Методические указания по подготовке и защите курсовых работ для студентов отделения политологии Казань-2012
СОДЕРЖАНИЕ: Методические указания по подготовке и защите курсовых работ для студентов отделения политологии / Сост.: В. Ю. Дубровин, Н. П. Игнатьев Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012. – 24 сМинистерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Философский факультет
Кафедра политологии
Методические указания
по подготовке и защите курсовых работ
для студентов отделения политологии
Казань-2012
УДК 378
Печатается по решению
Учебно-методической комиссии философского факультета
Протокол № от 2011 г.
заседания кафедры политологии
Протокол № от 2011 г.
Методические указания по подготовке и защите курсовых работ для студентов отделения политологии / Сост.: В.Ю. Дубровин, Н.П. Игнатьев Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012. – 24 с.
Данное пособие разработано в соответствии с действующим Регламентом подготовки и защиты курсовой работы в Казанском (Приволжском) федеральном университете (от 20.10.2011 г.) и включает методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых работ для студентов отделения политологии (специалистов и бакалавров). Основная задача пособия оказать необходимую помощь в организации работы студента с целью качественного выполнения курсовой работы.
© Казанский (Приволжский)
федеральный университет, 2012
© Дубровин В.Ю., Игнатьев Н.П., 2012
Введение
Курсовая работа является самостоятельным научным исследованием по специальности/специализации, по направлению/профилю, выполняемая студентом в соответствии с Учебным планом под научным руководством преподавателя кафедры и способствующая углубленному познанию основной образовательной программы.
Курсовая работа выступает одной из форм отчетности студента по итогам обучения за соответствующий курс, показателем того, насколько студент усвоил теоретический курс и каковы его умения в применении полученных знаний по избранной теме.
1.Курсовая работа и требования к ее выполнению
1.1.Цель и задачи курсовой работы
Курсовая работа по дисциплине учебного плана имеет целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников). Курсовая работа направлена на решение какой-либо познавательной проблемы, соотнесение теоретических положений с политической практикой, оперирование современной научной терминологией.
Курсовая работа должна показать умение студента сформулировать цель исследования, определить задачи, раскрыть основные понятия, анализировать существующие в литературе точки зрения по исследуемой проблеме, аргументированно отстаивать своё мнение, правильно оформлять научно-библиографический аппарат.
1.2. Выбор темы курсовой работы
Тематика курсовых работ по специальности/направлению ежегодно разрабатывается и утверждается кафедрой.
При разработке тематики курсовых работ кафедра учитывает теоретическое и практическое значение включаемых в нее проблем. Тематика курсовых работ доводится до сведения студентов, не позднее 15 сентября.
Студентам предоставляется право свободного выбора темы из предложенного списка. Частичное изменение темы курсовой работы допускается по согласованию с научным руководителем. Распределение среди студентов отделения политологии тем курсовых работ и их научных руководителей утверждается на заседании кафедры, до 1 октября.
Тема курсовой работы на 4 курсе (для специалитета) должна строго соответствовать тематике избранной студентом специализации («Политика и право» или «Мировая политика, международные отношения, геополитика»)
При выборе темы и написании курсовых работ рекомендуется обеспечить преемственность их тематики и наработанного материала на протяжении всего периода обучения с тем, чтобы в дальнейшем использовать данный материал при подготовке выпускной квалификационной работы.
1.3. Научное руководство и этапы выполнения курсовой работы
Руководство деятельностью студентов по выполнению курсовой работы осуществляется назначенным кафедрой научным руководителем. Научный руководитель помогает уточнить тему, которая должна быть актуальной и в достаточной степени обеспеченной источниками и литературой, рекомендует основные источники и литературу по теме, корректирует и уточняет план курсовой работы, проводит систематические консультации со студентами, проверяет выполнение работы по частям и в целом, принимает решение о допуске работы к ее защите.
