчет верхней кольцевой перемычки на изгиб и срез расчет сечения канавки под первое маслосъемное кольцо на сжатие и растяжение;

в) расчет бокового давления юбки поршня на стенку цилиндра;

г) расчет удельного давления поршневого пальца на бобышки поршня;

д) определение критерия тепловой напряженности поршня и выбор способа охлаждения поршня;

е) определение критерия тепловой напряженности поршня и выбор способа охлаждения поршня;

ж) расчет диаметрального зазора между поршнем и гильзой цилиндра в холодном и горячем состоянии;

– поршневой палец

а) расчет на изгиб, срез и овализацию;

б) расчет удельного давления во втулке верхней головки шатуна;

– компрессионное кольцо

а) расчет напряжений изгиба при работе кольца и надевании кольца на поршень;

б) расчет эпюры давления кольца на стенку расчет зазора в замке кольца в холодном и горячем состоянии;

– шатун

а) расчет верхней (поршневой) головки шатуна на растяжение и сжатие по методике профессора Кинасошвили;

б) расчет напряжений в верхней головке шатуна от запрессованной втулки или поршневого пальца;

в) расчет стержня шатуна на растяжение, сжатие и изгиб в двух плоскостях под действием сил растяжения, сжатия и сил инерции;

г) расчет кривошипной головки шатуна;

д) расчет крышки кривошипной головки шатуна расчет шатунных болтов;

– коленчатый вал

а) расчет шатунной шейки на изгиб и кручение расчет щеки на изгиб в двух плоскостях и кручение расчет коренной шейки на изгиб;

б) описание назначения, устройства и работы систем двигателя:

1) система смазки;

2) система охлаждения;

3) система питания;

4) система запуска;

– стандартизация и унификация

а) перечень стандартов, использованных при проектировании;

б) перечень стандартных деталей перечень унифицированных деталей;

в) перечень оригинальных деталей.

Карта технического уровня. Сравнение основных технических характеристик проектируемого двигателя с базовым.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложение А. Специальное задание на курсовое проектирование.

3.2.2 Титульный лист записки выполняется по образцу, установленному в АлтГТУ для курсовых проектов (дан в Приложении А).

3.2.3 Реферат должен отражать основное содержание проекта и описывать тип рассчитываемого двигателя. Заглавием данного раздела служит слово «реферат», написанное на отдельной строке.

Объем реферата не должен превышать 1 страницы.

3.3 Введение

3.3.1 Во введении должны быть кратко охарактеризованы:

– народнохозяйственная потребность в двигателях такого типа, каким является спроектированный двигатель;

– тенденция в развитии техники и отраслей производства, использующих двигатели подобного типа;

– технический уровень современного двигателестроения подобного типа;

– тенденция развития рассматриваемого класса двигателей, новизна идей, заложенных в проектируемую модель;

– практическая и теоретическая ценность вопросов, разработанных в специальной части.

3.3.2 Целесообразность разработки и выпуска спроектированного двигателя устанавливается студентом на основании анализа перспективных планов соответствующей отрасли машиностроения, соответствующего типажа двигателей и машин, для которых двигатель предназначен. Обязательно составляется карта технического уровня для сравнения проектируемого (модернизируемого) двигателя с лучшими зарубежными и отечественными двигателями аналогичного типа, размерности и назначения. Во введении дается обоснование выбора схемы, компоновки и основных технических характеристик проектируемого двигателя на основе анализа технико-экономических характеристик отечественных и зарубежных аналогов, учета специфических требований, предъявляемых эксплуатирующими организациями.

3.3.3 Если основные показатели проектируемого двигателя уступают наиболее прогрессивным образцам, необходимо обосновать причины такого снижения уровня показателей.

3.3.4 Во введении должны быть обоснованы такие особенности проектируемого двигателя, как способ смесеобразования и тип камеры сгорания, схемы наддува (для двигателей с наддувом), сорта применяемых топлив и масел, число и расположение цилиндров.

3.3.5 В подразделе «Описание конструкции» необходимо кратко охарактеризовать конструктивные особенности проектируемого двигателя – число и расположение цилиндров, размерность, степень сжатия и форму камеры сгорания, описать конструкцию корпусных деталей, кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения, систем питания, воздухоснабжения, смазки, пуска, электрооборудования, автоматизации, наддува, должны быть указаны рекомендуемое топливо, масло, охлаждающая жидкость.

