Методические указания для самостоятельной работы по курсу экономической теории для студентов экономических специальностей всех форм обучения Иркутск

СОДЕРЖАНИЕ: Экономическая теория. Методические указания для самостоятельной работы по курсу экономической теории для студентов экономических специальностей всех форм обучения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономическая теория

Методические указания для самостоятельной работы по курсу экономической теории для студентов экономических специальностей всех форм обучения

Иркутск

2003


Экономическая теория. Методические указания для самостоятельной работы по курсу экономической теории для студентов экономических специальностей всех форм обучения.

Составитель: Терехова О.Г.

Иркутск; Изд-во ИрГТУ.-2003.- 48с.

Рецензент: канд. экон. наук, доцент Синицкий С.В.

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Экономической теории и правоведения. Протокол №7 от 19 февраля 2003г.

В методических указаниях приведены темы и основные вопросы самостоятельной работы студентов по курсу дисциплины, темы рефератов, основные термины и понятия, а также задания для самостоятельной работы студентов.

Оглавление

Стр

Предисловие

4

Объем дисциплины и виды учебной работы

4

Тематический план и виды самостоятельной работы

5

1-2

Введение в экономическую теорию. Основы экономического устройства общества

6

3.

Микроэкономика. Теория спроса и предложения. Теория потребительского поведения

8

4.

Типы рынков и основы ценообразования в различных рыночных структурах

16

5.

Теория фирмы

22

6.

Рынки факторов производства

25

7

Макроэкономика. Национальная экономика: результаты и их измерение

27

8

Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая нестабильность

34

9.

Денежный рынок и денежно-кредитная политика государства

38

10.

Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика

41

11

Экономический рост

47

12-

14

Экономические воззрения в традиционных обществах, современная западная и экономическая мысль в России

48

Курсовая работа

49

Библиографический список

50

Предисловие

Самостоятельная работа студентов (СРС) является неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов.

Под самостоятельной работой понимается часть учебной планируемой работы, которая выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа направлена на усвоение системы научных и профессиональных знаний, формирования умений и навыков, приобретение опыта самостоятельной творческой деятельности. СРС помогает формировать культуру мышления студентов, расширять познавательную деятельность.

Виды самостоятельной работы по курсу экономической теории:

а) по целям: подготовка к лекциям, к семинарским занятиям, к контрольной работе, к коллоквиуму; подготовка научного доклада и выполнение заданий по РИРС; выполнение курсовой работы; подготовка к олимпиадам

б) по характеру работы: изучение литературы, конспекта лекций; поиск литературы в библиотеке; конспектирование рекомендуемой для самостоятельного изучения научной литературы; написание реферата; решение задач, тестов; работа с обучающими и контролирующими программами;

Методические указания разработаны с учетом следующих условий:

Методические указания разработаны на основе Государственного образовательного стандарта, Рабочей и Учебной программ по курсу «Экономическая теория», разработанных и утвержденных на кафедре Экономической теории и правоведения ИрГТУ.

Программа самостоятельной работы рассчитана на 221 час на три семестра на 1-2 курсах обучения. В соответствии с программой методические указания включают разделы: введение в экономическую теорию, микроэкономику, макроэкономику и историю экономических учений. В каждой разделе методических указаний приводятся: перечень вопросов темы, контрольные вопросы, темы докладов, тесты и задания для самостоятельной работы.

Тематический план и виды самостоятельной работы

пп

Тема курса

Вид СРС согласно рабочей программе

Кол-во часов

Семестр II

1-2

Введение в экономическую теорию. Основы экономии-ческого устройства общества

Проработка лекций, подготовка к семинарам, составление конспе-ктов, подготовка докладов

17

3.

Теория спроса и предложения. Теория потребительского поведения

Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач

12

4.

Типы рынков и основы ценообразования в различных рыночных структурах

Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач

13

5.

Теория фирмы

Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач

12

6.

Рынки факторов производства

Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач

12

Экзамен

10

Итого часов:

76

Семестр III

7

Национальная экономика: ре-зультаты и их измерение

Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач

8

8

Макроэкономическое равно-весие и макроэкономическая нестабильность

Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач, консп. доп. литературы

20

9.

Денежный рынок и денежно-кредитная политика государства

Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач, консп. доп. литературы

15

10.

Бюджетно-налоговая и

денежно-кредитная

политика

Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач, консп. доп. литературы

15

Реферат

10

Зачет

8

Итого часов:

76

IV Семестр

10

Бюджетно-налоговая и

денежно-кредитная

политика

Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач, консп. доп. литературы

6

11

Экономический рост

Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач, консп. доп. литературы

6

12-

14

Экономические воззрения в традиционных обществах, совре-менная западная и экономическая мысль в России

Проработка лекций, подготовка к семинарам, конспектирование дополнительной литературы

30

Курсовая работа

Изучение литературы, черновой (электр.) вариант, оформление

25

Экзамен

10

Итого часов:

77

Всего часов

229

Тема 1-2. Введение в экономическую теорию. Основы экономического устройства общества (17,0 час.)

Основные вопросы темы

1. Эволюция предмета экономической теории. Метод науки

2. Основные направления и школы в экономической теории

3. Блага. Потребности. Ресурсы. Кривая производственных возможностей

4. Производство, распределение, обмен, потребление

5. Экономические системы: типы и формы

8. Место и роль отношений собственности в экономической системе. Экономическая теория прав собственности

Темы докладов (рефератов)

1. Школа меркантелизма (Т. Ман, Орды - Нащокин)

2. Теория физиократов (Ф.Кенэ, А.Тюрго)

3. Классическая политическая экономия (А.Смит, Д. Рикардо)

4. Марксистская политическая экономия

5. Понятие и типы экономических систем

6. Национальные модели рыночной системы

7. Преобразование отношений собственности в переходной экономике России

Контрольные вопросы

1. Чем отличаются основные экономические школы, и что предопределяет эти отличия?

2. В чем отличие нормативистского и позитивистского методов изучения эко­номических явлений?

3. Назовите основные методы, используемые при изучении функциональных зависимостей

4. Что такое потребности, от чего они зависят? Как можно оха­рактеризовать потребности? Приведите соответствующие примеры. Что такое экономические потребности?

5. Что собой представляет процесс производства? Какие отрас­ли экономики Вы отнесете к сферам материального и нема­териального производства?

6. Какова связь между потребностями, производством и потреб­лением? Как Вы понимаете безграничность потребностей?

7. Какие ресурсы необходимы для организации производства? Охарактеризуйте каждый из них. Как Вы понимаете тезис об ограниченности ресурсов? Она абсолютна или относительна?

8. Какая проблема возникает в связи с ограниченностью ресур­сов? Что такое кривая производственных возможностей? О чем говорит закон замещения? Какое производство считает­ся эффективным?

9. Какие основные фундаментальные вопросы экономики воз­никают в связи с редкостью (ограниченностью) ресурсов?

10. Что такое экономическая система и каковы ее основные признаки? Охарактеризуйте кратко традиционную, рыночную, командную (плановую) и смешанную экономику.

Задания для самостоятельной работы

На основании приведенных ниже данных:

Автоматы,

млн. шт.

Телевизоры, тыс. шт.

Альтернативные

издержки

1 млн. автоматов

1 тыс. телевизоров

А

0

28

В

3

24

С

6

18

О

9

10

Е

12

0

а) отложив на горизонтальной оси объемы производства ав­томатов, а на вертикальной — телевизоров, постройте кри­вую производственных возможностей;

б) найдите точку, соответствующую производству 15 тыс. телевизоров и 4 млн. автоматов. Возможно ли такое произ­водство? Эффективно оно или неэффективно? А производ­ство 10 млн. автоматов и 16 тыс. телевизоров?

в) предположим, что в результате технического прогресса производительность в радиотехнической промышленнос­ти повысилась, и теперь можно при тех же ресурсах про­изводить столько же, как и раньше, автоматов и в соответ­ствии с каждым вариантом 32, 28, 22, 14, 0 млн. телевизо­ров. Начертите новую кривую. Что произошло с производ­ственными возможностями?

На основании данных определите альтернативные издержки производства 1 млн. автоматов и 1 тыс. телевизоров (заполните таблицу).

Подумайте, какие проблемы возникают сегодня в России в связи с конверсией военного производства, с налаживанием на предприятиях ВПК производства гражданской продукции. Всегда ли эта продукция дешевле аналогичной, производи­мой на гражданских предприятиях?.

Тесты

1. Основные факторы производства - это: а) земля, капитал и предпринимательская де-ятельность; б) собственность и труд; в) деньги и труд; г) труд, земля, капитал, предпри-нимательская деятельность.

