Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных (дипломных) работ уфа 2009
СОДЕРЖАНИЕ: Методические рекомендации предназначены для студентов старших курсов, приступающих к выполнению выпускных квалификационных (дипломных) работБАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Кафедра менеджмента
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ (ДИПЛОМНЫХ) РАБОТ
Уфа 2009
Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных (дипломных) работ. Уфа: РИО БАГСУ, 2002. 36 с.
Рецензент: Мухамедьяров А.М. , д-р эконом. наук, профессор
Составитель: Кудашев А.Р. , д-р.психол.н., профессор
Методические рекомендации содержат общие положения о порядке выполнения выпускных квалификационных (дипломных) работ по направлению 080200.62 «Менеджмент», требования к структуре, содержанию, оформлению дипломного проекта, а также рекомендации по использованию современных вычислительных средств и информационных технологий в дипломном проектировании. Приводится примерная тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ. Особое внимание уделяется подходам к подготовке публичной защиты дипломной работы, использовании закономерностей выступления перед аудиторией. Описывается порядок выполнения работы, сроки ее представления и организация защиты.
Методические рекомендации предназначены для студентов старших курсов, приступающих к выполнению выпускных квалификационных (дипломных) работ.
Рекомендовано к изданию кафедрой менеджмента.
А.Р.Кудашев, составление, 2002
1. Общие положения
1.1. Защита выпускной квалификационной (далее как синоним - дипломной) работы является одним из основных видов итоговой государственной аттестации студентов. Это самостоятельная авторская работа студента, завершающая весь цикл подготовки специалиста в области менеджмента, демонстрирующая его (ее) способность эффективно решать актуальные для современных организаций и предприятий проблемы.
1.2. Дипломная работа является выпускной работой студента, на основании успешной защиты которой Государственная аттестационная комиссия (далее в тексте - ГАК) решает вопрос о присвоении студенту квалификации «Менеджер», степень – «Бакалавр» по направлению 080200.62 «Менеджмент».
1.3. К защите дипломных работ допускаются студенты, выполнившие все требования учебного плана. Списки студентов, допущенных к защите дипломной работы, по согласованию с заведующим выпускающей кафедры объявляются распоряжением декана факультета.
1.4. Темы дипломных работ определяются выпускающими кафедрами с учетом заявок предприятий (организаций, учреждений) заказчиков кадров. По трудоемкости дипломная работа должна соответствовать времени, отводимому на нее по учебному плану по по направлению 080200.62 «Менеджмент» – не менее 70 часов на оформление и доработку самой работы и 160 часов преддипломной практики на сбор материала к работе.
1.5. Темы дипломных работ могут доводиться до сведения студентов, начиная с первого курса их обучения, но не позднее чем за год до начала выполнения выпускной квалификационной работы.
1.6. При выборе темы рекомендуется учитывать реальные направления будущей работы, но без ущерба для учебных целей.
1.7. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы; он может также предложить свою формулировку темы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
1.8. Научного руководителя и рецензентов дипломной работы назначает выпускающая кафедра. По отдельным разделам выпускной работы и по согласованию с руководителем выпускающей кафедрой могут назначаться консультанты. Тематика дипломных работ, список научных руководителей и консультантов рассматривается и утверждается на заседании Ученого Совета Башкирской академии государственной службы и управления (далее – БАГСУ).
1.9. Закрепление за студентом темы дипломной работы (с указанием руководителя и срока выполнения) оформляется приказом ректора по БАГСУ.
1.10. В соответствии темой дипломной работы руководитель выдает студенту задание по сбору и изучению материала к дипломной работе.
1.11. После уточнения задания по подготовке материала к дипломной работе (в случае необходимости) студент совместно с научным руководителем разрабатывает календарный план работы на весь период подготовки дипломной работы с указанием сроков выполнения и трудоемкости отдельных этапов.
1.12. Время, отведенное на руководство дипломной работой, руководитель использует:
- для систематического контроля за ходом выполнения дипломной работы;
- для консультаций, назначаемых по мере надобности;
- для проверки выполненной работы (по частям или в целом).
1.13. При составлении задания на дипломную работу руководитель предусматривает, в соответствии с решением кафедры (см. п.1.8.), приглашение консультантов по отдельным разделам работы за счет лимита времени, отведенного ему на руководство дипломной работой; фамилии консультантов фиксируются в задании.
По требованию руководителя консультанты проверяют соответствующую часть выполненной работы и ставят свои подписи на титульном листе.
1.14. За содержание и оформление дипломной работы отвечает студент - автор работы.
1.15. По своему оформлению и структуре дипломная работа должна:
- соответствовать заданию на выполнение дипломной работы;
- иметь нумерацию страниц;
- иметь оглавление;
- пронумерованные ссылки на первоисточники;
- список использованной литературы и других источников.
1.16. Студент, не выполнивший дипломную работу в установленный срок, отчисляется из академии за неуспеваемость с предоставлением ему права одной повторной защиты дипломной работы в течение 2 лет после окончания вуза. После отчисления в этом случае студент получает академическую справку или по его просьбе диплом о неполном высшем образовании. Студентам, не прошедшим итоговые аттестационные испытания по уважительной причине, ректором академии может быть продлен срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более одного года.
1.17. Законченная дипломная работа, подписанная студентом (а в случае требования руководителя - и консультантами), представляется руководителю, после чего внесение каких-либо добавлений и исправлений не разрешается.
1.18. После просмотра дипломной работы руководитель подписывает титульный лист вместе с заданием на дипломную работу, и со своим письменным отзывом представляет ее заведующему выпускающей кафедрой.
1.19. После ознакомления с дипломной работой и отзывом руководителя заведующий кафедрой решает вопрос о допуске работы к предварительной защите. Предварительная защита дипломных работ проводится на открытом заседании выпускающей кафедры, по итогам которого принимается решение о допуске работы к итоговой защите
В случае, если на заседании кафедры не нашли оснований допуска студента к защите дипломной работы, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя. Протокол заседания кафедры направляется через деканат факультета на утверждение ректору БАГСУ.
1.20. Дипломная работа, допущенная к защите, направляется на рецензирование. Рецензентом дипломной работы не может быть сотрудник Академии. Рецензент утверждается приказом ректора БАГСУ.
1.21. Студент должен быть ознакомлен с рецензией по его работе до заседания Государственной аттестационной комиссии.
1.22. Дипломная работа, полностью оформленная и переплетенная, в одном экземпляре с рецензией и отзывом руководителя, передается заведующим кафедрой менеджмента в ГАК за два дня до защиты.
1.23. Защита дипломных работ проводится на открытом заседании ГАК. Дата и время защиты устанавливаются решением Ученого Совета и оформляются приказом по БАГСУ.
2. Рекомендации к содержанию дипломной работы
2.1. Основными целями дипломной работы являются:
- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов по избранному ими направлению 080200.62 «Менеджмент»;
- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладения методикой исследования при решении определенных проблем и вопросов в выпускном дипломном проекте;
- определение уровня теоретических и практических знаний студентов, а также умение применять их для решения конкретных практических задач менеджмента.