3.4 Тепловой расчет двигателя

3.4.1 Тепловой расчет двигателя предусматривает определение ряда характерных параметров рабочего процесса проектируемого двигателя при его работе на номинальном режиме (а в ряде случаев – на нескольких характерных режимах), экономичности двигателя в целом, среднего индикаторного давления и по заданной мощности размеров цилиндра и числа цилиндров. В результате теплового расчета строятся расчетная индикаторная диаграмма, используемая для определения переменных нагрузок на детали кривошипного механизма и крутящего момента, передаваемого потребителю.

3.4.2 Расчет рабочего процесса начинается с выбора ряда исходных параметров: давления и температуры воздуха на впуске Рк и Тк (при «свободном» впуске – Ро и То ), степени сжатия , коэффициента избытка воздуха , давления остаточных газов Рост , степени повышения давления при сгорании или давления вспышки (максимального давления цикла) Pz , коэффициента выделения тепла при сгорании z и др.

3.4.3 Каждый из выбираемых параметров должен быть достаточно убедительно обоснован материалами испытаний аналогичных двигателей, материалами заводских испытаний прототипа, данными вспомогательных расчетов. Обоснование должно быть конкретным и подтверждено соответствующими ссылками на публикации, графиками и таблицами. Такое же подтверждение конкретными опытными или расчетными данными должно иметь место и при выборе исходных параметров в других расчетах проекта (расчеты кинематики и динамики КШМ, механизма газораспределения, специальное задание и др.).

3.4.4 В случае проектирования двигателя с наддувом расчету рабочего процесса должен предшествовать предварительный расчет основных параметров системы наддува, позволяющий провести расчет рабочего процесса в 2–3 вариантах. В тех случаях, когда разработка системы наддува включается в специальное задание, расчет рабочего процесса должен быть по ряду параметров (P к , T к , P ост , , Tr ) тщательно согласован с расчетом наддувочного агрегата.

3.4.5 После определения основных параметров цилиндра двигателя проводится проверка теплового расчета по полученной эффективной мощности. Допускается отклонение расчетной эффективной мощности от величины, указанной в техническом задании, не более чем на ±5 %.

3.4.6 Завершающими этапами расчета рабочего процесса (теплового расчета) являются расчеты теплового баланса и характеристики ДВС. В тепловом балансе должны быть получены исходные данные для последующих расчетов систем охлаждения и смазки, для оценки теплонапряженности двигателя в целом. Количество тепла, эквивалентного эффективной мощности и уносимого с выхлопными газами, определяется по данным теплового расчета (Ne , То , Тг ), остальные составляющие баланса определяются по рекомендациям учебников и другой литературы (результаты испытаний, инструкции по устройству и эксплуатация), имеющей соответствующие сведения по двигателям, аналогичным проектируемому по степени форсировки, условиям работы, конструктивным особенностям.

3.4.7 Расчет характеристик и их графическое представление должны быть выполнены с учетом назначения двигателя (внешняя, винтовая, генераторная и т.д.) на основании не только общих рекомендаций, имеющихся в учебной литературе, но и обязательного анализа реальных характеристик двигателей-аналогов, опубликованных в технических паспортах, инструкциях по эксплуатации, рекламных проспектах и др. документах.

3.5 Кинематический расчет кривошипно-шатунного
механизма (КШМ)

3.5.1 Расчет кинематики КШМ направлен на определение перемещения, скорости и ускорения поршня для различных положений коленчатого вала при = 15° поворота коленчатого вала. Значения необходимых для выполнения расчетов тригонометрических функций, входящих в уравнения для S , v , j , следует брать из [1].

3.5.2 В записке должны быть обоснованы принимаемые в данном разделе соотношения S/D , R/l ш на основании анализа выполненных конструкций двигателей-аналогов (с конкретным указанием рассматриваемых моделей).

3.5.3 Расчет S , v , j завершается графическим построением указанных зависимостей.

3.6 Динамический расчет КШМ

3.6.1 В динамическом расчете КШМ двигателя определяются текущие по углу поворота коленчатого вала:

– силы, действующие на детали КШМ одного цилиндра;

– силы, действующие на одно колено (в случае многоблочных двигателей) коленчатого вала;

– набегающие и суммарный крутящие моменты;

– опорные реакции на коренных шейках наиболее нагруженного колена.

Все вычисления должны быть сведены в таблицы.

3.6.2 Для расчета инерционных сил необходимо принять величины масс поступательно движущихся частей поршневого комплекта, шатуна, колена. Выбор масс и их разбивка на составляющие, отнесенные к оси поршневого пальца m j и к оси шатунной шейки mr , осуществляется на основании конкретных данных по прототипу или аналогам или в худшем случае по рекомендациям учебной или справочной литературы.