График
подготовки и защиты курсовой работы на отделении политологии
Подготовка и утверждение кафедрой тематики курсовых работ по специальности/направлению - до 15 сентября
Выбор студентами темы - до 25 сентября
Утверждение на заседании кафедры списка тем курсовых работ с указанием фамилий студентов и их научных руководителей - до 1 октября
Подбор, изучение литературы по теме и составление рабочего плана -
- до 15 декабря
Подготовка и представление первой половины текста курсовой
работы научному руководителю до 20 февраля
Подготовка и представление всего текста курсовой работы - до 20 марта
научному руководителю
Доработка текста с учётом замечаний научного руководителя - до 1 апреля
Сдача работы на кафедру для рецензирования - до 3 апреля
Защита курсовых работ- - с 10 апреля по 20 апреля
Дополнительная, повторная защита курсовых работ (с разрешения зав. кафедрой) - с 15 мая по 25 мая
1.4. Подбор литературы по теме курсовой работы
Подбор литературы по теме курсовой работы осуществляется студентом самостоятельно.
Следует подбирать литературу, которая бы освещала теоретико-методологические основы проблемы и действующую политическую практику. Самостоятельная работа при подборе литературы предполагает систематические консультации с научным руководителем, который рекомендует новые публикации, которые необходимо учесть при обработке литературы.
Без предварительного ознакомления с литературой нельзя получить полного представления о круге вопросов, охватываемых темой, и составить черновой вариант плана курсовой работы.
Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой курсовой работы. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, официальные документы.
Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных ее вопросах. Знакомство со специальной литературой лучше начинать с фундаментальных монографий и источников, затем переходить к статьям. В связи с тем, что политическая наука постоянно развивается и обогащается новыми теоретическими положениями, выводами и концепциями, изучение литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы, а затем переходить к более ранним изданиям.
Однако это не универсальная рекомендация. Все зависит от характера темы и наличия литературы. Во всех случаях студенту вначале следует тщательно проработать учебники и учебные пособия последних лет изданий.
При чтении литературы нужно уделить внимание встречающимся в книгах и статьях ссылкам на работы других авторов. Эти ссылки ценны тем, что выделяют главы и страницы той или иной книги, имеющие отношение к исследуемой теме.
При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.
При работе с литературой используется не вся заключенная в ней информация, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме курсовой работы и является наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его использования в курсовой работе.
По мере знакомства с первоисточниками и специальной литературой по определенной теме вырисовываются вопросы, составляющие ее содержание. На этой основе студенту следует самостоятельно составить первоначальный вариант плана. В этом случае, делая выписки из прочитанного, он одновременно группирует собранный материал и может вовремя заметить, чего ему недостает.
Окончательный план курсовой работы составляется студентом после того, как все основные источники изучены и студент полностью «вошел в тему». При этом студент должен придерживаться определенной структуры вне зависимости от избранной темы.
При подборе литературы рекомендуется использовать систематические и предметные каталоги научных библиотек, библиографические указатели, сеть Интернет, обзоры публикаций источников и литературы в научных журналах, перечни статей в научных журналах за год, опубликованных в последнем номере того или иного журнала.
Основной поиск ведется в каталоге и научно-библиографическом отделе Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КФУ.
1.5. Структура курсовой работы
Студент самостоятельно составляет план курсовой работы и согласовывает его с научным руководителем. Содержание курсовой работы должно соответствовать ее названию и плану работы.
Структура курсовой работы включает в себя:
· титульный лист , который оформляется по образцу (Приложение 1); титульный лист должны подписывать автор и научный руководитель;
· содержание включает порядок расположения отдельных частей курсовой работы с указанием страниц, на которых соответствующие глава/раздел начинается (Приложение 2);
введение ;
основная часть , состоящая из глав (состоят из параграфов) или разделов;
В первой главе или разделе рассматриваются теоретические (теоретико-методологические) основы изучаемой проблемы; в последующих главах или разделах содержится анализ изучаемой проблемы, решение ряда поставленных задач.