2.2. Поскольку дипломная работа является итоговой самостоятельной работой, выполняемой на основе усвоения всех учебных дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом, то в ней должны быть отражены различные (общеуправленческие, маркетинговые, правовые, финансовые и др.) аспекты рассматриваемой проблемы. Кроме того, для участия в реальном совершенствовании системы управления менеджер должен уметь профессионально решать предпринимательские, организационно-управленческие, планово-экономические, конкретно-исследовательские, консультационное и другие задачи. Другими словами, дипломная работа представляет собой решение сложной организационно-управленческой проблемы методами нескольких наук с преимущественным рассмотрением соответствующих задач в контексте одной из наук.
2.3. Исходя из этого дипломная работа должна содержать:
2.3.1. Обзор современных концепций эффективного управления самостоятельными субъектами социально-рыночной экономики, их сравнительный анализ, а также изложение и аргументацию студентом собственных точек зрения по рассматриваемым вопросам, относящимся к теме работы и носящим дискуссионный характер.
2.3.2. Анализ социально-экономических, технологических и отраслевых проблем, процессов, характеризующих тенденции формирования и развития рыночной инфраструктуры в Российской Федерации и Республике Башкортостан, форм и методов взаимодействия предприятий всех форм собственности с органами государственного и муниципального управления.
2.3.3. Предложения автора, направленные на оптимизацию и совершенствование процессов управления предприятием, на совершенствование и реорганизацию его структуры, улучшение взаимодействия подразделений и оптимизацию взаимосвязей с внешней средой.
2.4. В целях повышения качества дипломной работы необходимо:
2.4.1. Отразить в дипломной работе богатый зарубежный опыт эффективного управления современным предприятием, а также опыт управления и развития ряда успешно действующих отечественных предприятий.
2.4.2. Широко использовать математико-статистические методы, новые информационные технологии и возможности ЭВМ при выполнении необходимых социально-экономических и организационных расчетов.
2.4.3. Адекватно применять методы табулирования и графического представления информации (таблицы и иллюстрации, см. пп. 7.3 и 7.4).
2.4.4. Широко использовать и критически оценивать монографическую и периодическую литературу по современному менеджменту.
2.4.5. При обосновании выводов и рекомендаций опираться на современное хозяйственно-правовое, административное, трудовое и гражданское законодательство Российской Федерации и Республики Башкортостан.
3. Методические рекомендации использованию новых информационных технологий и ЭВМ в дипломном проектировании
3.1. Раздел дипломной работы, связанный с применением ЭВМ и математических методов в решении задач дипломного проектирования, опирается на ранее изученные курсы: «Информатика», «Основы системного анализа», «АРМ менеджера», «Теория прогнозирования», «Основы статистики», «Информационные технологии в управлении» и «Математические методы в экономике».
3.2. В задачи данного раздела входят: демонстрация навыка научно-исследовательской и проектно-конструкторской работы в области исследования и разработки сложных систем; постановка и проведение имитационных экспериментов с моделями процессов на базе современных ЭВМ; адекватное применение пакетов прикладных программ, автоматизирующих реализацию управленческих функций (планирование, организации, учета, контроля и др.): информационное обеспечение для принятия экономически и финансово обоснованных решений; анализ литературы в области системного анализа, математического и программного обеспечения ЭВМ.
3.3. Тематика дипломных работ формируется на основе конкретных практических потребностей в области информатизации процессов управления современным предприятием, в котором работают студенты (где планируется их использование). Акцент делается на практическую направленность работ с последующим самостоятельным развитием полученных результатов студентом на своем рабочем месте. Пример: «Концепция инновационной программы информатизации процессов управления», «Информационно-коммуникационное взаимодействие органов управления предприятием», «Анализ автоматизации делопроизводства и контроля исполнения в ОАО «Башкирэнерго».
3.4. Так как в рамках системного цикла осуществляется ознакомление студентов с принципами, методами и особенностями системных исследований, задачами системного анализа, то возможны темы дипломных работ, связанные с автоматизацией организационного управления, с принципами автоматизированной поддержки процессов подготовки и принятия управленческих решений, а также работы исследовательского характера, связанные с изучением предметной области деятельности системного аналитика по информационным технологиям управления. Например, «Изучение потоков информации на различных стадиях управленческого процесса: анализ, планирование, учет, контроль, регулирование», «Создание базы данных и знаний для формирования множества альтернатив в задаче принятия управленческих решений».
3.5. Использование ЭВМ предлагается в следующих направлениях:
3.5.1. Использование электронных таблиц, специальных программ (Project Expert, Audit Expert и др.) для организации исследования, структурирования, графического представления и анализа различных финансовых показателей. Например, «Оценка и финансовый анализ деятельности предприятия», «Финансовый анализ инвестиционного проекта».
3.5.2. Моделирование процессов планирования и управления при решении задач регионального, муниципального и районного масштабов с использованием системы Time Line (система управления проектами), MS Project и др.;
3.5.3. Использование пакета ПЭР (пакет экономических расчетов) для решения хорошо формализованных задач исследования операций. Например, «Анализ транспортных потоков, постановка и решение транспортных задач», «Постановка и решение задачи оптимизации производственной программы»;
3.5.4. Использование пакета статистической обработки результатов анкетирования, который может использоваться для проведения и обработки результатов маркетинговых и других исследований.
4. Примерная тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ по направлению 080200.62 «Менеджмент»
1. Формирование системы поддержки и развития предпринимательства.
2. Ценовая политика в системе управления предприятием и проблемы ее совершенствования.
3. Стратегия и тактика управления производственными (научно-исследовательскими, торгово-посредническими и др.) структурами в современных условиях.
4. Разработка мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности предприятия.
5. Новые управленческие технологии: разработка и внедрение.
6. Управленческие кадры: подготовка, подбор и расстановка.
7. Аттестация персонала и конкурсный подбор кадров.
8. Личностное и профессиональное развитие современного менеджера.
9. Современные технологии подготовки и переподготовки управленческих кадров.
10. Система управления персоналом на современном предприятии.
11. Методы мотивации персонала организации (предприятия).
12. Информационная система обеспечения управленческой деятельности.
13. Разработка мероприятий по снижению уровня предпринимательского и/или финансового риска.
14. Методы повышения эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия.
15. Новые формы и методы ведения внешнеэкономической деятельности на предприятии.
16. Исследование свойств личности современных руководителей.
17. Ролевые факторы управленческого труда: исследование и эффективность.
18. Обоснование финансово-экономической эффективности управления маркетинговой деятельностью предприятия.
19. Разработка ценовой стратегии предприятия.
20. Управление малым (средним) бизнесом в современных условиях.
21. Разработка организационной структуры производственного предприятия (фирмы, торгового дома и т.п.).
22. Проектирование матричной структуры управления организацией.
23. Современная профессиональная модель менеджера: возможности и реалии.
24. Разработка планов диверсификации производства и развитие менеджмента на предприятии.
25. Разработка долгосрочной стратегии фирмы.
26. Проблемы повышения и развития мотивации персонала современных предприятий.
