Методические указания по организации и выполнению преддипломной практики для студентов всех форм обучения специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике)
СОДЕРЖАНИЕ: Етодические указания по организации и выполнению преддипломной практики для студентов всех форм обучения специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образованияФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Красноярский филиал
«Кафедра экономических информационных систем
и информационных технологий»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
для студентов всех форм обучения
специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике)
Красноярск 2007
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ для студентов всех форм обучения специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Красноярск, 2007. – с. 12
Обсуждена на заседании кафедры экономических информационных систем и информационных технологий.
Протокол № 7
Заведующий кафедрой, к.т.н, доцент С.В. Тынченко
© Красноярский филиал МЭСИ, 2007
1. Цель и задачи преддипломной практики
Основная цель преддипломной практики получение теоретических и практических результатов, являющихся достаточными для успешного выполнения и защиты выпускной квалификационной работы (дипломного проекта) (ВКР). Прохождение преддипломной практики должно обеспечить подготовку прочной основы для последующего успешного выполнения и защиты выпускной квалификационной работы.
Руководитель преддипломной практики, как правило, одновременно является и будущим руководителем ВКР. Он должен выдать задание на ВКР и собственно задание на преддипломную практику, являющееся неотъемлемой частью задания на ВКР. Степень достаточности полученных студентом результатов определяется при защите практики соответствующей комиссией.
Для достижения основной цели преддипломной практики студент должен решить следующий комплекс задач исследовательского и инженерно-практического характера:
1) ознакомление с заданиями на ВКР и преддипломную практику, выдаваемыми изначально руководителем практики, как правило, в общей форме;
2) поиск и изучение информации из всевозможных источников (литература, периодика, конференции, интернет) о предметной области, о существующих методах и подходах, об аналогах и прототипах;
3) всесторонний анализ собранной информации с целью дальнейшего выбора оптимальных и обоснованных проектных решений;
4) тщательная детализация заданий на ВКР и преддипломную практику совместно с руководителем.
5) дополнительное самостоятельное освоение теоретического материала, необходимого для выполнения и защиты ВКР;
6) выполнение цикла программирования, WEB – дизайна и экономических расчетов, завершающееся получением решений, пригодных для непосредственной реализации при дальнейшем выполнении ВКР.
Таким образом, во время прохождения преддипломной практики студент решает задачи теоретического и прикладного характера.
Окончательная реализация части полученных проектных решений и расчетов возможна и даже желательна, но не обязательна.
2. Организация и контроль прохождения практики
2.1. Общие положения
2.1.1. Преддипломная практика может выполняться на кафедре или в отделах университета под руководством преподавателя кафедры, на предприятиях и организациях, занимающихся проектированием программного обеспечения экономического характера с применением новых информационных технологий, а также на предприятиях, занимающихся производством товаров или услуг в различных сферах экономики.
2.1.2. При прохождении практики вне кафедры в качестве руководителей могут выбираться ведущие специалисты с высшим образованием в области информатики и экономики и имеющие опыт создании реальных предприятий и информационных систем. Желательно также наличие опыта в руководстве выпускными работами студентов.
2.1.3. Общее учебно-методическое руководство практикой осуществляет профилирующая кафедра.
2.1.4. Руководитель ВКР и практики утверждается распоряжением по институту.
2.1.5. Выбор темы ВКР является ответственным решением на завершающем этапе обучения студента. Его необходимо осуществить с помощью руководителя не позднее первой недели преддипломной практики, после чего следует составить задание на выпускную работу. Тему и задание следует согласовать с ответственным за преддипломную практику и утвердить у заведующего кафедрой.
2.1.6. Если студент проходит преддипломную практику вне кафедры, то приблизительная тематика ВКР предлагается студенту перед практикой, и с учетом этих рекомендаций, предлагаемых тем и практического интереса предприятия руководителем и студентом осуществляется выбор темы.
Название темы и задание на ВКР в кратчайшие сроки отсылается на кафедру, где их рассматривает ответственный за преддипломную практику. После рассмотрения названия темы и задания на ВКР ответственный сообщает студенту о допустимости или недопустимости выбранной темы и/или задания.
Согласованная тема утверждается заведующим кафедрой в конце преддипломной практики перед защитой практики (если студент был на выезде).