· заключение (выводы, к которым пришел автор в результате решения исследовательских задач);
· список литературы должен включать только те работы, на которые сделаны ссылки в тексте курсовой работы. Список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003;
· приложения содержат документы, таблицы, графики, схемы и др. (аналитические, табличные и графические материалы могут быть приведены также в основной части).
Во Введении обосновывается актуальност ь , степень научной разработанности , объект и предмет, цель и задачи, методы исследования , научно-практическая значимость курсовой работы. В конце Введения необходимо показать структуру работы, привести краткое содержание последующих разделов или глав/разделов курсовой работы. Объём Введения не должен превышать 10% от общего объёма курсовой работы, который составляет 25 страниц - на втором курсе, 35 страниц - на третьем курсе, 40 страниц - на четвертом курсе (для специалитета).
Актуальность. Актуальность темы - это значимость, важность, приоритетность среди других тем и политических событий. Автор работы должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния политических процессов, которые актуализируют выбор темы и недостаточность ее разработанности в научных исследованиях. Освещение актуальности должно быть аргументированным, но немногословным, поэтому начинать ее описание «издалека» нет необходимости. Достаточно в пределах одной печатной страницы показать главное суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.
Выбор темы и обоснование ее актуальности представляет собой одну из важнейших и задач курсовой работы. Доказательство актуальности избранной темы является первым шагом к успешной подготовке и защите студенческой работы.
Рассматриваемая автором степень научной разработанности проблемы должна демонстрировать понимание им состояния разработанности исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной науке, способность его ориентации в массиве научной информации разного уровня, разного масштаба, видения эволюции научной мысли, выявления неразработанных и слабо разработанных аспектов исследуемой проблемы, требующих своего внимания.
Краткий обзор литературы по теме должен показать знакомство автора со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их анализировать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке.
Поскольку курсовая работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ следует делать только по ее вопросам, а не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно студенту из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме работы, должны быть названы и критически оценены.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Объект исследования – это область реальности, на которую направлено внимание исследователя. Предмет исследования – это изучаемая в данной работе одна из сторон объекта.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, носитель рассматриваемой проблемы.
Предмет исследования – это то, что находится в границах выбранного объекта исследования, это область, включающая в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежит изучению.
Цель исследования - это мысленное прогнозирование результата курсовой работы. Определение цели не должно выходить за рамки выбранной темы, в то же время оно не должно быть сужено до одного, даже наиболее важного, аспекта темы. Следует стремиться к тому, чтобы формулировки темы, предмета и цели соответствовали, но не повторяли друг друга.
Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.
Это обычно делается в форме перечисления, используя ряд стандартных начальных слов: уточнить…, определить…, описать…, рассмотреть…, установить…, выявить,… сформулировать…, разработать…, предложить… и т.п.
Перечень поставленных задач должен быть согласован с содержанием и структурой работы. Формулировку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав/разделов работы. Это важно также и потому, что заголовки глав/разделов или параграфов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
Методы исследования — это способы получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод — это совокупность приемов. Чаще всего применяются в работе такие методы исследования как системный, структурно-функциональный, сравнительный, исторический, институциональный и т.п.
В конце Введения необходимо описать структуру работы и привести обоснование последовательности глав/ разделов курсовой работы и краткое их содержание.
С параметрами , необходимыми для Введения, рекомендуется предварительно определиться уже при выборе темы. Это, правда, не значит, что написание работы следует начинать непременно с Введения. Оно предваряет курсовую работу. Однако в зависимости от индивидуальных особенностей авторского творчества оно может быть написано как на начальном, так и на конечном этапах выполняемой работы. Это связано с тем, что в начале исследования Введение пишется для того, чтобы автор мог лучше представить себе направление своих исследовательских поисков, так как это помогает ему сгруппировать замыслы и наметить план, а если в конце, то есть когда работа по написанию основной части текста уже выполнена, то это делается для того, чтобы охарактеризовать ее с помощью параметров Введения.