2. Когда экономисты говорят об ограниченности, они подразу­мевают: а) невозможность удовлетворения всех потребностей людей; б) нехватку денег, чтобы купить все, что нужно; в) недостаточность ресурсов для удовлетворения всех потреб­ностей; г) все ответы верны.

3. Кривая производственных возможностей общества показывает: а) количество товаров, которое общество намерено производить; б) лучшую из возможных комбинаций производ-ства двух то­варов; в) альтернативные комбинации двух товаров при наличии дан­ного коли-чества ресурсов; г) минимально возможные объемы производства при полном исполь-зовании имеющихся ресурсов.

4. Предположим, что все ресурсы используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно, толь­ко сокращая производство другого. Экономист назовет та­кую ситуацию: а) эффективной; б) неэффективной; в) кризисом; г) экономическим ростом.

5. Смешение кривой производственных возможностей вправо: а) свидетельствует о сужении производственных возможностей; б) свидетельствует о расширении производ-ственных возмож­ностей; в) невозможно; г) означает снижение эффективности производства.

6. На кривой производственных возможностей увеличение про­изводства одного продукта сочетается: а) с ростом производства другого продукта; б) с уменьшением производства другого продукта; в) с неизменным производством другого продукта; г) возможен любой из указанных вариантов.

7. Альтернативные издержки производства — это: а) издержки производства про-дукции другим технологичес­ким способом; б) издержки производства продуктов-заменителей; в) количество продукции, от производства которой прихо­дится отказаться в связи с увеличением производства дан­ной продукции; г) издержки производства конкурирующих фирм, выпускаю­щих аналогичную продукцию.

8. В условиях полного использования ресурсов и неизменной технологии производство каждой дополнительной единицы продукта обходится: а) дороже; б) дешевле; в) остается неизменным.

9. Основные признаки, отличающие разные экономические систе­мы: а) цели экономического развития; б) господствующий тип собственности; в) механизм координации действий хозяйствующих субъектов; г) уровень благосостояния нации.

10. Вопросы «что, как и для кого?» имеют отношение: а) только к плановой эко-номике; б) только к рыночной экономике; в) только к традиционной экономике; г) к любой экономической системе.

11. Проблема «что производить»: а) возникает только перед частным предприни-мателем; б) может возникать только перед обществом в целом; в) возникает в связи с ограниченностью ресурсов общества; г) зависит только от потребностей людей.

Микроэкономика

Тема 3. Теория спроса и предло жения. Теория потребительского поведения (12 час.)

Основные вопросы темы

1. Рынок как экономическая система. Субъекты рынка. Функции рынка

2. Структура и инфраструктура рынка

3. Понятие спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Исключения из закона спроса Индивидуальный и рыночный спрос.

4. Понятие предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.

5. Модель рыночного равновесия. Равновесная цена и равновесный объем. Два подхода к установлению рыночного равновесия – по Вальрасу и по Маршалу. Влияние налогов и твердых цен на рыночное равновесие.

6. Эластичность и процесс адаптации рынков. Эластичность спроса и факторы ее определяющие. Показатели эластичности спроса по цене, по доходу, перекрестной эластичности и их практическое применение. Эластичность предложения. Эластичность предложения по цене. Спрос и предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах

7. Рациональность и суверенитет потребителя. Вкусы и предпочтения. Полезность, общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

8. Два подхода к измерению полезности. Кардиналисткий или количественный подход (А.Маршал, Джеванс). Правило максимизации полезности (оптимума потребителя). Потребительская премия.

9. Модель поведения потребителя, основанная на ординалистском подходе к измерению полезности. Кривые безразличия и их свойства. Бюджетные ограничения потребителя: бюджетная линия. Равновесие потребителя.

10. Реакция потребителя на изменение дохода. Эффект дохода. Кривые Энгеля.

11. Реакция потребителя на изменение цены. Эффект замены. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары.

Вопросы для самопроверки

1. О чем свидетельствуют законы спроса и предложения?

2. Как достигается равновесие на рынке труда?

3. Как изменяется равновесное количество и цена, если кривая спроса и кривая предложения сдвигаются с разной скоростью?

4. Почему эластичность спроса по цене имеет отрицательное значение?

5. Как взаимосвязана эластичность спроса по цене с выручкой?

6. Что происходит с излишком потребителей, если государство устанавливает цену ниже равновесной и создает для малоимущих специальные магазины?

7. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной системе?

8. В чем суть закона убывающей предельной полезности?

9. Каково условие равновесия потребителя?

10. Могут ли кривые безразличия на плоскости пересекаться?

11. Наступает ли равновесие потребителя при пересечении кривой без­различия бюджетной линии?

12. Если эффект замещения меньше эффект дохода и они разнонаправлены, то для каких товаров это характерно?

Задания для самостоятельной работы

Тест 1. Тема: рыночное равновесие

1. Ключевые термины и их определения

Подберите каждому термину его правильное определение

1. Система, которая объединяет решения и действия пот-ребителей, фирм и собствен­ников факторов производства и действие которой, основано на спросе и предложении.

ш). Неценовые факторы спроса.

2. Связь между количеством предлагаемого товара и его ценой при прочих равных усло­виях.

м) Равновесная цена

3. Объем в точке пере­сечения кривых спроса и пред­ложения, когда объемы спроса и предложения равны.

к) Спрос

4. Основной термин, определяющий поведение поку­пателей и потенциальных поку­пателей товара.

п) Избыточный спрос

5. Такие факторы, как доход потребителя, цены на взаимосвязанные товары, ожи­даемые в будущем цены и вку­сы потребителей, влияющие на количество товаров, которое покупатели желают и способны приобрести по каждой цене.

а) Рынок

6. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения.

л) Кривая пред­ло-жения

7. Такие факторы, как технология, стоимость ресурсов, оказывающие влияние на количество товаров и услуг, которые производитель желает и способен предложить по раз­личным ценам.

н) Избыточное предложение (излишек)

8. Расстояние по гори­зонтали между кривыми спроса и предложения, когда объем спроса превышает объем пред­ложения по данной цене.

б) Предложение

9. Количество товара, предлагаемое для продажи по конкретной цене

о) Равновесный объем.

10. Расстояние по гори­зонтали между кривыми спроса и предложения, когда объем предложения превышает объем спроса.

щ) Неценовые факторы предложе­ния

2. Открытые вопросы

1. (Положительный/Отрицательный) угол наклона кривой спроса обусловлен (прямой/обрат­ной) связью между ценой и объемом спроса на товар.

2. Рынок находится в равновесии когда (избы­точный спрос/объем спроса) равен нулю.

3. Дефицит товара на рынке по конкретной це­не приводит к тому, что (объем спроса/объем предложения) больше (объема спроса/ объема предложения)

4. Мы ожидает, что цена (возрастет/упадет, если поставщики попытаются предложить больше товара, чем покупатели собираются приоб­рести, поэтому продавцы запрашивают цену (вы­ше/ниже) равновесной.

5. При имеющемся спросе результатом совер­шенствования технологии будет (увеличение/ уменьшение) предложения, соответствую­щая равновесная цена (возрастет/упадет) и равновесный объем (возрастет/снизится).

6. Если снизится спрос, то кривая спроса пере­местится (вправо/влево) и покупательский спрос будет (больше/меньше) при ка­ждом значении цены.

7. На рынке товара А, если цена его 10 долл. и объем спроса 50 единиц, объем предложения дол­жен быть равен ____ единицам, а цена ___ долл., чтобы достичь равновесия.

8. Когда объем спроса (больше, чем/меньше, чем) объем предложения, продавцы вы­нуждены уменьшать запрашиваемую цену на то­вар, так как налицо (избыток/дефицит) товаров на рынке.

9. Изображая кривые спроса и предложения, мы отмечаем по вертикальной оси (цену/объем), а по горизонтальной оси (цену/объ­ем). Равновесие показано на _____ кри­вых спроса и предложения.

Тест 2. Теория потребительского поведения

1. Гипотеза о рациональном поведении потребителя заключается в том, что: а) потребитель делает только то, за что ему платят; б) потребитель заботится не только о себе, но и об обществе; в) потребитель стремится к максимуму полезности при ограниченном доходе; г) потребитель сравнивает все вариан­ты выбора и останавливается на лучшем.

2. Какое из утверждений является неправильным: а) каждая точка на кривой безразличия означает разную комбинацию двух товаров; б) каждая точка на бюджетной линии означает различную комбинацию двух товаров; в) все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень денежного дохода; г) все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень удовлетворения потребителей; д) все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень денежного дохода.

3. Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что: а) все блага имеют для покупателя разную полезность и поэтому их все можно рас­положить в порядке убывания этой полезности; б) необходимо потреблять сначала самые полезные блага, а потом все остальные; в) полезность от по­требления следующей порции блага/всегда меньше полезности предыдущей порции; г) полезность приобретаемых товаров убывает по мере увеличения дохода потребителя.

4. Общая полезность растет, когда предельная полезность: а) уменьша­ется; б) увеличивается; в) увеличивается в медленном темпе; г) является ве­личиной отрицательной.

5. Потребительское равновесие на карте кривых безразличия - это: а) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия; б) любая точ­ка на самой высокой из кривых безразличия; в) та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия; г) любая точка, расположенная на бюджетной линии; д) любая точка, распо­ложенная на пространстве, ограниченном бюджетной линией.

6. Эффектом замены называют: а) изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относитель­ных цен;

б) изменение объема спроса, вызванное изменениями реального до­хода и относительных цен товаров при неизменности номинального дохода; в) изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением относи­тельной цены товара при неизменном реальном доходе.

7. Доход Миши составляет 10 руб. в день. Коробок спичек стоит 0,1 руб., а пачка сигарет - 5 руб. Наклон бюджетной линии Миши, если он тратит доход полностью на спички и сигареты, будет равен (спички на оси ординат): а) 1/50; б) -1/50; в) 50; г) -50.

Тема 4. Типы рынков и основы ценообразования в различных

рыночных структурах (12 час.)

Основные вопросы темы

1. Сущность конкуренции. Основные виды конкуренции. Методы конкуренции

2. Механизм рынка совершенной конкуренции. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

3. Понятие и виды монополий. Барьеры для входа в отрасль. Условия максимизации прибыли для монополиста. Варианты оптимального поведения монополии. Плюсы и минусы монополии. Ценовая дискриминация. Естественная монополия. Проблемы реформирования естественных монополий в России.

4. Олигополия. Индекс Герфиндаля. Условия максимизации прибыли для олигополии. Теория игр в модели дуополии. Равновесие по Нэшу. Ломанная кривая спроса П. Суизи. Тайный сговор. Лидерство в ценах. Ценообразование по принципу «издержки плюс».

5. Монополистическая конкуренция. Дифференциация товаров. Роль неценовой конкуренции.

6. Монопсония.

7. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы.

Темы докладов (рефератов)

1. Неценовые методы конкурентной борьбы

2. Проблемы естественных монополий в России

3. Антимонопольное законодательство в России

4. Государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий

Контрольные вопросы

1. Назовите характерные черты совершенной конкуренции.

2. Какие существуют способы определения оптимального объема производства? Когда достигается долгосрочное равновесие для фирмы в условиях совершенной конкуренции?

3. Каковы причины возникновения монополии, олигополии, монополистической конкуренции?

4. Как влияет концентрация производства на монопольную власть?

5. Каковы преимущества и недостатки монополистической конкурен­ции?

6. Как влияет ценовая дискриминация на прибыль монополий?

Задания для самостоятельной работы студентов

Рынок совершенной конкуренции. Тесты.

1. Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются: а) фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам; б) кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке, соответствую щей минимальному значению АТС; в) кривая спроса на продукт фирмы имеет отрицательный наклон; г) кривые средних и предельных издержек имеют U-образную форму; д) кривая спроса на продукт фирмы - горизонтальная линия.

2. В краткосрочном периоде конкурентная фирма, максимизирующая прибыль или минимизирующая убытки, не будет продолжать производство, если: а) цена продукта ниже минимальных средних издержек; б средние постоянные издержки выше цены продукта; в цена продукта ниже минимума средних переменных издержек; г) цена продукта ниже предельных издержек; д) общий доход не покрывает общих издержек фирмы.

3. Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы: а) имеет отрицательный наклон; б) горизонтальная линия при данном уровне цены; в) вертикальная линия при данном объеме предложения; г) имеет наклон 1/n, где n — число фирм в отрасли; д) имеет положительный наклон.

4. Экономическая прибыль: а) не может иметь место на конкурентном рынке в долгосрочном периоде; б) эквивалентна нормальной бухгалтерской прибыли; в) имеет место всякий раз, когда общие издержки превышают общий доход фирмы; г) существует всегда, когда предельный доход превышает предельные издержки; д) все предыдущие ответы неверны.

5. В отрасли функционируют 1000 фирм. У каждой фирмы предельные затраты при производстве 5 единиц продукта в месяц составляют $2, 6 единиц - $3, 7 единиц - $5. Если рыночная цена единицы продукта равна $3, то отраслевой выпуск в месяц составит: а) не более 5000 единиц; б) 5000 единиц; в) 6000 единиц; г) 7000 единиц; д) более 7000 единиц.

6. Какое из следующих определений наиболее точно соответствует понятию «нормальная при­быль»? а) прибыль, получаемая фирмой при МС=МR; б) прибыль, получаемая типичной фирмой в отрасли; в) прибыль, которую фирма получила бы при нормальном ведении дел; г) минимальная прибыль, необходимая для того, чтобы фирма оставалась в пределах данного направления деятельности; д) прибыль, обеспечивающая предпринимателю комфортный уровень жизни.

7. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что: а) значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают стандартные товары; б) имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене; в) все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке; г) имеет место свободный вход и выход на этот рынок; д) все предыдущие ответы верны.

Верно/неверно

1. Если рыночная цена товара постоянна, то увеличение объема выпуска продукции не повли­яет на размер прибыли фирмы.

2. Если кривая общего дохода фирмы лежит ниже кривой общих издержек, то при любых объ­емах выпуска продукции прибыль фирмы имеет отрицательное значение.

3. «Золотое» правило для оперирующей на конкурентном рынке фирмы: выбирайте такой объ­ем производства, при котором предельные издержки равны рыночной цене продукта.

4. Фирма максимизирует прибыль, сокращая производство до нуля, если цена продукта ниже средних переменных издержек.

5. Когда фирма получает экономическую прибыль, то говорят, что она имеет только нормаль­ную прибыль.

6. Кривая спроса для конкурентной фирмы имеет отрицательный наклон.

7. Если кривая предельных издержек фирмы пересекает кривую ее средних переменных из­держек в точке, соответствующей $ 400, то фирма остановит производство при текущей цене про­дукта меньше $ 400.

8. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде определяется возрас­тающей частью кривой средних переменных издержек.

9. Для конкурентной фирмы цена продукта равна предельному доходу.

10. Фирма получает нулевую экономическую прибыль, когда ее общий доход равен общим из­держкам при данном объеме выпуска продукции.

11. На конкурентном рынке в долгосрочном периоде нормальная прибыль равна нулю.

Монополия. Тесты.

1. В отличие от конкурентной фирмы монополист: а) может назначать любую цену на свой продукт; б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек; в) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене; г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли; д) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.

2. Примером естественной монополии, является: а) ОПЕК - международный нефтяной картель; б) компания 1ВМ; в) московский банк «Гермес»; г) издательство «Известия»; д) городской метрополитен.

3. Ценовая дискриминация - это: а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям; б) различия в оплате труда по национальности или по полу; в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары; г) повышение цены на товар более высокого качества; д) все предыдущие ответы неверны.

4. В отличие от конкурентной фирмы простая монополия стремится: а) производить продукции меньше, а цену устанавливать выше; б) максимизировать прибыль; в) устанавливать цену, соответствующую неэластичному участку кривой спроса; г) выбирать такой объем выпуска, при котором МR=Р; д) производить продукции больше, а цену устанавливать выше.

5. Функция общих затрат монополиста: ТС= 100+3Q, где Q-количество единиц продукта, производимое в месяц; функция спроса на продукцию монополиста: Р= 200-Q, где Р - цена про­дукта в долл. Если монополист выпускает 20 ед. продукта в месяц, то его общий доход равен: а) $ 4000; б) $ 3600; в) $ 400; г) $ 180; д) все предыдущие ответы неверны.

6. У монополиста предельные издержки обычно меньше цены продукта потому что: а) цена меньше предельного дохода; б) цена больше предельного дохода; в) предельные издержки меньше средних издержек;

Монополистическая конкуренция и олигополия

Упражнения

1. Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип рыночной структуры: (А. Совершенная конкуренция; Б. Монополия; В. Монополистическая конкуренция; Олигополия; Д. Монопсония)

а) На рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фир­менную обувь по относительно схожим ценам.

б) На рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг.

