Методические указания по выполнению контрольных работ. Тематика контрольных работ по дисциплине Культурология

СОДЕРЖАНИЕ: Отечества и культурологии угату, предполагает выполнение студентами заочной формы обучения контрольной работы по предлагаемой тематике. Зачтенная контрольная работа служит основанием для допуска студента к зачету по дисциплине. Качество контрольной работы устанавливается преподавателем на зачете

Методические указания по выполнению контрольных работ. Тематика контрольных работ

по дисциплине Культурология

Рабочая программа курса «Культурология», разработанная на кафедре истории Отечества и культурологии УГАТУ, предполагает выполнение студентами заочной формы обучения контрольной работы по предлагаемой тематике. Зачтенная контрольная работа служит основанием для допуска студента к зачету по дисциплине. Качество контрольной работы устанавливается преподавателем на зачете.

Требования к содержанию контрольной работы и последовательность ее выполнения

Содержание контрольной работы строится так, чтобы студент последовательно овладел навыками самостоятельной исследовательской деятельности, культурологическими знаниями и умениями оперировать научной информацией.

Процедура выполнения контрольной работы

1. Подбор литературы, сбор, изучение и обработка материалов. Это один из самых сложных и ответственных этапов самостоятельной работы. Может оказаться, что в библиотеке нет рекомендованных книг. В таком случае можно опираться на ту литературу, которая имеется и более или менее соответствует теме задания.

Необходимая студенту литература может быть найдена в библиотеке УГАТУ, в читальных залах Национальной библиотеки РБ им. Заки Валиди, в республиканской юношеской библиотеке, в городских и сельских библиотеках республики, а также в глобальной сети Интернет. Подбор литературы в библиотеке осуществляется с помощью алфавитного и систематического каталогов и по специальным поисковым сайтам в сети Интернет. Изучая литературу, следует делать выписки, фиксировать на бумаге собственные мысли, составлять конспекты прочитанного и тезисы разделов контрольной работы. В процессе написания контрольной работы студент должен использовать не менее 2-х наименований учебной литературы и не менее 3-х наименований научной литературы. Желательно привлечь информационные ресурсы компьютерной сети.

В процессе изучения литературы используют методы конспектирования и выписок. Конспект – это краткое выражение основного содержания статьи или книги, главного смысла, пересказанного своими словами или в виде цитат. Конспекты бывают нескольких видов: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановые конспекты - это конспектирование книги по ее плану, по разделам, главам и параграфам, такой конспект полностью отражает структуру книги. Его можно строить в форме вопросов и ответов. Второй тип конспекта представляет собой собрание цитат, которое дает основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей. Третий тип конспекта - комбинированный, сочетает цитаты с пересказом своими словами содержания отдельных разделов. И четвертый – предполагает подбор цитат из разных источников или пересказ чужих мыслей, разнесенных по рубрикам, по пунктам плана, раскрывающим содержание темы. Метод конспектирования применяют в том случае, если по теме имеется одна или две монографии, которые нужно изучить полностью, от начала до конца. Метод выписок используется в случае, если литературы по теме реферата много. Тогда отбирают самые фундаментальные работы для обстоятельного изучения и конспектирования, остальные же просматривают, делая выписки в тех случаях, когда обнаруживают необходимые для раскрытия содержания темы мысли, идеи, высказывания. Выписки делать нужно со ссылками на статью или монографию, откуда взята цитата.

2. Когда накоплен достаточный материал, можно приступать к его осмыслению и систематизации . Что значит осмысление? Что такое – смысл? М. М. Бахтин на этот вопрос ответил так: «Смысл – это то, что отвечает на какой-то вопрос. Если нечто ни на какой вопрос не отвечает, то оно лишено смысла. Таким образом, осмысление – это поиски ответов на вопросы, нас интересующие. Следовательно, у автора должен быть свой интерес к рассматриваемой теме, отражающий его потребности. Тогда возникнут вопросы, и в ответ на них появится смысл». Исходя из поставленных задач, в ходе осмысления материала отыскиваются ответы на вопросы: “что? где? когда? почему? зачем и для какой цели?”

3. После того, как осмыслена и систематизирована литература по теме задания, студент может приступить к научной обработке материала и составлению плана контрольной работы .