3.6.3 По предварительно построенной индикаторной диаграмме (на основании выполненного теплового расчета) и определенным в кинематическом расчете текущим по ускорениям определяются текущие величины давления газов Рг и сил инерции Pj поступательно движущихся масс и (путем их суммирования) – текущие значения суммарной силы Р S , действующей на поршень.

Определяются текущие значения сил, действующих на отдельные элементы КШМ: S – по оси шатуна; N – нормального давления на стенку цилиндра со стороны поршня; Т и Z – тангенциальной и нормальной сил, действующих на кривошип.

Все данные по текущим значениям Рг , Pj , S , N , T , Z должны быть сведены в таблицу.

3.6.4 По принятому (и, соответственно, обоснованному ссылками на аналоги) порядку работы составляется таблица для расчета текущих значений набегающих и суммарного крутящего моментов двигателя Мкш i и Мкш S . Для двигателей с прицепными и вильчатыми шатунами определяются суммарные для каждого кривошипа силы Т S i и Z S i от всех цилиндров, работающих на данный кривошип. Следует иметь в виду, что в многоблочных двигателях не всегда принимается (удается принять) такой порядок работы, при котором все колена работают
в одинаковой последовательности. Например, для двигателей типа
КамАЗ-740, ЗИЛ-130 при принятом для них порядке работы 1-5-4-2-6-3-7-8 одинаковая последовательность работы цилиндров левого и правого блоков имеет место лишь для 1, 2 и 3 кривошипов, для 4 кривошипа вспышка в правом блоке происходит не через 90° после вспышки в цилиндре левого блока, как для остальных кривошипов, а через 150° п.к.в.

3.6.5 После выбора наиболее нагруженного кривошипа составляется таблица для определения опорных реакций RTi и RZi на коренных опорах.

3.6.6 В графической части проекта должны быть построены следующие графики, относящиеся к разделу «Динамический расчет»:

для одного цилиндра

а) развернутые по углу поворота коленчатого вала текущие значения давления Рг и сил инерции Р j , здесь же должен быть построен график P S = f ();

б) кривые S, Z = f ();

в) кривые N , T = f ();

г) полярную и развернутую по диаграммы нагрузок на шатунную шейку;

д) полярную диаграмму нагрузки на шатунный подшипник;

е) диаграмму износа шатунной шейки;

ж) для двигателей с прицепными и вильчатыми шатунами строятся полярные и развернутые по диаграммы нагрузки на шатунную шейку наиболее нагруженного кривошипа;

для двигателя в целом

а) кривая M кш S = f () на периоде ее изменения, должна быть нанесена линяя среднего значения M кш S ср = f ().

3.6.7 На каждом графике нанести шкалы и размерности по осям абсцисс и ординат, на листе графической части показать схему КШМ с обозначением действующих сил.

3.6.8 Векторная диаграмма нагрузок на шатунную шейку должна иметь обозначения полюса диаграммы без учета сил инерции и с учетом соответствующих сил инерции; схематически должно быть изображено положение кривошипа в принятой системе координат [16].

3.6.9 По развернутой диаграмме нагрузок на шатунную шейку определяются средние и максимальные удельные нагрузки на соответствующую шейку, которые не должны превышать допустимых для данного типа ДВС значений.

3.6.10 Анализируется уравновешенность проектируемого двигателя от действующих сил инерции поступательно движущихся масс, центробежных сил вращающихся масс и их моментов путем определения результирующих. Уравновешивание двигателя осуществляется выбором соответствующего числа цилиндров и их расположением, такой формой коленчатого вала, которая позволяла бы переменные силы инерции и их моменты взаимно уравновесить вводом дополнительных масс – противовесов.

Если двигатель остается частично неуравновешенным, то вопрос о необходимости специального уравновешивания решается на основании критериев A.M. Каца.

Двигатель считается хорошо уравновешенным при 0,002 и 0,002.

При 0,004 и 0,004 двигатель требует дополнительного уравновешивания. Необходимо в этом случае определять параметры уравновешивающих устройств – противовесов или механизмов уравновешивания.

3.7 Расчет на прочность основных деталей двигателя

3.7.1 Расчет на прочность и износостойкость проводится для основных деталей кривошипно-шатунного механизма (поршневая и шатунная группы, коленчатый вал). Обязательно при расчете каждой детали приводить ее эскиз с нанесением необходимых размеров, схему действующих нагрузок с указанием расположения опасных сечений. Необходимо выбрать материал, термообработку и метод упрочнения. Прочностную оценку деталей, подверженных переменным нагрузкам, рекомендуется проводить по запасам прочности. Конструктивные формы деталей выбирают с обязательной ссылкой на аналоги или другие рекомендации при разработке новой конструкции.

