Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине

СОДЕРЖАНИЕ: К. э н., профессор кафедры «Менеджмент» экономического факультета мгоу и. М. Жураховская

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению курсовой работы по дисциплине

ОСНОВЫ КАДРОВОГО КОНСАЛТИНГА

для студентов специальности

Управление персоналом - 080505.65

Москва - 2012

Рецензенты:

К.э.н., профессор кафедры «Менеджмент» экономического факультета МГОУ И.М. Жураховская

К.э.н., доцент кафедры «Экономики и предпринимательства» экономического факультета МГОУ Т.В. Коренькова

Чекан А.А. Основы кадрового консалтинга [Текст]: методические указания к выполнению курсовой работы для студентов III курса (д/о), I курса 3,5 года обучения (з/о), III курса 5,5 лет обучения (з/о) специальности «Управление персоналом» - 080505.65 / А.А. Чекан - 2 –е изд., перераб. и доп. - М.: МГОУ, 2012 – 29 с.

Методические указания обсуждены и утверждены на заседании кафедры «Менеджмент»

Протокол №15 от 26.12.11

Методические указания обсуждены и утверждены на заседании учебно – методической комиссии Института экономики, управления и права

Протокол №18 от 28.12.11

© Московский Государственный Областной Университет, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………..4

1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………........................5

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ...………………………..6

3. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ОФОРМЛЕНИЮ………………………………………………………………………..…………………9

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ………………………………………….….......................13

4.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………13

4.2. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ЧАСТЕЙ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………..…………….14

4.2.1. Введение…………………………………………………………...............14

4.2.2. Аналитическая часть………………………………………………………15

4.2.3. Научно-методическая часть……………………………………………..15

4.2.4. Разработка и обоснование предложений……………………………16

4.2.5. Заключение………………………………………………………...............17

4.2.6. Список литературы………………………………………………………..17

4.2.7. Приложения…………………………………………………………………18

5. ПОДБОР, ИЗУЧЕНИЕ, АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И ОТБОР

ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА…………………………………………………………………………19

6. ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………............................22

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………………….24

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа по дисциплине «Основы кадрового консалтинга» для студентов специальности «Управление персоналом» выполняется на 3 курсе в 6 семестре (д/о), 1 курсе во 2 семестре (3,5 года обучения, з/о), 3 курсе в 6 семестре (5,5 лет обучения, з/о) и является комплексной работой по изучению научных направлений специализации и одновременно служит основой для выполнения дипломного проекта.

Методические указания к выполнению курсовой работы разработаны на основе программ следующих дисциплин: «Мотивация трудовой деятельности», «Основы менеджмента», «Экономика предприятия», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Нормирование труда», «Организация заработной платы» и др.

В данных методических указаниях отражены цель и задачи курсовой работы, требования к ее структуре и содержанию, правила оформления, порядок подготовки и защиты.

Выполнение курсовой работы осуществляется студентом под руководством преподавателей кафедры «Менеджмент» и предполагает творческий подход со стороны студента к разработке проекта, который он должен выполнить и защитить в сроки, установленные учебным графиком.

1. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

При выполнении курсовой работы студент должен проявить способности к научно-исследовательской работе, навыки разработки и принятия экономических, организационных и управленческих решений, используя при этом знания, полученные в процессе изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом, опыт, полученный во время прохождения производственных практик.

Целью курсовой работы является:

- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по специальным дисциплинам;

- углубление навыков ведения студентом самостоятельной исследовательской работы, работы с различной справочной и специальной литературой;

- овладение методикой исследования при решении разрабатываемых в курсовой работе проблем;

- изучение и использование современных методов аналитической и проектной работы в области организационно-экономических систем;

- подготовка к выполнению дипломной работы.

Качество выполнения работы зависит от того, насколько студент освоил навыки сбора исходной информации, ее обработки, анализа и способности сформулировать научно обоснованные выводы, лежащие в основе оптимального проектного решения.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Тематика курсовой работы должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию науки и перспективам развития экономики России.

При выборе темы курсовой работы необходимо учитывать следующие факторы:

· актуальность темы курсовой работы;

· соответствие темы целям и задачам курсовой работы;

· соответствие темы научному профилю кафедры;

· обеспеченность исходными данными, литературными источниками;

· соответствие темы индивидуальным способностям и интересам студента.

Тема курсовой работы может быть рекомендована кафедрой (Приложение 1). Студент может также предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки.

