Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Маркетинг»

СОДЕРЖАНИЕ: Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг», предназначены для студентов специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)» очной и заочной форм обучения

Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н. Прянишникова»

Технологический факультет

Кафедра «Товароведения и экспертизы товаров»

Методические указания

для выполнения курсовой работы по дисциплине

«Маркетинг»

ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»

Пермь 2010

Составитель: Галеев М.М. профессор кафедры «Товароведения и экспертизы товаров»

Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг», предназначены для студентов специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)» очной и заочной форм обучения.

Методические указания одобрены и рекомендованы к изданию комиссией технологического факультета ПГСХА

(протокол № от 2010г.).

Рецензент: к. э. н., профессор кафедры «Менеджмента» ПГСХА Ю.Г. Югов.

Методические указания разработаны в соответствии с программой дисциплины «Маркетинг». В них определена проблематика курсовой работы и необходимые требования к ее содержанию, объему информации.

Содержание

1. Общие положения …………………………………………………………….5

2. Цели и задачи выполнения курсовой работы ……………………………….6

3. Этапы выполнения курсовой работы ……………………………………….7

4. Тематика и содержание теоретического раздела, задания на выполнение практической части курсовой работы …………………………………………..8

5. План и задачи курсовой работы……………………………………………..16

6. Рекомендации по использованию основных и дополнительных литературных источников………………………………………………………18

7. Правила оформления курсовой работы ……………………………………20

Приложения……………………………………………………………………...24

Введение

С переходом экономики последних десятилетий ХХ века и начального этапа ХХI столетия на путь рыночных преобразований, в стране произошли разительные перемены в отношении к маркетингу. От восприятия в начале и середине 1980 – х гг. термина «маркетинг» как порождение «буржуазного» общества, в настоящее время он стал предметом общесоциологического характера, воплощая в себе своеобразную философию, стратегию и тактику рыночной деятельности на основе определенных принципов, целей и средств их достижения.

Происходящие в России объективные перемены позволили (при неизбежности управленческих ошибок) от всеохватывающего дефицита на «рынке продавца» перейти к «рынку покупателя», основа которого – выяснение потребности человека и нахождение способов их удовлетворения. Остались в прошлом централизованное распределение ресурсов и другие антирыночные способы регулирования коммерческих отношений.

Изменения в экономике не могло не коснуться сферы образования. Маркетинг, как дисциплина становится частью образовательной программы подготовки специалистов для различных областей народного хозяйства.

Программа курса «Маркетинг» для студентов-товароведов продовольственных и непродовольственных товаров, помимо лекционных и практических занятий, предусматривает подготовку и защиту курсовой работы. Данный вид изучения предмета является одной из форм контроля самостоятельной работы студентов.

1. Общие положения

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения и действующими учебными планами, и предназначенные для студентов ПГСХА специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)» очной и заочной форм обучения.

Целью данного методического указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» является подготовка специалистов по товароведению и экспертизе, которые в процессе исполнения вверенных им обязанностей должны давать оценку потребительских свойств товаров, удовлетворяющих различные потребности человеческого общества, укрепление студентами теоретических знаний по маркетингу и приобретение ими практических навыков управления субъектами товарных рынков на основе концептуальных подходов к маркетинговым решениям.

Для достижения указанной цели необходимо решить задачи по изучению теоретических основ маркетинга, определяющих его, как идею управления производственно-сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, направленной на получение высоких финансовых результатов посредством удовлетворения потребностей покупателей.

Курсовая работа является итогом самостоятельного изучения студентом многоаспектных положений и основ маркетинга и представляет собой письменное изложение результатов собственных исследований и рекомендаций, выполненная под руководством преподавателя кафедры.

2. Цели и задачи выполнения курсовой работы

Одна из основных целей выполнения курсовой работы является дальнейшее развитие логического мышления студентов, приобретение ими навыков самостоятельного решения вопросов практического применения инструментария маркетинга в производственной и коммерческой деятельности предприятий. Ее выполнение предусмотрено на завершающем этапе изучения дисциплины.

