Методические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной работы для студентов специальности «Связи с общественностью»
СОДЕРЖАНИЕ: Перед вами методические указания, охватывающие широкий круг вопросов от выбора темы до процедуры защиты выпускной квалификационной работыЕ.А. Андреев, Л.В. Пелленен
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
для студентов специальности «Связи с общественностью»
Уважаемые студенты!
Перед вами методические указания, охватывающие широкий круг вопросов от выбора темы до процедуры защиты выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа (именуемая также дипломной работой) – это последний рубеж на долгом и продуктивном пути обучения в вузе. Наряду с государственным экзаменом, дипломная работа служит свидетельством эффективности процесса вашего обучения. Поэтому написание выпускной квалификационной (дипломной) работы считается важнейшим видом учебной и научно-исследовательской деятельности студента.
Выпускная квалификационная работа должна показать уровень общей профессиональной подготовки студента, продемонстрировать его способность свободно ориентироваться в круге проблем, непосредственно связанных с избранной темой, подтвердить приобретение исследовательских навыков, а также умение автора систематизировать и обобщать факты и на их основе делать аргументированные выводы.
При разработке этих методических указаний нами был использован как зарубежный, так и современный отечественный опыт.
Методические указания составлены так, что вы можете открывать для себя именно те разделы, которые вас больше всего интересуют. Однако настоятельно рекомендуем (хоть один раз!) прочесть все разделы этого документа. Уверены, что такие разделы как «Язык и стиль научной работы», и «Оформление списка литературы» помогут многим из вас избежать пустой траты времени на редактирование и перепечатку готовой работы. Раздел « Теоретико-методологические основания проведения социологического исследования» поможет правильно составить программу социологического исследования. Не менее полезными будут и остальные разделы этой работы.
Надеемся, что методические указания помогут систематизировать ваши представления обо всех аспектах подготовки выпускной квалификационной работы и послужат надежным подспорьем в процессе вашей творческой работы.
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
1. Общие положения
[1] : практическая и гносеологическая. Опыт показывает, что в выпускных квалификационных работах студенты наиболее часто сталкиваются с практической постановкой проблемы, но которой мы остановимся более подробно.
Любая проблема – это, прежде всего, некоторое противоречие между имеющимся и необходимым состояниями. В практической интерпретации – это противоречие между сложившейся ситуацией и осознанными потребностями, то есть противоречие между необходимостью в информации о некотором объекте социального пространства и отсутствием таковой у исследователя.
Объект и предмет исследования. Объектом социологического исследования может быть социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию. Объект, в смысловом отношении, всегда шире предмета. Предметом социологического исследования являются те наиболее значимые с практической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Остальная часть объекта выступает в качестве факторов, оказывающих влияние на предмет изучения, формируя своеобразный контекст. Эти факторы и контекст функционирования изучаемого явления автор диплома излагает в теоретической части.
Другими словами, в качестве объекта выпускной квалификационной работы мы можем считать те специфические черты в сфере связей с общественностью, которые оказывают активное влияние на изучаемое явление, а предметом будет считаться конкретная ситуация в деятельности специалиста по связям с общественностью, в рамках которой исследователь испытывает информационный дефицит.
Цель и задачи исследования. Цель исследования всегда содержит в себя ориентацию на конечный результат: какие данные необходимо получить исследователь, чтобы разрешить существующее противоречие (проблему). Таким образом, цель должна отвечать на вопрос «для чего» проводится работа. Цель должна напрямую быть связана с предметом исследования и не противоречить ему. Задачи являются шагами по реализации цели, ее составляющими. Чем сложнее явление, подлежащее изучению, тем большее количество задач оно подразумевает. Выделяют три типа задач:
· основные, которые вытекают из предмета и напрямую связаны с целью;
· частные, которые находятся в отношении соподчиненности основным задачам;
· дополнительные, направлены на разведывательные процедуры (уточнение гипотезы, характер аудитории и прочее).
От формулировки задач во многом зависит точность, четкость и логичность инструмента исследования.