Тема курсовой работы должна обосновывать необходимость решения конкретной проблемы, четко выделенной из числа других, при этом представляется нецелесообразным включать одновременно несколько сложных проблем для рассмотрения в рамках одной работы.

Тема курсовой работы может корректироваться, но в рамках предлагаемой тематики. Менять тему курсовой работы не разрешается, так как это нецелесообразно с точки зрения интересов самого студента. Окончательная оценка за курсовую работу выставляется преподавателем после защиты.

Успешная работа над курсовой работой во многом зависит от правильной организации учебного труда студента. Основой любой работы является план, который может быть составлен по следующей форме (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Организация работы студента при написании курсовой работы

Наименование работ

Сроки исполнения *

1. Уяснение темы и целей работы

2.Составление библиографического списка литературы

3. Подбор и предварительное ознакомление с литературой

4. Составление содержания работы

5. Изучение литературы (выписки по каждому разделу)

6. Написание основных разделов работы

7. Написание введения и заключения

8. Оформление работы и приложений к ней

9. Доработка работы по замечаниям преподавателя

10. Проверка работы преподавателем

* Эта графа таблицы заполняется студентом самостоятельно, а затем согласовывается с преподавателем.

Ведущая кафедра производит закрепление студентов за руководителями работ. При этом учитываются: соответствие темы курсовой работы научно-исследовательскому профилю и квалификация руководителя и другие факторы.

Руководителями курсовой работы могут быть профессора, доценты,

Подготовка к защите (презентации) курсовой работы включает устранение ошибок и недостатков, изучение дополнительных источников, осмысление написанного в работе, готовность объяснить любые приведенные в работе положения.

В ходе защиты (презентации) студенту предстоит сделать доклад по теме выполненной им курсовой работы (его продолжительность не более 8-10 минут) и ответить на возникшие по ходу его выступления вопросы преподавателя.

Защита и оценка курсовой работы – это получение права допуска к экзамену по изучаемой дисциплине. В случае возвращения работы на доработку, она с учетом замечаний возвращается преподавателю для повторной проверки. Лучшие курсовые работы могут быть рекомендованы на конкурс студенческих научных работ, использованы для выступления на студенческих конференциях, а также в качестве рефератов на семинарских занятиях.

Критерии оценки курсовой работы по дисциплине «Основы кадрового консалтинга» приведены в Приложении 3.

3. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРОМЛЕНИЮ

Рекомендуемая структура текстовой части курсовой работы выглядит следующим образом: введение, аналитическая часть, научно-методическая (теоретическая) часть, разработка и обоснование предложений, заключение, список литературы, приложения. Исходя из рекомендуемой структуры курсовой работы, ее объем должен составлять около 20 страниц печатного текста.

Оформление титульного листа (Приложение 2) производится в соответствии с принятой формой. Руководителя работы, заведующего кафедрой необходимо называть с указанием их ученых степеней и званий.

В начале курсовой работы приводится ее содержание, которое включает все разделы работы с указанием страницы начала каждого раздела (главы). Текстовая часть работы с соответствующими расчетами, формулами, диаграммами, схемами, таблицами и т.д. и оформляется на стандартных листах формата А4. При необходимости для оформления отдельных рисунков и таблиц допускается использовать листы формата А3 (297x420). Текст должен быть напечатан на одной стороне листа через полуторный межстрочный интервал шрифтом Times New Roman – 14. Для заголовков рекомендуется использовать шрифты гарнитуры Arial. Если заголовок не умещается на одной строке, для него следует использовать одинарный межстрочный интервал.

Следует использовать размеры полей, унифицированные в рамках МГОУ: левое – 2,5 см, правое – 1 см, верхнее – 2,5 см, нижнее – 2,5 см; формат набранного материала 17,5 х 24 см, что удовлетворяет требованиям ГОСТ 6.10-5-87 и ГОСТ Р 6.30-97. При печати текстового материала следует использовать двухстороннее выравнивание и автоматическую расстановку переносов слов (кроме заголовков, выполненных прописными буквами).

Абзацы в тексте начинаются отступом 12 -15 мм, выполняемым с помощью клавиши табулятора.

Работа должна быть написана научным языком: ее автору не принято давать оценку излагаемого материала, поскольку стиль научной речи - это безличный монолог. В этой связи используют языковые конструкции, исключающие употребление личных местоимений. Особенно это касается местоимения «я».