При написании курсовой работы студент учится собирать, систематизировать и анализировать фактический материал маркетинговых исследований конъюнктуры потребительского рынка, обобщать, делать выводы и предлагать конкретные рекомендации в области маркетинговой деятельности организации.

Основными задачами курсовой работы являются:

- обоснование актуальности и значимости темы работы;

- теоретическое изучение состояния заданной проблемы;

- овладение методикой решения практических задач, предусмотренных курсовой работой;

- обоснование практической направленности рекомендаций и предложений, представленных в работе;

- обобщение полученных результатов и формирование выводов;

- выявление самостоятельного умения работать с экономической литературой.

3. Этапы выполнения курсовой работы

Курсовая работа должна быть выполнена и представлена к защите в срок, установленный учебным графиком. В противном случае студент не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине за соответствующий курс.

Алгоритм выполнения курсовой работы включает следующие этапы:

- изучение настоящих методических указаний;

- выбор темы курсовой работы и ее согласование с кафедрой;

- формулирование цели, задач и составление плана курсовой работы;

- подбор, изучение и анализ содержания литературных источников;

- подготовка литературного обзора теоретической части курсовой работы;

- сбор и обобщение материалов, проведение исследований и анализ

результатов практической части курсовой работы;

- выполнение и оформление практический части курсовой работы;

- формулирование выводов и предложений;

- оформление списка используемых литературных источников.

4. Тематика и содержание теоретического раздела, задания на выполнение практической части курсовой работы

Выбор темы является важным этапом в подготовке к выполнению курсовой работы.

При выборе темы студенту следует руководствоваться, прежде всего, личным интересом с учетом будущей практической работы по специальности. Удачно выбранная тема курсовой работы может стать основой дипломной работы. В случае затруднения с выбором темы студент может получить консультацию у ведущего преподавателя.

Тема 1. Концепция маркетинга и его роль в рыночной экономике

1.1. Понятие и сущность системы маркетинга

1.2 Основные принципы маркетинговой деятельности и их характеристики

1.3 . Функции маркетинга и их характеристика

Тема 2. Виды маркетинга

1.1. Внутренний и международный маркетинг

1.2. Маркетинг по различным видам товаров и услуг

1.3. Маркетинг в сфере некоммерческой деятельности

Тема 3. Рынок в системе маркетинга

1.1. Рынок как система экономических связей

1.2. Классификация товарных рынков и их характеристика

1.3. Сегментация рынка и ее основные критерии

Тема 4. Конъюнктура рынка

1.1. Понятие и общая характеристика рынка

1.2. Рыночный спрос и классификация его формирующих факторов

1.3. Предложение и классификация влияющих на его величину факторов

Тема 5. Система ценообразования и виды рыночных цен

1.1. Цена как элемент коньюктуры рынка

1.2. Классификация и характеристика ценообразующих факторов

1.3. Основные виды рыночных цен

Тема 6. Оценка производственно-хозяйственных возможностей предприятия в системе маркетинга

1.1. Внешние и внутренние факторы деятельности предприятия и их характеристика

1.2. Оценка финансово-экономического положения предприятия

1.3. Роль и оценка товарного ассортимента, материального обеспечения и научно-технического потенциала предприятия

1.4. Виды стратегий предпринимательской деятельности и значение качества маркетинговой работы предприятия