2.1.7. За время практики студент должен выполнить все пункты программы, вытекающие из задач практики, и пункты, включенные в индивидуальное задание по теме практики.
Более подробно вопросы, связанные с ВКР, обсуждаются в методических указаниях к выполнению выпускной квалификационной работы.
2.1.8. Продолжительность практики определяется учебным планом специальности и составляет 14 недель с середины февраля по конец мая.
2.2. Темы исследований
Темы исследований, предлагаемые студентам, должны соответствовать их специальности и специализации. В них должны находить отражение основные направления развития науки и техники в данной области.
Тема и задание должны выбираться и формулироваться таким образом, чтобы:
- тема работы была актуальной, то есть исследования и разработки могли иметь практическое значение;
- работа имела внутреннюю цельность, то есть не состояла из многих слабо связанных друг с другом частей;
- работа над темой требовала осуществления значительного объема проектирования и обоснования принятых решений;
- предлагаемые в задании исследования и разработки были выполнимы за время практики;
- выполнение задания в полном объеме позволяло получить весомые, обоснованные и защищаемые результаты.
Индивидуальное задание по практике должно, как правило, включать следующие основные разделы:
1. Анализ и описание исследуемого объекта, предприятия или информационной системы.
2. Выбор (разработка) и обоснование методов решения поставленных конкретных задач.
3. Проектирование и оформление проектной документации.
Разумеется, изложенные требования носят лишь ориентировочный характер. Допускаются отклонения в содержании задания, как в теоретическую, так и в практическую сторону. Важно, чтобы все этапы системного проектирования были в той или иной форме пройдены и осмыслены практикантом.
Задание должно содержать четкую формулировку намечаемых целей и ожидаемых результатов. Из целей должна следовать постановка конкретной задачи, предлагаемой для решения студенту, а также должно быть указано место этой задачи в общем комплексе задач.
2.3. Прохождение практики
Практическая работа студента должна включать непосредственное участие в проведении исследований и разработок в рамках выданного задания путем изучения предприятия, объекта или информационной системы, сбора и систематизации информации, формализованного описания задач, разработки информационного, алгоритмического, программного, аппаратного обеспечения, составления рабочей документации. Особое внимание следует уделить вопросам экономической оценки предлагаемых решений.
Заключительная неделя практики должна быть посвящены обработке полученных результатов, написанию отчета по практике, подготовке иллюстративного материала, оформлению отзыва руководителя и подготовке к защите.
3. Содержание и оформление отчета по практике
3.1. Общие требования
3.1.1. Отчет по практике является основным документом студента, отражающим, выполненную им работу во время практики, полученные им организационные и технические навыки и знания. Материалы отчета студент в дальнейшем может и должен использовать в своей выпускной работе.
3.1.2. Отчет по практике студент готовит самостоятельно, заканчивает и представляет его для проверки руководителю практики от предприятия не позднее, чем за 3-4 дня до ее окончания.
3.1.3. Объем отчета 25-40 страниц формата А4.
3.1.4. В качестве иллюстративного материала студент готовит к защите практики несколько демонстрационных листов (слайдов в Power Point), которые в последующем можно будет использовать и при защите ВКР или компьютерную презентацию (желательно).
3.2. Содержание отчета
3.2.1. Отчет по практике в нижеприведенной последовательности
должен содержать:
титульный лист;
задание на преддипломную практику;
содержание (оглавление);
перечень условных обозначений, единиц и терминов;
введение;
основную часть отчета;
заключение;
список использованных источников;
приложения
3.2.2. Заголовками соответствующих структурных частей отчета должны служить ЗАДАНИЕ НА ПРЕДДИПЛОМНУЮ ПРАКТИКУ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, ЕДИНИЦ И ТЕРМИНОВ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
3.2.3. Наименование разделов основной части определяется спецификой работы.
3.3. Оформление отчета
3.3.1. Текстовые документы должны быть выполнены на листах формата А4 и сброшюрованы. Крепление должно быть прочным, надежным, не допускающим отрыв или выпадение листов.
3.3.2. Текст должен быть напечатан на компьютере через полтора межстрочных интервала на одной стороне листа.
3.3.3. При написании текста необходимо оставлять поля следующих размеров: для подшивки _ 25 мм; снаружи _ 10 мм; сверху _ 15 мм; снизу _ 20 мм.