Стиль изложения Введения – тезисный, форма изложения – постановочная.
Следует помнить, что по содержательности и качеству написания Введения можно судить о степени компетентности автора, его знания освещаемой проблемы и во многом можно составить мнение о характере работы в целом.
Основная часть работы состоит из глав (а главы из параграфов) или разделов (представляющих единое целое, не разделяющееся на параграфы). Название каждой главы/раздела, и каждого параграфа в главе, должны быть чётко сформулированы. В конце каждой главы/раздела должны быть кратко сформулированы основные выводы, вытекающие из предпринятого анализа. Все положения других авторов, факты, цифровые данные должны подтверждаться ссылками на источники и литературу. Не следует перегружать текст цитатами.
Изложение материала по выбранной проблеме должно быть научным, при этом важно не просто описание существующих в науке подходов, политической практики, а их критический анализ. Безусловно, представит определенный интерес сравнительное исследование иного (зарубежного, временного) опыта по решению аналогичных проблем.
Большое значение имеет корректное использование и правильная трактовка понятий (дефиниций), их точность и научная обоснованность. Новые термины, употребляемые в курсовой работе, должны быть обоснованы ссылкой на исследования ученых.
Особое место в работе занимает содержание Первой главы/раздела, посвященное теоретическим или теоретико-методологическим основам изучаемой проблемы.
Все главы/разделы и параграфы необходимо выделять так, чтобы они были соразмерны друг другу, как по структуре , так и по объему . Не менее важно иметь в виду, что они являются логическим продолжением друг друга, то есть соединяются последовательностью изложения, вытекают один из другого. Эта часть работы должна показать умение студента сжато, логично и аргументированно излагать материал
Заключение должно отражать результаты проведенного исследования, предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы, дальнейшие перспективы работы над проблемой, В нем дается краткий перечень наиболее значимых выводов и предложений (рекомендаций).
Допустима нумерация сделанных выводов (предложений, рекомендаций) с указанием их адресатов, например, органам федеральных и региональных властей, органам государственного управления, органам местного самоуправления, политическим партиям, группам интересов, структурам политического образования, просвещения и т.п.
Список литературы составляется в строгой последовательности, начиная с нормативно-правовых актов (если имеются), далее приводится список научной литературы в алфавитном порядке. Каждая ссылка в тексте работы должна иметь отражение в списке литературы.
Должна использоваться сквозная нумерация источников с группировкой по следующим разделам:
1. Официальные материалы (нормативно-правовые акты).
2. Статистические материалы.
3. Монографии и научные статьи.
4. Учебники и учебные пособия.
5. Электронные материалы.
Использованные источники и литература должны быть размещены в разделах в следующем порядке: сначала на русском языке, затем на иностранных языках.
1.6. Порядок представления курсовой работы к защите.
Написанный текст необходимо тщательно вычитать. Окончательный вариант работы должен быть представлен в бумажном переплетенном виде, а также на информационном носителе.
Выполненная курсовая работа по специальности/направлению сдается на кафедру, где она регистрируется и передается научному руководителю. Научный руководитель принимает решение о допуске курсовой работы к защите. В случае отрицательного отзыва научного руководителя решение о допуске к защите по заявлению студента может принять заведующий кафедрой.
Студент несет персональную ответственность за содержательную часть курсовой работы. Проверка на наличие плагиата осуществляется уполномоченным сотрудником кафедры с выдачей соответствующей информации. Допустимое соотношение в курсовой работе авторского текста и заимствованного текста без указания авторов и источников составляет 80% к 20% . Если заимствование составляет более 20%, курсовая работа не допускается к защите.