Тема 7. Цели и стратегия маркетинга

1.1. Цели маркетинга и их классификация

1.2. Понятие стратегии маркетинга

1.3. Основные виды маркетинговой стратегии

Тема 8. Товарная политика предприятия

1.1. Сущность и общая характеристика товарной политики предприятия

1.2. Характеристика стадий жизненного цикла товара

1.3. Повышение конкурентоспособности товара и управление его качеством

Тема 9. Инновационная политика предприятия

1.1. Содержание и общая характеристика инновационной политики предприятия

1.2. Общая процедура создания нового товара

1.3. Основные виды стратегии инноваций

Тема 10. Ценовая политика предприятия

1.1. Сущность и общая характеристика ценовой политики предприятия

1.2. Этапы определения уровня цен на товары

1.3. Классификация цен в системе маркетинга

1.4. Основные виды ценовой стратегии предприятия

Тема 11. Сбытовая политика предприятия

1.1. Содержание и общая характеристика сбытовой политики предприятия

1.2. Основные методы и системы сбыта

1.3. Функции каналов товародвижения

1.4. Основные принципы выбора посредника и факторы формирования сбытовой сети

Тема 12. Рекламная политика предприятия

1.1. Задачи рекламы и ее виды

1.2. Основные рекламные средства и их характеристики

1.3. Факторы, влияющие на содержание рекламы

1.4. Организация рекламы и формирование затрат на ее проведение

Тема 13. Сервисная политика предприятия

1.1. Содержание и цели сервисной политики предприятия

1.2. Основные виды сервиса и их характеристика

1.3. Основные подходы к осуществлению сервисной политики предприятия

Тема 14. Организация и контроль маркетинговой деятельности на предприятии

1.1. Основные требования к организации маркетинговой деятельности на предприятии

1.2. Разновидности организационной структуры маркетинговой службы на предприятии

1.3. Контроль маркетинговой деятельности на предприятии

Тема 15. Маркетинговая информационная система

1.1. Общая характеристика маркетинговой информации

1.2. Методы сбора и обработки маркетинговой информации

1.3. Основные этапы сбора и обработки маркетинговой информации

Тема 16. Управление маркетинговой деятельностью

1.1. Структурные и функциональные подсистемы маркетинга

1.2. Организационные структуры служб маркетинга на предприятиях и условиях их применения

1.3. Содержание и порядок разработки плана маркетинга

Практический раздел курсовой работы выполняется на основе маркетинговой деятельности выбранного студентом предприятия.

Отвечая на поставленные вопросы заданий, студент должен предложить системный анализ маркетинговой деятельности изучаемого субъекта рынка и предложить собственное видение решения возможных проблем и перспектив его дальнейшего развития.

Задание 1. Формулирование целей предприятия

1. Ответьте на вопросы:

- чем занимается предприятие?

- где оно расположено?

- какие потребности потребителей оно удовлетворяет?

- каких потребителей оно обслуживает?

- как оно это делает?

2. Сформулируйте цель деятельности Вашего предприятия в 2-3 предложениях.

Задание 2. Характеристика товаров (услуг)

1. Перечислите основные виды товаров (услуг), выпускаемых (оказываемых) Вашим предприятием.

2. Ответьте на следующие вопросы, оценивая каждый ответ по пятибалльной системе:

- какой уровень качества Ваших товаров (услуг)?

- располагает ли Ваше предприятие необходимым оборудованием для качественного изготовления данного вида товаров (услуг)?

- обеспечено ли предприятие необходимыми материалами для качественного изготовления данного вида товаров (услуг)?

- насколько качество Ваших товаров (услуг) оправдывает ожидания потребителей?

- в какой степени ассортимент Ваших товаров (услуг) удовлетворяет запросам потребителей?

- на какой стадии жизненного цикла, по Вашему мнению, находятся основные виды Ваших товаров (услуг)?

3. Суммируя результаты своих ответов, определите среднеарифметическую оценку и дайте краткую характеристику изготавливаемых Вашим предприятием товаров или выполняемых услуг.

Задание 3. Характеристика потребителей

1. Дайте краткие ответы на вопросы:

- кто является потребителем Ваших товаров (услуг): отдельные граждане, предприятия производители, торговцы-посредники и т.д.

- как долго они являются Вашими клиентами?

- на какую сумму в среднем они приобретают Ваши товары, услуги?

- каким образом чаще Ваши потребители узнают о Вашем предприятии: по рекомендации, по рекламному объявлению и т.д.

2. Сделайте краткое обобщение по результатам ответов на поставленные вопросы

Задание 4. Конкуренты

1. Назовите основных конкурентов Вашего предприятия, заполнив таблицу:

Фирма,

предприятие

Товары,

услуги

Виды

цены

Рынки

Потребители

Способ

рекламы

2. Проанализируйте сильные и слабые стороны в работе Ваших конкурентов

Конкурирующая фирма

Слабые стороны

Сильные стороны

3. Сделайте краткое обобщение по результатам исследования конкурентов.

