Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экологический мониторинг» для студентов специальности 013400 природопользование Составитель профессор Полищук Ю. М

СОДЕРЖАНИЕ: Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ по дисциплине «Экологический мониторинг» студентами, обучающимися по специальности 013400 природопользование

Министерство образования Российской Федерации

Югорский государственный университет

Факультет природопользования

Кафедра общей и теоретической экологии

Утверждаю

Начальник Учебного управления

______________________

«_______»_______2003 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экологический мониторинг»

для студентов специальности 013400 - природопользование

Составитель профессор Полищук Ю.М.

Ханты-Мансийск - 2003

Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ

по дисциплине «Экологический мониторинг» студентами, обучающимися по

специальности 013400 - природопользование

.

Методические указания составил профессор Полищук Ю.М.

Методические указания одобрены на заседании кафедры общей и теоретической экологии,

протокол № ___ от ________200 _ г.

Заведующий кафедрой проф._____________________ Ю.М.Полищук


С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Общие положения……………………………………………………………………….

2. Выбор темы………………………………………………………………………………..

3. Основные требования к составлению курсовой работы……………………………….

4. Оформление курсовой работы………………………………………………………….

5. Приложения……………………………………………………………………………….

Приложение 1. Примерный перечень тем курсовых работ…………………………….

Приложение2. Форма титульного листа………………………………………………….

Приложение3. Список рекомендуемой литературы……………………………………

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Среди различных форм самостоятельной работы студентов важное место занимает выполнение курсовых работ. Процесс подбора необходимой литературы, сбора и подготовки материала и составление курсовой работы способствует формированию у студентов навыков самостоятельного решения экологических задач, повышению уровня теоретической подготовки, более полному усвоению изучаемого материала и применению экологических знаний на практике. Студент, со своей стороны, при выполнении курсовой работы должен показать умение работать с литературой, понимать и правильно формулировать основные закономерности функционирования экосистем, в том числе в условиях техногенных воздействий.

Курсовая работа позволяет судить о знаниях, полученных студентом как во время прослушивания лекционного материала и проведения практических и семинарских занятий, так и в процессе самостоятельного творчества при подготовке материалов курсовой работы. Вместе с тем, курсовая работа является средством контроля самостоятельной работы студента и одним из способов проверки его подготовленности как будущего специалиста.

2. ВЫБОР ТЕМЫ

Выполнение курсовой работы начинается с выбора темы, которая должна быть актуальной и вместе с тем должна расширять знания и представления студента по одному из основных разделов дисциплины. Конкретная индивидуальная тема курсовой работы, как правило, предлагается каждому студенту преподавателем. Примерный перечень тем курсовых работ по экологии прилагается к настоящим методическим указаниям (Приложение 1 ). Студент может и сам предложить тему курсовой работы в пределах программы курса, согласовав ее с преподавателем.

3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1) Самостоятельность выполнения. При обнаружении фактов списывания курсовые работы будут сниматься с дальнейшего рассмотрения с выдачей студентам новых индивидуальных тем.

2) Полнота охвата темы. Студентом должны быть рассмотрены все основные аспекты темы курсовой работы с использованием материалов из конспектов прослушанных лекций, из учебных пособий и книг и других литературных источников, что должно подтверждаться Списком использованной литературы. Желательно, а в иных случаях необходимо, использовать Обзоры «О состоянии окружающей среды ХМАО …» (см., например, [4, 10] в Приложении 3 ).

3) Обязательность включения в курсовую работу ВВЕДЕНИЯ и ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Во ВВЕДЕНИИ формулируются актуальность темы с кратким обоснованием, цель курсовой работы и основные задачи, которые студент ставит перед собой для достижения цели работы. Желательно, чтобы сформулированным во ВВЕДЕНИИ задачам соответствовали разделы основной части курсовой работы. В ЗАКЛЮЧЕНИИ курсовой работы приводятся основные выводы, сформулированные студентом на основе изучения литературы по теме курсовой работы.

4) Аккуратность оформления работы.

5) Грамотность (отсутствие грамматических и стилистических ошибок).