Интерпретация и операционализация основных понятий исследования. Интерпретации подлежат основные термины и понятия, закрепленные автором выпускной квалификационной работы в задачах. Исследователю необходимо объяснить, что он понимает под каждым центральным[2] понятием задачи, как оно интерпретируется в научной литературе. Дефиниция должна отражать как сущностные характеристики, так и структуру изучаемого явления, поскольку это существенно облегчит процедуру операционализации.
Последующий порядок процедур описан В.А. Ядовым, который определяет эти этапы следующим образом: «Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указания правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков – операциональным определением»[3] .
Таким образом, процесс перехода от интерпретации к операционализации подразумевает определение качественных характеристик изучаемого явления через количественные индикаторы. Другими словами, если интерпретация отвечает на вопрос «что мы изучаем?», «какие элементы содержит в себе изучаемое явление?», то операционализация помогает исследователю ответить на вопрос «как мы сможем об этом узнать?», «о чем мы должны спросить, чтобы получить необходимые данные?».
Для каждого метода прикладной социологии можно представить собственную технику формулировки индикаторов. В качестве индикаторов для опросных методик будут являться предварительные вопросы будущей анкеты (вне зависимости от типа и вида вопроса), а в качестве системы кодов необходимо прописывать все возможные варианты разрешения этого вопроса. Для качественно-количественной (количественной) методики контент-анализа характерно составление таблицы операционализации, где указываются категории контент-анализа, единицы контент-анализа и единицы счета (для традиционного контент-анализа – категории анализа и единицы контент-анализа).
Категория контент-анализа |
Единица контент-анализа |
Единица счета |
Мифы о врагах |
Миф об угрозе со стороны Запада (США) |
план Запада против России |
спецоперация против России |
||
США готовятся к войне с Россией |
||
«холодная война» |
||
американский шпион |
||
Мифы о чиновниках и власти |
чиновники виноваты |
|
власть обманывает |
||
коррупция |
||
взятка / взяточник |
||
чиновник-вор |
||
криминал во власти |
||
Заговор против России |
Россию окружили |
|
«антироссийский заговор» |
||
заговорщики |
Для проведения некоторых видов качественных исследований, необходимо осуществить перечень позиций, согласно которым в ходе полевых работ будет проведен анализ.
Метод анализа документов предполагает в качестве операционализации подробный перечень критериев отбора, согласно которым будет осуществлен отбор вторичной информации. Чем подробнее будет данный перечень, тем меньше сложностей будет у дипломанта в процессе осмысления необходимых данных.
Для неформализованного и группового интервью (фокус-группа) важным аспектом является вербализация предполагаемых тем для дискуссии, которые в дальнейшем могут быть конкретизированы, либо с помощью дополнительных процедур (например, ассоциативного ряда в рамках метода фокус-группы) расширить круг необходимых данных.
Например, в одном из исследований, нацеленных на получение знания о том, как воспринимаются англицизмы, автор получил любопытные данные для анализа: у женщин слово «лифтинг» четко ассоциировалось с повышением социального статуса, что позволило визуализировать связь между использованием косметики и процессом идентификации индивида в обществе.
Выдвижение и формулировка гипотез социологического исследования. Необходимо оговориться, что гипотезы социологического исследования всегда локальны и не соотносятся с задачами и гипотезой выпускной квалификационной работы.
Гипотезы социологического исследования выдвигаются относительно задач СИ, в отличие от гипотезы ВКР. Количество гипотез должно соответствовать количеству поставленных задач. Гипотеза всегда содержит в себе социальный прогноз ситуации, а также имеет предположительный характер. Логическая конструкция гипотезы представляет собой условно-категорическое умозаключение Если..., то.... Первая посылка выдвигает условие, а вторая утверждает следствие из данного условия. По словам В.А. Ядова, принципиальным требованием к хорошей гипотезе является следующее: чем больше следствий она содержит, тем более вероятно ее подтверждение.
Существует несколько важных требований к формулировке гипотез:
· гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема;
· она не должна противоречить ранее установленным научным фактам;
· гипотеза не должна обрастать большим числом возможных допущений и ограничений;
· гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования[4] ;
· формулировка гипотез не должна содержать в себе конкретных цифр, что является типичной ошибкой студентов.