Задание 5. Ваше предприятие и его конкуренты

1. Дайте краткие ответы на вопросы:

- в чем состоят отличия Вашего предприятия от предприятий конкурентов?

- в чем состоят слабые и сильные стороны Вашего предприятия?

2. Заполните таблицы:

Перечислите отдельные отличия

Какое преимущество дает Вам это отличие

Почему это отличие ставит Вас в невыгодное положение

Отличия в клиентуре

Перечислите отдельные отличия

Какое преимущество дает Вам это отличие

Почему это отличие ставит Вас в невыгодное положение

3. Дайте краткое обобщение по результатам выполненного задания

Задание 6. Определение рыночных сегментов

1. Укажите, на какие сегменты потребителей ориентировано Ваше предприятие

2. При обслуживании индивидуальных потребителей заполните таблицу

Сегмент

Пол

Возраст

Профессия

Социальное

положение

Примерный

годовой доход

3. Установите, если это возможно, как часто они пользуются (приобретают) Ваш товар (услуги), используя сведущую таблицу

Сегмент

Часто

Умеренно

Редко

Никогда

4. Дайте краткое обобщение по результатам выполненного задания.

Задание 7. Определение позиций Вашего предприятия на каждом рыночных сегментов

1. Определите позицию Вашего предприятия на каждом из рыночных сегментов в настоящее время и будущем, используя следующую таблицу (количество сегментов произвольное):

Сегменты

1

2

3

- какова позиция Вашего предприятия с точки зрения удовлетворения потребностей потребителей?

- какую позицию Ваше предприятие стремится занять в будущем?

- каких конкурентов Вам надо обойти, чтобы занять эту позицию?

- Располагает ли Ваше предприятие необходимыми ресурсами, чтобы занять и удержать эту позицию?

- соответствует ли положение с рекламой Ваших товаров и услуг выбранной Вами стратегии?

2. Дайте краткое обобщение по результатам выполненного задания.

Задание 8. Ценообразование

1. Дайте краткие ответы на вопросы:

- какие виды цен используются Вашим предприятием на изготавливаемые им товары и выполняемым им услуги?

- какие виды ценовых скидок использует Ваше предприятие и в каких случаях?

- взимаете ли Вы доплату за предоставление сервисных услуг?

- когда на Вашем предприятии в последний раз были изменены цены на товар (услуги)?

- были ли цены повышены или понижены?

- как, на Ваш взгляд, воспринимает Ваши цены потребители: как высокие, умеренные или низкие?

- считаете ли Вы Ваши цены конкурентоспособными?

- считаете ли Вы необходимыми изменить цены, если да, то в какую сторону и насколько?

- как, по Вашему мнению, отреагируют на изменение цен Ваши потребители?

2. Сделайте краткое обобщение по результатам ответов на поставленные вопросы.

Задание 9. Реклама и пропаганда товаров (услуг) предприятия

1. Дайте краткие ответы на вопросы:

- какие усилия Вы предпринимаете, чтобы убедить потребителей пользоваться Вашими товарами (услугами):

а) прямое предложение товаров (услуг) – лично, по телефону:

б) использование средств массовой информации: пресса, радио, ТВ;

в) рекламные объявления;

г) другие формы (назовите);

- насколько регулярно Вы проводите эту работу: постоянно, время от времени, не ведете вообще;

- если предприятие предлагает несколько видов товаров, услуг, то рекламируйте ли Вы каждый из них.

2. Сделайте краткое обобщение по результатам ответов на поставленные вопросы.

Задание 10. Разработка маркетинговой стратегии предприятия

На основе выполненных предыдущих заданий разработайте маркетинговые стратегии Вашего предприятия, заполните в предложенной таблице графу «Содержание стратегии».