Электронный вариант курсовой работы сдается на кафедру для проверки на плагиат[1] . Работы, успешно прошедшие экспертизу, в дальнейшем передаются в библиотеку для создания электронной базы данных о курсовых и дипломных работах студентов.
Курсовые работы до защиты рецензируются. Работа в законченном виде представляется рецензенту не позднее, чем за 5 дней до защиты. Рецензирование осуществляется аспирантами, преподавателями или приглашенными специалистами. Студент-автор работы, имеет право ознакомиться с рецензией до защиты курсовой работы. Рецензия на курсовую работу составляется в произвольной форме с обязательным освещением основных результатов исследования. К рецензии прилагается справка о доле заимствованного текста.
1.7. Форма и порядок аттестации курсовых работ.
Аттестация курсовых работ должна быть проведена до начала экзаменационной сессии. Не аттестованные по курсовым работам студенты не допускаются к экзаменационной сессии.
Аттестация по курсовым работам по специальности/направлению производится в виде ее защиты на заседании комиссии, назначенной заведующим кафедрой. Состав комиссии и время ее работы определяются заведующим кафедрой и доводятся до сведения студентов, руководителей курсовых работ и членов комиссии.
Курсовая работа по специальности/направлению допускается к защите при условии ее надлежащего оформления, положительного отзыва научного руководителя, наличия рецензии и справки о допустимой доле заимствования. В случае недопуска курсовой работы к защите (отрицательного отзыва научного руководителя, превышение допустимого уровня плагиата), научный руководитель проставляет в экзаменационной ведомости неудовлетворительную оценку .
При защите курсовой работы по специальности/направлению студенту предоставляется время для выступления, в котором студент докладывает об основных результатах работы. После выступления студент отвечает на вопросы комиссии, оглашается письменный отзыв рецензента, студент отвечает на имеющиеся в нем вопросы и замечания.
Формой аттестации студента по курсовым работам по специальности/направлению является дифференцированный зачет. Оценка по курсовой работе по специальности/направлению объявляется после защиты и выставляется в ведомости и зачетной книжке.
В случае получения неудовлетворительной оценки по итогам защиты курсовой работы по специальности/направлению студент должен представить к повторной защите новую работу в установленный комиссией срок, но не позднее начала экзаменационной сессии.
2. Требования к оформлению курсовых работ
2.1. Общие требования к оформлению текста курсовой работы
Текст курсовой работы должен быть напечатан на одной стороне листа белой односортной бумаги формата А4 (210х297 мм). Текст печатается с полуторным интервалом между строк. Шрифт – Times New Roman , размер кегля – 14. Начертание шрифта – обычное ;
Поля текстовой части страницы должны иметь следующие размеры: сверху – 20 мм, снизу – 20 мм , слева – 30 мм , справа – 10 мм . Абзац должен начинаться с красной строки (отступ – 1,27 см).
Нумерация страниц ведется арабскими цифрами в верхнем правом углу и проводится по всему тексту. Отсчет порядковых номеров начинается с титульного листа, на котором номер страницы не ставится . Номера страниц проставляются, начиная со второй страницы.
Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе. Сокращать заголовки в содержании, давать их в иной редакции по сравнению с заголовками в тексте не допускается.
Главы/разделы в основной части работы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначенные римскими цифрами. Точка в конце названия главы/раздела и параграфа не ставится. Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть 15 мм.
Все используемые в работе материалы даются со ссылками на литературу.
Каждая новая глава/раздел начинается с новой страницы. Это же правило относится и к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям.
Названия глав/разделов, «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список литературы», «Приложения» в тексте печатаются заглавными литерами жирным шрифтом, по центру строки.
Заголовки параграфов в тексте пишутся строчными литерами (кроме заглавной буквы) жирным шрифтом и также располагаются по центру строки.
Текст печатается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на обратной стороне листа, и переносы кусков текста в другие места. Сокращения слов в тексте (кроме общепринятых) не допускаются.