3.3.4. Нумерация страниц должна быть сквозной. Номер проставляется арабскими цифрами в верхнем наружном углу страницы. Титульный лист имеет номер 1, который на нем не ставится.
3.3.5. Текст должен быть разделен на разделы и подразделы (заголовки 1-го и 2-го уровней), в случае необходимости на пункты, подпункты (заголовки 3-го и 4-го уровней). Заголовки должны быть сформулированы кратко, на первом месте должно стоять имя существительное.
3.3.6. Все заголовки иерархически нумеруются. Номер помещается перед названием, после каждой группы цифр ставится точка. В конце заголовка точка не ставится. Такие разделы как
СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ не нумеруются.
3.3.7. Заголовки одного уровня оформляются одинаково по всему тексту. Каждый раздел (заголовок 1-го уровня) следует начинать с новой страницы. Заголовок 1-го уровня следует располагать в середине строки и набирать прописными буквами. Заголовки 2-го уровня и ниже следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы. Переносы в заголовках не допускаются.
3.3.8. Заголовки следует отделять от окружающего текста промежутком размером на менее чем в 15 мм снизу и 30 мм сверху. Подчеркивать заголовки запрещается. После любого заголовка должен следовать текст, а не рисунок, формула, таблица или новая страница.
3.3.9. При компьютерном наборе основной текст следует набирать шрифтом семейства Times с обычным начертанием. Заголовки 1-го и 2-го уровней следует набирать шрифтом семейства Arial с полужирным начертанием, заголовки 3-го уровня _ Times полужирным, заголовки 4-го уровня _ Times обычным. Названия рисунков и таблиц рекомендуется набирать шрифтом семейства Arial курсивом. Размер шрифта для текста и всех заголовков должен составлять 14 пунктов. Размер абзацного отступа составляет 5 знаков или 8 мм. Для печати исходного текста программ (листингов) рекомендуется использовать какой-либо моноширинный шрифт, например, Courier New размером 10 пунктов.
3.3.10. Все рисунки, таблицы, формулы нумеруются. Нумерация рисунков, таблиц и формул может быть либо сквозной по всему тексту, например Таблица 7, либо по разделам, например Рис. 2.5, что означает рисунок 5 в разделе 2. Номер формулы располагается справа от нее в скобках.
3.3.11. Каждый рисунок должен иметь название, состоящее из слова Рис., номера рисунка с точкой и текстовой части. Название таблицы состоит из слова Таблица, номера таблицы с точкой и текстовой части, которая для таблиц не обязательна. Точки после текстовой части не ставятся. При отсутствии текстовой части точка после номера не ставится.
3.3.12. Название рисунка располагается под рисунком по центру. Название таблицы располагается над таблицей справа. Все названия должны располагаться без отрыва от соответствующего объекта.
3.3.13. Если рисунок или таблица продолжается на нескольких страницах, каждая, начиная со второй, часть снабжается названием вида Таблица 1.2. Продолжение. На последней части вместо слова Продолжение рекомендуется записывать Окончание. Заголовочная часть таблицы должны повторяться на каждой странице полностью, либо с применением нумерации колонок. В последнем случае колонки нумеруются и на первой странице таблицы.
3.3.14. На каждый рисунок, таблицу и приложение в тексте должна быть или краткая ссылка в скобках, например (рис. 3.4), или развернутая, например Е в табл. 2 ..., Е в Приложении Б Е. Ссылки на формулы даются при необходимости, номер формулы помещается в скобки, например Е из формулы (3) Е.
3.3.15. В разделе СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ помещаются только те источники, которые использовались при написании текста. Если в списке присутствуют только официальные печатные издания, он может носить название СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
3.3.16. На материалы, заимствованные из литературных и других источников в тексте должны быть ссылки с указанием номера источника по списку. Номер, интервал или список номеров проставляется в квадратных скобках, например [1], [3-5, 6, 13]. При необходимости может быть указан номер страницы или номер пункта в источнике, например [3, стр. 157], [4, п. 1.8].
3.3.17. Источники в списке располагаются либо в алфавитном порядке (что более предпочтительно), либо в порядке появления ссылок в тексте.