План отражает в концентрированном виде его суть. Это схематическое выражение того, что хочет сказать автор. Учитывая ограниченный объем внимания человека, план должен быть лаконичным, чтобы можно было, взглянув на него, легко понять, что стоит за ним, что будет раскрыто в тексте.

План может составляться разными путями:

· первый путь – взять за исходную точку избранную тему и, исходя из нее, сформулировать цель и задачи, они дадут названия разделов и параграфов;

· второй путь – исходить из собранного материала, логика которого подскажет структуру изложения;

· третий – смешанный, сочетающий тот и другой подходы.

Обычная структура плана включает в себя:

1. Введение, в котором содержатся обоснование темы и ее значимости, объяснение причин, почему выбрана именно данная тема, чем обусловлен интерес к ней. Затем дается обзор литературы по выбранной теме. Хорошо бы предложить классификацию существующих точек зрения на проблему, если она достаточно хорошо изучена. Если же она изучена плохо, не привлекала к себе внимание ученых, то это нужно отметить, ибо возможность для творчества здесь увеличивается. Во введении должна быть четко сформулирована цель, которую автор ставит перед собой, и с помощью каких задач она будет реализоваться. Объем этой части составляет 2-3 страницы.

2. Основная часть обычно состоит из двух разделов: а) теоретического осмысления проблемы и б) изложения эмпирического, фактического материала, который аргументировано подтверждает изложенную в первом разделе основной части теорию. При этом нужно отметить, что цитата с оценочным суждением не считается аргументом, хотя приведением суждений авторитетных ученых часто злоупотребляют, считая, что чем авторитетнее мнение, тем оно убедительнее. Основная часть должна соотноситься с поставленными задачами. Возможна даже разбивка основной части на столько параграфов (подразделов), сколько поставлено задач.

3. Заключение содержит результаты осмысления проблемы, выводы, к которым приходит автор контрольной работы, а также оценку значимости этих выводов для практики или для дальнейшего изучения проблемы. Выводы должны прямо соответствовать поставленным задачам. Если же такого соответствия нет, то необходимо вернуться к введению и переформулировать задачи, чтобы добиться этого соответствия. Заключение состоит из 1-2 страниц.

4. Когда материал собран, осмыслен, составлен план, можно приступать к его изложению . Контрольная работа должна строиться как движение от общего к частному. В процессе рассмотрения вопросов темы студент должен показать знание основ культурологии, содержание и взаимосвязь ее основных категорий. Важно на материале темы раскрыть сложный многоуровневый, многокомпонентный характер культуры, выявить логическую и структурную связь названного в теме компонента культуры с другими ее составляющими.

Важным показателем качества выполненной работы считается стиль изложения материала, поэтому после написания чернового текста следует сделать авторское редактирование. Критически переосмыслив текст, необходимо упорядочить его в стилевом и содержательном отношениях, убрать лишнее, исключить повторения, отклонения от темы задания. Во время редактирования текста целесообразно сверить с первоисточником используемые цитаты, подумать об использовании таблиц, графиков, рисунков, схем.

Оформление контрольной работы

Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям стандарта. Объем – 25-30 страниц рукописного текста или 15-20 машинописного. Текст контрольной работы пишется четким, разборчивым почерком на одной стороне стандартного машинописного листа, соблюдая поля: левое поле – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм и нижнее 25 мм. Все страницы нумеруются в правом верхнем углу арабскими цифрами.

Текст в распечатанном виде должен соответствовать требованиям: шрифт Times New Roman, 14 пт, интервал полуторный, абзацный отступ 1,27 см, выравнивание по ширине. Текстовый редактор Word 6,0 или 7,0.

В конце помещается список использованной литературы. Он составляется в алфавитном порядке в следующей последовательности: документы, энциклопедии, словари, справочники, монографии, учебные пособия, журнальные и газетные статьи, сайты сети Интернет. Титульный и последний листы должны быть из плотной бумаги, вся работа – прошнурована или переплетена.

ОБРАЗЕЦ

ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

__________________________________________________________

Министерство образования и науки Российской Федерации

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории Отечества и культурологии

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

(название контрольной работы)

Выполнил студент II курса

гр. _______ Иванов С. П.

Октябрьское представительство УГАТУ

Проверил

преподаватель Ширяев Л. А.