27. Исследование принятия решения менеджером.
28. Типы и виды конфликтов в управлении малой фирмой.
29. Стратегическое и тактическое планирование на предприятии.
30. Назначение, формы и границы контроля в управлении организацией.
31. Взаимодействие «руководитель-подчиненный»: ожидания менеджеров.
32. Командные методы и стили руководства на предприятии.
33. Управленческая адаптация: исследование личностных факторов.
34. Выраженность функций управления в деятельности менеджеров разных уровней.
35. Организация нововведений в управлении предприятием.
36. Разработка рекомендаций по оптимизации взаимодействия акционеров и менеджмента компании.
37. Оптимизация инвестиционного портфеля предприятия.
38. Совершенствование управления финансами предприятия на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности.
39. Организация и функционирование автоматизированного рабочего места менеджера.
40. Программно-целевое управление организацией.
41. Разработка методов оценки и планирования потребности в кадрах для предприятия.
42. Современные методы и методики оценки трудового вклада сотрудников.
43. Разработка системы оплаты труда работников предприятия (крупного, среднего, малой фирмы).
44. Система работы с персоналом управления на предприятии.
45. Разработка схемы планирования рабочего времени менеджера.
46. Современные концепции эффективного стиля руководства и возможности их практической реализации.
47. Комплексное обеспечение конкурентоспособности фирмы (на примере конкретного предприятия).
48. Разработка стратегии маркетинга и комплекса маркетинговых программ (на примере конкретного предприятия).
49. Организация службы маркетинга и создание условий для эффективной маркетинговой политики (на примере конкретного предприятия).
50. Маркетинговая переориентация работы государственного унитарного предприятия (на примере конкретного предприятия).
51. Система внутрифирменного планирования на предприятии.
52. Разработка программы внешнеэкономической деятельности (на примере конкретного предприятия).
53. Разработка комплексной системы управления качеством продукции (на примере конкретного предприятия).
54. Разработка бизнес-плана по организации нового предприятия (на примере конкретного предприятия).
55. Совершенствование системы налогообложения предприятий.
56. Психологические аспекты предпринимательской деятельности.
57. Разработка стратегии предприятия на рынке ценных бумаг.
58. Товарные биржи в условиях формирования рыночной экономики.
59. Совершенствование форм и методов налогового менеджмента на предприятии.
60. Совершенствование кадровой работы в условиях рынка.
61. Использование банковского кредитования как источника финансирования деятельности предприятия.
62. Особенности управления совместным предприятием.
63. Планирование потребности в кадрах на современном предприятии.
64. Разработка системы оплаты труда и компенсаций на предприятии.
65. Оптимизация использования трудовых ресурсов на предприятии.
66. Совершенствование системы оплаты труда и материального стимулирования.
67. Функции руководителя и стиль руководства современной организации.
68. Оценка личностных и профессиональных качеств руководителей, как фактор мотивации работы управленческих кадров.
69. Проблемы оценок стилей и форм руководства субъекта управления.
70. Методологическая оценка деятельности подразделения по управлению персоналом.
71. Стратегия организационного и кадрового развития предприятия.
72. Зарубежный опыт кадрового менеджмента и пути его использования в Российской Федерации и Республике Башкортостан.
73. Система кадрового аудита на предприятии.
74. Диагностика системы управления персоналом кризисного предприятия.
75. Формирование и развитие управленческой команды на предприятии.
76. Управление профессиональной карьерой менеджера.
77. Социально-психологические и личностные факторы профессионального менеджера.
78. Формирование корпоративного духа и организационной культуры на предприятии.
79. Женщина-менеджер: социально-экономические и психологические факторы развития карьеры.
80. Женщина-предприниматель: социально-экономические и психологические факторы становления и развития.
81. Научно-методические основы обеспечения образования в области менеджмента.
82. Управленческий консалтинг: основные запросы клиентов и современные технологии.
83. Пути повышения эффективности и качества управленческих решений.
84. Организация управления малыми (семейными) производственными предприятиями.
85. Менеджер проекта: должность, призвание, профессия.
86. Составление бизнес-плана применительно к муниципальным проектам и программам.
87. Рентабельность сельхозпроизводства: тенденции, причины, пути повышения.
88. Критерии оценки финансового состояния предприятия и их применение.
89. Рынок сбыта предприятия: анализ, прогноз, пути расширения.
90. Совершенствование управления финансовым механизмом предприятия.
91. Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления финансами предприятия.
92. Повышение эффективности управления инвестиционным процессом (на примере…).
93. Управление затратами и создание противозатратного механизма (на примере…).
94. Управление предпринимательскими рисками и разработка мероприятий по их оптимизации.
95. Управление финансовыми рисками и разработка рекомендаций по их оптимизации.
96. Бизнес-идея коммерческой организации и ее позиционирование на рынке (на примере).
97. Стратегия развития научных и научно-внедренческих разработок в Республике Башкортостан.
98. Бизнес-идея и миссия научной организации, позиционирование ее в рыночной экономике Республики Башкортостан (на примере).
99. Разработка стратегии некоммерческой организации (на примере).
100. Стратегия развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан.
101. Стратегия развития малого предпринимательства в г. Уфе.
102. Стратегия реформирования с/х предприятий (на примере).
103. Разработка и реализация антикризисной стратегии коммерческой организации (на примере).
104. Анализ и прогнозирование «жизненного цикла» коммерческой организации (на примере).
105. Стратегический мониторинг в коммерческой организации (на примере).
106. Стратегический контроллинг в коммерческой организации (на примере).
107. Маркетинговая стратегия коммерческой организации (на примере).
108. Инновационная стратегия коммерческой организации (на примере).
109. Инвестиционная стратегия коммерческой организации (на примере).
110. Финансовая стратегия коммерческой организации (на примере).
111. Стратегия развития персонала коммерческой организации (на примере).
112. Внешнеэкономическая стратегия коммерческой организации (на примере).
113. Организационная, структурная и правовая стратегия коммерческой организации (на примере).
114. Стратегия и бизнес-планирование в коммерческой организации (диалектическое единство) (на примере).
115. Информационное обеспечение стратегического менеджмента (на примере).
116. Информационная поддержка жизненного цикла продукции на основе CALS-технологий.
117. Идеология IDEF для анализа и реинжиниринга бизнес-процессов в производственных (или организационных) системах.
118. Информационные технологии в проектировании и управлении бизнесом.
119. Информационная эколого-экономическая система эффективного управления вторичными ресурсами.
120. Оценка финансового состояния и перспективы развития предприятия.
121. Оценка возможностей выхода предприятия на фондовый рынок.
122. Разработка методов мотивации сотрудников фирмы.
123. Разработка бизнес-плана создания комплекса средств автоматизации предприятия.
124. Организационно-управленческие проблемы перехода предприятия на новую технологию изготовления изделия.
125. Оценка инвестиционной привлекательности бизнес-проекта.
126. Оценка поступления и расходования денежных средств предприятия.
127. Методические аспекты механизма образования и использования фондов предприятий.