в) Большое количество фермеров предлагает на рынке картофель по одинаковым ценам.

г) Несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобильных шин.

д) Имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования.

е) Единственная фирма производит штурманские приборы.

Верно/Неверно

1. На рынке совершенной конкуренции фирмы предлагают более разнооб-разные товары, чем при монополистической конкуренции.

2. Если на олигополистическом рынке фирма повысит или снизит цену или объем выпуска продукции, то это окажет влияние на продажи и прибыль фирм-конкурентов.

3. На олигополистическом рынке цены менее устойчивы, чем в условиях совершенной конкуренции.

4. Рыночное поведение отраслевого картеля, максимизирующего прибыль, аналогично поведению чистой монополии.

5. На практике картели и подобные им тайные соглашения трудно создавать и поддерживать длительное время.

6. При монополистической конкуренции отраслевой выпуск товарной группы обеспечивается достаточно большим количеством фирм.

7. На рынках с монополистической конкуренцией не достигается эффективное использование ресурсов.

8. Соперничество олигополистов сопровождается в большей степени ценовой, чем неценовой конкуренцией

9.Монополистически конкурентных и олигополистических отраслях объемы выпуска продукции ниже, а цены выше, чем в условиях совершенной конкуренции.

10. При несовершенной конкуренции производители могут оказывать влияние на рыночную цену, что обусловлено снижающейся кривой спроса на их товары.

Тема 5. Теория производства (12 час.)

Основные вопросы темы

1. Понятие фирмы. Технологический подход к трактовке природы фирмы: фирма - «черный ящик», цели, задачи и ограничения фирмы.

2. Контрактная природа фирмы (институциональный подход): спонтанный порядок и иерархия; трансакционные издержки фирмы; оппортунистическое поведение; асимметричность информации; специфичность ресурсов; типы контрактов

3. Организационные формы бизнеса. Роль малых, средних и крупных фирм в экономике

4. Производственная функция. Общий, средний и предельный продукт и их графическая интерпретация Эффект масштаба производства и отдачи от факторов. Теория предельной производительности факторов. Закон убывающей предельной производительности (доходности) факторов производства. Взаимозаменяемость ресурсов. Предельная норма технологического замещения

5. Правило минимизации издержек, условия максимизации прибыли.

6. Затраты и выпуск. Понятие издержек производства и их классификация. Издержки фирмы в краткосрочном периоде, их динамика и графическая интерпретация. Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Изменение масштаба производства. Причины экономии и убытков от роста масштабов производства.

7. Максимизация прибыли. Валовой доход, совокупные издержки и экономическая прибыль. Графический анализ максимизации прибыли. Цена, предельные издержки, средние и максимизирующий прибыль выпуск. Работа на уровне самоокупаемости. Минимизация убытков и решение прекратить деятельность.

8. Долгосрочное равновесие и его характеристики. Парадокс прибыли.

Темы докладов (рефератов)

1. Роль малого бизнеса в экономике

2. Проблемы становления малого бизнеса в России

3. Контрактная природа фирмы (Коуз)

4. Трансакционные издержки фирмы

5. Современные Формы крупного бизнеса

Контрольные вопросы

1. Какую зависимость описывает производственная функция? Что такое изокванта? Как определить экономически эффективный способ производства заданного объема продукции?

2. Какие формы организации предпринимательства существуют в стране с рыночной экономикой?

3. Что характеризует предельная норма технического замещения?

4. Почему равновесие производителя достигается в точке касания изокосты и изокванты?

5. Какую информацию можно получить при расчете предельных издер­жек?

6. Чем отличаются издержки в длительном периоде от издержек в ко­ротком периоде?

Задание для самостоятельной работы

Тест.

I. Ключевые термины и понятия

Подберите правильные ответы

1. Денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления фирмой своей производственной и реализационной деятельности

Г) Неявные издержки

2. Издержки или потери дохода, которые возникают за счет отдачи предпочтения, при наличии выбора, одному из способов осуществления экономической деятельности при отказе от другого возможного выбора

Е) Экономическая прибыль

3. Издержки, связанные с приобретением фирмой ресурсов на стороне

Д) Бухгалтерская прибыль

4. Издержки, связанные с использованием факторов, находящихся в собственности самой фирмы

А) Издержки фирмы

5.Разница между выручкой и явными издержками

С) МR

6.Разница между выручкой фирмы и суммой явных и неявных издержек

Б)Альтернативные издержки

7.Издержки, связанные с затратами на обслуживание движения товарно-денежных потоков

Ж) Трансакцион-ные издержки

8.Издержки, сумма которых в данный период времени не зависит от величины и структуры производства

З) Постоянные издержки(FC)

9.Издержки, общая величина которых на данный период времени, находится в непосредственной зависимости от величины и структуры производства

Н) Предельные издержки (MС)

10.Издержки, общая величина которых не зависит от величины и структуры производства, деленные на объем выпускаемой продукции

И) Переменные издержки( VC)

11. Издержки, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от величины и структуры производства деленные на объем произведенной продукции

Р) Общий доход

12.Сумма постоянных и переменных издержек

П)Средний доход

13.Приращение общих издержек, вызванное производством дополнительной единицы продукции

В) Явные издержки

14.Земля, капитал, рабочая сила, предпринимательский талант

Т) Прибыль

15.TR/ Q

М) Валовые

издержки )

16. Q*Р

Л) Средние пере-менные издержки

17.Прирост дохода, вызванный продажей дополнительного экземпляра товара(TR/ Q)

К) Средние посто-янные издержки

18. TR-ТС

О) Факторы производства

2. Упражнения

1. Используя данные, приведенные в таблице, рассчитать показатели:

Q

FC

VC

АTC

AFC

AVC

MC

0

10

-

1

10

24

2

10

39

5

10

72

7

10

94

10

10

142

Построить графики: переменных и средних переменных издержек; постоянных и средних постоянных издержек; общих средних издержек (АТС) и предель-ных издержек (МС).

3. Задача. Общие издержки при производстве 10 ед. продукции равны 600 долл. С увеличением производства до 14 ед. они выросли до 800 долл. Рассчитайте МС.

4. Задача. Владелец фирмы запланировал следующие результаты:

Валовая выручка – 5 млн. ус. ед.; Издержки - 4,6 млн. ус. ед. Владелец использует в работе фирмы свой собственный капитал – 1,5 млн. ус. ед. и упускает возможность получать проценты (из расчета 12% годовых) на эту сумму. Он также упускает возможность (руководя собственной фирмой ) работать на другом предприятии и получать заработную плату в размере 300 тыс. ус. ед. в год. Посчитайте величину экономической прибыли и помогите владельцу решить, оставаться ли ему в этом бизнесе на следующий год?

5.Задача

Q(ед.)

TC

TR

Прибыль

0

35

0

1

59

40

2

75

80

3

95

120

4

120

160

5

150

200

6

190

240

7

245

280

8

330

320

Используя данные, приведенные в таблице, постройте графики общей выручки (TR) и общих издержек (ТС). Определите точки безубыточности фирмы, т.е. при каком объеме производства фирма не будет получать прибыль, но и не будет нести убытки? При каком объеме производства прибыль фирмы будет максимальна?

Тема 6. Рынки факторов производства (12час.)

Основные вопросы темы

1. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда

2. Равновесие на рынке труда. Равновесная ставка заработной платы. Дифференциация заработной платы

3. Рынок капитала. Спрос и предложение на рынке капитала. Дисконтирование и принятие инвестиционных решений

4. Цена земли

5. Абсолютная и дифференциальная земельная рента

6. Рынок земельных ресурсов

Темы докладов (рефератов)

1. Рынок труда в России: состояние. Проблемы и перспективы

2. Безработица в России

3. Государственная политика занятости и регулирование рынка труда

4. Формирование рынка земли в России

Задание для самостоятельной работы

1. Верны ли следующие утверждения (Да, Нет)

1. При росте ставки процента объем предложения сбережений домохозяйст-вами всегда увеличивается.

2. Цена земли не зависит от местоположения участка.

3. Снижение реальной станки процента при прочих равных условиях ведет к повышению цены земли.

4. Спрос на землю абсолютно неэластичен.

5.Реальная ставка процента не может превышать номинальную.

6. Чем выше срок службы основного капитала, тем при прочих равных условиях ниже норма амортизации.

2. Выберите правильный ответ

1. Цена земли зависит от: а) величины ежегодной ренты; 6) ставки банковского процента; в) величины альтернативного дохода покупателя земли; г) верно все указанное.