Уфа 2007

ОБРАЗЕЦ

ОФОРМЛЕНИЯ ОГЛАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ «РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА»

Введение

3-5

1. Специфика религиозной культуры

6-11

2. Христианство и культура

12-20

3. Религия и будущее культуры

21-28

Заключение

29-30

Список литературы

31

ОБРАЗЕЦ

ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Золкин А.Л. Культурология. – М., 2001.

2. Культурология: Курс лекций / Под ред. Радугина А.А. – М., 2005.

3. Немировская Л.З. Культурология: Учебное пособие. – Ростов на/Д, 1999.

4. Культурология: Учебник для технических вузов /Под ред. Багдасарьян Н.Г. – М., 1998.

5. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник. – М., 1999.

6. Культурология /Под ред. А.Н. Марковой. – М., 2000.

7. Культурология. ХХ век: Словарь. – СПб., 1997.

8. Культурология. ХХ век: Энциклопедия. В 2 т. – СПб., 1997-1998.

Выполненная контрольная работа отсылается или передается в заочное отделение факультета или представительство УГАТУ для рецензирования.

Если работа «зачтена», но рецензент сделал замечания по отдельным вопросам, то студент должен учесть их при подготовке к зачету.

Если работа «зачтена условно», то студент должен дополнительно изучить указанную рецензентом литературу и представить преподавателю дополнения к контрольной работе перед экзаменом.

Если контрольная работа «не зачтена», студент должен написать новую контрольную работу с учетом замечаний рецензента и, приложив к ней первый вариант с рецензией, выслать или передать ее в учебное подразделение УГАТУ (заочное отделение факультета, филиал или представительство) для повторной проверки.

По всем вопросам, возникающим в процессе выполнения контрольной работы можно и нужно обращаться к преподавателю в дни установленных учебным подразделением УГАТУ консультаций.

К зачету студент допускается только с зачтенной контрольной работой.

Тематика контрольных работ

Тема 1. Структура современного культурологического знания.

План.

1.Философия культуры.

2.История культуры.

3.Социология культуры.

4.Культурная антропология.

Литература.

1.Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. – СПб.: Университетская книга, 1998.

2.Культурология в вопросах и ответах / Под ред. проф. Г.В. Драча. – М.: Гардарика, 2002.

3.Теоретическая культурология. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

Тема 2. Понятие культуры.

План.

1. Историческое развитие понятия «культура».

а) понимание культуры в эпоху античности;

б) понимание культуры в эпоху средневековья;

в) осмысление культуры в эпоху нового времени.

2. Современные подходы к пониманию культуры.

3. Сущность культуры.

Литература.

1.Хрестоматия по культурологи: Учеб. пособие / Отв. ред. Радугин А.А.– М.: Центр, 1998.

2.Кравченко А.И. Культурология. – М.: Проспект, 2005.

3.Культурология в вопросах и ответах / Под ред. проф. Драча Г.В. – М.: Гардарики, 2003.

4.Теоретическая культурология. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

Тема 3. Структура культуры.

План

1.Материальная культура.

2.Духовная культура.

3.Массовая культура.

4.Элитарная культура.

5.Религиозная культура.

Литература.

1.Хрестоматия по культурологи: Учеб. пособие / Отв. ред. Радугин А.А.– М.: Центр, 1998.

2.Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х тт. – СПб.: Университетская книга, 1999.

3.Кравченко А.И. Культурология. – М.: Проспект, 2005.

4.Теоретическая культурология. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

Тема 4. Функции культуры.

План

1.Мировоззренческая функция.

2.Коммуникативная функция.

3.Ценностная функция.

4.Семиотическая функция.

Литература.

1.Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб.: Питер, 2005

2.Кравченко А.И. Культурология. – М.: Проспект, 2005.

3.Теоретическая культурология. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

Тема 5. О.Шпенглер о культуре.

План

1.Книга О.Шпенглера «Закат Европы» как культурное событие XX века.

2.Уникальность конкретно-исторических культур.

3.Понятие «душа» – выражение качественного своеобразия культуры.

4.Характеристика основных культурных типов.

Литература

1.Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издат. фирма, 1993 (или любое издание).

2.Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – 2-е изд., переработ. и дополн. – СПб.: Питер, 2005.

3.Мамонтов С.П. Основы культурологии. Учебник. – М.: Олимп, Инфра-М, 2005.

Тема 6. Марксистская концепция культуры.

План

1.Методологические принципы марксистской культурологии.

