Методические указания по дипломному проектированию и преддипломной практике по специальности 200401
СОДЕРЖАНИЕ: Методические указания по дипломному проектированию и преддипломной практике составлены для студентов, обучающихся по специальности 200401 «Биотехнические и медицинские аппараты и системы» в качестве руководства по подготовке дипломного проекта к защитеФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»
Подлежит возврату
№ 0000
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 200401
«БИОТЕХНИЧЕСКИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ АППАРАТЫ И СИСТЕМЫ»
(Проект)
МОСКВА 2007
Составители: Л.Н.Лупичев, В.И.Токарев
Редактор: Л.Н.Лупичев
Методические указания по дипломному проектированию и преддипломной практике составлены для студентов, обучающихся по специальности 200401 «Биотехнические и медицинские аппараты и системы» в качестве руководства по подготовке дипломного проекта к защите.
Рецензенты: В.П. Лещинский,
В.Н.Цыпкин
МИРЭА, 2007
Методические указания напечатаны в авторской редакции
Подписано в печать 00.00.2007. Формат 60х84 1/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л.0,00 Усл. кр.-отт. 0,00. Уч.-изд. л. 0,0.
Тираж 000 экз. Заказ 000
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Московский государственный институт радиотехники,
электроники и автоматики (технический университет)”
119454, Москва, пр. Вернадского, 78
Введение
Настоящие методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 200401 «Биотехнические и медицинские аппараты и системы». Основное внимание в них уделено вопросам документирования, которые вызывают значительные затруднения. Особенности проектирования применительно к той или иной специализации указанной выше специальности и в случае выполнения дипломной (исследовательской) работы в методических указаниях не отражены и требуют дополнительной установочно-методической доработки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Дипломное проектирование является заключительным этапом обучения студентов в вузе и имеет своей целью:
· систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний с использованием современных технических средств и технологий;
· развитие навыков ведения самостоятельной работы и разработки проектных решений по информационному, технологическому и программному обеспечению медицинских и биотехнических систем, включая робототехнические комплексы.
В процессе дипломного проектирования у студентов формируются следующие навыки:
- выстраивать логическую структуру проекта;
- анализировать закономерности и явления, лежащие в основе медицинских и биотехнических систем, в том числе робототехнических систем (как биотехнических подсистем), устанавливать структурные взаимосвязи узлов и блоков системы и их функционально-информационную среду;
- осуществлять системный анализ проекта на синергетической основе;
- классифицировать существующие медицинские, биотехнические и робототехнические системы, определять направления их создания;
- анализировать информационные потоки, систематизировать документооборот, определять уровень автоматизации проводимых работ;
- анализировать особенности автоматизации процессов сбора, регистрации и передачи первичной информации;
- использовать эффективные математические модели и алгоритмы оптимизации в исследованиях биологических объектов всех уровней, а также в процессах разработки, управления и эксплуатации аппаратов и систем для биомедицинских применений;
- использовать математические модели и алгоритмы распределения вычислительных работ и информационных массивов по узлам локальной сети, на основе методик организации распределенной многоуровневой обработки информации;
- разрабатывать технологии моделирования поведенческих аспектов биотехнических и робототехнических систем, а также процессов их «очувствления», включая распознавание образов на основе радиолокационного сканирования окружающей среды и методов стереоскопического зрения;
- разрабатывать состав и структуру биотехнической и робототехнической систем с использованием современных методологий;
- анализировать и эффективно использовать в проекте существующий рынок аппаратного и программного обеспечения, добиваясь разумного использования готовых интегрированных пакетов и решений, тщательно соблюдая требования стандартов по обеспечению качества применяемых профилей и обеспечению полного жизненного цикла, как проектируемого изделия, так и самого проекта на основе экологической чистоты;
- разрабатывать технологии, обеспечивающие своевременный сбор, регистрацию, передачу, обработку, совершенствование, хранение, анализ, защиту и выдачу необходимой информации всем заинтересованным пользователям в зависимости от особенностей проекта и исходя из задания;
- производить организацию баз данных, нормативно-справочной и оперативной информации медицинских и биотехнических (в т.ч. робототехнических) систем;
- анализировать нюансы алгоритмизации при моделировании исследуемых процессов, явлений и систем, а также применяемого программного продукта, - с целью обеспечения адекватности созданных моделей реальным явлениям и системам;
- использовать современные алгоритмические языки программирования, СУБД при разработке биотехнических и медицинских систем;
- использовать современные обеспечивающие информационные технологии, такие как электронные таблицы, текстовые процессоры, графические редакторы и средства анимации, мультимедиа при подготовке дипломного проекта;
- обоснованно обеспечивать высокие информационно-социальные и технико-эстетические компоненты проекта, в том числе в проектировании пользовательского интерфейса, оконных представлений, в демоверсиях и презентациях проекта;
- разрабатывать и реализовывать полный менеджмент проекта с иллюстрацией и оптимизацией его на основе использования сеточных, узловых моделей, ленточного графика Ганта или других известных методов;
- показывать, обосновывать и доказывать актуальность, инженерную новизну, экономическую и социальную целесообразность, итоговую эффективность и завершенность проекта, а также функциональную дееспособность продукта, соответствие как изделия, так и всей проектной документации проектному заданию (ТЗ, ТТ, ТУ) и действующим стандартам и требованиям сертификации к программным средствам, особенно в части стандартов групп ЕСКД, ЕСПД, ЕСТД, а также стандартов групп ISO - 12207 и стандартов ISO, описывающих качество (см. приложения).