3.7.2 Поршневая группа. Наиболее напряженной деталью является поршень, воспринимающий значительные силы давления газов, инерционные и тепловые нагрузки.

Проводится проверочный расчет днища поршня на изгиб от действия максимальных сил давления газов и тепловых нагрузок. Опреде­ляются напряжения в центре днища поршня и по краям, принимая его как круглую пластину, защемленную по контуру или как свободно опирающуюся на стенки поршня.

Минимальное поперечное сечение, расположенное выше бобышек в канавке для маслосъемного кольца, проверяет на сжатие. Первую кольцевую перемычку поршня проверяют на изгиб и срез, определяя сложное напряжение по третьей теории прочности.

Направляющая часть поршня проверяется на удельное давление, определяется форма боковой поверхности, зависящая от монтажных зазоров отдельных зон поршня в цилиндре.

Оценка износостойкости поршневого пальца определяется по величине удельного давления на бобышках поршня и втулке шатуна. Напряженно-деформированное состояние пальца определяется при его изгибе, срезе в зазорах между торцами бобышек и втулки шатуна и в результате овализации.

При расчете кольца определяют давление на стенку цилиндра и напряжения изгиба в расчетном сечении кольца в рабочем состоянии и при надевании кольца на поршень.

Шатунная группа. В поршневой головке шатуна определяются напряжения, возникающие в результате растяжения силами инерции массы поршневой группы и сжатия суммарной силой давления газов и сил инерции. Кроме того, в поршневой головке шатуна возникают предварительные напряжения от запрессовки в нее с натягом бронзовой втулки и увеличения натяга при нагреве соединения.

В среднем сечении стержня определяются напряжения, учитывающие сжатие и продольный изгиб в плоскости качания шатуна и в перпендикулярной плоскости.

Для крышки кривошипной головки шатуна определяются напряжения в среднем сечении, рассматриваемом как одно целое с верхней частью кривошипной головки, и поперечная диаметральная деформация кривошипной головки шатуна.

Шатунные болты растягиваются силой предварительной затяжки и переменной силой инерции.

Расчетная нагрузка на болт определяется из условия обеспечения нераскрытия стыка кривошипной головки шатуна. Для минимального сечения стержня болта определяются напряжения и запас прочности.

Наиболее трудоемким является расчет коленчатого вала. Расчет выполняется по разрезной схеме для наиболее нагруженного криво­шипа многоопорного коленчатого вала как статический (определение напряжений), так и с учетом действия знакопеременной нагрузки (определение запасов прочности).

Необходимо составить таблицу набегающих крутящих моментов на всех коренных шейках, моментов, скручивающих и изгибающих шатунную шейку и щеки, и сил растяжения (сжатия) щек. Напряжения и запасы прочности подсчитывается для всех элементов коленчатого вала.

Конструктивные размеры корпусных деталей выбираются. Толщина стенки блока цилиндров и картера в чугунном литье 3,5–8 мм, перегородок – 4–7 мм. Минимальная толщина стенок ограничивается возможностью выполнения отливки. При изготовлении блока цилиндров и картера из алюминиевого сплава толщина стенок увеличивается на 2 мм.

3.8 Задание

Специальное задание является одним из основных разделов проекта. Тематика специального задания проектов указана ниже (см. Приложение А).

3.9 Содержание

Содержание представляет собой перечисление разделов и подразделов расчетно-пояснительной записки. Слово «Содержание» записывается в виде заголовка прописными буквами в отдельной строке симметрично тексту. Здесь должны быть перечислены все заголовки разделов и подразделов, имеющихся в записке.

4 ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

Графическая часть проекта выполняется с помощью специальных чертежных программ на листах формата А1.

4.1 Графическая часть проекта, содержащая графики к тепловому, динамическому, кинематическому расчетам, иллюстративный материал (блок-схемы программ, принципиальные и конструктивные схемы систем двигателя и т.д.), должна быть оформлена в соответствии с требованиями к оформлению рисунков, графиков, схем. Допускается выполнение листов курсового проекта, содержащих графики к тепловому, динамическому, кинематическому расчетам, на миллиметровой бумаге формата А4.

Графики к тепловому, кинематическому, динамическому расчетам выполняют на 1–2 листах формата А4.

На листах должно быть размещено:

– индикаторная диаграмма рабочего процесса двигателя в осях P - V (S ) с обозначением характерных точек диаграммы (открытие, закрытие клапанов, опережение подачи топлива (зажигания), начало видимого сгорания, достижение максимального давления). На свободном поле диаграммы размещается таблица основных параметров двигателя (D , S , Pe и т.д.);

– внешняя скоростная характеристика.