128. Инвестирование инновационных программ на уровне предприятий, организаций.
129. Финансы акционерного общества открытого типа и особенности управления ими.
130. Финансы акционерного общества закрытого типа и особенности управления ими.
131. Финансовые проблемы малого предпринимательства.
132. Разработка методов распределения и использования прибыли предприятия в современных условиях.
133. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий.
134. Особенности функционирования и развития финансово-промышленных групп (ФПГ) в Российской Федерации и Республике Башкортостан.
135. Оценка эффективности инвестиционных проектов.
136. Разработка методов оценки себестоимости продукции по технологическим процессам.
137. Разработка методических вопросов оценки финансового состояния финансово-промышленных групп.
138. Особенности формирования внебюджетных фондов в регионе.
139. Разработка бюджета реализации инвестиционного проекта.
140. Оценка финансового состояния предприятия и структуры издержек.
141. Концепция финансового оздоровления предприятия и пути ее раелизации.
142. Управление портфелем ценных бумаг фирмы.
143. Организационно-экономические проблемы максимизации прибыли предприятия.
144. Формирование и оценка инвестиционного портфеля фирмы.
145. Управление движением финансовых ресурсов и капитала.
5. Структура и объем дипломной работы
Разработка темы дипломной работы начинается с составления плана дипломной работы. Структура плана должна быть логичной и все намеченные вопросы обязательно должны быть взаимосвязаны. В общем виде план дипломной работы должен быть следующим:
Введение.
1. Теоретические и методические основы изучения проблемы.
2. Описание конкретного предприятия и анализ изучаемой проблемы на данном предприятии.
3. Разработка научно-обоснованных рекомендаций, разработка плана мероприятий по разрешению изучаемой проблемы на предприятии.
4. Компьютерное обеспечение проекта.
5. Оценка эффективности предлагаемых решений (экономическая, социально-экономическая, социальная).
Заключение (выводы).
Список использованной литературы.
Приложения.
Соотношение объемов этих частей зависит от общей цели дипломной работы (теоретическая, методологическая, исследовательская, аналитическая) и устанавливается кафедрой менеджмента в следующих пределах:
общий содержательный объем 70-80 страниц машинописного текста;
введение, актуальность, цель и задачи 3-5 страниц;
теоретическая часть 25-30 страниц;
расчетно-аналитическая часть 30-40 страниц;
заключение (выводы) 4-5 страниц;
список использованной литературы и приложения.
В процессе выполнения дипломной работы студент должен проанализировать литературные источники по рассматриваемой проблеме, нормативно-справочные и фактические материалы. По специальной литературе (менеджмент и его функциональные области) предпочтительно пользоваться изданиями последних 2-3 лет.
Работа должна быть проиллюстрирована графиками, диаграммами, таблицами и конкретными расчетами. При цитировании указывается источник из списка использованной литературы (подробнее см.п.7.5).
Количество иллюстраций в основном тексте работы, грамотно оформленных, не должно быть меньше 3, но и не должно превышать 10 наименований. Расчеты на ЭВМ и исходные данные размещаются, как правило, в приложениях.
6. Требования к содержанию разделов дипломной работы
6.1. Дипломная работа должна иметь логичную научно обоснованную структуру, которая позволяет в систематизированной форме изложить материалы проведенного исследования, его результаты и практические рекомендации.
6.2. Введение . Во введении раскрывается актуальность темы, ее научная и практическая значимость, степень разработанности данной проблемы в литературе. Это вступительная часть дипломного проекта, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формируются цель и задачи проекта, дается характеристика исходной экономико-статистической базы. Объем введения не должен превышать 5-8% от общего объема дипломного проекта.
6.3. Теоретическая часть . В первой главе обычно дается теоретическое обоснование и рассмотрение проблемы, вынесенной в заголовок дипломной работы, раскрываются современные управленческие, макро-и микроэкономические концепции по исследуемой проблеме; показывается значение этой проблемы в контексте конкретной социально-экономической ситуации, обосновывается методология и методика исследования; дается реферативный обзор исследуемой проблемы, включая критический анализ работ отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой проблематике.
При прочих равных условиях, целесообразно начать с характеристики объекта и предмета исследования. Затем сделать небольшой исторический экскурс, по возможности оценить степень изученности исследуемой проблемы. Далее рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе, и обязательно высказать свою точку зрения. Затем следует осветить изменения изучаемой проблемы за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития.
В данном разделе дается обзор литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы в конкретной организации (предприятии, фирме). В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу.
Разработка методической части дипломного проекта предполагает также подготовку форм сбора первичной информации, методики ее обработки и анализа.
6.4. Расчетно-аналитическая часть . В этом разделе на основе методики анализа исследуется состояние проблемы на предприятии.
Материалами для анализа могут быть планы работы организации, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом-дипломником во время прохождения экономической, управленческой и преддипломной практик.
Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить, пути их использования, а также устранить выявленные недостатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы.
Характер и объем собранного материала зависят от особенности принятой методики исследования.
Анализ состояния дел в организации предполагает обработку собранных статистических материалов, например, по производственной деятельности организации за последние 4-5 лет (в исключительных случаях – за последние 2-3 года). Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и психологического анализа.
Важно использовать возможности академии при выборе определенных методов для работы на ЭВМ.
6.5. Выдача рекомендаций и разработка мероприятий по решению изучаемой проблемы
Опираясь на выводы по результатам анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы на предприятии-заказчике. В частности, намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач проекта.
При подготовке этой части работы студенты должны учесть основные принципы: системного подхода, то есть учета всех или большинства взаимообуславливающих факторов управления объектом, комплексного подхода с позиции оперативного и стратегического управления; принципа динамичности, предполагающего регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменившимися условиями работы базовой организации, содержанием деятельности аппарата управления, а также с методами выполнения различных управленческих работ.
Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы, дипломник приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации.
Например, в соответствии со сформулированными предложениями по совершенствованию системы управления целесообразно внесение изменений в действующую систему управления организации: структурную и функциональную схемы; процедуры выполнения управленческих работ; положения об организации и ее структурных подразделениях; планы работ и т.д.
6.6. Компьютерное обеспечение проекта
Предусматривает использование персонального компьютера и соответствующего программного обеспечения для расчета тех или иных показателей и оформления проекта.
6.7. Экономическая оценка проекта
В данном разделе рассматривается экономическая сторона проекта: затраты на реализацию, ожидаемая эффективность, бизнес-план.
Предложения и рекомендации, в свою очередь, должны быть конкретными и экономически обоснованными.
Для расчета экономической эффективности должна быть выбрана методика и дано ее теоретическое обоснование.
Должны быть обоснованы рекомендации с точки зрения социальной и экономической значимости. Оценка эффективности предлагаемых управленческих решений должна охватывать по возможности следующие группы показателей по направлениям:
- расчет экономической эффективности затрат на научные исследования, качество и сроки их влияния на реальные процессы производства;
- определение перспективы научно-теоретического и практического развития организации;
- оценка эффективности труда управленческих работников по реализации научных рекомендаций;
- обоснование расширения объемов внедрения.