При оформлении текстовой части работы следует помнить, что у письменной научной речи имеются стилистические особенности. Обязательным условием объективности изложения материала является указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).
2.2. Оформление подстрочных сносок
Все сноски и подстрочные примечания оформляются (с интервалом 1,0) на той странице, к которой они относятся. На все цитаты и материалы, взятые из других источников, обязательно должны быть библиографические ссылки с указанием автора , названия цитируемого источника, года издания и страницы . В подстрочных сносках, в отличие от списка использованной литературы, можно не указывать сведения о составителях, редакторах, объем издания.
В работе часто используются цитаты. Цитата - дословное приведение выдержки из какого-либо произведения - выделяется кавычками и снабжается библиографической ссылкой (сноской) на источник. Не допускается ссылаться на неопубликованные источники.
Если в цитату берется часть текста, т.е. не с начала фразы, а также с пропусками внутри цитируемой части источника, то место пропуска обозначается отточиями (тремя точками). При цитировании допустимо приводить современную орфографию и пунктуацию, опускать слова, обозначая пропуск многоточием, если мысль автора при этом не искажается.
Недословное приведение выдержки из какого-либо произведения не выделяется кавычками, но также снабжается ссылкой на источник.
В тексте работы при упоминании какого-либо автора указываются сначала его инициалы, затем фамилия (например, по мнению И.И. Иванова; как подчеркивает П.П. Петрова и т.д.). В сноске, наоборот, сначала указывается фамилия, затем инициалы автора.
Необходимость в сносках появляется также, если в процессе освещения какого-либо вопроса нужно сделать определенные пояснения. В этих случаях, чтобы не отвлекаться от изложения основной идеи, в сноске поясняется значение термина, содержится историческая справка и др. Изложение в сносках дополнительного материала свидетельствует о широте кругозора автора, о его познаниях в других науках. Однако такого рода сносками не следует злоупотреблять.
Сноски оформляются на тех страницах, где расположена цитата или взятый из других источников материал, и имеют сквозную порядковую нумерацию в пределах всей работы. В конце цитаты ставится цифра, обозначающая ее порядковый номер на странице. Внизу страницы, под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним идет название источника (книги, журнала, газеты, интернет-источника), из которого взята цитата, с полными ее реквизитами и далее номер цитируемой страницы.
Например:
при цитировании: Исаев Б.А. Практическая партология: генезис партий и партийно-политических систем. – СПб., 2010. – С. 181.
при ссылке на положение какого-либо автора: См.: Вебер М. Политика как призвание и профессия. – М.,1990. – С.66.
при повторной ссылке на эту же работу: См.: там же. – С. 20 (только если ссылка идет подряд). Если это источник на иностранном яэыке, указывается: «Ibid. – P. 64.».
При воспроизведении цитат из других работ необходимо указывать источник заимствования, например: «Цит. по:».
При нескольких ссылках подряд на одну и ту же работу в повторных ссылках вместо повторения сведений указывается: «Там же. – С. 10».
При ссылках на одну и ту же работу, но не подряд, а вместе со ссылками на работы других авторов, повторные ссылки можно сокращать, например: См.: Московичи С. Век толп. – С. 20.
При ссылках на протяжении всей курсовой работы лишь на одну работу какого-либо автора в повторных ссылках название работы при этом опускают и заменяют словами «Указ. соч.», например: См.: Московичи С. Указ. соч. – С. 55.
Допускается сокращение длинных названий работ, например: Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт. – Казань, 1998. С. 10. (первая ссылка); Фарукшин М.Х. Современный федерализм… – С. 15 (повторная ссылка).
2.3. Оформление списка использованной литературы
Список использованной литературы выносится в конец исследования. В описании использованной литературы указывается автор, заглавие работы, место издания, год издания, количество страниц. Зарубежные издания и работы авторов оформляются по одним тем же правилам.
