Методические указания и контрольные задания по предмету «навигация и лоция»

СОДЕРЖАНИЕ: Курс «Навигация и лоция»—основная профилирующая дисциплина для специальности «судовождение на морских путях»

Одесская государственная морская академия

Методические указания и контрольные задания по предмету

«НАВИГАЦИЯ и ЛОЦИЯ»

Для студентов-заочников

Специальногсть 6.100301

«судовождение»

Одесса2001

Пояснительная записка

Курс «Навигация и лоция»—основная профилирующая дисциплина для специальности «судовождение на морских путях».

Цель изучения курса —научить судоводителя теоретическим знаниям и практическим навыкам для выбора наивыгоднейшего пути судна и обеспечения безопасности плавания этим путем. Для выполнения этих задач судоводитель должен уметь работать с навигационными картами, пособиями и руководствами для плавания, вести счисления пути судна (навигационную прокладку), определять место судна всеми доступными способами, используя мореходные инструменты и технические средства судовождения, учитывая влияния гидрометеорологических условий, а также решать другие задачи судовождения Курс состоит из двух тесно связаных между собой частей —

«Навигация»и «Лоция». Основной частью является навигация, которая рассматривает теоретические и практические вопросы судовождения в различных условиях плавания, а также способу контроля правильности движения судна при плавании в узкостях, вблизи берега и в открытом море. Лоция изучает навигационные пособия и руководства для плавания, навигационное оборудование морских путей, освещает ряд других вопросов.

Все дисциплины изучаются на 3 и 4 курсах в соответствии с программой дисциплины.

Общие методические указания

При изучении курса Навигация и лоция необходима систематическая самостоятельная работа, которую целесообразно организовывать следующим образом:

1.Осваивать курс в последовательности, указанной в программе.

2.Изучаемый раздел необходимо законспектировать. Особое внимание следует обращать на терминологию, определения и обоснования методов навигации. Подробно анализировать обоснования методов навигации. Подробно анализировать выводы формул с последующим самостоятельным их выводом.

3.После изучения раздела проверить усвоение материала по контрольным вопросам.

4.Подробно разобрать решение приведенных примеров в учебниках и задачнике по данному разделу. После этого решить задачи по своему контрольному заданию.

5.Прослушать обзорные лекции, получить необходимые консультации, выполнить лабораторные работы в время лабораторно-экзаменационной сессии.

6.Детально изучить структуру исодержание навигационных пособий для плавания.

7.В период плавания на судах настоятельно рекомендуется отрабатывать навыки практической работы судоводителя, работая с картами и пособиями. Выполнять навигационную прокладку с определениями места различными навигационными способами.

Контрольная работа

Методические указания

1. Контрольная работа выполняется студентом-заочником самостоятельно, в тетради в клнтку и сдается для проверки и рецензирования на кафедру судовождения до начала лабораторно-экзаменационной сессии.

2.Вариант контрольной работы соответствует последней цифрезачетной книжки студента-заочника.

3.Для выполнения задач необходимо использовать судовые карты и пособия, советского, российского или английского издания. После выполнения прокладки на картах 22113,22114 ГУНиО МО СССР или РФ; или картах 2251,2360 английских, необходимо прокладку перенести на кальку и приложить к контрольной работе. Списанные на судне карты и пособия можно использовать для учебных целей и прилагать к контрольной работе.

4.Расчеты и рисунки выполнять простым карандашом.

5.Записи должны быть аккуратными и со стандартными обозначениями, цифры писать четко, по стандартам, изученным в курсе начертательной геометрии. Небрежно выполненные работы будут возвращаться для переделки.

6.Схемы решений должны быть компактны и соответствовать приведенным в задачнике.

7.На лабораторно-экзаменационной сессии для выполнения навигационных прокладок и расчетов необходимо иметь простой карандаш, циркуль,циркуль-измиритель и микрокалькулятор с тригонометрическими функциями.

Задачи

Задача№1

Вычислить по формулам РШ,РД,ОТШ,РМЧ,ИК и S , если судно совершило плавание из точки ( j1 , l1 ) в точку ( j2 , l2 ) . Выполнить рисунок.