Характеризуется также степень внедрения данных предложений на исследуемом объекте, а также возможность их использования на других объектах в отраслевом или региональном аспектах. Необходимо охарактеризовать перспективы дальнейшего развития работ в выбранной области.
6.8. Правовое обеспечение проекта
Предусматривает проработку или использование законодательной базы по теме дипломного проекта, обоснование соответствующих рекомендаций, составление нормативно-правовой документации.
6.9. Заключение. В заключении должны содержаться: лаконичное изложение того, что сделано в дипломной работе; приведены результаты проведенного исследования, кратко изложено решение поставленных автором во введении задач дипломной работы, следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Объем заключения должен составлять 5-8 % от общего объема дипломной работы
6.10. Список использованной литературы . Оформляется согласно стандартам и нормам для отечественной библиографии (см. раздел 7 данных методических рекомендаций и Приложение 4). По содержанию список литературы должен:
- иметь не менее 40-45 источников;
- включать как монографии, учебники, учебные пособия, так и статьи из периодических изданий;
- содержать последние публикации по рассматриваемой проблеме (по возможности за последние 2-3 года);
- включать работы и статьи зарубежных авторов по рассматриваемой проблеме;
- включать использованные ресурсы Internet.
6.11. Общие рекомендации по стилистике текста выпускной квалификационной (дипломной) работы.
Научная речь предполагает использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов, назначение которых состоит в том, чтобы показать логическое соотношение данной части изложения с предыдущей и последующей или подчеркнуть рубрикацию текста. Так, вводные слова и обороты типа «итак», «таким образом» показывают, что данная часть текста служит как бы обобщением изложенного выше. Слова и обороты «следовательно», «отсюда следует, что...» свидетельствуют о том, что между сказанным выше и тем, что будет сказано сейчас, существуют причинно-следственные отношения. Слова и обороты типа «вначале», «во-первых», «во-вторых», «прежде всего», «наконец», «в заключение сказанного» указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре текста. Слова и обороты «однако», «тем не менее», «впрочем», «между тем» выражают наличие противоречия между только что сказанным и тем, что сейчас будет сказано.
Обороты типа «рассмотрим подробнее...» или «перейдем теперь к...» помогают более четкой рубрикации текста, поскольку подчеркивают переход к новой невыделенной особой рубрикой части изложения.
Научная речь имеет грамматические, синтаксические, лексико-стилистические особенности, отличающие ее от других разновидностей письменной речи. Ее грамматика характеризуется присутствием в тексте большого количества существительных, выполняющих функцию абстрактных понятий, и отглагольных существительных, выражающих процессуальный характер описываемого, например, исследование, рассмотрение, подтверждение и т. п.
Особенностью использования глагольных форм является превалирующее обращение к изъявительному наклонению, настоящему времени, несовершенному виду. Это объясняется тем, что научная речь имеет констатирующий характер и сообщает о существующем здесь и сейчас состоянии дел.
Синтаксис научного текста отличается обилием сложных предложений. Именно сложные, в особенности сложноподчиненные предложения способны адекватно передавать логические механизмы научной аргументации и причинно-следственные связи, занимающие важнейшее место в научном тексте. Одним из показателей культуры научной речи и профессионализма исследователя является высокий процент в тексте сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Сплошной поток простых предложений производит впечатление примитивности и смысловой бедности изложения. Однако следует избегать слишком длинных, запутанных и громоздких сложных предложений, читая которые, к концу забываешь, о чем говорилось в начале.
Установившаяся традиционно форма подачи научного текста предполагает максимальную отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками. Такой эффект отстраненности, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств - например, использованием безличных и неопределенно-личных конструкций, конструкций с краткими страдательными причастиями типа «выявлено несколько новых принципов», ведением изложения от третьего лица и т. д. Кроме того, особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа - «я». Там, где автору нужно назвать себя в первом лице, используется местоимение множественного числа - «мы». Образуются конструкции типа «мы полагаем», «нам представляется», «по нашему мнению».
Такое словоупотребление, во-первых, придает тексту видимость большей объективности. Во-вторых, когда авторство выражается местоимением «мы», создается впечатление, что за автором как единичным субъектом стоит группа людей - научная школа, направление, коллеги и единомышленники. Это отражает современную ситуацию в науке, характеризующуюся нарастающими тенденциями к интеграции, коллегиальности в творчестве. Наконец, использование слова «мы» вместо «я» выглядит скромнее и в силу этого более соответствует неписаным требованиям академического этикета: автор не выпячивает свой личный вклад, а наоборот, делает его как бы достоянием всего ученого сообщества.
Тем не менее, текст не должен сплошь пестреть словом «мы». Для стилистического разнообразия стоит прибегать и к другим конструкциям, обеспечивающим должный уровень безличности текста.
Смысловая точность и ясность изложения достигается вдумчивым использованием слов и терминов. Не стоит без необходимости вводить в текст слова иностранного происхождения, когда можно обойтись их русскими синонимами. Иногда не совсем добросовестные авторы дипломных работ, стремясь замаскировать бедность мыслей или недостаточную компетентность, придать тексту наукообразие, стараются специально сделать его как можно более непонятным, вводя в него без надобности иностранные слова, запутанные синтаксические конструкции, канцеляризмы. Все это только ухудшает общее впечатление от работы.
Нужно по возможности избавляться и от оборотов и выражений, имеющих слишком неопределенный в контексте Вашей работы смысл. Например, часто бывает, что за туманными словами «вполне очевидно» скрывается просто неумение автора внятно аргументировать то, что кажется ему столь «очевидным». Иногда неопределенность тексту придает непродуманный порядок слов в предложении или словосочетании. В предложении «Четыре подобных автомата обслуживают несколько тысяч человек» нет ошибки, но из него совершенно непонятно, кто кого обслуживает - автоматы людей или наоборот. Чтобы в Вашем тексте не возникали подобные несуразности, старайтесь вдумчиво перечитывать несколько раз каждое предложение.
В тексте не должно быть многословия, смыслового дублирования, тавтологий. Его не стоит загромождать витиеватыми канцелярскими оборотами, ненужными, паразитарными по своей природе повторами. Никогда не употребляйте слов и терминов, точное значение которых Вам неизвестно.
7. Требования к оформлению дипломной работы
7.1. Общие требования:
7.1.1. Дипломная работа должна быть выполнена машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги форматом А4 по ГОСТ 9327-60 (21 см x 30 см) через 1.5 межстрочных интервала (40-42 строки на одной странице, где отсутствуют заголовки). Допускается печатать работу через 2 межстрочных интервала (28-30 строк на странице, где отсутствуют заголовки). Рекомендуемый объем дипломной работы: 65-70 страниц без литературы и приложений (если печатается через 2 интервала) и 50-55 страниц (если печатается через 1.5 интервала).
7.1.2. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей:
- левое - не менее 30 мм;
- правое - не менее 10 мм;
- верхнее - не менее 15 мм;
- нижнее - не менее 20 мм.
7.1.3. Шрифт машинки должен быть четким, лента черного цвета средней жирности, плотность текста должна быть одинаковой.