В тексте не должны применяться сокращения слов, за исключением общепринятых. В случае использования цитат или цифровых данных, заимствованных из литературы, обязательно должна приводиться ссылка на источник внизу соответствующей страницы или в конце цитаты ставится номер источника (в квадратных скобках) согласно списку используемой литературы.

Разделы (главы) курсовой работы могут быть разделены на подразделы, а последние, в свою очередь, - на пункты и, при необходимости, на подпункты. Подразделы имеют нумерацию в пределах раздела (общий номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой, например, 1.1.,1.2., и т.д.), пункты – в пределах подраздела (1.1.1., 1.1.2., …). Дальнейшее выделение подпунктов в пределах пункта (1.1.1.1., 1.1.1.2., …) не рекомендуется . Если раздел или подраздел имеет только один пункт, или пункт имеет один подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.

Подразделы, пункты и подпункты имеют собственные заголовки.

Заголовки подразделов, пунктов и подпунктов следует начинать с нового абзаца и печатать строчными буквами, не подчеркивая, без точки в конце .

Заголовки, по возможности, следует делать краткими. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками (без точки в конце заголовка).

Заголовки следует отделять от основного текста дополнительным пробелом сверху и снизу.

Шрифт заголовков одного уровня рубрикации должен быть единым по всему тексту. Например, заголовки подразделов можно выполнять жирным шрифтом, пунктов – жирным курсивом, подпунктов – курсивом. Подчеркивание в заголовках и тексте не рекомендуется.

Курсовая работа должна содержать все необходимые материалы, обосновывающие актуальность, возможность реализации и экономическую целесообразность проектных предложений.

Страницы работы должны быть пронумерованы, а таблицы и рисунки, кроме нумерации, должны иметь названия.

На каждую таблицу дается ссылка в тексте с анализом приведенных в ней данных.

Нумерация страниц – сквозная, начинается с титульного листа, но номер страницы на нем не ставится. Страницы проставляются арабскими цифрами в правом верхнем углу без точки в конце (допускается проставление номера страниц по центру, без точек и черточек до и после цифр).

В приложения целесообразно выносить вспомогательные, второстепенные материалы, содержащие первичные или результативные данные.

Таблица 2.

Пояснения к нумерации страниц, таблиц, иллюстраций, перечислений, примечаний, формул, уравнений, приложений и ссылок на источники

Вид

Нумерация

Место нумерации

1

2

3

Страницы

Арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы.

В правом верхнем углу без точки в конце

Разделы, подразделы, пункты, подпункты и книги.

Арабскими цифрами, соблюдая порядковую нумерацию в пределах всей работы, книги отчета.

Раздел, например. 1, 2., 3, и т.д. Номер подпункта включает номер раздела, порядковый номер подраздела и пункта, разделенные точкой. Например, 1.1.1., 1.1.2 и т.д.

Таблицы

Арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы.

В правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова Таблица.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки)

Арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы

Помещают после поясняющих данных заглавия. Под иллюстрацией вносится слово Рис. Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Фотоснимки меньше формат А 4 наклеивают на стандартные листы.

Перечисления

Арабскими цифрами порядковой нумерацией со скобкой 1), 2) и т. д. с абзацного отступа

Внутри пунктов или подпунктов, в пределах каждого не допускается более одной группы перечислений

Примечания

Арабскими цифрами порядковой нумерацией и с прописной буквы с абзацного отступа.

Непосредственно после пункта, подпункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся.

Вид

Нумерация

Место нумерации

1

2

3

Формулы и уравнения

Арабскими цифрами порядковой нумерацией в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Выделять из текста в отдельную строку, оставляя выше и ниже их не менее одной свободной строки. Перенос их отдельных частей после математических знаков. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводят ниже со слова где без двоеточия.

Приложения

Арабскими цифрами порядковой нумерацией

Оформлять как продолжение работы на ее последующих страницах или в виде отдельного тома. Каждое приложение начинают с новой страницы и в порядке появления на них ссылок.

Ссылки на литературные источники

Порядковым номером (по списку источников), выделенным квадратными скобками.

Ссылки по тексту на источники, которые приводятся в конце работы в виде списка использованной литературы по теме.

Ссылки: - на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, уравнения, формулы, приложения, перечисления

Их порядковым номером.