6) Готовность защищать основные выводы и положения курсовой работы в процессе последующей защиты работы и давать обоснованные и аргументированные ответы на вопросы преподавателей кафедры, принимающих курсовую работу.

4. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа должна быть написана простым, четким языком. Терминология, наименования, обозначения и смысл понятий должны быть едиными и не изменяться в тексте работы. Более подробное изложение принятых в отечественной высшей школе правил по оформлению курсовых работ можно найти, например, в [3, 8] из Приложения 3 . Ниже дано их краткое изложение.

Оформление текста . Составление работы начинается с оформления титульного листа (см. образец в Приложении 2 ). На второй странице курсовой работы приводится СОДЕРЖАНИЕ , в котором указываются следующие рубрики: ВВЕДЕНИЕ , Разделы , Подразделы и ЗАКЛЮЧЕНИЕ , СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ и Приложения . При оформлении текста в левой части каждого листа оставляются поля шириной 3 см, в правой – 1 см, расстояние от верхней кромки листа до первой строки – 2 см и от нижней кромки листа до последней строки – 2 см. При компьютерном наборе рекомендуется использовать Times New Roman, шрифт 12 или 14, полуторный интервал. Страницы должны иметь сквозную нумерацию, включая список литературы и приложения. Порядковый номер страницы обозначается арабскими цифрами.

Содержание курсовой работы должно включать разделы, подразделы и пункты в соответствии с содержанием освещаемых вопросов. Разделы нумеруются по порядку арабскими цифрами с точкой; подразделы нумеруются по порядку в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела также ставится точка (например, 1.1., что означает первый подраздел первого раздела).

Разделы и подразделы должны иметь краткие наименования, раскрывающие их сущность. Заголовки разделов пишут прописными (заглавными) буквами, как правило, на новой странице, а подразделов – строчными буквами (кроме первой прописной). Перенос слов в заголовках, а также сокращенное наименование слов и понятий не допускается. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух и более предложений, то их разделяют точкой.

Подразделы курсовой работы могут делиться на пункты и подпункты, которые заголовками не снабжаются. Нумерация в пунктах ведется в пределах каждого подраздела и обозначается арабскими цифрами, содержащими номер раздела, номер подраздела и порядковый номер пункта, разделенных точками (например, 3.2.1). Каждый новый пункт в тексте начинается с красной строки (абзаца).

Оформление таблиц. Объемный цифровой материал в курсовой работе оформляется в виде таблиц. Над каждой таблицей размещается заголовок, который в сжатой форме должен отражать содержание таблицы. Заголовок таблицы должен быть написан строчными буквами (кроме первой прописной), перед которым пишется слово «Таблица» и указывается номер таблицы арабскими цифрами (без знака №). Таблицы имеют порядковые номера в пределах каждого раздела. Номер таблицы состоит из номера раздела и номера таблицы, разделенных точкой (например, «Таблица 2.3.», что означает: третья таблица второго раздела).

Заголовки граф таблиц также начинают с прописных букв. Подзаголовки начинают со строчных букв, если они составляют одно предложение с заголовком графы, либо с прописных букв, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков граф таблиц знаки препинания не ставятся. Не принято выделять в таблицах самостоятельную графу «Единицы измерения». Единицу измерения указывают в конце заголовка таблицы (отделяя ее запятой), если она едина для всех показателей. В случае, если цифровые данные в графах имеют различную размерность, единицу измерения указывают в заголовке каждой графы после запятой. При указании размерности нужно соблюдать принятые сокращения (кг, ц, т, чел.-ч., тыс.руб. и т.д.).

Цифры в графах таблиц необходимо располагать так, чтобы соответствующие разряды чисел во всей графе были точно один над другим. Числовые величины в одной графе должны иметь одинаковое количество десятичных знаков. На каждую таблицу должна быть ссылка в тексте, при этом слово «таблица» пишется сокращенно (например, «… в табл. 1.1»). Таблицу следует помещать на листе после первого упоминания о ней в тексте.

Написание формул. В качестве символов в формуле рекомендуется применять обозначения, установленные соответствующими стандартами и строго соблюдать их на протяжении всего текста.