7.1.4. Компьютерный набор дипломной работы рекомендуется осуществлять при помощи редактора Word не ниже версии 7.0. Шрифт 14.
7.1.5. Вписывать в текст отдельные слова, условные знаки допускается только черными чернилами, тушью, пастой, фломастером, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста.
7.1.6. Опечатки, описки, графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным способом или черной тушью рукописным способом.
7.1.7. Текст основной работы делят на разделы, подразделы, пункты. Заголовки разделов располагаются симметрично относительно текста. Абзац в тексте начинают 5 пробелами. Переносы слов в заголовке не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
7.1.8. Слова, напечатанные на отдельной строке прописными буквами (содержание, введение, заключение, список использованных источников) должны служить заголовками соответствующих структурных частей работы.
7.1.9. Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно 3-4 интервалам. Подчеркивание заголовков не допускается, следует выделять их более крупным шрифтом.
7.1.10. Каждый раздел следует начинать с нового листа (страницы).
7.1.11.В работе следует использовать только общепринятые сокращения (например, «так как» пишут полностью, а «т.е.», «т.д.», «т.п.» сокращается).
7.1.12. Для того, чтобы избежать повторения некоторых часто встречающихся названий нормативных актов, используют такой прием: первый раз в тексте пишут полностью «Основы гражданского законодательства РФ», а в дальнейшем – «Основы».
7.2. Нумерация.
7.2.1. Страницы дипломной работы нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист включают в общую нумерацию работы, но номер на нем не ставят. Номер проставляется на следующих страницах в центре либо верхнего, либо нижнего поля.
7.2.2. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются.
7.2.3. Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера должна быть точка, например «2.1.3.» (третий пункт 1-го подраздела 2-го раздела).
7.3. Иллюстрации.
7.3.1. Иллюстрации (таблицы, чертежи, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах работы, включают в общую нумерацию страниц.
7.3.2. Иллюстрации (кроме таблиц), обозначаются словом «Рис.» Названия иллюстраций (кроме таблиц) помещаются под иллюстрациями.
7.4 .Таблицы.
7.4.1. Каждая таблица должна иметь заголовок. Заголовок и «Таблица» пишутся с большой буквы и не подчеркиваются. Заголовок помещается над таблицей, а ниже могут помещаться примечания.
7.5. Правила цитирования.
7.5.1. Используемая в тексте цитата заключается в кавычки, за которыми следует номер сноски, страница (страницы), заключенные в квадратные скобки.
Например: «Адаптивные процессы развиваются на основе генетических программ, естественных наклонностей» [176, c. 244].
7.5.2. При использовании цитат следует иметь в виду, что обилие цитат, особенно длинных, отрицательно характеризуют работу. Они должны применяться только для подкрепления суждений автора. Цитирующий может опустить слова и предложения, если только мысль автора при этом не искажается. Опущенные слова в цитате отмечаются многоточием.
7.5.3. Если в тексте использованы не цитаты из работы, а только идея автора, то в основном тексте кавычки отсутствуют, а ссылке на источник предшествует слово «см.».
7.5.4. Текст цитаты должен точно соответствовать источнику, из которого эта цитата взята.
7.5.5. Цитировать автора нужно только по его произведениям. Лишь в исключительных случаях, когда первоисточник недоступен или его разыскивание сопряжено с трудностями, разрешается цитировать автора по выдержкам из его сочинений, проводимым другими авторами. В этих случаях ссылке на источник цитирования предшествуют слова: «Цит. По», при отсутствие цитаты «По».
Если цитируется классическое произведение, в качестве источника цитирования должно быть выбрано текстологически авторитетное издание.
7.6. Ссылки.
7.6.1. Ссылки в тексте на источники рекомендуется приводить указывая их номер в общем списке литературы и при необходимости - страницы.
7.6.2. Если в одной ссылке приводятся несколько источников, то они перечисляются в алфавитном порядке, а между ними ставится точка с запятой.
7.6.3. Ссылки на иллюстрации указывают порядковым номером иллюстрации «Рис.1.».
7.6.4. На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «Таблица» в тексте пишут полностью и указывается ее номер, например: «в Таблице 2…».
8. Критерии оценки дипломной работы
8.1. Дипломная работа должна продемонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки, умение анализировать, обобщать первичный материал производственной деятельности предприятий, критически оценивать научную литературу.
8.2. Дипломная работа оценивается на «отлично» в случае, если в ней:
- изложены взгляды управленцев (экономистов, социологов, психологов и др.) по данной проблеме, привлечен достаточно широкий круг специальной литературы;
- показано значение проблемы на современном этапе экономического и социального развития страны и республики;
- представлена методология исследования вопроса;
- собраны, систематизированы и проанализированы первичные материалы системы управления предприятием на основе использования современных методов;
- проведены самостоятельные исследования, имеющие принципиальное значение для разработки темы;
- на основе анализа фактического материала и других источников сделаны аргументированные теоретические обобщения и изложено собственное отношение по данному вопросу;
- содержатся практические рекомендации по повышению эффективности управления предприятием;
- оценка снижается на 1-2 балла, если требования, предъявляемые к работам, оцениваемым на «отлично» не выполнены в той или иной мере: если хотя бы отдельные вопросы не изложены или изложены поверхностно, без должного теоретического обоснования.
8.3. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если:
вместо теоретического освещения вопросов, подтвержденных большим количеством фактического материала, в работе приводится поверхностное описание фактов, примеров, взятых из хорошо известных источников.
8.4. Дипломная работа, оцененная на «неудовлетворительно», полностью перерабатывается.
На заседании ГАК по итогам защиты дипломных работ отмечают работы:
- имеющие практическое значение;
- носящие творческий характер и обладающие глубиной разработки тем;
- рекомендуемые к опубликованию (полностью или частично);
- авторы которых получают рекомендацию к поступлению в аспирантуру.
9. Рецензирование дипломной работы
9.1. Дипломные работы, допущенные к защите, подписываются заведующим кафедрой и направляется на рецензию. Рецензенту работа должна быть представлена не позднее, чем за 10-14 дней до защиты. С рецензией студент должен ознакомиться не позднее, чем за два дня до защиты. Внесение в работу каких-либо исправлений и добавлений после получения рецензии не допускается.
9.2. Примечание. Допущенной к защите считается дипломная работа, выполненная в соответствии с планом, заданием руководителя, в установленные сроки и подписанная научным руководителем и заведующим выпускающей кафедрой.
9.3. Состав рецензентов утверждается приказом ректора по представлению выпускающей кафедры. Рецензентом должен быть специалист, компетентный в данной проблеме исследования, как правило имеющий ученую степень или большой опыт работы в области управления.
В рецензии должно быть отмечено:
соответствие выполненной работы заданию на дипломную работу,
правильность постановки вопросов, актуальность темы,
новизна и обоснованность предлагаемых управленческих решений,
использование последних достижений НТП и информационных технологий,
возможность применения практических результатов,
слабые стороны работы и полученных в ней результатов.