2. Методический раздел программы социологического исследования.
Стратегический план исследования отражает характер наших знаний на момент начала исследовательских процедур. В социологии различают пять основных:
· разведывательный: применение данного плана исследования возможно в том случае, когда у исследователя отсутствуют четкие представления о состоянии изучаемого предмета. В подобных исследованиях часто возникают трудности с четкой формулировкой гипотез. Кроме того, данный план подразумевает изучение максимально гетерогенной выборочной совокупности (полярные по какому-либо признаку группы с дальнейшей корреляцией результатов);
· описательный (дескриптивный): специфика этого плана исследования в процессе досконального качественно-количественного описания предмета исследования, подразумевает сплошную или квотную выборочную совокупность;
· экспериментально-практический: предназначен для выявления причинно-следственных связей, функциональных зависимостей, а также на социальное прогнозирование;
· аналитико-экспериментальный: поиск новых алгоритмов и стратегий управления;
· и, наконец, повторно-сравнительный план исследования применяется в том случае, когда существуют верифицированные данные о состоянии изучаемого предмета.
Определение выборочной совокупности. Понятие выборочной совокупности неразрывно связано с количественными методами в социологии. Соответственно, множество социальных объектов, которые являются предметов изучения в пределах, очерченных программой исследования и территориально-временными границами – это генеральная совокупность[5] .
В свою очередь, часть объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется выборочной совокупностью[6] .
Основным требованием к выборочной совокупности является требование репрезентативности: по выделенным параметрам (критериям) состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности[7] .
Следующей характерной чертой выборочной совокупности является мера подобия структуре генеральной совокупности, которую регулируется предельной ошибкой выборки.
Существует несколько предельно возможных значений ошибки выборки:
· повышенная надежность данных – = 3%;
· стандартное отклонение – = 5%;
· доверительный интервал распределения – = 6 – 10%;
· приближенный интервал распределения – = от 10 до 20%;
· ориентировочной – = от 21 до 40%;
· прикидочный – свыше 41%.
Расчет объема выборочной совокупности представлено в монографии В.И. Паниотто и В.С. Максименко «Количественные методы в социологических исследованиях»[8] можно представить в виде таблицы:
Таблица
Зависимость объема выборки от объема генсовокупности
при допустимой ошибке 5% доверительная вероятность — 0,954)
Объем генеральной совокупности |
500 |
1000 |
2000 |
3000 |
4000 |
5000 |
10000 |
100000 |
Бесконечная |
Объем выборки |
222 |
286 |
333 |
350 |
360 |
370 |
385 |
398 |
400 |
Существует несколько типов и видов выборочной совокупности.
1. Вероятностные выборки
1.1 Случайная выборка (простой случайный отбор)
Подобный тип выборки предполагает однородность генеральной совокупности, одинаковую вероятность доступности всех элементов, наличие полного списка всех элементов. При отборе элементов, как правило, используется таблица случайных чисел.
1.2 Механическая (систематическая) выборка
Разновидность случайной выборки, упорядоченная по какому-либо признаку (алфавитный порядок, номер телефона, дата рождения и т.д.). Первый элемент отбирается случайно, затем, с шагом «n» отбирается каждый «k»-ый элемент. Размер генеральной совокупности, при этом – N=n*k
1.3 Стратифицированная (районированная)
Применяется в случае неоднородности генеральной совокупности. Генеральная совокупность разбивается на группы (страты). В каждой страте отбор осуществляется случайным или механическим образом.
1.4 Серийная (гнездовая или кластерная) выборка
При серийной выборке единицами отбора выступают не сами объекты, а группы (кластеры или гнёзда). Группы отбираются случайным образом. Объекты внутри групп обследуются сплошняком.
2. Невероятностные выборки
Отбор в такой выборке осуществляется не по принципам случайности, а по субъективным критериям – доступности, типичности, равного представительства и т.д..
