Методические рекомендации по выполнению курсовой работы для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Белгород 2008

СОДЕРЖАНИЕ: Методические указания предназначены для студентов, изучающих дисциплину «Стратегический менеджмент» ивыполняющих, согласно учебному плану, курсовую работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»

Белгород – 2008


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи курсовой работы

2. Выбор темы

3. Разработка плана курсовой работы

4. Основное содержание курсовой работы

5. Оформление курсовой работы

6. Оформление литературы

7. Порядок защиты курсовой работы

8. Критерии оценки курсовой работы

9. Приложения

Данные методические указания предназначены для студентов, изучающих дисциплину «Стратегический менеджмент» и выполняющих, согласно учебному плану, курсовую работу.

1. Цели и задачи курсовой работы

Курсовая работа – это самостоятельное, комплексное, объёмное учебно – научное исследование, предполагающее творческий подход к проработке его содержания при соблюдении стандартов и грамотности оформления. Выполняя курсовую работу, студент систематизирует, углубляет и закрепляет полученные знания. Курсовая работа проверяется, рецензируется преподавателем и защищается студентом.

Цель написания курсовой работы - закрепить и систематизировать знания, полученные при изучении стратегического менеджмента, научить студентов применять знания для анализа, определения тенденций развития, формулированию выводов и разработке решений по конкретным современным проблемам организаций.

Задачами подготовки курсовой работы является выработка навыков:

- выбор актуальной и доступной для исследования темы;

- подбор и обработка необходимой для раскрытия темы учебной и монографической литературы;

- составление развернутого плана исследования;

- определение объекта и методов исследования;

- поиск и обработка первичной информации о деятельности организации-объекта исследования;

- анализ состояния проблемы, выбранной в качестве темы курсовой работы, в конкретной организации;

- составление проектных предложений по решению исследуемой проблемы в рассматриваемой организации;

- умение делать выводы и обобщения;

- составление и оформление списка литературы и сносок на него по тексту работы;

- оформление, презентация и защита курсовой работы.

Качество выполнения курсовой работы и уровень защиты отражает понимание студентом категориального аппарата дисциплины.

2. Выбор темы

Тематика курсовых работ определяется кафедрой менеджмента организации. В некоторых случаях тема может быть предложена самим студентом, но обязательно уточнена и согласована с научным руководителем. При выборе темы целесообразно учесть тему будущей дипломной работы (проекта). Примерные темы курсовых работ по стратегическому менеджменту даны в Приложении 1. После выбора и согласования темы с научным руководителем студент должен написать заявление о закреплении темы на имя заведующего кафедрой менеджмента организации (Приложение 2).

3. Разработка плана курсовой работы

Составление плана работы является вторым после выбора темы и важнейшим этапом её подготовки. Целесообразно разрабатывать его в два приёма:

I. Наметить основные блоки (Главы), содержащие главные моменты темы, дать название блокам (Главам).

II. Провести детализацию каждого блока (Главы), т.е. разделить на параграфы.

Примерная структура плана дана в Приложении 3.

4. Основное содержание курсовой работы

Курсовая работа должна состоять из следующих разделов: титульный лист, план, введение, глава 1, глава 2, глава 3, заключение, список литературы, приложения (если есть).

Титульный лист : см. требования к оформлению в Приложении 4.

План: см. примерный план в Приложении 3.

Введение (2-3 стр.) включает следующие обязательные рубрики:

- актуальность выбранной темы курсовой работы;

- степень изученности проблемы;

- объект исследования;

- цель исследования;

- задачи исследования;

- теоретическая и эмпирическая база исследования.

При характеристике актуальности темы курсовой работы необходимо объяснить, почему выбранный аспект имеет значение для науки и практики управления, применительно к какой сфере деятельности или отрасли экономики важно развивать и использовать достижения научной мысли в области стратегического управления, к каким основным эффектам для конкретных организаций это может привести.

Степень изученности проблемы отражает то, чем представлена в научной, учебной, монографической, публицистической литературе тема исследования; какие ученые внесли свой вклад в развитие теории стратегического управления; какие основные модели и школы взяты автором курсовой работы для составления собственной гипотезы.

Объект исследования – конкретно сформулированные подсистемы, процессы или виды деятельности в той организации, на примере которой выполняется курсовая работа. Объектом обязательно должна являться реальная организация любого размера, формы собственности, формы хозяйствования, отрасли или любая ее часть. Например: БелГУ, факультет, студенческая группа; завод, цех, бригада; государственное учреждение, отдел и пр.