Работа над дипломным проектом включает в себя ряд этапов, среди которых:
- выбор и закрепление объектов преддипломной практики (для студентов дневной формы обучения);
- выбор и закрепление темы дипломного проекта;
- разработка и утверждение задания на дипломный проект (в состав которого наряду с бланком листка-задания входят Техническое задание - ТЗ, Технические условия эксплуатации изделия - ТУ, Технические требования к проектируемому изделию – ТТ, Технические предложения (по реализации ТЗ) - ТП);
- сбор материала для проектирования на объекте учебной и преддипломной практики, создание исходных баз данных, хранилищ и т.п.;
- выполнение обзорно-аналитической, аналитической, исследовательской, программно-алгоритмической, расчетной, конструкторской, технологической, организационно-экономической частей проекта, а также раздела по охране труда, их запуск, отладку и первоначальное сопровождение информационной системой с учетом указаний руководителя проекта;
- написание и оформление расчетно-пояснительной записки (РПЗ), отражающей перечисленные выше работы, а также приводящей итоговое описание созданного изделия и чертежей (не менее шести формата А1), входящих в дипломный проект, сопровождаемых демонстрационной версией и текстом доклада на 9-10 минут (в том числе 1 минута обобщающей информации на иностранном, изучаемом в вузе, языке);
- сдача проекта вместе с электронной копией на CD или DVD на кафедру, получение отзыва руководителя и рецензии, подготовка к защите, предзащита на кафедре;
- защита на ГАК, упаковка документации для хранения.
Студенты дневной формы обучения выполняют преддипломную практику на выпускающей кафедре в течение 4 недель по программе, утвержденной руководителем дипломного проектирования, по окончании которой сдают зачет (с оценкой).
Тематика дипломных проектов должна быть актуальна, с подтверждаемыми признаками новизны, исключающими тиражирование уже известных инженерных решений, соответствовать современному состоянию и перспективам развития биотехнических и медицинских аппаратов и систем на базе различных классов ЭВМ и разнообразных механизмов сбора, передачи и отображения информации. Желательными мероприятиями при создании дипломных проектов являются: опубликованность, презентация на конференциях и выставках фрагментов проекта. В соответствии с решением кафедры или ее заведующего руководитель проекта обязан обеспечить представление проекта в требуемом виде на различные проводимые вузом конкурсы дипломных проектов, проверки и рецензии. Окончательное заключение о целесообразности и актуальности темы дипломного проекта осуществляется руководителем выпускающей кафедры.
В соответствии с квалификационной характеристикой специальности 200401 рекомендуются следующие основные направления тематики дипломных проектов:
- моделирование процессов в биологических объектах на молекулярном, клеточном, органном, организменном и популяционном уровнях;
- проектирование и разработка медицинских, биотехнических и робототехнических систем, обеспечивающих проведение исследований, обработку получаемой информации, применение и эксплуатацию в лечебно- профилактических, лечебных, экологических и других целях;
- разработка систем информационной поддержки принятия решения в сфере менеджмента различного уровня;
- разработка систем управления (включая дистанционные): биотехническими и робототехническими комплексами, различными социальными, технологическими, производственными, экономическими и иными объектами;
- создание телеметрических систем и интегрированных информационных систем (в том числе дистанционных), обеспечивающих мониторинг и «очувствление»: биотехнических и робототехнических комплексов, биологических объектов, систем жизнеобеспечения;
- разработка средств и инструментария проектирования, улучшения, защиты и сопровождения телеметрических и управляющих систем в биомедицинских и робототехнических комплексах;
- создание экспертных и интеллектуальных систем различных классов в соответствие с действующими классификаторами;
- разработка лабораторных практикумов и деловых игр на основе использования различных классов ЭВМ и систем связи.