2.1. Квотная выборка
Изначально выделяется некоторое количество групп объектов (например, мужчины в возрасте 20 – 30 лет, 31 – 45 лет и 46 – 60 лет; лица с доходом до 30 тысяч рублей, с доходом от 30 до 60 тысяч рублей и с доходом свыше 60 тысяч рублей). Количество критериев, задающих квоту, зависит от поставленных задач и степени необходимости выстраивания выборки в точном соответствии со структурой генеральной совокупности. Для каждой группы задается количество объектов, которые должны быть обследованы. Количество объектов, которые должны попасть в каждую из групп, задается пропорционально заранее известной доле группы в генеральной совокупности, либо одинаковым для каждой группы. Внутри групп объекты отбираются произвольно. Квотные выборки используются в маркетинговых исследованиях достаточно часто.
2.2. Метод снежного кома
Применяется в том случае, когда у исследователя нет точного представления о генеральной совокупности, либо доступ к респондентам, по каким-либо причинам, затруднен. Выборка строится следующим образом. У каждого респондента, начиная с первого, просятся контакты его друзей, коллег, знакомых, которые подходили бы под условия отбора и могли бы принять участие в исследовании. Таким образом, за исключением первого шага, выборка формируется с участием самих объектов исследования. Метод часто применяется, когда необходимо найти и опросить труднодоступные группы респондентов (например, респондентов, имеющих высокий доход, респондентов, принадлежащих к одной профессиональной группе, респондентов, имеющих какие-либо схожие хобби/увлечения и т.д.)
2.3 Стихийная выборка
Опрашиваются наиболее доступные респонденты. Типичные примеры стихийных выборок – опросы в газетах/журналах, анкеты, отданные респондентам на самозаполнение, большинство интернет-опросов. Размер и состав стихийных выборок заранее не известен, и определяется только одним параметром – активностью респондентов.
2.4 Выборка типичных случаев
Отбираются единицы генеральной совокупности, обладающие средним (типичным) значением признака. При этом возникает проблема выбора признака и определения его типичного значения.
Последним принципиальным вопросом, касающимся программы социологического исследования, мы мыслим базу исследования . Для опросных методик в качестве базы исследования выступают социальные общности и группы, которые подлежат обследованию. Для метода контент-анализа процесс отбора источников подробнее описан в статье автора Контент-анализ: специфика отбора источников при изучении пространства массовой коммуникации региона (на примере Челябинской области)[9]
4. ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
4.1 Руководство работой студента-дипломника
Непосредственное и систематическое руководство работой дипломника возлагается на научного руководителя, который:
– выдает задание и индивидуальный график на выполнение дипломной работы;
– оказывает студенту помощь в разработке календарного графика на весь период выполнения дипломной работы;
– рекомендует студенту необходимую литературу по теме;
– проводит консультации в соответствии с утвержденным графиком;
– систематически контролирует ход работы и информирует кафедру о состоянии дел;
– дает подробный отзыв на законченную дипломную работу.
4.2 Обязанности студента , выполняющего дипломную работу
Работа студента должна вестись в соответствии с Графиком работы над дипломным проектом.
После выбора научного руководителя, закрепления темы и получения графика работы студент совместно с научным руководителем:
– уточняет круг вопросов, подлежащих изучению;
– составляет план исследования и календарный план работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов;
– систематически работает над литературой;
– занимается сбором и анализом первичного материала;
– постоянно держит связь с научным руководителем;
– докладывает о ходе работы и получает необходимую информацию.
По мере написания отдельных глав студент представляет их научному руководителю, исправляет и дополняет работу в соответствии с полученными замечаниями.
В установленные сроки отчитывается перед руководителем о готовности работы, в необходимых случаях – перед кафедрой.
За достоверность информации и обоснованность принятых в дипломной работе решений ответственность несет дипломник.
5. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
5.1 Требования к оформлению текста выпускной квалификационной работы
5.1.1 Изложение текста и оформление дипломной научно-исследовательской работы (НИР) выполняют в соответствии с требованиями стандарта СТП ЮУрГУ 19-2003, ГОСТ 2.105 и ГОСТ Р 6.30-97.
Страницы текста дипломной работы и включенные иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327.
5.1.2 Дипломная работа может быть выполнена любым печатным способом, в том числе с использованием компьютера и принтера, на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала .
Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков - не менее 1,8 мм (кегль не менее 12).
Рекомендуемый шрифт Times New Roman, рекомендуемый кегль – 14.
Следует соблюдать следующие размеры полей : правое – 10 мм; верхнее, левое и нижнее – 20 мм.
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, определениях, применяя шрифты разной гарнитуры.
5.1.3 Вне зависимости от способа выполнения записки дипломной работы качество напечатанного или рукописного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.
5.1.4 В работе должны быть четкие, не расплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.
5.1.5 Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки записки, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью – рукописным способом.
Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.
5.1.6 Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные в отчете приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на язык работы с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.
5.2 Разделы и заголовки
5.2.1 Наименования структурных элементов работы «Аннотация», «Содержание», «Введение», «Заключение», «Литература» служат заголовками структурных элементов.
5.2.2 Основную часть работы следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.
5.2.3 Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.
Пример - 1,2, 3 и т. д.
Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.
Пример - 1.1,1.2,1.3 и т. д.
Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой.
Пример - 1.1.1.1,1.1.1.2,1,1.1.3 и т.д.
После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.
Если текст подразделяют только на пункты, их следует нумеровать, за исключением приложений, порядковыми номерами в пределах всей работы.
Если раздел или подраздел имеет только один пункт, или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.
5.2.4 Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.
5.2.5 Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце , не подчеркивая.
Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
5.3 Нумерация страниц
5.3.1 Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.
Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.
5.3.2 Титульный лист и Аннотацию включают в общую нумерацию страниц работы.
Номера страниц на титульном листе и аннотации не проставляют.
5.3.3 Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию.
Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.
5.4 Нумерация разделов , подразделов, пунктов, подпунктов
5.4.1 Разделы работы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.
5.4.2 Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится.
Пример
1 Типы и основные размеры
1.1
1.2 Нумерация пунктов первого раздела документа
1.3
2 Технические требования
2.1
2.2 Нумерация пунктов второго раздела документа
2.3
Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, например:
3 Методы испытаний
3.1 Аппараты, материалы и реактивы
3.1.1
3.1.2
Нумерация пунктов первого подраздела третьего раздела документа
3.1.3
3.2 Подготовка к испытанию
3.2.1
3.2.2 Нумерация пунктов второго подраздела третьего раздела документа
3.2.3
5.4.3 Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется. Если подраздел состоит из одного пункта, то пункт не нумеруется. Наличие одного подраздела в разделе эквивалентно их фактическому отсутствию.
5.4.4 Если текст работы подразделяется только на пункты, то они нумеруются порядковыми номерами в пределах всей дипломной работы.
5.4.5 Пункты, при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т.д.
5.4.6 Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.
Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости
ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ь, й, ы, ъ), после которой ставится скобка.
Для дальнейшей детализации необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как в примере.
Пример
а)______
б)______
1)______
2_______
в)
5.4.7 Если дипломная работа состоит из двух и более отдельно переплетенных частей, каждая часть должна иметь свой порядковый номер. Номер каждой части следует проставлять арабскими цифрами на титульном листе под указанием названия работы, например, «Часть 2».
5.4.8 Каждый структурный элемент работы следует начинать с нового листа
(страницы).
5.4.9 Нумерация страниц и приложений, входящих в состав работы, должна
быть сквозная.
5.5 Иллюстрации
5.5.1 Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.
Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки.
5.5.2 Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на
стандартные листы белой бумаги.
5.5.3 Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки.
5.5.4 Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, «Рисунок 1.1»
5.5.5 Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помешают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 – Детали прибора.
5.5.6 Рисунок каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например: Рисунок А.З
5.5.7 При ссылках на иллюстрации следует писать «...в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.
5.6 Таблицы
5.6.1 Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.
При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.
5.6.2 Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
5.6.3 На все таблицы должны быть ссылки в дипломной работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
5.6.4 Таблицу с большим количеством строк допускаетется переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.
Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки н графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае - боковик.
Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифре или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.
5.6.5 Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Пример оформления таблицы приведен на рисунке 1.
Таблица______ _______________________
номер название таблицы
Заголовки граф
Подзаголовки граф
Строки
Рисунок 1
5.6.6 Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.