2.Деятельностный подход к культуре.

Литература.

1.В.И. Ленин. О культуре. – М.: Политиздат, 1985.

2.К.Маркс. Тезисы о Фейербахе. Сочинения. Т.3.

3.Марксистско-ленинская теория культуры. – М.: Политиздат, 1984.

4.Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие / И.Т. Пархоменко, А.А.Радугин. – М.: Центр, 2001.

Тема 7. Западноевропейские концепции игровой культуры.

План

1. Игра – основа развития всех форм культуры (Ф.де Соссюр, Е.Финк, Г.Гессе, Ж.Деррида и др.)

2. Культурологическая проблематика игровой концепции Й.Хейзинги.

Литература.

1.Й.Хейзинга. «Homo Ludens» (Человек играющий). – М.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.

2.Хрестоматия по культурологи: Учеб. пособие / Отв. ред. Радугин А.А.– М.: Центр, 1998.

3.Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – 2-е изд., переработ. и дополн. – СПб.: Питер, 2005.

Тема 8. Антропологическое направление в изучении культуры.

План.

1.Э.Тейлор – основоположник эволюционизма.

2.Антропологические школы (Г.Спенсер, Д.Фрэзер; Л.Уайт, Ф.Боас).

Литература

1.Тейлор Э. Первобытная культура. – М.: Политиздат, 1989.

2.Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культуры. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000.

3.Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – 2-е изд., переработ. и дополн. – СПб.: Питер, 2005.

Тема 9. Психоаналитическая культурология.

План.

1. Формирование психологической теории культуры.

2. Понимание культуры в учении З.Фрейда.

3. К.Юнг об архетипах культуры.

Литература

1.Хрестоматия по культурологи: Учеб. пособие / Отв. ред. Радугин А.А. – М.: Центр, 1998.

2.Юнг К. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991.

3.Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – 2-е изд., переработ. и дополн. – СПб.: Питер, 2005.

Тема 10. Структурно-функциональный подход к пониманию культуры.

План.

1.Основные принципы структурного метода исследования.

2.Структура как относительно устойчивая совокупность отношений.

3.К.Леви-Строс о происхождении и механизме развития культуры.

Литература

1.Леви-Строс К. Структурная антропология. – М.: Наука, 1983.

2.Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – 2-е изд., переработ. и дополн. – СПб.: Питер, 2005.

3.Мамонтов С.П. Основы культурологии: Учебник. – М.: Олимп, Инфра-М, 2005.

Тема 11. Русская религиозная философия и культура.

План.

1.Характерные черты богословского понимания культуры в философии В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Л.П.Карсавина, И.А.Ильина, Г.П.Федотова, А.Ф.Лосева.

2.Культурология П.А.Флоренского.

Литература

1.Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х тт. – СПб.: Университетская книга, 1999.

2.Емельянов Б.В., Любутин К.Н., Русаков В.М. Саранчин Ю.К. История русской философии. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

3.Фараджев Н.В. Русская религиозная философия. – М.: «Весь мир», 2002.

4.Мамонтов С.П. Культурология: Учебник. – М.: Олимп, Инфра-М, 2005.

Тема 12. Культурологические проблемы в работе М.Вебера «Наука как призвание и профессия».

План.

1.Специфика современного «научного производства».

2.Прогресс в науке и художественном творчестве.

3.Смысл науки как профессии.

Литература

1.Вебер М. «Наука как призвание и профессия» // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Просвещение, 1990. – С.707-734.

2.Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г.Богдасарьян. – М.: Высш.шк., 2005.

3.Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х тт. – СПб.: Университетская книга, 1999.

Тема 13. История культурологии в лицах. Г.П. Федотов о русском национальном характере.

План.

1.Жизненный путь Г.П. Федотова.

2.Русский национальный характер.

3.Перспективы развития русской культуры.

Литература

1.Г.П. Федотов . Письма о русской культуре // Г.П.Федотов. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2-х т. – С.-Пб.: София, 1992. Т.2. (или любое издание).

2.Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – 2-е изд., переработ. и дополн. – СПб.: Питер, 2005.

3.Мамонтов С.П. Основы культурологии: Учебник. – М.: Олимп, Инфра-М, 2005.

Тема 14. Культура Древней Месопотамии.

План.

1.Убейдская цивилизация. Мировоззренческие основы культуры Древнего Шумера.