4.2 Компоновку двигателя начинают выполнять с КШМ в плоскости качания шатуна, т.е. вначале выполняется поперечный разрез двигателя.

Рекомендуется следующая последовательность компоновки КШМ в поперечном разрезе.

1. Проведение разметки КШМ по выбранным размерам D , S , R , по отношению .

2. Определение размеров и конфигурации шатуна. Компоновку шатуна рекомендуется начинать с вычерчивания нижней головки, размеры которой зависят в основном от диаметра шатунной шейки, способа крепления крышки и размеров шатунных болтов. Затем прочерчивается верхняя головка, размеры которой определяются диаметром поршневого пальца. После этого наносятся контур стержня шатуна, вычерчиваются переходы от стержня к верхней и нижней головкам.

3. Компоновка поршня. Целесообразно начинать с выбора основных размеров (высота поршня, расположение оси поршневого пальца относительно нижнего торца, конфигурация днища и его размеры, число поршневых колец, их размеры и расположение на поршне). После определения основных размеров наносится контур поршня.

4. Компоновка цилиндра. На этом этапе проектирование заключается в выборе длины цилиндра, которая зависит от величины верхнего и нижнего выбега поршня.

Определив длину цилиндра двигателя, следует провести контрольное проворачивание шатуна, чтобы убедиться в отсутствии задевания его о нижнюю кромку цилиндра.

5. Определение размеров и конфигурации коренных подшипников. Компоновку коренного подшипника на поперечном разрезе следует начинать с выбора диаметра коренной шейки и выбора толщины вкладыша коренного подшипника. На чертеже наносится контур наружного диаметра вкладыша. Задаваясь толщиной крышки, прочерчивают ее контур и устанавливают размеры площадок под крепежные болты.

Компоновка КШМ на продольном разрезе производится в следующей последовательности.

1. Определение размеров и конфигурации блока цилиндров. Компоновку блока цилиндров следует начинать с определения расстояния между осями соседних цилиндров по отношению L 0 , L 0 / D . Выбрав эти величины, приступают к разметке кривошипно-шатунного механизма, при этом наносят горизонтальную ось – ось коленчатого вала и оси цилиндров. После нанесения оси вала необходимо с поперечного разреза перенести положение верхней плоскости блока. Затем с поперечного разреза следует перенести положение нижней кромки цилиндров. Далее следует приступить к вычерчиванию цилиндров двигателя. При этом показывается толщина стенок, высота верхнего бурта мокрых гильз, высота посадочных поясов, высота уплотнительных поясов и др. Эти величины могут быть приняты по аналогии с выполненными конструкциями.

2. Определение размеров и конфигурации коленчатого вала. Для вычерчивания коленчатого вала необходимо нанести оси шатунных шеек, для чего заранее нужно определить форму вала. На продольном разрезе должны быть установлены длины шатунных и коренных шеек и толщина щек. Назначив продольные размеры элементов вала и проверив их увязку с принятой величиной L бл , можно приступить к вычерчиванию коленчатого вала. Для завершения чертежа коленчатого вала следует изобразить также хвостовик с элементами крепления маховика. Далее нужно наметить габариты маховика.

3. Определение размеров и конфигурации поршня и поршневого пальца. С поперечного разреза следует перенести на продольное положение оси поршневого пальца, размеры и расположение поршневых колец, длину юбки поршня. Форма и размеры внутренних элементов поршня на этом этапе проектирования могут быть намечены ориентировочно.

Вычерчивание поршневого пальца начинается с переноса с поперечного разреза его наружного диаметра. Далее по существующим соотношениям следует установить длину пальца и показать способ крепления его в бобышках поршня.

4. Определение размеров и конфигурации шатуна. Для вычерчивания нижней головки шатуна необходимо с поперечного разреза перенести толщину вкладыша и изобразить контур вкладыша на шатунной шейке. Затем с поперечного разреза следует перенести высоту профиля крышки и изобразить контур крышки, боковые поверхности которой на чертеже совпадают с торцевыми поверхностями шатунной шейки. Вычерчивание верхней головки шатуна начинают с установления ее длины с учетом обеспечения достаточного зазора между торцами верхней головки шатуна и бобышками поршня. Остальные размеры переносятся с поперечного разреза. Отношение высоты двутаврового сечения стержня шатуна к ширине может быть принято равным 1,3–1,6.

5. Определение размеров и конфигурации коренных подшипников. Вычерчивание коренных подшипников начинают с перенесения с поперечного разреза толщины их вкладышей и высоты профиля крышек. Следует определить ширину вкладыша. Наметив ширину вкладышей, следует прочертить габариты крышек; конфигурацию сечения крышек можно пока наметить приблизительно. При компоновке коренных подшипников необходимо решить вопрос о размещении и конструкции опорного подшипника, ограничивающего осевое перемещение коленчатого вала.