После формул помещают перечень всех принятых в формуле символов с расшифровкой значения и указанием их размерности. Перечень располагают колонкой, причем символ отделяют от его расшифровки знаком тире. Расшифровку обозначений дают строго в той последовательности, в которой они приводятся в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него и без абзацного отступа. В необходимых случаях в конце расшифровки каждого символа через запятую показывают его размерность в сокращенном написании.

Если в курсовой работе содержится несколько формул, их нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Номер формулы будет состоять из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например, «(2.3)», что означает – третья формула второго раздела. Номер формулы заключают в скобки и помещают справа на уровне нижней строки формулы. При ссылках на формулу указывается ее полный номер в скобках («… в формуле (2.3)»).

Оформление рисунков . Рисунками именуют все иллюстрации: фотографии, схемы, графики, чертежи и др. Если рисунок не добавляет новой информации в содержание работы, его не следует помещать в текст. Рисунки размещают на листе после первого упоминания о них в тексте. По размеру рисунок не должен выходить за пределы стандартного листа. Каждый рисунок должен иметь номер, соответствующий номеру раздела и порядковому номеру рисунка в разделе. Номер рисунка записывается арабскими цифрами после сокращенного слова «рисунок» (например, «Рис. 1.3»). После номера ставят точку, после которой указывается подрисуночная подпись, отображающая содержание рисунка. В подрисуночную подпись могут включаться расшифровки условных знаков, размещенных на поле рисунка. Ссылки на рисунки указываются в тексте сокращенно (например, «рис. 2.3»). Графики должны иметь обозначения осей координат, на которых следует нанести масштабные деления с соответствующими цифровыми обозначениями.

Оформление списка используемой литературы . Этот список составляется на отдельном листе. В список включаются все книги (в т.ч. учебники), статьи из научных журналов и сборников научных трудов, периодических изданий, авторефераты диссертаций, отчеты о научно-исследовательской работе, которые использованы при написании работы и на которые в тексте имеются ссылки.

Ссылки оформляются в тексте проставлением в квадратных скобках (например, [12]) порядковых номеров использованных источников из СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, который оформляется по следующим правилам. Нумерация источников литературы в СПИСКЕ производится по мере встречаемости в тексте. При включении книг в СПИСОК перед фамилией автора (авторов) книги указывается порядковый номер литературного источника арабскими цифрами с точкой. После фамилии приводятся инициалы автора, затем заглавие книги (в том виде, в каком оно дано на титульном листе) и выходные библиографические данные: место издания, название издательства, год издания (без слова «год») и количество страниц. В библиографическом описании журнальных статей после фамилии и инициалов авторов указываются название статьи, название журнала, год выпуска, номер журнала и номера начальной и конечной страниц текста статьи (см., например, [7, 11] из Приложения 3 ). Ниже приведены примеры оформления библиографического описания различных видов литературных источников.

Для книг:

1. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии / Учеб. пособие. - СПб: Изд-во ДЕАН, 2001. – 224 с.

Для журнальных статей:

2. Осколков М.Л. Экономическая эффективность применения минеральных удобрений // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки, 1984. - № 3. - С. 21 – 27.

Для статей из сборников научных трудов или материалов конференций:

3. Polichtchouk Yu. M. Regional Environmental Analysis and Prediction. - In: Proceedings of Intern. Confer. on Modeling and Environmental Systems with Geographical Information Systems (June 22-25, 1998, Hong Kong, China), Vol. 1. - Hong Kong: The Chinese Univ. of Hong Kong, 1998. - P. 115-120.