2. Чистая экономическая рента: а) это дифференциальная рента, получаемая собственниками земли; б) это весь объем ренты, получаемой собственниками земли; в) это разница между всем объемом ренты, получаемой собственниками земли, и объемом дифференциальной ренты; г) все указанное неверно.

3. Если государство устанавливает фиксированный ypoвень ренты, отличный от равновесного: а) экономическая рента снижается; б) экономическая рента воз-растает; в) экономическая рента остается неизменной; г) ответ зависит от элас-тичности спроса на землю

4.В противоположность предложению зданий и сооружений, предложение зем-ли: а) абсолютно эластично; б) абсолютно неэластично; в) относительно элас-тично; г) относительно неэластично;

5.Если арендная плата составляет 1000 руб., а ставка процента –5% годовых, при какой цене участка земли его покупка будет выгодна для фермера?

а) не более 20 000 руб.; б) не более 50 000 руб.; в) не более 10 000 руб.; г) не более 100 000 руб.;

6. Собственники невозобновляемого естественного ресурса получают дифференциальную ренту, если: а) ресурс неисчерпаем; б) качество ресурса раз-лично на различных участках; в) качество ресурса одинаково на всех участках; г) предложение ресурса абсолютно эластично.

7. Ставка ссудного процента не зависит oт: а) срока предоставления ссуды; б) величины ссуды; в) рискованности проекта; г) все перечисленное неверно.

8. Стоимость капитальных фондов компании составляет 10 млн. руб. Полезный срок службы основного капитала - 10 лет. Если компания применяет метод ускоренной амортизации, в первый год сумма амортизации составит: а) 1 млн. руб.; б) свыше 1 млн. руб. в) 2 млн. долл.; г) данных недостаточно.

9. Пусть номинальная ставка процента составляет 20% в месяц, а месячный темп инфляции - 15%. Реальная ставка процента равна: а) приблизительно 4,3%;

б) приблизительно 6,8%; в) приблизительно 5 %; г) данных недостаточно.

10. Что из нижеперечисленного приведет к сокращению спроса на землю?

а) падение урожайности; б) увеличение ставки ссудного процента; в) понижение ставки ссудного процента; г) неверен ни один из ответов;

3. На основании данных таблицы рассчитайте дифференциальную ренту для лучшего и среднего участка

Участки

Затраты капита-ла,

(С+V)

Норма прибыли, %

Получено продукции, ц

Индивидуальная цена производства

Рыночная цена

Дифф. рента

Всего урожая

1 ц.

Всего урожая

1 ц.

Худший

Средний

Лучший

Макроэкономика

Тема 7. Национальная экономика: результаты и их измерение (8 час.)

Основные вопросы темы

1. Национальная экономика, ее основные цели и структура.

2. Система макроэкономических пропорций. Проблемы сбалансированности национальной экономики.

3. Предмет макроэкономики и его отличия от предмета микроэкономики. Методы макроэкономического анализа. Основные макроэкономические индикаторы. Моделирование экономики в целом.

4. Система взаимосвязей на макроуровне на примере схемы кругооборота доходов и продуктов в простой экономической системе.

5. Валовой национальный продукт и подходы к его измерению. Валовой внутренний продукт, его формы. Система национальных счетов. Международные сопоставления. Определение ОУЦ в экономике. Индексы цен. Уровень цен и реальный ВНП. Национальное богатство: структура и способы увеличения.

Темы докладов (рефератов)

1. Переход России на систему национальных счетов

2. Динамика основных макроэкономических показателей в переходной экономике России

Контрольные вопросы

1. Чем отличаются предметы микро- и макроэкономики? Какие специфические методы используются для анализа макроэкономических процессов?

2. Каковы основные субъекты макроэкономики? Какова роль государства в модели кругооборота доходов и продуктов?

3. Чем различаются основные макроэкономические показатели?

4. Каковы особенности исчисления ВВП и ВНП?

5. Какое практическое значение имеют показатели номинального и реального ВНП?

6. Какие явления ведут к «провалам» или фиаско государства?

7. Каковы основные цели и сферы государственного воздействия на экономические процессы?

8. Какие из инструментов государственного регулирования Вы считаете наиболее эффективными?

Задание для самостоятельной работы

1. Упражнения

1. В таблице 1 представлены данные, характеризующие величину номинально-го ВНП России за три года

Таблица 1.

Год

Номинальный ВНП

Индекс уровня цен

Реальный ВНП

1929

104

121

?

1933

56

91

?

1939

91

100

?

Вопросы:

а) Какой год из трех является базовым?

б) Как изменился уровень цен в период с 1929 по 1933 гг.?

в) Как изменился уровень цен в период с 1933 по 1939гг.?

г) Рассчитайте реальный ВНП для каждого года и укажите, в каком случае Вы использовали дефлятор и инфлятор ВНП.

3. По данным таблицы 2 рассчитайте: а) Объем ВНП по потоку доходов. б) Объем ВНП по потоку расходов. в) Объем ЧНП. г) Объем НД

Таблица 2

Счет

Млрд.$

Расчет ВНП по доходам

Расчет ВНП по расходам

ЧНП

НД

Процент за кредит

12

Валовые частные инвестиции

55

Зарплата и жалованье

218

Прибыль корпораций

113

Косвенные налоги, неналоговые обязате-льства и трансфертные платежи выпла-чиваемые частными предпринимателями

22

Рентные платежи владельцам арендуемого имущества

20

Налоги на прибыль корпораций

50

Чистый экспорт товаров и услуг

9

Государственные закупки товаров и

услуг

90

Чистые частные инвестиции

45

Доходы от собственности

21

Чистые субсидии государственным предприятиям

2

Трансфертные платежи населению

23

Потребительские расходы

260

Тема 8. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая нестабильность (20 час.)

Основные вопросы темы

1. Необходимость общей модели. Понятие совокупного проса и предложения Факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие и его основные признаки.

2. Совокупное потребление, совокупное сбережение и их функции.

3. Инвестиции и их влияние на объем национального производства. Мультипликатор и акселератор инвестиций.

4. Модели макроэкономического равновесия: классическая и кейнсианская.

5. Экономический цикл: причины возникновения, характерные черты и периодичность.

6. Механизм распространения циклических колебаний: эффект мультипликатора- акселератора.

7. Макроэкономическая нестабильность и безработица. Безработица, ее определение и измерение. Причины и виды безработицы. Экономические издержки безработицы. Закон Оукена. Понятие «естественный уровень безработицы». Особенности российской безработицы.

8. Роль государства в регулировании экономических циклов: стабилизационная политика.

9. Определение инфляции. Открытая и подавленная формы инфляции. Измерение инфляции.

10. Инфляция и номинальные цены. Инфляционные ожидания. Эффект Фишера.

11. Причины инфляции: инфляция спроса и инфляция предложения. Монетарные и немонетарные теории инфляции.

12. Социально-экономические последствия инфляции

13. Инфляция и безработица. Кривая Филипса. Теория естественного уровня

Темы докладов (рефератов)

1. Инвестиционный климат в России

2. Безработица в России

3. Инфляция и безработица

4. Инфляционные процессы в России

5. Длинные циклы Н.Д. Кондратьева

Контрольные вопросы

1. Какие ценовые факторы определяют совокупный спрос? Какой вид имеет кривая совокупного предложения и почему?

2. В чем суть классического и кейнсианского подхода к регулированию национального производства?

3. Какую роль играет предельная склонность к потреблению? Что произойдет в экономике, если сбережения окажутся меньше инвестиционных расходов?Каков экономический смысл мультипликатора?

4. Каковы причины и последствия цикличности экономического развития?

5. Каковы причины и экономические издержки безработицы. Какая из форм безработицы преобладает в России?

6. Чем отличается инфляция спроса от инфляции предложения? Каковы типы и последствия инфляции?

7. Что должно предпринимать правительство для сдерживания темпов роста цен? Каковы особенности инфляционных процессов в России?

Задания для самостоятельной работы

1. Что такое совокупный спрос? Под влиянием каких факторов он формируется? Почему кривая совокупного спроса имеет нисходящий характер? Ожидается дальнейший рост цен, как это повлияет на совокупный спрос?

2. Что такое совокупное предложение? Начертите кривую со­вокупного предложения. Из каких отрезков состоит эта кри­вая? Охарактеризуйте их.

3. При каких условиях достигается общее рыночное равновесие?

Совокупный спрос (млрд. руб.)

Уровень цен

(индекс цен)

Совокупное предложе-ние (млрд. руб.)