2.Характерные черты культуры Древнего Вавилона.

3.Ассирийская культура.

Литература

1.История мировой и отечественной культуры: Учебно-методическое пособие / Сост. О.Б.Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004.

2.Гуляев В.И. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории. – М.: Алетейа, 2004.

3.Любимов Л.Б. Искусство древнего мира. – М.: Просвещение, 2004.

Тема 15. Культура Древнего Египта.

План.

1.Культура Древнего царства.

2.Культура Среднего царства.

3.Культура Нового царства.

Литература

1.Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта. В 2 т. – Минск: Харвест, 2002.

2.Кадыров А.М. Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004.

3.Эренгросс Б.А., Арсеньев В.Р., Воробьев Н.Н. Мировая художественная культура. В 2 т. – М.: Высшая школа, 2005.

Тема 16. Культура Древней Индии

План.

1.Индская цивилизация.

2.Культура Индии «ведийского периода».

3.Культура Индии «буддийского периода».

4.Культура Индии «классической эпохи».

Литература

1.Альбедиль М.Ф. Буддизм. – СПб.: Питер, 2006.

2.Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Книжный дом “Университет”, 2004.

3.История мировой и отечественной культуры: Учебно-методическое пособие / Сост. О.Б.Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004.

4.Кадыров А.М. Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004.

Тема 17. Культура Древнего Китая.

План.

1.Культура эпохи Шан-Инь.

2.Культура Китая эпохи Чжоу и Чжаньго.

3.Культура эпохи Цинь и Хань.

Литература.

1.Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Книжный дом “Университет”, 2004.

2.История мировой и отечественной культуры: Учебно-методическое пособие / Сост. О.Б.Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004.

3.Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

Тема 18. Культура Древней Греции

План

1.Крито-микенская цивилизация.

2.Культура архаической Греции.

3.Культура классической Греции.

4.Эллинистическая культура.

Литература

1.Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. – М.: ЮНИТИ, 2005.

2.Эренгросс Б.А., Арсеньев В.Р., Воробьев Н.Н. Мировая художественная культура. В 2 т. – М.: Высшая школа, 2005.

3.Шаяхметова А.М. Античная культура и ее влияние на культуру последующих веков. – Уфа: УГАТУ, 1995.

Тема 19. Культура Древнего Рима

План

1.Римская культура царского периода.

2.Культура Римской республики.

3.Культура Римской империи.

Литература

1.Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. – М.: ЮНИТИ, 2005.

2.Эренгросс Б.А., Арсеньев В.Р., Воробьев Н.Н. Мировая художественная культура. В 2 т. – М.: Высшая школа, 2005.

3.Шаяхметова А.М. Античная культура и ее влияние на культуру последующих веков. – Уфа: УГАТУ, 1995.

Тема 20. Возникновение христианства. Его социокультурные последствия

План

1.Личность Иисуса Христа.

2.Учение Иисуса Христа.

3.Христианское искусство.

Литература

1.История мировой и отечественной культуры: Учебно-методическое пособие / Сост. О.Б.Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004.

2.Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. – СПб.: «Лига Плюс», 1999.

3.Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. – М.: Изд-во во имя святого князя Александра Невского, 1997.

4.Феклина О.Б. Христианство и культура: Учеб. пособие / УГАТУ. – Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т, 1999.

Тема 21. Культура Византии.

План

1.Особенности византийской культуры.

2.Ранневизантийская культура.

3.Культура Византии среднего периода.

Литература

1.Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев: «Путь к истине», 1991.

2.История мировой и отечественной культуры: Учебно-методическое пособие / Сост. О.Б.Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004.

3.Каждан А.П. Византийская культура. – СПб.: Питер, 2000.

4.Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. – М.: ЮНИТИ, 2005.

Тема 22. Исламское искусство.

План.

1.Характерные черты исламской культурно-религиозной традиции.

2.Исламская архитектура.

3.Особенности мусульманского изобразительного искусства.

Литература

1. Искусство. Большой энциклопедический словарь. – М.: ООО «Издательство АСТ», Издательство «Внешсигма», 2001.

2. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М.: Изд. МГТУ, 1992.

3. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2001.

4. Садохин А.П. Мировая художественная культура. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2006.

Тема 23. Средневековая культура Арабского Востока.

План

1. Арабский Восток – родина ислама.

2. Характерные черты арабской культуры.

а) литература

б) наука

в) быт и нравы арабов.