Компоновка распределительного механизма при верхнем расположении клапанов и размещении камеры сгорания в головке блока производится в следующей последовательности.

1. Для компоновки газораспределения надо в первую очередь выбрать тип камеры сгорания и схему привода клапанов.

2. Следует сделать вид на головку цилиндров снизу, со стороны камеры сгорания. Эту проекцию выполняют на отдельном листе. Построение надо начинать с нанесения осей цилиндров – продольной и снесенных с продольного разреза поперечных, а также окружностей, изображающих контуры цилиндров двигателя. Затем наметить размеры головок клапанов. Выбор диаметра клапанов следует увязать с размерами камеры сгорания и нанести оси клапанов, после чего прочертить контур камеры сгорания. Закончив изображение камеры и клапанов, расставить крепящие головку шпильки. Затем разместить отверстия для перепуска воды из блока в головку, перейти к компоновке газораспределения на поперечном разрезе.

3. Определение размеров и конфигурации головки и клапана. В первую очередь на чертеже следует нанести контур камеры сгорания, для этого задать ее высоту в зоне расположения клапанов. Нанеся на чертеже высоту камеры сгорания и измерив на виде головки снизу величину смещения клапанов, отметить положение центра головки клапана. Затем провести ось клапана и изобразить клапан. Теперь нужно нанести контуры боковых стенок камеры сгорания. На чертеже изображают отверстие под свечу или форсунку. Далее показывают седло и контуры клапанного патрубка, после чего намечают положение верхней стенки головки и проводят ее контур. Здесь же наносится контур пружины и ее тарелки.

Эскизное прочерчивание механизма привода клапана. Необходимо выбрать расположение распределительного вала на чертеже поперечного разреза. Наметив центр, прочертить окружности опорных шеек вала и профиль кулачка. Затем изобразить толкатель. После этого определяется положение верхней и нижней кромок направляющих толкателя. Затем наносят ось штанги и приступают к компоновке коромысла, для чего в первую очередь наносят вертикальную ось качания коромысла. После окончания компоновки механизма привода нужно закрыть клапанный механизм головка крышкой.

Теперь следует приступить к компоновке газораспределительного механизма на продольном разрезе.

Продольный разрез необходимо выполнять в двух плоскостях: один разрез выполняется по плоскости расположения клапанов и показывает оси клапанов, направляющие седла, поперечные сечения патрубков и камеры сгорания, второй разрез показывает толкатели и их направлявшие, а также штанги.

Эта работа выполняется на основе переноса ранее определенных размеров. Все необходимые размеры переносятся с поперечного разреза. Далее следует провести ось распределительного вала. После этого прочертить распределительный вал. Показать устройство дня фиксации распределительного вала от осевых перемещений, разместить детали привода распределительного вала.

Рассмотренная последовательность компоновки газораспределительного механизма сохраняется и в случае дизеля с непосредственным впрыском топлива (камера в поршне), т.к. с конструкцией камеры сгорания должны быть увязаны только геометрия впускного канала и диаметры тарелок клапанов (через положение форсунки в головке блока).

Компоновка корпуса на поперечном и продольном разрезах производится в следующей последовательности.

1. На поперечном разрезе необходимо наметить стенки водяных рубашек, ширина которых определяется шириной скомпонованной ранее верхней плоскости блока.

2. При компоновке стенок картера в первую очередь намечают линию плоскости разъема. Затем прочерчивают контуры стенок картера. Основой для проектирования контура картера служит огибающая, прочерченная при контрольном проворачивании коленчатого вала с шатуном.

3. Изобразив контуры стенок картера, вычерчивают бобышки шпилек коренных подшипников и поперечную перегородку картера.

4. Наметить глубину и ширину поддона картера. На продольном разрезе нанести поперечные стенки картера и их оребрение.

5. Показать элементы уплотнения переднего и заднего концов коленчатого вала.

6. Провести контур поддона картера.

7. Наметить контуры картера маховика.

8. Определить способы уплотнения газового стыка.

9. На разрезах необходимо указать основные размеры, определяющие конструкцию двигателя (габаритные размеры L , В , расстояние между цилиндрами, диаметры коренных и шатунных шеек, диаметр поршневого пальца, диаметры тарелок клапанов впуска и выпуска, длины шатуна и шеек коленчатого вала и др.).

Каждый лист графической части проекта должен быть подписан студентом, руководителем и нормоконтролером.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
Специальное задание на курсовое проектирование

Таблица А.1 – Специальное задание на курсовое проектирование

Номер варианта

Тип

двигателя

Число тактов, t

Число цилиндров, i

Расположение цилиндров

Мощность, N e , л.с.