100

300

400

200

250

400

300

200

300

400

150

200

400

150

100

На основании этих данных постройте графики. Каковы будут равновесный уровень цен и равновесный ВНП? Если покупатели готовы приобрести дополнительно товаров на 200 млрд. руб., каковы будут новые равновесный уровень цен и равновесный ВНП?

4. Какое влияние окажут следующие факторы на равновесный уровень цен и равновесный объем ВНП: ожидание спада производства; повышение налога на прибыль; увеличение производительности труда; рост цен на импортные товары.

5. Что происходит с ценами, если совокупный спрос увеличивается / сокращается, когда экономика находится на: горизонтальном отрезке AS; промежуточном отрезке AS; вертикальном отрезке AS. Что такое эффект «храповика»? Когда он возникает и как проявляется при нарушении равновесия AD и AS ?

6. Каковы последствия изменения совокупного предложения при неизменном совокупном спросе? Что такое стагфляция?

7. На какие части распадается располагаемый доход? Какие вза­имосвязи отражают графики потребления и сбережений? Как меняются абсолютная и относительная (доля в доходе) вели­чины потребления (сбережений) по мере роста дохода?

8. Как повлияет на уровень потребления следующее: падение курса акций; сокращение финансирования образования; сокращение уровня цен; снижение подоходного налога; окончание выплат за купленный в рассрочку дом?

9. Что характеризуют и как исчисляются АРС, APS, МРС MPS? Чему равна сумма значений предельной склонности к потреб­лению и предельной склонности к сбережениям?

Доход,

ден. ед.

240

260

280

300

320

340

360

380

400

Сбережения,

ден. ед.

-4

0

4

8

12

16

20

24

28

На основании приведенных данных рассчитайте для каждого уровня дохода величину С, АРС, APS, MPC и MPS.

10. Какие из перечисленных ниже факторов непосредственно влияют на принятие решений об инвестировании? а) повышение законодательно устанавливаемого минимума уставного капитала; б) повышение налога на прибыль; в) ожидание увеличения спроса на продукцию; г)появление новых технологий; д) рост процентной ставки.

11. Как изменение инвестиций влияет на величину ВНП? Объяс­ните суть мультипликационного эффекта. Чему равен муль­типликатор инвестиций? Инвестиции увеличились на 15 млрд. руб., предельная склон­ность к сбережениям — 0,2. Что произойдет с ВНП?

12. Потребление составляет 600 трлн. руб., инвестиции - 100, предельная склонность к сбережениям - 0,2. Чему равен рав­новесный ВНП? Как изменится ВНП, если инвестиции со­кратятся на 50?

13. Что такое рецессионный и инфляционный разрывы?

Тесты

1. Составляющими совокупного спроса являются: а) государственные расходы, чистый экспорт, сбережения; б) сбережения, инвестиции, чистый экспорт; в) потребление, инвестиции, государственные расходы, чис­тый экспорт; г) потребление и сбережение.

2. Увеличение совокупного спроса связано с ростом: а) процентной ставки; б) ожи-даемой прибыли от инвестиций; в) налога на добавленную стоимость; г) совокупного предложения.

3. Классический отрезок совокупного предложения характери­зуется: а) достижением полной занятости; б) возможностью роста объема производства; в) неизменностью цен; г) высоким уровнем безработицы.

4. Нарушения равновесия совокупного спроса и совокупного предложения вследствие роста совокупного спроса на про­межуточном отрезке приведет к: а) росту цен и объема производства; б) росту цен при неизменном объеме производства; в) росту производства при неизменных ценах; г) сокращению безработицы.

5. Эффект «храповика» означает, что при уменьшении спроса на: а) классическом отрезке цены упадут; б) кейнсианском отрезке цены не изменятся; в) классическом отрезке цены не изменятся; г) промежуточном отрезке цены упадут.

6. Если экономика находится в состоянии стагфляции, то: а) объем производства и цены растут; б) объем производства растет, а цены падают; в) объем производства и цены падают; г) объем производства падает, а цены растут.

7. Кривая потребления графически, как правило: а) совпадает с биссектрисой; б) выше биссектрисы; в) ниже биссектрисы; г) пересекает биссектрису.

8. Если объем располагаемого дохода увеличится, то: а) средняя склонность к потреблению повысится, а к сбере­жению упадет; б) средняя склонность к потреблению упадет, а к сбереже­нию повысится; в) средняя склонность к потреблению и к сбережению упа­дут; г) средняя склонность к потреблению и к сбережению повы­сятся.

9. Объем инвестиционных расходов уменьшится, если реаль­ная ставка процента:

а) возрастет; б) уменьшится; в) ожидаемая норма прибыли увеличится; г) ожидаемая норма прибыли снизится.

10. Какое из перечисленных отношений выражает обратную за­висимость? а) между потребительскими расходами и располагаемым до­ходом; б) между инвестиционными расходами и уровнем процент­ной ставки; в) между сбережениями и уровнем проце-нтной ставки; г) между инвестициями и национальным доходом.

11. Макроравновесие в модели «сбережения—инвестиции» дос­тигается, если инвестиции: а) равны сбережениям; б) больше сбережений; в) равны потреблению; г) меньше сбережений.

12. Если объем равновесного ВНП оказывается больше его по­тенциального уровня, то: а) уровень безработицы повысится; б) появляется рецессионный разрыв; в) автоматически увеличивается совокупное предложение; г) появляется инфляционный разрыв.

Тема 9. Денежный рынок и денежно-кредитная политика государства

(15 час.)

Основные вопросы темы

1. Происхождение, сущность и функции денег. Исторические формы денег. Понятие и типы денежных систем.

2. Сущность, формы и функции кредита. Структура современной кредитно-денежной системы. Денежная масса и ее структура. Денежные агрегаты.

3. Понятие банковского (денежного) мультипликатора. Необходимость контроля за денежной массой.

4. Понятие спроса и предложения на деньги. Денежный рынок и ставка процента. Равновесие денежного рынка. Теория трансакционного спроса на деньги. Портфельные теории спроса на деньги.

5. Понятие и цели кредитно-денежной политики Центрального банка. Основные инструменты кредитно-денежной политики: операции на открытых рынках, учетная ставка, нормы обязательных резервов. Эффективность кредитно-денежной политики: взгляд кейнсианцев и монетаристов. Особенности современной кредитно-денежной политики России.

Темы докладов (рефератов)

1. Исторические формы денег

2. Центральный банк России и его функции

3. Особенности современной денежно-кредитной политики России

4. Золото в денежной системе

5. Процесс становления банковской системы России

Контрольные вопросы и задания

1. Когда и почему возникли деньги, каковы их функции в современной экономике и каковы основные формы денег?

2. Как измеряется денежная масса, что из себя представляют денежные агрегаты М1, М2, М3.

3. Что такое спрос на деньги? Какими функциями денег он обусловлен? Какие существуют виды спроса на деньги? От чего зависит деловой спрос на деньги? Что означает пред­почтение ликвидности? От чего зависит спрос на деньги как запасную стоимость?

4. Что собой представляет денежный рынок? В чем его отличие от товарных рынков? Какую форму имеет кривая предложе­ния денег? Зависит ли предложение денег от спроса на них? Может ли кривая предложения денег быть горизонтальной?

5. Что из себя представляет коммерческий банк, каковы принципы его функционирования и почему он способен «создавать деньги».

6. Предположим, что каждый рубль, предназначенный для сде­лок, обращается в среднем 4 раза в год. Номинальный ВНП составляет 2000 млрд. руб. Предложение денег составляет 580 млрд. руб. Существует следующая зависимость спроса на деньги как запасную стоимость от ставки процента:

Ставка процента, %

16

14

12

10

Спрос на деньги как запасную стоимость, млрд. руб.

20

40

60

80

Определите: а) величину спроса на деньги для сделок; б) ве­личину спроса на деньги как запасную стоимость; в) общий спрос на деньги; г) равновесную ставку процента.

7. Что произойдет с равновесной ставкой, если предложение денег выросло до 600 млрд. руб.; сократилось до 540 млрд. руб.

8. Определите, как изменится общий спрос на деньги при каж­дом уровне процентной ставки и равновесная ставка, если объем номинального ВНП увеличится на 80 млрд. руб.; сократится на 120 млрд. руб.

9. Каков механизм восстановления равновесия на денежном рынке, если фактическая ставка ссудного процента выше (ниже) равновесной? Что произойдет с кривой спроса на деньги при увеличении (падении) цен, росте (снижении) реальных доходов?

10. Как отразится на денежном рынке увеличение (сокращение) предложения денег? Как отреагируют хозяйственные агенты на это изменение? Какова связь между спросом на деньги и инфляцией? Объясните.