Стратегии маркетинга

Вид стратегий

Содержание стратегии

1. Стратегия производства товаров

(оказания услуг)

2. Ценовая стратегия

3. Стратегия обслуживания

4. Стратегия рекламы товаров (услуг)

5. Перспективные стратегии

5. План и задачи курсовой работы

План курсовой работы должен быть тщательно продуман на основе предварительного ознакомления с литературой по выбранной теме. Он должен раскрывать основную идею работы. План может быть кратким, состоящим лишь из основных разделов курсовой работы, либо развернутым, отражающим последовательности тех вопросов, которые рассматриваются в соответствующем разделе работы.

Курсовая работа должна охватывать как теоретические вопросы, так и вопросы фактической деятельности конкретного предприятия (организации) с целью разработки практических рекомендаций по применению комплекса маркетинговых мероприятий в его деятельности.

После утверждения темы первоочередной задачей является изучение литературных источников и их систематизация.

Изучение литературы проводится не только в процессе написания теоретической части работы, но и перед сбором маркетинговой информации о работе предприятия (организации). Это позволит критически оценить экономическую деятельность предприятия (организации) и способствует правильному решению поставленных в работе задач.

Для написания практической части курсовой работы, используя рекомендации заданий, изложенных в 4 разделе, студент должен:

1) составить план проведения сбора маркетинговой информации;

2) оценить состояние конъюнктуры рынка;

3) ознакомиться с основными результатами производственно-хозяйственной деятельности предприятия (организации);

4) проверить достоверность информации;

5) при необходимости привлечь дополнительную информацию;

6) выявить неиспользованные возможности предприятия (организации) в области укрепления своих позиций на рынке;

7) разработать научно- обоснованные практические рекомендации, направленные на увеличение доли предприятия (организации) на рынке, повышение уровня его конкурентоспособности и улучшение финансово-экономических показателей деятельности.

Каждая курсовая работа может иметь свои отличительные особенности, вытекающие из своеобразия темы, объекта исследования, требований руководителя, наличия полноты источников информации. Вместе с тем, каждая курсовая работа должна быть построена на общей схеме с учетом общих методических указаний и включать следующие разделы:

1. Введение

2. Теоретическая часть

3. Практическая часть

4. Заключение

5. Список литературы

6. Приложения

Во введении коротко излагаются задачи, содержание и информационное обеспечение маркетинговой деятельности предприятия (организации). Дается обоснование выбора темы курсовой работы, характеризуется ее актуальность.

В теоретической части приводятся теоретические и методологические основы решения избранной темы курсовой работы.

В практической части представляется конкретная информация по отдельным направлениям маркетинговой деятельности предприятия (организации), на базе которого выполняется курсовая работа, проводится их оценка с позиций целесообразности, выявляются неиспользованные предприятием резервы, обосновываются мероприятия по совершенствованию маркетинговой стратегии предприятия.

Заключение составляется на основе положений и выводов, содержащихся в предыдущих разделах курсовой работы. В нем отражается степень решения поставленных задач, полученные результаты, указывается влияние предложенных мероприятий и рекомендаций по совершенствованию маркетинговой стратегии на конечные результаты работы предприятия (организации) и укрепление его позиций на рынке.

Библиографический список (список литературы) размещается в конце основной части курсовой работы и должен содержать перечень использованных источников для написания данной курсовой работы.

6. Рекомендации по использованию основных и дополнительных литературных источников

основная литература

1. Аакер Д., Йохимштайлер Э. Бренд – лидерство: новая концепция брендинга. М.: Изд. Дом Гребенникова, 2003.

2. Андреев С. Маркетинг некоммерческих субъектов. М.: Финпресс, 2002.

3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.

4. Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник. М.: ИНФРА – М, 1999.

5. Бейкер М. Маркетинг. СПб.: Питер, 2002

6. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. СПб.: Питер, 2001.

7. Брунер Р. и др. Краткий курс МВА. М.: Олимп – Бизнес, 2000.

8. Васильева Г.А. Маркетинг. М.: ЮНИТИ, 2004.

9. Веллхофф А., Масон Ж-Э. Мерчендайзинг: эффективные инструменты и управление товарными категориями. М.: Изд. Дом Гребенникова, 2004.

10. Голубков Е. Основы маркетинга. М.: Финпресс, 2004.