Литература

1. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М.: Изд. МГТУ, 1992.

2. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2001.

3. История мировой и отечественной культуры: Учебно-методическое пособие / Сост. О.Б.Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004.

4. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. – М.: ЮНИТИ, 2005.

Тема 2 4. Титаны Возрождения: жизнь и творчество.

План

1.Значение эпохи Возрождения в мировой культуре.

2.Жизнь и творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. (По выбору)

а) жизненный путь;

б) вклад в развитие культуры.

Литература

1.Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения: В 2 кн. – М.: Терра – Книжный клуб, Республика, 1998.

2.Ильина Т.В. История искусства. Западноевропейское искусство. 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2005.

3.Мировая художественная культура / Под ред. Б.А. Эренгросс. – М.: Высшая школа, 2006.

Тема 2 5 . Европейская культура нового времени.

План

1.Культура Западной Европы XVII века.

2.Культура эпохи Просвещения.

3.Культура Западной Европы XIX века.

Литература

1.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2005.

2.История мировой и отечественной культуры: Учебно-методическое пособие / Сост. О.Б.Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004.

3.Паниотова Т.С. Европейская культура нового времени // История мировой культуры / Ред. Г.В.Драч. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

4.Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск: ВО «Наука». Сбирская издат. фирма, 1993 (или любое издание).

Тема 2 6 . Европейская культура XX века.

План.

1.Глобальные проблемы современной культуры.

2.Культура модерна.

3.Культура постмодерна.

Литература

1.История мировой и отечественной культуры: Учебно-методическое пособие / Сост. О.Б.Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004.

2.Кадыров А.М. Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004.

3.Культурология в вопросах и ответах / Под ред. проф. Драча Г.В. – М.: Гардарики, 2003.

4.Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: Изд. МГУ, 1993.

Тема 2 7 . Культура Руси до монгольского нашествия

План.

1.Культура восточных славян.

2.Культура Киевской Руси.

3.Культура русских земель и княжеств периода раздробленности.

Литература

1.Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.

2.Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М.: Искусство, 1993.

3.История мировой и отечественной культуры: Учебно-методическое пособие / Сост. О.Б.Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004.

4.Кадыров А.М. Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004.

5.Кондаков И.В. Культурология: история культуры России. – М.: ИКФ Омега-Л, Высш. шк., 2003.

Тема 28. Русская культура XIII - XVII вв.

План

1.Русская культура XIII – XV вв.

2.Культура Российского государства XVI в.

3.Культура России XVII в.

Литература

1.Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.

2.Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М.: Искусство, 1993.

3.История мировой и отечественной культуры: Учебно-методическое пособие / Сост. О.Б.Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004.

4.Кадыров А.М. Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004.

5.Кондаков И.В. Культурология: история культуры России. – М.: ИКФ Омега-Л, Высш. шк., 2003.

Тема 29. Культура России XVIII века

План.

1.Культура нового времени в России как культурно-историческая эпоха.

2.Культура России конца XVII – 1 четв. XVIII в.

3.Культура России середины – 2 пол. XVIII в.

Литература

1.Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.

2.История мировой и отечественной культуры: Учебно-методическое пособие / Сост. О.Б.Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004.

3.Кадыров А.М. Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004.

4.Кондаков И.В. Культурология: история культуры России. – М.: ИКФ Омега-Л, Высш. шк., 2003.

Тема 30 . Культура России XIX века

План.

1.Культура России 1 пол. XIX века.

2.Культура России 2 пол. XIX века.

Литература

1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.

2. История мировой и отечественной культуры: Учебно-методическое пособие / Сост. О.Б.Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004.

3. Кадыров А.М. Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004.

4. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России. – М.: ИКФ Омега-Л, Высш. шк., 2003.

Тема 31. Отечественная культура новейшего времени

План

1.Основные этапы, достижения и проблемы советской и постсоветской культуры.

2.Тенденции развития современной российской культуры.

Литература

1.Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.

2.История мировой и отечественной культуры: Учебно-методическое пособие / Сост. О.Б.Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004.

3.Кадыров А.М. Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004.

4.Кондаков И.В. Культурология: история культуры России. – М.: ИКФ Омега-Л, Высш. шк., 2003.

Тема 3 2. Развитие культуры в СССР.

План

1.Основные факторы развития советской культуры.

2.Культура СССР в 1920-40-е годы.