Цель исследования – конкретный результат, который автор намерен получить, выполнив исследование по теме курсовой работы. Результатом могут считаться модели, программы, стратегии, сценарии и др., но не могут быть процессы (анализ, изучение, разработка и пр.).

Задачи курсовой работы – те последовательные действия, которые автор предпринимает для проведения исследования. Они должны корреспондировать с главами и параграфами курсовой работы.

Теоретическая и эмпирическая база исследования : какими источниками информации пользовался автор для написания теоретической, аналитической и проектной частей работы. Здесь же приводится перечень основных методов и приемов исследования, которые использованы в работе.

Глава 1. Эта часть работы носит теоретический характер и разрабатывается с использованием обширной монографической и учебной литературы. Глава состоит из трех параграфов, последовательно раскрывающих теорию проблемы, вынесенной в заглавие курсовой работы, каждый из которых должен быть не менее 8 стр. (требования к оформлению и формату страниц см. в разделе «Оформление курсовой работы»). Текст должен обязательно сопровождаться ссылками на источники литературы (см. раздел «Правила оформления ссылок»). Глава должна завершаться краткими выводами по рассмотренной теории.

Глава 2. Носит аналитический характер, состоит из двух параграфов. Параграф 2.1 содержит общую характеристику рассматриваемой организации: краткая история, организационная структура, виды деятельности, объемы и ассортимент выпускаемой продукции, численность и состав персонала, финансовые результаты деятельности и др. В параграфе 2.2 проводится анализ состояния именно той проблемы, которая вынесена в заглавие курсовой работы. Например, при выборе темы, связанной с миссией и целями стратегии, в этом параграфе рассматривается наличие этих документов в организации, их соответствие требованиям и принципам системы стратегического управления. Объем каждого из параграфов – не менее 5 стр. При написании этой главы необходимо обязательно использовать табличную, графическую форму представления материалов, рисунки, схемы, формулы и пр. (правила оформления см. в Приложении 5). Глава также завершается выводами.

Глава 3. Является проектной, т.е. содержит авторское решение проблемы, вынесенной в заглавие курсовой работы применительно к выбранному в качестве объекта исследования предприятию. Она может иметь в своем составе два параграфа, а может состоять только из одной части под заголовком главы (по согласованию с научным руководителем). По итогам главы – выводы. Объем текста – не менее 5 стр.

Заключение. В этой части работы сводятся воедино все выводы по главам. Необходимо добиться, чтобы между ними была связь и преемственность, чтобы последующие выводы вытекали из предыдущих. Объем – примерно 2 стр.

Список литературы . Здесь размещаются все источники, использованные для формирования текста работы, включая и первичные документы с предприятия (Устав, баланс и пр.). Общее количество должно быть примерно 15-20 позиций. Правила оформления см. в Приложении 6, а также в соответствии с ГОСТ 1-2003.

Приложения. Этот раздел включается в курсовую работу по усмотрению автора, содержит дополнительную к тексту информацию или информацию, слишком громоздкую для размещения в основном тексте (например, схема организационной структуры), в объеме курсовой работы не учитывается.

5. Оформление курсовой работы

Оформление курсовой работы должно соответствовать определенным нормам. Работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297).

Поля – левое - 30 мм

правое – 15 мм

верхнее – 20 мм

нижнее – 20 мм

Текст печатается через 1.5 интервала.

Расстояние от названия главы до названия параграфа, от названия параграфа до начала основного текста равно одному полуторному интервалу.

Абзацы в тексте начинают отступом от левого поля равным 5 знакам.

Шрифт обычный, цвет чёрный, кегль 14.

Нумерация сквозная, начиная с титульного листа, который не нумеруется, но учитывается в общем объёме. Нумерация выполняется с третьего листа (Введение) на верхнем его поле посередине страницы арабскими цифрами, без каких – либо других знаков.

Титульный лист – первая страница работы, оформляется так, как показано в Приложении 4. На второй странице располагается план работы. Каждая глава работы должна иметь заголовок и начинаться с нового листа. Параграфы внутри главы располагаются по тесту.

Список литературы оформляется по ГОСТу 7.1. – 84 от 31 марта 1984 г. № 1167 и ГОСТу 7.1–2003, введённому с 1 июля 2004 г.