11. Гордон Я. Маркетинг партнерских отношений. СПб.: Питер, 2001.

12. Данько Т. Управление маркетингом. М.: ЭКСМО - Пресс, 2001.

13. Дей Д. Стратегический маркетинг. М.: ЭКСМО - Пресс, 2002.

14. Деккер Я., Уейстхоф X. Маркетинг: теория и практика. М.: ГАУ, ЦМ, 2002.

15. Дибб С., Симкин Л., Бредли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию. СПб.: Питер, 2001.

16. Диксон П. Управление маркетингом. М.: БИНОМ, 1998.

17. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. СПб.: Питер, 2001.

18. Каплан Р. Нортон Д. Сбалансированная система показателей. М.: ОЛИМП - Бизнес, 2004.

19. Котлер Ф. Маркетинг - менеджмент. Спб.: Питер, 2003.

20. Кревенс Д. Стратегический маркетинг. М.: Вильяме, 2003.

21. Ламбен Ж-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. СПб.: Питер, 2004.

22. МакДональд М. Планы маркетинга. М.: Изд. Дом «Технология», 2004.

23. Минет С. Промышленный маркетинг. М.: Вильяме, 2003.

24. Никишкин В. Торговый маркетинг. М.: РЭА, 2002

25. ОШонесси Дж. Конкурентный маркетинг. Спб.: Питер, 2002.

26. Райе Э., Траут Д. Позиционирование: битва за узнаваемость. СПб.: Питер, 2001.

27. Сейфуллаева М. Международный маркетинг. М.: Юнити-Дана, 2004.

28. Спиро Р., Стентон У., Рич Г. Управление продажами. М.: Изд. Дом Гребенникова, 2004.

29. Соловьев Б. Управление маркетингом. М.: ИНФРА - М, 1999.

30. Уилсон О. Аудит маркетинга. Днепропетровск: Баланс - Клуб, 2003.

31. Хершген X. Маркетинг. М.: ИНФРА - М, 2000.

32. Чевертон П. Теория и практика современного маркетинга. Полный набор стратегий, инструментов и техник. М.: ФАИР - ПРЕСС, 2002.

33. Шив Ч., Хайем А. Курс МВА по маркетингу. М.: Альпина Паблишер, 2003.

34. Шмидт Р., Райт X. Финансовые аспекты маркетинга. М.: ЮНИТИ, 2000.

35. Шульц Д., Барнс Б. Стратегические Бренд — коммуникационные компании. М.: Изд. Дом Гребенникова, 2003.

36. Энджел и др. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 1999.

37. Якобучии Д. Школа маркетинга Келлога. СПб.: Питер, 2004.

дополнительная литература

Журналы:

«Маркетинг»;

«Маркетинг в России и за рубежом»;

«Маркетинг и маркетинговые исследования»;

«Практический маркетинг»;

«Секрет фирмы»;

«Реклама»;

«Компания»;

«Эксперт».

Программные продукты:

«Маркетинг Эксперт»;

«Касатка» и др.

7. Правила оформления курсовой работы

Общие требования

Объём курсовой работы должен составлять не менее 25- 30 страниц. Текст должен быть написан или напечатан на бумаге формата А 4. Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих параметров полей: левое - 25 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм и нижнее - 25 мм. Текст должен быть написан чёрными чернилами, аккуратно, чётким почерком, без помарок. При использовании компьютерного набора текст печатается шрифтом Times New Roman, кеглем 14, с 1,5 межстрочным интервалом, выравнивание текста - по ширине страницы. Повреждение листов, помарки, следы не полностью удалённого прежнего текста не допускаются.

Нумерация страниц должна быть сквозной, включая титульный лист, таблицы, графики и т.д. Номер страницы на титульном листе, введении, заключении, списке использованной литературы не ставится. Нумеруются только разделы основной части. Номера страниц (листов) проставляют в основном тексте арабскими цифрами внизу справа.