Сведения об авторах описывают в той очередности, в какой они значатся на титульном листе, в именительном падеже, отделяя фамилии запятыми. Инициалы приводят после фамилии.
Заглавие описывают без сокращения слов в том виде, в каком оно дано на титульном листе. Иногда книга имеет помимо основного заглавия дополнительное. В таком случае перед дополнительным заглавием, а также перед другими сведениями, относящимися к заглавию (учебник, учебное пособие, доклад и т. д.), ставится двоеточие.
Наименование места издания дается в именительном падеже без сокращений. В сокращенном виде принято указывать только названия городов: Москва (М.); Санкт-Петербург (СПб.); Ленинград (Л.).
Перед названием издательства ставится двоеточие, а после него запятая и год издания.
Примеры оформления печатных изданий в списке литературы
Алексеева, Т.А. Современные политические теории / Т.А. Алексеева. – М.: РОССПЭН, 2000. – 343 с.
Арон, Р. Этапы развития социологической мысли. / Р. Арон, пер. с франц. Общ. ред. П.С. Гуревича. – М.: Прогресс-Политика, 1992. – 608 с.
Книги двух или трех авторов
Фишер, Р. Путь к согласию: или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри – М.: Наука, 1992. – 158 с.
Книги четырех и более авторов, сборники
Российская политическая регионалистика: учебное пособие для студентов / М.Х. Фарукшин, О.И. Зазнаев, В.А. Беляев и др. – Казань: Отечество, 2011. – 264 с.
Политическая идентичность и политика идентичности: очерки / под ред. О.И. Зазнаева; Казанский (Приволжский) федеральный университет.–Казань: Отечество, 2011. – 230 с.
Официальные материалы
под заголовком
Российская Федерация. Федеральный закон. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: [ Федер. закон: принят Гос. Думой 22 мая 2002 г.: по состоянию на 21 июля 2005 г.]. – М.: ОАО Типография «Новости», 2005. – 414 с.
под заглавием
Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. – М.: Маркетинг, 2001.– 39 с.
Материалы конференций
Российская политика в условиях избирательного цикла 2011-2012 гг. Международная научная конференция. Тезисы докладов. Москва, 2-3 декабря 2011 г. – М.: Российская ассоциация политической науки, 2011. – 232 с.
Статьи из журналов
Гельман, В.Я. Политические партии в России: от конкуренции к иерархии/ В.Я.Гельман // Политические исследования. – 2008. – №5. – С.135-152.
Статьи из сборников
Зазнаев, О.И. Конституционно-правовая «подгонка» как политический ресурс: к постановке проблемы // Российская политика в условиях избирательного цикла 2011-2012 гг. Международная научная конференция. Тезисы докладов. Москва, 2-3 декабря 2011 г. – М.: Российская ассоциация политической науки, 2011. – С. 87-89.
Статья (глава, раздел) в книге одного, двух и более авторов
Степанов, Е.И. Современная глобализация: Состояние и перспективы / Е.И. Степанов, Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, Е.И. Степанов. – М.: ЛЕНАНД, 2009. – С. 138-214.
Статьи из газет
Перегудов, С. Бизнес и бюрократия: особенности симбиоза // Независимая газета. 2006. – 10 марта. – С. 3.
Описание диссертаций и авторефератов
Тарабаева, В.Б. Управление конфликтами инновационного развития вузов: дис. д-ра. соц. наук: 22.00.08 / В.Б. Тарабаева; Белгород. гос. ун-т. – Белгород, 2009. – 401 л.
Тарабаева, В.Б. Управление конфликтами инновационного развития вузов: автореф. дис. … д-ра. соц. наук: 22.00.08 / В.Б. Тарабаева; Белгород. гос. ун-т. – Белгород, 2009. – 40 с.