6. Оформление литературы

А) порядок расположения источников в списке литературы:

1. КОНСТИТУЦИЯ РФ

2. ЗАКОНЫ РФ

3. ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ

4. УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ

5. ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВУИТЕЛЬСТВА РФ

6. ТЕМАТИЧЕСКИЕ СБОРНИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

7. ПОСТАНОВЛЕНИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РФ

Далее источники и литература располагаются по алфавиту авторов или заглавий.

Иностранные источники – в порядке латинского алфавита.

Список литературы имеет сквозную нумерацию.

б) образцы написания источников:

Описание книги одного автора

Кравченко, А.И. История менеджмента /А.И.Кравченко.- М.: Академический проект, 2005. –560 с.

Описание книги двух авторов

Райзберг, Б.А. Управление экономикой: учебник /Б.А. Райзберг, Р.А. Фатхутдинов.- М.: Бизнес-школа, 2008.- 200 с.

Описание книги трёх авторов

Корицкий, Э.Б. Научный менеджмент: российская история / Э.Б. Корицкий, Т.В. Нинциева, В.Х. Шетов.- СПб.: Питер, 1999.- 384 с.

Описание книги четырёх авторов

Система российского права/ М.В.Байдин, С.И.Иванов, М.Т.Шитов, П.Л.Кайзеров. - М.: Наука, 2003.- 156 с.

Описание книги пяти и более авторов

Перспективы хозяйственного планирования/ П.О.Кунин, А.И.Коптев, В.В.Петров и др.; Под общ. ред. П.О. Кунина.- М.: Наука, 1987.- 209 с.

Описание книг без указания авторов

Каким быть плану: дискуссии 20-х годов /Сост. Э.Б.Корицкий.- Л.: 1989.- 124 с.

История России: учеб. пособие для студентов всех специальностей / отв. ред. В. Н. Сухов. – СПб. : СПбЛТА, 2001. – 231 с.

Законодательные материалы

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с.

или

Конституция Российской Федерации. – М. : Приор, 2001. – 32 с.

Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе: федер. закон №234 от 05.02.2001г.: – М. : Ось-89, 2001. – 46 с.

Стандарты

ГОСТ Р 517721–2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования. – Введ. 2002–01–01. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – IV, 27 с. : ил.

ГОСТ 7. 53–2001. Издания. Международная стандартная нумерация книг [Текст]. – Взамен ГОСТ 7.53–86 ; введ. 2002–07–01. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации; М. : Изд-во стандартов, cop. 2002. – 3 с.

или

Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования: ГОСТ Р 517721–2001. – Введ. 2002–01–01. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – IV, 27 с. : ил.

Издания. Международная стандартная нумерация книг: ГОСТ 7.53–2001. – Взамен ГОСТ 7.53–86 ; введ. 2002–07–01. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М. : Изд-во стандартов, cop. 2002. – 3 с.

Составная часть книги

Ширяева, А.С. Экология человека и медицинская экология/ А.С.Ширяева// Экономические, экологические и демографические проблемы здоровья.- М.,1984.- Ч.2.- С.27-31.

Описание статьи из журнала

Кузнецов, П. Государственные холдинги как механизм управления предприятиями государственного сектора /П. Кузнецов, А. Муравьев //Вопросы экономики.- 2000.-№9.- С.34-39.

Описание статьи из газеты

Климас, Р. Воскресное утро/ Р.Климас// Литературная газета.- 1998.- №6.- С.8.

Описание статьи из энциклопедии

Гладкова, В.Н. Платан/ В.Н.Гладков//БСЭ.-3-е изд.- М.,1985.- Т.20.- С.5.

Оформлять ссылки следует по тексту в скобках, где указывается номер источника по списку литературы и страница, откуда взято заимствование. Например: /12, с. 13/.

8. Порядок защиты курсовой работы

Написанную курсовую работу студент сдает на проверку научному руководителю минимум за две недели до защиты. При наличии замечаний по содержанию и оформлению курсовая работа дорабатывается студентом. При допуске к защите студент готовит краткое сообщение по содержанию работы, ответы на возможные вопросы.

Защита проходит публично, в учебной группе с приглашением преподавателей кафедры. Студент за 5-6 минут излагает цель курсовой работы, полученные выводы, отвечает на замечания руководителя и вопросы присутствующих по содержанию курсовой работы. По спорным вопросам студент должен уметь защищать свои взгляды и позиции, изложенный материал, поскольку по умению студентов отвечать на заданные вопросы можно судить о прочности и самостоятельности освоения знаний, основательности проработки учебной и научной литературы.