Каждый раздел текста рекомендуется начинать с нового листа. Наименование разделов и подразделов - заголовки должны быть краткими. Название разделов печатаются заглавными буквами, допускается выделение их жирным шрифтом. Заголовки не подчеркивают. Переносы слов в заголовках не допускаются, точки в конце заголовков не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Разделы работы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой:

1. Титульный лист (см. приложение)

2. Оглавление (содержание)

3. Содержание разделов

4. Список литературы

Подразделы должны иметь порядковые номера в пределах каждого раздела. Номера подразделов состоят из номеров раздела и подраздела, разделённых точкой.

Каждый пункт текста и перечисление записывают с абзаца, т.е. с отступом от начала строки, равным 15 мм или трём ударам клавиши пропуска каретки. Цифры, указывающие номера пунктов, не должны выступать за границу абзаца.

Содержащиеся в тексте пункта или подпункта требования, указания, положения можно обозначить арабскими цифрами со скобкой 1), 2) и т.д. Каждое перечисление после круглой скобки начинают со строчной буквы. После каждого перечисления ставится точка с запятой, после последнего -точка.

Использованные в тексте сокращения и аббревиатуры должны быть общепринятыми.

Ссылки на номер рисунка и таблиц пишут полностью, например:

Рисунок 1., Таблица 2. Названия рисунков, графиков приводятся под объектом с выравниванием текста по середине листа. Объемные табличные данные, которые несут теоретические характеристики объекта исследования, могут быть вынесены из текста в раздел «Приложение», с соответствующей ссылкой по тексту.

Ссылки на страницы и главы пишут сокращенно (например: с. 31, гл. 3). Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать также полностью (например: из рисунка видно).

Каждая цитата в тексте должна сопровождаться ссылкой на источник. Оформление приложений

Приложения оформляются как продолжение работы. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в верхнем правом углу слова «Приложение» и обязательно иметь тематический заголовок. Приложения нумеруются, если их количество больше одного. Нумерация страниц приложения продолжает нумерацию страниц основного текста. Ссылки на приложения даются в круглых скобках (например: (приложение 1).

Оформление содержания

Содержание располагают непосредственно после титульного листа. В содержание вносят только три ступени рубрикации: разделы, подразделы, пункты. Заголовки всех частей работы (разделов, подразделов, пунктов) должны быть напечатаны с отступами. В содержании обязательно должны быть указаны номера страниц, на которых размещается начало каждой части работы (разделов, подразделов, пунктов). Колонку с номерами страниц размещают у правого края листа. Последнее слово каждого заголовка и соответствующий номер страницы можно соединить штриховой или точечной линией.

Оформление библиографического списка

Заголовок библиографического списка печатают заглавными буквами. Литература перечисляется в алфавитном порядке авторов. Порядковый номер обозначается арабскими цифрами без значка №. Сведения о книгах, брошюрах должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие издания, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Название места издания указывается без сокращений в именительном падеже. Допускается сокращение только для двух городов: Москва (М), Ленинград (Л), Санкт - Петербург (СПб). Заглавия издания, название периодического издания, фамилию и инициалы авторов следует приводить в том виде, в каком они даны на титульном листе с соответствующими дополнениями. Пример оформления списка используемой литературы представлен в разделе настоящих указаний.

При подготовке списка используемой литературы вначале указывается законные и подзаконные акты в хронологическом порядке, и только затем литературные источники. Электронные адреса используемых сайтов в работе указываются в конце списка используемой литературы.

Обязательным является оформление ссылок на использованную литературу по тексту курсовой работы. Расстановка ссылок может осуществляться двумя способами:

- 1 способ : в конце цитируемого абзаца, предложения или высказывания ставятся круглые скобки с указанием автора и года издания источника, например - (Иванов И.И., 2008);

- 2 способ: в конце цитируемого абзаца, предложения или высказывания ставятся квадратные скобки с указанием номера первоисточника в библиографическом списке, например - [8].

Приложение 1.

Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова»

Технологический факультет

Кафедра «Товароведения и экспертизы товаров»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг»

на тему: «Название темы »

Выполнил: студент(ка) __ курса

очного (заочного) обучения

техн-го ф-та специальности 080401

ФИО

Проверил: должность, степень и

ФИО научного руководителя

Пермь 2008

Скачать архив с текстом документа