Например, ...в разд.5,

...по п.4.3,

…в подпункте 4.3.2,

...по формуле (5),

...уравнении (3)..., ...рис.7.

Ссылки по тексту на ранее изложенные разделы, подразделы, пункты, подпункты, в иллюстрации.

таблицы, на уравнения, формулы,

приложения, перечисления.


4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

4.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

По выбранной теме необходимо определить круг решаемых проблем; поставить цели, на достижение которых ориентированы проектные мероприятия; очертить круг разработок (решаемых задач). Проблемы, цели, разработки следует увязать, построив либо дерево проблем, либо целей, либо задач (в зависимости от степени проработанности темы курсовой работы в специальной литературе).

По предлагаемым разработкам необходимо рассмотреть и оценить возможные альтернативные варианты решений; обосновать методические подходы, используемые приемы и методы решения поставленных вопросов.

В конце каждого параграфа следует формулировать выводы (3-4 абзаца) по существу изложенного материала. Выводы должны логически завершать проведенные рассуждения, быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала.

При этом нужно соблюдать следующие правила.

1) Выводы должны быть нетривиальными (вывод «Товар – это продукт труда, предназначенный для продажи или обмена» и так очевиден).

2) В качестве выводов следует формулировать полученные в данном параграфе конечные результаты, а не промежуточные.

3) При формулировании выводов нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы.

4) Вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.).

Логически построенная работа не должна содержать материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности.

4.2. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ЧАСТЕЙ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Приведенные выше основные разделы (главы) курсовой работы должны иметь следующее содержание.

4.2.1. ВВЕДЕНИЕ

Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена курсовая работа. Проблема - это теоретический или практический вопрос, ответ на который не известен, и на который нужно ответить. Проблема - это «белое пятно» на карте науки. Именно на разрешение проблемы (противоречия) направляется работа.

Важным при определении проблемы является вопрос об её актуальности, предполагающей вычленение значимости избранной темы. Студенту необходимо убедительно показать, почему именно эта тема является наиболее значимой для теории и практики. Наиболее эффективной работа студента будет в том случае, если рассмотрение выбранной проблемы будет связано с профилем той области знания, в которой он специализируется.

Цель и задачи исследования, которые предполагает раскрыть автор в своей работе.

Цель исследования — это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки учебно-научной работы студентом.

Исходя из развития цели работы определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.).

Формулировки задач необходимо делать тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки глав довольно часто рождаются из формулировок задач работы.

Необходимо отметить важное правило - введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, реально невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме.

4.2.2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Общая характеристика состояния выбранной проблемы, выявление недостатков действующей системы.

Формулирование рекомендаций о возможных путях совершенствования системы, выбранной в плане темы работы, определение общего контура (состава) задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

При работе над данной частью курсовой работы студент использует фактические данные.

В заключение главы формулируются выводы, обобщающие вышеизложенные данные о существовании, развитие и проблемах функционирования исследуемого объекта.

4.2.3. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В этой части (главе) курсовой работы группируются проблемы, решаемые в рамках выбранной темы, определяются цели; очерчивается круг задач, решение которых обеспечит достижение цели; строятся деревья проблем, целей, задач; выбираются те задачи, которые определят сущность проектных разработок и их место в раскрытии темы курсовой работы. Исследуются, в частности, по материалам специальной литературы, предлагаемые альтернативные варианты решения выбранных задач, проводится оценка этих вариантов решений (организационных мероприятий, использованной техники, экономико-математических моделей и методов и т.п.) с точки зрения конкретного предмета (объекта) исследования. Оценка ведётся по сформулированным критериям, системе предпочтений и др.

Обосновывается выбор наиболее приемлемых для объекта проектирования решений или их отдельных фрагментов, формулируются общие контуры возможных доработок этих решений при проектировании.

Данная глава курсовой работы ориентирована на серьезное исследование и обработку материалов учебной, специальной отечественной и зарубежной литературы, периодики, законодательных и нормативных актов, различного рода положений, инструкций и т.п., выбор которых обусловлен темой, над которой работает студент.

В заключение данной главы формулируются выводы, обобщающие вышеизложенные теоретические и методические положения по заявленной тематике курсовой работы.