Название темы дипломного проекта должно быть кратким и отражать основное содержание проекта.
В названии темы нужно указать объект и инструментарий, на которые ориентирован проект.
При разработке проекта следует применять новые информационные технологии и современные методы проектирования. Целесообразно, чтобы дипломным проектом был охвачен комплекс решаемых задач не менее 6 и не более 12. Под задачей следует понимать алгоритм или совокупность алгоритмов обработки и формирования результатной информации, а также аналитические и экспериментальные исследования, содержащие наукоемкую компоненту, показывающие достигнутый академический уровень подготовки дипломанта – выпускника технического университета, базирующиеся на современных известных научных и инженерных методиках и методах. Совокупность вынесенных в проработку задач должна образовывать единое целое, выполняемое для достижения цели проектирования. Ответственность за качество постановки цели и задач возлагается на руководителя проекта. Закрепление темы дипломного проекта осуществляется кафедрой, а затем утверждается приказом ректора на основе поданного студентом заявления, характеристики и анкеты дипломника. Студент совместно с руководителем дипломного проекта разрабатывает детализированное задание, включающее план проекта, содержание графических работ в листах, перечень основных литературных источников, перечень примененных стандартов и программ, а также другие используемые материалы. Дипломный проект в переплетенном виде (или в папке для дипломного проектирования) сдается на кафедру вместе с чертежами, отзывом, рецензией, демонстрационной версией, текстом доклада, электронной копией всех поименованных документов на CD (DVD).
На предварительную защиту студенты обязаны явиться с уже завершенными и оформленными материалами, перечисленными выше .
Предварительная защита проходит публично в присутствии и при участии в обсуждении других студентов перед комиссией, состоящей из числа преподавателей (не менее двух) и сотрудников кафедры, после чего при положительном исходе предзащиты дипломный проект направляется на итоговую защиту в ГАК. Рецензент в письменном виде готовит отзыв о дипломном проекте, указывает замечания и пожелания. Во время защиты дипломного проекта в ГАК зачитывается рецензия, поэтому дипломнику целесообразно подготовить краткие, ясные и по существу ответы на приведенные в рецензии замечания. В случае выявления рецензентом серьезных замечаний к дипломному проекту или неспособности студента пройти предзащиту (3 попытки) с положительным исходом, выпускающая кафедра имеет право отправить проект на доработку, повторное рецензирование или представить студента к отчислению из института. Эти же меры, вплоть до замены темы проекта, принимаются в случае установления факта несамостоятельного выполнения проекта, списывания, плагиата, обманов и т.д.
Руководитель дипломного проекта назначается кафедрой на весь период дипломного проектирования.
Решением кафедры кроме руководителя назначается также консультант по спецчасти, который контролирует соответствие проекта установленным институтом требованиям, стандартам и т.д. и оказывает студенту помощь. Назначение консультанта тем более целесообразно при возникновении в процессе дипломного проектирования специальных вопросов в области статистики, математики, технологических задач и других. Выступление студента готовится им заблаговременно, обязательно согласуется с руководителем и в полном объеме с заголовком проекта (с выходными данными) приводится в расчетно-пояснительной записке (в приложениях) и в электронной версии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО
ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ
Дипломный проект выполняется в соответствии с техническим заданием (ТЗ), которое включает план структуры проекта, построенный по личному выбору студента, но с учетом рекомендаций руководителя. В выбранный вариант с разрешения руководителя и консультантов могут быть внесены изменения в процессе работы.