5.6.7 Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.
5.6.8 Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.
Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблиц. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.
5.7 Ссылки
При ссылке на произведение после упоминания о нем в тексте дипломной работы проставляют в квадратных скобках номер, под которым оно значится в списке литературы.
В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы, на которых помещается используемый источник: [6, с.4-5].
Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки. При ссылках следует писать: «в соответствии с данными таблицы 5», (таблица 5), «по данным рисунка 3», (рисунок 3), «в соответствии с приложением А», (приложение А).
5.8 Приложения
Приложения следует оформлять как продолжение дипломной работы на ее последующих страницах или в виде отдельной книги.
Если приложения помещаются в конце дипломной работы, то после списка литературы на отдельной странице, которая включается в общую нумерацию страниц, пишется прописными буквами слово «Приложения». За этой страницей потом размещаются приложения.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху посередине страницы слова «приложение» и его обозначения.
Если приложений более одного, то они обозначаются прописными буквами русского алфавита, начиная с буквы А, исключая буквы Ё, З, И, Й, Щ, Ч, Щ, Ъ, Ы, Ь, после буквы Я приложения обозначаются арабскими цифрами.
Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
6. ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ, РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ И ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
В соответствии с графиком работы над выпускной квалификационной работой предусмотрено несколько этапов промежуточного и окончательного контроля за ходом работы.
К этапам промежуточного контроля относятся:
1) *
Руководитель работы, к.полит.н., доцент
_______________________Т.В. Ермилова
________________________2010 г.
Автор работы
студент группы ФЖ-504
______________________А.А. Иванов
_______________________2010 г.
Нормоконтролер, доцент
_____________________Л.В. Пелленен
________________________2010 г.
Челябинск
2010
Приложение В
Образец оформления аннотации
АННОТАЦИЯ
Иванов И.И. Анализ влияния слухов на репутацию политической партии. – Челябинск: ЮУрГУ, ФЖ-504, 2010. – 85 с., 24 рис., 12 табл., библиогр. список – 67 наим., 12 прил., презентация. |
Ключевые слова: ...
Объектом исследования являются …
Предмет исследования ….
Цель работы – ….
Задачи работы – ….
Новизна дипломной работы заключается в …
Результаты исследования работа ориентирована на решение актуальных проблем ...
Работа может представлять интерес для ….
Приложение Г
Образец содержания дипломной работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..............................................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Сущность понятия «корпоративная культура» ……………………………………..11
1.2 Принципы формирования корпоративной культуры, её
внешние и внутренние элементы………………………………………………………….24
1.3 Характерные признаки сильной корпоративной культуры………………………….32
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ОАО «КОПЕЙСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»
2.1 Теоретико-методологические аспекты изучения корпоративной культуры ОАО «Копейский машиностроительный завод»………………………………………………..42
2.2 Диагностика системы внутренних и внешних элементов внутрикорпоративной
культуры ОАО «КМЗ» путём анализа корпоративных документов…………………….50
2.3 Анализ системы внутренних и внешних элементов корпоративной культуры
ОАО «КМЗ»…………………………………………………………………………………63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………85
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………....90
Приложение А. Образец анкеты……………………………………………………………….91
Приложение Б. Таблица контент-анализа…………………………………………….............96
Приложение Д
ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК РАБОТЫ СТУДЕНТА НАД ДИПЛОМНЫМ ПРОЕКТОМ
Сентябрь — выбор темы, заявление на имя заведующего кафедрой, назначение научного руководителя, получение задания.
Октябрь — сбор литературы по теме, изучение истории вопроса, конкретизация темы, подготовка основных элементов введения.
Ноябрь — подготовка плана дипломного сочинения и тезисов теоретической части работы.
Декабрь — подготовка теоретической части, составление программы практического исследования, согласование и утверждение программы у научного руководителя.
Январь, февраль, март — проведение исследований по теме дипломной работы в соответствии с утвержденной программой по месту прохождения преддипломной практики. Подготовка заключения к дипломной работе.