3.Достижения советской культуры в 1950-80-е годы.

Литература

1.Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.

2.История мировой и отечественной культуры: Учебно-методическое пособие / Сост. О.Б.Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004.

3.Кадыров А.М. Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004.

4.Кондаков И.В. Культурология: история культуры России. – М.: ИКФ Омега-Л, Высш. шк., 2003.

Тема 33. Культура 2-й половины XX – XXI веков.

План

1.Постмодернизм.

2.Футурологические концепции перспектив развития человечества.

3.Культура начала XXI века.

Литература

1.Кадыров А.М. Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004.

2.Культурология в вопросах и ответах / Под ред. проф. Драча Г.В. – М.: Гардарики, 2003.

3.Культурология. Курс лекций / Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 2005.

4.Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. – М.: ЮНИТИ, 2005.

Тема 34. Культура общения.

План

1.Общение как форма человеческой активности. Формы общения.

2.Культура общения в деловой сфере.

3.Виды и способы делового общения.

Литература

1.Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать на них влияние. – М.: 2000. (любое издание).

2.Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 1996.

3.Психология и этика делового общения. Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Тема 35. Личность и культура.

План

1.Понятие «личность». Личность как творец и творение культуры.

2.Социализация и индивидуализация личности.

3.Жизненные установки и ценностные ориентации личности.

Литература

1.Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М.: Аспект-Пресс, 2000.

2.Кон И. Социология личности. М., 2002.

3.Кравченко А.И. Культурология. – М.: Проспект, 2005.

4.Культурология в вопросах и ответах / Под ред. проф. Драча Г.В. – М.: Гардарики, 2003.

Тема 36. Развитие естественных и технических наук
в России (XIX-XX вв).

План

1.Основные этапы научно-технической революции.

2.Развитие науки в России в XIX в.

3.Развитие естественных наук и научно-технический прогресс в СССР и России в XX в.

Литература

1.Алдашова Е.Н. Роль естественнонаучных учреждений в создании научного центра в Республике Башкортостан. Часть I. – Уфа: ВЭГУ, 2006.

2.Культурология. Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г.Багдасарьян – М.: Высшая школа, 2005.

3.От мечты к реальности: научно-техническое творчество создателей авиационной и ракетно-космической техники (к 100-летию со дня рождения С.П.Королева). Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: УГАТУ, 2006.

Тема 37. Культура Башкортостана в IX-XV вв.

План

1.Материальная культура башкир.

2.Формирование этнического самосознания. Особенности исламской культуры башкир.

3.Основные достижения духовной культуры башкир.

Литература

1.Башкортостан: краткая энциклопедия. – Уфа: Гилем, 1996.

2.История Башкортостана с древнейших времен до 1861 г. / Отв. ред. Х.Ф.Усманов. – Уфа: Гилем, 1996.

3.Мигранова Э. Традиционный и гостевой застольный этикет башкир // Ватандаш. 2003. № 1. С.84-94.

4.Назарова Э. Архетипы и символы в эпосе «Урал-батыр» // Ватандаш. 2001. № 9. С.78-91.

5.Хрестоматия по истории и культуре Башкортостана / Отв. ред. К.З.Хисаметдинова. – Уфа: Гилем, 1996.

Тема 38. Культура Башкортостана в XVI-XIX вв.

План

1.Добровольное вхождение башкир в состав Русского государства и его влияние на развитие национальной культуры.

2.Башкирские восстания и их отражение в народном творчестве.

3.Основные достижения материальной и духовной культуры.

Литература

1.Исторический опыт, проблемы и перспективы сотрудничества народов России и Башкортостана. Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 450-летию присоединения Башкортостана к Русскому государству. – Уфа: БИРО, 2006.

2.История Башкортостана с древнейших времен до 1861 г. / Отв. ред. Х.Ф.Усманов. – Уфа: Гилем, 1996.

3.Ямалов М. Историческая социальная память в системе национальной культуры // Ватандаш. 2004. №9. С.11-19.

Тема 3 9 . Культурологический аспект проблемы добровольного вхождения Башкортостана в состав Русского государства.

План

1.Формирование национального самосознания башкир в XVI в.

2.Основные исторические вехи взаимодействия башкир и России.

3.Развитие и сохранение национальных культур различных народов Башкортостана на современном этапе.