№ Варианта

j 1

l 1

j 2

l 2

1

52°10,0 N

06°35.0 W

41°24,0 N

73°48,0 W

2

37°40,0 N

76°08,0 W

48°32,0 N

04°16,0 W

3

39°10,0 N

09°15,0 W

01°30,0 S

49°44,0 W

4

38°29,0 N

74°12,0 W

34°16,0 S

18°32,0 E

5

23°30,0 S

43°18,0 W

35°08,0 S

26°34,0 E

6

58°15,0 N

149°52,0 W

44°36,0 N

142°08,0 E

7

34°10,0 N

118°48,0 W

37°35,0 N

141°20,0 E

8

12°35,0 N

87°18,0 W

31°24,0 N

132°05,0 E

9

08°43,0 N

83°36,0 W

02°15,0 S

142°17,0 E

0

15°05,0 N

94°14,0 W

45°43,0 N

144°43,0 E

Задача№2

По заданным значениям h (высота маяка в метрах), e (высота глаза наблюдателя в метрах) вычислить дальность видимости горизонта. Дг и дальность открытия огня маяка Дог. Выполнить рисунок.

Варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

h, метры

64

39

30

44

48

94

84

71

63

29

е, метры

15

18

10

19

14

16

17

13

21

11

Задача№3

По заданным значениям магнитного курса, магнитного склонения, девиации магнитного компасса и курсового угла определить:

D МК,ИК,КК,КП по формулам и графически (рисунок)

Варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

МК

300°

200°

30°

40°

55°

66°

70°

80°

90°

100°

d

5°E

2°E

3°W

4°E

5°W

2°W

3°E

4°W

3°W

2°E

d

-3°

-4°

+4°

+2°

+4°

+3°

-5°

+3°

+2°

+6°

КУ

60°пр.б.

20°л.б.

45°пр.б.

50°пр.б.

45°л.б.

30°пр.б.

70°пр.б.

40°л.б.

60°л.б.

55°л.б.

Задача№4

По заданным значениям определить по формулам и графически (рисунок):

ИК,МК,КК, D МК,ИП,МП,КП,ОИП,ОМП,ОКП (плавание в 2002 году), девиацию выбрать из таблицы девиации (см.приложение). Магнитное склонение 1991г, годовое уменьшение 0,1° . Ветер NW. КУ =45 пр.б.

Варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

ПУ

10°

20°

315°

40°

350°

200°

45°

190°

220°

45°

a

d

5,0°W

3,5°E

0,5°W

3,5°W

8,0°E

6,0°W

7,0°W

3,5°W

4,5°E

5,5°W

Задача№5

Рассчитать по формулам плавание по ортодромии D орт , начальный курс К н , конечный курс К к , если судно совершило плавание из точки( j 1 , l 1 ) в точку ( j 2 , l 2 ) . Значения координат взять из своего варианта в задаче№1. Выполнить рисунок.

Задача№6

Выполнить графическую прокладку на навигационной карте, перенести прокладку на кальку и приложить к работе. Расчеты выполнить в тетради.

Задача№6 (Вариант 1)

Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения

Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.

Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, D ГК =-1,5°; Скорость судна V=12узлов, D л= -6%. Ветер N – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на E со скоростью 1, 2 узла. Видимость хорошая.

01.00

21.8

Находясь по истинному пеленгу 113,0°, в расстоянии 5,5 миль на маяк Эландс

Сёдра Удде, следуем ГКК=181,5°.

* * *

Когда истинный пеленг на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 85,0°, повернули влево и легли на ИК=105,0°. Приняли к учету дрейф 3° и течение.

* * *

Когда курсовой угол (КУ) на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 72°л/б, повернули влево для следования в зону разделения движения, проложили ПУс=55°. Дрейф и течение прежние.

* * *

Прошли траверз маяка Эландс Сёдра Грунд .

* * *

Когда КУ на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 155°л/б, повернули влево на ПУb=0°, дрейфа нет, течение прежнее.

04.00

60.2

* * *

На траверзе маяка Сегеротад повернули вправо и легли на ГКК=65,0°, учитывая дрейф 4° и течение.

Определить:

1)DМК на всех курсах;

2)Суммарные углы сноса;

3)Координаты начальной и поворотных точек;

4)Истинные скорости судна;

5)Рассчитанные ККгл;

6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Эландс Сёдра Грунд;

7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.5°, mv=(+/-)1.0узел, mкт=(+/-)10°, mvт=(+/-)0.5 узла.

Задача№6 (Вариант 2)

Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения

Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.

Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, D ГК = -2.0°; Скорость судна V=15узлов, D л= -6%. Ветер NW – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SW со скоростью 1, 5 узла. Высота глаза наблюдателя e =9.0м. Видимость хорошая.