При оформлении дипломного проекта на персональном компьютере предъявляются следующие требования:
Общий объем машинописного текста, без приложений должен составлять не менее 80 и не более 120 страниц при условии 26 строк на страницу. Текст диплома должен быть напечатан через полтора интервала на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А4 размером 210х297 мм (Times New Roman, шрифт №14 - 60 знаков в строке, считая промежутки между словами). Контуры букв и знаков должны быть без ореола и расплывающейся краски. Насыщенность букв должна быть ровной в пределах строки, страницы и всего диплома. Страницы диплома должны иметь поля: левое - 30 мм, верхнее - 20 мм, правое - 10мм, нижнее - 25 мм. Таблицы, рисунки, чертежи, схемы, графики, фотографии и другие объекты, как в тексте, так и в приложении, должны быть выполнены на стандартных листах формата А4. Подписи и пояснения к рисункам должны быть на лицевой стороне. Диплом не должен содержать помарок, карандашных исправлений, пятен, трещин и загибов. Набивка буквы на букву и дорисовка букв чернилами запрещается. Все страницы диплома, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений, литерных добавлений. Первой страницей считается титульный лист, на нем цифра “1” не ставится, на следующей странице проставляется цифра “2” и т.д. Порядковый номер печатается в середине верхнего поля страницы. Вслед за титульным листом и листком задания следует поместить выходные данные, аннотацию к проекту, УДК, список ключевых слов и аббревиатур. Вслед за рефератом и оглавлением, идет основной текст дипломного проекта, завершаемый заключением, списком источников и приложениями, например, листингом программ.
Использованные в процессе работы над дипломным проектом специальные литературные источники, стандарты, программы указываются в конце дипломного проекта перед приложением. Список использованных источников входит в основной объем проекта. При этом библиография составляется в алфавитном порядке. Список используемой литературы должен быть составлен единообразно.
Каждый источник отражается в списке в следующем порядке:
- для многотиражной литературы: порядковый номер в списке, фамилия и инициалы автора, название книги;
- для статьи: заглавие, название сборника, журнала, его номер, номера страниц в журнале, издательство и год выпуска, число страниц;
- для малотиражных материалов: название документа и его обозначения, наименование министерства (ведомства), института (КБ), место и год выпуска, число страниц, (в случае размещения в Интернете адрес, и время обнаружения).
При ссылке на литературные источники в тексте приводится порядковый номер использованной литературы, заключенный в квадратные скобки. Оформление текста проекта, графических построений и библиографии осуществляется по стандартам: ГОСТ 7.0-77, 7.1-84, 7.3-77, 7.4-77, 7.5-78, 7.9-77, 7.12-77.
Необходимым условием оформления дипломного проекта является выполнение графических работ, которые могут быть представлены в виде рисунков, схем, таблиц, графиков и диаграмм. К выполнению графических работ также предъявляются определенные требования. Иллюстрации должны наглядно дополнять и подтверждать изложенный в тексте материал и отражать тему дипломного проекта.
Все иллюстрации, которыми сопровождаются отдельные главы текста дипломного проекта, можно:
- оформить в свободной форме в виде схем, рисунков, графиков;
- представить в виде таблиц.
Рассматривая подсистему или отдельные комплексы задач, желательно графическими построениями представить схему взаимосвязи комплексов задач, показывая при этом место и роль задачи, которой посвящен дипломный проект. Раскрывая вопросы организации информационного обеспечения, необходимо представить информационные модели задачи (комплекса задач) или в виде схемы данных, или в виде матриц. Кроме того, для описания процессов обработки информации используются такие схемы, как схема программы, схема взаимодействия программ, схема работы системы, схема ресурсов системы и др. В число листов графики надо обязательно вводить лист с качественными кривыми и формулами, сопровождающими доклад в части инженерных расчетов, исследований и их результатов. Полезно отражать также менеджмент проекта, показывая обеспечение полного жизненного цикла и соответствие стандартам, особенно стандартам качества.
Все иллюстрации (таблицы – отдельно), именуются рисунками, которым присваивается последовательная нумерация, либо сквозь весь текст, либо в пределах главы.
Все рисунки должны иметь полные наименования. Номер и наименование рисунка записывается в строчку под его изображением, например, Рис. 23. Схема взаимосвязи программных модулей и информационных массивов при оперативном учете элементарных семантических единиц. Ссылки на рисунки даются по типу: (См. рис.23). Рисунки могут выполняться на листах следующих форматов: 11 (210х297 мм), 12 (297х420 мм), 22 (594х420 мм), 24 (594х841 мм), установленных ГОСТ 2.301-68. Рисунки следует размещать сразу после ссылки на них в тексте. Если на одной странице есть ссылки сразу на несколько рисунков, то в этом случае их размещают вслед за этой страницей в порядке нумерации. Рисунки размещаются таким образом, чтобы их можно было рассматривать без поворота листов.
Если текст дипломного проекта иллюстрируется табличным материалом, то размещение его аналогично размещению рисунков. Таблицы также последовательно нумеруются арабскими цифрами в пределах всего материала или в пределах главы. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись: Таблица с указанием ее порядкового номера, например: Таблица N 2. При наличии тематического заголовка после слова Таблица пишут ее наименование в строчку над таблицей.