Курсовая работа с оценкой сдается лаборанту методического кабинета кафедры менеджмента организации и хранится вплоть до момента окончания студентом университета.

9. Критерии оценки курсовой работы

Оценку «отлично» получает студент, который показал в работе и на защите глубокие знания темы, творчески использовал их для самостоятельного анализа современных аспектов проблемы, сумел обобщить фактический материал, сделал интересные выводы и правильно, в соответствии с требованиями оформил работу. Курсовая работа, получившая оценку «отлично», может быть рекомендована на конкурс научных студенческих работ, использована при подготовке научного доклада или выступления на научной студенческой конференции, войти параграфом в будущую дипломную работу (проект).

Оценку «хорошо» получает студент, который показал в работе и на защите полное знание материала, всесторонне осветил вопросы темы, но недостаточно проявил творческое отношение к работе, имеет незначительные ошибки в её оформлении.

Оценку «удовлетворительно» получает студент, правильно раскрывший в работе и на защите основные вопросы избранной темы, но испытывающий затруднения в логике изложения материала, допустивший те или иные неточности, не вполне освоил правила оформления работы.

Если в ходе защиты представленная работа оценивается неудовлетворительно, предстоит повторная защита, так как студент, получивший неудовлетворительную оценку за курсовую работу, к экзамену не допускается.


Приложение 1

Перечень тем курсовых работ

по дисциплине «Стратегический менеджмент»[1]

1. Компаративный анализ основных школ стратегий: теория и практика применения

2. Принципы и система стратегического управления

3. Анализ среды в системе стратегического управления

4. PEST-анализ внешней среды организации

5. SNW-анализ внутренней среды организации

6. SWOT-анализ внешней и внутренней среды организации

7. Анализ жизненного цикла продуктов и организации

8. GAP-анализ в разработке стратегии организации

9. Конкурентный анализ в разработке стратегии организации

10. Определение миссии и стратегических целей организации

11. SMART-принципы в разработке стратегических целей организации

12. Уровни принятия стратегических решений и набор стратегических альтернатив

13. Базовые стратегии роста организации

14. Реализация стратегий концентрированного роста

15. Реализация стратегий интегрированного роста

16. Реализация стратегий диверсифицированного роста

17. Реализация стратегий сокращения

18. Разработка конкурентой стратегии организации

19. Разработка стратегии роста с использованием матрицы Ансоффа «товар-рынок»

20. Разработка стратегии роста с использованием матрицы БКГ

21. Определение основного бизнеса и ключевых компетенций организации

22. Стратегическая программа развития организации

23. Система стратегического контроллинга

24. Выделение стратегических бизнес-единиц компании

25. Стратегическое перепроектирование организационной структуры компании

26. Управление стратегическими изменениями и преодоление сопротивления

Приложение 2

Зав. кафедрой менеджмента организации

________________________

(фамилия, имя, отчество)

от студента(ки)___________

________________________

(фамилия, имя, отчество)

З А Я В Л Е Н И Е

Прошу разрешить мне выполнить курсовую работу по дисциплине «Стратегический менеджмент» на тему:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Научным руководителем прошу назначить __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

«___»_________________2008г. /подпись/


Приложение 3

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ

«Принципы и система стратегического управления»

Введение

Глава 1. Основные положения стратегического менеджмента

1.1. Возникновение теории стратегического управления

1.2. Сущность и принципы стратегического менеджмента

1.3. Особенности применения стратегического управления на российских предприятиях

Глава 2. Анализ практики стратегического управления на примере предприятия

2.1. Общая характеристика предприятия

2.2. Анализ системы стратегического управления на предприятии

Глава 3. Проектные предложения по развитию системы стратегического управления на предприятии

Заключение

Список литературы

Приложения

Приложение 4

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине «Стратегический менеджмент»

на тему: «…........................................................................»

Выполнил:

студент 3 курса группы 110609

очного отделения

Степанова И. П.

Научный руководитель:

д.э.н., профессор

Ломовцева О.А.

Белгород - 2008


[1] Допускается выбор свободной темы по инициативе студента по согласованию с научным руководителем по курсовой работе

Скачать архив с текстом документа