02.00

06.3

Находясь восточнее банки Сёдра Мидшёбалекен, перешли на карту 22113.jс=55°40.2N, lс=17°41.2E. Следуем ПУс= 305.0°, учитывая дрейф 2° и течение. Рассчитали ГКК и задали рулевому.

02.30

14.3

03.00

22.3

* * *

Открылся огонь маяка Эландс Сёдра Грунд, повернули влево и легли на ГКК=280.0°, дрейф 3°, течение прежнее.

04.00

38.2

* * *

На траверзе маяка Эландс Сёдра Грунд повернули вправо и проложили на карте ПУb = 315°, дрейфа нет, течение прежнее.

05.00

54.2

* * *

Когда курсовой угол (КУ) на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 67°п/б, повернули вправо и легли на ГКК=2.0°. Прекратили учет дрейфа и течения. Уменьшили ход до 10 узлов, Dл= -4%.

* * *

Пришли на параллель 56°15N . Застопорили ход, стали на якорь.

Определить:

1)DМК на всех курсах;

2)Суммарные углы сноса;

3)Координаты поворотных точек и на 04.00;

4)Истинные скорости судна;

5)Рассчитанные ККгл (компасные курсы по главному компасу);

6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Эландс Сёдра Грунд;

7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.5°, mv=(+/-)1.2узла, mкт=(+/-)10°, mvт=(+/-)0.5 узла.

Задача№6 (Вариант 3)

Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения

Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.

Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, D ГК = +1.5°; Скорость судна V=14узлов, D л= +4%. Ветер N – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SW со скоростью 1, 2 узла. Видимость хорошая.

03.00

28.6

Находясь в счислимых координатах jс=55°28.8N, lс=17°08.7E, проложили линию пути (ПУс) на маяк Сегерстад, учитывая дрейф 4° и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

* * *

Не доходя до маяка Сегерстад 9.5 миль, повернули влево и легли на ГКК=188.5° Дрейфа нет, течение прежнее.

04.00

42.0

* * *

Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 288.5°, повернули вправо для следования в зону разделения движения, проложили линию (ПУс) = 234.0°, учитывая дрейф 4° и течение.

* * *

Траверз маяка Эландс Сёдра Грунд

06.00

68.9

* * *

Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Утклиппан стал равным 293.0°, повернули вправо и проложили линию пути (ПУс) с намерением пройти маяк Утлиппан в 5 милях. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. Дрейф и течение прежнее.

* * *

Траверз маяка Утклиппан.

Определить:

1)DМК на всех курсах;

2)Суммарные углы сноса;

3)Координаты поворотных точек и на 04.00;

4)Истинные скорости судна;

5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);

6)Тс, ОЛ в момент траверзов маяков Э.С.Г. и Утклиппан;

7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2°, mv=(+/-)0.8узла, mкт=(+/-)10°, mvт=(+/-)0.5 узла.

Задача№6 (Вариант 4)

Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения

Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.

Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, D ГК = -1.5°; Скорость судна V=12узлов, D л= -3%. Ветер NW – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SE со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая.

04.00

31.6

Находясь в счислимых координатах : jс=55°49.2N, lс=16°32.6Е, следуем ГКК=50.0°, учитывая дрейф 4° и течение.

05.00

44.0

* * *

Траверз маяка Эландс Сёдра Грунд.

* * *

Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 296.5°, повернули влево и проложили на карте ПУс=23.0°, дрейф и течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

06.00

56.2

07.00

68.6

* * *

На паралелли 56°15N повернули вправо на ПУс =75.0°, учитывая дрейф 2° и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

* * *

На меридиане 17°30E повернули вправо и легли на ГКК =135.0°, дрейфа нет, течение прежнее.

08.00

81.0

* * *

Пройдя этим курсом 10 миль, застопорили ход и легли в дрейф.

Определить:

1)DМК на всех курсах;

2)Суммарные углы сноса;

3)Координаты поворотных точек и на 08.00;

4)Истинные скорости судна;

5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);

6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Эландс Сёдра Грунд и постановку судна в дрейф;

7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2°, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10°, mvт=(+/-)0.5 узла.

Задача№6 (Вариант 5)

Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения

Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.

Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, D ГК = +2.0°; Скорость судна V=13узлов, D л= +6%. Ветер NЕ – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на W со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая.