Весь графический материал дипломного проекта, который используется в качестве иллюстраций при его защите, должен быть представлен не менее чем на 6 листах форматаА1 и выполнен на принтере, тушью или фломастером на листах стандартного формата: 24 (594х841), 44 (841х1189), допускаются в случае необходимости и применение дополнительных форматов: 34 (841х892), 42 (420х1189) ГОСТ 2. 104-68. Все чертежи дипломного проекта, вывешиваемые при его защите, должны содержать основную надпись по ГОСТ 2. 104-68 и в таком же виде, но в формате А4, воспроизводиться в соответствующих разделах расчетно-пояснительной записки. Никакие заголовочные надписи на листах - чертежах не разрешаются, за исключением случаев, когда задание предусматривает не чертежи, а плакаты (в плакатах чертежные рамки не оформляются). Необходимо еще раз напомнить, что весь графический материал, вносимый на чертежи, должен обязательно быть идентичен представленному в дипломном проекте. При выполнении чертежей нужно учитывать, что они должны быть хорошо видны при защите на расстоянии 3-4 метров, поэтому следует предусмотреть нужное масштабное увеличение. Чертежи подписываются студентом-дипломником, руководителем и рецензентом в штампе. В штампе же вписывается и название чертежа. Студентом-дипломником могут использоваться при защите дипломного проекта компьютерные проекторы. Поэтому дополнительно к представленным чертежам могут быть изготовлены слайды.
Небрежно оформленные и содержащие многочисленные грубые ошибки дипломы к защите не принимаются. Не допускаются к защите дипломы, по которым их авторы не могут дать исчерпывающих пояснений, в том числе по вопросам использованных источников, авторской чистоты, работоспособности созданной системы.
МИНИМАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СТАНДАРТОВ ПРОЕКТАНТУ
Общетехнические стандарты (по группам):
- Единая система конструкторской документации (ЕСКД);
- Единая система программной документации (ЕСПД);
- Единая система технологической документации (ЕСТД);
- Терминология ИС – ГОСТ 7-73-96; ГОСТ 7-74-96;
- Оформление текста проекта и библиографии осуществляется по стандартам: ГОСТ 7.0-77, 7.1-84, 7.3-77, 7.4-77, 7.5-78, 7.9-77, 7.12-77.
Перечень основных стандартов в области обеспечения полного жизненного цикла и качества программных средств
1. ISO/IEC 12207:1995. (ГОСТ Р – 1999). ИТ. Процессы жизненного цикла программных средств.
2. ISO/IEC 15271:1998. (ГОСТ Р – 2002). ИТ. Руководство по применению ISO 12207.
3. ISO/IEC 16326:1999. (ГОСТ Р – 2002). ИТ. Руководство по применению ISO 12207 при административном управлении проектами.
4. ISO/IEC 15504 – 1-9:1998. ТО. Оценка и аттестация зрелости процессов жизненного цикла программных средств. Ч.1. Основные понятия и вводное руководство. Ч.2. Эталонная модель процессов и их зрелости. Ч.3. Проведение аттестации. Ч.4. Руководство по проведению аттестации. Ч.5. Модель аттестации и руководство по показателям. Ч.6. Руководство по компетентности аттестаторов. Ч.7. Руководство по применению при усовершенствовании процессов. Ч.8. Руководство по применению при определении зрелости процессов поставщика. Ч.9. Словарь.
5. ISO 9000-3:1997. Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. Часть 3. Руководящие положения по применению стандарта ISO 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения.
6. ISO 9000:2000. (ГОСТ Р – 2001). Система менеджмента (административного управления) качества. Основы и словарь.
7. ISO 9001:2000. (ГОСТ Р – 2001). Система менеджмента (административного управления) качества. Требования.
8. ISO 9004:2000. (ГОСТ Р – 2001). Система менеджмента (административного управления) качества. Руководство по улучшению деятельности.
9. ISO 10005: 1995 - Административное управление качеством. Руководящие указания по программам качества.
10. ISO 10006: 1997 - Руководство по качеству при управлении проектом.
11. ISO 10007: 1995 - Административное управление качеством. Руководящие указания при управлении конфигурацией.
12. ISO 10013: 1995 - Руководящие указания по разработке руководств по качеству.
13. ISO 10011-1-3: 1990. Руководящие положения по проверке систем качества. Ч.1. Проверка. Ч.2. Квалификационные критерии для инспекторов-аудиторов систем качества. Ч.3. Управление программами проверок.