Апрель — чистовое оформление дипломной работы, подготовка краткого выступления для защиты, подготовка презентационных материалов для защиты дипломной работы, получение отзыва научного руководителя.
Апрель-Май — предварительная защита дипломной работы на кафедре МК.
Май — нормоконтроль, получение рецензии.
Май-Июнь — защита выпускной квалификационой работы на заседании ГАК.
Приложение Е
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Факультет журналистики
Кафедра массовой коммуникации
Специальность 030602 – Связи с общественностью
|
З А Д А Н И Е
на выпускную квалификационную работу студента
Иванова Ивана Ивановича |
|
1 Тема проекта
Анализ влияния слухов на репутацию политической партии |
Утверждена приказом ректора ЮУрГУ от 03 апреля 2010 г. № 1420
2 Срок сдачи студентом законченной работы 10 мая 2010 г.
3 Исходные данные к работе
Список научной литературы по исследуемой теме |
, и задание к преддипломной практике |
4 Перечень вопросов, подлежащих разработке
Перечисляются основные разделы будущей выпускной работы и т.д. |
(обязательный раздел в обзоре литературы (с учетом специфики темы) – сравнение точек зрения отечественных и зарубежных исследователей) |
5 Иллюстративный материал (плакаты, альбомы, раздаточный материал, макеты
электронные носители)
Общее количество иллюстраций |
6 Дата выдачи задания ____________________________________________________
Руководитель,
к.полит.н., доцент ______________________________________ Т.В. Ермилова
Задание принял к исполнению _____________________________ (ФИО студента)
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
Наименование этапов выпускной квалификационной работы |
Срок выполнения этапов работы |
Отметки о выполнении руководителя |
Выбор темы, заявление на имя заведующего кафедрой, назначение научного руководителя. |
30 сентября 2009г. |
|
Сбор литературы по теме, изучение истории вопроса, конкретизация темы, подготовка основных элементов введения |
30 октября 2009 г. |
|
Подготовка теоретической части работы, составление программы практического исследования, согласование и утверждение программы у научного руководителя |
30 декабря 2009 г. |
|
Проведение исследований по теме дипломной работы в соответствии с утвержденной программой по месту прохождения преддипломной практики. |
30 марта 2010 г. |
|
Подготовка практической части и заключения |
10 апреля 2010 г. |
|
Оформление дипломной работы |
19 апреля 2010 г. |
|
Предварительная защита работы |
19 апреля 2010 г. |
|
Нормоконтроль |
7 мая 2010 г. |
Заведующий кафедрой ______________________________ Е.П. Соколова
Руководитель работы ______________________________ Т.В. Ермилова
Студент ______________________________ И.И. Иванов
Приложение Ж
Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский государственный университетФакультет журналистики Кафедра массовой коммуникации |
О Т З Ы В
НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ
______________ № __________
Студента, шифр группы |
ФЖ-504 |
Фамилия, Имя, Отчество студента |
Иванов Иван Иванович |
Полное наименование специальности |
030602 «Связи с общественностью» |
Наименование темы |
|
Количество листов |
Пояснительной записки - |
Содержание отзыва: |
|
1 Актуальность тематики работы |
|
2 Степень полноты обзора состояния вопроса и корректность постановки задачи |
|
3 Уровень и корректность использования в работе методов исследований |
|
4 Степень комплексности работы, применение в ней знаний естественно-научных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин |
|
5 Ясность, четкость, последовательность и обоснованность изложения |
|
6 Применение современных компьютерных технологий |
|
7 Качество оформления работы (общий уровень грамотности, стиль изложения, качество иллюстраций, соответствие требованиям стандартов); объем и качество выполнения графического материала, его соответствие стандартам |
|
8 Оригинальность и новизна полученных результатов |
|
9 Практическая значимость |
|
10 Профессиональный уровень практической части творческой ВКР |
|
Общая оценка – отлично, хорошо, удовлетворительно (на выбор) |
|
Рекомендации: работа рекомендуется или не рекомендуется к защите в ГАК |
|
Фамилия, Имя, Отчество руководителя работы |
|
Ученое звание, ученая степень |
(Полное наименование должности) |
(личная подпись) |
(И.О.Фамилия) |
Приложение И
Р Е Ц Е Н З И Я *
НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ
Квалификационная работа выполнена
Студентом _____________________________________________________
Факультет журналистики
Кафедра массовой коммуникации Группа ФЖ-____