4.2.4. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Раздел (глава) начинается с четкой формулировки выбранных направлений выполнения работы и предлагаемых обоснованных мероприятий по их реализации. Далее приводятся разработки студента по решению поставленных задач: даются новые организационные схемы решения задач, строятся экономико-математические модели, выбираются методы и разрабатываются алгоритмы решения. При этом вне зависимости от темы курсовой работы в проектной части желательно представить альтернативные решения, определить способ их оценки и аргументировать выбор наиболее подходящего для конкретной ситуации.

В заключение главы делаются выводы, в которых излагаются основные положения и направления разработанных предложений.

4.2.5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.

Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части.

4.2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В конце курсовой работы необходимо привести список литературы и источников, использованных студентом в ходе подготовки и написания работы, содержащий не менее 15 наименований в зависимости от темы исследования. Включение в список литературы, которой студент не пользовался в своей работе, не допустимо. На каждый источник в тексте должна быть ссылка.

Список формируется в алфавитном порядке. Нумерация источников – сквозная, начиная с номера 1, 2, 3 и т.д.

Список источников оформляется в соответствии с ГОСТом, как правило, на языке выходных сведений: Автор (ФИО). Название источника. – Место издания: издательство, год издания, количество страниц.

В отдельных случаях, при длинном заглавии, разрешается опустить часть элемента или фразы, при этом пропуск обозначают знаком многоточия «…».

При использовании документов организации дается ссылка на текущий архив, номер папки и листа.

4.2.7. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложения являются обязательным компонентом курсовой работы. В приложениях следует приводить различные вспомогательные материалы (таблицы, схемы, раздаточный материал, графики, диаграммы, иллюстрации, копии постановлений, договоров, инструкции, вспомогательные расчеты и т.п.). С одной стороны, они призваны дополнять и иллюстрировать основной текст, с другой, - разгружать его от второстепенной информации. Все материалы, помещенные в приложениях, должны быть связаны с основным текстом, в котором обязательно делаются ссылки на соответствующие приложения.

Приложения не засчитываются в заданный объем работы.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь содержательный заголовок, выполненный прописными буквами. Кроме порядкового номера страницы под ним, над заголовком в правом верхнем углу прописными буквами печатается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ».

Если приложений в работе более одного, их следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

При необходимости текст приложений может быть разбит на разделы, подразделы, пункты, которые следует нумеровать в пределах каждого приложения в соответствии с требованиями, изложенными ранее.

5. ПОДБОР, ИЗУЧЕНИЕ, АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И ОТБОР ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Подбор литературы целесообразно начинать с изучения тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы кафедрой по изучаемой дисциплине и которые близки к выбранной теме курсовой работы.

Знакомиться с литературой рекомендуется в следующей последовательности: руководящие документы (вначале законы, затем законодательные акты), научные издания (первоначально книги, затем периодические издания), статистические данные. При этом вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем – более ранние.

При подборе нормативно-правовых актов необходимо использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.). Эти справочно-информационные системы значительно облегчают тематический поиск необходимых нормативных документов.

Статистический и аналитический материал, связанный с протекающими в экономике процессами, можно получить через Интернет. При этом очень важным является умение работать в поисковых системах.

Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях (диссертации на соискание ученых степеней, отчеты по НИР и т.д.).

Одним из основных аспектов работы с литературой является определение главного в данном источнике, при этом не нужно читать его целиком. В издании изучается: заглавие; фамилия автора; наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу); время издания; аннотация; оглавление; введение или предисловие; справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т.д.), иллюстративный материал.

При изучении заглавия следует сопоставить его с темой курсовой работы. Если заглавие совпадает с темой или уже ее, то для Вас будет представлять интерес весь материал публикации. Если заглавие шире темы, то Вам будет интересна только часть издания.

Известность автора важна для исследования. Если автор широко известен, то книга будет содержать устоявшиеся положения. Если автор малоизвестен, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательства приводимых положений. Работы малоизвестных авторов не менее важны, чем публикации известных ученых, поскольку малоизвестные авторы – это начинающие исследователи. Именно они выдвигают и доказывают новые положения.

Наименование издательства может содержать информацию о качестве опубликованного материала. Современные книжные издательства специализируются на определенной тематике и предъявляют разные требования к качеству работ. Среди издательств, специализирующихся на экономической литературе, широко известны такие, как «Финансы и статистика», «Инфра - М», «Дело и Сервис», ЮНИТИ, штат которых укомплектован высококвалифицированными сотрудниками, обеспечивающими качественную подготовку к изданию наиболее интересных и актуальных работ.