Частота

вращения, n , об/мин

Модель двигателя

1

бенз.

4

4

рядный

73

5400

ВАЗ 2121

2

бенз.

4

4

рядный

62

5600

ВАЗ 2101

3

бенз.

4

4

рядный

80

5400

ВАЗ 2106

4

бенз.

4

4

рядный

75

5800

ВАЗ 2121

5

бенз.

4

4

рядный

95

4500

ГАЗ 560.10

6

бенз.

4

4

рядный

85

2500

УМЗ 4178.10

7

бенз.

4

4

рядный

77

5600

ВАЗ 2103

8

бенз.

4

8

V-образ.

111

3200

ГАЗ 560.10

9

бенз.

4

8

V-образ.

150

3200

ЗИЛ 508.10

10

бенз.

4

8

V-образ.

300

4400

ЗИЛ 508.10

11

дизель

4

8

V-образ.

210

2600

КамАЗ 740.10

12

дизель

4

8

V-образ.

180

2300

ЯМЗ 236М2

13

дизель

4

4

рядный

22

2200

«4»-8,5/11

14

дизель

4

4

рядный

54

1300

Д-54

15

дизель

4

4

рядный

40

1200

Д-40

16

дизель

4

6

рядный

100

1600

А-01 МЛ (ТТ-4)

17

дизель

4

8

V-образ.

260

2600

КамАЗ 7403.10

18

дизель

4

8

V-образ.

180

2700

ЯМЗ-236

19

дизель

4

8

V-образ.

180

2400

КамАЗ 7403.10

20

дизель

4

8

V-образ.

240

2700

ЯМЗ-238

21

бенз.

4

4

рядный

90

5200

ВАЗ 2121

22

бенз.

4

4

рядный

62

5600

ВАЗ 2101

23

бенз.

4

4

рядный

80

5600

ВАЗ 2121

24

бенз.

4

4

рядный

95

4500

ЗМЗ-402

Продолжение таблицы А.1

25

дизель

4

6

рядный

150

1500

Д-6

26

бенз.

4

4

рядный

62

5600

ВАЗ 2101

27

дизель

4

8

V-образ.

180

2700

ЯМЗ-236

28

бенз.

4

4

рядный

75

5800

412Э

29

бенз.

4

4

рядный

95

4500

ГАЗ 560.10

30

дизель

4

8

V-образ.

210

2600

КамАЗ 740.10

31

дизель

4

4

рядный

54

1430

Д-54

32

бенз.

4

8

V-образ.

130

3200

ЗИЛ 508.10

33

бенз.

4

4

рядный

75

4000

УМЗ 451 М

34

бенз.

4

8

V-образ.

110

3400

ЗИЛ 508.10

35

бенз.

4

4

рядный

77

5600

ВАЗ 2103

36

бенз.

4

4

рядный

80

5400

ВАЗ 2106

37

дизель

4

8

V-образ.

280

2800

КамАЗ 7403.10

38

дизель

4

4

рядный

22

2200

«4»-8,5/11

39

дизель

4

6

рядный

150

1000

Д-6

40

бенз.

4

8

V-образ.

111

3200

ГАЗ 560.10

41

дизель

4

8

V-образ.

180

2100

КамАЗ 7403.10

42

бенз.

4

4

рядный

85

5300

ВАЗ 2121

43

бенз.

4

4

рядный

62

5600

ВАЗ 2101

44

дизель

4

8

V-образ.

265

2300

ЯМЗ 236М2

45

дизель

4

6

рядный

110

1800

А-01 МЛ (ТТ-4)

46

дизель

4

8

V-образ.

240

2700

ЯМЗ-238

47

дизель

4

4

рядный

40

1200

Д-40

Примечание – Способ охлаждения – жидкостной

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Пример оформления титульного листа пояснительной записки
к курсовому проекту

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

Механический факультет

Кафедра «Автомобильный транспорт»

Курсовой проект защищен с оценкой____________

Руководитель проекта_____________Е.В. Романова

подпись

«____»___________ 20___ г.

ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 2101

Пояснительная записка

к курсовому проекту

по дисциплине «Рабочие процессы, конструкция и основы расчета энергетических установок и транспортно-технологического

оборудования»

КП 190603.65.000 ПЗ

Студент группы АТ-61 Иванов А.А.

Руководитель проекта доцент, к.т.н. Романова Е.В.

БИЙСК 2011

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Колчин, А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: учебное пособие для вузов / А.И. Колчин, В.П. Демидов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003. – 496 с.