05.00

11.8

Находясь в счислимых координатах jс=56°24.2N, lс=18°03.2E, следуем ГКК=5.0°. учитывая дрейф 3° и течние.

06.00

24.1

Повернули вправо для следования в зону разделения движения, проложили на карте ПУb=54.0°. Дрейфа нет, течение прежнее.

* * *

Траверз маяка Хобург.

08.00

48.6

* * *

Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Хелигхольмен стал равным 290.0°, повернули вправо и легли на ПУс =140.0°, учитываем дрейф 4° и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

* * *

На паралелли 56°45N повернули влево и легли на ПУс=90.0°, дрейф 3°, течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

* * *

Пройдя этим курсом 10 миль, повернули влево и легли на ГКК=45.0°, дрейфа нет, течение прежнее.

Определить:

1)DМК на всех курсах;

2)Суммарные углы сноса;

3)Координаты поворотных точек и на 08.00;

4)Истинные скорости судна;

5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);

6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Хобург;

7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2°, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10°, mvт=(+/-)0.6 узла.

Задача№6 (Вариант 6)

Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения

Карта 22114 изд.1983г.

Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, D ГК = +1.5°; Скорость судна V=14узлов, D л= +4%. Ветер NЕ – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на W со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 0.4°Е.

06.00

61.8

Находясь по истинному пеленгу 68.0° на маяк Косеберга в расстоянии 6 миль, снялись с якоря и легли на ГКК=130.0°. Дали ход 14 узлов.

* * *

Траверз маяка Косеберга.

* * *

Траверз маяка Сандхамарен. Следуем прежним курсом, принимая к учету дрейф 4°.

* * *

На меридиане маяка Сандхамарен повернули влево и проложил на карте ПУс =60.0°, учитывая дрейф 2° и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

* * *

Когда истинный пеленг на маяк Сандхамарен стал равным 313.0°, повернули влево и проложили на карте ПУс=30.0°, дрейф и течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

08.00

88.8

08.26

94.8

Пройдя этим путем 10 миль, повернули влево и легли на ГКК=10.0°, учитывая дрейф 3° и течение.

* * *

На траверзе маяка Симрасхамн, повернули вправо и легли на ГКК=75.0°, прекратили учитывать дрейф, течение прежнее.

10.10

18.2

На меридиане 15°00.0Е повернули влево и проложил на карте линию пути ПУс =37.0°, ведущую к месту ожидания лоцманов Карлскруна, учитывая дрейф 3° и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

Определить:

1)DМК на всех курсах;

2)Суммарные углы сноса;

3)Координаты поворотных точек и на 08.00;

4)Истинные скорости судна;

5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);

6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Симрасхамн;

7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)2.0°, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10°, mvт=(+/-)0.5 узла

Задача№6 (Вариант 7)

Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения

Карта 22114 изд.1983г.

Плавание в 2002г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, D ГК = -1.5°; Скорость судна V=14узлов, D л= -3%. Ветер N – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на Е со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год издания карты 1.0°Е, годовое увеличение 0.02°.

07.00

01.3

Находясь в счислимых координатах: jс=55°03.7N, lс=14°28.1Е, следуем ГКК=20.0°, учитывая дрейф 2.0° и течение.

08.00

15.7

* * *

Траверз маяка Хаммерен.

* * *

Когда истинный пеленг на маяк Хаммерен стал равным 138.5°, повернули вправо и проложили на карте ПУс =71.0°, учитывая дрейф 4° и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

* * *

На истинном пеленге маяка Хаммероде равном 37.5° повернули вправо и легли на ГКК=132.0°, учитывая дрейф 3° и течение.

09.00

30.2

* * *

Траверз маяка острова Кристиансё.

* * *

Когда курсовой угол на маяк Саникос-Оде стал равным 75°п/б, повернули влево и легли на ИК=90.0°, учитывая дрейф 4° и течение.

10.00

44.6

* * *

На меридиане 15°30.0Е застопорили ход и легли в дрейф.

Определить:

1)DМК на всех курсах;

2)Суммарные углы сноса;

3)Координаты поворотных точек и на 08.00;

4)Истинные скорости судна;

5)Курсы судна по главному компасу;

6)Тс, ОЛ в момент открытия маяка острова Кристиансё;

7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.5°, mv=(+/-)1.5 узла, mкт=(+/-)10°, mvт=(+/-)0.6 узла

Задача№6 (Вариант 8)

Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения

Карта 22114 изд.1983г.

Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, D ГК = +1.0°; Скорость судна V=12узлов, D л= +3%. Ветер NW – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SЕ со скоростью 1,5 узла. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 1.4°Е.

08.00

14.6

Находясь в счислимых координатах: jс=55°03.2N, lс=13°54.9Е, перешли на карту 22114. Следуем по лини пути ПУс=65.0°, учитывая дрейф 4° и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

09.00

26.2

* * *

На меридиане 14°30Е повернули влево и легли на ГКК=20.0°, учитывая дрейф 2° и течение.

10.00

37.6

* * *

На траверзе маяка Хаммерен повернули вправо и проложили линию пути = 75°, учитывая дрейф 4° и течение.. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

* * *

Траверз маяка Хаммероде.

11.00

49.1

* * *

Траверз маяка острова Тат.

12.00

60.8

* * *

Когда курсовой угол маяка острова Крастиана стал равным 134.5°п/б, повернули вправо и легли на ГКК=155.0°, учитывая дрейф 2° и течение.

12.33

67.4

Пришли на параллель 55°20N. Застопорили ход, легли в дрейф.

Определить:

1)DМК на всех курсах;

2)Суммарные углы сноса;

3)Координаты поворотных точек и на 12.00;

4)Истинные скорости судна;

5)Курсы судна по главному компасу;

6)Тс, ОЛ в момент поворота на последний курс;

7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.6°, mv=(+/-)1.4 узла, mкт=(+/-)10°, mvт=(+/-)0.6 узла

Задача№6 (Вариант 9)

Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения

Карта 22114 изд.1983г.

Плавание в 2002г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, D ГК = -1.5°; Скорость судна V=9узлов, D л= - 2%. Ветер Е – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на NW со скоростью 1,0 узел. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 1.0°Е.

09.00

55.3

Перешли на карту 22114, jс=56°17.6N, lс=16°49.8Е. Следуем ГКК=195.0°, учитывая дрейф 4° и течение.

10.00

64.5

* * *

На истинном пеленге =288° на маяк Эландс Сёдра Удде, повернули вправо, проложив на карте линию пути ПУс =236.0°и, учитывая дрейф 3° и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

* * *

Траверз маяка Эландс Сёдра Грунд.

11.00

73.6

* * *

Когда истинный пеленг на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 5°, повернули вправо и проложили на карте ПУс=315.0°, учитывая дрейф 4° и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

12.00

83.1

* * *

Когда истинный пеленг на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 42.0°, повернули вправо и легли на ГКК=15.0°. Дрейф и течение прежнее.

13.00

92.6

* * *

На траверзе маяка Эландс Сёдра Удде застопорили ход и легли в дрейф.

Определить:

1)DМК на всех курсах;

2)Суммарные углы сноса;

3)Координаты поворотных точек и на 12.00;

4)Истинные скорости судна;

5)Курсы судна по главному компасу;

6)Тс, ОЛ в момент прихода судна на ИП=42° маяка Э.С.У.;

7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2°, mv=(+/-)0.8 узла, mкт=(+/-)10°, mvт=(+/-)0.5 узла

Задача№6 (Вариант 0)

Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения

Карта 22114 изд.1983г.

Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, D ГК = +2.0°; Скорость судна V=11узлов, D л= - 3%. Ветер Е – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на S со скоростью 1,5 узел. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 1.0°Е.

10 .00

23.6

Находясь на истинном пеленге маяка Эландс Сёдра Удде равным 56.0° в расстоянии 11.2 мили, следуем ГКК=220.0°, учитывая дрейф 3° и течение.

11.00

34.9

* * *

Когда истинный пеленг на маяк Утклиппан стал равным 316.5°, повернули вправо и проложили линию пути ПУс=270.0°, дрейфа нет, течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

12.00

46.2

* * *

На меридиане 15°30Е, повернули влево и проложили линию пути на маяк Симрисхамн, учитывая дрейф 2° и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.

13.00

57.5

Повернули влево и проожили на карте линию пути ПУс=180°, учитывая дрейф 4° и течение .

* * *

Пришли на параллель 55°40.0N. Застопорили ход, легли в дрейф.