Если книга выпущена учреждением, то она, как правило, отражает взгляды какой-то школы экономистов. Анализ такой книги должен быть направлен на поиск новых положений, которые следует оценивать критически.

Время издания отражает особенности того исторического периода, в которых писалась книга. Материалы, опубликованные до начала 90-х годов, характеризуются идеологизированностью и рассмотрением процессов с марксистско-ленинских позиций. Период с начала 1990-1998 гг. характеризовался эйфорией реформ, и книги этого периода, как правило, не содержат критического анализа рыночных преобразований. С 1998 г. авторы переосмыслили роль рынка в жизни общества. В связи с этим книги последних лет отражают более реалистичный взгляд на протекающие экономические процессы, раскрывают как «плюсы», так и «минусы» рынка.

Рекомендуемое соотношение источников, выпущенных в разные периоды времени следующее: издания, опубликованные до 2000 года должны составлять не более 30% . Остальная использованная литература должна быть издана после 2000 года.

Аннотация помещается в начале книги и содержит, как правило, цель подготовки издания и характеристику потенциального круга читателей. На основе этих данных можно оценить, насколько близка книга данному исследованию.

Оглавление раскрывает структуру издания, позволяет получить информацию о поставленных проблемах. На основе изучения оглавления можно определить, какая часть издания будет особенно полезна при выполнении курсовой работы.

Во введении или предисловии наиболее часто раскрываются причины анализа исследуемых проблем, более подробно раскрывается цель книги.

Справочно-библиографический аппарат позволяет судить об обоснованности выдвигаемых автором положений в трудах других ученых. Следует просмотреть список литературы, приводимый в конце издания, а также библиографические ссылки в тексте. Изучение списка литературы позволит получить информацию о проведенных исследованиях по выбранной тематике.

Иллюстративный материал позволяет более эффективно уяснить основные положения по исследуемым проблемам. Наличие рисунков, графиков, схем свидетельствует о высоком качестве проработки автором изучаемых проблем.

При подборе литературы ни в коем случае не следует поддаваться соблазну «набрать побольше». Чем больше будет собрано научных источников, тем большую долю среди них будут составлять не очень нужные для работы публикации.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка литературы. Данный список литературы по теме курсовой работы согласовывается с научным руководителем.

6. ЛИТЕРАТУРА

1. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 12. — М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Бэйч Э. Консалтинговый бизнес / Пер. с англ. - СПб: Питер, 2006.

3. Д. Майстер, перевод М.Иванова и М. Фербера Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги - М. Альпина Бизнес Букс, 2005

4. Зильберман М. Консалтинг: методы и технологии / Пер. с англ. – СПб: Питер, 2006.

5. Макхэм К. Управленческий консалтинг / К. Макхэм: Пер. с англ. — М.: Дело и сервис, 1999.

6. Консалтинг менеджмента, или как улучшить свой бизнес / Под ред. К. Маркхэма. — Пер. с англ. И. Гаврилова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005

7. Под ред. Калверта Маркхэма. — Пер. с англ. И. Гаврилова. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. — 392 с: ил.

8. Посадский А.П. Основы консалтинга. – М.: Дело, 2004.

9. Посадский А.П., Хайниш СВ. Консультационные услуги в России: Практическое пособие для менеджеров и предпринимателей. — М.: Финстатинформ, 1995.

10. Управленческое консультирование: введ. в профессию / Междунар. орг. труда (Женева); под ред. М. Кубра. - 4-е изд. - М.: Планум , 2004

11. Управленческое консультирование. В 2 т. / Пер. с англ. под ред. М. Кубра. — М: Интерэксперт, 2000.

12. Управленческое консультирование: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 (Менеджмент организации) / Г.А. Васильев, Е.М. Деева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

13. Уткин Э.А. Консалтинг. – М.: Тандем, 2003.

14. Чекан А.А. Кадровый консалтинг: основы теории и деловой практикум [Текст]: учебное пособие /А.А. Чекан. - М.: Издательство МГОУ, 2011. - 125 с.

15. Шаталова Н.И. Консультирование в управлении человеческими ресурсами.- М.: ИНФРА – М, 2010 – 221 с.

16. Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейман Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. — М.: Экономика, 2002.

Периодическая литература

1. «Кадровик».

2. «Кадровое дело».

3. «Кадровый менеджмент».

4. «Кадровая служба и управление персоналом предприятия».