9.4. Завершается рецензия мнением о возможности присвоения дипломнику квалификации, «Менеджер» по направлению 080200.62 «Менеджмент». Подпись рецензента заверяется печатью организации, в которой он работает. Далее дипломная работа направляется в государственную аттестационную комиссию.
10. Организация защиты дипломной работы
10.1. Состав членов ГАК утверждается ректором БАГСУ не позже, чем за месяц до начала работы комиссии.
10.2. Выпускающая кафедра совместно с деканатом факультета должна:
1) издать распоряжение о допуске студентов к защите дипломных работ;
2) получить рецензии и отзывы на дипломные работы;
3) назначить секретариат комиссий (подкомиссий) ГАК;
4) выделить помещения, оборудовав его всем необходимым для проведения защиты дипломных работ.
Непосредственно перед защитой дипломник обязан проверить:
наличие всех подписей на титульном листе;
правильность оформления документов (характеристик, отзывов руководителя дипломной работы, рецензии, справки из деканата об оценках по всем дисциплинам).
Подготовка к защите дипломной работы включает составление тезисов доклада и согласование его с руководителем дипломной работы.
10.3. В докладе должны быть отражены: полное наименование темы дипломной работы, ее актуальность, управленческое и технико-экономическое задание базовой организации, выводы, экономическая эффективность решений, заключение о возможности реализации этих решений.
Для доклада отводится время до 10-15 минут.
10.4. Ознакомив членов ГАК с Положением о ГАК БАГСУ, председатель комиссии открывает заседание. На заседании ГАК приглашаются все желающие, включая руководителя дипломной работы.
Секретарь ГАК приглашает по списку дипломантов, зачитывает соответствующие документы. После этого слово предоставляется студенту-дипломнику.
При изложении содержания проблемы студент должен четко показать все новое, что внесено им в работу. При этом можно обращаться к пояснительной записке. Необходимо помнить также, что используемые в докладе средства наглядности (плакаты, таблицы, графики и т.п.) значительно повышают общий уровень выступления и позволяют лучше донести до аудитории содержание дипломной работы.
Публичная защита представленного дипломного проекта является завершающей стадией всего процесса работы над ним. Кроме того, защита итоговой квалификационной работы на специальном заседании государственной аттестационной комиссии венчает собой весь «образовательный путь» будущего менеджера. Этим определяется чрезвычайная важность и ответственность защиты дипломного проекта, необходимость тщательной подготовки к процедуре защиты.
К сожалению, в практике работы аттестационных комиссий иногда встречаются случаи недостаточной подготовленности именно к публичной защите итоговой квалификационной работы. Это проявляется прежде всего в:
- малопонятном, сбивчивом выступлении;
- неполных (иногда просто неподготовленных) ответах на дополнительные вопросы;
- слабой обеспеченности выступления средствами наглядности, раздаточными материалами (иногда в их неграмотном оформлении и использовании).
Как правило, небрежное отношение к подготовке своего публичного выступления на защите дипломного проекта часто базируется на рассуждениях, которые свидетельствуют либо о неадекватной оценке значимости предстоящего доклада («Зачем специально готовить выступление? Ведь в дипломном проекте все расписано, проиллюстрировано, рецензия положительная. На защите кому надо – тот сам разберется!»), либо завышенной самооценке дипломника («Я уже два года занимаюсь этой проблемой, перерыл гору литературы – уж на короткое выступление у меня материала хватит!»). В результате добротная дипломная работа, грамотно оформленная и прошедшая все стадии предварительной экспертизы, из-за неудачного выступления на публичной защите оценивается на один, а то и два балла ниже планировавшейся оценки.
Поэтому подготовка к защите дипломного проекта требует дополнительных целенаправленных усилий. Все множество подготовительных мероприятий к публичной защите можно разбить на оформление работы, подготовку выступления и подготовку иллюстрирующих материалов.
Выступление на публичной защите дипломного проекта является порой решающей стадией итоговой государственной аттестации выпускника. Для тех, кто претендует на присвоение квалификации «менеджер», выступление с докладом перед членами аттестационной комиссии является одновременно косвенной формой демонстрации профессиональных навыков. Дело в том, что требования о сформированности навыков делового общения, умении ясно и четко излагать собственные мысли и суждения включены в Государственный стандарт для данной специальности. Другими словами, в ходе аттестации будущих менеджеров их публичное выступление перед членами комиссии является не только средством защиты дипломного проекта, но и объектом оценивания профессиональной компетенции, что учитывается при принятии окончательного решения о присвоении искомой квалификации.
Для хорошего доклада необходимы определенные навыки публичных выступлений. Не имеющим такого опыта рекомендуется перед защитой провести тренировочное выступление с докладом. Положительные результаты дает и критический самоанализ с помощью видео- или магнитофонной записи. Если защита предстоит в незнакомом помещении, необходимо заранее в нем освоиться.
В ходе подготовки своего выступления необходимо уделить особое внимание собственной дикции. Известно, что искажение в произношении, резко выделяющаяся манера выговаривать отдельные слоги или слова, часто незаметные для говорящего, сильно отвлекают внимание аудитории. Как следствие, определенная доля информации оказывается не воспринятой теми, кому она предназначена.
Другой очень важный аспект улучшения предстоящего выступления – это работа над удалением из своей речи слов-паразитов. («значит»,» «так сказать», «ну»), а также словесного «мусора» («какой-то», «тот самый», «это», паузы с наполнителями типа «э-э-э»). Здесь могут помочь советы посторонних студентов при тренировочных выступлениях.
Необходимо обратить особое внимание на то, чтобы текст выступления не был перегружен терминологически (в одном предложении – не более одного специального термина), а также, чтобы в речи не было слишком много длинных, витиеватых, сложноподчиненных предложений. Исследования установили, что если фраза состоит более чем из одиннадцати слов, то у студентов возникают трудности в улавливании ее смысла. Поэтому, при выступлении желательно использовать недлинные фразы, применяя по возможности простой (но не упрощенный!) язык. При этом с самого начала следует отдавать себе отчет в том, что в ограниченном по времени выступлении невозможно пересказать всю дипломную работу, нужно лишь в доступной форме изложить ее основные моменты, объединив их в определенную логическую схему.
Во время выступления нужно следить за тем, чтобы не нарушать границы социальной дистанции между выступающими и студентами. Если дипломник во время доклада будет слишком близко стоять к столу, за которым расположилась комиссия, то это вызовет определенный дискомфорт у некоторых ее членов (так как дипломник вторгается в их межличностное, интимное социальное расстояние). Если же дипломник расположится слишком далеко от членов комиссии, то не все смогут полностью воспринять и понять его выступление. Поэтому оптимальным считается расстояние, когда на защите дипломного проекта дипломник располагается на расстоянии 2-3 метров от переднего края стола, за которым сидят члены аттестационной комиссии.
После окончания доклада дипломник отвечает на вопросы. После ответов на все вопросы секретарь ГАК зачитывает отзывы руководителя и рецензента. Дипломнику в случае необходимости предоставляется заключительное слово.