Определить:

1)DМК на всех курсах;

2)Суммарные углы сноса;

3)Координаты поворотных точек и на 12.00;

4)Истинные скорости судна;

5)Курсы судна по главному компасу;

6)Тс, ОЛ в момент прихода судна на меридиан 15°30E;

7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2°, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10°, mvт=(+/-)0.6 узла

Задача№7

Вычислить рамку меркаторской карты в указанных границах и масштабе по заданной главной паралелли j0, нанести через указанные интервалы Dj и Dl паралелли и меридианы, найти частный масштаб в указанной широте и промежуток практически постоянного масштаба. Значение “P0”-длина 1 главной паралелли выбрать из Картографических таблиц или рассчитать, используя МТ-75, табл.28, или по формулам.

варианта

Граница карты

j 0

С 0

D j

D l

Широта для нахождения частного масштаба

j S

j N

l W

l E

1

59°20N

60°10N

24°00E

25°13E

60°

100000

10

20

59°40N

2

59°12N

60°02.5N

22°47E

24°05E

60°

100000

10

20

59°30N

3

58°53N

59°51N

21°39E

23°00E

60°

100000

10

20

59°00N

4

57°23N

59°12N

20°30E

22°58E

60°

200000

15

30

58°00N

5

57°25N

59°10N

18°30E

20°57E

60°

200000

15

30

58°30N

6

56°53N

60°05N

16°25E

24°37E

60°

500000

56°53N

7

69°32N

71°06N

28°35E

32°04E

69°

200000

20

30

69°50N

8

33°35`N

34°56N

128°35E

131°03E

40°

300000

30

30

34°10N

9

42°15N

43°25N

130°40E

133°05E

40°

300000

20

30

42°50N

0

39°18N

40°26N

49°16E

50°24E

42°

200000

20

30

39°40N

Задача№8

Рассчитать координаты точки прихода, Ген.К и Ген. S , если судно вышло из точки с координатами j 1 и l 1 и шло переменными курсами. На всем переходе учитывать течение и дрейф от ветра.

варианта

ГКК

a

S , мили

Направление ветра

D ГК

j 1

l 1

Данные о течении

Время действия

К т

V т

1

34.0°

92.0°

117.0°

333.5°

76.0

133.2

267.5

101.0

E

-2°

70°02.4N

36°52.0E

58 часов

280°

1.0 узел

2

170.0°

98.0°

17.5°

231.0°

86.0

178.5

125,0

42.5

NW

-1°

0°53.0S

21°32.0W

36 часов

280°

1.0 узел

3

108.5°

166.5°

270.5°

53.0°

61.0

181.5

74.5

163.0

SE

-0.5°

38°50.0S

28°56.0W

48 часов

70°

1.4 узла

4

27.5°

268.5°

234.5°

170.0°

37.4

196.0

106.6

80.0

E

+1.5°

19°45.5S

88°16.2E

28 часов

225°

1.1 узла

5

134.0°

239.0°

336.0°

357.5°

260.0

107.5

116.5

36.0

SW

-2°

46°30.0S

62°16.5E

65 часов

90°

1.3 узла

6

263.5°

44.5°

201.5°

338.5°

105.3

130.7

247.0

77.0

NW

+0.5°

25°17.5N

54°58.0W

70 часов

315°

1.3 узла

7

275.0°

336.5°

233.0°

159.0°

83.8

108.0

238.0

56.5

NW

-2°

74°28.0N

24°47.5E

40 часов

SW

1.3 узла

8

36.5°

88.5°

162.5°

334.5°

238.0

83.8

108.0

56.5

NW

-1.5°

71°34.0N

24°47.5E

40 часов

NE

1.3 узла

9

250.0°

329.0°

88.0°

28.5°

84.0

262.0

92.5

126.0

W

+2°

53°26.0N

151°13E

45 часов

300°

1.2 узла

0

105.0°

199.5°

181.5°

64.5°

6.5°

164.0

91.0

103.5

278.7

N

-1°

71°38.0N

23°52.6E

64

часа

280°

1.0 узел

Задача№9

Изучить названия, вид, окраску, характеристику огней, назначения плавучих предостерегательных знаков (ППЗ), устанавливаемых для ограждения навигационных опасностей по системе МАМС. Зарисовать в цвете, описать назначение и характеристику ППЗ:

№ варианта

ППЗ

1

Кардинальный северный

2

Кардинальный восточный

3

Кардинальный южный

4

Кардинальный западный

5

Латеральный левой стороны

6

Латеральный правой стороны

7

Отдельно лежащая опасность

8

Чистой воды

9

Специального назначения

0

Новая опасность

Задача№10

Изучить условные знаки морских карт. Приложить к работе путевую карту, списанную на судне, или её фрагмент, или выкопировку на кальке, описав детально навигационную обстановку на ней, условные знаки, номер и другие сведения.