Специальность 030602 «Связи с общественностью»
Наименование темы: _________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Рецензент ____________________________________________________________
____________________________________________________________________
(Фамилия И.О., место работы, должность, ученое звание, ученая степень)
ОЦЕНКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Показатели |
Оценки |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
* |
|
1 Актуальность тематики работы |
|||||
2 Степень полноты обзора состояния вопроса и корректность постановки задачи |
|||||
3 Уровень и корректность использования в работе методов исследований |
|||||
4 Степень комплексности работы, применение в ней знаний естественно-научных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин |
|||||
5 Ясность, четкость, последовательность и обоснованность изложения |
|||||
6 Применение современных компьютерных технологий |
|||||
7 Качество оформления работы (общий уровень грамотности, стиль изложения, качество иллюстраций, соответствие требованиям стандартов); объем и качество выполнения графического материала, его соответствие стандартам |
|||||
8 Оригинальность и новизна полученных результатов |
|||||
9 Практическая значимость |
|||||
10 Профессиональный уровень практической части творческой ВКР |
* - не оценивать (трудно оценить)
Отмеченные достоинства . Работа полностью выполнена в соответствии с заданием. Цель, поставленная в работе, достигнута, задачи успешно решены. В работе автором четко определены объект, предмет, цель и задачи исследования, обоснованы хронологические рамки. Структура дипломной работы обоснована и подчинена решению поставленных задач. _________________________________ ______________________________________________________________________
Отмеченные недостатки __________________________________________________
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Заключение Дипломная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, представляет собой самостоятельное, творческое исследование, рекомендуется к защите и заслуживает оценки «…».
Рецензент ______________________________ ________________ 2009 г.
(подпись) (дата)
Печать организации
[1] Подробнее о типологии проблем в СИ, а также о логике и последовательности при формулировке проблемы можно прочитать здесь: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. [Текст] / В.А. Ядов – 6-е изд. – М.: ИКЦ «Академкнига»; Добросвет, 2003. – 596 с.; Ильин, В.И. Драматургия качественного полевого исследования / В.И. Ильин. – СПб.: Интерсоцис, 2006. – 256 с.
[2] Центральным понятием задачи мы можем считать то, что нам предстоит конкретно узнать. Если задача сформулирована как «выяснить степень заинтересованности студентов в образовательных услугах», то интерпретации, а в дальнейшем и операционализации подлежит словосочетание «степень заинтересованности».
[3] Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. [Текст] / В.А. Ядов – 6-е изд. – М.: ИКЦ «Академкнига»; Добросвет, 2003. – 596 с.
[4] Конечно, это не полный список требований к формулировке гипотез, более подробно с этим вопросом, а также с разновидностями гипотез можно познакомиться здесь: Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. [Текст] / В.А. Ядов – 6-е изд. – М.: ИКЦ «Академкнига»; Добросвет, 2003. – 596 с; Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. Изд. 3-е. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 480 с.; Батыгин, Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. [Текст] / Г.С. Батыгин – М.: Аспект Пресс, 1995. – 131 с.
[5] ; Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. Изд. 3-е. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С. 201
[6] Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. Изд. 3-е. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С. 201
[7] Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. [Текст] / В.А. Ядов – 6-е изд. – М.: ИКЦ «Академкнига»; Добросвет, 2003. – 596 с
[8] Паниотто, В.И. Количественные методы в социологических исследованиях / В.И. Паниотто, В.С. Максименко [Текст]. – Киев: Наукова Думка, 1986. – 206 с.
[9] Андреев, Е.А. Контент-анализ: специфика отбора источников при изучении пространства массовой коммуникации региона (на примере Челябинской области) [Текст] / Е.А. Андреев // Тенденции развития связей с общественностью и рекламы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2008. – С. 5 – 11.
* XXX – это последние три цифры из номера студенческого билета.
* Рецензия печатается на бланке организации для внешних документов!