10.5. В тех случаях, когда защита дипломной работы признана неудовлетворительной, ГАК решает, может ли студент представить повторно эту работу к защите, переработав и дополнив новым материалом, или он разрабатывает новую тему, предложенную ему выпускающей кафедрой.
Отчет председателя ГАК обсуждается и утверждается на заседании Ученого Совета БАГСУ.
11. Приложения
Приложение 1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Разработка долгосрочной стратегии фирмы
(на примере ЗАО «Кронэт»)
Выполнил студент факультета Экономики и управления направление – «Менеджмент» Шаймарданов И.Н. |
|
К защите допущен зав. кафедрой _________________________ « ___» _________2010г. |
Научный руководитель д.э.н., проф. Мухамедьяров А.М. ___________________________ «___» __________2010г. |
Уфа 2010
Приложение 2
Содержание
Введение 3
1. Долгосрочная стратегия фирмы как важнейший инструмент
управления. 6
1.1. Элементы стратегического планирования. 7
1.2. Анализ стратегических преимуществ фирмы. 11
1.3. Зарубежный опыт построения долгосрочной стратегии. 15
1.3.1. Стратегическое планирование на финских предприятиях 16
1.3.2. Американский опыт построения стратегии. 19
2. Организация деятельности и управление современным пред-
приятием (на примере ЗАО «Кронэт») 24
2.1. Организационно-правовая форма и учредительные доку-
менты 24
2.2. Основные фонды и показатели
производственно-коммерческой деятельности 30
2.3. Анализ рыночной ситуации
и проведение маркетинговых исследований 35
2.4. Организационное строение и методы работы с персоналом 42
3. Разработка плана стратегического развития 50
3.1. Определение основных целей организации 50
3.2. Программа реализации основных целей организации 56
3.2.1. Диверсификация производственной деятельности 60
3.2.2. Оптимизация организационной структуры 63
3.2.3. Финансовое обеспечение 69
3.3. Оценка эффективности разработанной программы 72
Заключение 75
Литература 77
Приложения 81
Приложение 3
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ (ГОСТ 7.12-77)
Названия месяцев
янв. – январь апр. - апрель дек. - декабрь |
сент. - сентябрь февр. - февраль |
авг. - август окт. - октябрь |
Остальные названия месяцев не сокращаются.
Названия городов
М. - Москва Н. Новгород - Нижний Новгород |
СПб - Санкт-Петербург Ростов н/Д - Ростов-на-Дону |
Названия других городов не сокращаются
Издательства
Изд-во ЛГУ Высш.школа Изд-во МГУ Мол.гвардия |
Наука Изд-во Саратовского ун-та РИО БАГСУ |
Журналы |
|
Эконом. науки Пробл. теор. и практ. управления Вопр. управления |
Вестн.высш.школы Социол. исслед. Вопр. философии |
Газеты |
|
Лит.газ. Рос.газ |
Экон.газ. Комс.правда |
Сборники и научные труды |
|
Науч. зап. ин-та внешней торговли МВТ РФ Сб.нормат.актов Науч.тр. Докт.дис. Учен.тр. Канд.дис. |
Сб.асп.работ Автореф.докт.дис. Сб.учен.тр. Автореф.канд.дис. |
Приложение 4
ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ССЫЛОК
Книги
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Гардарики, 2002.
2. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М.: ИКК «ДеКА», 1997.
3. Минцберг Г. Структура в кулаке: Создание эффективной организации. СПб.: Питер, 2001.
4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001.
5. Эффективное управление фирмой: современная теория и практика / Бондарь Н.П., Васюхин О.В., Голубев А.А., Подлесных В.И. СПб.: Изд.дом «Бизнес-пресса», 1999.
Статьи в книгах
Захарова Л.Н. О связи индивидуальных особенностей, мотивации, планирования и реализации деятельности в период профессиональной адаптации // Психол. механизмы орг. поведения и деят-ти человека во времени. - Нижний Новгород, 1990. С. 38-52.
Статьи в журналах
1. Дейнека О.С. Динамика макроэкономических компонентов образа денег в обыденном сознании // Психол. журн. Т.23. № 2. 2002. С.36-46.
2. Кудашев А.Р. Адаптация менеджера: эволюционно-проблемный подход // Менеджмент. 1998. № 7. С. 107-111.
3. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психол. 1997. № 4. С. 28-38.
4. Подольский М.В. Профессионально важные качества личности менеджеров в сфере предпринимательской деятельности // Психология и практика. Мат-лы II Съезда РПО. Т. 4. Вып.3. – Ярославль, 1998. С. 126-127.
5. Романова О. Оптимизация поведения предприятия в современных условиях // Пробл. теор. и практ. управления. № 3. 2002. С. 116-120.
Документы
Конституция Россия Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрист, 1997. 31с.
О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Федеральный закон от 21 июля 1997г. №122-Ф3. – М.: Интел-Синтез, 1997. – 32с.
О мерах по оздоровлению государственных финансов: Указ Президента РФ от 11 декабря 1997г. № 1278 // Российская газета. – 1997. – 16 декабря. – С.3-5.
О Государственной комиссии по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей: Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997г. // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 29. – Ст.3529.
Диссертации
Стариков Е.Г. Организация управления малым предприятием на основе бизнес-процессов: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2002. 172 с.
Депонированные статьи
Вахницкая Т.А., Ковалев Н.Р. Управление минеральным обеспечением ремонтов / РАН. Институт экономических исследований. – М., 1998. – 78 с. – Деп. в ИНИОНРАН 15.09.96. № 15754.
12. Список использованной литературы
1. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, рефера.т Ростов – н/Д: Феникс, 2001.
2. Менеджмент: итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование: Учебное пособие / Под общ. ред. Э.М. Короткова и С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2002.
3. Методические рекомендации по выполнению дипломных работ /Сост. К.С.Кидрасова. Уфа: РИО БАГСУ, 1995.
4. Методические рекомендации по подготовке дипломной работы. РАУ, М., 1993.
5. Методические указания для преддипломной практики и выполнения дипломной работы студентам дневного, вечернего и заочного отделений экономического факультета Башгосуниверситета. Уфа, Башгосуниверситет, 1992.
6. Методические указания к защите дипломных проектов для студентов специальности 061100 « Менеджмент». Уфа: УГАТУ, 1997.
7. Положение о дипломной работе студента (студента) УКЦ. Екатеринбург, 1994.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения.................................................................................................................... 3
2. Рекомендации к содержанию дипломной работы..................................................................... 5
3. Методические рекомендации использованию новых информационных технологий и ЭВМ в дипломном проектировании............................................................................................................................ 7
4. Примерная тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ.................................. 9
5. Структура и объем дипломной работы................................................................................... 15
6. Требования к содержанию разделов дипломной работы....................................................... 16
7. Требования к оформлению дипломной работы...................................................................... 22
8. Критерии оценки дипломной работы...................................................................................... 24
9. Рецензирование дипломной работы....................................................................................... 25
10. Организация защиты дипломной работы............................................................................... 26
11. Приложения.......................................................................................................................... 30
12. Список использованной литературы..................................................................................... 35