Задача№11

Подобрать необходимые карты и навигационные пособия для перехода между портами, пользуясь английским каталогом карт и книг. Расположить карты в порядке их использования с указанием номера, названия и масштаба. В перечне навигационных пособий указать гидрографический номер, название и год выпуска. По возможности приложить к работе списанный на судне Каталог предыдущего года издания.

№ варианта

ПЕРЕХОД

1

Одесса-Пирей

2

Генуя-Пирей

3

Венеция-Родос

4

Самсун-Анталья

5

Марсель-Лиссабон

6

Бордо-Танжер

7

Гибралтар-Кальяри

8

Мерсин-Аден

9

Копенгаген-Лондон

0

Саутгемптон-Алжир

Задача№12

Построить суточный график прилива для указанного пункта и на указанную дату. Используя график, определить промежутки времени возможного безопасного прохода судна с осадкой Тmax=8.9м. и запасом воды под килем 0.5м., при глубине, указанной в данном районе на карте 7.5м.. Для вычислений высоты и времени ПВ и МВ использовать Таблицы приливов текущего года или предыдущих лет, указав год. По возможности таблицы приложить к работе.

№ варианта

Дата

Пункт

1

27.01

Борнмут (Bournemouth)

2

27.02

Кливел, мыс (Cleavel, point)

3

27.03

Ярмут (Yarmouth)

4

27.04

Дахла (Al-Dakhla)

5

27.05

Гуэра (Guera)

6

27.06

Тамаджаруси (Tamajarush)

7

27.07

Уэрем (Wareham)

8

27.08

Тантан (Tantan)

9

27.09

Ламингтон (Lymington)

0

27.10

Фрешуотер (Freshwater)

Приложение №1

Таблица девиации главного компаса

КК

d

КК

d

+2°,3

180°

-1°,7

10°

+1°,7

190°

-0°,7

20°

+1°,3

200°

+0°,3

30°

+1°,0

210°

+1°,3

40°

+0°,5

220°

+2°,0

50°

0°,0

230°

+2°,7

60°

-0°,7

240°

+3°,5

70°

-1°,5

250°

+4°,0

80°

-2°,0

260°

+4°,3

90°

-2°,7

270°

+4°,5

100°

-3°,3

280°

+4°,5

110°

-3°,7

290°

+4°,3

120°

-4°,0

300°

+4°,0

130°

-4°,3

310°

+3°,7

140°

-4°,0

320°

+3°,5

150°

-3°,7

330°

+3°,0

160°

-3°,3

340°

+2°,7

170°

-2°,5

350°

+2°,5

180°

-1°,7

360°

+2°,3

Методические указания и контрольные задания по предмету «Навигация и Лоция» для студентов-заочников судоводительской специальности разработали преподаватели ОГМА:

Северин Виталий Васильевич

Носов Станислав Александрович

Утверждено на заседании кафедры судовождения ОГМА 14 ноября 2001 года, протокл №3.

Список рекомендуемой литературы

1. Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ-98).-Одесса:ЮЖНИИМФ, 1998 – 111с.

2. Навигация / Ю.К.Баранов, М.М.Гаврюк, В.А.Лонгиновский, Ю.А.Песков. – 3 изд., перераб. и доп. – спб.: Лань, 1997.-512с.

3. Ермолаев Г.Г. Морская лоция. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. Транспорт, 1982. –392с.

4. Задачник по навигации и лоции под редакцией проф. М.И.Гаврюка.-3-е изд., перераб. и доп.- М. Транспорт, 1984.-312с.

5. Гаврюк М.И. Использование малых вычислительных машин при решении задач судовождения. – М.:Транспорт, 1980.-237с.

6. Мореходные таблицы – МТ-75.

7. Российские или адмиралтейские таблицы приливов.

8. Справочник судоводителя по навигационной безопасности мореплавания / В.Т. Кондрашихин, Б.В. Бердинских, А.С. Мальцев, Л.А. Козырь – Одесса: Маяк, 1990 – 168с.

9. Адмиралтейский каталог карт и книг.

10. Система ограждения МАМС №9029: - изд. ГУНИО М.О. РФ.

11. Условные знаки морских карт и карт внутренних водных путей №9025: - ГУНИО М.О. РФ.

Скачать архив с текстом документа