3.3.18. Приложения идентифицируются номерами или буквами, например ПРИЛОЖЕНИЕ 1 или ПРИЛОЖЕНИЕ А. На следующей строке, при необходимости, помещается название приложения, например ЛИСТИНГ ПРОГРАММЫ, которое оформляется как заголовок 1-го уровня без нумерации. В раздел СОДЕРЖАНИЕ названия приложений, как правило, не помещают.
4. Защита практики
4.1. Общие положения
4.1.1. Председатель комиссии за 1-2 недели до защиты назначает количество заседаний, время и место их проведения. Затем он совместно со старостами групп определяет расписание защит, включающее распределение студентов по заседаниям и пофамильный порядковый список студентов на каждое заседание. Из расчета 20-30 минут на человека, в день производится 7-12 защит.
4.1.2. Расписание защит вывешивается на кафедральный информационный стенд и доводится до старост групп. Поскольку студенты должны регулярно просматривать информацию на стенде, ответственность за собственную информированность о сроках защиты они несут сами.
4.1.3. Несмотря на наличие руководителя и консультантов, полную ответственность за правильность принятых решений, вычислений, оформление отчета и подготовку доклада несет студент.
4.1.4. Подготовленный к защите и подписанный студентом, консультантами (если таковые были) и руководителем отчет по практике и отзыв руководителя представляется председателю комиссии по защите практики во время защиты. Без представления отзыва руководителя и подписанного руководителем отчета студент к защите практики не допускается.
4.1.5. Окончательная оценка практики, заносимая в зачетную книжку, определяется комиссией кафедры на основании результатов защиты практики в комиссии. При определении оценки комиссия принимает во внимание:
1) отзыв руководителя;
2) качество содержания и оформления отчета и иллюстративного материала;
3) качество доклада;
4) качество ответов студента на вопросы в процессе дискуссии.
4.1.6. В процессе защиты студент должен показать, что основные результаты получены им лично. Если в процессе защиты комиссия не получает подтверждения наличия у студентов знаний и навыков, необходимых для выполнения данной работы, то она может выставить оценку неудовлетворительно даже при хорошем уровне самой работы.
4.1.7. Недопущение к защите или получение неудовлетворительной оценки на защите влечет повторное прохождение практики или отчисление из института. В исключительных случаях студент может апеллировать к заведующему кафедрой, предоставляя ему убедительные аргументы о необходимости повторной защиты практики. При наличии достаточно убедительных аргументов заведующий кафедрой может принять решение о повторной защите в какой-либо из возможных форм: личное заслушивание им студента; повторное заслушивание в том же составе комиссии; повторное заслушивание в расширенном составе комиссии.
4.2. Порядок защиты
Защита практики перед комиссией производится в следующем порядке:
1. Председателем объявляется тема работы, группа и фамилия студента.
2. Студент в течение 5-7 минут делает доклад, в котором излагает суть задания и полученные им лично результаты.
3. Председатель благодарит студента за доклад и предлагает задавать вопросы.
4. Студент отвечает на вопросы, предложенные сначала членами комиссии, а затем и всеми присутствующими. Вопросы могут вытекать не только из конкретного содержания доклада и отчета, и из смежных областей как теоретического, так и практического характера. На вопросы и ответы отводится 10-15 минут.
5. Председатель предлагает членам комиссии и другим желающим кратко выразить свое мнение по работе и докладу, высказать замечания и пожелания.
6. После заслушивания студентов комиссия на закрытом заседании выносит решение об оценке практики. Затем решение комиссии объявляется публично. При желании, члены комиссии могут давать комментарии к выставленным оценкам.
4.3. Выступление и дискуссия
4.3.1. Подготовка к выступлению
Доклад следует тщательно готовить и обязательно согласовывать с руководителем. При отсутствии руководителя в период подготовки к защите (по различным причинам) можно обратиться к ответственному за практику по кафедре с просьбой о помощи в подготовке доклада. Ответственный за практику может порекомендовать преподавателя или оказать помощь самостоятельно.
Однако нельзя забывать, что подготовка доклада является прямой обязанностью студента, а сторонний консультант может дать лишь общие рекомендации. При подготовке доклада необходимо избегать двух крайностей: принижения уровня слушателей и завышения уровня слушателей. При первой крайности докладчик забывает, что члены комиссии являются, как правило, квалифицированными специалистами в области изучаемой специальности и долго излагает прописные истины. При этом он нерационально тратит время и вызывает раздражение членов комиссии.