11. Что представляет собой денежно-кредитная (монетарная) по­литика правительства? Каковы основные, принципиальные положения монетарной политики? Что является объектом го­сударственного регулирования при проведении монетарной политики?

12. Если центральный банк стремится к сокращению (увеличе­нию) предложения денег, как он должен изменить а) учет­ную ставку и б) норматив обязательных резервов?

13. Какие достоинства монетарной политики Вы видите? Что сни­жает действенность денежно-кредитной политики государства?

14. Определите основные направления и инструменты денежно-кредитной политики, которую Вы бы выбрали, если в нацио­нальной экономике страны наблюдаются: а) высокий уровень инфляции; б) падение уровня производства; в) падение курса национальной валюты; г) рост безработицы.

Тесты

1. Спрос на деньги находится: а) в прямой зависимости от величины номинального ВНП; б) в обратной зависимости от величины номинального ВНП; в) в прямой зависимости от уровня банковского процента; г) в обратной зависимости от уровня банковского процента.

2. Если номинальный объем ВНП сократится, то: а) вырастет спрос на деньги для сделок и общий спрос на деньги; б) сократится спрос на деньги для сделок и общий спрос на деньги; в) сократиться спрос на деньги для сделок, но вырастет об­щий спрос на деньги; г) спрос на деньги для сделок и общий спрос на деньги оста­нутся неизменными.

3. Изменение уровня процентной ставки отразится на: а) деловом спросе на деньги; б) спросе на деньги как запасную стоимость; в) на совокупном спросе на деньги; г) не отразится на спросе на деньги.

4. Равновесная ставка процента упадет, если: а) реальный ВНП сократится; б) цены товаров возрастут; в) цены товаров упадут; г) предложение денег увеличится.

5. Спрос на деньги для сделок изменяется следующим образом: а) возрастает при увеличении процентной ставки; б) возрастает при снижении процентной ставки; в) снижается по мере роста номинального ВНП; г) снижается при уменьшении номинального ВНП.

6. Спрос на деньги как запасную стоимость изменяется следу­ющим образом: а) возрастает при увеличении процентной ставки; б) возрастает при снижении процентной ставки; в) снижается по мере роста номинального ВНП; г) снижается при уменьшении номинального ВНП

7. Если процентная ставка законодательно будет установлена ниже ее равновесного уровня, то: а) объем спроса на деньги будет больше, чем предложение денег; б) объем спроса на деньги будет меньше, чем предложение денег; в) объем спроса на деньги будет возрастать, а предложение сокращаться; г) объем предложения денег будет возрастать, а объем спроса сокращаться.

8. Предложение денег увеличивается, если: а) растут государственные закупки товаров и услуг; б) центральный банк покупает у населения ГЦБ; в) население покупает облигации частных компаний; г) корпорации продают свои акции населению и используют полученные деньги для вложений в банк.

9. Какая из операций центрального банка увеличивает количе­ство денег в обращении? а) повышение нормы обязательных резервов; б) продажа ГЦБ населению и банкам; г) повышение учетной ставки; д) покупка ГЦБ на открытом рынке.

10. Какая из операций центрального банка сократит количество денег в обращении?

а) уменьшение нормы обязательных резервов; б) покупка ГЦБ у населения и банков; в) снижение учетной ставки; г) продажа ГЦБ банкам.

11. Если центральный банк повышает учетную ставку, то это приводит к: а) снижению общей величины резервов коммерческих банков; б) увеличению сбережений населения; в) увеличению общей величины резервов коммерческих бан­ков; г) увеличению ссуд, предоставляемых центральным банком коммерческим банкам.

12. Если центральный банк стремится увеличить объем ВНП, он должен предпринять меры, направленные на: а) увеличение доступности кредита; б) увеличение средств на текущих счетах предприятий; в) увеличение банковских резервов; г) повышение процентных ставок с тем, чтобы сделать кредиты более привлекательными для владельцев наличных денег.

Тема 10. Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика (21 час.)

Основные вопросы темы

1. Понятие финансовой системы, принципы ее построения и структура.

2. Бюджетная система Российской федерации. Процедура и особенности принятия бюджета в российской экономике. Основные параметры бюджета.

3. Налоги как элемент фискальной политики. Налоговая система и ее функции в рыночной экономике. Структура российской налоговой системы и принципы налогообложения. Налоговая политика и теория « Экономики предложения». Кривая Лаффера.

4. Бюджетный дефицит и способы его финансирования. Дискреционная и недискреционная налогово-бюджетная политика. Встроенные стабилизаторы.

5. Мультипликатор сбалансированного бюджета.Проблема сбалансированности государственного бюджета.

6. Государственный долг и его экономические последствия. Теория эквивалентности Рикардо-Барро.

Темы докладов (рефератов)

1. Динамика основных показателей госбюджета Российской Федерации

2. Налоговая реформа в России

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое налоги и какие функции они выполняют? 2. Каковы основные теоретические принципы налогообложе­ния? Что представляет собой и как реализуется на практике принцип справедливости и равенства налогообложения?

3. Какие элементы включает в себя налоговая система страны? В чем отличия прямых и косвенных налогов? Укажите, в каком случае возможно пе­реложение части налогового бремени на других лиц: а) акцизы; б) подоходный налог с физических лиц; в) налог на добавленную стоимость; г) дорожный налог; д) налог на прибыль; е) налог на недвижимость.

4. При доходе в 200 тыс. руб. налог составляет 25 тыс., при доходе в 250 тыс. - 37,5 тыс. Чему равна средняя налоговая ставка при каждом уровне дохода? Какой это вид налога - пропорциональный, прогрессивный или регрессивный?

5. Какую зависимость характеризует кривая Лаффера?

6. Охарактеризуйте действующую налоговую систему России. Каковы основные направления развития налоговой системы России?

7. Что такое государственный бюджет? Какова его структура? Как могут строиться взаимоотношения между центральным и территориальным бюджетами? В чем суть принципа фис­кального федерализма?

8. Охарактеризуйте основные виды государственных расходов. Обсудите тезис «увеличение или уменьшение государственных расходов обычно вызывают снижение или рост частных расхо­дов». При каких условиях это положение верно? Почему?

9. Сопоставьте бюджеты СССР 1985 г. и федеральный бюджет России 2003 г. Какие изменения произошли в доходной и рас­ходной частях бюджета? Как изменился бюджетный баланс?

10. Правительственные расходы составляют 150 ден. ед., ставка подоходного налога - 0,2. ВНП (доход) равен 1000 ден. ед. Чему равно бюджетное сальдо? Каково было бы состояние бюджета, если бы: а)правительственные расходы возросли до 250 ден. ед.;

б)ставка налога упала бы до 0,15; в) произошло и то, и другое?

11. Что такое «бюджет полной занятости»? Для каких целей он используется? Что такое циклический дефицит? Предполо­жим, что ВНП страны составил 60 трлн. руб., ВНП при пол­ной занятости - 100 трлн. руб. Государственные расходы равны 20 трлн. руб., а действующая ставка подоходного нало­га - 25%. Определите дефицит (излишек) государственного бюджета: а) фактический, б) структурный, в) циклический.

12. Какие методы финансирования бюджетного дефицита Вы знаете? Каковы краткосрочные и долгосрочные последствия тех или иных методов финансирования бюджетных дефици­тов? Каковы причины и динамика бюджетного дефицита в Рос­сии? Следует ли бороться с бюджетным дефи­цитом России? Если да, то как?

13. Что такое государственный долг? Как он возникает? В чем отличия государственного кредита от частного? Каковы цели займов со стороны частного сектора и со стороны государ­ства? Каковы источники погашения частного и государствен­ного кредита? Обсудите тезис: «сумма государственного дол­га равна сумме будущих налогов».

14. Какие виды государственных ценных бумаг Вы знаете? Охарактеризуйте их. От чего зависит структура всей массы государственных ценных бумаг?

15. Что такое внешний долг? Кто является держателями внеш­него долга? Каковы последствия наличия внешнего долга? Каковы источники погашения внешнего долга? В чем спе­цифика внешнего долга России?

Те с т ы

1. К косвенным налогам относится: а) подоходный налог с физических лиц; б) налог на прибыль предприятий; в) налог на добавленную стоимость; г) налог на имущество.

2. К прямым налогам относится: а) налог на добавленную стоимость; б)акцизы; в) таможенные пошлины; г) налог на операции с ценными бумагами.

3. Доходы государственного бюджета могут формироваться за счет: а) налоговых поступлений; б) займов; в) эмиссии денег; г) процентов, выплачиваемых по государственному долгу.