Правила оформления ссылок на электронные публикации
Электронные ресурсы локального доступа
10 лет избирательной системе Российской Федерации [Электронный ресурс]: графика, видеоматериалы, хроника / продюсер О.А. Финошин; идея, сценарий Д.Б. Орешкин. – М: Группа Меркатор, 2003. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О ветеранах: Федер. закон Рос. Федерации, 27 нояб. 2002 г., № 158-ФЗ [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс: Версия Проф / АО Консультант Плюс. – М., 2002
Oxford Interactive Encyclopedia [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. и прогр. — [Б. м.]: The Learning Company, 1997. — 1 электрон. опт.диск (CD-ROM)
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003 [Электронный ресурс]: современная универсальная рос. энцикл. – 7-е изд., изм. и доп. – Электрон. данные. – [М.]: Большая рос. энцикл., 2003. – 6 электрон. опт. дисков (CD-ROM).
Электронные ресурсы удаленного доступа
Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами [Электронный ресурс] / Департамент по культурным связям и делам ЮНЕСКО; Министерство иностранных дел Российской Федерации: [информ. сервер]. – М., 13.02.04. – Режим доступа: http://www.mid.ru/nsdksu.nsf/6786f16f9aa1fc72432569ea0036120e/3 ab2f674ebfae614c3256e39002d28a6?OpenDocument, свободный. – Проверено 20.09.2011.
Конфисахор, А. Г. Психология власти / А. Г. Конфисахор [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?id=1311sait=3, свободный. – Проверено 21.06.2011.
Vail, J. A Theory of Power / J. Vail [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://svonz. lenin.ru / books/ Jeff_ Vail-Theory_of_Power.html, свободный. – Проверено 6.09.2011.
Электронный ресурс, имеющий печатный аналог
Козлов, Л.Е. Внешняя культурная политика России в отношении стран СНГ / Л.Е. Козлов // Дневник Алтайской школы политических исследований. № 21. Современная Россия и мир : альтернативы развития (национальная, региональная идентичность и международные отношения) : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Барнаул, 2005. – С. 113. Сведения доступны также по Интернет: http://lkoslov.narod.ru/Koslov/vkpsng.htm, свободный. – Проверено 20.09.2011.
Статья из электронного журнала
Лысенко, В. От империи к федерации [Электронный ресурс] / В. Лысенко // Казанский федералист. – 2006. – № 1-2 – С. 5-10. – Режим доступа: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n17-18/1/, свободный. – Проверено 20.03.2011.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Образец Титульного листа
МИНИСТЕРСТВО образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Философский ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ
Специальность: 020200 – политология (для специалитета)
или
Направление: 030201.65 – политология (для бакалавриата)
Только для 4 курса специалитета
Специализация: Политика и право
или
Мировая политика, международные отношения и геополитика
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА
Студент ________ курса
Группа ____________
____________ 2012 г. ____________________ (Фамилия И.О.)
Научный руководитель
ученая степень, ученое звание,
должность
____________ 2012 г. ____________________ (Фамилия И.О.)
Казань – 2012
Приложение 2
Образец
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………. X
Раздел I . Теоретико-методологические основания … …………… X
Раздел II . Название …………………………………………………………… X
Раздел III . Название …………………………………………………………... X
Заключение ……………………………………………………………………. X
Список литературы……………..…………………………………………....... X
Приложения ……………………………………………………………....….... X
или
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… X
Глава I . Теоретико-методологические основания … …………………. X
§1. Название…………………………………………………………………… X
§2. Название…………………………………………………………………… X
Глава II . Название ………………………………………………………….. X
§1. Название…………………………………………………………………… X
§2. Название…………………………………………………………………… X
Глава III . Название ………………………………………………………… X
§1. Название…………………………………………………………………… X
§2. Название…………………………………………………………………… X
Заключение……………………………………………………………………. X
Список использованной литературы ……… …………………………… X
Приложения …………………………………………………………….....….. X
[1] Плагиат, то есть прямое или косвенное цитирование работ без указания их авторов.