Литература

1.Алдашова Е.Н. О приоритетах государственной политики Республики Башкортостан (конец XX– начало XXI вв.): Учебно-методическое пособие. – Уфа: БИРО, 2005.

2.Исторический опыт, современное состояние и перспективы сотрудничества народов России и Башкортостана: Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкир в состав Русского государства. – Уфа: БИРО, 2006.

3.Межнациональные отношения в полиэтническом регионе: проблемы и пути оптимизации: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Уфа: Инфортрени…., 2000.

Тема 40. Культура Башкортостана советского периода.

План

1.Основные направления формирования духовной культуры в Башкирии (1917-1985 гг.)

2.Духовный вклад БАССР в победу в Великой Отечественной войне.

3.Культура Башкирии в 1945-1985 гг.

Литература

1.Хрестоматия по истории и культуре Башкортостана. 1917-200 / Отв. ред. З.Г. Ураксин. – Уфа: Гилем, 2005

2.Башкортостан: краткая энциклопедия. – Уфа: Гилем, 1996.

3.Валеев И. Мустай Карим о проблемах межнациональных отношений в башкирской этнопедагогической культуре // Ватандаш. 2004. №10. С.77-93.

4.Культура Башкортостана. 1917-2002. Учебное пособие для вузов. / Отв. ред. З.Г.Ураксин, М.З.Хисаметдинова. – Уфа: Гилем, 2002.

Тема 41. Ислам в Башкирии.

План

1.Проникновение ислама и его влияние на духовную культуру башкир в IX – XIV вв.

2.Ислам среди башкир в XV-XVIII вв.

3.Влияние ислама на культуру башкирского народа в XIX –XX вв.

4.Ислам и современный Башкортостан.

Литература

1.Хрестоматия по истории и культуре Башкортостана. 1917-200 / Отв. ред. З.Г. Ураксин. – Уфа: Гилем, 2005

2.Башкортостан: краткая энциклопедия. – Уфа: Гилем, 1996.

3.Культура народов Башкортостана с древнейших времен до современности. Краткий словарь-справочник. – Уфа: Издательство «Башкортостан», 1999.

4.Хисаметдинова Ф.Г., Ураксин З.Г. История и культура Башкортостана: Учебное пособие. – Уфа: Гилем, 2003.

Тема 42. Монастырь как центр духовной культуры.

План

1.История возникновения монашества на Руси .

2.Монастыри Уфимской епархии в XVI-XX вв.

а) миссионерская деятельность в Уфимской епархии;

б) благотворительность монастырей;

в) духовное просвещение.

Литература

1.Зимина Н.П. Богородице-Одигитриевский чувашский мужской монастырь и его значение в истории духовной культуры Башкирии. (К вопросу о традициях межнациональных и межконфессиональных отношений народов Республики Башкортостан) // Традиции взаимовлияния культур народов на Южном Урале: Сб. научных статей. – Уфа: Информреклама, 2006.

2.Зимина Н.П. Восточно-русское культурно-просветительное Общество (1916-1919 гг.) и его духовно-историческое наследие // Традиции взаимовлияния культур на Южном Урале: Сб. научных статей. – Уфа: Информреклама, 2006.

3.Феклина О.Б. История Уфимской епархии накануне и после революции 1917 года. (Краткий исторический очерк) // Актуальные вопросы истории и культуры Башкортостана (1917-1940 гг.): Сборник научных трудов. – Уфа: РИО БашГУ, 2004.

4.Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. – М.: Бол. Рос. энциклопедия, 1995. – Т.2. С. 160-166.

Тема 43. Актуальные проблемы культуры на рубеже XX-XXI вв.

План

1.Основные особенности и черты культуры XX века.

2.Глобальные проблемы современности и исторические судьбы культуры.

3.Достижения и проблемы культуры к началу XXI века.

Литература

1.Кадыров А.М. Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004.

2.Культурология в вопросах и ответах / Под ред. проф. Драча Г.В. – М.: Гардарики, 2003.

3.Культурология: учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Когана. – М: Высшее образование, 2005.

Тема 44. Роль техники в развитии культуры

План

1.Понятие «техника».

2.Диалектика взаимодействия техники и культуры.

3.Перспективы развития человечества в техногенной цивилизации.

Литература

1.Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры. – М.: Изд. Ун-та дружбы народов, 1989.

2.Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2003.

3.Культурология. Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2005.

Скачать архив с текстом документа