2. Вахламов, В.К. Автомобили: Конструкция и элементы расчета: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.К. Вахламов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.

3. Вахламов, В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.К. Вахламов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 240 с.

4. Малкин, В.С. Техническая эксплуатация автомобилей: Теоретические и практические аспекты: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Малкин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.

5. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте: Приложение к распоряжению Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р: методические рекомендации. – М.: КНОРУС, 2010. – 160 с.

6. Трофименко, И.Л. Автомобильные эксплуатационные материалы: учеб. пособие / И.Л. Трофименко, Н.А. Коваленко, В.П. Лобах. – Минск: Новое знание, 2008. – 232 с.

7. Савич, Е.Л. Легковые автомобили: учеб. пособие / Е.Л. Савич. – М.: Минск: Новое знание, 2009. – 651 с.

Дополнительная литература

1. Вахламов, В.К. Техника автомобильного транспорта: Подвижной состав и эксплуатационные свойства: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.К. Вахламов. – М.: Академия, 2004. – 528 с.

2. Данов, Б.А. Системы управления зажиганием автомобильных двигателей / Б.А. Данов – М.: Горячая линия. – Телеком. – 2003. – 184с.

3. Гладов, Г.И. Легковые автомобили отечественного и иностранного производства (Новые системы и механизмы): Устройство и техническое обслуживание: учебное пособие / Г.И. Гладов, А.М. Петренко. – М.: Транспорт, 2002. – 183 с.

4. Двигатели внутреннего сгорания: Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей: учебник для втузов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» / Д.Н. Вырубов, [и др.]; под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. – М.: Машиностроение, 1983. – 372 с.

5. Двигатели внутреннего сгорания: Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей: учебник для студентов втузов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» / Д.Н. Вырубов, [и др.]; под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. – М.: Машиностроение, 1984. – 384 с.

6. Двигатели внутреннего сгорания: Системы поршневых и комбинированных двигателей: учебник для вузов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» / С.И. Ефимов, [и др.]; под общ. ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. – М.: Машиностроение, 1985. – 456 с.

7. Автомобильные и тракторные двигатели. Ч. 1 и 2: учебник для вузов / И.М. Ленин, [и др.]. – М.: Высш. школа, 1976. – 711 с.

8. Теория двигателей внутреннего сгорания. Рабочие процессы: учебник для вузов / под ред. Н.Х. Дьяченко. – Л.: Машиностроение, 1974. – 552 с.

9. Конструирование и расчет двигателей внутреннего сгорания: учебник для вузов / Н.Х. Дьяченко, [и др.]; под ред. Н.Х. Дьяченко. – Л.: Машиностроение, 1979. – 392 с.

10. Автомобильные двигатели: учебник для вузов / В.М. Архангельский [и др.]; под ред. М.С. Ховаха. – М.: Машиностроение, 1977. –592 с.

11. Двигатели армейских машин. Ч. 1 и 2 / П.М. Белов [и др.]. – М.: Воениздат, 1972. – 1080 с.

12. Поспелов, Д.Р. Конструкция двигателей внутреннего сгорания с воздушным охлаждением / Д.Р. Поспелов. – М.: Машиностроение, 1973. – 351 с.

13. Попык, К.Г. Конструирование и расчет автомобильных и тракторных двигателей: учебник для втузов / К.Г. Попык. – М.: Высш. школа, 1973. – 400 с.

14. Дизели: справочник / под общ. ред. В.А. Ваншейдта [и др.]. – Л.: Машиностроение, 1977. – 480 с.

15. Тракторные дизели: справочник / Б.А. Взоров, [и др.]; под общ. ред. Б.А. Взорова. – М.: Машиностроение, 1981. – 535 с.

Учебное издание

Романова Елена Витальевна

РАСЧЕТ ТЕПЛОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Методические рекомендации по выполнению курсового проекта

по дисциплине «Рабочие процессы, конструкция и основы расчета энергетических установок и транспортно-технологического

оборудования» для студентов специальности 190603.65

очной и заочной форм обучения

Редактор Соловьева С.В.

Технический редактор Сазонова В.П.

Подписано в печать 01.03.11. Формат 6084 1/16

Усл. п.л. 1,80. Уч.-изд. л. 1,94

Печать – ризография, множительно-копировальный

аппарат «RISO EZ300»

Тираж 50 экз. Заказ 2011-46

Издательство Алтайского государственного

технического университета

656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, 46

Оригинал-макет подготовлен ИИО БТИ АлтГТУ

Отпечатано в ИИО БТИ АлтГТУ

659305, г. Бийск, ул. Трофимова, 27

Скачать архив с текстом документа