Для информационных материалов из сети Internet :

4. Государственный доклад О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1999 году.- М.: Госкомитет по охране окружающей среды, 2000. [http://www.ecocom.ru/Gosdoklad99]

Примечание: Обратите внимание на правильную расстановку межбуквенных пробелов в библиографических описаниях.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Примерный перечень тем курсовых работ

1. Единая государственная система экологического мониторинга

2. Система глобального мониторинга окружающей среды

3. Мониторинг загрязнения атмосферы в нефтедобывающих районах

4. Мониторинг состояния воздушной среды городов

5. Мониторинг источников загрязнения атмосферного воздуха

6. Мониторинг воздействий загрязнения атмосферы в районах нефтедобычи на природные экосистемы

7. Санитарно-гигиенический мониторинг

8. Мониторинг загрязнения поверхностных водоемов

9. Мониторинг радиационного загрязнения окружающей среды

10. Мониторинг воздействия нефтедобычи на окружающую природную среду

11. Глобальный фоновый мониторинг

12. Международное сотрудничество в создании системы глобального мониторинга окружающей среды

13. Экологическое прогнозирование в системах экологического мониторинга

14. Дистанционные методы экологического мониторинга

15. Мониторинг лесных пожаров

16. Системы экологического мониторинга в управлении качеством окружающей среды

17. Геоинформационная система – информационное ядро системы регионального экологического мониторинга

18. Системы регионального экологического мониторинга

19. Методы экологического мониторинга

20. Нормирование воздействий и экологический мониторинг

21. Информационно-космические технологии в системах дистанционного мониторинга

22. Медико-биологический мониторинг

23. Биологические методы экологического мониторинга

24. Химические методы в экологическом мониторинге

25. Мониторинг изменения границ природно-ландшафтного районирования территории

Приложение 2. Форма титульного листа

Министерство образования Российской Федерации

Югорский государственный университет

Факультет природопользования

Кафедра общей и теоретической экологии

Курсовая работа по дисциплине «Экологический мониторинг»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнил(а) студент гр._____________

__________________

«_______»_______2003 г.

Руководитель

профессор ___________Ю.М.Полищук

«_______»_______2003 г.

Ханты-Мансийск

2003

Приложение 3.

Список рекомендуемой литературы

1. Афанасьев Ю.А., Фомин С.А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды / Учебн пособие. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. – 468 с.

2. Ашихмина Т.Я., Сюткин. Комплексный экологический мониторинг региона / Учебное пособие. – Киров: 1997. – 228 с.

3. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. –128 с.

4. Информ. бюллетень «О состоянии окружающей среды ХМАО в 2001 году». - Ханты-Мансийск: НПЦ «Мониторинг», 2002. – 122 с.

5. Инженерная экология и экологический менеджмент / Учебник для вузов. – М.: Изд-во «Логос», 2002. – 528 с.

6. Инженерная экология: Учебник / Под ред. проф. В.Т. Медведева. - М.: Изд-во «Гардарики», 2002. – 687 с.

7. Кондратьев К.Я. Приоритеты глобальной экологии и задачи дистанционного зондирования окружающей среды и биосферы // Исследования Земли из космоса, 1991. - № 5 - С. 3-9.

8. Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ. – Минск: Изд-е ООО «Сэр-Вит», 2000. – 256 с.

9. Мазур И.И., Молдаванов О.И. Курс инженерной экологии. - М.: Высшая школа, 1999.-447с.

10. Обзор «О состоянии окружающей среды ХМАО в 2000 году». - Ханты-Мансийск: НПЦ «Мониторинг», 2001. – 134 с.

11. Полищук Ю.М., Березин А.Е., Дюкарев А.Г., Токарева О.С. Экологическое прогнозирование воздействий нефтегазового комплекса на природную среду Западной Сибири с использованием ГИС-технологий // География и природные ресурсы. – 2001. - №2. - С. 43 - 49.

12. Реймерс Н.Ф. Природопользование (словарь-справочник). - М.: Мысль, 1990. – 639с.

13. Стадницкий Г.В. Экология / Учебник. – СПб: Химиздат, 2002. -288 с.

14. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб.пособие. –М.: ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

15. Хоружая Т. А. Оценка экологической опасности: Обеспечение безопасности, методы оценки рисков, мониторинг. – М.: «Книга сервис», 2002. – 208 с.

16. Школьный экологический мониторинг / Учеб. пособие под ред. Т.Я.Ашихминой. – М.: Изд-во АГАР, 2000. – 387 с.

17. Экология, охрана природы, экологическая безопасность / Учебное пособие: Под ред. А.Т.Никитина и С.А. Степанова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. – 648 с.

Скачать архив с текстом документа