4. Дефицит государственного бюджета образуется тогда, когда: а) сумма долгов государству превышает размеры его долга; б) государственные расходы больше налоговых поступлений; в) при данных налоговых поступлениях расходы государства уменьшаются; г) при данных расходах сумма налоговых поступлений сокра­щается.

5. Разграничение общего дефицита бюджета на структурный и циклический необходимо для того, чтобы: а) определить источники финансирования бюджетного де­фицита; б) выявить роль государственного бюджета в структурной перестройке; в) отделить расходы по обслуживанию государственного долга от других государственных расходов; г) выявить влияние фискальной политики на состояние бюд­жета.

6. Бюджетный дефицит может привести к инфляции, когда он финансируется за счет: а) продажи ГЦБ частному сектору; б) продажи ГЦБ коммерческим банкам; в) займов в центральном банке; г) увеличения налогов.

7. Эффект вытеснения имеет своим последствием: а) сокращение частных инвестиций; б) увеличение процентной ставки; в) сокращение темпов роста производства в будущем; г) все ответы неверны.

8. Государственный долг — это сумма предшествующих: а) государственных расходов; б) бюджетных дефицитов; в) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков; г) расходов на оборону.

9. К каким экономическим последствиям может привести го­сударственный долг? а) сокращению производственных возможностей националь­ной экономики; б) снижению уровня жизни; в) перераспределению национального богатства между чле­нами общества; г) все предыдущие ответы верны.

Тема 11. Экономический рост ( 6 час.)

Контрольные вопросы и задания

1. Что означает экономический рост? Какими показателями он характеризуется? Какие типы экономического роста Вы знаете?

2. Какие факторы влияют на экономический рост? Рассмотри­те роль факторов предложения в экономическом росте. Оха­рактеризуйте модель Кобба—Дугласа.

3. Рассмотрите кейнсианскую модель экономического роста. Что в ней определяет экономический рост? Какая разница между автономными и производными инвестициями?

4. Объясните действие механизма мультипликатора-акселера­тора.

5. Что понимается под новым качеством экономического рос­та? Какова связь между структурой производства и темпами экономического роста?

6. Что означает цикличность экономического развития? Из ка­ких фаз состоит классический экономический цикл? Опи­шите каждую фазу цикла. Какая фаза является определяю­щей в экономическом цикле? Каков механизм перехода от одной фазы цикла к другой? Как можно объяснить причины циклического развития?

7. Как различаются циклы по срокам? Объясните долгосроч­ные колебания в экономике. Как объясняются среднесроч­ные циклы? Чем они обусловлены?

8. Как вы можете охарактеризовать причины современного экономического кризиса в России?

Тесты

1. Экономический рост может быть проиллюстрирован: а) сдвигом кривой производственных возможностей влево; б) сдвигом кривой производственных возможностей вправо; в) движением по кривой производственных возможностей;

г) движением от одной точки к другой внутри кривой произ­водственных возможностей.

2. Количественно экономический рост находит свое отражение в повышении: а) располагаемого дохода; б) покупательной способности денег; в) массы денег в обращении; г) реального ВНП.

3. Какой показатель позволяет судить о том, приводит ли эко­номический рост к улучшению благосостояния? а) номинальный ВНП; б) реальный ВНП на душу населения; в) номинальный ВНП на душу населения; г) реальный ВНП.

4. Наиболее существенная причина экономического роста в раз­витых странах — это: а) увеличение объема рабочего времени; б) технологические изменения в производстве; в) увеличение объема применяемого капитала; г) реализация фискальной политики, способствующей эко­номическому росту.

5. Экономический рост в соответствии с кейнсианскими взглядами связан с факторами: а) внеэкономическими; б) распределения; в) совокупного спроса; г) совокупного предложения.

6. Значение какого показателя падает на фазе подъема и растет на фазе кризиса: а) объем товарных запасов; б) объем ВНП; в) курс ценных бумаг; г) уровень безработицы.

7. На фазе подъема: а) снижаются инвестиции; б) сокращаются налоговые поступления; в) увеличивается спрос на труд; г) увеличивается объем национального производства.

8. В период кризиса растут: а) расходы потребителей; б) уровень заработной платы; в) процентная ставка; г) безработица.

9. Самое сильное влияние на ход экономического цикла ока­зывает динамика: а) инвестиций в прирост товарных запасов; б) инвестиций в производство капитальных благ; в) потребительских расходов; г) государственных расходов.

10. Для преодоления кризиса государство должно: а) увеличивать массу денег в обращении; б) сокращать массу денег в обращении; в) увеличивать налоги; г) снижать налоги.

Тема 12-14. Экономические воззрения в традиционных обществах, современная западная и экономическая мысль в России (30 час.)

Темы докладов

1. Первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия).

2. Экономическое учение К.Маркса

3. Маржинализм как переоценка ценностей классической политической экономии (К. Менгер, О. Бем-Баверк, Ф.Визер, У.С.Джевонс, Л.М. Вальрас)

4. Второй этап «маржинальной революции» и возникновение неоклассической экономической теории: «кембриджская» (А.Маршалл), «американская» (Дж. Б. Кларк) и «лозаннская» (В.Парето)

5. «Век Кейнсианства». Период господства кейнсианской теории (40-е – первая половина 1970-х гг).

6. Неокейнсианство: теория экономического роста Р. Харрода, неокейнсианская теория цикла Э. Хансен.

7. Новый этап развития неоклассической экономической доктрины:

- монетаристская теория в ретроспективе;

- Милтон Фридмен: данные биографии;

- экономическая политика монетаризма;

- монетаризм и Россия

8. Зарождение американского институционализма ( Л. Хайлбронер, Т. Веблен, Дж. Коммонс,У.К.Митчелл)

9. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена

10. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон

11. И.Т.Посошков «Скудность и богатсво»

12. «Длинные циклы» И.Н.Кондратьева

13. Особенности развития экономической науки в России: научный вклад А.Я. Чаянова в изучение крестьянского хозяйства.

14. Традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

Курсовая работа

Для написания курсовой работы студенты могут использовать методические указания, разработанные на кафедре экономической теории и правоведения «Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов экономических специальностей всех форм обучения» Сост. П.Н Нейман.- Иркутск: изд-во ИрГТУ.-2001.

Библиографический список

1. Вэриант Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: учебник для вузов. Пер. с англ. Под ред. Н.Л. Фролова.- М. ЮНИТИ, 1998.

2. Гугасьян Г.М., Бородина Т.С. Экономическая теория- М. Инфра-М, 2000.

3. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель.- С.Пб, 1992.

4. Долан Э.Дж. и др. Макроэкономика.- С-П, 1992.

5. История экономических учений: (современный этап) /Под ред. А.Г. Худокормова.- М.:ИНФРА-М, 1998.

6. Курс экономической теории/ под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: «АСА», 2002.

7. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика, Макроэкономика. Основы национальной экономики /Под ред. А.В.Сидоровича: МГУ им. Ломоносова. - М: Дело и Сервис, 2001.

8. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, Вита-Пресс, 1996.

9. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М.: Республика, 1992.

10. Меньшиков С.М. Новая экономика: Основы экономических знаний: учеб. пособие. - М. Международные отношения, 1999.

11. Микро-, макроэкономика. Практикум, С.- Петербург оркестр, 1994.

12. Мэнкью н.Г. Принципы экономикс. - СПб: Питер, 2000.

13. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики.- М.: Изд-во НОРМА, 2000.

14. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика, Дело, 1992.

15. Райхмен Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции. - М.: Наука, 1995.

16. Самуэльсон П. Экономика. М.: МГТ «Алгон», 1992, Т 1,2.

17. Современная экономика: многоуровневое учебное пособие. Под. Ред. О.Ю. Мамедова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

18. Сорвина Г.Н. Экономическая мысль 20-го столетия: страницы истории. - М.: Дело, 2000. Шамхалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия. – М.: Дело, 2000.

19. Фишер С., Дорнбуш р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993.

20. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Финансы и статистика, 1992.

21. Экономика и бизнес (история и практика предпринимательства). Под ред. В.Д. Камаева.- М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 1993.

22. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под ред. А.С. Булатова. - М.: Бек, 1999.

23. Экономическая история национальной экономики и мирового хозяйства: Политическая экономия. Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. - М.: ЮНИТИ, 1998.

24. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы./Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.- СПб, Питер Ком, 1999.

25. Экономическая теория. Учебник для вузов. Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 1998.

26. Экономическая школа. Т 1,2,3. СПб., 1991, 1994, 1995.

Скачать архив с текстом документа