14. ISO 9126:1991. (ГОСТ – 1993). ИТ. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению.
15. ISO/IEC 14598-1-6:1998-2000. Оценивание программного продукта. Ч.1. Общий обзор. Ч. 2. Планирование и управление. Ч. 3. Процессы для разработчиков. Ч.4. Процессы для покупателей. Ч.5. Процессы для оценщиков. Ч.6. Документирование и оценивание модулей.
16. ISO/IEC 9126-1-4. (проекты). ИТ. Качество программных средств: Ч.1. Модель качества. Ч.2. Внешние метрики. Ч. 3. Внутренние метрики. Ч.4. Метрики качества в использовании.
17. ISO/IEC 14756: 1999. ИТ. Измерение и оценивание производительности программных средств компьютерных вычислительных систем.
18. ISO/IEC 12119:1994. (ГОСТ Р – 2000 г). ИТ. Требования к качеству и тестирование.
19. ISO 13210:1994. ИТ. Методы тестирования для измерения соответствия стандартам POSIX.
20. ANSI/IEEE 1008 - 1986. Тестирование программных модулей и компонентов ПС.
21. ANSI/IEEE 1012 - 1986. Планирование верификации и подтверждения достоверности качества (валидации) программных средств.
22. ISO 9945-1:1990 (IEEE 1003.1). ИТ. Интерфейсы переносимых операционных систем. Ч.1. Интерфейсы систем прикладных программ (язык Си).
23. ISO 9945-2:1992 (IEEE 1003.2). ИТ. Интерфейсы переносимых операционных систем. Часть 2. Команды управления и сервисные программы.
24. ISO/IEC 15846:1998. ТО. Процессы жизненного цикла программных средств. Конфигурационное управление программными средствами.
25. ISO/IEC 14764: 1999. (ГОСТ Р – 2002). ИТ. Сопровождение программных средств.
26. ISO/IEC 15408 -1-3. 1999. (ГОСТ Р – 2002). Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Ч.1. Введение и общая модель. Ч. 2. Защита функциональных требований. Ч. 3. Защита требований к качеству.
27. ISO 13335 - 1-5. 1996-1998. ИТ. ТО. Руководство по управлению безопасностью. Ч. 1. Концепция и модели обеспечения безопасности информационных технологий. Ч.2. Планирование и управление безопасностью информационных технологий. Ч.3. Техника управления безопасностью ИТ. Ч.4. Селекция (выбор) средств обеспечения безопасности. Ч.5. Безопасность внешних связей.
28. ISO 10181: 1-7. ВОС. 1996-1998. Структура работ по безопасности в открытых системах. Ч.1. Обзор. Ч. 2. Структура работ по аутентификации. Ч.3. Структура работ по управлению доступом. Ч.4. Структура работ по безотказности. Ч.5. Структура работ по конфиденциальности. Ч.6. Структура работ по обеспечению целостности. Ч.7. Структура работ по проведению аудита на безопасность.
29. ISO/IEC 15910:1999. (ГОСТ Р – 2002) ИТ. Пользовательская документация программных средств.
30. ISO 6592:1986. ОИ. Руководство по документации для вычислительных систем.
31. ISO/IEC 9294:1990. (ГОСТ-1993 г). TO. ИТ. Руководство по управлению документированием программного обеспечения.
32. ISO 14102:1995. ИТ. Оценка и выбор CASE-средств.
33. ISO 14471:1999. ИТ. Руководство по адаптации CASE- средств.
34. ГОСТ 34.602-89. ИТ. Техническое задание на создание автоматизированных систем.
35. ГОСТ 34.603-92. ИТ. Виды испытаний автоматизированных систем.
36. ОСТ 34.201-89. ИТ. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем.
37. РД 50-34.698-90. Методические указания. Информационная технология. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.
38. ГОСТ 28195-89. Оценка качества программных средств. Общие положения.
39. ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения.
40. IEC 61508:1-6: 1998-2000. Функциональная безопасность электрических / электронных и программируемых электронных систем. Часть 3. Требования к программному обеспечению. Часть 6. Руководство по применению стандартов IEC 61508-2 и IEC 61508-3.
БАЗОВЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
(список формируется дипломником самостоятельно в
процессе работы над проектом)
1. Волькенштейн М.Б. Биофизика. М.: Наука, 1981
2. Рубин А.Б. Биофизика. В 2 том ах. М.: Изд-во МГУ, 2004
3. Журавлев А. И.. «Основы физики и биофизики» М.: Мир, 2005
4. Тимонюк В.А., Животова Е. Н. «Биофизика» Изд-во: Профессионал, 20041. 5. Березов Т.Т., Коровин Б.Ф. Биологическая химия, 2-ое издание. М.:Медицина, 1990;
6. Бышевский А.Ш., Терсенов О.А,. Химия для врача. Екатеринбург,1990;
7. Ленинджер А. Основы биохимии. М.:Мир,1985;
8. Мусил Я., Новакова О., Кунц К. Современная биохимия в схемах, М.:Медицина, 1984;
9. В.П. Комов, В.Н. Шведова. Биохимия, М.: Высшее образование. Современный учебник, «Дрофа», 2004.
10. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. М., « Высшая школа» 1999г.
11. Эссаулова И.А., Блохина М.Е., Гонцов, Руководство к лабораторным работам по медицинской и биологической физике. М. «Высшая школа» 1987 г.
12. Антонов В.Ф., Черныш А.М., Пасечник С.А., Вознесенский С.А., Козлова Е.К. Практикум по биофизике. М. «Владос», 2001 г
13. И.Б. Литинецкий. Бионика, М., Просвещение, 1976.
14. А.Б. Коган, Н.П. Наумов, и др. Биологическая кибернетика, М., Высшая школа, 1977.
15. Ч. Сликтер. Основы теории магнитного резонанса, М., Мир, 1981.
16. Я.Ц. Ажипа. Медико-биологические аспекты применения метода ЭПР, М., Наука, 1983.
17. А. Исимару. Распространение и рассеяние волн в случайно-неоднородных средах, ч.1, Мир, 1981.
18. Дж. Слэтер. Передача ультракоротких волн, ОГИЗ, Гостехиздат, 1947.
19. Б.И. Давыдов, В.С. Тихончук, В.В. Антипов. Биологическое действие, нормирование и защита от ЭМИ, М., Энергоиздат, 1984.
21. С.А.Калинин. Управление биотехническими системами. М: МГТУ им. Баумана,1999.
22. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А., Теория вероятностей и ее инженерные приложения. - М.: Наука, 1988.
23. Галлагер Р., Теория информации и надежная связь. - М.: Сов.радио (пер. с англ.), 1974 (электронная версия ).
24. Дуда Р., Харт П., Распознавание образов и анализ сцен. – М.: Мир (пер. с англ,), 1976.
25. Хакен Г., Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. – М.: Мир, 1991.
26. Хакен Г. Синергетика. Москва, «Мир», 1980.
27. Лоскутов А.Ю., Михайлов А.С. Введение в синергетику. Москва, «Наука», 1990.
28. Гилмор. Прикладная теория катастроф. В 2-х книгах. Москва, «Мир» 1984.
29. Д.Эрроусмит, К.Плейс. Обыкновенные дифференциальные уравнения (Качественная теория с приложениями). Москва, «Мир»,1986.
30.Лупичев Л.Н., Каданцев В.Н. Введение в общую синергетику (Учебное пособие). М.: МГИРЭА(ТУ), 2006
32. В.-Б. Занг. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории. - М.: Мир, 1999.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Описание функциональных возможностей и ограничений, накладываемых на программную систему, называется требованиями к этой системе, а сам процесс формирования, анализа, документирования и проверки этих функциональных возможностей и ограничений - разработкой требований (requirements engineering).
Определение требований разных уровней:
1. Пользовательские требования - описание на естественном языке (плюс поясняющие диаграммы) функций, выполняемых системой, и ограничений, накладываемых на неё.
2. Системные требования - детализированное описание системных функций и ограничений, которое иногда называют функциональной спецификацией. Она служит основой для заключения контракта между покупателем системы и разработчиками ПО.
3. Проектная системная спецификация - обобщённое описание структуры программной системы, которое будет основой для детализованного проектирования системы и её последующей реализации. Эта спецификация дополняет и детализирует спецификацию системных требований.
Пользовательские требования пишутся для заказчика ПО и для лица, заключающего контракт на разработку программной системы, причём они могут не иметь детальных технических знаний по разрабатываемой системе. Спецификация системных требований предназначена для руководящего технического состава компании-разработчика и для менеджеров проекта. Она также необходима заказчику ПО и субподрядчикам по разработке. Эти оба документа также предназначены для конечных пользователей программной системы. Наконец, проектная системная спецификация является документом, который ориентирован на разработчиков ПО.
ФОРМИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
После выполнения анализа осуществимости следующим этапом процесса разработки требований является формирование (определение) и анализ требований. На этом этапе команда разработчиков ПО работает с заказчиком и конечными пользователями системы для выяснения области применения, описания системных сервисов, определения режимов работы системы и её характеристик выполнения, аппаратных ограничений и т.д.
Процесс формирования и анализа требований проходит через ряд этапов.
1. Анализ предметной области. Аналитики должны изучить предметную область, где будет эксплуатироваться система.
2. Сбор требований. Это процесс взаимодействия с лицами, формирующими требования. Во время этого процесса продолжается анализ предметной области.
3. Классификация требований. На этом этапе бесформенный набор требований преобразуется в логически связанные группы требований.
4. Разрешение противоречий. Без сомнения, требования многочисленных лиц, занятых в процессе формирования требований, будут противоречивыми. На этом этапе определяются и разрешаются противоречия такого рода.
5. Назначение приоритетов. В любом наборе требований одни из них будут более важны, чем другие. На этом этапе совместно с лицами, формирующими требования, определяются наиболее важные требования.
6. Проверка требований. На этом этапе определяется их полнота, последовательность и непротиворечивость.
Процесс формирования и анализа требований циклический, с обратной связью от одного этапа к другому. Цикл начинается с анализа предметной области и заканчивается проверкой требований. Понимание требований предметной области увеличивается в каждом цикле процесса формирования требований.
Подходы к формированию требований: метод, основанный на множестве опорных точек зрения, сценарии и этнографический метод. Другие подходы, которые могут использоваться в процессе разработки требований, - это методы структурного анализа и методы прототипирования. Не существует универсального подхода к формированию и анализу требований. Обычно для разработки требований одновременно используется несколько подходов.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОЙ ПАПКИ ДИПЛОМА
К защите допускаются только дипломные проекты, к которым оформлена и сдана на кафедру «Биокибернетика» электронная папка сопровождения проекта.
Используемый носитель: cd-rw диск малого размера (230 мб).
Коробка диска должна быть снабжена этикеткой с указанием данных о дипломнике, руководителе, форме обучения, с названием диплома и датой выпуска. Оглавление с наименованием всех вложенных файлов следует разместить с обратной стороны этикетки.
Каждый файл на диске должен иметь осмысленное название. Для чертежей можно применять название: чертеж1,…,чертеж7.
Пример оформления этикетки диска
МИРЭА, кафедра «Биокибернетика» |
|
Дипломник (Проектант) |
Фамилия Имя Отчество |
Факультет, группа |
Кибернетика, КМ2-02 |
Тема дипломного (курсового) проекта |
Точное название темы дипломного (курсового) проекта |
Руководитель проекта |
должность Фамилия И.О. преподавателя |
Место (площадка) и год выполнения и внедрения проекта |
кафедра «Биокибернетика» МИРЭА |
Год защиты проекта |
2007 год |
Пример оформления оборотной стороны этикетки диска
Название каталога |
Содержание |
Дистрибутив\ |
NetFramework\ |
ФамилияИО\Документы\ |
ФамилияИО_РПЗ.doc ФамилияИО_Рецензия.doc ФамилияИО_ОтзывРуководителя.doc ФамилияИО_АктВнедрения.doc ФамилияИО_Демоверсия.ppt ФамилияИО_Доклад.doc ФамилияИО_Резюме.doc |
ФамилияИО\Чертежи\ |
ФамилияИО_Чертеж1.vsd … ФамилияИО_Чертеж7.vsd |
ФамилияИО\ИС\ |
ФамилияИО_ИС.rar |
Структура каталогов на диске
Название каталога |
Содержание |
Дистрибутив\ |
Расположен в корневом каталоге. Дистрибутив среды разработки и выполнения (для больших систем дистрибутив среды разработки не обязателен, если не помещается на диск) |
ФамилияИО\ |
Расположен в корневом каталоге. Содержит указанные ниже директории |
ФамилияИО\Документы\ |
Содержит следующие документы: расчетно-пояснительная записка (курсовой проект или дипломный проект), рецензия, отзыв руководителя, акт внедрения, демоверсия, доклад, резюме автора (сведения об авторе и контактные сведения), копии авторских публикаций, дипломов, наград, относящихся к проекту (при наличии таковых) |
ФамилияИО\Чертежи\ |
Чертежи в одном из следующих форматов (или комбинации этих форматов): MS Word, MS Visio (предпочтителен) |
ФамилияИО\ИС\ |
Разработанная информационная система, упакованная архиватором RAR с расширением “.rar” |