5. «Справочник по управлению персоналом».

6. «Справочник кадровика».

7. «Служба кадров и персонал».

8. «Управление персоналом».

9. «Управление развитием персонала».

Интернет-ресурсы

1. www.aup.ru

2. www.bt-ural.ru

3. www.consult.ru

4. www.сonsultmarketing.ru.

5. www.hrm.ru

6. www.md-management.ru

7. www.kmsoft.ru

8. www.proteu.ru

9. www.ubo.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Российские HR – консалтинговые компании: формы, методы и стиль работы (на примере…).

2. Зарубежные HR – консалтинговые компании: формы, методы и стиль работы (на примере…).

3. Консультант по кадровому консалтингу - требования к личности, знаниям, навыкам и умениям.

4. Маркетинг услуг по кадровому консалтингу.

5. Обучение и повышение квалификации консультантов по кадровому консалтингу.

6. Оценка и оплата труда консультантов по кадровому консалтингу.

7. Качество услуг по кадровому консалтингу.

8. Современные тенденции и перспективы развития кадрового консалтинга в России.

9. Мотивация деятельности HR - консультанта.

10. Нарушение этических норм в кадровом консалтинге.

11. Тестирование в процессе кадрового консалтинга.

12. Имитационные игры в процессе кадрового консалтинга.

13. Тренинг в процессе кадрового консалтинга.

14. История развития кадрового консалтинга за рубежом.

15. Организация документооборота HR - консалтинговой компании (на примере…).

16. Анализ рынка кадрового консалтинга (на примере региона…)

17. Планирование в работе HR - консультанта.

18. Формирование индивидуального имиджа HR - консультанта.

19. Содержание и особенности труда кадрового консультанта.

20. Развитие консультант – клиентских отношений на рынке услуг по кадровому консалтингу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Министерство образования Российской Федерации

Министерство образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики, управления и права

Кафедра менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Основы кадрового консалтинга

на тему: ___________________________________________________________

Специальность Управление персоналом - 080505.65

Выполнил(а) студент(ка) ______________________________

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

Руководитель

работы________________ _____________________________

(подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

Москва – 200_г.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

· Материалы исследования свидетельствуют…

показывают…

характеризуют…

· Полученные в ходе исследования данные…

· В задачу исследования входило…

· В ходе исследования изучался…

· Согласно полученным данным…

· На основе полученных данных…

· Как видно из анализа…

· Из сказанного следует, что…

· В целом можно считать, что…

· Было установлено, что…

· Это свидетельствует о том, что…

· Как уже указывалось…

· Рассмотрим более подробно…

· Распространено мнение о том, что…

· Информация, полученная в результате…

· Анализ и обобщение опыта… позволяет…

… дает возможность…

· Вывод о том, что…

· Разделяя мнение… вывод… мысль…

· Оценивая деятельность…

· Рассматривая место…

· Названные и другие аспекты… проблемы… требуют…

· Чтобы определить…

· Завершая анализ…

· Заслуживает внимание…

· На современном этапе…

· В настоящее время…

· Практика работы показала…

· Безусловно, что…

· Не исключая…, вместе с тем…

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

АЛГОРИТМ ВЫБОРА ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ КАДРОВОГО КОНСАЛТИНГА»

Фамилия студента

Номер темы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

А, Б

+

В, Г

+

Д, Е, Ж

+

З, И, К

+

Л, М, Н

+

О, П, Р

+

С, Т, У

+

Ф, Х, Ц

+

Ч, Ш, Щ

+

Э, Ю, Я

+

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ КАДРОВОГО КОНСАЛТИНГА»

Критерии оценки

Интервал оценивания

Замечания

Баллы

1. Степень

раскрытия темы

0-6

2. Личный вклад автора

0-3

3. Структурированность материала

0-2

4. Постраничные ссылки

0-2

5. Объем и качество используемых источников

0-4

6. Оформление текста и грамотность речи

0-2

7. Защита курсовой работы

0-6

Общая сумма баллов:

25

Общая оценка за курсовую работу по дисциплине «Основы кадрового консалтинга» выставляется исходя из набранной суммы баллов в соответствии со следующими критериями: 21-25 баллов – «отлично»; 16-20 баллов – «хорошо»; 11-15 баллов – «удовлетворительно»; 0-10 баллов – «неудовлетворительно».

Скачать архив с текстом документа