При второй крайности докладчик забывает, что достаточно специфичный материал не всегда известен и понятен членам комиссии. При этом он заваливает слушателей специальными терминами и понятиями, не объясняя их смысл, что также вызывает отрицательную реакцию.
Доклад следует начать с формулировки цели работы. Затем необходимо перечислить основные задачи, поставленные руководителем. Типичное начало доклада может звучать так: Целью данной работы является Е Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи: Е. Далее следует очень кратко осветить состояние рассматриваемой проблемы в настоящее время, обосновать актуальность работы, ее необходимость. Затем должна идти основная часть доклада, занимающая 70-80% всего времени доклада. В этой части следует изложить основные результаты, полученные в работе.
Докладчик обязан создать у слушателей четкое представление о том, что сделано лично им, а что - кем-то другим. При этом необходимо сделать обоснование сделанных проектных решений. В завершение доклада следует кратко перечислить основные решенные задачи (полученные результаты) в том же составе, в каком они были поставлены руководителем и перечислялись в начале доклада, например, таким образом: В заключение следует сказать, что в результате работы были решены следующие основные задачи: Е. При желании и в случае наличия времени можно выразить персональные благодарности тем, кто особенно помогал в работе (руководителю или др.). Однако это ни в коем случае не является обязанностью студента.
Студент должен несколько раз заранее прорепетировать свое выступление с секундомером, чтобы, во-первых, хорошо уложиться во временные рамки, а во-вторых, выступать без заминок. При репетиции делать доклад в обычном темпе речи, произносить всю ее полностью, без купюр. Также необходимо пользоваться демонстрационным материалом (плакатом/плакатами). На защиту следует являться заблаговременно, не забывая, что из-за отсутствия по различным причинам студентов, выступающих впереди по списку, порядок выступающих и время выступления могут измениться в любой момент. Зная порядок выступления, студент должен заранее готовить пакет документов и демонстрационный материал.
4.3.2. Выступление
Защита преддипломной практики - важнейшее событие в жизни студента, наряду с защитой ВКР и междисциплинарными экзаменами. Поэтому к защите необходимо относиться со всей ответственностью и торжественностью. Студент, явившийся на защиту неопрятным, нехорошо одетым, демонстрирует неуважение к себе и к слушателям, чем сразу настраивает членов комиссии на соответствующие отрицательные эмоции.
Лучшая форма доклада - по памяти (наизусть). Однако при недостаточной степени готовности лучше доклад зачитывать. Хорошо прочитанный доклад всегда предпочтительней невнятного пересказа с множеством запинок. Доклад следует делать громко, четко, внятно, глядя на комиссию или в зал, а не на стену, плакаты или в пол. Наиболее важные мысли желательно выделять интонацией и помнить, что любая мысль, непонятая комиссией, вызовет дополнительные вопросы. Во время выступления не нужно вести себя развязно или нервно: переминаться с ноги на ногу, судорожно перебирать в руках ручку или указку, раскачиваться с пятки на носок, расхаживать из стороны в сторону и т.п. Следует вести себя с одной стороны естественно, но с другой стороны строго и даже торжественно.
4.3.3. Дискуссия
К дискуссии следует также готовиться заранее, предусматривая возможные вопросы и подготавливая к ним ответы. В этом студенту должен, по возможности, помогать руководитель. Вопрос надлежит выслушивать полностью, не перебивая спрашивающего, а отвечать следует хорошо подумав. Если вопрос плохо понят или совсем не понят, необходимо обязательно переспросить его автора без какой-либо боязни или стеснения.
Иногда вопросы бывают вызваны тем, что слушатели упустили, не расслышали или недопоняли какие-либо аспекты доклада. В этом случае можно еще раз повторить ранее высказанную мысль, только более четко и аргументировано. Отвечать даже на самые каверзные, острые вопросы следует исключительно спокойно, доброжелательно, тактично, и помнить, что студент находится в положении защищающегося, а не нападающего.
Даже неверная интонация отвечающего (агрессивная или слишком снисходительная), не говоря уже о каких-либо словесных выпадах, может ненужным образом обострить дискуссию. В то же время, во время дискуссии надо держаться уверенно, не боятся отстаивать свою точку зрения, если есть уверенность в своей правоте, ведь недаром данный процесс называется именно защитой практики, а не отчетом или, например, докладом по практике.